Ст 2851 ук рф комментарий

Статья 345. Оставление погибающего военного корабля

Оставление погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, а равно лицом из состава команды корабля без надлежащего на то распоряжения командира —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Комментарий к Ст. 345 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — установленный порядок несения военной службы на военном корабле, обеспечивающий безопасность оставления корабля.

Данное преступление относится к преступлениям средней тяжести.

Предмет преступления — погибающий военный корабль.

Корабельный устав Военно-Морского Флота Российской Федерации устанавливает обязанность командира принимать все меры к спасению корабля при обстоятельствах, угрожающих его гибели, запрещение оставлять гибнущий корабль, не выполнив всех своих обязанностей и в первую очередь не приняв мер к спасению личного состава, пассажиров и ценного военного имущества. Устав также указывает, что лицо из состава команды корабля не может самовольно прекратить выполнение своих обязанностей и без распоряжения командира не должно покидать гибнущий военный корабль.

Все члены экипажа обязаны точно и своевременно выполнять свои функциональные обязанности на корабле и нести ответственность за неисполнение своих обязанностей и приказов командиров и начальников. Этим обусловлен запрет лицу из состава команды корабля ни при каких обстоятельствах, в том числе в условиях, грозящих гибелью кораблю, самовольно прекращать без разрешения командира погибающего военного корабля исполнение возложенных на него обязанностей.

Обязательные признаки состава преступления — наличие обстоятельств, угрожающих гибелью корабля, а также наличие у командира реальной возможности выполнить все предписываемые ему действия.

Оба этих признака должны быть в наличии. Оставление корабля при условии выполнения всех обязанностей, равно как и неисполнение всех обязанностей, если командир еще не сошел с корабля, не образует состава преступления.

2. Объективная сторона преступления — оставление командиром погибающего военного корабля, не выполнившим до конца свои служебные обязанности по предотвращению гибели корабля, спасению личного состава, оружия, имущества, вахтенного и навигационного журналов, секретных документов, приборов и аппаратуры, находящихся на корабле, выражается в оставлении любым способом борта корабля с одновременным прекращением действия по спасению погибающего корабля при наличии объективной возможности продолжить исполнение возложенных на него обязанностей по спасению погибающего военного корабля, состава команды и других лиц, находящихся на корабле, и вышеназванных ценностей, а также оставление погибающего военного корабля лицом из состава команды корабля без надлежащего на то распоряжения командира.

В комментируемой статье не названы последствия преступления. Однако при гибели военного корабля из-за непринятия командиром мер, которые он должен и мог предпринять и которые могли бы предотвратить полностью или частично наступившие вредные последствия, когда такие последствия наступают, они могут быть вменены командиру военного корабля в вину лишь в том случае, если не исполненная им обязанность породила с неизбежностью наступление этих последствий. Наступившее последствие полностью охватывается комментируемой статьей и в дополнительной квалификации не нуждается.

Преступление считается оконченным с момента неправомерного оставления корабля.

Не признается оставлением погибающего корабля как командиром корабля, так и лицом из состава команды корабля, если они оказались за бортом корабля в результате сброса в море ураганным ветром, взрыва, были смыты волной и т.п. и не имели возможности возвратиться к месту исполнения своих обязанностей на корабле.

3. Субъект преступления — специальный: командир военного корабля, назначенный на эту должность в установленном порядке, а равно лицо из состава команды корабля.

4. С субъективной стороны оставление погибающего корабля командиром может быть совершено как умышленно (прямой или косвенный умысел), так и по неосторожности, а лицом из состава команды — умышленно (прямой умысел). Оставление командиром погибающего корабля с прямым умыслом может быть результатом трусости, неверия в возможность спасти корабль, стремления остаться в живых. Прямой умысел характеризуется тем, что командир сознает общественную опасность своего действия, предвидит опасные последствия и, несмотря на это, желает оставить погибающий корабль. При оставлении командиром, не выполнившим до конца свои служебные обязанности, погибающего военного корабля с косвенным умыслом командир сознает опасность своего действия (оставления корабля), предвидит возможность наступления вредных последствий, но безразлично относится к этому и покидает корабль.

Комментарий к статье 285.1 УК РФ. Нецелевое расходование бюджетных средств

1. Одним из принципов бюджетной системы РФ являются адресность и целевой характер бюджетных средств (ст. ст. 28 и 38 Бюджетного кодекса РФ), означающие, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджета с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Бюджетные средства (бюджетные ассигнования) — средства бюджетов разных уровней (федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов), направляемые на развитие экономики, финансирование социально-культурных мероприятий, оборону страны, содержание органов государственной власти и управления.

Бюджетная роспись — документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с Бюджетным кодексом в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета), устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ. После утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит ее показатели до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств.

Получателями бюджетных средств являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета (ст. 6 Бюджетного кодекса ). Бюджетным учреждением признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетного кодекса ).

2. Основным объектом посягательства при совершении преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК, являются интересы государственной и муниципальной службы, нормальная деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений. Нецелевое расходование бюджетных средств способно существенно отрицательно повлиять на работу этих органов и учреждений.

3. Нецелевое расходование бюджетных средств означает трату, употребление их на любые цели, не соответствующие условиям получения этих средств бюджетным учреждением или организацией, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, иным документом, являвшимся основанием для получения бюджетных средств. Криминообразующим признаком, отличающим преступление от административного правонарушения, в данном случае является размер — сумма бюджетных средств, израсходованных не по целевому назначению, которая должна превышать 1,5 млн. руб. (ч. 1 ст. 285.1) либо 7,5 млн. руб. (ч. 2 ст. 285.1). Данная сумма может образоваться при нецелевом расходовании по различным статьям утвержденной сметы доходов и расходов.

Наступления каких-либо особых последствий для признания наличия в действиях соответствующего субъекта состава нецелевого расходования бюджетных средств не требуется. Преступление окончено в момент списания бюджетных средств со счета организации.

4. Субъектом преступления является должностное лицо организации — получателя бюджетных средств, обладающее правом распоряжения этими средствами. Поскольку расходные документы подписываются руководителем организации (либо его заместителем), а также главным (старшим) бухгалтером, именно эти должностные лица государственных и муниципальных органов и учреждений, соответствующие командиры и финансисты воинских подразделений могут быть субъектами рассматриваемого преступления.

5. Преступление совершается умышленно, мотивы и цели совершения данного деяния могут быть любыми, они не имеют значения для квалификации содеянного.

Нецелевое расходование бюджетных средств может быть оправдано только в ситуации крайней необходимости (см. ст. 39 УК и комментарий к ней).

6. Помимо особо крупного размера квалифицирующим обстоятельством по ч. 2 ст. 285.1 является также совершение преступления группой лиц по предварительному сговору. С учетом особенностей объективной стороны соисполнителями преступления — участниками группы могут быть лишь должностные лица, отвечающие признакам специального субъекта этого преступления.

7. Нецелевое расходование бюджетных средств необходимо отграничивать от хищений бюджетных средств, совершенных с использованием служебного положения, руководствуясь при этом признаками хищения чужого имущества, сформулированными в примечании 1 к ст. 158 УК (см. комментарий к ней), и от использования государственного целевого кредита не по прямому назначению (см. комментарий к ст. 176). Бюджетные средства, о которых говорится в ст. 285.1, не являются кредитом и предоставляются не на условиях их возвратности.

8. Поскольку комментируемая статья предусматривает ответственность за нецелевое использование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств, можно предположить, что нецелевое использование бюджетных средств, совершенное должностным лицом главного распорядителя или распорядителя бюджетных средств, не подпадает под действие ст. 285.1 и должно квалифицироваться как превышение должностных полномочий по ст. 286 УК.

Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285х УК).

Предмет бюджетные средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Обязательным признаком является крупный размер бюджетных средств (более 1 млн 500 тыс. руб.). При отсутствии этого признака наступает административная ответственность по ст. 15.14 КоАП.

Объективная сторона (ч. 1 ст. 285 1 УК) характеризуется действиями, состоящими в расходовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения таких средств.

В соответствии со ст. 6 БК бюджет это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетная роспись документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств в целях исполнения бюджета по расходам. Любые изменения, связанные с исполнением бюджета, должны обязательно отражаться через бюджетную роспись. На основе бюджетной росписи составляются и утверждаются сметы доходов и расходов.

Состав преступления сконструирован как формальный.

Временное заимствование на условиях возвратности свободных денежных средств, находящихся на счетах областных целевых бюджетных фондов, на финансирование мероприятий на цели, не соответствующие назначению этих фондов, также образует состав рассматриваемого преступления.

Субъект — специальный — должностное лицо получателя бюджетных средств.

Субъективная сторона прямой умысел.

Квалифицированные виды (ч. 2 ст. 285 [1] УК): совершение деяния: группой лиц по предварительному сговору; в особо крупном размере (на сумму свыше 7 млн 500 тыс. руб.).

Ф., являясь директором ФГКУ комбинат «Арктика» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу, получателем бюджетных средств, желая избежать неблагоприятных последствий по службе в связи с неполным освоением выделенных бюджетных средств и возвратом не освоенной суммы государству, в целях освоения выделенных бюджетных средств в полном объеме, в нарушение п. 4.1 ст. 9 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и Государственного контракта № ЭС/166 от 27 апреля 2011 г. принял решение о приобретении на указанные бюджетные средства мобильной мембранной азотной станции стоимостью 21 604 432 руб., которая не входила в проект реконструкции продуктовой насосной станции, а также не предусмотрена бюджетной росписью учреждения, тем самым совершил преступление, предусмотренное «б» ч. 2 ст. 2851 УК [1] .

  • [1] Приговор Анучинского районного суда Приморского края от 19 ноября 2013 г. по делу№ 1-112/2013//СПС «КонсультантПлюс».
  • [2] Приговор Анучинского районного суда Приморского края от 19 ноября 2013 г. по делу№ 1-112/2013//СПС «КонсультантПлюс».

Путин предложил использовать ротацию кадров для борьбы с коррупцией силовиков

Для борьбы с коррупцией в правоохранительных органах разумно использовать армейский подход, который предполагает периодическую ротацию кадров. Об этом в четверг, 14 декабря, заявил президент России Владимир Путин на большой пресс-конференции по итогам года, трансляцию которой ведет телеканал «Россия 24».

«Напрашивается как одно из решений: я думаю мы пока не готовы осуществить это по ряду причин… — сказал президент. — Напрашивается нечто такое, что у нас в армии есть — постоянная ротация. (…) Может, есть смысл и в правоохранительной системе организовать нечто подобное».

Для обоснования необходимости ротации кадров силовиков Путин привел пример, когда ему поступила информация о коррупции в подразделении, личный состав которого был полностью обновлен полгода назад. Притом что все прежние сотрудники отправились в места лишения свободы после спецоперации ФСБ.

В августе сообщалось, что Минтруд подготовил положение, согласно которому чиновников и сотрудников силовых ведомств, потерявших работу из-за коррупционных нарушений, будут на два года включать в особый черный список.

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ наши партнеры

Любое использование материалов допускается только с указанием в качестве источника информации Уголовный Кодекс РФ. Гиперссылка при использовании материалов обязательна. Все информационные ресурсы проекта имеют исключительно информационный характер и цели. 16+

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

Основным объектом преступления выступают общественные отношения, регламентирующие вопросы исполнения должностных обязанностей в интересах службы.

Дополнительным объектом преступления выступают общественные отношения, регламентирующие соблюдение конституционных прав граждан, экономических интересов граждан, общества и государства.

Объективная сторона состава преступления может быть выражена как действием, так и бездействием и проявляется в использовании должностного положения вопреки интересам службы. В качестве обязательных последствий данного преступления законодатель определил существенное нарушение законных интересов и прав организаций или граждан, а также охраняемых законом интересов государства и общества. Обязательным условием наступления таких последствий должна быть причинная связь между ними и совершенным действием (бездействием).

В общем случае под использованием служебных полномочий вопреки интересам службы понимается целенаправленная деятельность лица непосредственно связанная с исполнением им своих прав и обязанностей, определяемых его должностным положением, но не требующихся и противоречащих целям и задачам, возложенным на орган государственной власти (орган местного самоуправления). Следует отметить, что полномочия должностного лица определяются определенным кругом прав и обязанностей, закрепленных в нормативных правовых актах и иных ведомственных инструкциях.

Способ совершения злоупотребления должностными полномочиями может быть любым: нарушение финансовой дисциплины, освобождение начальником подчиненного от исполнения обязанностей и т. д.

Категория «существенное нарушение прав и законных интересов» является оценочной и решается в каждом конкретном случае отдельно.

Постановление Пленума Верховного суда РФ 2009 г. №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» раскрывает основные аспекты, необходимые для квалификации подобного преступления.

Состав преступления материальный, деяние окончено с момента наступления последствий в виде существенного нарушения законных интересов и прав организаций или граждан, а также охраняемых законом интересов государства и общества.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется умышленной формой вины (прямой или косвенный умысел), поскольку виновное лицо осознает, что производит использование должностных полномочий вопреки интересам службы, предвидит наступление общественно опасных последствий в виде предусмотренных в диспозиции ч. 1 ст. 285 УК РФ и желает этого (прямой умысел), или сознательно допускает наступление подобных последствий либо относится к этому безразлично (косвенный умысел).

В качестве обязательного признака субъективной стороны состава преступления законодатель определил мотив — корыстную или иную личную заинтересованность, которые могут выражаться в попытке получить любую выгоду имущественного характера.

Субъект преступления специальный — должностное лицо.

Квалифицирующие признаки состава преступления указаны в ч.2 ст. 285 УК РФ. К ним законодатель отнес совершение преступления лицами, замещающими государственную должность РФ (субъекта РФ) либо главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированный состав преступления: наступление тяжких последствий и ответственность за совершение подобного преступления определены в ч.3 ст. 285 УК РФ.

Примечание 1 к ст. 285 УК РФ дает определение категории должностные лица. Под данной категорией понимаются лица, которые постоянно (временно, по специальному полномочию) осуществляют функции представителя власти или выполняют административно-хозяйственные (организационно-распорядительные) функции государственных органах (учреждениях), органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, Вооруженных Силах или иных воинских формированиях.

Примечание 2 к ст. 285 УК РФ определяет, что под лицами, замещающими государственные должности, понимают лиц, занимающие должности, которые установлены Конституцией РФ, федеральными конституционными или федеральными законами для выполнения полномочий государственными органами.

Примечание 3 к ст. 285 УК РФ определяет, что под лицами, замещающими должности государственной службы субъектов РФ, понимают лиц, замещающих должности, которые установлены уставами субъектов РФ для исполнения полномочий государственных органов.

Примечание 4 оговаривает возможность привлечения к уголовной ответственности (в специальных случаях) по статьям главы 30 УК РФ государственных (муниципальных) служащих, которые не относятся к категории должностные лица.

Нормальное условие функционирования любого публичного властного аппарата является финансирование деятельности, необходимое для исполнения властных полномочий. Это осуществляется путем предоставления соответствующих бюджетных средств.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ под бюджетом понимается форма образования и расходования денежных средств, осуществляемая в целях финансирования выполнения функций и задач государства и местного самоуправления.

В состав бюджетной системы РФ входят бюджеты трех уровней:

— федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

— бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Одним из основных принципов функционирования бюджетной системы РФ является целевой характер бюджетных средств и адресность их использования.

Основным объектом преступления являются общественные отношения, регламентирующие вопросы осуществления бюджетной деятельности.

Предметом преступления выступают бюджетные средства различных уровней. Стоит отметить, что средства внебюджетных фондов к предмету рассматриваемого преступления не относятся.

Объективная сторона состава преступления выражается в действии — расходовании в крупном размере бюджетных средств на цели, которые не соответствуют условиям их получения. Условия определяются непосредственно самим утвержденным бюджетом, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сводной бюджетной росписью, другим документом, который является основанием для получения бюджетных средств.

Отличие бюджета от сводной бюджетной росписи состоит в том, что бюджет — это основной документ, в котором определены средства, образующие бюджетный фонд и средства расходов их. Сводная бюджетная роспись определяет исполнение расходной части бюджета.

Получателями бюджетных средств могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право на получение и использование бюджетных средств.

В соответствии с примечанием к данной статье под крупным понимается ущерб, сумма которого превышает полтора миллиона рублей.

Состав преступления формальный, деяние окончено с момента перечисления бюджетных средств в крупном размере, т.е. их списания с целевого счета бюджетного учреждения, на цели, которые не соответствуют целевому назначению данных средств.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, поскольку виновное лицо осознает, что совершает незаконные действия по нецелевому использованию бюджетных средств, что приведет к наступлению общественно опасных последствий и желает этого.

Субъект преступления специальный — должностное лицо, в обязанности которого входит подписание расходного документа.

К квалифицирующим признакам состава преступления (ч.2) законодатель отнес его совершение группой лиц по предварительному сговору, а также совершение преступления в особо крупном размере. В соответствии с примечанием к данной статье, под особо крупным понимается ущерб, сумма которого превышает семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Состав преступления, предусмотренного данной статьей УК РФ схож с составом преступления рассмотренным выше. Однако в данном составе предметом преступления являются средства государственных внебюджетных фондов.

Основным объектом преступления являются общественные отношения, регламентирующие вопросы осуществления финансовой деятельности государственными внебюджетными фондами.

Г осударственные внебюджетные фонды образуются для реализации конституционных прав граждан и не входят в единую бюджетную систему РФ. Их средства не подлежат изъятию, объемы финансирования утверждаются федеральным или региональным законами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности и управляются органами госвласти.

К таким фондам относятся:

— Пенсионный фонд РФ;

— Фонд социального страхования;

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

На основании ст.142 Бюджетного кодекса РФ расходование средств вышеуказанных внебюджетных фондов осуществляется только на цели, которые определены законодательством.

Объективная сторона состава преступления выражается в действии: расходовании в крупном размере денежных средств фонда на цели, не предусмотренные его деятельностью. Состав преступления формальный, деяние окончено с момента перечисления денежных средств в крупном размере на цели, не предусмотренные деятельностью фонда. В соответствии с примечанием к ст. 2851 УК РФ под крупным понимается ущерб, сумма которого превышает полтора миллиона рублей.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, поскольку виновное лицо осознает, что совершает незаконные действия по нецелевому использованию денежных средств, что приведет к наступлению общественно опасных последствий и желает этого.

Субъект преступления специальный — должностное лицо, в обязанности которого входит распоряжение средствами государственного внебюджетного фонда.

К квалифицирующим признакам состава преступления (ч.2) законодатель отнес его совершение группой лиц по предварительному сговору, а также совершение преступления в особо крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 2851 УК РФ, под особо крупным понимается ущерб, сумма которого превышает семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Смотрите еще:

  • Вакансии в кемерово юрист Вакансии h Юристы, коллекторы, приставы в Кемерово и соседних городах Кемерово Юрист — от 15 000 р. Обязанности: ведение исполнительного производства,контроль за своевременным применением принудительных мер судебным приставом- […]
  • Как получить ходатайство Как написать ходатайство для получения квоты на РВП? Необходимо написать ходатайство от главы факультета в УФМС с целью выделения квоты на РВП иностранной студентке. Как оформить и есть ли шаблон для данного вида ходатайства? 18 […]
  • Консультация юриста в ханты-мансийске Консультация юриста в ханты-мансийске Ханты-Мансийск: услуги практикующих юристов (телефоны и адреса) Подробности Категория: Услуги частнопрактикующих юристов юрист услуги контакты КУЛЕБАКИН […]
  • Отзывы о независимой экспертизе после дтп Независимая экспертиза после ДТП Перейти на новый Общий форум Автор: Byrik [Москва] (---.telmos.ru) Дата: давно Господа, подскажите пожалуйста, стоит ли делать независимую экспертизу после ДТП (я - пострадавший), или положиться на […]
  • Расчет пенсии в мо рф Калькулятор военной пенсии с 1 января 2018 года по новой выслуге лет Расчет пенсии военнослужащих отличается от расчета пенсии обычных работников. Но благодаря калькулятору, приведенному ниже, вы сможете без проблем рассчитать свои […]
  • Общая теория собственности черкасов Черкасов Г.И. Общая теория собственности Скачивание файла Введите число с картинки: Поделись с друзьями! Комментарии Смотрите также Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности Капелюшников Р.И. Экономическая теория […]
  • Заявление от анны седых Обращения граждан Вы имеете право обратиться в судебный участок с запросом (предложение, заявление, жалоба), который будет зарегистрирован и рассмотрен в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской […]
  • Заявление о продлении срока принятия наследства Исковое заявление о восстановлении срока для принятия наследства В семейном (гражданском) законодательстве определен срок, в течение которого наследники должны формально или фактически вступить в наследство. Этот срок составляет […]