Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков

Объединения субъектов страхового дела

В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона об организации страхового дела субъекты страхового дела в целях координации своей деятельности, представления и защиты общих интересов своих членов могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения.

На сегодняшний день в реестре ФССН насчитывается 82 различных объединения страховщиков, представленых тремя группами союзов:

— общероссийские профессиональные объединения, крупнейшее из которых — Всероссийский союз страховщиков (ВСС), в его состав входят 208 компаний и 10 ассоциаций;

— региональные союзы и ассоциации, образуемые, как правило, в рамках федеральных округов, — например, «Союз страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада», «Сибирская межрегиональная ассоциация страховщиков», «Союз страховщиков Татарстана», «Урало-Сибирское соглашение»;

— специализированные союзы, созданные в соответствии с требованиями законодательства для регулирования деятельности страховщиков, осуществляющих обязательные виды страхования, примером которого является в настоящее время Российский союз автостраховщиков (РСА), либо в силу отраслевой специфики бизнеса, например Ассоциация страховщиков топливно-энергетического комплекса (АСТЭК), Ассоциация медицинских страховых организаций (РАМСО).

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) — крупнейшее российское страховое объединение — является единым союзом профессиональных участников страхового рынка на федеральном уровне. Он призван координировать деятельность своих членов, представлять и защищать их общие интересы в отношениях с российскими и зарубежными организациями и органами власти. ВСС обобщает и систематизирует информацию по страховому рынку, состоянию развития страхового законодательства и другим вопросам страхования. Членами ВСС являются более 200 страховых компаний России (в том числе крупнейших, обеспечивающих поступление 70% совокупной национальной страховой премии), региональные страховые ассоциации; участники инфраструктуры страхового рынка. ВСС — некоммерческая организация, созданная в результате добровольного объединения страховщиков, осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Основная цель ВСС — защита интересов своих членов, развитие и совершенствование национального страхового дела.

Российский союз автостраховщиков (РСА) является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования. РСА учрежден 8 августа 2002 г. 48 крупнейшими страховыми компаниями страны и имеет государственную регистрацию от 14 октября 2002 г. Он осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». РСА внесен в Единый государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков Министерства финансов РФ. РСА — первое профобъединение на страховом рынке, статус которого закреплен законом. РСА имеет территориально обособленные подразделения — представительства РСА в федеральных округах. РСА создан в целях обеспечения взаимодействия страховщиков и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении ими обязательного страхования, представления и защиты их интересов, связанных с осуществлением обязательного страхования, а также в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами. Союз не осуществляет страховую деятельность. В нем состоят страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Члены Союза несут субсидиарную ответственность по обязательствам РСА.

Саморегулируемые объединения страховщиков (СРО)

В соответствии с планами правительства по переходу на систему саморегулирования отраслей в перспективе планируется создание системы саморегулирования страховой деятельности, осуществляемой национальной ассоциацией соответствующей сферы страховой деятельности. В этих условиях часть функций контроля и надзора перейдет от государства к системе СРО.

Саморегулируемые организации субъектов страхового дела — это некоммерческие организации, создаваемые в целях регулирования и контроля соответствующей сферы страховой деятельности, включенные в реестр саморегулируемых организаций субъектов страхового дела и объединяющие на условиях членства субъектов страхового дела соответствующей сферы страховой деятельности (страхование, перестрахование, взаимное страхование). Планируется, что СРО за счет взносов его членов будет формировать специализированные гарантийные фонды, обеспечивающие выполнение страховщиками — членами СРО своих договорных обязательств.

Основными функциями СРО субъектов страхового дела являются:

— разработка и утверждение стандартов и правил соответствующей сферы страховой деятельности, правил деловой и профессиональной этики;

— представление интересов своих членов в их отношениях с органами государственной власти;

— формирование компенсационного фонда и осуществление компенсационных выплат;

— контроль за соблюдением членами СРО требований устава организации, актов страхового законодательства, федеральных стандартов, стандартов СРО;

— ведение реестра членов СРО субъектов страхового дела;

— сбор, обработка, анализ и хранение статистической и иной информации о страховой деятельности, опубликование сводных статистических и аналитических данных;

— организация информационного и методического обеспечения своих членов;

— организация обучения, переподготовки, стажировки персонала СРО субъектов страхового дела;

— установление в отношении своих членов требований, необходимых для осуществления (реализации) функций СРО субъектов страхового дела.

studme.org

Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела

Воздействие государства на страховую деятельность выражается в организации государственного надзора и контроля, а также лицензирования страховой деятельности [1] .

Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государство [2] . Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами. В настоящее время в соответствии с Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховой надзор осуществляется ЦБ РФ. Государственный надзор за страховой деятельностью на территории РФ осуществляется органами государственной власти на принципах законности, гласности и организационного единства.

Целями государственного регулирования страховой деятельности являются:

– организация страхового дела, которая выражается в создании единой нормативной базы на федеральном уровне;

– создание единых условий и правил страхования;

– развитие рынка страховых услуг;

– защита прав участников страховых правоотношений.

К функциям федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью относятся:

а) выдача страховщиком лицензий на осуществление страховой деятельности;

б) введение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

в) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

г) выдача в предусмотренных законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми организациями с иностранными инвесторами;

д) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным законом к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

е) обобщение практики страховой деятельности, разработка и предоставление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании.

Основные направления государственного регулирования страховой деятельности содержат следующие виды деятельности:

– государственный надзор за страховой деятельностью;

– обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций;

– пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке;

– общий государственно-финансовый контроль за деятельностью страховых организаций;

– прямое участие государства в страховании и развитии страховой защиты имущественных интересов субъектов страхования.

Система государственного надзора за страховой деятельностью предполагает:

– организацию основ страхового надзора в Российской Федерации, в первую очередь путем создания специальных органов по надзору за страховой деятельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;

– создание нормативных актов надзора за страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;

– определение специальных требований к страховым организациям, установление лицензирования и сертификации страховой деятельности;

– установление единых квалификационных требований к руководителям и специалистам страховых организаций, сюрвейерам, аварийными комиссарами и т.п.

  • [1]Шихов А. К. Страховое право: учеб. пособие. М.: Юриспруденция, 2006. С. 221.
  • [2] Страховое право: учебник / под ред. В. В. Шахова, В. Н. Григорьева, С. Л. Ефимова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 63.

studme.org

Косаренко Н. Н. Правовые проблемы государственного надзора в сфере страхования

УДК 349.3 368(075.8)

Kosarenko N. N. The Law Problems of Government Supervision in Insurance

Аннотация: Рассматривается проблема государственного надзора в сфере страхования в Российской Федерации в условиях мирового финансового кризиса. Автор дает свое виденье сложившейся ситуации на страховом рынке и роли Федеральной службы страхового надзора.

Ключевые слова: страхование, страховой бизнес, государственный надзор в страховании, лицензирование, резервирование.

Abstract: The article covers the issue of government regulation in the insurance activity in Russia under conditions of the world financial crisis. The author gives his opinion on the permanent situation on the insurance market and the role of the Federal Agency of Insurance Supervision.

Keywords: insurance, insurance business, state supervision in insurance, licensing, reservation.

Государственный надзор в сфере страхования осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства[1].

Регулирующая функция государства в страховой деятельности может проявляться в различных формах: принятие законодательных актов, регулирующих страхование, установление в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования, установление в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования, установление различного рода льгот страховым компаниям для стимулирования их деятельности, а также создание особого правового механизма, обеспечивающего надзор за деятельностью страховых организаций в Российской Федерации.

Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется Федеральной службой страхового надзора — органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, действующей на основании Положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Государственное регулирование страховой деятельности должно обеспечивать развитие национальной системы страхования и осуществлять контроль страхового сектора экономики.

Основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются:

а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

в) контроль обоснованности страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

д) выдача в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми организациями с иностранными инвестициями;

е) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным настоящим Законом к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

ж) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

Государственная поддержка страхования должна осуществляться с учетом значимости и приоритетности решаемых задач по следующим направлениям:

  • прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов, предполагающее:
  • определение институциональных основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, а также в страховании экспортных кредитов;
  • обеспечение за счет бюджетных средств программ обязательного государственного страхования (в частности страхования имущества унитарных и казенных предприятий, иных организаций бюджетной сферы при четкой регламентации действий страхователя, представляющего интересы государства);
  • повышение роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования, определение порядка их участия в государственных программах страхования, предоставление им государственной поддержки;
  • предоставление дополнительных гарантий при размещении средств страховщиков, аккумулируемых в рамках приоритетных видов страхования в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом, а также формирование целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан;
  • законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка. Здесь предстоит конкретизировать условия допуска иностранных страховщиков на российский страховой рынок, регламентировать перестраховочную деятельности в целях предотвращения необоснованного оттока валютных средств за рубеж и т. д.

Совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью предполагает создание нормативных и организационных основ страхового надзора в Российской Федерации, а также разработку процедур финансового оздоровления страховых организаций.

В соответствии с законодательством основными функциями Федеральной службы страхового надзора являются:

а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

в) контроль обоснованности страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в соответствии со статьей 30 Закона вправе:

а) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;

б) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;

в) при выявлении нарушений страховщиками требований настоящего Закона давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

г) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства Российской Федерации, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается Министерством по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Главным условием для проведения страховщиком страхования на территории РФ является получение специальной лицензии на право проведения страховой деятельности. Ее отсутствие влечет за собой признание незаконной деятельность организации и применение к ней санкций, предусмотренных страховым и налоговым законодательством страны.

Лицензирование страховой деятельности является одним из главных инструментов регулирования процесса формирования страхового рынка. Назначение лицензирования заключается в проверке подготовленности страховой организации к проведению страховой деятельности и в определении сферы этой деятельности.

Государственная лицензия на осуществление страховой деятельности выдается страховым организациям Федеральной службой страхового надзора. Лицензия имеет специальную форму и содержит ряд обязательных реквизитов. Неотъемлемой частью государственной лицензии является приложение к ней, в котором перечислены конкретные виды страхования. Страховщик может заключить со страхователем только такой договор страхования, по которому объект страхования, перечень страховых рисков, форма проведения страхования и иные условия соответствуют перечню видов страхования, перечисленных в приложении к лицензии. Лицензии выдают:

а) страховщикам на основании их заявлений с приложением:

  • учредительных документов;
  • свидетельства о регистрации;
  • справки о размере оплаченного уставного капитала;
  • экономического обоснования страховой деятельности;
  • правил по видам страхования;
  • расчетов страховых тарифов;
  • сведений о руководителях и их заместителях;

б) страховщикам, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, на основании их заявлений с приложением:

  • учредительных документов;
  • свидетельства о регистрации;
  • справки о размере оплаченного уставного капитала;
  • сведений о руководителях и их заместителях.

Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять. Выданная лицензия предоставляет страховщику право на проведение видов страховой деятельности, перечисленных в лицензии, в соответствии с правилами страхования.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента получения документов. Порядок выдачи лицензии в России в настоящее время значительно упрощен по сравнению с зарубежными странами.

Лицензирование — формализованная разновидность контроля, в соответствии с которой лица, имеющие намерения осуществлять деятельность на рынке, направляют документы согласно требованиям Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации в лицензирующий орган и тем самым выражают согласие на проведение проверки их деятельности.

Каждая отрасль страхования по существу является отдельным страховым рынком, на котором действуют свои правила, условия и страховые тарифы, различные требования по формированию страховых резервов и размещения активов страховщика, их покрывающих. Стадия предварительного контроля при лицензировании страхования жизни и страхования иного, чем страхование жизни имеет различный регламент относительно процедуры и состава документов для осуществления этих видов страхования.

Поэтому обычно страховой рынок разделяют на рынок страхования жизни и рынок прочих видов страхования, к которым относят все виды страхования имущества, ответственности, а также страхование от несчастных случаев и болезней.

Перед тем, как выдать разрешение орган страхового надзора должен убедиться в подготовленности компании к проведению данного вида страхования. Поэтому в заявлении о создании страховой компании должна содержаться подробная информация о начальном капитале, предполагаемых видах страховых операций, страховых полисах, ставках страховой премии, заключенных соглашениях о перестраховании рисков, операционных расходах, оценка прибылей и убытков, должны быть представлены кандидатуры на должности директора, управляющих, главных бухгалтеров создаваемой компании, которые должны подтвердить свою компетентность и соответствие предполагаемой должности.

При обращении за лицензией страховщики подают в органы страхового надзора комплект документов, которые проверяются на соответствие требованиям законодательства, а также с точки зрения их экономического содержания, соответствия представленных страховщиком расчетов и планов принятым нормам финансовой устойчивости.

К комплекту документов, являющихся экономическим обоснованием страховой деятельности, должны быть приложены план по перестрахованию в случае, если максимальный объем ответственности по индивидуальному риску превышает установленные нормативы, а также план размещения страховых резервов, и баланс с приложением отчета о финансовых результатах.

Кроме расчета страховых тарифов должны прилагаться использованная методика их расчета с указанием источника исходных данных, а также утвержденная руководителем страховой организации структура тарифных ставок.

Выданная лицензия предоставляет страховщику право на проведение видов страховой деятельности, перечисленных в лицензии, в соответствии с правилами страхования, которые приводятся в приложении к ней. Структура видов страховой деятельности, принятая в целях лицензирования по страхованию иному, чем страхование жизни, основана на принципе классификации имущественных интересов, которые могут быть объектами страхования.

В Российской Федерации для допуска страховой компании на рынок на основе общих требований, изложенных в Законе «Об организации страхового дела», органом страхового надзора разработаны и утверждены Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, которые являются едиными на всей территории России.

Отказ в регистрации страховой организации может последовать по мотивам несоответствия создания организации законодательным актам Российской Федерации, неполноты представленных сведений. Отказ в регистрации и задержка в выдаче свидетельства о регистрации могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

В России правила формирования страховых резервов устанавливаются органом страхового надзора. Реализация этого права осуществляется как в форме специального нормативного документа, так и на этапе лицензирования документов каждой конкретной страховой организации. Законом «Об организации страхового дела» предусмотрено создание института актуариев — специалистов по актуарным расчетам, связанным с образованием резерва страховых премий по долгосрочным видам страхования, которые непосредственно в страховых компаниях должны будут осуществлять повседневный контроль за достаточностью сформированных страховщиком резервов и наличием соответствующих им по стоимости и надежных с точки зрения ликвидности и доходности активов.

При первом обращении страховой организации за получением лицензии оплаченный уставный капитал и иные собственные средства страховой организации должны обеспечивать проведение планируемых видов страховой деятельности и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования.

Правила, в соответствии с Законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и общими условиями действительности сделок, предусмотренных гражданским законодательством должны включать:

1. определение круга субъектов страхования и ограничения по заключению договора страхования;

2. определение объектов страхования;

3. определение перечня страховых случаев, при наступ­лении которых возникает ответственность страховщи­ка по страховым выплатам (основные и дополнительные условия);

4. страховые тарифы;

5. определение сроков страхования;

6. порядок заключения договоров страхования и уплаты страховых взносов;

7. взаимные обязательства сторон по страховому договору и возможные случаи отказа в выплате по договорам страхования;

8. порядок рассмотрения претензий по договору страхования.

К Правилам должны быть приложены образцы форм договоров страхования и страховых свидетельств (полисов, сертификатов).

За выдачу каждой лицензии на осуществление страховой деятельности со страховых организаций взимается плата в федеральный бюджет в размере, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Плата вносится после принятия решения о выдаче лицензии. При необходимости внесения изменений в реквизиты лицензии также взимается плата.

Страховщик несет ответственность за достоверность информации, указанной в документах, представленных на лицензирование. Страховщику, сдавшему документы на лицензирование, направляется уведомление. Орган страхового надзора должен рассмотреть заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента получения выше указанных документов.

Основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может служить несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства Российской Федерации. Об отказе в выдаче лицензии юридическому лицу сообщается в письменной форме с указанием причин отказа.

Страховщик имеет право обжаловать действия органа страхового надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В настоящее время эффективность лицензирования не очень высока, и реальных гарантий надежной и добросовестной работы страховщиков в рамках такого механизма нет. Необходимо совершенствование условий лицензирования страховых компаний, поскольку порядок выдачи разрешений на право осуществления страховой деятельности давно устарел.

Бессистемность и несовершенство страхового законодательства — один из источников, возникающих проблем страхового рынка, усложняющих борьбу с недобросовестностью в страховании. В частности, необходимо изменить законодательство так, чтобы страховщик не мог, сменив название фирмы, адрес, руководство, организационно-правовую форму, выйти из бизнеса, не выплатив клиентам того, что им должен.

Особое внимание в период финансового кризиса стоит обратить на проблему надежности компаний, занимающихся страхованием ответственности, которые должны быть сверхнадежными. В этой ситуации предлагается повысить требования к страховщикам, так как довольно часто они демонстрируют лишь «перевод денег из одной позиции в другую», между тем как коэффициент выплат в страховании ответственности остается низким — 12 %.

Федеральная служба страхового надзора ведет анализ обоснованности тарифов по социально значимым видам страхования, чтобы не допустить тарифного демпинга.

Закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» //«Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ». 14.01.1993 г. № 2. Ст. 56. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 47. Ст. 5622.

Гинзбург А. И. Страхование. СПб. : Питер, 2007.

Гвозденко А. А. Страхование. М. : Проспект, 2008.

Косаренко Н. Н. Современное страховое право. М. : Экономика, 2009.

Косаренко Николай Николаевич — кандидат юридических наук, кандидат философских наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Московского гуманитарного университета.

Тел. (495) 374-61-10

Kosarenko Nikolay Nikolaevich — a Candidate of Science (legal sciences), Candidate of Science (philosophy), associate professor of the State and Legal Disciplines Department of Moscow University for the Humanities.

www.zpu-journal.ru

Страхование (О. А. Скачкова)

В книге вы найдете информативные ответы на все вопросы курса «Страхование» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Оглавление

  • 1. Понятие страхования
  • 2. История становления и развития страхования
  • 3. Страховые правоотношения, участники страховых правоотношений
  • 4. Иные участники страховых правоотношений: страховые агенты, страховые брокеры, страховые актуарии, страхователи, выгодоприобретатель
  • 5. Объединения страховщиков: страховые союзы, ассоциации, пулы и др
  • 6. Источники правового регулирования страховой деятельности
  • 7. Обязательное и добровольное страхование
  • 8. Государственный страховой надзор: понятие, функции
  • 9. Полномочия Федеральной службы РФ по надзору за страховой деятельностью
  • 10. Классификация видов страхования
  • 11. Виды страхования
  • 12. Лицензирование страховщиков
  • 13. Решения Росстрахнадзора по действующим лицензиям страховщиков
  • 14. Обеспечение финансовой устойчивости страховщиков

Из серии: Шпаргалки

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Страхование (О. А. Скачкова) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

5. Объединения страховщиков: страховые союзы, ассоциации, пулы и др

Страховщики в целях координации своей деятельности, представления и защиты общих интересов своих членов имеют право образовывать союзы, ассоциации и иные объединения (ст. 14 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»). Создавая объединения, страховщики обязаны сообщать об этом в орган страхового надзора – Росстрахнадзор, который регистрирует их в реестре объединений субъектов страхового дела.

Профессиональные объединения страховщиков (союзы, ассоциации и иные объединения) являются некоммерческими организациями, которые не имеют права заниматься страховой, а также предпринимательской деятельностью. Они создаются только в целях координации деятельности страховщиков, представления и защиты общих интересов своих членов.

Страховщики имеют право образовывать в целях обеспечения своей финансовой устойчивости, а также гарантий для страховых выплат страховые и перестраховочные пулы. Данные объединения могут совместно действовать без образования юридического лица на основании договора простого товарищества – договора о совместной деятельности (ст. 14.1. Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»). Страховые и перестраховочные пулы могут создаваться на определенный срок или без ограничения срока, при этом участники пула одновременно могут являться участниками другого пула.

В последние годы в России успешно действует система взаимного урегулирования убытков, которая создана в целях обеспечения финансовой устойчивости страховщиков. Появилась она в рамках взаимного урегулирования страховых случаев в результате введения Закона ОСАГО. Система взаимного урегулирования убытков продолжает развиваться и в других видах страхования, например в Авто-КАСКО.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Страхование (О. А. Скачкова) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

kartaslov.ru

Мероприятия

Президент НССО Игорь Юргенс выступил на конференции «Рубеж 2018»

Национальный союз страховщиков ответственности делегировал эксперта на V Международную конференцию «Современное такси. Технологии»

Национальный союз страховщиков ответственности (далее — НССО) был создан 05.10.2005, о чем Межрайонной инспекцией ФНС № 46 по г. Москве была внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

17.11.2005 сведения о НССО были внесены Федеральной службой страхового надзора в Единый реестр объединений субъектов страхового дела.

21.10.2010 Общим собранием членов НССО была утверждена новая редакция Устава НССО с целью приведения его в соответствие с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

28.12.2010 Федеральной службой страхового надзора, на основании п.2.ст.14 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», в реестр субъектов страхового дела были внесены изменения в сведения о НССО, как профессиональном объединении страховщиков в целях обеспечения взаимодействия страховщиков и формирования стандартов и правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

В связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» годовым Общим собранием членов НССО 20.06.2012 года внесены изменения в Устав НССО в части дополнения целей, направлений и предмета деятельности НССО осуществлением мероприятий по развитию обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

29.01.2013 внеочередным Общим собранием членов НССО была утверждена новая редакция Устава НССО в связи с внесением в него изменений, направленных на получение статуса профессионального объединения страховщиков для осуществления обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда при перевозках жизни, здоровью, имуществу пассажиров, в соответствии с Федеральным законом от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

13.03.2013 Федеральной службой по финансовым рынкам в реестр объединений субъектов страхового дела внесены изменения в части присвоения НССО статуса единого общероссийского профессионального объединения страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

nsso.ru

Смотрите еще:

  • Суммы налогов для ип 2012 Фиксированные платежи ИП в ПФ и ФФОМС на 2012г. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают фиксированные платежи, то есть суммы страховых взносов (за […]
  • Федеральный закон 82 от 06042018 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от […]
  • Подоходный налог введен История НДФЛ в России За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. […]
  • Претензия пенсионному фонду Претензия в Пенсионный фонд о перерасчете (индексации) пенсии В Управление № 3 ГУ Главного Управления ПФ РФ № 5 по г. Москве и Московской области Пенсионный отдел «Бескудниково» 127474, город Москва, ул. Дубнинская д. 37, корп. 1 Дик […]
  • Оплатить налог если нет расчетного счета ФНС запретила уплату налогов за компанию наличными Новости по теме Физлицо не вправе платить налоги за компанию, которая не открыла счет в банке. Такой вывод сделала ФНС России в письме от 28.09.2016 № 3Н-4-1/[email protected] Год назад ФНС […]
  • Механизм банкротства и ликвидации предприятий Процедура ликвидации юридического лица Согласно Гражданскому кодексу, процедура ликвидации юрлица обозначает полное прекращение его деятельности и не предусматривает переход прав и обязанностей в порядке правопреемственности. На это […]
  • Заверенная в установленном порядке копия документа копии документов Как заверить копию документа надлежащим образом Пожалуй, нет такого бухгалтера, которому бы не приходилось готовить копии документов: для представления налоговикам (Статьи 88, 93 НК РФ), во внебюджетные фонды (Статьи 37, 38 […]
  • Что такое стаж в отрасли Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 31 октября 2002 г. № 45 Об утверждении Инструкции об особенностях исчисления стажа работы по специальности (в […]