Полномочия президента в рб

Президент Республики Беларусь

Правовой статус Президента Республики Беларусь, его полномочия, порядок и гарантии их осуществления определены в Конституции Республики Беларусь и Законе Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года «О Президенте Республики Беларусь».

Президентом может быть избран:

Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Являясь высшим должностным лицом Республики Беларусь, Президент:

Президент Республики Беларусь:

Президент Республики Беларусь:

Президент Республики Беларусь:

К компетенции Президента относится также решение вопросов:

Как Глава государства, Президент:

В случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, Президент вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики; в случаях, предусмотренных законодательством, Президент вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок.

Президент Республики Беларусь:

Президент Республики Беларусь:

Президент имеет право роспуска палат Национального собрания Республики Беларусь.

На основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь Президент издает:

В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона.

Президент вправе в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается Палатой представителей. Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии.

Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру.

Статус и полномочия Президента Республики Беларусь

Президент Беларуси является Главой белорусского государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Его полномочия регламентируются Конституцией Беларуси и законом «О Президенте Республики Беларусь» и иными законодательными актами.

Статус Президента Республики Беларусь

  • Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
  • Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
  • Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Порядок избрания Президента Республики Беларусь

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

  • Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  • Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.
  • Выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.
  • Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.
  • Считается, что выборы состоялись, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.
  • Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.
  • Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей.
  • Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
  • Порядок проведения выборов Президента определяется Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Порядок вступления в должность Президента Республики Беларусь

Президент вступает в должность после принесения Присяги следующего содержания: » Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности».

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов не позднее двух месяцев со дня избрания Президента. С момента принесения Присяги вновь избранным Президентом полномочия предыдущего Президента прекращаются.

Полномочия Президента Республики Беларусь

  • назначает республиканские референдумы;
  • назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;
  • распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;
  • назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
  • образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;
  • с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;
  • определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
  • с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;
  • с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
  • назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;
  • освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;
  • назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;
  • обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;
  • обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;
  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;
  • назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией;
  • решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;
  • устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;
  • осуществляет помилование осужденных;
  • ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;
  • принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;
  • в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;
  • в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок;
  • подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
  • имеет право отменять акты Правительства;
  • непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления;
  • имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;
  • формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности;
  • является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь;
  • назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;
  • вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

Решения Президента Республики Беларусь в сфере издания декретов и законов

Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов.

Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.

Полномочия президента в рб

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (в редакции от 15 марта 1994 г.) Президент являлся главой исполнительной власти. В соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию в ноябре 1996 г., Президент утратил данное полномочие. В настоящее время Президент Республики Беларусь, как Глава государства, организационно не входит не в одну из ветвей власти, однако обладает значительными полномочиями в сфере деятельности каждой из ветвей государственной власти. Его полномочия регулируются главой 3 Конституции Республики Беларусь и Законом «О Президенте Республики Беларусь» 1995 г. в новой редакции 1997 г.

Наибольшими полномочиями Президент обладает в сфере деятельности исполнительной власти .

Президент Республики Беларусь своими указами:

  1. определяет систему органов исполнительной власти;
  2. формирует Совет Министров и определяет его структуру;
  3. назначает на должность Премьер-министра (с согласия Палаты Представителей);
  4. назначает руководителей республиканских органов исполнительной власти;
  5. назначает руководителей местных органов власти областного уровня (с согласия Советов депутатов областного уровня);
  6. дает согласие на назначение руководителей местных органов власти базового уровня;
  7. оказывает влияние на содержание деятельности Правительства и всей системы исполнительной власти;
  8. имеет право отменять акты Правительства, республиканских и местных органов исполнительной власти;
  9. как главнокомандующий, назначает высшее командование Вооруженных Сил;
  10. назначает руководителей дипломатических представительств Беларуси за рубежом;
  11. осуществляет награждение государственными наградами и званиями.
  12. присваивает классы, ранги и чины высшим должностным лицам;
  13. формирует специальные органы государственного управления (Администрацию Президента, Совет Безопасности, Комитет государственного контроля);
  14. имеет право вводить чрезвычайное и военное положение, объявлять мобилизацию (при обязательном последующем одобрении Советом Республики);

В своей деятельности Президент не должен подменять органы исполнительной власти.

Администрация Президента Республики Беларусь — это орган государственного управления (но не орган исполнительной власти), который создается для обеспечения деятельности Президента и реализации его полномочий. Ее правовой статус определен Положением об Администрации Президента Республики Беларусь, введенным в действие Указом Президента 1997 г.

Основными функциями Администрации Президента являются:

  1. обеспечивает деятельность Президента в области кадровой политики и идеологии;
  2. осуществляет подготовку, выполнение и контроль за выполнением решений Президента;
  3. координирует деятельность подотчетных Президенту государственных органов;
  4. обеспечивает взаимодействие Президента с органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

Глава Администрации, назначаемый Президентом, по должности входит в состав Совета Министров, его Президиума и Совета Безопасности Республики Беларусь.

В структуру Администрации Президента входят:

В Администрации Президента Республики Беларусь создается коллегия, состав которой утверждается Президентом. Заседания коллегии проводятся по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей от общей численности членов коллегии.

На заседаниях коллегии рассматриваются вопросы деятельности государственных органов, иных государственных организаций по выполнению решений Президента Республики Беларусь, а также иные вопросы, входящие в компетенцию Администрации Президента Республики Беларусь. Решения принимаются большинством голосов от общей численности членов коллегии и оформляются протоколами, которые подписывает Глава Администрации Президента Республики Беларусь.

bargu.by — Сайт студентов БарГУ — Барановичского Государственного Университета

Полномочия президента РБ в сфере госуправления

1. особенности полномочий
2. основные полномочия
3. административно-правовой статус аппарата президента

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.В соответствии с конституцией и законом о президенте: президент – глава государства, гарант конституции, прав и свобод человека и гражданина. Конституция не относит президента напрямую к системе исполнительной власти, однако в силу статуса главы государства он имеет возможность непосредственно участвовать в формировании органов исполнительной власти и осуществлять контроль за их деятельностью. Анализ правового статуса позволяет сделать вывод о том, что он наделен верховной исполнительной властью. Он, как глава государства, находиться выше всех органов госуправления и наделен наиболее значимыми полномочиями в сфере госуправления. Управленческая деятельность президента направлена на исполнение конституции, а не законов, т.к. он сам может издавать декреты, имеющие силу закона. Президент вправе осуществлять госуправление и решать вопросы управленческого характера.

2.В соответствии с конституцией и законом о президенте: президент обладает обширными полномочиями по отношению к исполнительной власти. Данные полномочия относятся как к формированию ее органов и системы, так и направляет его функции.
Основными полномочиями являются:
1) образует, реорганизует и упраздняет администрацию президента, другие органы госуправления
2) с согласия палаты представителей назначает на должность премьер-министра РБ
3) определяет структуру правительства, назначает и освобождает заместителей премьер-министра, министров, других членов правительства, принимает решения об отставке правительства
4) назначает на должность и освобождает от должности председателя КГК
5) имеет право председательствовать на заседаниях правительства РБ
6) имеет право назначать руководителей республиканских органов госуправления, присваивать им классные чины и звания
7) решает вопросы, связанные с приемом граждан и предоставления им убежища
8) в случаях, предусмотренных законом, вводит на территории РБ или отдельных местностях чрезвычайное положение
9) имеет право отменять акты правительства
10) непосредственно осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления
11) имеет право отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае их несоответствия законодательству
12) формирует совет безопасности
13) назначает на должности и освобождает от них высшее командование вооруженных сил
14) осуществляет иные полномочия, если это не противоречит конституции
Таким образом, президент осуществляет наиболее важные вопросы, имеющие общегосударственную значимость, т.е. те, которые не входят в компетенцию других ОГУ (пример: только президент имеет право принять решение об отставке правительства).

3.Определенную часть управленческой работы президент осуществляет через подчиненный только ему аппарат, в который входят:
1) администрация президента
2) управление делами президента
3) Совет безопасности
4) КГК
5) службы безопасности президента

Администрация президента – наиболее важная структура в аппарате президента. Ее задачи:
1) проведение государственной кадровой политики и идеологии
2) координирует деятельность подотчетных президенту госорганов
3) обеспечивает взаимодействие президента с органами законодательной, исполнительной и судебной власти
4) осуществляет организацию, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности президента

Администрация является органом госуправления и имеет следующую структуру:
1) глава администрации
2) 1 заместитель главы
3) 3 заместителя главы
4) Помощники президента
5) Главное управление кадрами
6) Главное идеологическое управление
7) Главное государственно-правовое управление
8) Главное организационное управление
9) Главное управление с органами законодательной и судебной власти
10) Главное экономическое управление
11) Главное управление по обращениям граждан и юридических лиц
12) Управление внешней политики
13) Управление региональной политики
14) Канцелярия президента
15) Пресс-служба
16) Приемная президента
17) Отдел по работе с общественными объединениями, подготовке выступлений, по вопросам гражданства и помилования
18) Сектор стратегии и развития сельского хозяйства

Управление делами президента. Основные задачи:
1) финансовая, материально-техническая, социально-бытовая, медицинское обеспечение деятельности ОГУ, в том числе подчиненных президенту
2) организационное обеспечение мероприятий, проводимых с участием президента
3) создание условий для отдыха и оздоровления работников госорганов
4) создание надлежащих условий пребывания иностранных дипломатических представительств и консульств, аккредитованных в РБ
5) автотранспортное обеспечение госорганов
6) обеспечение сохранения особо ценных природных комплексов, имеющих национальное и международное значение
7) организация учета, хранения, оценки и реализации имущества, конфискованного в доход государства
8) конфискация и проведение государственной политики в сфере импорта, реализации, переработки и консервирования рыбы и морепродуктов

КГК – орган, осуществляющий госконтроль за исполнением республиканского бюджета, использования государственной собственности, исполнения законов, подзаконных актов, регулирование отношений государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Согласно закону РБ «О КГК и его территориальных органов» от 1 июля 2010 КГК явл органом осущ гос контроль за :
1. Исполнением республиканского бюджета
2. Использованием гос собственности
3. Исполнением законодательных актов, регулир отношения гос собственности.
Систему органов КГК образуют:
1. Центр аппарат
2. Тер органы КГК (комитеты, управления, отделы)
3. Тер органы финн расследований

Совет безопасности
Явл конст органом, который создается в целя подготовки решений Президента по основным направлений внутренней, внешней и военной политики в сфере обеспечения безопасности РБ.
Полномочия:
1. Определение приоритетов жизненно-важных интересов личности, общества и государства
2. Определение основных направлений стратегии и безопасности РБ
3. Подготовка рекомендации Президенту по вопросам формирования внешней, внутренней и военной политики
4. Подготовка Предложений Президенту по вопросу введения, продления, отмены чрезвычайного или военного положения, использование контигента вооруж сил РБ

Полномочия Президента Республики Беларусь

Главная > Реферат >Государство и право

Глава государства. Его характеристика. 5

Понятие главы государства. Виды главы государства. 5

Президент как глава государства. 8

Президент Республики Беларусь. 12

Конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь.12

Порядок избрания Президента Республики Беларусь. 15

Прекращение полномочий Президента Республики Беларусь. 19

Полномочия Президента Республики Беларусь. 22

Компетенция Президента Республики Беларусь. 22

Правовые акты Президента Республики Беларусь. 24

Список литературы. 32

В связи с развитием демократических процессов, которые начали происходить после распада СССР, в обществе возникла объективная необходимость разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также введения института президентства. Эти идеи в разное время были реализованы практически во всех постсоветских республиках.

В правовом государстве, статус Главы государства максимально точно определяется Конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело четко обозначенную компетенцию и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями нарушать конституционные права и свободы граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением Главы государства и других органов власти.

Целью данной работы является определение конституционно-правового статуса Президента Республики Беларусь, его положение в государстве и его компетенцию, а задачами – изучение института президентства в Республике Беларусь (права, обязанности, гарантии, полномочия, порядок избрания и отстранения от должности Президента Республики Беларусь) и его сравнение с аналогичным институтом других государств.

Данная тема является актуальной, так как Президент как глава государства является гарантом Конституции, обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государственной власти.

Основными методами исследования в данной работе являются описательный (для общей характеристики института главы государства), сравнительный (при описании института главы государства в разных странах), структурно-аналитический (для изучения отдельных компонентов, определяющих правовой статус этого института), а также анализа нормативных правовых актов.

Предметом исследования являются общественные отношения, определяющие правовой статус президента Республики Беларусь, его компетенцию при осуществлении функции Главы государства в рамках Конституции Республики Беларусь, Закона «О Президенте Республики Беларусь».

И, тем не менее, не смотря на актуальность данной темы, нельзя сказать, что она достаточно глубоко и широко изучается ведущими правоведами Республики Беларусь. Для основы исследования необходимо использовать теоретические труды таких известных белорусских юристов, как Г.Н.Василевич [3, 4, 5, 6], К.Н.Кунцевич [16, 17], В. И. Реут [24, 25] ведь именно они первыми начали работу над этим важнейшим институтом Конституционного права Республики Беларусь и внесли большой вклад в изучение этого института. Что касается российских правоведов, которые интересовались институтом Главы государства и ,в частности, институтом Президентства, то среди них необходимо отметить Н. Н. Сахарова [26] и В. Е. Чиркина [27].

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА. ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА

1.1.Понятие главы государства. Виды главы государства

Глава государства является важнейшим конституционно-правовым институтом, который всегда закрепляется в Основном законе.

Глава государства – это верховный представитель государства внутри и вне страны, символ единства и преемственности государственной власти, гарант безопасности и суверенитета государства, прав и свобод личности [8, с. 141]. В подавляющем большинстве современных государств глава государства единоличный (в монархиях – монарх, в республиках — президент). Однако глава государства в некоторых странах может быть коллегиальным (т. е. не отдельное официальное лицо, а коллегиальный орган). Например, в Швейцарии, Боснии и Герцеговине, Сан-Марино, на Кубе.

Кроме этого, в мире существуют такие государства, где институт главы государства сочетает в себе коллегиальные и единоличные элементы. Примером может служить Китай. Председатель КНР – глава государства, избираемый Всекитайским собранием народных представителей. Согласно ст. 81 Конституции Председатель КНР единолично «представляет Китайскую Народную Республику, принимает дипломатических представителей иностранных государств». Что касается остальных полномочий, присущих главе государства, Председатель КНР выполняет на основе решений ВСНП или его Постоянного комитета (ст. 80 Конституции)[8, с. 141].

В литературе можно встретить разнообразные классификации института главы государства. Например, Б. А. Страшун предлагает деление на восемь юридических форм:

единоличный монарх, унаследовавший свою должность;

единоличный монарх, назначенный своей семьей;

единоличный монарх федеративного государства, выбранный монархами субъектов федерации;

глава правительства (в землях ФРГ);

представитель британского монарха (во многих странах британского Содружества (Австралия, Канада и т.д.) полномочия главы государства принадлежат британскому монар­ху, но осуществляет их генерал-губернатор – его представитель, который утверждается монархом по рекомендации местного правительства, а в Папуа–Новой Гвинее избирается парламентом);

единоличный или коллегиальный глава государства, узурпировавший власть [10, с. 353 — 357].

В разных странах глава государства в соответствии с их конституциями рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти, поскольку без его под­писи закон недействителен (монарх в Великобритании, президент в Индии), либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (ст. 2 раздел 1 Конституции США), либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую-либо ветвь власти (Германия. Ита­лия). Он может быть символом государственности, как монарх в Японии, властным арбитром по отношению к другим институтам государства, как президент Франции, единоличным властителем (Оман, Саудовская Аравия)[27, с. 268].

Глава государства, независимо от его разновидности, имеет некото­рые общие для всех стран полномочия. В отношении парламента это созыв его сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда – право вето. Глава государства формирует правительство (порой лишь формально его утверждает), обладает правом увольнять министров и правительство в отставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и ратифицировать определенного рода международные соглашения, назначать дипломатических представите­лей, награждать, помиловать осужденных и др., но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства. Кроме того, при любой форме правления одни полномочия глава государства может реализовывать самостоятель­но, а для осуществления других требуется согласие или утверждение парламента (например, для назначения послов в США) или даже пра­вительства (в условиях парламентарной республики). В парламентар­ных республике и монархии, а иногда и в полупрезидентских респуб­ликах, для того чтобы некоторые акты президента или монарха дейст­вовали, премьер-министр должен скрепить их своей подписью (так на­зываемая контрассигнатура). Реже это может быть наряду с подписью премьера также подпись министра, ответственного за выполнение дан­ного акта президента или монарха.

Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. На деле, однако, вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной мо­нархии. Реально полномочиями главы государства и главы исполнитель­ной власти он пользуется в дуалистической монархии, в парламентарной же монархии акты главы государства и главы исполнительной власти он совершает обычно по указанию правительства.

Монарх – лицо неприкосновенное. Он не может быть привлечен к административной, уголовной ответст­венности, против него не может быть обращен гражданский иск. За действия монарха по управлению государственными делами политичес­кую ответственность несут его министры.

Монарх имеет право на особый титул – король, султан и т.д. Иногда его официальный титул очень длинный, так как включает разные владе­ния монарха. Он имеет право на особое обращение «Ваше Величество», которое не может использоваться при обращении к другим лицам в дан­ном государстве, кроме супруги монарха. Монарх обладает государст­венными регалиями (трон, корона и др.), имеет свой двор – лиц, занятых обслуживанием его самого и семьи, но оплачиваемых из государственно­го бюджета. Для этого парламент ежегодно выделяет денежные средст­ва – цивильный лист.

1.2.Президент как глава государства

Термин «президент» происходит от латинского Ргае-sidens, что буквально означает «сидящий впереди». Видимо, в античные времена президентами называли председатель­ствующих на различных собраниях. От этого первоначаль­ного значения слова «президент» впоследствии возникла та­кая должность, как, например, президент сената. Однако в его нынешнем понимании как главы государства термин «президент» не употреблялся ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных республик в Англии и Нидерландах, Так, в Ан­глии, ставшей на короткое время республикой, исполни­тельную власть вместо свергнутого монарха на первых порах осуществлял Государственный совет. В Нидерландах полномочия исполнительной власти также имел высший коллегиальный орган.[5, с.50]

В русле европейской республиканской практики перво­начально проходил и процесс формирования исполнитель­ной власти в Соединенных Штатах Америки. На первом этапе американской государственности не только законода­тельная, но и исполнительная власть были сосредоточены в одном представительном органе — Континентальном Кон­грессе. Единоличного главы государства в ту пору не суще­ствовало, а Конгресс выбирал из числа своих членов прези­дента, функции которого ограничивались лишь председательствованием на заседаниях.

Весьма скоро большинство политических деятелей мо­лодой американской республики пришли к выводу о неэф­фективности деятельности Конгресса по исполнению им за­конов и о необходимости разделения законодательной и ис­полнительной властей. При этом делегаты Конституцион­ного конвента, собравшиеся в 1787 году в Филадельфии для принятия федеральной Конституции США, сделали истори­ческий выбор между монархией и республикой. Большин­ство американцев, только что покончив с господством британской монархии, были решительно настроены против создания у себя высшей исполнительной власти в лице мо­нарха, пусть даже с ограниченными полномочиями. В силу этого поиски формирования наиболее приемлемой формы исполнительной власти пошли на конвенте на основе рес­публиканизма, предусматривающего выборность всех дол­жностных лиц[26, с.6]

После долгих дебатов среди творцов американской Конституции возобладало представление о том, что высшая исполнительная власть должна быть единой, т.е. сосредото­читься в руках одного, а не нескольких должностных лиц. Таким образом, в построении федеральной исполнительной власти США изначально утвердился принцип единонача­лия. Глава федеральной исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно Конституции, Президентом Со­единенных Штатов Америки. Такое наименование главы государства было связано не только с тем, что президент ассоциировался с республиканской формой правления, но и с тем, что в ряде американских штатов в то время главы ис­полнительной власти назывались президентами, а не губер­наторами.

Смотрите еще:

  • Федеральный закон 81-фз о внесении изменений О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 4 и 16 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Совет Федерации Федерального […]
  • Приказ 70 122 Приказ Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ от 27 февраля 2010 г. № 70/122 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением […]
  • Среди законов юридической силой обладает Д) только судом 200. Единственным источником государственной власти РК является: г) народ; д) политическая партия. 201. Когда были внесены изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан от 30 августа 1995г. в 1998-м […]
  • Правила коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя от 18112013 ТЕПЛОТЕХНИКА автоматизация теплосбережения НОВЫЕ СТАТЬИ Снижение затрат на тепловую энергию в жилых многоквартирных домах Новые правила учета тепловой энергии 18 ноября 2013 года вышло постановление Правительства РФ от […]
  • Штраф за распитие напитков несовершеннолетними Что может грозить заведению за распитие алкоголя несовершеннолетними в его стенах? Интересует ситуация продажи алкоголя в заведении. Если за столом сидит компания из 4 человек и 3 несовершеннолетних,1 […]
  • Приказ по вич коды N 1, Об организации лабораторного обследования на ВИЧ-инфекцию населения Челябинской области в рамках реализации Национального проекта в сфере здравоохранения ПРИКАЗ№ 1 От «17» января 2006 г. Об организации лабораторного обследования […]
  • Пособие по беременности и родам индивидуальному предпринимателю Детские пособия индивидуальным предпринимателям Основной формой предоставления выплат семьям с детьми (прежде всего, в части предусматриваемых видов дополнительного материального обеспечения и их сумм) в России в соответствии с […]
  • Пособие в крыму в 2018 году Выплаты и пособия на ребенка в Крыму и Симферополе в 2018 году Пособия и выплаты на детей в регионах Выплаты и пособия на ребенка в Крыму и Симферополе в 2018 году Детские пособия установлены Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N […]