Тора еврейский закон

Содержание статьи:

Тора еврейский закон

Почему евреи не хотели, чтобы неевреи изучали Тору? На этот вопрос мы постараемся ответить в конце нашей статьи. Сейчас же заметим следующее: если вышеприведенное мнение соответствует Алахе, то для многих людей это создает серьезную проблему. Во-первых, в бывшем Советском Союзе функционирует более 200 дневных и воскресных еврейских школ, многие ученики которых – неевреи по Алахе. Кроме того, многие русскоязычные граждане Израиля, в том числе неевреи по Алахе, в силу различных причин отдают своих детей в религиозные школы. И наконец, некоторые евреи, в том числе религиозные, преподают еврейские дисциплины в нееврейских и даже христианских учебных заведениях.

Если Алаха действительно соответствует мнению рава Шварца, это создает серьезные проблемы для русскоязычной еврейской общины, и прежде всего – для еврейского образования на «русской улице», что вынуждает нас заняться этой проблемой более серьезно, не ограничиваясь коротким респонсом одного раввина или несколькими строчками в книге другого.

О том, что нееврею запрещено учить Тору, впервые упоминается в Вавилонском Талмуде:

Сказал рав Йоханан: «Нееврей, который учит Тору, заслуживает смерти, как сказано: “учение заповедал нам Моше, наследие общины Яакова” (Дварим, 33:4) – это наше наследие, а не их!»

То есть, по мнению рава Йоханана, нееврей, изучающий Tору, тем самым присваивает «наследие», которое на самом деле ему не принадлежит.

Так же как нееврею запрещено учить Тору, еврею, согласно Талмуду, запрещено учить Торе нееврея: «Запрещено обучать Торе нееврея» (Хагига, 13a).

Если рав Йоханан считал нееврея, изучающего Тору, «грабителем», то средневековые каббалисты предъявляли этому человеку – а также, естественно, еврею, который его обучает, – гораздо более суровое обвинение. Согласно представлениям еврейских мистиков, изучение неевреями Торы подрывает связь между духовным и материальным, тем самым угрожая всему мирозданию. Поэтому запрет обучать нееврея Торе – тотален. К примеру, по мнению автора «Сефер а-харедим» рава Элиэзера Азкари, нельзя учить нееврея «даже одной букве Торы». Такого же мнения придерживался видный каббалист XVI века рав Меир ибн Габай, запрещавший обучать даже алфавиту, поскольку «тот, кто учит неевреев Торе, тем самым как бы свидетельствует, что ее учение не является Истиной, Б‑же упаси» [3] .

Итак, на первый взгляд вышеприведенная позиция отражает «мнение Торы». Но не будем спешить с выводами, поскольку история знает немало примеров, когда евреи, включая прославленных раввинов, обучали Торе неевреев. Так, учителем знаменитого немецкого гебраиста Иоганна Рейхлина был не кто иной, как автор классического библейского комментария Сфорно [4] . Трудно предположить, что все эти люди не знали Алаху или сознательно нарушали Тору. Поэтому продолжим наше «расследование» и посмотрим, является ли вышеприведенное мнение единственным.

Чему все-таки можно учить?

Прежде всего, по мнению отдельных лиц, запрет обучать неевреев Торе не тотален. Как об этом пишет рав Маргалит из Бейт-Эля: «Некоторые раввины говорят, что можно обучать нееврея семи законам потомков Ноaxa».

Под «некоторыми раввинами» рав Маргалит имеет в виду прежде всего известного палестинского мудреца II века н. э. рава Меира, ученика рава Акивы. Талмуд приводит не менее двух его высказываний, в соответствии с которыми нееврей не только может изучать отдельные разделы Торы, но соответствующее изучение для него заслуга:

B возражение (тем, кто говорит, что нееврею нельзя учить Тору): но разве рав Меир не говорил: «Откуда мы учим, что даже нееврей, который учит Тору, подобен первосвященнику? Из стиха: “соблюдайте же установления Мои и законы Мои, исполняя которые, человек живет ими” (Ваикра, 18:5). Не сказано “священнослужитель”, “левит” или “еврей”, но [сказано] – “человек”. Отсюда мы выводим, что даже нееврей, который учит Тору, подобен первосвященнику!» Рабби Меир говорил о семи заповедях потомков Ноaxa.

(Сангедрин, 59a;
Бава кама, 38a.)

В соответствии с этим мнением, нееврей может учить все, что касается семи заповедей, которые, согласно Талмуду, он обязан исполнять, – а именно запретов богохульства, идолопоклонства, кровосмешения, кровопролития, грабежа и вкушения мяса от еще живого животного, а также об обязанности иметь систему судов, которая будет следить за исполнением этих законов [5] .

Логика рава Меира вполне ясна. Согласно еврейской традиции, одна из целей изучения Торы – соблюдение заповедей. Поэтому, если человек обязан соблюдать семь законов потомков Ноаха, значит, он имеет право изучать соответствующие разделы Торы.

Рамбам приводит мнение рава Меира в качестве Алахи: «Нееврей, изучавший Тору, заслуживает смерти; лишь то, что относится к семи заповедям, они имеют право учить» (Мишне Тора, Законы царей, 10:9).

В начале XX века к известному германскому законодателю раву Давиду Хофману обратились со следующим вопросом: некий еврей был женат на нееврейке. Его сын был зарегистрирован как «не имеющий религии» (confessionslos). Однако его отец настаивал, чтобы сын получил еврейское образование в еврейской школе. В своем респонсе рав Хофман писал, что нет никаких проблем обучать нееврея всему, что связано с исполнением семи заповедей. Поэтому рав Хофман посоветовал учителю выделить несколько учебных часов для изучения соответствующих библейских отрывков, в которых речь идет о соблюдении означенных заповедей. По мнению рава Хофмана, ученик-нееврей сможет присутствовать на этих уроках, однако не будет допущен на занятия, где речь пойдет о заповедях, возложенных только на евреев (например, о кашруте, субботе и т. д.).

Подобный ответ на схожий вопрос дал в свое время рав Овадья Йосеф, бывший главный сефардский раввин Израиля. По его мнению, нееврейские ученики религиозных школ могут присутствовать на всех уроках, где изучаются Танах или заповеди, обязательные также для неевреев [6] .

Однако в еврейской литературе есть и другие мнения относительно того, какие разделы Торы можно изучать нееврею. К примеру, рав Йешаяу Трани-младший (Риаз), живший в Италии в XIII веке, полагал, что еврею запрещено обучать нееврея Пятикнижию, а тот, кто так поступает, нарушает библейский запрет: «…перед слепым не клади препятствия…» (Ваикра, 19:14). Что же касается других книг Танаха, то, по мнению Риаза, обучать им не возбраняется, «дабы они (неевреи) видели все пророчества, касающиеся евреев, и чтобы все опровержения мнений еретиков (христиан) стали им известны».

Есть неевреи – и неевреи

Напрашивается следующий вопрос: распространяется ли талмудический запрет на всех неевреев или только на некоторых из них? По мнению одного из величайших алахических авторитетов, Рамбама, запрещено обучать Торе только тех неевреев, которые не признают Б‑жественного характера Торы, – например, язычников. Однако если нееврей, подобно еврею, признает Б‑жественный характер Писания, то никакого запрета в этом случае нет. Так что, согласно Рамбаму, можно обучать Торе христиан: «Можно обучать христиан Торе. Ибо они верят, что наша Тора была дана Б‑гом через нашего учителя Моше» (Пеэр а-дор, 38).

Противоположной точки зрения придерживался, к примеру, рав Шмуэль Абоаб, возглавлявший в XVII веке еврейскую общину Венеции. По его словам, христиане используют Писание в своих «языческих» целях – то есть для доказательства истинности своей веры. А потому обучать их Торе категорически запрещено [7] .

Еще одна группа неевреев, о которых стоит говорить особо, – это потомки евреев, которые не являются евреями по Алахе. Как утверждал бывший главный сефардский раввин Израиля рав Меир Бен-Цион Узиэль, хотя эти люди не могут считаться евреями, они тем не менее обладают особым статусом «потомков Израиля» («ми-зера Исраэль»). Поэтому еврейский народ несет определенную ответственность за их судьбу.

В одном из своих респонсов рав Узиэль писал: «У нас есть обязательства по отношению к детям смешанных пар. Даже если у них матери-нееврейки, все равно они – потомки евреев (ми-зера Исраэль). Они – “потерянные овцы”, которых надо вернуть к их стаду И я боюсь, что если мы оттолкнем этих детей то на Страшном cуде нас призовут за это к ответу…» [8] Очевидно, что невозможно приблизить человека к еврейству, если не обучать его основам еврейской религии и культуры. Значит, мы можем предположить, что с точки зрения рава Узиэля запрет обучать неевреев Торе не распространяется на потомков евреев.

Намерение нееврея, изучающего Тору

B Талмуде ничего не сказано о том, почему нееврей может вдруг захотеть заняться Торой. Соответственно не обсуждается и то, влияют ли его мотивы на запрет изучения. Этот вопрос впервые поднял знаменитый средневековый талмудист Менахем Меири. В комментарии к трактату «Сангедрин» он предположил, что слова рава Йоханана «Нееврей, который учит Тору, заслуживает смерти», относятся лишь к определенным случаям. А именно – когда нееврей желает учить Тору из религиозных соображений, например, стремясь исполнить ту или иную заповедь. Однако если нееврей действует «из любопытства», то в этом случае он может учиться и нет запрета его обучать [9] .

Это мнение Меири обосновал следующим образом: запрет обучать Торе нееврея преследует цель не дать ему «замаскироваться» под еврея и провести четкую «демаркационную линию» между двумя группами (по этой же причине, по мнению Меири, Талмуд запрещает нееврею соблюдать субботу). Поэтому в тех случаях, когда нееврей не пытается «прикинуться» евреем, никакого запрета нет.

Мнение Меири стало актуальным в Новое время, когда возник вопрос, можно ли преподавать еврейские дисциплины в нееврейских учебных заведениях, например в университетах. В ходе обсуждения этой темы авторитетный американский раввин рав Яков Вайнберг предположил, что, в свете сказанного Меири, нееврею запрещено учить Тору, только если он будет делать это «на еврейский манер», то есть с целью исполнения заповедей. Однако если он изучает Тору в чисто академических целях – например, в университете – никакого запрета в этом случае нет.

Известно, что еще в XIX веке знаменитый литовский раввин рав Исраэль Салантер мечтал сделать Талмуд одной из университетских дисциплин в нееврейских университетах. Поскольку в тогдашних университетах учились почти исключительно неевреи, можно предположить, что рав Салантер, подобно раву Bайнбергу, не видел проблемы в том, что нееврей в академических целях будет учить Тору.

Как-то раз один американский преподаватель спросил рава Bайнберга, может ли он читать лекции по Талмуду в нееврейском университете. Рав Вайнберг улыбнулся и ответил, что сам он впервые столкнулся с данной проблемой еще в Германии – когда принял предложение занять место преподавателя в университете Гиссена [10] .

Преподавание в смешанной аудитории

Все предыдущее обсуждение касалось ситуации, когда еврей обучает Торе нееврея или же группу, состоящую только из неевреев. Однако каков же закон для смешанной аудитории? По мнению многих алахических авторитетов (рав Яков Вайнберг, рав Исаак Кляйн, рав Моше Файнштейн, рав Овадья Йосеф и др.), запрет преподавания Торы распространяется только на такую ситуацию, когда аудитория целиком нееврейская. Тем не менее можно обучать Торе еврея в присутствии неевреев, даже если последние при этом тоже смогут учиться.

В доказательство этого тезиса рав Файнштейн ссылался на то, что в Талмуде неоднократно упоминается нееврейский раб раббана Гамлиэля Таби, который был большим знатоком Торы. По мнению рава Файнштейна, Таби приобрел свои знания, присутствуя на уроках, которые раббан Гамлиэль проводил для своих еврейских учеников и коллег. Соответственно, мудрецы Талмуда спокойно обучали Торе, несмотря на то что среди слушателей были не только евреи.

Аналогичного мнения придерживался и седьмой Любавичский Ребе. В частности, он горячо приветствовал преподавание Торы при помощи современных средств коммуникации и на современных языках, хотя в этом случае среди читателей или слушателей с большой долей вероятности оказываются и неевреи.

Обучение Торе несовершеннолетних

По мнению американского раввина Зеэва Вольфа, запрет обучать Торе неевреев выводится из стиха «…перед слепым не клади препятствие…» (Ваикра, 19:14) – поскольку нееврею учить Тору нельзя, еврей, который его обучает, тем самым «подводит его под монастырь». Однако несовершеннолетние дети не несут юридическую ответственность за свои поступки и не могут быть за них наказаны. Следовательно, еврей, который обучает Торе несовершеннолетних в соответствии с законами данной страны, не совершает тем самым грех. Таким образом, запрет обучать неевреев Торе распространяется, по мнению рава Вольфа, только на совершеннолетних.

В Вавилонском Талмуде приводится следующая история: римское правительство якобы послало к мудрецам двух легатов, которые должны были досконально выяснить, не содержит ли Тора законов, направленных против неевреев. Римляне провели несколько лет в ешиве, после чего вернулись к императору с отчетом (Бава кама, 38а). B соответствии с этим рассказом, мудрецы Талмуда обучили «всей Торе» двух нееврейских чиновников. И тем самым поступили вопреки запрету, приведенному в трактате «Хагига». Тосафот объясняет это противоречие таким образом: запрет обучать неевреев Торе отменяется, если есть соответствующий «указ правителя». Ибо неисполнение подобного приказа может подвергнуть жизнь еврейской общины опасности.

По словам рава Давида Блейха, современное западное общество считает одним из основополагающих принципов равенство всех людей, независимо от расы, религии или пола. Любая попытка сегрегации нееврейских студентов в еврейских учебных заведениях может вызвать весьма негативную реакцию – как общественности, так и властей. Таким образом, еврей-преподаватель может считать, что он постоянно находится в ситуации, когда «указ правителя» отменяет запрет обучать нееврея Торе [11] .

А есть ли вообще запрет обучать неевреев Торе?

Все раввины, о которых мы упоминали выше, исходили из предположения, что обучение неевреев Торе действительно запрещено Алахой. Однако в алахической литературе есть и другие мнения.

Уроженец Польши рав Иссахар Эйленбург (1550–1623), долгие годы бывший раввином различных североитальянских общин, в свое время обратил внимание на то, что многие его итальянские коллеги обучали неевреев Торе. Объясняя их поведение, рав Эйленбург справедливо заметил, что ни у Рамбама, ни у других ранних авторитетов запрет обучать нееврея Торе не упоминается. Из этого он сделал вывод, что соответствующее высказывание в трактате «Хагига» вовсе не является Алахой и имеет отношение лишь к наиболее эзотерическим составляющим еврейской традиции. Рав Эйленбург говорил, что не готов заявить об этом во всеуслышание лишь потому, что опасается реакции своих коллег.

Схожего мнения придерживался и рав Арье-Лейб Гинцбург (1695–1785), автор «Шаагат-Арье». Как мы помним, рав Йонатан в трактате «Сангедрин» (38а) утверждал, что нееврей, изучающий Тору, тем самым как бы совершает «кражу». Поэтому, как полагал рав Арье-Лейб, если еврей сам добровольно «отдает» нееврею Тору, в этом случае ни о какой краже речи быть не может. Исходя из этого, он разрешил обучать неевреев Торе, чтобы тем самым способствовать установлению более дружеских отношений с ними [12] .

В начале статьи мы задали вопрос, почему некоторые евреи не хотят, чтобы представители других народов знакомились с их религиозным наследием. На наш взгляд, вышеприведенные источники позволяют дать на него ответ. Если не касаться мистики, мотивы раввинов, не желавших обучать неевреев Торе, весьма прозрачны и очевидны. Во-первых, им хотелось провести четкую демаркационную линию между евреями и неевреями (Меири). А во-вторых, многие справедливо опасались, что нееврей будет использовать полученные знания в миссионерских или антисемитских целях (Шмуэль Абоаб).

В отдельных случаях подобные опасения справедливы и сегодня, поскольку среди неевреев, желающих изучать Тору, есть и миссионеры, и скрытые юдофобы. Однако при этом, на наш взгляд, было бы весьма неразумным подозревать всех и каждого во враждебных намерениях – тем более что история дает нам достаточно примеров того, когда неевреи, изучавшие Тору, использовали свои знания не во вред еврейскому народу, а во благо ему (например, для опровержения ложных обвинений против иудаизма [13] ).

[1] Adin Steinsaltz. Where Do Torah and Science Clash? // The Torach U‑Madda Journal. 1994. Vol. 5. P. 156–168.

[2] Йоэль Шварц . Гиюр – принятие еврейства . http:// toldot.ru/rus gijur.php#23.

[3] Isaak Mann. The Prohiibition of Teaching Non-Jews Torah: its Historical Development. Gesher, 1981.

[4] Грета Ионкис. «Спор о еврейских книгах» как пролог к Реформации. http://ww.lechaim.ru/ARHIV/124/spor.htm.

[5] Сангедрин, 56а; Рамбам, Мишне Тора, Законы о царях и ведении войн, 10.

[6] David Bleich. Contemporary Halakhic Problems. Vol. II. New York , 1983.

[7] Isaak Mann. Ibid.

[8] Mark Angel. Another Halahic Approach to Conversion // The Conversion Crises / Ed. Emanuel Feldman and Joel Wolowelsky. 1990.

[9] Isaak Mann. Ibid.

[10] David Bleich. Ibid.

[11] David Bleich. Ibid.

[12] Isaak Mann. Ibid.

[13] Joseph Bloch. Israel and the Nations. Berlin–Viena, 1927.

lechaim.ru

Тора еврейский закон

ТОРА́ ( תּוֹרָה ). В Пятикнижии Торой названа совокупность законов и постановлений, относящихся к тому или иному предмету, например, «закон [буквально Тора] всесожжения» (Лев. 6:7), «закон [Тора] о жертве повинности» (Лев. 7:1) и т. п. В ряде случаев, например, во Второзаконии 4:44 — «Вот закон [Тора], который предложил Моисей сынам Израилевым», или 33:4 — «Закон [Тору] дал нам Моисей, наследие обществу Иакова» (ср. «Тора Моисея» — ИбН. 1:7; Эзра 3:2, 7:6; 8:1, 8 и другие). Торой называют также Пятикнижие в отличие от Библии в целом.

В более поздней литературе Библия в целом называется Танах — акроним названий частей Библии: Тора (Пятикнижие), Невиим (Пророков книги) и Ктувим (Писания; см. подробнее Библия), однако Торой иногда называют и всю Библию.

Дальнейшее расширение значения произошло с различением Письменного Закона (Тора ше-би-хтав) и Устного Закона (Тора ше-бе-‘ал пе): встречающееся в Библии множественное число торот (в первоначальном смысле этого слова — см. выше) было интерпретировано как относящееся к этим двум сферам Божественного откровения, которые традиционно рассматриваются как данные Моисею на горе Синай (ср. слова Са‘адии Гаона: «Наш народ — не народ, кроме как в своих Торах»). В самом широком смысле Торой называют всю совокупность еврейского традиционного закона — от Библии до последних галахических (см. Галаха) нововведений.

В современном иврите термин тора означает также философскую, научную и т. п. систему (например, торат Кант — `теория, учение, философия Канта`; торат х а-яхасут — `теория относительности`).

О чтении отрывков из Торы как части синагогальной литургии в субботу и праздничные дни см. Парашат х а-шавуа; Праздники.

Чтение Торы в праздники в диаспоре и в Эрец-Исраэль

eleven.co.il

Галаха — еврейский закон

Не делайте такого Б-гу

9 августа, Рав Пинхас Гольдшмит

Если целый еврейский город отходит от Пути Всевышнего и полностью переходит к идолопоклонству, город должен быть уничтожен со всеми жителями-идолопоклонниками и их имуществом («Ир а-нидахат»). Такой город нельзя отстраивать, и имущество идолопоклонников не должно переходить ни к кому из евреев. Далее

10 июля, Рав Пинхас Гольдшмит

Речь — это то, что выделяет человека из мира животных. Человек называется «говорящим». Говорящее существо — это человек Далее

Распорядок дня еврея 1. Пробуждение утром

6 июля, Рав Зеев Гринвальд, из цикла «Суббота, праздники, будни»

Рекомендуем

Сынок, возвращайся домой!

Трепет месяца Элуль

Рав Гершон Эдельштейн,
из цикла «Подготовка к Дню Суда»

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Сегодня читаем главу Ръэ

Рав Бенцион Зильбер

Элуль. Подготовиться к суду

Эстер Оффенгенден,
из цикла «Элуль»

В магазине

Скотч с эмблемой «Толдот. ру» — Фишел от рава Гади Поллака

Брак с предварительными условиями. Часть 2

28 мая, Рав Давид Кантарович

Каковы будут последствия бракосочетания, если мужчина ясно выражает то или иное условие непосредственно перед хупой? Далее

Уважение к родителям

14 мая, Рав Ицхак Яаков Фукс

Когда во время молитвы в синагоге человека вызывают к Торе и спрашивают его имя, он может ответить: «Такой-то, сын отца моего такого-то» или «Сын рава такого-то». Далее

О сути запрета злословия 3. Злословие ради душевного равновесия

27 апреля, Рав Элиягу Вугенфирер, из цикла «О сути запрета злословия»

Условия, при которых можно сообщать негативную информацию Далее

О сути запрета злословия 2. B чем именно состоит этот запрет?

20 апреля, Рав Элиягу Вугенфирер, из цикла «О сути запрета злословия»

В различных областях алахи, в контексте целого ряда заповедей мы сталкиваемся с отношением к человеческой речи как к предметам, объектам, регулируемым алахой Далее

О сути запрета злословия 1. Злословие — нанесение ущерба?

13 апреля, Рав Элиягу Вугенфирер, из цикла «О сути запрета злословия»

Суть запрета состоит в нанесении фактического ущерба? Далее

О молитве «Аль а-нисим» — «За чудеса»

27 марта, Хава Куперман

Молитва «За чудеса» читается в Пурим в молитве Шмоне Эсре и в послетрапезном Благословлении (Биркат а-мазон). Далее

Законы зажигания ханукальных свечей

8 декабря 2017 года, Рав Бенцион Зильбер

Где, когда и почему зажигать? Далее

Атарат недарим — Освобождение от обетов

19 сентября 2017 года, Редакция Толдот.ру

Законы почитания родителей

21 августа 2017 года, Рав Ицхак Яаков Фукс

Детям нельзя удалять занозы из тела родителей, так как при этом может пойти кровь. Врачи, в том числе стоматологи, не должны лечить своих родителей, если в процессе лечения может пойти кровь. Далее

Брак с предварительными условиями

14 августа 2017 года, Рав Давид Кантарович

Допустимо ли это с позиции иудаизма, в чем плюсы и минусы Далее

Этер иска «на все и для всех» — проблемы и решения

7 августа 2017 года, Рав Шимон Соскин

«Обходи, обходи», — говорят назарею

27 июля 2017 года, Рав Хаим Шмулевич

Почему отступил Йосеф? Далее

Устные договоренности представителей группы

26 июля 2017 года, Рав Цви Шпиц

юбое соглашение, стороной в котором выступают община, группа людей, или их представители, должно соблюдаться, даже если договоренность не была закреплена киньяном или письменным контрактом Далее

Законы поста 17 Тамуза

11 июля 2017 года, Рав Лейб-Нахман Злотник, из цикла «Законы периода 17 Тамуза—9 Ава»

Законы траура, которые соблюдают 17 Тамуза Далее

Хорошо забытое старое

26 июня 2017 года, Рав Гавриэль Фельдман

Старые кровавые наветы на современной почве Далее

О заповеди приношения в Храм двух хлебов и первых плодов нового урожая

30 мая 2017 года, Рав Лейб-Нахман Злотник

На протяжении многих веков к нашей великой скорби мы остаемся без Храма и без многих заповедей, которые будет возможно исполнять только тогда, когда возобновится храмовое служение. В изучении таких заповедей есть особенная важность Далее

К празднику Шавуот. Запрет смешения мяса с молоком

29 мая 2017 года, р. Ури Калюжный

Написано у Рамбама, что у Кнаанейских народов был обычай, что при посадке плодового дерева они варили козлёнка в молоке и закапывали его рядом с саженцами. Далее

Усыновление детей и гиюр

25 мая 2017 года, Хаим Донин

Для того, чтобы ребенок нееврейского происхождения стал евреем, он должен пройти установленный ритуал перехода в еврейство Далее

Смерть и траур

18 мая 2017 года, Хаим Донин

Иудаизм рассматривает мир, в котором мы живем, как преддверие мира иного. Вера в загробную жизнь является неотъемлемой частью еврейского учения. Далее

11 мая 2017 года, Хаим Донин

Две части, из которых состоит церемония Далее

Рождение ребенка

4 мая 2017 года, Хаим Донин

В мир приходит новый ребенок. Что это означает согласно иудаизму, как воспитывать малыша? Далее

Главные праздники

24 апреля 2017 года, Хаим Донин

Чем отличается моэд от хаг? Далее

10 апреля 2017 года, Хаим Донин

Смысл и законы праздника свободы Далее

3 апреля 2017 года, Хаим Донин

Смысл и функции еврейского молельного дома. Священные книги, на которые опираются молитвы. Далее

Благословения

31 марта 2017 года, Хаим Донин

Благословения поддерживают в сердце человека чувство любви ко Всевышнему и благоговение пред Ним Далее

24 марта 2017 года, Хаим Донин

Знаки завета: любовь и благоговение

17 марта 2017 года, Хаим Донин

Заповедь выполнять волю Всевышнего неотделима от заповеди любить Его Далее

10 марта 2017 года, Хаим Донин

В еврейской истории было много чудесных историй спасения. Предлагаем несколько из них. Далее

Заповедь «Помни, что сделал тебе Амалек»

7 марта 2017 года, Рав Ицхак Зильбер

Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев. Далее

Скромность

3 марта 2017 года, Хаим Донин

Можно одеваться изящно, но прилично. Основные правила. Далее

Уважение к старцам и к родителям

28 февраля 2017 года, Рав Ицхак Яаков Фукс

Нельзя стыдить людей, потерявших память. Следует ходить к пожилым праведникам для получения благословения. Далее

Детская обувь с фонариками в шабат

21 февраля 2017 года, Рав Даниэль Манн

Несмотря на то, что маленькие дети не обязаны соблюдать субботу, родители должны отдалить их от нарушений Далее

Хамец, переживший Песах

14 февраля 2017 года, Рав Давид Кантарович

Продажа хамеца в прошлом была жизненной необходимостью. Но даже и тогда евреи предпочитали уничтожать запасы, несмотря на боязнь разорения. Далее

Почитание родителей

12 февраля 2017 года, Хаим Донин

Принципы, упомянутые в Торе, подробно описаны в Мишне и других книгах. Надо не только уважать родителей, но и почитать их память. Далее

О будничных разговорах в синагоге

27 января 2017 года, Рав Меир Давид Шмуэли

Это тяжкий грех — более серьезный, чем «обычное» осквернение имени Творца Далее

Наш малый храм

20 января 2017 года, Рав Лейб-Нахман Злотник

Даже когда Храм разрушен, и наш народ находится в изгнании, мы обязаны почитать наши святыни нисколько не меньше Далее

Копи-Лувак: Пить или не пить?

13 января 2017 года, Рав Элияу Тавгер

«Копи» — это индонезийское название кофе, а «лувак» — это местное наименование мусанга, малайской пальмовой куницы Далее

Бейт дин — еврейский суд

Справедливое общество

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца.

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Обращение в нееврейский суд

Рав Давид Кантарович

На человека, который водит машину, нарушая правила дорожного движения, и этим создает опасные ситуации на дорогах, можно пожаловаться в полицию

Врата Воздаяния. Страдания народа Израиля в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?

Тора и бизнес. Не брать закон в свои руки

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Товар, который был взят в руки, и за который были внесены деньги, считается приобретенным. Покупатель не может самолично вернуть товар продавцу и потребовать возврат уплаченной суммы.

Важно! Вино и сок оцар бейт дин перед Песахом

Рав Бенцион Зильбер

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике.

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени

toldot.ru

Устный Закон

У́СТНЫЙ ЗАКО́Н ( תּוֹרָה שֶׁבְּעַל-פֶּה , Тора ше-бе-‘ал-пе — `устная Тора`), собирательное название устной галахической (см. Галаха) и аггадической (см. Аггада) традиции, которая возникла главным образом после канонизации Пятикнижия и прошла долгий путь развития и формирования, закончившийся созданием устных, а затем и письменных сборников (см. Мишна, Тосефта, Талмуд, Гемара, Мидраш).

Согласно традиционному мировоззрению, Устный Закон служит дополнением к Письменной Торе и, подобно ей, возник в результате Синайского откровения, во время которого Моисею было явлено еврейское законодательство то ли в форме общих принципов, то ли в виде детализированных законов. Это представление о соотношении между Устным Законом и Письменной Торой выражено в словах Шаммая: «Есть у нас две Торы, одна письменная, другая устная» (Шаб. 31а). Подобная же концепция содержится в трудах Филона Александрийского, говорящего о так называемом неписаном законе, данном свыше, но не записанном; он, как и Тора, выражает волю Бога. Мудрецы Талмуда также указывают, что положения Устного Закона предпочтительнее положений Письменной Торы, поскольку первые суть таинства Всевышнего (мисторин), в которых проявляется своеобразие и избранность еврейского народа (Гит. 60б), а законы Торы имеют более универсальный характер. На вопрос о том, почему Устный Закон не был записан, законоучители отвечают по-разному; либо, как они считают, было сложно записать весь комплекс Устной Торы (Эр. 21б), либо было необходимо сберечь Устный Закон в тайне от других народов и тем самым сохранить его национальный характер (Исх. Р. 47:1).

Письменная Тора как бы подразумевает наличие объясняющего ее Устного Закона, что доказывает его древность и аутентичность. Буквальное исполнение ряда законов Письменной Торы практически невозможно; формулировка многих законов крайне лаконична; некоторые из них носят декларативный характер; иногда существуют противоречия между законами, приведенными в разных частях Торы. У многих законов, касающихся проблем, которые с древности занимают центральное место в жизни еврея, например, у законов убоя ритуального, вообще нет основы в Писании, другие базируются на скудной информации, как закон о разводе (Втор. 24:1–4) или о наказаниях. В самой Торе приведены примеры того, как из-за непонятности библейского закона возникает необходимость в его устном толковании. Так, в случае с наследованием дочерей Целафхада (Чис. 27:1–5) к Моисею обращаются, чтобы он объяснил, как практически применить уже существующий закон.

Устный Закон — единственный источник для правильного понимания и трактовки Торы, в то же время он сам целиком основан на авторитете Писания. Устный Закон подвергается изменениям в каждом новом поколении законоучителей, но тем не менее его считают почти абсолютным законом, он обладает бо́льшим авторитетом, чем пророчество (см. Пророки и пророчество) или какие-либо др. сверхъестественные явления. Мудрецы Талмуда подчеркивают общность источника и диалектическое единство Устного и Письменного Закона: «Все то новое, что было суждено ученому высказать в будущем, уже было сказано Моисею на горе Синай» (Мег. 19б; ТИ., Пеа 2:6), что понимается как передача некой Божественной информации, содержащей в загадочной форме основы будущего знания. Существует система толкований, выстраивающих логический ряд от стиха Писания к положению Устного Закона, отражающая органическое единство Торы и Устного Закона.

Эти толкования создавались методом мидраша в течение веков поколениями законоучителей в академических центрах Эрец-Исраэль и Вавилонии (см. Бет-мидраш, Мишна, Талмуд, Талмуд-тора, Таннаи). Мидраш оперирует специальными герменевтическими правилами (см. Герменевтика); принято различать мидраш- х алаха и мидраш-аггада (влияние последнего на развитие Устного Закона невелико, поскольку Аггада до ришоним не воспринималась как закон или религиозная догма). Именно мидраш- х алаха выражает единство Устного Закона и Писания; он включает простое логическое толкование текста Писания с детализацией и практическим применением содержащейся в нем информации; анализ стиха с последующей интерпретацией для получения нового галахического положения, которое не содержится в анализируемом тексте, но служит его логическим продолжением; так называемую асмахту (`опору`) — сопряжение уже существующей х алахи с тем или иным стихом Писания (см. Галаха). Правила толкования Писания, принятые в Устном Законе, в большинстве случаев не преследуют цель раскрыть буквальный смысл стихов Писания: с помощью этих правил законоучители, которые пользовались ими творчески, либо создавали галахические новеллы, либо объясняли уже существующие постановления, указы (см. Галаха), такканот, юридический материал (см. Бет-дин). Мудрецы Талмуда, пользуясь методом мидраша, никогда не утверждали, что полученное таким образом положение и есть буквальный смысл Писания, но полагали, что потенциально оно уже содержится в Торе.

Свидетельства об Устном Законе в эпоху Первого храма крайне скудны. О развитии Устного Закона в эпоху Второго храма можно судить по упоминаниям в апокрифах (см. Апокрифы и псевдоэпиграфы), сектантской и христианской литературе, произведениях эллинистических и римских авторов и, главным образом, в талмудической литературе. Все эти источники свидетельствуют о крайне педантичном отношении к исполнению заповедей в эпоху Второго храма и о наличии развитой законодательной системы. Культурное возрождение, связанное с деятельностью Эзры и Нехемии, достигло пика в эпоху после победы Хасмонеев, когда чрезвычайно возросла приверженность евреев вере предков и наметилась тенденция к более строгому выполнению заповедей Торы. Так возник первый пласт Устного Закона, так называемая древняя Галаха. Древняя Галаха саддукеев и фарисеев отличалась строгостью. Так, запрет работы в субботу понимался как запрет на любую деятельность. Впоследствии, с возникновением и распространением академических центров, законоучители, толкуя и анализируя сказанное в Писании, выделили определенные виды запретных работ и разрешили остальные.

Согласно древней Галахе, судебной ответственности подлежало лишь совершенное действие, но не намерение, тогда как в поздней Галахе принимается во внимание и намерение. По древнему законодательству прерогативы суда были велики, существовала тенденция к индивидуализации судебного процесса, тогда как в позднем Устном Законе присутствует стремление к стандартизации закона, созданию норм и правил.

Храм и связанные с ним мицвот (см. Мицва) и ритуалы занимали центральное место в религиозной жизни евреев. Разрушение Храма и происшедшие после этого перемены в жизни народа вызвали необходимость изменить Устный Закон. Некоторые законы, связанные с Храмом и разрушенным патриархальным укладом, были отменены (см. Жертвоприношение, Трумот у-ма‘асрот), некоторым была дана новая интерпретация (см. Шофар, Омер, Суккот и другие), а некоторые возникли как реакция на перемены в социально-экономической и культурной жизни народа.

Для начального периода развития Устного Закона было характерно мидрашистское творчество, структурно и содержательно связанное с Писанием. На определенном этапе направление изменилось, возникли мишнаитские антологии, представляющие собой своеобразные своды законов, составленные по тематическому принципу.

В течение пяти веков, прошедших после разрушения Второго храма, была собрана существовавшая в устной форме информация и сформировались тематические сборники: предшественники Мишны и сама Мишна, Тосефта, Талмуд и обширная мидрашистская литература (см. Мидраш). Талмуд свидетельствует, что в древнюю эпоху существовал запрет на запись Устного Закона (ТИ., Мег. 4:4), вместе с тем известно о существовании тайных списков Устного Закона уже в период таннаев (см. Талмуд). До сих пор неизвестно, когда впервые была записана Мишна и др. произведения, входящие в Устный Закон. Так, Раши полагал, что весь корпус Устного Закона был записан лишь в эпоху савораев. Мнения современных исследователей о времени записи Устного Закона также расходятся: Я. Н. Эпштейн считал, что Устный Закон оставался устным до времени последних поколений амораев, Х. Альбек (1890–1972) утверждал, что уже в древнюю эпоху должны были существовать письменные источники. Открытие Мертвого моря свитков до известной степени подтвердило гипотезу о существовании письменных произведений галахического и аггадического толка.

Характерная черта Устного Закона — диалектический характер. Он сохраняет противоречивые мнения (махлокет) в окончательном корпусе (см. Талмуд, Галаха). В тот исторический период, когда существовали центральные судебные органы (см. Синедрион), они разрешали противоречия в галахических дискуссиях; иногда это не удавалось сделать, и противоречия оставались, что привело к возникновению сект (см. Ессеи, Кумранская община), создавших свой Устный Закон. Возникшая тенденция к расколу в 7 в. привела к возникновению секты караимов, которые отвергли существовавший Устный Закон, но вынуждены были создать свой на базе саддукейских источников. Кодификативная тенденция, содержащаяся в Мишне и в Талмуде, развилась, стала доминирующей в галахическом творчестве гаонов, ришоним, ахароним и привела к возникновению фиксированных сводов законов (см. Кодификация Закона), в которых диалектическая природа галахических дискуссии была до известной степени нейтрализована; однако она продолжала существовать в галахических респонсах и новеллах.

eleven.co.il

Смотрите еще:

  • Онкоцентр на каширке взятки Новости Происшествия Как главный онколог и его сын наживаются на онкоцентре Блохина Во французской Ницце, что на Лазурном берегу, российской Академии наук потребовалось открыть свое представительство. Зачем? Науке это неизвестно. […]
  • Пример протеста прокурора Пример протеста прокурора Начальнику следственного изолятора N 1 г. Энска подполковнику внутренней службы Дунаеву А.И. на приказ N 120 от "___" __________ 200_ г. Приказом N 120 начальника СИЗО N 1 от "__" ________ 200_ г. группе […]
  • Документы на детское пособие 200 рублей Социальные пособия и льготы матерям-одиночкам В наше время не редкость — матери, одни воспитывающие детей. Но по нормам трудового и семейного законодательства (с учетом изменений, актуальных на 2018 год) статус одинокой матери […]
  • Впускные коллектора w164 Замена впускного коллектора Мерседес ML350 W164 Замена впускного коллектора Мерседес ML350 W164 Замена впускного коллектора Мерседес ML350 W164 Возраст Мерседеса ML350 W164 перевалил за 10 лет, почти одиннадцать, пробег 200 тысяч […]
  • Проживание в балаклаве Квартиры посуточно в Балаклаве Чтобы посуточно арендовать квартиру в Балаклаве, нет необходимости искать объявления на сомнительных сайтах или местной онлайн-доске. Все надёжные арендодатели Крыма сдают жильё на сервисе бронирования […]
  • Работа петрозаводск с проживанием Работа петрозаводск с проживанием Жизнь плюс • Петрозаводск Упаковщица с проживанием акмэ сервис • Петрозаводск Гросс/год: 66 000 руб. Фасовщица с проживанием акмэ сервис • Петрозаводск Гросс/год: 112 000 руб. Фасовщица с […]
  • Штраф при разводе 2018 Госпошлина за расторжение брака в 2018 году В Российской Федерации для официального расторжения брака необходимо оплатить госпошлину. Ее размер разнится в зависимости от того, каким образом и при каких обстоятельствах был расторгнут […]
  • Правило эксплуатации маломерных судов Письмо МЧС России от 19 мая 2017 г. № 29-20-128 О порядке эксплуатации маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации На обращение от 02.05.2017 Управление безопасности людей на водных объектах МЧС России (далее - УБВО […]