Отрицательные психические состояния в профессиональной деятельности юриста

Психические состояния

Человек воспринимает действительность с помощью познавательных психических процессов (ощущения, восприятия и др.); при этом важную роль играют психические состояния, которые отражают действительность в форме переживаний (чувства, эмоции и т.д.).

Психическое состояние – это сложное и достаточно стойкое, но проходящее психическое явление, влияющее на жизнедеятельность субъекта в сложившейся ситуации. Психические состояния кратковременны, если сравнивать их с такими особенностями личности, как характер, способности, темперамент. В то же время они продолжительнее ощущений, восприятий и т.д. Однако сами психические состояния различаются по продолжительности. Например, настроение, как правило, длительнее аффекта.

Любое психическое состояние развивается от прошлого к будущему, но выражается в настоящем времени. Характеристика и название конкретного состояния зависят от доминирующих в нем психических явлений. Выделяются эмоциональные (аффекты, страсти, настроения), познавательные (размышления, сомнения, грезы, мечтательность и т.д.) и волевые (решительность, смелость, настойчивость и др.) психические состояния.

Волевые компоненты могут входить в любое психическое состояние, но доминирование их преобразует всю структуру состояния, вступает как самостоятельное состояние.

Например, юридическая деятельность требует от следователя, судьи и др. решительных действий, а внутреннее состояние порой тормозит активность юриста. В данной ситуации юристу приходиться усилием воли заставить себя подавить тормозящие эмоции и активизировать свои действия.

В самостоятельную группу психических состояний можно отнести те, где доминируют черты характера, особенности темперамента и другие психические свойства личности. Например, активность как черта характера может стать основой состояния активности; особенности темперамента влияют на поведение и психическое состояние индивида в определенных жизненных ситуациях.

Прикладные виды психологии исследуют специальные психические состояния. Так, патопсихология и медицинская психология изучают навязчивые состояния, социальная психология – массовидные.

К эмоциональным психическим состояниям относятся чувства, эмоции, настроения, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация, стресс и др.

Человек, будучи существом биологическим и социальным, отражает в сознании объективные отношения, которые складываются у него как личности с отдельными объектами отражения. Своеобразной стороной такого отражения выступают область чувств, эмоциональная сфера личности.

Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Чувства подразделяются на практические, моральные, эстетические и интеллектуальные.

Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью: радость творчества, удовлетворение от познания нового, постоянное стремление к обнаружению оригинального, малоисследованного и т.д. К интеллектуальным чувствам относятся любознательность, любопытство, радость, удивление и др.

Любознательность юриста проявляется в систематической потребности в познании сложившейся следственной, судебной, адвокатской и др. ситуации, изучения современных достижений в области теории и практики юриспруденции, установления тактических и психологических контактов с людьми и т.д. Любознательность необходимо отличать от любопытства. Любопытство – свойство личности как нецеленаправленная любознательность, притом эмоционально окрашенная.

Радость – это проявление эмоции удовлетворения. Например, радость у юриста проявляется как в процессе трудовой деятельности (своевременное раскрытие опасного преступления), так и в бытовой сфере (получение удовлетворения от успехов ребенка в школе и т.д.). Высшая форма радости – творчество.

В структуру любознательности входит чувство удивления, которое является мотивом познавательной деятельности.

В зависимости от того, насколько существенны отраженные в чувствах стороны действительности, различаются глубокие и неглубокие чувства. Также различаются по интенсивности (сильные и слабые) и продолжительности (длительные и кратковременные).

Практические чувства возникают в практической деятельности и связаны с особенностями деятельности человека: от скуки и интереса – до радости и мук творчества. Общеизвестно, что сколько видов деятельности, столько и видов чувств: чувства спортивного азарта, приятной усталости, увлеченности делом и др. У юристов особенно сильно они проявляются в следственной, оперативно-розыскной и др. деятельностях. Так, после длительного производства обыска, завершившегося обнаружением тайника с предметами обыска, юрист норой испытывает чувства приятной усталости и удовлетворения достигнутой цели.

Моральные чувства обусловлены оценкой человека своего поведения относительно существующих в обществе нравственных норм. Отсутствие у человека сострадания, жалости, негодования но поводу тех или иных своих поступков, самоконтроля и других моральных принципов способствует совершению противоправных действий.

К моральным чувствам относятся патриотизм, чувство долга, симпатии, антипатии, любовь, ненависть, сострадание и др. Например, любовь – это чувство самоотверженной и глубокой признательности, сердечного влечения. Ненависть – отрицательное чувство человека, достаточно стойкое и направленное на явления, которые противоречат его потребностям, убеждениям, ценностям. Юрист может испытывать любовь к своей профессии, своему делу и испытывать внутреннюю ненависть к бандитам, убийцам и т.д.

Однако профессия юриста требует объективного подхода к ситуациям, отодвигая на задний план чувства симпатии или антипатии к событиям или личности.

Эстетические чувства – это отношение человека к прекрасному в обществе. Они способствуют переживанию всего возвышенного, эмоционального. Например, сильные эстетические чувства может вызвать восприятие произведений художественной литературы, музыки, изобразительных полотен, драматических спектаклей и других видов искусств.

По содержанию чувства подразделяются на простые (страх, радость, горе, ревность и др.) и сложные (патриотизм, любовь к родине и др.). Чувства бывают стенические (активизирующие деятельность) и астенические (угнетающие жизнедеятельность). Каждому чувству противостоят противоположные переживания (радость – горе, любовь – ненависть и др.). Внешние проявления чувств обычно весьма заметны: чувства могут отражаться в мимике, голосе, выражении лица, движении рук и т.п.

Чувства тесно связаны с эмоциями.

Эмоции – это конкретная форма непосредственных переживаний, сопровождающих отдельные явления или ситуации. Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Поэтому первоначальная функция эмоций – адаптивно-приспособительная. У высших животных и человека они стали играть отчасти и коммуникативную роль.

Эмоции подразделяются на стенические (активизирующие деятельность) и астенические (вызывающие пассивность), простые (элементарные) и сложные (высшие). Простые эмоции возникают при удовлетворении или неудовлетворении органических потребностей (жажды, голода) или в конкретной ситуации (испуг, тревога за свою жизнь и т.п.). Сложные эмоции обусловлены переживаниями человека по отношению к долгу, труду, другим людям и т.д.

Также различают эмоции положительные (предметы удовлетворяют потребности личности) и отрицательные (не удовлетворяют желание личности).

Эмоциональные состояния человека различаются по силе действенности и длительности. Сильные эмоциональные переживания иногда отражаются на деятельности вегетативной нервной системы (изменяется частота сердечных сокращений и дыхания, кожные покровы краснеют или бледнеют, возникают дрожь, потоотделение и т.д.)» могут стать причиной биохимических изменений в организме (увеличение или уменьшение содержания сахара в крови, появление белка в моче и др.).

Эмоции подразделяются на корковые и подкорковые. Первые предполагают осмысленность; ко вторым относятся эмоции, нередко неосознаваемые, которые вызываются непосредственными восприятиями. Корковые эмоции легче возникают и исчезают с помощью словесного воздействия; они в большей мере подконтрольны волевому усилию. Подкорковые, как правило, только вытесняются другими эмоциями, более сложными и сильными.

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда вообще незаметны для посторонних, если человек умеет «держать себя в руках».

В настоящее время в литературе выделяют следующие наиболее значимые эмоции: интерес – возбуждение; удовольствие – радость; удивление – изумление; горе – страдание; гнев – ярость; отвращение – омерзение; презрение – пренебрежение; страх – ужас; стыд – застенчивость; вина – раскаяние. Из десяти фундаментальных эмоций образуются 120 сложных эмоциональных комплексов – триад (например, горе – гнев – отвращение; страх – стыд – вина и т.д.).

В юридической деятельности эмоции активизируются в конфликтных, критических ситуациях. В подсобных моментах эмоции помогают (или мешают) юристу принимать правильные решения. Например, без положительных эмоций невозможно установить психологический контакт с допрашиваемым. Отрицательные эмоции могут вызвать представления, которые не соответствуют реальной действительности, тормозить мыслительную работу юриста.

Профессиональная деятельность юриста (следователя, судьи, юрисконсульта и др.) насыщена событиями, которые постоянно вызывают у него положительные или отрицательные эмоции. Психологическая наука разработала методики эмоциональной тренировки. Содержание методик базируется на взаимосвязи эмоций и физических действий – «гимнастика чувств и эмоций».

Интенсивно используется аутогенная тренировка, которая представляет собой процесс самовнушения. Главным орудием тренировки является слово, обращенное к себе.

Особое значение придается самонаблюдению, самоанализу, систематическому контролю над собственным поведением.

Устойчивые эмоции умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, называются настроениями. Это совокупность отдельных психических состояний, одно из которых доминирует и придаст соответствующую эмоциональную окраску сознанию.

Настроение зависит от направленности личности, характера, темперамента, способностей, жизненного опыта. Причиной изменения настроения может быть конкретное событие, приятное или неприятное известие, удача или неудача па работе. В таком случае настроение четко идентифицируется как определенное состояние (скука, печаль, тоска, страх или, напротив, увлеченность, радость, восторг и т.д.). Определенные настроения положительно влияют на деятельность человека, другие – негативно. Если ни одно состояние не преобладает над другими или причины, вызвавшие то или иное настроение, не осознаются, то оно переживается в качестве общего эмоционального фона (приподнятое, подавленное).

Настроению свойственны следующие особенности:

• полярность составляющих его психических состояний: возбужденное – заторможенное; бодрое – подавленное, активное – пассивное, радостное – грустное и др.;

• изменчивость отдельных психических состояний;

• относительная устойчивость, на которую влияет сила психических воздействий, переживаний, инертность;

• индивидуальное своеобразие, обусловленное направленностью личности, ее психическими свойствами (характером, темпераментом и т.д.);

• внешняя выраженность, которая проявляется в позе, мимике, жестах, сердцебиении, ритме дыхания.

Юристу в своей деятельности необходимо учитывать тот факт, что настроение существенно влияет на восприятие человека. В бодром, хорошем настроении он склонен выполнять больше работы, чем обычно, объективно решать поставленные задачи, своевременно устанавливать контакты с людьми. В мрачном, угнетенном, подавленном настроении человек работает без интереса, выполняет действия без инициативы, больше отмечает негативного в поведении людей и не замечает положительные качества личности. Следователь, например, в подавленном настроении нередко преувеличивает или переоценивает отдельные доказательства.

Длительное подавленное настроение способствует накоплению отрицательных эмоций. В таком состоянии человек придает неоправданно большое значение мелким фактам и на уклонение от незначительных конфликтов тратит гораздо больше сил, чем требуется.

Страсть – сильное, стойкое чувство, которое становится доминирующим над другими побуждениями человека. Страсти играют весьма существенную роль в человеческой жизни и зависят от целей, на которые направлены. Они могут как возвышать, так и обеднять, принижать человека. Страсть приводит к сосредоточению на предмете страсти всех устремлений и сил.

Особого внимания заслуживает такое эмоциональное состояние, как аффект. Это эмоциональный процесс, быстро овладевающий человеком, бурно протекающий, со значительным изменением сознания и нарушением волевого контроля над действиями (утратой самообладания). Примеры аффекта – отчаяние, сильный гнев, панический страх, ужас. В форме аффекта может проявляться и радость. Аффект возникает в ответ на уже прошедшее событие, это реакция на совершенное действие или поступок. Аффект развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из неожиданно сложившейся ситуации. Сильное душевное волнение тормозит не связанные с ним психические процессы: внимание концентрируется на источнике чувств (гнева, обиды, отчаяния), иные детали обстановки не попадают в поле сознания либо носят характер случайно запомнившихся. Вообще для состояния аффекта характерно сужение сознания, в результате чего ослабляются его критические возможности, сокращается стадия борьбы мотивов, память сохраняет только переживания, связанные с содержанием аффективного действия.

Аффект чаще всего возникает у неуравновешенных, слабохарактерных людей. Внешне он может проявиться в чрезмерной активности, даже агрессии или, наоборот, в задержке движений, оцепенении. Сильное возбуждение распространяется и на механизм физиологической регуляции эмоций. Человек краснеет или бледнеет, движения его бывают скованны или хаотичны, речь прерывиста.

Аффекты могут носить и положительный характер, когда они являются результатом радостных событий в личной жизни человека или значительных успехов. Это считается нормальным явлением и положительно влияет на психологическое и физическое развитие личности.

Для определения аффективного состояния субъекта следователь назначает судебно-психологическую и комплексную психолого-психиатрическую экспертизы.

Стресс (от англ. stress – «давление», «напряжение»). Первоначально понятие применялось в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие («общий адаптационный синдром»). Впоследствии термин стали использовать при описании состояния индивида в экстремальных ситуациях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Фактор, вызывающий такое состояние, называется стрессором. Различаются физиологические (физические перегрузки, чрезмерно высокие или низкие температуры, сильные болевые синдромы и т.д.) и психологические (угроза, обида, опасность и др.) стрессоры. Кроме того, стрессоры классифицируются по неопределенности и значимости. Последние в свою очередь делятся на внутренние и внешние.

Стрессоры неопределенности обусловлены характером деятельности и первичны по своей природе. Они возникают, когда человек не уверен, что все внутренние механизмы, обеспечивающие результат деятельности, будут функционировать наиболее оптимально.

Стрессоры значимости связаны с ответственностью предстоящей оценки результатов деятельности. Стрессоры внутренней значимости при этом определяются характером внутренней субъективной оценки реализации индивидуально значимых мотивов личности. Они проявляются в опасениях возникновения субъективно неприятных переживаний в ходе деятельности (неуверенность в успехе, возможность негативных последствий и др.). Стрессоры внешней значимости зависят от характера внешнего контроля и оценки индивидуально и социально значимых последствий деятельности и могут явиться следствием возможности неосуществления целевых установок.

В зависимости от вида стрессора выделяют физиологический и психологический стрессы, а последний подразделяют на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за их последствия. Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр.

Причинами стрессовых состояний чаще всего бывают неуверенность в успехе, преувеличение опасности и повышенная впечатлительность, переоценка ответственности, плохое самообладание, наличие желаний, превышающих возможности их удовлетворения, и др. Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс) вплоть до полной дезорганизации.

Газета «Интернэшнл геральд трибун» (International Herald Tribune) сообщила об исследованиях, проведенных учеными из Манчестера: по десятибалльной системе оценка стрессов у шахтеров равна 8,3; у полицейских – 7,7; строителей и журналистов – 7,5; зубных врачей – 7,3; актеров – 7,2; политических деятелей – 7,0; врачей – 6,8; водителей автобусов – 5,4, библиотечных и музейных сотрудников – 2,8 балла.

Стресс получил физиологическое обоснование в учениях У. Кеннона, Г. Селье и др. У. Кеннон разработал теорию гомеостаза (постоянства внутренней среды организма); она способствовала активному разрешению проблемы стресса. В 1932 г. издана его книга «Мудрость тела», в которой организм рассматривается как единое целое, способное оптимально приспосабливаться к изменениям внешней обстановки. В поддержании гомеостаза, по У. Кеннону, ведущая роль принадлежит нервной системе – центральной и вегетативной, а в адаптации – только центральной. Он считал, что комплекс всех сдвигов, происходящих в организме, находит отражение в коре головного мозга, определяя эмоциональную окрашенность таких сдвигов.

Почти одновременно с У. Кенноном проблему адаптации живого организма к неблагоприятным внешним условиям начал разрабатывать Г. Селье. Его учение о стрессе основано на понятии общего адаптационного синдрома – совокупности нейрогуморальных реакций, обеспечивающих мобилизацию психофизиологических ресурсов организма для адаптации в экстремальных условиях.

У. Кеннон и Г. Селье отмечали, что стрессовые ситуации способствуют усилению дыхания, сердечных сокращений, повышению артериального давления, уровня сахара в крови, увеличению потребления кислорода тканями и органами. Под влиянием вегетативной нервной системы происходят и соматические изменения: расширение ноздревых отверстий для увеличения потока вдыхаемого воздуха, изменение глазных щелей, мимики и т.д.

Многочисленные исследования психологического стресса позволили представить его как системное явление, определяемое рядом условий: активностью мотивации, трудностью заданий, антиципацией (предвосхищением) угрозы и др. При этом обнаружено, что тип нервной системы, темперамент в значительной мере определяют генезис и динамику стресса и его влияние на успешность деятельности человека в конкретной ситуации.

В состоянии стресса возникают затруднения с осуществлением направленности мышления на решение определенных задач, наблюдается торможение поведения человека, пассивность и бездеятельность.

Стрессовые состояния развиваются в трех направлениях: тревоги, сопротивления и истощения.

В стрессовом состоянии заметно затрудняется оценка силы угрожающего фактора, наблюдается тенденция к ее завышению. Указанные особенности необходимо учитывать при расследовании изнасилований, превышения пределов необходимой обороны и др. Особенно это касается оценки поведения потерпевших от преступления.

В процессе расследования преступлений часто возникают экстремальные ситуации, которые вызывают у следователя эмоциональную напряженность (стресс) в той или иной форме: тормозной (плохое переключение внимания, медленное выполнение мыслительных операций и др.), импульсивной (непродуманные скороспелые решения, суетливость, неоправданная спешка и т.д.), генерализованной (сильное возбуждение, безразличие, обреченность и т.п.). Стресс можно предупредить постоянными аутогенными тренировками.

Юрист должен систематически формировать в себе умение контролировать собственные эмоции и повышать психологическую защищенность. В специальной литературе предлагаются различные методы оптимизации эмоционального состояния и сохранения душевного равновесия.

Стресс порождает другое эмоциональное состояние – тревогу, которая возникает в ситуациях неопределенной опасности и проявляется в ожидании неблагополучного развития событий.

Тревогу следует рассматривать и как состояние, и как свойство личности. Состояние тревоги появляется, когда индивид воспринимает определенную ситуацию в качестве несущей в себе элементы опасности, угрозы, вреда. Тревога как свойство личности (личностная тревожность) подчеркивает склонность индивида к этому состоянию. Уровень тревожности определяется по тому, как часто и насколько интенсивно у человека возникает состояние тревоги. В связи с этим различают личность с ярко выраженной тревожностью и личность с низким уровнем тревожности. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у людей, переживающих последствия психотравмы, и у лиц с отклоняющимся поведением. Тревожность имеет три формы: кратковременная эмоциональная реакция, влияющая на суждения и решения; аналогичные психические состояния; свойство личности, предрасполагающее к частным проявлениям реакций и состояний тревожности.

Реакцией индивида на конкретную угрозу является страх. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха проявляются в различных вариантах: испуг, ужас, боязнь, опасение, паника, тревожное ожидание и др. Наиболее распространенная форма эмоциональной реакции на опасность – астенический страх, который выражается в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках. Другая форма – стенический страх, паника – чаще свойствен группе лиц, но бывает и у одного человека. Внезапный страх называется испугом. Наиболее сильная степень страха – ужас. Человек, охваченный ужасом, способен на нелепые, нецелесообразные действия. Однако с него не снимается ответственность за поступки, совершенные в таком состоянии, поскольку он обязан управлять своим поведением. Нередко выраженный страх («разумный страх») может проявляться в виде опасения, осторожности, осмотрительности.

Состояние фрустрации (от лат. frustratio – «обман», «тщетное ожидание») есть результат внутреннего перенапряжения (досады, раздражительности и др.). Французский психолог П. Фресс отмечал, что «фрустрация возникает всякий раз, когда физическое, социальное или даже воображаемое препятствие мешает или прерывает действие, направленное на достижение цели. Фрустрация создает таким образом наряду с исходной мотивацией новую защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия» [1] . Г. Селье определил фрустрацию как «стресс рухнувших надежд» [2] .

Фрустрация может быть выражена либо в агрессии, угрозах, грубости по отношению к виновным в создании препятствий (а иногда и ко всем окружающим), либо в агрессии, направленной против себя, в депрессии (самобичевании, подавленности, тревожности). Реакции агрессивного характера свойственны людям невоспитанным, несдержанным, грубым. Разрешение состояния фрустрации, сопровождающееся снятием застойного возбуждения, может стать настоятельной потребностью, которую необходимо удовлетворить, чтобы получить успокоение. Основной путь преодоления фрустрации – переключение на замещающую (компенсаторную) деятельность. По силе проявления фрустрации колеблются от настроений до аффектов и страстей. Состояние фрустрации ни в коей мере не снимает ответственности с лица, совершившего противоправные действия.

При повторении фрустрации у человека наступают деформационные черты: агрессивность, завистливость, нерешительность, вялость, безразличие, безынициативность и др.

Деятельность юриста часто протекает в условиях повышенных эмоциональных перегрузок. Например, следственная деятельность связана с экстремальными ситуациями и конфликтами. Поэтому расследовать преступления необходимо с учетом и оценкой влияния эмоций и чувств на поведение человека.

Эмоции и чувства действуют на юриста неодинаково. Создавшаяся ситуация на одного следователя оказывает отрицательное воздействие, на другого – стимулирующее. Например, следователь допрашивает свидетеля, который дает ложные показания. Утверждения допрашиваемого явно противоречат материалу следствия. Один следователь начинает возбуждаться, повышать голос и т.д. – и тогда свидетель либо замыкается, отказываясь давать показания, либо устраивает истерику, требует вмешательства прокурора, симулирует приступ заболевания и др. Другой следователь в подобной ситуации старается все же выслушать допрашиваемого, показать ему несоответствия его показаний материалам дела, объяснить возможность наступления серьезных последствий в результате дачи им ложных показаний. Поэтому юрист должен постоянно регулировать свои эмоциональные проявления, особенно в процессе принятия ответственных решений, преодоления противодействия отдельных лиц, взаимодействия с различными участниками следствия, судебного разбирательства и др.

В судебно-психологической и юридической литературе дается множество рекомендаций по эффективности установления тактического и психологического взаимоотношения. Юрист должен устанавливать психологический контакт путем строгого соблюдения законности, уважения человека, использования характерологических качеств и эмоциональных особенностей личности. Эмоции юриста оказывают воздействие на человека и могут вызывать ответные эмоциональные проявления (положительные или отрицательные).

Судебно-следственная практика показывает, что значение эмоционального состояния нельзя преувеличивать, так как проявление эмоций не всегда свидетельствует об истинном настроении человека (например, смех или слезы могут скрывать действительные эмоции человека). Профессия юриста (особенно следователя, прокурора, судьи и др.) требует постоянного сокрытия действительного настроения. Это может привести к «ороговению души». Утрата отзывчивости, внимания, сочувствия, презрения, возмущения, удивления, недоумения, других эмоций и чувств способствует появлению признаков профессиональной деформации юриста.

В юридической литературе давно говорится о важности включения в структуру вины эмоционального элемента. Однако многие специалисты в области уголовного права (А. А. Пионтковский, Л. М. Брайнин, Т. Л. Сергеева и др.) отрицают существование неосознанных правозначимых эмоций.

В настоящее время общепринятым считается утверждение, что вина есть психическое отношение субъекта к своим действиям и их последствиям. Поэтому это отношение не может быть внеэмоциональным.

Эмоции могут активизировать или парализовать действие человека, непосредственно влияют на качество интеллектуального момента субъективной стороны.

Представляется, что предметом исследования эмоционального состояния в уголовном праве должны считать действие и состояние субъекта, нt связанные с аффективным состоянием (например, убийство матерью новорожденного может быть совершено в состоянии страха, стресса и других эмоций, не связанных с противоправными действиями потерпевшего).

  • [1]Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1975. Вып. 5. С. 139.
  • [2]Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982. С. 65.

studme.org

Отрицательные психические состояния в профессиональной деятельности юриста

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Кафедра психологии и социальных технологий.

Зав кафедрой ПСТ

Дисциплина: Судебная психология.

Название дисциплины: Судебная психология.

Преподаватель: Давыдкин Роман Андреевич ассистент.

Адрес рабочего места преподавателя: кафедра психологии

Специальности , для которых предназначен курс: специальность психология.

Аннотация. Курс предназначен для студентов кафедры психологии по специализации «юридическая психология».

1. Введение в юридическую психологию.

Краткий исторический обзор развития юридической психологии (ю п).

Предмет и задачи ю п.

Вопросы соотнесения юридических и психологических терминов.

2. Познавательные процессы, учёт их закономерностей юристом в профессиональной деятельности.

Ощущение и восприятие.

3. Мышление и воображение.

Внимание в профессиональной деятельности юриста.

4. Психические состояния, их психолого-правовая оценка.

Общее представление об эмоциях, чувствах, психических состояниях.

Состояния эмоциональной напряженности, из роль и значение в уголовном и гражданском процессах.

Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста.

5. Индивидуально-психологические особенности личности.

Темперамент, его влияние на поведение субъектов правоприменительной деятельности.

х арактер, его свойства и черты.

Направленность, мотивационная сфера в структуре личности субъектов уголовного и гражданского процессов.

6. Психология личности в правоохранительной деятельности.

Понятие личности в психологической и правовой науке.

Структура и содержание личности.

7. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.

Социальная психология в юридической психологии.

Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.

8. Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юриста.

9. Профессионально значимые качества юриста.

Классификация психологических методов исследования личности.

Психограмма личности юриста.

Оценка способностей к юридической деятельности по психологическим качествам личности.

10. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста.

Психология осмотра места происшествия.

Психология проведения обыска и выемки.

Психология предъявления для опознания.

Психологические особенности проведения следственного эксперимента.

11. Общение в профессиональной деятельности юриста.

Понятие, структура, виды профессионального общения.

Закономерности профессионального общения.

Ситуации непроцессуального общения юриста.

12. Психология допроса.

Общие социально-психологические условия ведения допроса.

Особенности допроса в бесконфликтной ситуации.

Особенности допроса в конфликтной ситуации.

Психология допроса на очной ставке.

13. Психология допроса.

Особенности допроса несовершеннолетних.

Психологические особенности отдельных стадий допроса.

Диагностика ложности показаний.

Приёмы правомерного психического воздействия на личность допрашиваемого, противодействующего следствию.

14. Организационно-управленческая (о у) подструктура профессиональной деятельности юриста.

Общая психологическая характеристика (о у) подструктуры в деятельности юриста.

Психологические особенности принятия решений юристом.

15. Психология судебного следствия.

Психолого-правовая характеристика познавательной подструктуры судебной деятельности.

Исследование материалов предварительного следствия и планирование судебного разбирательства.

Организация судебного следствия.

Психология допроса и других следственных действий в судебном следствии.

16. Психология судебных прений.

Коммуникативная подструктура деятельности суда.

Участники судебного заседания.

Особенности деятельности прокурора. Речь прокурора.

Особенности деятельности адвоката. Речь адвоката.

17. Психологические аспекты оценки преступления судом и назначения уголовного наказания.

Понимание закона с позиций психологии.

Психологические аспекты справедливости и законности уголовно-правового наказания.

Психологические особенности принятия решений судьёй.

Психология постановления приговора.

Темы практических занятий (семинаров).

1. Семинар на тему «предмет юридической и судебной психологии»

2. Семинар на тему «психологические особенности профессиональной деятельности следователя».

3. Рассмотрение и анализ поисковой деятельности следователя в преступлении «Дело №…»

4. Анализ свидетельских показаний, следов преступления в том же деле.

5. Проведение тестирования знакомых студентов и обработка данных.

6. Составление профессиограммы личности на предмет соответствия работе юристом.

7. Анализ составления профессиограммы при деятельности юриста в специфической сфере.

8. Семинар на тему «психология судебных прений».

Промежуточная аттестация по результатам работы на практических занятиях.

Необходимое техническое и программное обеспечение.

Необходимы методики: Кеттелла, Смишека, УСК, ОСТ, MMPI .

Способы проведения промежуточных аттестаций, способ проведения итоговой аттестации и условия получения на ней положительной оценки.

Аттестация ставится из результатов посещаемости практических и лекционных занятий, активности работы и наличия полного конспекта лекций.

Условия получения положительной оценки на экзамене и способ его проведения

Ответ на вопрос преподавателя должен включать лекционный материал а также материал литературных источников. Экзамен проходит в стандартной форме. На подготовку даётся 20 минут. Регулярное посещение студентами практических занятий, участие на семинарах учитывается при приеме экзамена.

Основная и дополнительная литература.

Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М., 1996.

Васильев В.Л. Юридическая психология. Санкт-Петербург 2000.

Еникеев М.И. Основы судебной психологии. М., 1982.

Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология обыска и выемки. М., 1994.

Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология осмотра места происшествия. М., 1994.

Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология следователя. М., 1994.

Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология допроса. М., 1994.

Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Ржанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. М.,1987.

Водолазский Б.В. Психологические особенности личности осужденного. Омск 1982.

Гуров А.И. Профессиональная преступность. Прошлое и современность. М., 1990.

Шиханцов Юридическая психология. М., 1987.

Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967.

Преподаватель _____________________Давыдкин Р.А.

abc.vvsu.ru

Смотрите еще:

  • Вакансии в кемерово юрист Вакансии h Юристы, коллекторы, приставы в Кемерово и соседних городах Кемерово Юрист — от 15 000 р. Обязанности: ведение исполнительного производства,контроль за своевременным применением принудительных мер судебным приставом- […]
  • Как получить ходатайство Как написать ходатайство для получения квоты на РВП? Необходимо написать ходатайство от главы факультета в УФМС с целью выделения квоты на РВП иностранной студентке. Как оформить и есть ли шаблон для данного вида ходатайства? 18 […]
  • Консультация юриста в ханты-мансийске Консультация юриста в ханты-мансийске Ханты-Мансийск: услуги практикующих юристов (телефоны и адреса) Подробности Категория: Услуги частнопрактикующих юристов юрист услуги контакты КУЛЕБАКИН […]
  • Отзывы о независимой экспертизе после дтп Независимая экспертиза после ДТП Перейти на новый Общий форум Автор: Byrik [Москва] (---.telmos.ru) Дата: давно Господа, подскажите пожалуйста, стоит ли делать независимую экспертизу после ДТП (я - пострадавший), или положиться на […]
  • Расчет пенсии в мо рф Калькулятор военной пенсии с 1 января 2018 года по новой выслуге лет Расчет пенсии военнослужащих отличается от расчета пенсии обычных работников. Но благодаря калькулятору, приведенному ниже, вы сможете без проблем рассчитать свои […]
  • Общая теория собственности черкасов Черкасов Г.И. Общая теория собственности Скачивание файла Введите число с картинки: Поделись с друзьями! Комментарии Смотрите также Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности Капелюшников Р.И. Экономическая теория […]
  • Заявление от анны седых Обращения граждан Вы имеете право обратиться в судебный участок с запросом (предложение, заявление, жалоба), который будет зарегистрирован и рассмотрен в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской […]
  • Заявление о продлении срока принятия наследства Исковое заявление о восстановлении срока для принятия наследства В семейном (гражданском) законодательстве определен срок, в течение которого наследники должны формально или фактически вступить в наследство. Этот срок составляет […]