Закон 113-фз 20 августа 2004

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ
«О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

31 марта 2005 г., 22 декабря 2008 г., 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 29 декабря 2010 г., 23 июня, 3 июля 2016 г., 1 июля 2017 г.

Принят Государственной Думой 31 июля 2004 года

Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

20 августа 2004 года

Определяются категории судов, в которых возможно рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей. Утверждаются требования, предъявляемые к присяжным заседателям.

Устанавливаются порядок и принципы формирования списков присяжных заседателей, включая ограничения для включения в эти списки отдельных категорий граждан, обязанности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при формировании списков присяжных заседателей, сроки привлечения присяжных заседателей для исполнения соответствующих обязанностей, возможность досрочного прекращения или приостановления полномочий присяжных заседателей, материальное обеспечение деятельности присяжных заседателей, а также гарантии их независимости.

Списки кандидатов в присяжные заседатели для судов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, должны быть составлены в течение трех месяцев со дня вступления в силу данного Федерального закона.

Граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свои полномочия до составления списков присяжных заседателей в соответствии с данным Федеральным законом, а в случае их участия в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовных дел, которые не могут быть закончены до истечения этого срока, — до окончания рассмотрения этих дел.

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 25 августа 2004 г. N 155-156, в «Российской газете» от 25 августа 2004 г. N 182, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 августа 2004 г. N 34 ст. 3528

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 209-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 350-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 271-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 265-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 марта 2005 г. N 26-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Права и обязанности граждан на участие в отправлении правосудия

Одним из неотъемлемых свойств права на судебную защиту и необходимым условием справедливого судебного разбирательства является право на объективный суд, предполагающее отсутствие предубеждения и пристрастности судей.

Конституцией Российской Федерации гражданам Российской Федерации предоставлено право участвовать в отправлении правосудия (часть 5 статьи 32). Данное право предполагает непосредственное участие граждан в судопроизводстве в качестве профессионального судьи, присяжного или арбитражного заседателя. Таким образом, судебная власть реализуется не только судьями, но и гражданами.

Статус присяжного заседателя определен Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Данный закон предоставляет гражданам право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей, что вместе с тем является их гражданским долгом.

Ответ на вопрос, кто и как может стать присяжным заседателем, содержится в статье 3 названного закона.

Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются каждые четыре года исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований (местной администрацией) отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», путем случайной выборки установленного числа граждан.

При этом следует отметить, что существуют определенные ограничения для кандидатов в присяжные заседатели.

Присяжными заседателями, равно как и кандидатами в присяжные заседатели, не могут быть:

— лица, не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет.

Данное требование предусматривает необходимость наличия у присяжного заседателя определенного жизненного опыта, уровня знаний и зрелости и соотносится с установленными статьей 119 Конституции РФ требованиями к минимальному возрасту, по достижении которого граждане РФ могут быть судьями — 25 лет;

— лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость;

— лица, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

— лица, состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками, рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в них неточных сведений о кандидатах.

Многие граждане, получившие уведомления о включении их в списки кандидатов в присяжные заседатели, задают вопрос: «Кто такой присяжный заседатель?».

В соответствии с пунктом 30 статьи 5 УПК РФ присяжный заседатель — это лицо, привлеченное в установленном законом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта.

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

Суд присяжных действует в составе судьи и присяжных заседателей.

Граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели, могут быть исключены из указанных списков в случае подачи ими письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению ими обязанностей присяжного заседателя, если они являются:

— лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство; лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

— лицом, достигшим возраста 65 лет;

— лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

— судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

После окончания процедуры отбора кандидатов в присяжные заседатели сформированные списки передаются в суд.

Непосредственным моментом привлечения граждан к участию в рассмотрении судом уголовного дела с участием присяжных заседателей является принятие присяжными заседателями присяги, благодаря чему и появилось соответствующее наименование – присяжные.

Способность коллегии присяжных заседателей вынести справедливый и правильный вердикт во многом зависит от ее состава. Присяжные должны осознавать свой гражданский долг, быть объективными, честно и беспристрастно исполнять свои обязанности.

Формирование коллегии присяжных заседателей – сложный процесс, включающий в себя как организационные (составление списков кандидатов в присяжные заседатели, приглашение их в судебное заседание), так и процессуальные моменты (выявление председательствующим судьей у приглашенных кандидатов в присяжные заседатели возможности быть объективными и непредвзятыми при рассмотрении конкретного дела, заявление кандидатами самоотводов, использование сторонами права на мотивированный и безмотивный отвод кандидатов в присяжные заседатели).

Одним из неотъемлемых свойств права на судебную защиту и необходимым условием справедливого судебного разбирательства является право на объективный суд, предполагающее отсутствие предубеждения и пристрастности судей.

Рассмотрение уголовных дел судом с участием присяжных заседателей имеет свою специфику, обусловленную, прежде всего, природой такого суда и особенностями производства в нем: присяжные заседатели не обязаны мотивировать свое решение, в том числе по основному вопросу уголовного дела — о доказанности или недоказанности виновности подсудимого в совершении преступления; принимая решение, присяжные заседатели, не будучи профессиональными судьями, основываются преимущественно на своем жизненном опыте и сформировавшихся в обществе, членами которого они являются, представлениях о справедливости.

Существенное значение приобретают личностные характеристики присяжных заседателей, их незаинтересованность в исходе дела, объективность.

Исходя из этого, предусмотрены правовые средства для обеспечения беспристрастности суда. К числу таких средств относятся уголовно-процессуальный институт отвода присяжных заседателей.

В соответствии с частью 3 статьи 328 УПК РФ при формировании коллегии присяжных заседателей кандидатам в присяжные заседатели разъясняется их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представлять необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками судопроизводства.

После этого кандидаты в присяжные заседатели опрашиваются о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела.

Эти обстоятельства перечислены выше. Кроме того, к участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Указанные положения закона носят обязательный характер и являются безусловным основанием к отводу кандидата в присяжные заседатели. В противном случае нельзя признать законным состав коллегии присяжных заседателей, если в него войдут лица, которые не могут являться присяжными.

В соответствии с частью 7 статьи 326 УПК РФ от исполнения обязанностей присяжных заседателей могут быть освобождены:

— лица старше 60 лет;

— женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет;

— лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия;

— лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам;

— иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.

Наличие перечисленных оснований не является обязательным для отстранения кандидата в присяжные заседатели от участия в рассмотрении. Указанные лица могут быть освобождены от исполнения обязанностей присяжных заседателей только по их личному заявлению.

Часто в ходе формирования коллегии кандидаты в присяжные заседатели просят освободить их от участия в связи с занятостью по работе. В соответствии с Трудовым кодексом РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им обязанностей, если эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Более того, Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность работодателя за воспрепятствование явке в суд в качестве присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве.

Законодателем гарантированы определенные правовые положения для реализации предоставленных присяжному заседателю прав и исполнения обязанностей.

Так, присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры по обеспечению безопасности присяжного заседателя, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, поступит соответствующее заявление, а также в случаях, когда органы внутренних дел обнаружат другие свидетельства угрозы безопасности указанных лиц или сохранности их имущества.

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия в соответствии частью 1 статьи 12 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» распространяются гарантии неприкосновенности судьи, установленные статьей 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

В то же время неявка гражданина без уважительной причины по вызову в суд для исполнения обязанностей присяжного заседателя может быть квалифицирована как неисполнение законного распоряжения судьи. В этом случае нарушитель может быть подвергнут административному штрафу в размере от 500 до 1000 руб. или административному аресту на срок до 15 суток.

Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» определены периодичность и продолжительность призыва граждан к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации — один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока — на все время рассмотрения этого дела.

Институт присяжных заседателей призван способствовать формированию объективного и беспристрастного мнения по вопросу виновности подсудимого и как следствие — вынесению законного и обоснованного вердикта.

Финансирование составления списков кандидатов в присяжные заседатели

В соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (ст. 5 и 11), постановлением Правительства РФ от 23 мая 2005 г. № 320 «Об утверждении Правил финансового обеспечения переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» Судебный департамент осуществляет финансовое обеспечение переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению, изменению и дополнению списков кандидатов в присяжные заседатели, включая:
• сверку с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации сведений о количестве кандидатов в присяжные заседатели в порядке, утверждённом приказом Судебного департамента 24 июня 2008 г. № 103;
• формирование объёмов бюджетного финансирования субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для бюджетов муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, городских и сельских поселений для финансового обеспечения полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели в соответствии со статьёй 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
• распределение субвенций на финансовое обеспечение полномочий по составлению (изменению, дополнению) списков кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с Методикой распределения субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для бюджетов муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, городских и сельских поселений на реализацию Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 1331-р).
Распределение субвенций на финансовое обеспечение полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В целях финансового обеспечения государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели Судебным департаментом разработаны:
• Типовое соглашение между судом, в котором законодательством Российской Федерации предусмотрено рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (утв. приказом Судебного департамента от 20 февраля 2007 г. № 22);
• Форма заявки о предоставлении субвенций для бюджетов муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, городских и сельских поселений для финансового обеспечения полномочий по составлению (изменению, дополнению) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции (утв. приказом Судебного департамента от 18 февраля 2009 г. № 24);
• Форма отчета об использовании субвенций для бюджетов муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, городских и сельских поселений для финансового обеспечения полномочий по составлению (изменению, дополнению) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции (утв. приказом Судебного департамента от 18 февраля 2009 г. № 24).

113-ФЗ «О присяжных заседателях»

Присяжные заседатели участвуют в судебном разбирательстве, рассматривают обстоятельства дела вместе с судьей и выносят свое независимое мнение по его итогам. Данная категория людей не является специалистами или юристами. Это простые граждане, которые не являются заинтересованной стороной в судебном разбирательстве. Их отбирает специальная программа для каждого судебного процесса отдельно. Рассмотрим подробнее, что на этот счет сказано в Федеральном законе 113 и какие изменения его коснулись при последней редактуре.

Описание Федерального закона 113

Госдума приняла Федеральный закон 113 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» 31 июля 2004 года. Законопроект был утвержден Советом Федерации 8 августа того же года, а через 12 дней, 20-го августа 2004, он вступил в правовую силу.

Настоящий закон регламентирует участие присяжных заседателей при разбирательстве уголовного дела, определяет их правовой статус и гарантии независимости. А также регулируются основные принципы правового, экономического и организационного обеспечения их деятельности.

Закон включает в себя 13 статей, из которых 9 статья уже утратила законную силу:

  • ст. 1 — принятие участия в слушании уголовных дел в суде;
  • ст. 2 — содействие граждан РФ в исполнении правосудия;
  • ст. 3 — требования, которые применяются по отношению к присяжным заседателям;
  • ст. 4 — составление списка потенциальных претендентов на участие в судебном разбирательстве;
  • ст. 5 — процедура и сроки формирования списков претендентов;
  • ст. 5.1 — особенности процедуры формирования списков претендентов в присяжные заседатели в федеративные города — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь;
  • ст. 6 — полномочия государственных служащих и управляющих учреждений по предоставлению необходимых сведений для формирования списков участников коллегии;
  • ст. 7 — вычеркивание из списков граждан, которые были вписаны в него в качестве присяжных заседателей;
  • ст. 8 — отправка списков участников в суд;
  • ст. 9 — утратила правовую силу;
  • ст. 9.1 — претенденты в суд присяжных флотского, окружного или гарнизонного военного суда;
  • ст. 10 — процедура и сроки выполнения гражданином своих полномочий в суде;
  • ст. 11 — финансовое обеспечение;
  • ст. 12 — гарантии независимости и неприкосновенности;
  • ст. 13 — заключительные и переходные положения.

Последняя действующая редакция о присяжных заседателях Федерального закона 113 была опубликована 1-ого июля 2017 года. Ее положения вступили в правовую силу в тот же день.

Изменения и поправки, внесенные в ФЗ о присяжных заседателях

Последние корректировки в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», коротко ФЗ-113, были осуществлены 1-го июля 2017 года.

При последней редакции были внесены изменения в статью 7 в подпункт «д. 1» пункта 2. Статья описывает причины вычеркивания граждан из списков претендентов на роль присяжных заседателей. Рассмотрим подробнее о чем говорится в статье.

Будучи вписанными в вышеупомянутый список претендентов, присяжные заседатели также могут быть оттуда вычеркнуты исполнительно-распорядительным органом государственного образования. Лица, зачисленные в список или запасной список участников присяжных округа, субъекта РФ, вычеркиваются из него посредством высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ по следующим причинам:

  • если им не исполнилось 25 лет, обладают непогашенной или неснятой судимостью, считаются недееспособными, проходят лечение от алкогольной, наркологической зависимости и проходят лечение от психических расстройств;
  • если гражданин Российской Федерации написал заявление о существенных обстоятельствах, по которым он не может присутствовать на разбирательстве дела.

Данными существенными обстоятельствами, препятствующими выполнению обязанностей, выступают:

  • гражданин не знает языка, на котором будет вестись слушание дела;
  • имеются документы, подтверждающие плохое состояние здоровья гражданина;
  • возраст предполагаемого присяжного заседателя больше 65 лет;
  • гражданин является заместителем на государственной должности или выборной должности в службе местного самоуправления;
  • лицо является военнослужащим;
  • лицо состояло раньше на военной службе по контракту в ФСБ, ФСО, СВР и прошло процедуру увольнения. В течение 5-и лет с момента увольнения гражданин не может участвовать в судебных разбирательствах в качестве присяжного заседателя;
  • состояние гражданина на должности судьи, прокурора, адвоката, нотариального лица, судебного исполнителя или детективного сыщика или в течение 5-и лет, после его увольнения;
  • является работником ОВД, таможенных и уголовно-исполнительных органов или после увольнения со службы не прошло 5 лет;
  • гражданин является священнослужителем.

ФЗ о суде присяжных определяет, что судебная инстанция также может выступать органом, который имеет право исключить гражданина из списка ввиду наличия у судебного заседателя предвзятого мнения и чья объективность в суждениях стоит под вопросом.

Скачать ФЗ о суде присяжных заседателей

Законопроект будет интересен для прочтения всем гражданам, желающим участвовать в слушании сложного уголовного дела. При судебном разбирательстве они выступают независимыми экспертами и выносят свое непредвзятое мнение по делу. Если единогласного решения не было принято в течение 3-х часов, то производится голосование и по количеству голосов заседателей решается судьба обвиняемого.

Для лучшего понимания положений закона следует ознакомиться с его актуальным содержанием. Скачать последнюю действующую редакцию Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» со всеми изменениями и поправками можно по ссылке.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 7 июня 2016 года

Одобрен Советом Федерации 15 июня 2016 года

Внести в Федеральный закон от 20 августа 2004 года N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3528; 2005, N 14, ст. 1211; 2008, N 52, ст. 6220; 2009, N 48, ст. 5721; N 52, ст. 6426) следующие изменения:

1) в статье 1 после слов «автономных округов,» дополнить словами «районных судах,», слова «(далее — суды)» заменить словами «и гарнизонных военных судах (далее — суды), за исключением военных судов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации»;

2) статью 4 изложить в следующей редакции:

«Статья 4. Списки кандидатов в присяжные заседатели

1. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования каждые четыре года составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, включая в указанные списки граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования.

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года на основании списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований, представляемых главами муниципальных образований, составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, образованных в соответствии с частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, включая в них необходимое для работы соответствующих судов число граждан, постоянно проживающих на территориях муниципальных образований, входящих в округа.

3. Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования, и числа граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

4. Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, определяется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, а число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа и запасной список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа и запасной список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению соответственно в список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, список кандидатов в присяжные заседатели округа и общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации.»;

3) статью 5 изложить в следующей редакции:

«Статья 5. Порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Председатели верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, вносят в высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представления о необходимом для работы соответствующих судов числе кандидатов в присяжные заседатели.

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона устанавливает порядок и сроки составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований и уведомляет исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований о числе граждан, подлежащих включению в указанные списки от соответствующих муниципальных образований. При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования число включенных в них граждан не должно превышать 10 процентов установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации числа граждан, подлежащих включению в указанные списки. Составленные списки представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. При недостаточной для формирования списков кандидатов в присяжные заседатели численности населения в муниципальных образованиях, на территории которых распространяется юрисдикция районного суда, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области или автономного округа вправе своим распоряжением образовывать округа из нескольких муниципальных образований.

4. Кандидаты в присяжные заседатели муниципального образования определяются путем случайной выборки с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» на основе содержащихся в ее информационном ресурсе персональных данных об избирателях, участниках референдума. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

5. О составлении списка и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, в течение двух недель предоставляет гражданам возможность ознакомиться с ними и рассматривает поступающие от граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, письменные заявления об исключении их из этих списков и исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

6. Уточненные списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований подписываются главами муниципальных образований, скрепляются печатями и направляются в районные суды, юрисдикция которых распространяется на территории соответствующих муниципальных образований, а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

7. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, а в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, — списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов.

8. В запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа и запасной список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.

9. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов подписываются руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляются печатью.

10. Список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования публикуются в средствах массовой информации муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

11. Граждане имеют право обращаться в исполнительно-распорядительный орган соответствующего муниципального образования с письменными заявлениями о необоснованном включении их в указанные списки, об исключении их из этих списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

12. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования в пятидневный срок рассматривает поступившие в соответствии с частью 11 настоящей статьи письменные заявления и принимает по ним решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

13. Изменения и дополнения, внесенные исполнительно-распорядительным органом муниципального образования в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, публикуются в средствах массовой информации муниципального образования. На основании внесенных в указанные списки изменений и дополнений высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вносит соответствующие изменения и дополнения в списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации.

14. Исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или по представлению председателя суда в более короткие сроки) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.

15. Финансовое обеспечение переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.»;

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 5 1 . Особенности порядка составления списков кандидатов в присяжные заседатели в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе»;

б) в части 1 слова «Москве и Санкт-Петербурге» заменить словами «Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе»;

в) в части 2 слова «Москве и Санкт-Петербурге» заменить словами «Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе»;

г) в части 3 слова «Москвы и Санкт-Петербурга» заменить словами «Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя»;

д) в части 4 слова «Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, формируемые в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге» заменить словами «Списки кандидатов в присяжные заседатели, формируемые в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе»;

е) в части 5 слова «Москве и Санкт-Петербурге» заменить словами «Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе»;

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 7. Исключение граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели»;

б) абзац первый изложить в следующей редакции:

«Граждане, включенные в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, исключаются из указанных списков исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. Граждане, включенные в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях:»;

6) статью 8 изложить в следующей редакции:

«Статья 8. Направление в суд списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований, составленные исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, составленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляются в соответствующий суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, включенных в ранее представленные в суд списки кандидатов в присяжные заседатели.

2. Изменения, внесенные в списки кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с частью 14 статьи 5 настоящего Федерального закона, направляются в соответствующий суд в недельный срок.

3. В случае выявления в поступивших в суд списках кандидатов в присяжные заседатели лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, или лиц, подавших письменное заявление об исключении их из списков кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также в случае необходимости дополнения указанных списков председатель суда вносит в исполнительно-распорядительный орган муниципального образования представление о необходимости изменения и дополнения списков кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, а в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации — представление о необходимости изменения и дополнения списка и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели округа, общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации.»;

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 9 1 . Кандидаты в присяжные заседатели окружного (флотского) военного суда, гарнизонного военного суда»;

б) часть 2 дополнить словами «и нижестоящих по отношению к нему гарнизонных военных судов»;

в) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. Кандидаты в присяжные заседатели для участия в рассмотрении уголовных дел окружным (флотским) военным судом и гарнизонным военным судом отбираются аппаратом соответствующего военного суда путем случайной выборки из единого общего и единого запасного списков кандидатов в присяжные заседатели соответствующего суда.».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2017 года.

Смотрите еще:

  • 22 федеральный закон статья 3 Закон "О персональных данных" Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ"О персональных данных" С изменениями и дополнениями от: 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 28 июня, 27 июля, 29 ноября, 23 декабря 2010 г., 4 июня, 25 июля 2011 […]
  • Федеральный закон от 23122003 177-фз Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" Информация об изменениях: Наименование изменено с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ Федеральный закон от 23 […]
  • Приказ мвд 667 Приказ МВД РФ от 22 августа 2003 г. N 667 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозками, а также оформления, использования, хранения и обращения с воинскими перевозочными документами в системе МВД России" (с изменениями и […]
  • Закон о страховом деле 2018 Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от 31 декабря 1997 г. N 157-ФЗ в наименование внесены […]
  • Закон рф о бухгалтерском учете 129 Федеральный закон "О бухгалтерском учете" Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ"О бухгалтерском учете" С изменениями и дополнениями от: 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г., 3 […]
  • Приказ по новогодним праздникам 2018 Минтруд представил график выходных и праздничных дней на 2018 год Проект постановления правительства, разработанный ведомством, вынесен на обсуждение МОСКВА, 20 июня. /ТАСС/. Министерство труда и социальной защиты РФ вынесло на […]
  • Закон военных судах Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ"О военных судах Российской Федерации" С […]
  • Закон об приём населения Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ"О деятельности по приему […]