Конспект урока образ раскольникова в романе преступление и наказание

Содержание статьи:

Урок литературы в 10-м классе. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Вступительный урок. Символика романа. Знакомство с главным героем

Разделы: Литература

Цель: знакомство с символикой романа, с главным героем; побуждение к внимательному, вдумчивому чтению произведения.

Предварительное домашнее задание группам учащихся к данному уроку:

При чтении романа выписать в тетрадь примеры использования автором

1 группа: желтого и красного цвета;

2 группа: числа “четыре”;

3 группа: числа “семь”;

4 группа: числа “одиннадцать”;

5 группа: действий, происходящих на лестнице;

6 группа: действий, происходящих в незамкнутом пространстве (на площадях, улицах, в проходных комнатах).

I. Вступительное слово учителя.

Мы приступаем к изучению одного из самых сложных произведений мировой литературы. По словам академика Д. С. Лихачёва, роман “Преступление и наказание” не предназначен для быстрого чтения. В нём поставлены острые моральные и философские вопросы. Достоевский доверял внимательному и вдумчивому читателю и поэтому многое недоговаривал, рассчитывая на духовное приобщение читателя к своему миру. В этом духовном мире имеет значение и разное положение топора во время убийства процентщицы и Лизаветы, и описание внешности Раскольникова, и “жёлтый” цвет, наиболее устойчивый в романе, и тридцать копеек, которые Соня вынесла Мармеладову на похмелье, и слово “вдруг”, употребляющееся на страницах романа около 560 раз, и числа “семь”, “четыре”, “одиннадцать”, как бы преследующие Раскольникова, и многие другие детали.

При чтении романа “Преступление и наказание” имеет значение буквально всё: и числа, и имена, и фамилии, и петербургская топография, и время действия, и даже отдельные слова, – лишь медленное чтение романа даст возможность читателю постигнуть весь его замысел и понять редчайшее искусство мысли Достоевского.

Сегодня мы познакомимся со значением некоторых символов романа. Начнём с имён некоторых героев.

II. Работа над символикой романа.

(Сообщение учителя и наблюдения учащихся над использованием символов в тексте романа. Это задание было дано перед прочтением романа, чтобы самостоятельное чтение не было поверхностным, но значение символов объясняется только сейчас.)

Раскольников Родион Романович

Фамилия имеет двойное толкование:

1. Раскол – раздвоение (ведь в Раскольникове как бы два человека: гуманист и убийца; отсюда и двойники, двойное портретирование).

2. Раскол – раскольничество (старообрядчество, староверие) – течение, возникшее в XVII веке в русской церкви как протест против новшеств патриарха Никона. Раскол характеризуется одной мыслью, фанатизмом и упрямством.

Раскол родины Романовых, т.е. протест против нравственной атмосферы, порядков этого государства.

Порфирий – “багряный”. Это цвет царской мантии. Отчество – намёк на монаршью власть (Пётр I). Раскольников, нарушив заповедь “не убий”, вступил в конфликт с двумя правдами – Божьей и человеческой.

Соня Мармеладова – символизирует Божью правду. Следователь представляет в романе правовое начало.

Жёлтый (желчный) – 1) цвет болезни, расстройства, надрыва печали. Сам грязно-жёлтый, уныло-жёлтый, болезненно-жёлтый цвет вызывает чувство внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности; 2) в русской литературе образ Петербурга прочно ассоциируется с жёлтым цветом. (Учащиеся приводят примеры использования жёлтого цвета из текста).

Красный цвет – символизирует кровь: Раскольников приносит старухе кольцо с красным камнем.

Лестница – это символ подъёма, борьбы, усилий. Это восхождение и нисхождение. Путь Раскольникова – это буквально путь “вверх” и “вниз”. Раскольников спускается и поднимается по лестнице 48 раз. (Примеры учащихся из текста).

Незамкнутое пространство (порог, прихожая, площадка, улица) – получают значение точки, где совершается кризис, неожиданный перелом судьбы, где принимаются решения, переступают заветную черту, обновляются или гибнут. Комната Раскольникова, комната Мармеладовых (проходная) – символизируют незащищённость (ср. “мой дом – моя крепость”), это и открытость (Мармеладов), и деталь образа Петербурга (уличные сцены) – города – преступника и соучастника преступлений. (Примеры из текста).

Цифровая символика

Вы уже заметили, что в романе некоторые числа настойчиво повторяются. Это не случайно. Цифровая символика в романе основана на фольклорных и библейских образах, а также на теории пифагорейцев, которая была известна Достоевскому. Это теория о влиянии чисел на жизнь человека. Существует такая легенда: Пифагор утверждал, что он сын бога Гермеса и земной женщины. Однажды отец сказал Пифагору, что он может просить всё, что захочет, кроме бессмертия. Пифагор просил сохранить ему память обо всех жизнях, которые ему предстоит прожить. Пифагор известен как талантливый стратег, экономист, математик. В Греции он организовал школу для юношей, но с каждого взял клятву, что тот будет молчать о знаниях, полученных в школе. Один из учеников нарушил клятву, и мир узнал о теории пифагорейцев, которая утверждает, что число играет в жизни человека решающее значение.

“4” – число человека. Четыре Евангелия, четыре стороны света, четыре этапа жизни человека, четыре времени года, четыре стены и угла у дома и т. д. Раскольников совершил преступление против человека. (Учащиеся приводят примеры использования числа 4 в романе).

“7” – единение Бога и человека. 3 – число Бога (библейское): Бог триедин, трижды Петр отрекается от Христа и т. д. 3 + 4 = 7- это залог провала дела, неугодного Богу и человеку. (Учащиеся приводят примеры использования числа 7 в романе)

“11” – связь с евангельским текстом. Притча о хозяине, который выходил нанимать работников на виноградник в 3-м часу, в 6-м, в 9-м и, наконец, в 11-м. А вечером заплатил всем поровну, начав с тех, кто пришёл в 11. В этом высшая справедливость. Никогда не поздно опомниться. Это число надежды на возрождение. (Учащиеся приводят примеры из текста).

Это, конечно, не все символические детали романа. Об этих и других мы подробнее поговорим при работе над текстом.

III. Работа над 1 главой.

Знакомство с героем. Многие из вас при написании сочинений мучаются над первой фразой. Это и понятно. Именно 1-я фраза должна быть очень точной, неслучайной. Давайте посмотрим, насколько информативно 1-е предложение романа.

1)В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, 2) один молодой человек 3) вышел из своей каморки, 4) которую нанимал от жильцов 5) в С-м переулке, на улицу и 6) медленно, как бы в нерешимости, отправился 5) к К-ну мосту.

1. Бедность: богатые старались выехать из города на лето, т. к. невыносимая грязь, вонь от “канав” делали жизнь невыносимой. Это атмосфера преступления.

3. Жильё его даже не комната – каморка.

4. Символ крайней неустроенности, неукоренённости героя: даже каморку нанимал “от жильцов”.

5. Точное указание места действия (для людей, знающих город).

6. Нерешимость (и однокоренные слова) – одно из ключевых слов романа.

“Преступление и наказание” – роман неразрешимых ситуаций и роковых решений.

Итак, герой молод, крайне беден и явно что-то задумал, но не решается исполнить. Ключевое слово 1 главы, пожалуй, безобразный и его синонимы.

Безобразная мечта.

  • Как это слово характеризует героя? Как показывает двойственность его натуры?
  • Что же за мечта занимала мысли героя? Что он задумал? (Убить старуху и на эти деньги продолжить образование и помочь потом всем обездоленным; срочно нужны деньги, чтобы помочь сестре и матери).
  • Зачитайте портрет героя. Что же подтолкнуло такого обаятельного человека решиться на убийство? Назовите причины (ответ найдите в 1 главе (3-й абзац).
  • Чего не договаривает герой? В тексте масса многоточий, умолчаний (теория наполеонизма) (4-й абзац, о трусости)
  • С какой целью Раскольников вышел из дому? Почему он шёл нерешительно? (Шёл “делать пробу”)
  • Кто должен стать его жертвой? Зачитайте портрет старухи. Какое впечатление произвела на вас процентщица? – Почему автор сталкивает героя с такой безобразной, жалкой старухой?
  • Почему это не добрая милая женщина? (Заповедь “не убий” распространяется на каждого человека, даже на такого мерзкого, как

    эта старуха. В этом и гуманизм писателя, и его предупреждение всем).

    Вывод: таким образом, мы убедились, что понять автора и его героев можно только внимательно читая роман, не пропуская детали и подробности. Только так мы можем вместе с Достоевским искать истину, ибо литература – это и есть поиск истины.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Конспект урока литературы в 10-м классе. «Двойники» Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

    Разделы: Литература

    Цели урока:

    • начать рассматривать систему персонажей, окружающих Раскольникова;
    • определить значение образа Лужина для понимания образа главного героя;
    • показать, как в мире главного героя переплетаются две противоположные позиции, что отрицательные элементы идеи Раскольникова отражаются в сознании его двойников.

    Задачи урока:

    Развивающие:

    • формировать логическое мышление путем сопоставления героев;
    • развивать речь учащихся;
    • развивать творческое мышление

    Образовательные:

    • универсальные: формировать умение анализировать, оценивать поступки героев (события и факты);
    • специальные: формировать литературоведческую компетентность (умение оперировать терминами)

    Воспитательные:

    • расширять культурный кругозор, обращаясь к читательскому опыту учащихся, к произведениям современной литературы, к киноискусству;
    • формировать эмоциональную компетентность (вызывать сочувствие, негодование и пр.)

    Возлюби ближнего своего, как самого себя

    Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

    Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду

    Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся

    Мы говорим о преступлении Раскольникова, совершенное по его же теории. Соотносится ли теория с проповедью? Если нет, в чем разница? Обратитесь к распечатке № 1

    Видеофрагмент № 1 «Лужин у Раскольникова»

    В чём ещё проявляется низость Лужина? В оскорблении всей семьи: матери, что оболгала его; Раскольникова, что тратит деньги на Соню; Дуню, что была о ней дурная слава

    ……………..Нет, я не споря
    От прав моих не откажусь
    Или хоть мщеньем наслажусь.

    Какое решение принял Лужин?

    Страшно читать сцену убийства старухи, но еще страшнее становится при чтении страниц, где Лужин сначала спокойно пересчитывает пачки кредиток, затем, преисполненный собственной значимостью, вручает 10 рублей Соне, подсунув 100 рублей в карман.

    А потом на поминках с чудовищным, плохо скрываемым злорадством обвинит Соню в краже

    Видеофрагменты № 3, 4 «Соня у Лужина», «Обвинение Сони в краже»

    Видеофрагмент № 5 «Разоблачение Лужина»

    И завершим разговор прослушиванием композиции в исполнении Сергея Никитина «Каждый выбирает для себя…»

    Д/з: перечитать эпизоды, в которых появляется Свидригайлов (ч. 1, гл. 3; ч. 4, гл. 1, 2; ч. 6, гл. 3-6); материал учебника на стр. 325 – 328

    Примечание: Видеофрагменты, к уроку, можно получить у автора!

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Конспект и презентация к уроку литературы «Образ Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»».

    Конспект и презентация к уроку-дискуссии: «Образ Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»». На уроке будут затронуты общечеловеческие вопросы, касающиеся нравственного выбора.
    Цели: анализ текста художественного произведения, обучение ведению диспута, развитие умения использования литературоведческих терминов, обучение монологическому аргументированному ответу.

    Целевая аудитория: для 10 класса

    Автор: Заливина Ирина Борисовна
    Место работы: МБОУ СОШ №4 г. Рассказово Тамбовской обл.
    Добавил: Заливина

    Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

    Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

    Подпишитесь на почтовую рассылку Учительского портала и получайте ссылки на новые разработки уроков, презентации, тесты и другие методические материалы на электронную почту. Это бесплатно!

    Диплом и благодарность каждому участнику!

    © 2007 — 2018 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
    Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
    Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
    Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

    Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

    Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
    Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

    www.uchportal.ru

    План-конспект урока по литературе (10 класс) по теме:
    Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

    Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчивого чтения и анализа романа. Сопровождается презентацией.

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 10 классе

    по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

    Тема урока «Мотивы преступления Родиона Раскольникова»

    1. Обучающие –
    1. познакомить учащихся с героем романа Родионом Раскольниковым Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
    2. помочь им понять состояние героя накануне преступления, проанализировать мотивы преступления Родиона Раскольникова;
    3. подготовить учащихся к пониманию причин совершенного героем убийства.
    1. Развивающие –
    1. формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;
    2. формировать умения в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию;
    3. развивать умения видеть особенности художественной манеры Достоевского.
    1. Воспитательные –
    1. воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать.

    Тип урока: Урок формирования новых знаний.

    Вид урока : проблемно- эвристическая беседа.

    Основные приемы: анализ художественного текста «вслед за автором».

    Оборудование: презентация урока, текст романа «Преступление и наказание»; фрагмет из кинофильма Л.Кулиджанова по роману Ф.М. Достоевского.

    I. Организационный момент

    II. Объявление темы урока. Целеполагание. (Слайд №1)

    На предыдущем уроке мы говорили о том, что роман «Преступление и наказание» — роман – исследование души человеческой, поиск человека в человеке. Перед своими читателями Достоевский ставит три вопроса исследовательского характера

    Почему убил? Почему признался? Почему воскрес?

    — Как родилось преступление? Что заставило Раскольникова взять в руки топор? На эти вопросы мы попытаемся дать ответы.

    III. Слово учителя. Работа по тексту. Чтение и проблемный анализ опорных глав романа (часть I, гл. 1-6).

    В черновиках к «Преступлению и наказанию» Достоевский писал: «. уничтожить неопределенность, то есть объяснить убийство». Удалось ли ему это?

    В первых шести главах романа мы видим лишь те события, что непосредственно предшествовали преступлению и подвели героя к роковой черте.

    Давайте назовем эти события.

    Учащиеся называют эпизоды романа, предшествующие убийству.

    Выстраивается схема: Слайд №4

    Гл.6 Разговор студента и офицера

    Гл 5.Сон на Васильевском

    Гл 4 Сцена на бульваре

    Гл 3 Письмо матери

    Гл 2. Встреча с С.Мармеладовым

    Гл 1. Петербург. Проба.

    Главным из них является, безусловно, письмо матери, в котором она рассказывает о своем бедственном положении, об унижении Дуни в семье Свидригайловых, наконец, о Лужине и Дуне. (Вспомним слова Раскольникова: «Сонечка! Вечная Сонечка. »)

    Но на «пробу» Раскольников отправился до получения письма. И драму семьи он воспринимает не только как драму частную, только его касающуюся.

    Значит, мотивы преступления надо искать уже в первой главе.

    1. Назовите ключевое слово первой главы, характеризующее мир, в котором живет герой, слово, объясняющее причину конфликта его с окружающим миром, слово, определяющее внутреннее состояние героя, наконец, его мечту, которая зародилась в углу, в каморке, похожей на шкаф?
    2. Таким словом будет слово «БЕЗОБРАЗНЫЙ» (синонимы: отвратительный, уродливый, ужасный)
    3. Как доказать это? Учащиеся работают с текстом 1, 2 главы, приводят цитатный материал, подтверждающий, что Петербург – ЗЛОЙ город.
    4. Безобразен Петербург (уличные сцены, пейзаж Петербурга, дома-колодцы, мертвый город, контраст «Город бедный, город пышный», интерьеры, лестницы, цветовая гамма Петербурга – желтый, желчный, злой)
    5. Безобразны люди (уличные сцены, толпа, пьяные, «входящие и выходящие так и шмыгали …»)
    6. Безобразна старуха – процентщица ( портретная характеристика)

    Приходим к промежуточному выводу:

    Все это безобразие отталкивает от себя умного, красивого, гордого Раскольникова (портрет) и объясняет социальные мотивы преступления.

    1. Обращает внимание на себя характеристика психологического состояния героя: «углубился в себя», «задавлен бедностью», «уединился в себя», «злая, желчная улыбка змеилась по его лицу» и др.
    2. Все это вызывает в душе Раскольникова безобразные чувства («злобное презрение», «чувство глубочайшего омерзения») – психологические и нравственные мотивы преступления.

    Просмотр фрагмента кинофильма Л.Кулиджанова (начало фильма, 5 минут)

    1. Какое слово постоянно повторяет герой?
    2. Думаю…
    3. Что рождается из этих чувств?
    4. Рождаются мысли, думы, которые находят воплощение в «БЕЗОБРАЗНОЙ МЕЧТЕ» (философские мотивы).
    5. Найдите в тексте потверждение. Где автор говорит о «безобразной мечте»? (зачитать)
    6. Два несовместимых слова ставит автор рядом (оксюморон). Два голоса звучат в словах. Рядом добро, красота и отвращение, зло. Это не случайно.

    Поставив рядом эти слова, Достоевский говорит о двойственности души главного героя, о его раздвоении. Писатель показывает, как в душе героя идет постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, верой и безверием, красотой и безобразием.

    1. Докажите это. (Учащиеся приводят примеры из 1-6 глав, подтверждающие противоречивость натуры Раскольникова, при этом обращаются к фамилии героя).

    Отвращение («Неужели я смогу…») Зло (1 больше 100)

    Ум, создавший теорию Добро (100 больше 1)

    Вопросы к схеме:

    1. О чем мечтает герой?
    2. Какой смысл вкладывает в слово «мечта»?
    3. Что побеждает?
    4. Принимает ли то, что делает? Решителен ли он?

    Вслед за автором мы прошли путь Р. Раскольникова.

    Так какие же мотивы стали определяющими в решении героя пойти на убийство?

    Выслушиваем мнения учеников, составляем таблицу, содержащую иллюстративный материал ( слайд № 5)

    IV . Выводы (делаются учащимися совместно с учителем):

    — Мотивы преступления лежат в преступном, безобразном состоянии мира, который вызывает у Раскольникова отвратительные чувства, из этих чувств рождаются мысли, каждая из которых стремится к одному из полюсов, затем в результатеборьбы двух противоположных идей побеждает идея Наполеона, идея власти.

    V. Заключительное слово учителя. Рефлексия.

    Таким образом, нам удалось с вами выстроить всю цепочку, путь Радиона Раскольникова к преступлению.

    Комментарий учителя «Путь от страдания к состраданию лежит через преступление».

    СТРАДАНИЕ (неудовлетворенность окружающим миром)

    РОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ («безобразная мечта»)

    СТРАДАНИЕ (наказание героя)

    VII.Домашнее задание: таблица «Мотивы преступления Р.Раскольникова», часть 1, глава 5 (Сон на Васильевском).

    nsportal.ru

    «Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», конспект урока литературы, 10 класс

    Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

    Литература, 10 класс

    Конспект урока литературы «Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе «Преступление и наказание»

    Дата проведения: 08.04.2016г.

    Цель : выяснить, кто такие «двойники» Родиона Раскольникова и как они «помогают» раскрыть характер главного героя.

    I. Беседа с учащимися.

    1. Каковы социальные и философские истоки преступления Родиона Раскольникова?

    2. Объясните, в чем суть идеи Раскольникова о праве сильной личности? Ваше отношение к этой идее.

    3. Почему убийству предшествует сон героя? Какова, на ваш взгляд, роль снов и видений в произведении?

    4. В чем убеждает нас поведение Раскольникова во время убийства?

    Теория Раскольникова антигуманна. Убийство – страшное преступление, его невозможно «рассчитать». Раскольников убивает старуху-процентщицу и вместе с ней лишает жизни добрую и смиренную Лизавету, одну из тех «униженных и оскорбленных», ради которых он и решился на преступление.

    Герой Достоевского испытывает невыносимые душевные муки, страшнейшее нервное потрясение. Раскольников «терзался, мучился, припоминал, стонал, впадал в бешенство или в ужасный страх». Возникает страх не только быть раскрытым, но и чувство одиночества, разъединенности, разобщенности с внешним миром.

    Художественный прием сна использует автор, чтобы выявить истинную сущность своего героя.

    Видения и сны помогают писателю «добраться до скрытых тайников души своих героев», – пишет Н. С. Прокурова [23]. Можно утверждать, что именно во сне о лошади всесторонне и глубоко раскрывается натура Родиона Раскольникова.

    II. Выступления учащихся с сообщениями.

    1. Лужин – подлец «по убеждению», маленький «Наполеон».

    2. В чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова?

    3. Свидригайлов и его жизненная позиция вседозволенности.

    4. В чем причина самоубийства Свидригайлова?

    5. Зачем Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

    Лужина и Свидригайлова часто называют «двойниками» Родиона Раскольникова.

    Первое впечатление Раскольникова о Лужине Петре Петровиче , что этот немолодой господин «умный и, кажется, добрый». Но поведение, отношение к людям, Дуне и ее матери убеждают, что Лужин – равнодушный, расчетливый, себялюбец с мелкой, грязной душонкой.

    Он открыто проповедует эгоизм и индивидуализм. Принципы, которыми руководствуется Лужин в своих поступках, с особой убедительностью раскрываются в авторских комментариях и рассуждениях его после разрыва с Дуней. («Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его». «Возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». «…куражился до последней черты».) О том, что этот грязный делец возлюбил «прежде всего одного себя», свидетельствует его холеная, щегольская внешность. «Он – нувориш, он блестел, как начищенный медный грош… Лужин только начал выходить из грязи и внешним блеском старался подчеркнуть свое новое богатство… его душу поразил грех гордыни, самовозвеличивания, самолюбования», – пишет исследователь творчества Ф. М. Достоевского Н. С. Прокурова [21].

    Лужин живет по принципу: «все дозволено», ничего святого в его душе нет. Действия Лужина безукоризненны с точки зрения господствующих законов и морали «сильных мира». Для достижения своих эгоистических целей он готов «преступить все препятствия». В этом теория Лужина схожа с теорией Раскольникова.

    Аркадий Иванович Свидригайлов – сложный и противоречивый герой романа. (Фамилия происходит от немецкого корня geil, что означает «сладострастный», «похотливый»). Его прототипом считается уголовник Омской тюрьмы Павел Аристов, надменный и жестокий.

    Свидригайлов – помещик, далекий от всяких моральных принципов. На его совести не одна загубленная жизнь («самоубийство» девочки, гибель дворового человека Филиппа, неожиданная и загадочная смерть жены Марфы Петровны). Циничный и развратный, он совершенно спокойно рассказывает о своих гнусных похождениях. Узнав тайну Раскольникова, не осуждает, не возмущается, наоборот, успокаивает и подбадривает его, «на путь истинный наставляет». Свидригайлов не видит в преступлении никакой трагедии. При встрече с Раскольниковым Свидригайлов улавливает в состоянии его души «какую-то отправную точку», нечто общее с собой.

    Основные черты Свидригайлова – вседозволенность, равнодушный цинизм, безграничное сладострастие.

    Роль Свидригайлова в романе велика: сблизив Раскольникова и Свидригайлова, предоставив им возможность общаться, автор, по мнению Н. С. Прокуровой, позволил главному герою «получше вглядеться в фигуру Свидригайлова и, увидев всю низость и мерзость его души, содрогнуться при мысли о том, что он и Свидригайлов теперь – «одного поля ягоды».

    Однако иногда Свидригайлов совершает и добрые дела «от скуки». (Дает деньги на похороны Екатерины Ивановны, устраивает детей Мармеладова в приют, восстанавливает доброе имя Дунечки.) Можно предположить, что потенциально Свидригайлов – человек совести. В редкие минуты «пробуждения и просветления» он спешит делать благородные поступки. Но… его испортило, извратило общество.

    Встреча Свидригайлова и Дунечки, их нравственный поединок – одна из самых захватывающих сцен романа. Отступил герой перед душевной силой Дунечки, перед своей любовью к ней. И не осталось в жизни его ничего другого, кроме смерти. Он уходит из жизни опустошенным. Его смерть – результат последовательного освобождения себя «от всех преград». Достоевский убежден и убеждает читателя, что без веры в добро, истину, без цели в жизни жить нельзя.

    В чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Все эти герои – эгоисты, самоутверждающиеся за счет других. Сталкивая их, автор опровергает теорию Раскольникова о праве сильной личности. «В то же время отношение Раскольникова к Лужину и Свидригайлову убеждает, что он испытывает отвращение к «сильным мира сего», – пишут И. В. Золотарева и Т. И. Михайлова [9]. Раскольников не может принять мир людей, живущих по его же теории.

    Домашнее задание (по группам).

    1. История жизни Р. Раскольникова и Сони Мармеладовой.

    2. Поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем.

    часть III, глава 5,

    часть VI, главы 5–6,

    часть VI, глава 2.

    3. Финал романа. Каково место Сони в раскрытии образа Раскольникова?

    infourok.ru

    Смотрите еще:

    • Заявление для постановки машины на учет в гаи Как зарегистрировать автомобиль через Госуслуги Портал государственных услуг делает жизнь автовладельцев удобнее: у пользователей есть возможность получить или заменить водительское удостоверение, оплатить штрафы ГИБДД, […]
    • Правила минь Правила минь Об утверждении Правил применения оборудования коммутации сетей подвижной радиотелефонной связи. Часть VI. Правила применения узлов связи с территориально распределенной архитектурой стандартов UMTS и/или GSM […]
    • Прокурор ставропольского района Прокуратуры районов области Прокуратура Алексеевского района 446640, с. Алексеевка, ул. Советская, 52, литер А Телефон: 8-846-71-2-25-31 Прокурор:Маков Денис Викторович Прокуратура Безенчукского района 446250, п. Безенчук, ул. […]
    • Учебное пособие по географии для студентов Учебники по географии для студентов. Учебные пособия, справочники, атласы по географии для студентов. ● rgo.ru - " RGO.ru " географический портал Планета Земля. - Раздел "Энциклопедия" - это "Малая географическая энциклопедия" […]
    • Втб реестр акционеров Контакты и обратная связь Центральный офис: Полное наименование: Акционерное общество ВТБ Регистратор Сокращённое наименование: АО ВТБ Регистратор Юридический адрес: 127015, г. Москва, ул. Правды, д. 23 Фактический адрес: 127015, г. […]
    • Юристы в перми в кировском районе АДВОКАТЫ, г. ПЕРМЬ Юридические услуги для физических лиц Юридические услуги для организаций * Юридические услуги в текущей деятельности компании — составление учредительных документов компании, ведение деловой переписки, переговоры с […]
    • Телефон нотариуса в омске Нотариусы Омска по буквам Нотариусы ведут наследственные дела по буквам, это знают все, кто хоть раз сталкивался с вопросом вступления в наследство - по закону или по завещанию. Для тех, кто слышит об этом впервые - поясняем: […]
    • Правила обработки рук медперсонала Правила обработки рук медперсонала Памятка обработка рук медицинского персонала Гигиена рук медицинского персонала включает гигиеническую обработку рук и обработку рук хирургов (а также других специалистов, участвующих в проведении […]