Решения международного суда носят

Вопрос 67. Решение международных споров судом

Международный арбитраж (третейский суд) — это разбиратель­ство конкретного спора, осуществляемое третьей стороной (ар­битром): решения его обязательны для спорящих сторон. Это вре­менный судебный орган, характерными чертами которого являют­ся: согласие обеих сторон на разбирательство спора; назначение арбитра самими спорящими сторонами; сами спорящие стороны определяют процедуру рассмотрения спора; обязательность реше­ния арбитража для спорящих сторон. Компетенция, процедура, порядок организации арбитража закрепляются в Гаагской конвен­ции 1907 г. о мирном разрешении международных столкновений. В соответствии с этой Конвенцией создана Постоянная палата третейского суда (находится в Гааге) (далее — Палата). Она пред­ставляет собой не судебное учреждение, а механизм для создания третейских судов. Ее цель — облегчить государствам обращение к третейскому суду в случае, если между ними возникает спорная ситуация. В состав Палаты назначаются специалисты в области международного права сроком на шесть лет. Каждое государст­во — участник Гаагской конвенции 1907 г. назначает четырех сво­их представителей. Назначенные лица вносятся в особый список, который рассылается государствам. Россия является участником Гаагской конвенции и соответственно членом Палаты; в состав Палаты входят также по четыре юриста от Украины и Белоруссии.

Переданные в Палату дела рассматриваются не самой Пала­той, а третейским судом, образуемым из судей, включенных в список. Канцелярией Палаты служит Международное бюро, кото­рое возглавляется Постоянным административным советом, со­стоящим из дипломатических представителей государств — участ­ников Гаагской конвенции 1907 г., аккредитованных в Гааге.

Ныне арбитраж как мирное средство решения споров между государствами предусмотрен Уставом ООН (ст. 33). 14 ноября 1958 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила Примерные правила арбитражного рассмотрения (Резолюция 1262/ХШ).

Международный суд (далее — Суд) является главным судебным органом ООН. Он был учрежден Уставом ООН в 1945 г. для дос­тижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и междуна­родного права, улаживание или разрешение международных спо­ров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Суд функционирует в соответствии со Статутом, который яв­ляется частью Устава ООН, и своим Регламентом. Он начал рабо­тать в 1946 г., заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 г. под эги­дой Лиги Наций.

Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Ни­дерланды). Из шести главных органов ООН он является един­ственным органом, расположенным вне Нью-Йорка. Другими пятью главными органами ООН являются Генеральная Ассамб­лея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке и Секретариат.

На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответст­вии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультатив­ных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых уполномоченными органами и специализированными учрежде­ниями Организации Объединенных Наций.

Суд состоит из 15 судей, и его обслуживают Секретариат и ад­министративный аппарат. Официальными языками являются анг­лийский и французский.

Первым международным судебным органом в истории мирно­го разрешения споров была Постоянная палата международного правосудия (ППМП), учрежденная в 1920 г. под эгидой Лиги На­ций, преемником которой в 1945 г. стал Международный суд.

С учреждением Лиги Наций после Первой мировой войны возник приемлемый функциональный механизм для выборов су­дей Суда, что до этого времени порождало непреодолимые пре­пятствия.

Юрисдикция ППМП основывается на согласии сторон пере­давать споры на ее рассмотрение. Однако новация в процедуре производства в ППМП заключалась в том, что государство могло заранее объявить о признании обязательной юрисдикции ППМП в отношении любого спора, который мог возникнуть в будущем в отношениях с другим государством, сделавшим такое же заявле­ние. Таким образом, государство могло обратиться в ППМП в одностороннем порядке и привлечь к разбирательству другое госу­дарство без необходимости предварительного соглашения между сторонами о передаче дела на рассмотрение ППМП.

ППМП также отличалась и другими особенностями. Она со­стояла из постоянных судей, которые представляли главные пра­вовые системы мира и избирались Советом и Ассамблеей Лиги. Ее деятельность регулировалась ее Статутом и Правилами проце­дуры, которые уже действовали и имели обязательную силу для сторон, обратившихся к ней; она имела право выносить консуль­тативные заключения по любому юридическому вопросу, пере­данному ей Советом или Ассамблеей Лиги Наций, и, наконец, ее заседания были в значительной степени открытыми.

Хотя ППМП, располагавшаяся во Дворце мира, была создана и финансировалась Лигой Наций, она тем не менее не являлась частью Лиги, и ее Статут не являлся частью Статута Лиги. Госу­дарство — член Лиги Наций не являлось автоматически стороной Статута ППМП. Вместе с тем обязательную юрисдикцию ППМП признали много государств. Было подписано несколько сотен до­говоров, предусматривающих юрисдикцию ППМП по спорам, связанным с этими договорами.

Деятельность ППМП была чрезвычайно успешной. В период с 1922 по 1940 г. она вынесла решения по 29 спорам между государ­ствами и 27 консультативных заключений, из которых практиче­ски все были выполнены. ППМП также внесла важный вклад в развитие международного права.

Деятельность ППМП была прервана Второй мировой войной, и в 1946 г. она была распущена вместе с Лигой Наций.

Создание в рамках ООН нового Международного суда. Участни­ки Конференции в Сан-Франциско 1945 г., на которой было при­нято решение об учреждении ООН и Международного суда, при­вели несколько причин необходимости образования нового судеб­ного органа, в число которых входят следующие: поскольку суд должен являться главным судебным органом ООН, а все государ­ства — члены ООН — участниками его Статута, было признано нецелесообразным наделять такими функциями ППМП, которая была связана с Лигой Наций, к тому времени практически пре­кратившей свое существование; несколько государств, которые являлись участниками Статута ППМП, не были представлены в Сан-Франциско, тогда как ряд участников Конференции в Сан- Франциско не были участниками Статута ППМП (включая США и СССР); ППМП ассоциировалась со старым порядком, в кото­ром доминировала Европа, и считалось, что создание нового Суда позволит сделать круг его участников более универсальным.

Вместе с тем в значительной мере была сохранена преемствен­ность между ППМП и Международным судом. Статут Междуна­родного суда является практически идентичным Статуту ППМП, как и Регламенты обоих учреждений; правда, в 1978 г. Суд принял пересмотренный Регламент в целях упрощения и ускорения раз­бирательств.

Процесс передачи полномочий от ППМП к Международному су­ду. В октябре 1945 г. ППМП на своей последней сессии приняла решение о передаче своих архивов и имущества Международному суду, который также должен был заседать во Дворце мира в Гааге. 31 января 1946 г. судьи ППМП ушли в отставку, и 5 февраля 1946 г. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН избрали пер­вых членов Международного суда.

В апреле 1946 г. ППМП была официально распущена, и Меж­дународный суд, собравшись па первое заседание, избрал своего председателя — судью Хосе Густава Герреро (Сальвадор), который был последним председателем ППМП.

Произведя назначение членов своего Секретариата (в значи­тельной степени из числа бывших сотрудников ППМП), Суд про­вел свое первое открытое заседание 18 апреля 1946 г. Первое дело было представлено на его рассмотрение в мае 1947 г. Оно каса­лось инцидента в проливе Корфу (Соединенное Королевство про­тив Албании).

Связь между Судом и другими органами ООН, в функции кото­рых входит поддержание мира. Устав ООН возлагает главную от­ветственность за поддержание международного мира и безопасно­сти на Совет Безопасности ООН. Совет Безопасности ООН может расследовать любой спор и рекомендовать меры для его урегули­рования с учетом того, что юридические споры должны, как пра­вило, передаваться сторонами на рассмотрение Международного суда.

Со своей стороны, Генеральная Ассамблея ООН может обсуж­дать вопросы, касающиеся поддержания международного мира и безопасности, и выносить рекомендации.

При осуществлении своих функций как Совет Безопасности ООН, так и Генеральная Ассамблея ООН могут обращаться к Су­ду с просьбой о вынесении консультативного заключения по лю­бому юридическому вопросу.

Кроме того, Суд может выносить решения по спорам, связан­ным с поддержанием международного мира и безопасности и представленным на его рассмотрение, даже если такие споры так­же рассматриваются Советом Безопасности ООН или Генераль­ной Ассамблеей ООН. Суд ограничивается правовыми аспектами этих споров. Тем самым он вносит особый вклад в дело поддержа­ния международного мира и безопасности.

knigi.news

21. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СУДЫ

1 Международные суды в настоящее время достаточно 1

распространены и выполняют двоякую роль: с одной стороны, они обеспечивают мирное разрешение споров, с другой — поддерживают международный правопорядок и соблюдение международных договоров.

Наряду с международными судами действует и ряд иных, несудебных органов, преследующих аналогичные цели, но иными методами.

Основное свойство международных судов состоит в том, что их деятельность основана на применении норм международного права. По сути, международный суд переводит конфликт между несколькими государствами (или иными субъектами международного права) в международно-правовое русло, разрешает его с помощью права. Внутригосударственные суды также применяют нормы международного права. Так, суды общей юрисдикции нередко ссылаются на Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и другие международные договоры в области прав человека, однако в отличие от международных судебных органов их решения направлены на урегулирование отношений между субъектами внутригосударственного права, а не международного.

Учреждаются международные суды по договору между несколькими государствами, признающими их юрисдикцию.

Деятельность, компетенция, порядок формирования и состав международных судов, как правило, определяются специальным международным договором.

Международные суды можно классифицировать по различным основаниям.

Они могут создаваться при международных организациях, носящих региональный или универсальный характер. Региональный характер имеют Европейский суд по правам человека, Суд Европейского союза.

Международные суды могут создаваться для рассмотрения дел определенных категорий, как то: уголовные трибуналы, морские трибуналы и арбитражи, суды по правам человека и т.п.

Решения международных судов могут носить обязательный или рекомендательный характер.

Инициировать производство в международном суде могут государства, международные организации, физические лица — в зависимости от условий международного договора, на основании которого осуществляет свою работу соответствующий международный суд.

Международные суды могут быть постоянно действующими либо создаваться для разрешения определенного спора между конкретными сторонами.

Наряду с международными организациями международные суды играют важную роль в поддержании мирового правопорядка.

Дискуссионен в науке международного права вопрос по поводу обязательности для государств решений международных органов. Разрешение этого вопроса зависит от того, каков статус соответствующего международного судебного органа и какие обязательства взяло на себя государство в отношении его деятельности.

В одних случаях решения судов (например, Европейского суда по правам человека) являются обязательными для государств, в других — рекомендательными.

Решение международных судов служит одним из мощных средств воздействия на внутригосударственную правовую систему, поскольку при вынесении решения по спору о праве на основании международного договора в русло внутригосударственной правовой системы вводятся новые правовые категории, а также практика применения соответствующих международных норм.

Однако на международное правосудие сушественное влияние оказывает и внутригосударственная практика.

Особняком стоят международные органы, применяющие международное уголовное право, признаваемое ныне подотраслью международного публичного права. В Уголовном кодексе РФ (УК РФ) прямо говорится, что источником уголовного закона может быть только УК РФ, это в свою очередь исключает предусмотренный Конституцией РФ примат действия международных норм в области уголовной юстиции.

lib.sale

Независимость Косова 2 месяца назад

Решение суда ООН по Косову может дать старт волне сепаратизма

Международный суд ООН признал законным существование Косова как отдельного государства. Таков итог заседания в Гааге. Вердикт вынесли в Большом зале правосудия во Дворце мира. Белград в таком решении ни правосудия, ни мира не увидел. Надежды Сербии вернуть свои исконные территории становятся еще более призрачными. И хотя вердикт суда ООН носит консультативный характер, на вооружение его возьмут далеко не только косовские сепаратисты.

В Гааге столько международных институтов, что флаг со звездами на синем фоне можно ненароком принять за европейский, но табличка поясняет: это дипломатическая миссия независимой республики Косово. Она находится всего в паре сотен метров от здания Международного суда ООН, которому предстояло решить — полагаются ли вообще спорному краю собственные посольства. Резонансный международный вопрос обсуждают в расслабленной предотпускной обстановке: туристы в шортах разглядывают единственного демонстранта. «Вот так я лоббирую интересы своей республики. Вот косовский флаг, вот албанский. Косово давно уже самостоятельная европейская страна. Я пришел один, мне не нужна поддержка — это зов моего сердца», — говорит он.

В феврале 2008-го, повинуюсь такому же зову, при поддержке, правда, Вашингтона и Брюсселя, непризнанные Белградом власти края самостоятельно провозгласили независимость, которую тут же признали США, Великобритания и Франция, а потом еще шестьдесят шесть стран.

В Евросоюзе косовский суверенитет сегодня признают все государства, кроме Испании, Греции, Кипра, Словакии и Румынии.

В Совете безопасности ООН единства мнений тоже нет: Китай и Россия не считают Косово республикой.

О том, законно или нет территория провозгласила себя государством, Международный суд размышляет впервые в своей шестидесятипятилетней истории. Процесс начался по требованию Генеральной ассамблеи ООН.

Вопрос сформулирован коротко и ясно: соответствует ли одностороннее признание независимости самопровозглашенным правительством Косова международному праву. Чтобы дать ответ, пятнадцати судьям понадобилось два года и свидетельства почти сорока государств. Заключение почти нескольких десятках страниц председатель зачитывал в прямом эфире.

«Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что международное законодательство не запрещает провозглашать независимость, и таким образом провозглашение независимости Косова 17 февраля 2008 года не противоречит международному праву», — зачитал вердикт председатель Международного суда Хисаси Овада.

И это значит, что только что в Гааге был создан прецедент: Международный суд ООН по сути дал зеленый свет десяткам освободительных движений по всему миру: Каталония, Страна Басков, Северный Кипр — кандидатов на независимость хватает на всех континентах.

Решения Международного суда носят рекомендательный характер, то есть следовать им не обязан никто: ни администрация Косова, ни власти Сербии, ни Совет безопасности, ни международная общественность. Но само осознание того, что Международный суд ООН на стороне еще недавно мятежного края, а теперь полупризнанной республики, придает косоварам еще большей уверенности в себе, а сербов лишает чуть ли не последней надежды на международное правосудие.

www.vesti.ru

Решения международного суда носят

Информация

Участие Международного Суда в формировании норм международного права

Анализ развития современного международного права и международных отношений показывает, что Международный Суд превратился в один из важных центров исследования и толкования современного международного права. Формулируемые им конценпции, вследствие особого порядка комплектования этого международного органа, его высокого статуса, юридической природы выносимых им решений и консультативных заключений оказывают серьезное воздействие на доктрину международного права и существенно влияют как на процесс универсализации, так и кодификации международного права.

Международный Суд не является правотворческим органом. Его решения не создают и прецедентного права, поскольку они обязательны лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу (статья 19 Статута). Суд в своих решениях отмечает, что он не является законодательным органом, его обязанность заключается в том, чтобы применять право таким, каким оно есть, а не создавать его. В принципе такая позиция не вызывает сомнений. В силу специфики межгосударственных споров Международный Суд должен особенно строго придерживаться буквы закона.

Однако, как мы видим, практически зачение актов суда выходит за эти формальные рамки. Суд не создает прецедентного права, но благодаря своей юридической обоснованности и авторитета Суда, сформулированные им положения пользуются большим влиянием. Суд сам ссылается на свои предыдущие решения. Более того международные организации и государства с большим уважением относятся к сформулированным Судом положениям. Государственный секретарь США Д.Раск высказал даже такую точку зрения: «. Возникает традиция воспринимать мнения Суда как право и поступать в соответствии с ним».

Любое судебное решение, а особенно решение Международного суда, всегда в большей или в меньшей степени носит творческий характер. Так как применяя нормы к конкретным обстоятельствам, Суд раскрывает, углубляет и конкретизирует их содержание.

Творческое влияние Международного Cуда на международное право объясняется не формально-правовым моментом, а потребностью права в подобного рода деятельности и в отсутствии другого органа, способного ее осуществить. Консультативные заключения по своему общему влиянию на международное право мало чем отличаются от его решений, так как они касаются не основополагающих принципов и норм, а конкретных вопросов.

Международный Суд изложил четкое и недвусмысленное понимание взаимных прав и обязанностей государств, вытекающих из важнейших общепризнанных принципов и норм современного международного права: неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела других государств, суверенного равенства, права народов и наций на самоопределение, свободы международного судоходства. Он провел разграничительную линию между применением силы в международных отношениях и актами агрессии, уточнил содержание и границы прав государств на самооборону и коллективную самооборону. Им была сформулирована концепция параллельного действия обычной и договорной норм международного права. Международный Суд способствовал укреплению международно-правового режима, предусматривающего запрет на испытания ядерного оружия в трех средах. Он оказал непосредственное влияние на становление некоторых узловых положений международного морского права в их современном понимании, нашедшем отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Ему принадлежит заслуга в формировании основ международного права делимитации континентального шельфа и разграничении морских границ.

Теперь хотелось бы остановиться на проблеме взаимосвязи деятельности Международного суда и национальных судов. Пока доктрина не уделяет сколько-нибудь значительного внимания этому вопросу. И такое положение не случайно. Оно отражает реальное положение вещей. Пока эта взаимосвязь слабо развита. Тем не менее, на мой взгляд, доктрина недооценивает ее значение. Уже сегодня взаимосвязь могла бы быть более активной, что принесло бы несомненную пользу, прежде всего национальным судам.

Причины такого положения многообразны. Во многих случаях вопрос об осуществлении решений Международго Суда вообще не возникает, поскольку его задача сводиться к определению правового положения, например, подтверждению законности той или иной фактической ситуации, установлению юридического положения сторон. Далее, передача дела на рассмотрение Суда по соглашению сторон в значительной мере снимает проблему принуждения осуществления решений. Все это, на мой взгляд, не исключает необходимости участия национальных судов в исключительных случаях имплементации решений Международного Суда. В международной практике можно считать широко принятыми два правила. Первое заключается в признанании национальными судами обязательной для себя юридической силы за решениями международных судов по таким впросам, как статус государства или территории, правопреемство, юрисдикция, установление фактов и т.д. В пример хотелось бы привести решение Верховного Суда Норвегии по делу Король против Купера от 24 октября 1953 года. Оно основывалось на решении Международного Суда ООН, который незадолго до этого подтвердил правомерность границы Норвегии. Приведу еще один пример. В своем решении по делу: «Права граждан США в Марокко» 1952 года Международный Суд установил, что консульская юрисдикция США в Марокко была ограничена спорами между американскими гражданами и что, соответственно, юрисдикция марокканских судов ограничивалась только в этих пределах. В дальнейшем суды Марокко при определении своей юрисдикции ссылались на решение Международного суда и отклоняли возражения против их компетенции, не соответствовавших решению Международного Суда.

Второе правило включало в себя признание национальным судом толкования международных договорных и обычных норм, содержащихся в решениях международных судов. Таким образом, у нас есть все основания для вывода о том, что решения Международного Суда не могут игнорироваться судами государств при решении дел, связанных с международным правом. Следовательно, решения Международного Суда должны иметь прямое значение для национальных судов в следующих случаях:

  1. решения и консультативные решения Международного Суда используются при установлении и использовании норм международного права в качестве вспомогательных средств. Если Международный Суд использует решения национальных судов в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм, то тем более это уместно в отношении актов такого авторитетного органа, как Международный Суд;
  2. решение обязывает государство суда и, следовательно, все государственные органы, включая судебные, должны руководствоваться им;
  3. решения определяют объективный режим, например, линию прохождения государственной границы. В таком случае не только суды участвовавших в деле государств, но и третьих стран обязаны исходить из такого решения.

www.goodreferats.ru

Международные суды

Международное судебное разбирательствоявляется относитель­но новым средством мирного разрешения споров, хотя его теорети­ческие основы были разработаны еще в XIX веке, и существенный вклад в это внес русский юрист Л.А. Камаровский. Впервые между­народный суд был создан в 1921 году в рамках Лиги Наций. Им яви­лась Постоянная палата международного правосудия, прекратившая свое существование 18 апреля 1946 г. Во второй половине XX века практика создания международных судов значительно расширилась. Созданы суды на универсальном уровне (Международный Суд ООН, Международный трибунал по морскому праву) и на региональном уровне (Европейский суд по правам человека, Европейский суд, Эко­номический суд СНГ и др.).

Международное судебное разбирательство имеет много общих черт с международным арбитражем. Главное, что их сближает, это обязательность решений. При этом с точки зрения международного права решения международного суда и решения третейского суда имеют одинаковую силу. Различие между ними носит главным обра­зом организационный характер: состав арбитража зависит от воли спорящих сторон, а состав международного суда определен заранее; третейский суд формируется при обращении к нему заинтересован­ных сторон, а международный суд заседает постоянно, и судьи обя­заны быть в его распоряжении во всякое время. Международные суды, кроме Международного Суда ООН, могут рассматривать, как и ар­битражи, споры с участием международных организаций и отдель­ных граждан.

Международный Суд ООН(местопребывание — Гаага) стал преемником Постоянной палаты международного правосудия. Это один из главных органов ООН, в задачу которого входит осущест­вление международного правосудия. Его состав и компетенция опре­делены Уставом ООН и Статутом Международного Суда.

Согласно п. 1 ст. 34 Статута, сторонами по делам, разбираемым Судом, могут быть только государства. Ведению Суда подлежат все де­ла, переданные ему сторонами, все вопросы, специально предусмот­ренные Уставом ООН или-действующими договорами и конвенциями (ст. 36, п. 1). При этом юрисдикция Суда носит факультативный характер. Это значит, что спор может стать объектом рассмотрения в Суде только с согласия всех спорящих сторон. Такое согласие дает­ся в специальном соглашении спорящих сторон о передаче дела на рассмотрение Суда.

Государства — участники Статута могут в любое время, сделав заявление, признать юрисдикцию Суда обязательной по всем право­вым спорам, категории которых перечислены в ст. 36, п. 2: толко­вание договора; любой вопрос международного права; наличие фак-

та, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; характер и размеры возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства. В на­стоящее время обязательную юрисдикцию признают около 60 госу­дарств, причем из постоянных членов Совета Безопасности — толь­ко Великобритания.

Ряд универсальных международных договоров содержит положе­ние о признании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН в отношении споров, затрагивающих толкование и применение этих договоров. Таких договоров около 300. В некоторых из них Рос­сийская Федерация участвует без оговорок к указанному положению, например в Уставе МАГАТЭ 1956 года, в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года и др. В 1989 году Советский Союз снял свои оговорки о непризнании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН в отношении следующих договоров: Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года, Конвенции о политических правах жен­щин 1952 года, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Конвенции против пыток и дру­гих жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов об­ращения и наказания 1984 года, Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 года, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года.

Для образования судебного присутствия достаточен кворум в де­вять судей. Однако, как правило, суд заседает в полном составе. Вмес­те с тем предусмотрено, что для разбора определенных категорий дел, например дел, касающихся транзита и связи, Суд может образовы­вать одну или несколько камер в составе трех и более судей. Суд так­же может по мере надобности создавать камеры и для разбора отдель­ных дел (ст. 26 Статута). В практике Суда такая камера впервые была создана в 1982-1984 годах по спору между США и Канадой о разгра­ничении морских пространств в заливе Мэн. Кроме того, в целях ускорения разрешения дел Суд ежегодно образует камеру в составе пяти судей, которая по просьбе сторон может рассматривать и разре­шать дела в порядке упрощенного судопроизводства (ст. 29 Статута).

Судопроизводство в Суде ведется на французском или английском языке. По ходатайству любой стороны Суд может предоставить ей право пользоваться другим языком (ст. 39 Статута). Дела в Суде воз­буждаются двумя способами: нотификацией специального соглаше­ния, заключенного между сторонами в споре, либо подачей секрета­рю Суда одностороннего письменного заявления. В обоих случаях должны быть указаны предмет спора и стороны (ст. 40, п. 1, Статута).

Порядок судопроизводства изложен в Регламенте Суда, принятом в 1946 году и пересмотренном в 1978 году.

Суд имеет право указать, какие, по его мнению, меры должны быть приняты для обеспечения прав каждой из сторон. Сообщение о таких предлагаемых мерах немедленно доводится до сведения сторон и Совета Безопасности ООН. Так, получив жалобу Никарагуа против США 9 апреля 1984 г., Суд 10 мая 1984 г. вынес решение о временных мерах, постановив, что США должны немедленно пре­кратить минирование никарагуанских портов и какие-либо посяга­тельства на территориальную целостность или политическую неза­висимость Никарагуа с помощью любых военных или полувоенных действий, применения силы или угрозы силой в нарушение принци­пов международного права.

Судопроизводство делится на две части: письменную и устную. Суд устанавливает сроки предоставления сторонами меморанду­мов, контрмеморандумов, ответов на них, а также подтверждающих их документов. Устное судопроизводство состоит в заслушивании Судом свидетелей, экспертов, представителей, поверенных и адво­катов. Слушание дела производится публично, если Суд не решил иначе или если стороны не потребовали, чтобы публика не была допущена.

По окончании слушания дела Суд удаляется в совещательную комнату для обсуждения решения. Совещания Суда происходят в за­крытом заседании и сохраняются в тайне. Все вопросы разрешаются большинством голосов присутствующих судей. В случае разделения голосов поровну голос Председателя считается решающим. Решение должно быть аргументировано, и в нем должны быть указаны имена судей, участвующих в его принятии.

Каждый судья имеет право представить в письменном виде особое мнение (мотивированное несогласие с решением), индивидуальное мнение (несогласие с мотивами) или декларацию (краткая констата­ция несогласия).

Решение оглашается в открытом заседании Суда и имеет обя­зательную силу лишь для участвующих в деле сторон и лишь по дан­ному делу. Решение окончательное и не подлежит обжалованию. Просьба о пересмотре может быть заявлена на основании вновь от­крывшихся обстоятельств, которые по своему характеру могут ока­зать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, просящей о пере­смотре. Никакие просьбы о пересмотре не могут быть заявлены по истечении десяти лет после вынесения решения.

Как указано в ст. 38, Суд разрешает споры на основании между­народного права, применяя международные конвенции, определенно признанные спорящими государствами; международный обычай; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. Суд также может учесть судебные решения и доктрины в качестве вспо­могательного средства для определения правовых норм. Но Суд может, если стороны с этим согласны, решать дела, исходя из справед­ливости (ex aequo et bono).

В случае, если какая-либо сторона в деле не выполнит обязатель­ства, возложенного на нее решением Суда, другая сторона вправе обратиться в Совет Безопасности ООН, который может сделать ре­комендации или решить, какие принять меры для приведения реше­ния в исполнение (ст. 94, п. 2, Устава ООН).

За период своей деятельности с 1946 года до января 2000 года Международный Суд рассмотрел около 70 спорных дел, касающихся толкования и применения международных договоров, суверенитета над определенными территориями, делимитации морских прост­ранств и континентального шельфа и др. Существенное значение для повышения авторитета Суда имело его решение от 27 июня 1986 г. по иску Никарагуа против США, в котором Суд признал незаконны­ми военные и полувоенные действия США и обязал США возместить Никарагуа причиненный ущерб.

Международный Суд правомочен также давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по запросам Генераль­ной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН. Другие органы ООН и специализированные учреждения могут запрашивать консультатив­ные заключения по юридическим вопросам с разрешения Генераль­ной Ассамблеи. Такое разрешение дано более 20 органам и органи­зациям на постоянной основе. При этом их запросы не должны выходить за пределы их компетенции. Так, Международный Суд от­казался дать консультативное заключение по запросу ВОЗ в 1996 году относительно законности применения ядерного оружия государ­ством в вооруженном конфликте, мотивируя свое решение тем, что этот вопрос не относится к компетенции ВОЗ.

Консультативное заключение означает выражение мнения между­народных судей по тому или иному юридическому вопросу и в прин­ципе носит рекомендательный характер. Однако никакие положения Устава ООН и Статута Суда не запрещают органам и организациям, обратившимся с запросом, признать для себя обязательным консуль­тативное заключение Международного Суда. Так поступали, напри­мер, ФАО, ЮНЕСКО, Административный трибунал МОТ и др.

Международный Суд с 1946 года по 2000 год вынес 23 консуль­тативных заключения, большая часть которых — по запросам Гене­ральной Ассамблеи. Некоторые из них давали авторитетное толко­вание положений Устава ООН и норм международного права.

Большой резонанс вызвало консультативное заключение Между­народного Суда от 8 июля 1996 г. по запросу Генеральной Ассамблеи ООН о законности угрозы ядерным оружием или его применения. В нем Международный Суд, в частности, постановил единогласно, что ни в международном обычном, ни в международном договорном праве нет какого-либо конкретного разрешения относительно угрозы

или применения ядерного оружия. Суд также единогласно постано­вил, что угроза силой или применение силы с использованием ядер­ного оружия, которые противоречат положениям п. 4 ст. 2 Устава ООН и не отвечают всем требованиям ст. 51, противоправны. Суд еди­ногласно пришел к заключению, что угроза ядерным оружием или его применения должна отвечать требованиям международного права, применимым к вооруженным конфликтам, особенно к требованиям международного гуманитарного права, а также договорным обяза­тельствам, непосредственно касающимся ядерного оружия.

Международный трибунал по морскому праву, созданный в 1996 году в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года является судебным органом, призванным разрешать споры в специальной сфере сотрудничества — в морском праве. Согласно ст. 2 Статута (Приложение VI к Конвенции ООН по морскому праву), Международный трибунал состоит из 21 судьи, избранных из числа лиц, пользующихся самой высокой репутацией беспристрастности и справедливости и являющихся признанными авторитетами в области морского права. Члены Трибунала избираются на девять лет и могут быть переизбраны (при этом при первых выборах по жребию опре­деляется, какие семь судей избраны на три года и еще семь судей — на шесть лет).

В составе Трибунала должно быть обеспечено представительство основных правовых систем мира и справедливое географическое распределение. В этих целях предусмотрено, что в его составе не может быть двух граждан одного и того же государства и должно быть не менее трех членов от каждой географической группы, установлен­ной Генеральной Ассамблеей ООН (ст. 3 Статута).

Каждое государство — участник Конвенции 1982 года может выдвинуть не более двух кандидатов. Выборы проводятся на совеща­нии государств-участников при кворуме в две трети. Избранными в Трибунал считаются кандидаты, получившие наибольшее число голо­сов, но не менее двух третей присутствующих и участвующих в голо­совании государств. При первых выборах в состав Трибунала был избран российский юрист А.Л. Колодкин.

В соответствии со Статутом Трибунал призван разрешать споры между государствами — участниками Конвенции 1982 года, касаю­щиеся толкования или применения этой Конвенции. Кроме того, он вправе рассматривать споры, возникающие по поводу толкования или применения любых других международных соглашений в области морского права, если такие соглашения предусматривают компетен­цию Трибунала.

Существенной особенностью Трибунала является то, что он упол­номочен рассматривать споры не только между государствами, но и между государствами и Органом по морскому дну (т.е. международ­ной организацией), а также между физическими и юридическими лицами. Правда, это предусмотрено только для споров, связанных с режимом и использованием глубоководного морского дна.

Трибунал может работать в полном составе или при кворуме в 11 судей. Трибунал может образовывать специальные камеры, состоя­щие из трех или более избираемых членов, для рассмотрения кон­кретных категорий споров. Созданы камеры по делам, связанным с рыболовством и защитой окружающей среды. Ежегодно Трибунал образует камеру из пяти судей в целях ускоренного разрешения дел в порядке упрощенного судопроизводства. Кроме того, Трибунал мо­жет образовать камеру для разбирательства переданного ему кон­кретного спора по просьбе сторон. Состав такой камеры определя­ется Трибуналом с одобрения сторон.

В Статуте предусмотрено обязательное создание камеры по спо­рам, касающимся морского дна, в составе 11 судей. В рамках этой камеры могут создаваться камеры ad hoc в составе трех членов для рассмотрения какого-либо конкретного спора.

Как и в Международном Суде ООН, споры передаются на рас­смотрение Трибунала либо на основании специального соглашения между сторонами в споре, либо на основании письменного заявления одной из сторон при условии, что обе стороны связаны с признанием обязательной юрисдикции Трибунала.

При рассмотрении дел Трибунал применяет Конвенцию 1982 года и другие нормы международного права, не являющиеся несовмести­мыми с Конвенцией, а также может разрешать дело ex aequo et bono, если стороны с этим согласны (ст. 293 Конвенции).

Решение Трибунала является окончательным и выполняется все­ми сторонами в споре, причем оно имеет обязательную силу только для сторон в споре и только по данному делу (ст. 33 Статута).

Трибунал находится в г. Гамбурге (ФРГ).

Европейский суд по правам человека(г. Страсбург, Франция) уч­режден в 1959 году на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года. В соответствии с Протоколом № 11 к этой Конвенции, принятым в мае 1994 года и вступившим в силу в ноябре 1998 года, Европейский суд был реорганизован и на него перешли функции Европейской комиссии по правам человека.

Европейский суд по правам человека состоит из числа судей, рав­ных числу государств — участников Конвенции 1950 года. На сегод­няшний день это 40 человек, включая судью от Российской Феде­рации. Должен быть избран 41-й судья от Грузии. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы сроком на шесть лет (ранее на девять лет) большинством поданных за них голосов. Каж­дое государство выдвигает трех кандидатов для участия в выборах (ст. 22 Конвенции).

Судьи должны обладать высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высо-

кие судебные должности, или быть правоведами с признанным авто­ритетом. Члены Суда не являются представителями государств, они участвуют в работе Суда в личном качестве (ст. 21). Они могут пере­избираться, однако срок их полномочий истекает по достижении ими 70 лет.

Предусмотрено, что Суд работает на постоянной основе (это изме­нение принципа функционирования Суда введено Протоколом № 11).

Юрисдикция Суда носит обязательный характер и распространя­ется на все вопросы, касающиеся толкования и применения Конвен­ции 1950 года и Протоколов к ней. Любое государство — участник Конвенции 1950 года может передать в Суд вопрос о предполагаемом нарушении положений Конвенции и Протоколов к ней другим госу­дарством-участником (ст. 33 Конвенции). Суд может также получать жалобы от любого физического лица, неправительственной органи­зации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Конвенции одним из государств-участников (ст. 34). Суд также может выносить консультативные за­ключения по юридическим вопросам, касающимся толкования Кон­венции и Протоколов к ней, по просьбе Комитета министров Совета Европы.

Особенностью Европейского суда по правам человека является то, что он не только разбирает споры между государствами, но и рас­сматривает индивидуальные жалобы на государства со стороны физи­ческих лиц и неправительственных организаций. Межгосударствен­ные споры в Суд передаются на основе одностороннего обращения.

При разрешении дел Суд заседает в комитетах, Палатах и Боль­шой палате. Комитеты состоят из трех судей, Палаты — из семи и Большая палата — из 17 судей.

Комитеты являются первой инстанцией для индивидуальных жа­лоб. Единогласным решением Комитет может объявить жалобу не­приемлемой. Такое решение является окончательным. Если Комитет не считает жалобу неприемлемой, она поступает в Палату, которая выносит решение о приемлемости по существу дела. Вопрос о при­емлемости межгосударственных споров решается только Палатой. Большая палата рассматривает дела по существу в исключительных случаях. Это может иметь место, если речь идет о серьезных вопро­сах, касающихся толкования Конвенции, или если решение может войти в противоречие с ранее вынесенным Судом постановлением. В этом случае Палата до вынесения своего постановления может уступить юрисдикцию Большой палате (ст. 30). Это может иметь место также в случае обращения одной из сторон в споре в Большую палату с просьбой о пересмотре дела (ст. 47).

Впервые в практике международных судебных органов предус­мотрена возможность пересмотра ранее принятого Судом решения. Установлен трехмесячный срок, в течение которого после вынесения решения Палатой любая из сторон может просить о повторном слу­шании дела в Большой палате. Постановления Большой палаты яв­ляются окончательными. Постановления любой из Палат являются окончательными, если стороны заявили, что они не будут требовать передачи дела в Большую палату, или по истечении срока в три ме­сяца, в течение которого стороны не обратились в Большую палату или Большая палата отклонила такое обращение (ст. 44).

Решение Суда направляется Комитету министров, который осу­ществляет надзор за его выполнением.

За время своей деятельности с 1959 по 1998 год Суд рассмотрел около тысячи дел, по большинству из которых вынес решения. При этом более чем в 60% случаев Суд признал виновность государств-ответчиков в нарушении международных обязательств, налагаемых на них Конвенцией 1950 года. Европейский суд показал возможность использования судебной системы не только для мирного разрешения споров, но и для контроля за соблюдением прав человека.

Экономический суд Содружества Независимых Государствпредставляет собой специализированный суд, предназначенный для разрешения споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Он был создан на основе Соглашения о мерах по обес­печению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран — участниц СНГ от 15 мая 1992 г., участниками которого явля­ются Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан и Узбекистан. 6 июля 1992 г. были приняты Соглаше­ние о статусе Экономического суда и Положение об Экономическом суде. В Уставе СНГ, ст. 32, Суд был закреплен как постоянно дейст­вующий орган. Свою деятельность он начал в 1994 году.

К ведению Суда отнесено разрешение только межгосударствен­ных экономических споров, возникающих при исполнении обяза­тельств, предусмотренных соглашениями и решениями органов Со­дружества, а также споров о соответствии нормативных и иных актов государств — участников СНГ соглашениям и иным актам Содруже­ства (п. 3 Положения). Суд может разрешать и другие споры, отне­сенные к его ведению соглашениями государств-членов. Кроме того, Суд может толковать положения соглашений и иных актов Содру­жества по экономическим вопросам.

В состав Суда входят по два судьи от каждого государства — участ­ника Соглашения 1992 года, назначаемых или избираемых на десять лет. Высшим коллегиальным органом является Пленум Суда, состо­ящий из судей и председателей высших хозяйственных (арбитраж­ных) судов государств-участников. Пленум рассматривает жалобы на решения Суда и выносит окончательные решения.

Споры подлежат рассмотрению с согласия заинтересованных го­сударств и по заявлению органов Содружества. По результатам рас­смотрения спора Суд принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения (либо его отсутствия) государством между­народного соглашения или решений органов Содружества и опре­деляются меры, которые рекомендуется принять соответствующе­му государству в целях устранения нарушения и его последствий (п. 4 Положения). Следовательно, решения Суда носят рекоменда­тельный характер, что отличает его от других международных судеб­ных органов.

За время своего существования Суд рассмотрел около 30 дел, большую часть которых составляют запросы о толковании. Получило известность толкование терминов «государство — участник СНГ» и «государство — член СНГ». Суд, исходя из участия государств в учре­дительных документах, термин «участники» отнес ко всем 12 госу­дарствам Содружества, а термин «член» — к государствам — участ­никам Устава СНГ.

studopedia.org

Смотрите еще:

  • Закон о правопреемстве рф Признавали ли большевики правопреемство в отношении Российской империи На протяжении своего существования СССР отказывался рассматривать себя в качестве преемника Российской империи, считают одни эксперты. Большевики отрицали свою […]
  • Пенсии в армии сша Возраст пенсионеров в США Каждая страна имеет свои возрастные показатели при выходе на пенсию. США в данном случае не является исключением, но каждый американец имеет дополнительные права, например, пожилой человек может выбрать […]
  • Нотариусы ленинского района ижевск Нотариусы Ижевск Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Зиновьева Людмила Григорьевна Город: Ижевск Округ: Район: […]
  • Прокурор города александрова Районные, межрайонные прокуратуры области Прокуратура Владимирской области Адрес: 600025, Владимирская область, г. Владимир, Октябрьский проспект, 9 Телефон: (8-4922) 32-55-53 Военная прокуратура Владимирского гарнизона Адрес: […]
  • Задолженность по налогам растет Задолженность по налогам растет Налоговые долги растут Задолженность по налогам и сборам за первые три месяца текущего года увеличилась на 73,4 млрд руб. Такие данные приводит Минфин в отчете об итогах исполнения федерального […]
  • Сроки уплаты налогов ип при усн в 2014 году Для налогоплательщиков на УСН подходит срок уплаты авансового платежа за I квартал 2017 года До 25 апреля (вторник) включительно налогоплательщикам, применяющим УСН, необходимо уплатить авансовый платеж по налогу за I квартал 2017 […]
  • Правило работы с ножовкой Правило работы с ножовкой 20. Резание металла слесарной ножовкой Заготовки из сортового проката разрезают слесарной ножовкой (рис. 67). Основными деталями ножовки являются неразъемная рамка 2 (она может быть и разъемной, как на […]
  • Федеральный закон от 14 июня 2012 67-фз Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при […]