Закон рф о государственных минимальных социальных стандартах

Содержание статьи:

Закон рф о государственных минимальных социальных стандартах

Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 61 (обзор за июнь 2003 года)
29 июля 2003 года

О работе Государственной Думы в июне 2003 года
(4 — 21 июня)

11 июня принят в первом чтении законопроект «О минимальных государственных социальных стандартах» (проект N 209727-3). Проект закона был разработан и внесен на рассмотрение Думы большой группой депутатов, костяк которой составляли представители депутатской группы «Народный депутат».

Идея введения неких минимальных социальных стандартов, которые государство должно будет обеспечить на всей территории страны, существует уже несколько лет, поэтому выход в свет проекта Федерального закона «О минимальных государственных стандартах» во многом закономерен, особенно в предвыборный период. Однако первое, что бросается в глаза при анализе данного законопроекта, это несоответствие цели и даже названия документа его содержанию. Собственно сами социальные стандарты в законе практически не прописаны, а лишь определены сферы, в которых эти социальные стандарты должны утверждаться: образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание населения, жилищно-коммунальное хозяйство, а также оказание юридической помощи гражданам. В некоторых случаях социальные стандарты все же определены, но крайне отрывочно и расплывчато. В сфере образования декларируется возможность получения дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также получения на конкурсной основе высшего образования. В сфере культуры минимальные государственные социальные стандарты понимаются в законопроекте очень узко — только для обеспечения библиотечного обслуживания населения. В жилищно-коммунальной сфере законопроект предлагает «предоставление малоимущим и иным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации бесплатного жилья». Во-первых, не совсем понятно, кто может относиться к «иным категориям граждан», а во-вторых, ни в Законе Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», ни в Жилищном кодексе РСФСР не существует понятия «предоставление бесплатного жилья». В сферах же здравоохранения, социального обслуживания населения и оказания юридической помощи гражданам минимальные социальные стандарты практически не определены.

Необходимо отметить, что текст законопроекта изобилует внутренними противоречиями и серьезными неточностями юридико-технического характера. Например, в статье 4, установлен исчерпывающий перечень сфер, в которых утверждаются минимальные государственные социальные стандарты, а в статье 5, говорится о том, что они могут устанавливаться и в других сферах.

Таким образом, законопроект носит рамочный или, вернее, заявочный характер: сами же социальные стандарты, согласно тексту закона, должны устанавливаться другими федеральными законами.

По сути документ сводится к учету государственных минимальных социальных стандартов при формировании и исполнении бюджетов и регулировании межбюджетных отношений. Согласно проекту закона «органы государственной власти Российской Федерации … закрепляют за бюджетами субъектов Российской Федерации собственные доходы, либо передают им в порядке бюджетного регулирования другие источники доходов, необходимые для обеспечения минимальных государственных социальных стандартов». Аналогичная норма прописана и по отношению к местным бюджетам.

Что касается урегулирования межбюджетных отношений, то и здесь данный законопроект имеет серьезные недостатки. Так, минимальные социальные и финансовые нормы, согласно проекту, будут устанавливаться Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, то есть расходы бюджетов субъектов Российской Федерации во многом будут определяться исходя из решений Правительства России, что на самом деле подрывает один из основных принципов формирования бюджетной системы — принцип самостоятельности бюджетов. Само же Правительство не поддержало данный проект, отметив в своем заключении, что «система минимальных социальных стандартов подчинена целям бюджетного планирования и бюджетного выравнивания, что является недостатком законопроекта и вызывает сомнение в целесообразности его принятия».

Тем не менее, данные недостатки законопроекта не помешали Комитету по труду и социальной политике Государственной Думы дать положительное заключение и рекомендовать его к принятию в первом чтении. За проект закона проголосовало 91,8% депутатов, против — 0%, воздержалось — 0,4%, не голосовало — 7,8%. Принятие проекта закона прошло практически без обсуждения. Такое единодушие депутатов во многом может объясняться как социальной, на первый взгляд, направленностью законопроекта, и, одновременно, его популистским, а не нормоустанавливающим характером, так и тем, что это было пока что первое чтение, и, следовательно, в документ еще можно будет внести существенные поправки.

Что может ожидать россиян в случае окончательного принятия данного законопроекта в нынешнем виде и вступления его в законную силу? На самом деле ничего революционного в сфере оказания социальных услуг населению, скорее всего, не произойдет: уровень социального обслуживания, вероятно, останется прежним. Многое при этом будет зависеть от региональных властей, а точнее от их умения грамотно распоряжаться имеющимися ресурсами, и, конечно же, от умения договариваться с федеральным центром при бюджетном планировании. В целом же, в более благополучных регионах минимальные социальные стандарты, скорее всего, будут выполняться, возможно, что некоторые субъекты Российской Федерации даже установят свои региональные, более высокие минимальные стандарты. Прецеденты установления региональных социальных стандартов уже существуют в ряде регионов России, в частности, в Республике Татарстан, Башкортостане, Ямало-Ненецком автономном округе. В то же время в депрессивных, отсталых регионах России выполнение минимальных социальных стандартов в полном объеме, вероятно, будет затруднительно.

Скорее всего, данный законопроект вряд ли будет окончательно принят в нынешнем виде, а по мере его дальнейшего прохождения в Думе, вероятно, претерпит значительные изменения, причем не только стилистического характера. Нельзя при этом исключать появления на свет альтернативного и более проработанного варианта закона со стороны Правительства Российской Федерации. Но Народная партия уже отметилась в глазах будущих избирателей своей социальной «озабоченностью», даже если она имеет вид столь общих и трудно реализуемых деклараций рамочного характера.

Фракции «Отечество — Вся Россия» и «Народный депутат» поставили принятие закона «О минимальных социальных стандартах в Российской Федерации» условием своей поддержки реформы местного самоуправления. Законопроект «О минимальных социальных стандартах в Российской Федерации» был принят в первом чтении одновременно с принятием законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» во втором чтении. Однако, по мнению ряда экспертов, в том числе представителей Института экономики города, идеология социальных стандартов противоречит концепции законопроекта о реформе местного самоуправления, поэтому неясно, как события будут развиваться дальше.

Комментарий к данному законопроекту подготовлен кандидатом экономических наук, старшим научным сотрудником Независимого Института Социальной Политики (НИСП) Сергеем Сурковым.

old.memo.ru

Проект федерального закона N 97023482-2 «О государственных минимальных социальных стандартах» (внесен Правительством РФ) (не действует)

Проект федерального закона N 97023482-2
«О государственных минимальных социальных стандартах»

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы формирования и применения государственных минимальных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Российской Федерации основных социальных гарантий.

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

государственные минимальные социальные стандарты — установленные законодательством Российской Федерации социальные нормы и нормативы, определяющие минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающих удовлетворение важнейших потребностей человека;

государственная социальная стандартизация — деятельность по установлению государственных минимальных социальных стандартов;

объекты государственной социальной стандартизации — оплата труда, государственные пенсии, пособия и другие социальные выплаты, общедоступные и бесплатные социальные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями, и иные гарантии социальной защиты;

общедоступные и бесплатные социальные услуги — услуги. гарантированные государством в качестве общедоступных и бесплатных посредством установления их в этом качестве федеральными законами.

Статья 2. Законодательство о государственных минимальных социальных стандартах

Законодательство о государственных минимальных социальных стандартах состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, принятых в соответствии с ним иных федеральных законов; других нормативных правовых актов Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон не регулирует сферу технической стандартизации, регламентирующей требования к продукции, работам и услугам (в том числе организационно-технические стандарты в отраслях социальной сферы) и связанной с процессом производства материальных благ и оказания услуг.

Статья 3. Цели установления государственных минимальных социальных стандартов

Государственные минимальные социальные стандарты устанавливаются в целях:

удовлетворения важнейших потребностей человека в основных материальных благах и услугах;

сохранения единого социального пространства на основе сближения уровня удовлетворения важнейших потребностей населения различных регионов в основных материальных благах и услугах;

совершенствования бюджетно-финансовых механизмов реализации основных конституционных прав граждан;

использования их в качестве основы для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и повышения обоснованности этих бюджетов;

концентрации финансовых ресурсов для реализации приоритетных направлений государственной социальной политики;

обеспечения социальной стабильности в обществе.

Статья 4. Принципы формирования государственных минимальных социальных стандартов

Формирование государственных минимальных социальных стандартов осуществляется исходя из целующих принципов:

соблюдение конституционных прав граждан Российской Федерации;

экономическая и социальная обоснованность государственных минимальных социальных стандартов;

использование международного опыта в области установления социальных стандартов;

ответственность за несоблюдение государственных минимальных социальных стандартов;

широкая информированность населения через средства массовой информации о государственных минимальных социальных стандартах.

Статья 5. Установление и изменение государственных минимальных социальных стандартов

Федеральные органы государственном власти устанавливают государственные минимальные социальные стандарты, обязательные для применения на всей территории Российской Федерации.

Государственные минимальные социальные стандарты пересматриваются не реже одного раза в пять лет, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные минимальные социальные стандарты.

Статья 6. Типы государственных минимальных социальных стандартов

Государственные минимальные социальные стандарты включают следующие основные типы:

номенклатура объектов государственной социальной стандартизации, выраженная в виде перечней, ассортиментов или наборов;

количественные нормы и нормативы объектов государственной социальной стандартизации в натуральном или стоимостном выражении;

нормативы времени предоставления объектов государственной социальной стандартизации;

нормативные соотношения объектов государственной социальной стандартизации, выраженные в виде пропорций.

Статья 7. Система государственных минимальных социальных стандартов

Систему государственных минимальных социальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области:

Расширение системы государственных минимальных социальных стандартов осуществляется путем внесения изменений и дополнении в настоящий Федеральный закон.

Статья 8. Государственные минимальные социальные стандарты в области оплаты труда

В качестве государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:

минимальный размер оплаты труда. Установление, изменение и применение минимального размера оплаты труда определяется федеральными законами;

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы.

Порядок определения, изменения и применения Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Государственные минимальные социальные стандарты в области пенсионного обеспечения

В качестве государственных минимальных социальных стандартов в области пенсионного обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных пенсий. Порядок установления и изменения минимальных размеров государственных пенсий определяется федеральными законами.

Статья 10. Государственные минимальные социальные стандарты в области образования

В качестве государственных минимальных социальных стандартов в области образования устанавливаются:

набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждении, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней, определяемый федеральными законами;

нормы и нормативы предельной наполняемости классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения общедоступными и бесплатными образовательными услугами, устанавливаемые Правительством Российской Федераций;

нормы и нормативы социальной поддержки обучающихся, устанавливаемые федеральными законами;

норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных высших учебных заведениях, устанавливаемый федеральными законами.

Статья 11. Государственные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения

В качестве государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения устанавливаются:

перечень видов медицинской помощи, предоставляемой учреждениями здравоохранения бесплатно, определяемый федеральными законами;

набор общедоступных и бесплатных услуг по оказанию амбулаторно-поликлинической, стационарной и скорой медицинской помощи, финансируемой за счет бюджетов различных уровней и фондов обязательного медицинского страхования, устанавливаемый Правительством Российской Федерации;

нормы и нормативы обеспеченности населения медицинской помощью, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Государственные минимальные социальные стандарты в области культуры

В качестве государственных минимальных социальных стандартов в области культуры устанавливаются:

набор общедоступных и бесплатных услуг государственных и муниципальных учреждений культуры, финансируемых за счет бюджетов различных уровней. Перечень видов государственных и муниципальных учреждений культуры, оказывающих общедоступные и бесплатные услуги. определяется федеральными законами;

нормы и нормативы обеспеченности населения оказывающими общедоступные и бесплатные услуги государственными и муниципальными учреждениями культуры, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.

Статья 13. Государственные минимальные социальные стандарты в области социального обслуживания населения

В качестве государственных минимальных социальных стандартов в области социального обслуживания населения устанавливаются:

набор общедоступных и бесплатных услуг государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, финансируемых за счет бюджетов различных уровнен, определяемый федеральными законами;

нормы и нормативы обеспеченности населения услугами учреждении социального обслуживания населения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.

Статья 14. Государственные минимальные социальные стандарты в области жилищно-коммунального обслуживания

В качестве государственных минимальных социальных стандартов в области жилищно-коммунального обслуживания устанавливаются:

набор предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг, определяемый федеральными законами;

нормы и нормативы минимального уровня жилищно-коммунального обслуживания населения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.

Статья 15. Применение государственных минимальных социальных стандартов

Государственные минимальные социальные стандарты являются основой для расчета размеров минимально необходимых расходов при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с бюджетной классификацией.

Обеспечение государственных минимальных социальных стандартов имеет приоритетное значение при формировании и исполнении бюджетов соответствующих уровней.

Реализация государственных минимальных социальных стандартов гарантируется государством путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, оказания им финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. предоставления дотаций, субвенций и средств на возвратной основе согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год.

Статья 16. Обеспечение государственных минимальных социальных стандартов при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют формирование и исполнение соответствующих бюджетов на основе государственных минимальных социальных стандартов в пределах имеющихся финансовых ресурсов.

Статья 17. Государственный контроль за соблюдением государственных минимальных социальных стандартов

Государственный контроль за соблюдением государственных минимальных социальных стандартов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Ответственность за несоблюдение государственных минимальных социальных стандартов

За несоблюдение государственных минимальных социальных стандартов органы государственной власти, органы местного самоуправления и должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

base.garant.ru

Закон рф о государственных минимальных социальных стандартах

Проект N 209727-3

О минимальных государственных социальных стандартах

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы и общий порядок разработки, утверждения и применения минимальных государственных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию социальных гарантий и прав граждан на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и на получение квалифицированной юридической помощи, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

минимальные государственные социальные стандарты — единые на всей территории Российской Федерации требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам Российской Федерации на минимально допустимом уровне для обеспечения реализации установленных в Конституции Российской Федерации отдельных социальных гарантий и прав граждан, финансируемых из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

бесплатные социальные услуги — услуги, предоставление которых гражданам Российской Федерации гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основе государственными и муниципальными учреждениями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

минимальные социальные нормы — единые или групповые удельные показатели необходимой обеспеченности населения важнейшими социальными услугами по их видам;

финансовые нормы — денежное выражение минимальных социальных норм.

Статья 2. Задачи утверждения и применения минимальных государственных социальных стандартов

Минимальные государственные социальные стандарты утверждаются и применяются для решения следующих задач:

— реализация основных социальных гарантий и прав граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

— упорядочивание и совершенствование межбюджетных отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Статья 3. Законодательство о минимальных государственных социальных стандартах

Законодательство о минимальных государственных социальных стандартах состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», иных федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Статья 4. Перечни и виды минимальных государственных социальных стандартов, а также минимальных социальных и финансовых норм

1. Минимальные государственные социальные стандарты утверждаются в следующих сферах:

— социальное обслуживание населения;

Минимальные государственные социальные стандарты применяются при оказании юридической помощи гражданам.

2. В вышеуказанных сферах утверждаются перечни и виды минимальных государственных социальных стандартов, а также минимальных социальных и финансовых норм.

а) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере образования утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных образовательных услуг гражданам Российской Федерации, необходимых для получения дошкольного, основного общего, начального и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также для получения на конкурсной основе высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении;

б) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере здравоохранения утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных медицинских услуг гражданам Российской Федерации, необходимых для оказания медицинской помощи и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

в) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере социального обслуживания населения утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам Российской Федерации, необходимых для их социального обслуживания, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

г) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере культуры утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам Российской Федерации, необходимых для обеспечения библиотечного обслуживания населения;

д) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в жилищно-коммунальной сфере утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг, необходимых для предоставления малоимущим и иным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации бесплатного жилья;

и) в качестве минимальных государственных социальных стандартов при оказании юридической помощи населению утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида юридических услуг гражданам Российской Федерации, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

Статья 5. Порядок установления минимальных государственных социальных стандартов

1. В Российской Федерации утверждаются и применяются единые минимальные государственные социальные стандарты, а также минимальные социальные и финансовые нормы.

2. В сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 настоящего Федерального закона перечни и виды основных минимальных государственных социальных стандартов устанавливаются федеральными законами.

Перечни и виды минимальных государственных социальных стандартов, кроме указанных в абзаце 1 пункта 2 настоящей статьи, а также перечни и виды минимальных социальных и финансовых норм разрабатываются соответствующими министерствами и ведомствами, иными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации и утверждаются Правительством Российской Федерации.

4. Минимальные государственные социальные стандарты в натуральном выражении устанавливаются сроком на 4 года.

Минимальные государственные социальные стандарты в денежном выражении, устанавливаются сроком на 1 год и не могут изменяться в течение финансового года.

5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе увеличивать минимальные социальные и финансовые нормы за счет средств соответствующих бюджетов.

Статья 6. Применение минимальных государственных социальных стандартов на территории Российской Федерации

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах полномочий, закрепленных за ними Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления обязаны обеспечивать применение минимальных государственных социальных стандартов за счет средств соответствующих бюджетов.

Минимальные государственные социальные стандарты используются для определения объемов финансирования отраслей социальной сферы, перечисленных в пункте 1 статьи 4 на очередной финансовый год из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Государственные и муниципальные предприятия и учреждения используют минимальные государственные социальные стандарты при предоставлении бесплатных социальных услуг населению.

Статья 7. Использование минимальных государственных социальных стандартов при формировании и исполнении бюджетов

1. Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации формируются и исполняются с учетом расходов, необходимых для обеспечения минимальных государственных социальных стандартов.

2. Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации закрепляют за бюджетами субъектов Российской Федерации собственные доходы либо передают им в порядке бюджетного регулирования другие источники доходов, необходимые для обеспечения минимальных государственных социальных стандартов.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации закрепляют за местными бюджетами собственные доходы либо передают им в порядке бюджетного регулирования другие источники доходов необходимые для обеспечения минимальных государственных социальных стандартов.

3. Финансовая помощь из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации бюджетам других уровней, предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты.

Статья 8. Ответственность за несоблюдение и (или) неисполнение минимальных государственных социальных стандартов, минимальных социальных и финансовых норм

За несоблюдение и неисполнение минимальных государственных социальных стандартов, минимальных социальных и финансовых норм органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и их должностные лица, организации, а также их руководители несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.В.Путин

docs.cntd.ru

Социальные стандарты в Российской Федерации — гарантии социальных прав человека

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 12.10.2017 2017-10-12

Статья просмотрена: 1616 раз

Библиографическое описание:

Алёшина И. В. Социальные стандарты в Российской Федерации — гарантии социальных прав человека // Молодой ученый. — 2017. — №41. — С. 99-103. — URL https://moluch.ru/archive/175/45899/ (дата обращения: 14.08.2018).

В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что «Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Также, в Конституции Российской Федерации, закреплено множество социальных прав (ст. 35–44 Конституции РФ).

Таким образом, провозгласив в Конституции РФ социальные права человека, государство взяло на себя обязательство по их реализации.

Гарантиями социальных прав являются социальные стандарты жизнедеятельности.

Социальные гарантии — это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты. [10. с. 37].

Именно социальные стандарты переводят абстрактные понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие человека», провозглашенные в Конституции РФ в качестве целей общественного развития, на понятный для всех язык цифр и конкретных экономических показателей. К социальным стандартам относят: прожиточный минимум отдельных категорий населения; минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсий; минимальный размер ряда социальных пособий; нормы обеспечения бесплатным образованием и медицинскими услугами; нормативы социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения родителей, и др. лиц; нормативы обеспечения жильем и его доступность; форма типового контракта для молодежи и профессионалов. К сожалению, установленные на сегодняшний день в РФ социальные стандарты не соответствуют целям социального государства, т. к. не могут обеспечить ни «достойную жизнь», ни «свободное развитие человека». [9. с. 2].

Определимся с понятием социальные стандарты, а также с их юридическим значением. В настоящее время единого понятия социальных стандартов нет. Также следует отметить, что и взгляды на их целевое назначение также разнообразны.

Итак, социальный стандарт — это уровень гарантий предоставления общедоступных, бесплатных и льготируемых социальных услуг, пособий, и выплат, выражаемый в нормах и нормативах и обеспечиваемый за счет финансирования из консолидированного бюджета (федерального и других уровней бюджетов). [7. с. 528].

Минимальные социальные стандарты — это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя, т. е. они отражают важнейшие потребности различных социально — демографических групп населения в жизненных благах и услугах.

Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в следующих областях:

2) пенсионного обеспечения;

6) социального обслуживания;

7) жилищно-коммунального обслуживания.

В сфере жилищно-коммунального обслуживания органы государственной власти и местного самоуправления должны поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище.

В области охраны здоровья для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи и медицинского обслуживания используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, поликлиниками. В условиях перехода к страховой медицине и расширения платности услуг для населения в соответствии с Конституцией РФ гражданам страны гарантируется бесплатная медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

В сфере образования Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. При этом установлена обязательность основного общего образования. Каждый гражданин вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении.

В области культуры — развитие сети массовых библиотек, кинотеатров, домов культуры и т. д.

Охрана труда и окружающей среды предполагает улучшение условий труда и производственной среды, то есть содействие созданию условий, максимально отвечающих физическим и профессиональным возможностям трудящихся, условий безопасности и здоровой производственной среды. [10. с. 37].

Социальный стандарт — пропорция между составными частями объекта стандартизации, выражающая уровень требований к показателям качества жизни населения и установленная нормативно — правовыми актами. [14. с. 156].

Социальные стандарты — это устанавливаемые государством нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных конституцией социальных прав граждан, и порядок предоставления этих прав. [6. с. 18].

Совершенно другое определение социальных стандартов устанавливают эксперты в области муниципального управления и финансов. «Государственные минимальные социальные стандарты — это устанавливаемые и регламентируемые государством качественные и количественные характеристики важнейших социальных потребностей человека на минимально необходимом уровне, доступность которых гарантируется государством их бесплатностью или доступностью платы за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов, страховых фондов и иных средств или минимальные государственные стандарты — это «установленные законодательством РФ минимально необходимые гарантии социальной защиты, обеспечивающие удовлетворение важнейших потребностей человека». [6. с. 18]

Таким образом, социальные стандарты выступают и как гарантии социальных прав, и как нормы и нормативы, закрепляющие минимальный уровень социальной защиты, и как безвозмездные социальные услуги, а также как мерило человеческих потребностей.

Рассмотрим мнения ученых относительно значения социальных стандартов для социальной политики социального государства.

Значение социальных стандартов для социальной политики государства достаточно велико. Опираясь на установленные законодательно социальные стандарты в области уровня жизни населения, государство, в лице федеральных и региональных органов управления, разрабатывает систему мер социальной защиты населения, принимает необходимые законодательные решения, регулирующие право на получение социальной помощи в виде пособий, дотаций, льгот и компенсационных выплат. Государственные минимальные социальные стандарты устанавливаются, во — первых, с целью реализации социальной политики государства, направленной на удовлетворение важнейших потребностей населения в основных материальных благах и социальных услугах; во-вторых, для обеспечения единого социального пространства на территории страны и относительного выравнивания жизни на территории ее субъектов. [10. с. 38].

Построение системы государственных социальных стандартов является важнейшим направлением улучшения управления социальными процессами, преодоления негативных явлений в социальной сфере. Нормы предоставления услуг в количественном и стоимостном выражении позволяют более полно обеспечивать потребности человека, укреплять единое социальное пространство, концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях социальной политики, объективно оценивать уровень социального развития в территориальном разрезе. [8. с.8].

Социальные стандарты являются средством обеспечения реализации социальных и экономических прав граждан, а также реализации конституционного права на достойную жизнь. Социальные стандарты являются частью социальной политики государства и частью системы реализации социальных прав граждан. Они должны выражать согласованные интересы и возможности личности, общества и государства. Основа социальных стандартов заключается в совокупности социально — экономических и правовых средств, которые призваны обеспечить условия жизнедеятельности человека, реализацию его интересов, взаимоотношений, функционирование и развитие общественной системы в целом. Их специфика заключается в том, что они могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, и соответственно источниками их финансирования могут являться федеральный бюджет, бюджетная система субъекта РФ и внебюджетные фонды. Социальные стандарты направлены на поддержание оптимального соотношения общественных и индивидуальных потребностей. В свою очередь реализация таких стандартов предполагает обеспечение минимально приемлемого уровня удовлетворения потребностей в жилье, здравоохранении, образовании. Этому прежде всего должна способствовать система государственной социальной стандартизации качества жизни населения. [12 с. 61].

Таким образом, социальные стандарты имеют огромное значение, цель которых обеспечить достойное существование (удовлетворить все потребности) человека. Так ли это?

Проанализируем два наиболее важных элемента системы социальных стандартов, а именно прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда.

Главным элементом системы минимальных социальных стандартов является прожиточный минимум, который определяет минимальный уровень потребления важнейших товаров и услуг, необходимых для жизнеобеспечения человека.

Сфера использования прожиточного минимума весьма широка — это и элемент системы минимальных социальных гарантий, и основа для определения порога бедности, и база для расчетов и дифференциации заработной платы, пенсий и различных пособий. [10. с. 38].

Прожиточный минимум — это стоимостная оценка потребительской корзины, включающая в себя минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные налоги и сборы. Такое определение дано в Федеральном законе № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ», являющемся основным документом, регламентирующим величину прожиточного минимума.

Ключевое значение приобретает понятие «потребительская корзина», представляющая собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Такой подход соответствует Конвенции МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики», предусматривающей, что при расчетах прожиточного минимума учитываются основные потребности семей (расходы на продукты питания с учетом их калорийности, жилище, одежду, медицинское обслуживание и образование).

Прожиточный минимум — довольно динамичная социально — экономическая категория, изменяющаяся вместе с общественным развитием, в том числе под влиянием цен и инфляции. Его уровень зависит от набора потребительских благ и услуг, принимаемого за минимум материальной обеспеченности и рассчитываемого в реальных ценах. На размер и динамику прожиточного минимума влияют различные факторы территориального характера, в частности потребительские цены на региональных рынках товаров и услуг, способные придать особую остроту противоречиям между уровнем социальных гарантий и стоимостью прожиточного минимума. На его величине и структуре сказываются также различия в материальных и культурных потребностях, экономическом развитии территорий, особенности природно-климатического характера, с учетом которых в России осуществлена дифференциация данного норматива по 16 природно-климатическим зонам. [11. с. 29].

Содержание минимальной потребительской корзины в перерасчете на денежный эквивалент есть прожиточный минимум — минимальная сумма денежного дохода гражданина. Предполагается, что гражданин, используя указанную сумму дохода, обеспечивает себе минимальный уровень жизни, который отражает допустимую границу физического существования человека. Если получаемые доходы гражданина ниже этой границы, то гражданин признается бедным и имеет право на государственную помощь. [13. с. 11].

Прожиточный минимум устанавливается Правительством РФ, при этом для расчета его размера используются данные Росстата об уровне потребительских цен. Величина прожиточного минимума отдельно рассчитывается как по каждой из 3 категорий граждан: трудоспособного населения, пенсионеров и детей, так и по каждому субъекту РФ. Данный показатель используется для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.

Еще одним из важных социальных стандартов является минимальный размер оплаты труда (МРОТ). МРОТ считается утвержденный правительством минимум, который должен получать работник за выполненную работу. Данная величина устанавливается государством для всех регионов (впрочем, в каждом регионе существует возможность увеличить данную величину, но не уменьшить — ст. 133.1 ТК РФ). Зарплата работника не может быть ниже установленного предела (установленного на федеральном уровне, или, если в субъекте федерации установлен повышенный МРОТ — данной величины) — таким образом, МРОТ, в некоторой мере является гарантией прав работников.

Также согласно ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. К сожалению, в реальности данная норма не работает. В России МРОТ с 1 июля 2016 года составляет 7500 рублей, а прожиточный минимум для трудоспособного населения 10722 рубля.

Так в своей статье Коновалова Л. К. отмечает, что ТК РФ (ст. 133) предполагает установление минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, однако, фактически первый из указанных показателей отстает от второго в течение всего последнего десятилетия. Можно ли считать данное несоответствие нарушением трудового законодательства? Однозначно ученые и общественность так и не могут до сих пор дать ответ на этот вопрос, при этом неоднозначность обусловлена уточнением, что доведение МРОТ до уровня прожиточного минимума, согласно ст. 421 ТК РФ, будет проводиться поэтапно.

Таким образом, минимальный размер оплаты труда, меньше прожиточного минимума. В планах довести его до уровня 1 к 1 только в 2020 году.

Подводя итог, следует отметить, что до сих пор многие вопросы, связанные с прожиточным минимумом, остаются неразрешенными. В первую очередь, это касается состава российской потребительской корзины. В настоящее время состав и стоимость корзины, установленной государством, в разы отличается от реальной. Что в свою очередь, ведет к сознательному занижению прожиточного минимума. По мнению экспертов, это занижение составляет более чем трехкратную величину. Данное утверждение подтверждается таким показателем, как минимальный потребительский бюджет, который отражает реальную сумму, минимально необходимую для жизнедеятельности человека, и в России он более чем в два с половиной раза превышает прожиточный минимум.

Остается также нерешенный вопрос соотношения прожиточного минимума и МРОТ. Необходимо:

– овести МРОТ до прожиточного минимума и сохранить это равновесие;

– изменить состав потребительской корзины, т. к. она не соответствует реальному потреблению россиян. Большая часть осуществляемых расходов приходится на продукты питания, но помимо этого есть и иные не менее значимые расходы необходимые для нормального существования человека.

Так как остальные многие социальные стандарты находятся в прямой зависимости от размера прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда, то становится ясным, что и все иные социальные стандарты, рассчитанные в денежном и натуральном выражении, не соответствуют действительности и ничтожно малы.

Также как было отмечено выше, минимальные социальные стандарты должны предусматривать: норму жилья по России — в размерах, обеспечивающих достойное проживание человека; в области здравоохранения — набор бесплатных и общедоступных услуг по оказанию стационарной, амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи, а также услуг санитарно-профилактического характера, систему льготного обеспечения лекарственными препаратами, перевязочными средствами и предметами медицинского назначения, слуховыми аппаратами, глазными и зубными протезами (в настоящее время в городских больницах наблюдается дефицит лекарственных препаратов, и зачастую для получения полноценного лечения в стационаре пациент приобретает лекарственные препараты за свой счет); в области образования — бесплатные и общедоступные образовательные услуги.

Таким образом, действующая в настоящее время система социальных гарантий и стандартов имеет множество недостатков, важнейший из которых недостаточная обеспеченность финансовыми ресурсами. Социальные стандарты не соответствуют целям социального государства, т. к. не могут обеспечить ни достойную жизнь, ни свободное развитие человека. В настоящее время социальные стандарты носят формальный характер (чтобы было), но с другой стороны, например, МРОТ, препятствует произволу работодателей. Также отсутствует их систематизация и закрепление в едином нормативно-правовом акте, что позволило бы выстроить цепочку зависимости одних социальных стандартов от других, избежать противоречий.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ//СЗ РФ от 7 января 2002 г. № 1 (часть 1);
  3. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»// СЗ РФ от 27 октября 1997 г. № 43 ст. 4904;
  4. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»// СЗ РФ от 26 июня 2000 г. № 26 ст.2729;
  5. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»//СЗ РФ от 10 декабря 2012 г.№ 50. ст. 6950;
  6. Белоусова С. В. «Социальный стандарт как модель поведения государства в социальной сфере»//Приоритеты России. № 1 (10). 2007. С.18–23;
  7. Герасимова Н. В. «Социальные стандарты — ориентиры развития социальной сферы»//Социальная сфера гражданское общество. С.527–530;
  8. Ишмеева А. С. «Роль социальных стандартов в развитии социальной сферы региона»// материалы международной научно — практической конференции. 2015. С. 7–9;
  9. Кочеткова Л. Н. «Актуальные проблемы социального государства в России (к 20-летию принятия Конституции РФ) // Электронный научный журнал «ГосРег». № 2. 2013. С.1–7;
  10. Магомедова П. М. «Социальные стандарты и гарантии — основа социальной защиты населения»//Вопросы структуризации экономики. № 4. 2011. С.37–41;
  11. Маллаева М. И. «Прожиточный минимум в системе социальной защиты населения: методический аспект»//Труд и социальные отношения. № 8.2009. С.29–35;
  12. Сафронова Д. В. «Закрепление социальных стандартов в контексте современных правовых норм»// Вестник СЮИ. 2016. С.60–64;
  13. Федотов М. С. «К вопросу о социальном стандарте как инструменте общественного регулирования»// Национальные интересы: приоритеты и безопасность.2013.№ 33. С.11–15;
  14. Эмиров Н. Д. «Социальные стандарты как инструмент управления социальной сферой»// Вестник ЮУрГУ.№ 21. 2011.С.156–163.

moluch.ru

Смотрите еще:

  • Закон ограничения курения Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ"Об ограничении курения табака" С изменениями и дополнениями […]
  • Что делать если написали жалобу Какой срок ответа на жалобу в Жалобной книге? написал жалобу в книге Жалоб.. Указал свой e-mail. В какой срок должны ответить и где мне ждать либо смотреть ответ на мою жалобу? Ответы юристов (3) Здравствуйте. Если Вы просто […]
  • 476 фз закон ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 декабря 2014 года №476-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования […]
  • Овер в школе полномочия Овер в школе полномочия вечер добрый, хотел бы задать пару вопросов по соло экспу . ситуация следующая : посовещались с паком и решили что нужно в кротчайшие сроки выкачать овера . где \ как лучше всего это сделать ? в наличии : […]
  • Адвокаты в одинцово Адвокат в г. Одинцово. Консультация юриста и адвоката в г. Одинцово Московской области. «Если Вам требуется юридическая консультация или Адвокат в г. Одинцово, следует, в первую очередь, принять во внимание, что согласно ФЗ «Об […]
  • Новые законы об образовании 2014 года в доу Дошкольное образование детей: что ждать от нового стандарта Многие педагоги считают, что знания и ценности, заложенные ребенку в дошкольном возрасте, и станут определяющими факторами дальнейшей судьбы человека. Дошкольное образование […]
  • Процессуальный порядок назначения и производства экспертизы Основания и процессуальный порядок назначения экспертизы. Случаи обязательного назначения экспертизы. Процессуальные виды экспертиз. Основанием назначения судебной экспертизы является потребность в специальных знаниях для […]
  • Рабочая документация экспертиза промышленной безопасности Испытательная лаборатория АО «СпецПромЭкспертиза» прошла переаккредитацию и получила аттестат аккредитации № RA.RU.21МХ31 от 14.07.2016 г. Подробнее. Ведущий специалист АО «СпецПромЭкспертиза» Гришко В.Л. аттестован в качестве […]