Чем отличается акциз от налога

Чем отличается акциз от налога

процессов Налогообложения потребления в Украине осуществляется через использование акцизов и пошлины. Акциз — это косвенный налог, который представляет собой надбавку к цене. Акцизы представлены двумя формами: специфические и универсальные.

Сущность специфических акцизов заключается в том, что не все товары подпадают под акцизное налогообложение, а лишь отдельные их виды, причем подходы к налогообложению различных групп товаров отличаются. Специфическим акцизом является акцизный налог, устанавливаемый на отдельные виды товаров, которые, как правило, не относятся к вещам первой необходимости и уровень рентабельности которых является достаточно высоким по дифференцированным ставкам.

Функционирования универсальных акцизов связано с общим подходом к налогообложению процессов потребления. Универсальный акциз имеет свои особенности по сравнению со специфическими акцизами:

а) широкая база налогообложения;

б) использование универсальной ставки независимо от вида.

Акцизы — это один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Акцизы включаются в цену подакцизной продукции и тем самым перекладываются на конечных потребителей. При этом сумма акцизов во многом определяет уровень цен на облагаемые товары, а также оказывает воздействие на спрос. Специфической особенностью акцизов является то, что данный налог действует только в отношении отдельных товаров, называемых подакцизными.

Многовековая история развития налоговых отношений показывает, что акцизы являются одним из наиболее надежных источников доходов бюджета. В настоящее время акцизы применяются во всех странах с рыночной экономикой.

При установлении акцизов и перечня подакцизных товаров, используются, как правило, следующие принципы:

акцизами не облагаются товары первой необходимости; акцизы устанавливаются с целью изъятия в бюджет получаемой сверхприбыли от производства высокорентабельной.

ежей на потребление являются, во-первых, их специфическая сфера применения — потребление конкретного товара (услуги) или группы товаров (услуг) и, во-вторых, — безъэквивалентность. Если первое отличает акцизы от таких налогов на потребление с широкой базой обложения, как НДС или налог с продаж, то второе — от всевозможных платежей и сборов за пользование общественными товарами или услугами (гербовые сборы, сборы за пересечение границы и т.д.)

Существует три основных вида акцизов, подразделяемых в зависимости от функции, которую они выполняют. К первой группе относятся так называемые традиционные акцизы — на алкоголь и табачные изделия. Взимание данного вида акциза преследует две основных цели: ограничение потребления вредных для здоровья продуктов и фискальная.

Ко второй группе относятся акцизы.

В отличие от налога на добавленную стоимость акцизы государством применялись издавна.

В настоящее время акцизы применяются почти во всех странах рыночной экономики. Они устанавливаются на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль: во-первых, это один из важных источников доходов бюд жета, а во-вторых — средство ограничения потребления подакцизных товаров. Если бы цена товара не включала акциз, то производители могли бы продавать его по умень шенной на величину акциза цене производства, включа ющей только издержки и прибыль. Потребление товара при такой цене было бы, как правило, больше. Поэтому акцизы устанавливаются прежде всего на товары, потребление которых вредит здоровью, и по этой причине его желательно ограничить (водку, табак, пиво и др.), а кроме того, на товары, предложение которых недостаточно по сравнению со спросом.

Как и налог на добавленную стоимость, акцизы являются косвенным налогом, который.

Цена реализации складывается, исходя из выручки, суммы акциза и НДС. Начисляется НДС по расчетной ставке 18/118. Акцизы начисляются ранее, чем НДС, т.е. подакцизные товары, облагаются налогом дважды, причем НДС начисляется как на себестоимость товаров, так и на акцизы.

Таким образом можно отметить, что если ставки НДС по сравнению с другими странами незначительно отличаются, где-то ниже, где-то чуть выше, то ставки на акциз, в России, а особенно на нефть, самые высокие, хотя наша страна является одним из основных поставщиков нефтепродуктов за рубеж, отсюда вызван профицит Федерального Бюджета.

Для того чтобы урегулировать налогообложение в нашей стране, следует для начала снизить цены на нефть, внутри страны, а также следует предоставлять льготы и поощрять предприятия малого бизнеса.

3. Совершенствование акцизного налогообложения

Перейти на страницу:
1.

АКЦИЗ И ИНЫЕ ВИДЫ КОСВЕННЫХ ФИСКАЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Акциз и таможенная пошлина

Объектом налогообложения акцизами признается в том числе ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации (пп. 13 п. 1 ст. 182 НК РФ). В этом случае акцизы имеют статус таможенных платежей.

Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 г. N 5221-1, действовавший до 1 января 2004 г., определял таможенные платежи как таможенную пошлину, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плату и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации. В литературе указывается, что подобная формулировка свидетельствовала об отсутствии полноценного определения понятия таможенных платежей: фактически законодатель перечислял некие платежи, для возведения которых в ранг таможенных следует иметь определенный порядок их взимания .

Нормы Таможенного кодекса РФ от 28 марта 2003 г. N 61-ФЗ, вступившего в силу с 1 января.

Фискальная значимость акцизов, их принципиальные отличия от налога на добавленную стоимость. Виды подакцизных товаров

В отличие от НДС взимание акциза в отношении конкретного товара производится только один раз на одной из стадий его продвижения. Как правило, это происходит на начальной стадии по выходу товара из производства. При перепродаже товар, по которому акциз был уже уплачен, вновь акцизом не облагается. Сумма акциза, изначально добавленная к отпускной цене товара, на.

Порядок исчисления налога

Необходимо обеспечить раздельный учет по операциям, облагаемым налогом по разным ставкам

Сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг), полученная в результате сложения отдельных составляющих

Сумма налога рассчитывается по итогам каждого налогового периода (квартала) применительно ко всем операциям реализации товаров

При исчислении налога значение имеет правильное определение даты реализации (передачи) товаров, работ и услуг.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется в виде разницы между суммой НДС по реализованным товарам и услугам и произведенными из нее налоговыми вычетами.

НДС в бюджет = начисленный НДС («на выходе») – налоговый вычет (НДС уплаченный, НДС «на входе»)

Источники покрытия НДС:

Налоговые вычеты Расходы по производству и реализации.

Акцизы являются налогами, налагаемыми на специальный перечень товаров. Товары, облагаемые акцизами, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода. Акцизы были одним из первых налогов вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для его взимания. Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы на единицу продукции, эта мера дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу.

Акциз — это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, но фактически его уплата перекладывается на покупателя. Акциз — индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров, входящие в специальный перечень.

Становление современной российской налоговой системы, создание нормативно-правовой основы ее функционирования, а также процесс активного законотворчества в сфере налогообложения, развивающийся в Российской Федерации в течение последних нескольких лет, вызывают необходимость комплексного научного анализа причин, сущности и последствий отдельных аспектов происходящих явлений.

Система косвенных налогов, являясь составной частью налоговой системы, обеспечивает поступление значительной части финансовых ресурсов государства.

Акцизам — разновидности косвенных налоговых платежей — законодатель уделяет в последнее время пристальное внимание. Перспективность существования акцизов демонстрирует.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Акциз (фр. accise, от лат. accido — обрезаю) — косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др) внутри страны, в отличие от таможенных платежей,несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы, т. е. из других стран. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.

Акцизы определяет глава 22 (статьи 179—206) НК РФ.

Подакцизными товарами в соответствии со статьей 181 НК РФ признаются:

спирт этиловый из всех видов сырья (а также спирт коньячный); спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной.

www.ami-tass.ru

Акциз и НДС: что между ними общего, кто и в какой форме их выплачивает

Все физические лица и производители обязаны выплачивать государству налоги со своих доходов и прибылей. Это прямые налоги. Кроме этого существуют косвенные, направленные на потребителей материальных благ. Они применяются в форме надбавок к цене товаров.

Формально плательщиком такого вида налогов считается продавец товаров, услуг, работ, который выступает в роли посредника между государством и потребителями. Реальное бремя оплаты косвенных налогов ложится на плечи потребителей.

Акцизы и НДС как косвенные налоги

К косвенным относятся НДС и акцизный налог, которые служат важнейшей составляющей формирования доходов государственного бюджета. Правовая основа взимания этих налогов излагается в:

  • части 1 Налогового Кодекса РФ;
  • ФЗ РФ № 147 от 31.07.1998 года «О введение в действие 1 части НК РФ»;
  • законе «Об основах налоговой системы в РФ» (27 декабря 1997 года);
  • законе «О налоге на добавленную стоимость» от 6.12.1991 года.

Акциз имеет форму надбавки к цене. Он является надёжным источником прибыли любого государства с рыночной экономикой. Акцизы характеризуются тем, что их применяют только к некоторым категориям товаров, которые не являются предметами первой необходимости и имеют высокий уровень рентабельности.

  • Поэтому основное предназначение этого вида налога — перевод в казну государства сверхприбылей от продажи высокорентабельной продукции.
  • Другой важной функцией акциза является то, что он служит своеобразным средством ограничения потребления подакцизной продукции.

Если бы не высокий акцизный налог, такие товары продавались бы по гораздо меньшей цене и были доступны более широким слоям населения. Это касается таких товаров, как спиртные напитки, пиво, табачные изделия.

НДС – это изъятие в казну государства определенной части прибавочной стоимости товаров и услуг в соответствии со ставками налогообложения. НДС – это налог с широкой базой обложения. Он был введён сравнительно недавно. Ставка этого налога 18/118. Подакцизные товары облагаются налогом 2 раза: сначала – акциз, потом НДС. При этом НДС начисляется не только на первоначальную стоимость товара, но и на акциз.

Как они соотносятся

  • НДС относится к многоступенчатым налогам, который взимается на разных стадиях реализации товаров и услуг. Он применяется только к части стоимости товара, а акциз – ко всей его стоимости.
  • Акциз выплачивается в бюджет на начальном этапе производителем товара 1 раз и больше не взимается, но фактически оплачивает его потребитель из своего кармана. Сумма акциза становится неотъемлемой частью стоимости товара. Однократность выплаты выгодно отличает акцизы от НДС, так как это способствует сдерживанию инфляционных процессов.

По сравнению с акцизом НДС имеет более широкую область использования. Акциз направлен на довольно узкий перечень товаров, не касается сферы услуг и работ. Акцизное налогообложение носит индивидуальный характер и применяется к отдельным видам подакцизных товаров.

НДС и акциз имеют несколько общих свойств:

  • Оказывают воздействие на увеличение или сокращения производства определённых товаров.
  • Являются инструментом регулирования цен.
  • Влияют на доходы и расходы определенных слоев населения.
  • Служат действенным средством пополнения бюджета государства.

Учет акцизов при расчете налога на добавленную стоимость

Кто не платит

Производители и продавцы подакцизных товаров не входят в перечень лиц, освобождённых от уплаты НДС. Предприятия и индивидуальные предприниматели обладают правом не платить НДС в следующих случаях:

  • если выплачивают налоги по упрощённой схеме (единый сельхозналог или ЕНВД);
  • если выручка от реализации товара за 3 последних месяца меньше 2 миллионов руб.

Это не относится к ИП и предприятиям, реализующим подакцизные товары. При наличии освобождения от НДС оно может быть досрочно утрачено, если в течение последних трёх календарных месяцев предприятие или ИП занималось реализацией подакцизной продукции, минерального сырья.

Акцизами облагаются товары как отечественного производства, реализуемые на территории страны, так и импортируемые: спиртосодержащие товары, табак, пиво, ювелирные изделия, нефтепродукты, газ, легковые автомобили (за исключением авто с ручным управлением), некоторые виды сырья.

Учет облагаемых НДС и не облагаемых (акциз) операций по топливу — тема видео ниже:

Объектом налогообложения для расчёта НДС для таких товаров является совокупная сумма нескольких составляющих:

  • акциза;
  • таможенной стоимости;
  • импортной таможенной пошлины.

Формулы начисления

Формула начисления НДС: НБ х СНДС: 100, в которой:

Акциз можно рассчитать по нескольким формулам. Наиболее популярная формула – с применением адвалорных (процентных) ставок:

  • Спт — сумма всех реализованных товаров, облагаемых акцизом;
  • А% – ставка акцизного налога в % к стоимости товара.

Исчисление НДС и акцизов при товарообороте внутри России может иметь определённые сложности, поэтому практикуется ведение отдельного учёта объектов налогообложения, которые требуют различных ставок косвенных налогов.

НДС и акцизы являются надбавками к цене товара, которую в конечном итоге выплачивает рядовой потребитель. Эти налоги позволяют государству решить многие финансовые проблемы, заниматься регулированием производства и потребления товаров и услуг.

Акцизы и НДС рассматривает видео ниже:

uriston.com

Налоговая база: акцизы и НДС

Акцизы и НДС — это одно из ключевых понятий как для экономистов, занимающихся особенностями налогообложения, так и для предпринимателей, старающихся выжить в условиях сильной рыночной конкуренции в нашей стране. Многих эти слова пугают, у других вызывают бурю недовольства – «Снова государство отбирает последние деньги!». Впрочем, сложно спорить, налогообложение в существующей форме, имея множество острых углов, все же эффективно – ставки не так высоки, как во многих державах, а отдача позволяет каждому ощущать социальную безопасность за счет государства и его «финансовой подушки».

Акцизы: что это и зачем?

Рассказывая об акцизах и НДС, для упрощения ситуации каждый из видов надбавок лучше рассматривать отдельно. Это позволяет избежать путаницы понятий. Впрочем, нужно также помнить, что общего у этих двух разновидностей немало. Так, НДС, акцизы, налог на прибыль представляют собой косвенное налогообложение. Этот термин обозначает следующий факт: надбавка причисляется к стоимости товара, уплатить которую придется покупателю. В этом категорическое отличие от прямых налогов, оплата которых более «прозрачна», очевидна и ложится на продавца, производителя, работодателя.

В то же время акцизы отличаются узкой сферой применения, чем и выделяются на фоне НДС. Их можно наложить лишь на определенные группы продуктов, изготовленных за рубежом или в родной стране, но нельзя распространить на услуги, работы. Обычно начисление акциза и НДС производится индивидуально для каждой группы подакцизных товаров. Такой подход обеспечивает максимально справедливый и экономически эффективный результат работы системы налогообложения.

Акциз: отличие от НДС

Несмотря на то что налоговая база НДС и акцизов довольно сходна по своей структуре, есть некоторые важные отличия. Акциз начисляют и взимают лишь один раз за весь цикл существования товара. Начисление налога происходит на какой-то одной стадии продвижения продукта, чаще всего – начальной, то есть в тот момент, когда товар отпускается производителем первому (вероятно – оптовому) покупателю.

Когда товар перепродается, дополнительных отчислений по налоговой программе акциза не требуется, поскольку средства уже были направлены в бюджет. Производитель включает акцизы и НДС в отпускную стоимость, а значит, эти величины в будущем – лишь элемент цены. При этом однократность отчисления этой суммы делает акцизы гораздо более дружелюбными для предприятий, покупателей, нежели НДС, раз за разом составляющий прибавку к цене товара и ложащийся в итоге на конечного потребителя. Насколько велик он будет при этом, определяется длительностью цепочки перекупщиков. Во многом эта разница в логике начисления является основным отличием, важным для учета НДС и акцизов, который ведется бухгалтерией предприятия.

Акцизы: настоящее и будущее

Указанная специфика начисления акцизов и НДС делает очевидной взаимосвязь системы налогообложения и инфляции. Если увеличение объемов НДС с каждой операцией по товару лишь стимулирует инфляционный рост, то регулярность и одноразовость акцизов позволяет минимизировать рост стоимости продукта и сделать рынок более стабильным.

В то же время нельзя полностью исключить акцизы, НДС, таможенную пошлину, даже если при идеалистичном воззрении на экономические науки кажется, что это лучший способ исключить инфляцию. Именно эти налоги позволяют наполнить бюджет государства, а также обеспечивают приток средств в бюджеты субъектов страны.

Стабильность: будет ли?

Ежегодно формируется аналитика, отражающая, как велика была за отчётный период уплата НДС и акциза в каждом отдельном субъекте и по государству в целом. Если поднять данные за последние несколько лет, можно заметить, что колебания показателей существенные. Следовательно, сложно прогнозировать значимость акцизной надбавки для федерального, территориальных бюджетов на будущее. Известны года, когда за счет акцизов в бюджет страны приходило лишь 3,6 % от общей величины, а в другие отчетные периоды эта цифра возрастала до 15 %.

Говоря о фискальной значимости этого элемента системы налогообложения, важно отметить, что без учета акцизов и НДС нельзя делать корректные выводы о значимости для бюджета страны реализации подакцизной продукции на фоне общих объемов всех торговых операций в государстве. Корректный налоговый учет позволяет выявить процент акцизов из прочих налоговых отчислений, направленных в консолидированный государственный бюджет. Эта величина зависит от установленных акцизных размеров и льготных программ, инфляции и особенностей объектов, на которые начисляются налоги. Правильное использование информации, получаемой из такой аналитики, позволяет корректировать начисление НДС, акцизов, налога на прибыль, НДФЛ таким образом, чтобы при достаточно объемных отчислениях в бюджет предприятия могли работать с выгодой для себя.

Аналитика и взаимосвязи

Итак, цена на любой товар включает НДС и акцизы, которые показывают также потенциал системы налогообложения. Кроме того, можно делать выводы о необходимости расширения или уменьшения круга товаров, на которые необходимо ввести (или исключить) акцизы.

Подакцизные товары в настоящее время:

  • этиловый спирт;
  • продукты, в которых этиловый спирт присутствует в концентрации от 9 % и более;
  • алкогольные товары;
  • пиво;
  • продукция с содержанием табака;
  • персональные автомобили;
  • мотоциклы, мощность двигателя которых составляет 150 лошадиных сил и больше;
  • бензин для автомобилей;
  • дизель;
  • моторные масла;
  • прямогонное топливо.

На все эти категории товаров акцизы и НДС достаточно существенные, чтобы гарантировать бюджету ежегодные поступления довольно большого объема средств.

Было – стало

Известно, что ранее папиросы и этиловый сырцовый спирт не входили в число подакцизных товаров. Корректировки по этому поводу в закон были внесены не так давно. Выручка, НДС, акцизы на эти категории продукции стали сходны с прочими алкогольными, автомобильными, содержащими табак товарами. Между прочим, мотоциклы тоже были введены в перечень подакцизных товаров не так давно.

Впрочем, не все так однозначно. Аналитика, оценивающая выручку, НДС и акцизы, позволила экономистам продвинуть идею об исключении некоторых категорий товаров из перечня подакцизных. Так, отсюда вывели ювелирные изделия и некоторые категории топлива, изготовленные из газа, нефти. Эти изменения вызвали определенное недовольство со стороны местных чиновников, так как сократили поступления в бюджет. Если говорить о количественном выражении, то исключение указанных позиций из числа подакцизных только в Санкт-Петербурге уменьшило налоговые поступления на 7,5 %. Для всей страны показатель упал в среднем на 2,5 %.

Частично эти потери возместили, включив в список подакцизных товары из категории бытовой химии, парфюмерии, а также продукты, содержащие спирт. Правила распространились на изделия, поставляемые на рынок в металлических упаковках, оснащенных аэрозолем.

Избежали внимания налоговиков

Некоторые виды продукции не облагаются акцизами, несмотря на наличие спирта среди компонентов. При этом акцизы не взимаются лишь при соблюдении определенных условий. Например, на таком особом положении оказались лекарственные препараты, произведенные на спиртовой основе.

Индивидуальный подход со стороны налоговых законов практикуется и к ветеринарным средствам, в составе которых содержится спирт. Также преимущественно не облагаются акцизами косметические и парфюмерные товары. Все перечисленные категории избегают акцизного налогообложения только в том случае, если производитель позаботился о государственной регистрации продукта. Кроме того, есть требования к упаковке: емкости должны удовлетворять принятым на государственном уровне стандартам.

Налоги и нормативы

Предполагается, что ежегодно только через программу акцизного налогообложения федеральный бюджет России должен получать около 130 миллиардов, из которых большая часть – это отчисления от товаров, изготовленных внутри государства. В процентном выражении это около 84 %. Из них более 40 % поступлений ожидается от нефти и продукции, изготовленной на ее основе, немногим меньше – от реализации содержащих табак товаров.

Чей кошелек страдает?

Кто должен заплатить акциз? По закону эта обязанность ложится на предприятия и предпринимателей, производящих товар либо перевозящих его через государственную границу России. А вот обособленные подразделения и прочие подобные структурные формирования платить налоги самостоятельно не должны, они лишь берут на себя обязанность по перечислению денег из головного офиса в местное налоговое отделение.

Если некоторый предприниматель или предприятие были причислены к списку плательщиков акцизного налога, они должны сперва проанализировать хозяйственную деятельность. Присутствует ли в ней такой объект, на который начисляются акцизы? Если таковой есть, налог придется заплатить в обязательном порядке. При отсутствии продукции из перечня подакцизной платить ничего не нужно – пока не появится обосновывающий отчисления товар.

НК и объект налогообложения

Из главного в России сборника налоговых законов следует, что объект акцизного налогообложения – это такие операции, в которых принимают участие товары, по закону облагаемые акцизами.

Указанные хозяйственные операции в экономических науках принято разделять на группы для упрощения составления аналитики. Существующее деление:

  • операции с нефтью и продуктами ее переработки;
  • операции с прочими товарами, облагаемыми акцизами.

Такое деление основано на введении специализированного порядка начисления налогов на нефть и изготовленные на ее основе продукты.

Операции: за что придется отчитаться?

Акцизы придется уплатить при совершении ряда операций с товарами, включенными в государственный перечень (основные категории, входящие в него, перечислены выше). К числу таких операций в первую очередь относят реализацию. Рассматриваются сделки, заключаемые на территории России, причем одна из сторон – производитель подакцизной продукции. Закон трактует понятие «реализация» не только как продажу, но и сделки с безвозмездной основой, а также как передачу продукта, в ответ на что производитель получает отступные, инновации. В качестве «оплаты» по реализации может выступать натуральная оплата труда.

Налогами будут обложены и операции, реализуемые в государственных границах России с подлежащими акцизному налогообложению товарами, если они были сделаны из давальческого сырья и затем переданы лицу, это сырье предоставившему. Если производитель некоторый процент произведенных продуктов оставляет себе в качестве вознаграждения за услуги по изготовлению, операция также подлежит акцизному налогообложению.

Налог придется заплатить, если организация передает изготовленные продукты, официально представляя их в качестве сырья для последующего производства товара, не подлежащего обложению акцизом. Придется уплатить отчисление в бюджет и в случае, когда подакцизный продукт был изготовлен фирмой и передан потребителю без оплаты стоимости, но по договору потребитель обязан заплатить за переработку.

Если товары передаются для собственных нужд и внутреннего пользования, продукция также облагается акцизами, равно как и передача товара в качестве отчислений в уставной капитал третьего юридического лица.

НДС: рассмотрим внимательнее

Этот вид налогов также является косвенным и включается в стоимость товара, уплачиваемую покупателем. Плательщиками для этой категории налоговых отчислений выступают предприятия, предприниматели, а также те, кто перевозят товары через государственную границу России.

НДС можно начислять только в том случае, когда товары передаются (услуги – оказываются, работы – исполняются) в пределах государственных границ России, а покупатель активен на территории страны. Чтобы процедура была легальной и корректной, ее сопровождают документацией, подтверждающей, где именно товары были проданы, услуги – оказаны, а работы – исполнены. В качестве такого официального подтверждения выступают заключаемые договоры, чеки и иные документы, из которых следует, что услуги оказаны, работы исполнены.

НДС: базовые понятия

О том, что представляет собой налоговая база для расчёта НДС, рассказывает НК в статье под номером 40. Из нее следует, что для расчёта налогов берут стоимость продукта, услуги или работы, вычитая из нее величину акцизов. В качестве стоимости берут ту величину, которую в документах, сопровождающих операцию, указывают обе стороны сделки.

Если необходимо продать товар, в цену которого уже включен НДС, тогда для расчета налоговой базы выявляют рыночную цену товара и вычитают из нее остаточную стоимость, проводя в процессе бухгалтерских вычислений переоценку позиций.

businessman.ru

ЧТО ТАКОЕ АКЦИЗ, И ЧЕМ ОН ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ НАЛОГА?

Акцизы являются налогами, налагаемыми на специальный перечень товаров. Товары, облагаемые акцизами, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода. Акцизы были одним из первых налогов вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для его взимания. Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы на единицу продукции, эта мера дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных товаров тщательно продуман и включает лишь ограниченный круг товаров.

Переходная экономика может выиграть от рациональной организации акцизных схем, поскольку налог может выступать значительным источником налоговых поступлений на ранних этапах переходного периода. Организация системы акцизов относительно проста и может дать налоговому ведомству и его сотрудникам значительный опыт по работе с товарами, сделки с которыми осуществляются в рамках рыночной экономики. Такой опыт поможет заложить основу более сложных методов аудита и контроля, необходимых для работы с НДС и подоходным налогом. Таким образом, акцизы могут обеспечить как доходы, помогающие справляться с трудностями переходного периода, пока экономика развивается, так и помочь налоговому ведомству перейти на новые, более сложные методы налогообложения.

В дополнение, существуют определенные выгоды от обложения акцизами определенных товаров, считающихся вредными, или ассоциирующихся с негативными побочными явлениями. Налогообложение может отчасти воспрепятствовать потреблению потенциально опасных товаров, таких как табачные изделия и алкоголь, а также, например, бензина и горючего, потребление которых связанно с загрязнением атмосферы. Такие косвенные выгоды могут стать побочным результатом налога, однако большинство акцизов вводятся, как это и должно быть, для получения налоговых поступлений.

Для достижения этой цели акцизы должны быть просты как в организации, так и в применении, что достигается за счет поддержания минимального перечня подакцизных товаров. В настоящее время большинство стран ограничило список подакцизных товаров табаком, алкоголем и определенным ассортиментом нефтепродуктов. Доходы от этих товарных групп высоки, круг их производителей относительно узок и большинство товарных категорий четко определены. Во-вторых, ставки налога не должны быть слишком высоки. Страны с переходной экономикой имеют относительно открытые границы, и контрабанда может стать проблемой в случае, если местные акцизы значительно выше соответствующих налоговых ставок в соседних странах. Нелегальное производство, в особенности кустарное производство алкогольных товаров, может возрасти, если ставки акцизов слишком высоки. Подобное производство имеет тенденцию снижать выгоды для общественного здоровья, которые предусматривались как одно из следствий введения налога. В-третьих, налог должен взиматься как можно раньше в цепочке начисления добавленной стоимости. Акциз должен взиматься либо в момент импорта, либо производства (или отгрузки).

Два других фактора являются отличительной чертой современных акцизов. Во-первых, налог начисляется либо на стоимость, либо на единицу продукции, с поправкой на инфляцию. Налог в процентах от стоимости сложно применять на стадии производства, из-за трудности расчета заводской цены на момент отгрузки. Эта проблема может быть решена с использованием справочных рыночных цен, когда налог на стоимость рассчитывается на основе этой цены, после чего по этому результату рассчитывается стоимость единицы продукции и взимается налог на стадии производства. Другим удовлетворительным вариантом может быть взимание налога с единицы продукции с поправкой на инфляцию в случаях, когда относительные цены изменяются незначительно, а инфляция высока. Во-вторых, методы налогообложения добавленной стоимости используются для кредитования акцизов, уплаченных на ресурсы, использованные для производства подакцизной конечной продукции, например, крепленых вин. Иными словами, следует избегать каскадной схемы акцизов, и использовать методы аналогичные НДС, обеспечивая тем самым взимание акциза как налога только на конечную продукцию.

Суммируя вышесказанное, следует отметить, что акцизы являются важным источником налоговых поступлений в переходный период. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные доходы стабильны даже в первоначальных экономических циклах, которые могут возникнуть в переходный период. Следует также отметить, что относительная неэластичность акцизов по отношению к доходам вызовет падение относительной важности акцизных доходов с началом экономического роста.

Ключевым направлением реформирования акцизного налогообложения могут стать следующие: решение проблемы территориальности при уплате налога с подакцизных товаров, ввозимых из стран СНГ и вывозимых из России в страны СНГ, установление автоматической индексации специфических ставок акцизов, изменения принципа авансового платежа с использованием акцизных марок по некоторым видам подакцизных товаров, установление дифференцированного обложения люксовых товаров. Также в этой главе будут рассмотрены вопросы реформирования определения плательщиков акцизов, способов уплаты и контроля за уплатой акцизов, особенностей акцизного налогообложения некоторых видов подакцизных товаров.

Определение плательщика акцизов. Акцизы по таким товарам, как: табачные изделия, спирт, алкогольная продукция, пиво, автомобильный бензин; целесообразно взимать на стадии производства. Причем учитывая специфический характер ставки акциза по данным товарам, контролю должны подлежать лишь объемы производства. Особый случай может представлять взимание акцизов с автомобилей. Ввиду специфичности данного товара; необходимости оформления разрешения на пользование, может быть признано целесообразным взимать акциз в момент регистрации, непосредственно с владельца.

Принцип взимания акцизов на некоторые виды минерального сырья (нефть, включая газовый конденсат, природный газ) предполагается оставить без изменений; налог взимается с предприятий осуществляющих их добычу или с их транспортировщиков. Исключение составляют предприятия, добывающие подакцизные виды минерального сырья на условиях раздела продукции, если уплата акциза является частью соглашения.

По импортным подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию России, кроме автомобилей, акциз необходимо взимать с лица, осуществляющего импорт подакцизного товара, одновременно с таможенными пошлинами и НДС. В случае импорта подакцизных товаров, маркированных акцизными марками, ранее приобретенных в счет авансового платежа для зачета уплаченного с их помощью налога.

Принцип территориальности при акцизном налогообложении. Применения акцизов к товарам, импортируемым из или вывозимым в страны дальнего зарубежья, соответствует общепринятому в мире порядку и не требует реформирования (кредитование; в случае экспорта, и взимание в полном объеме по установленным ставкам; в случае импорта). Значительную проблему представляет взимание акцизов с товаров, происходящих или ввозимых, а также экспортируемых на территорию стран-участниц Таможенного Союза, ввиду отсутствия таможенного контроля на границах.

Наиболее эффективным, с фискальной точки зрения, решением данной проблемы может являться расторжение договора о Таможенном Союзе, однако в силу определенных политических причин, его принятие представляется практически невозможным. В этой связи целесообразно рассмотреть иные формы решения данной проблемы.

При существующем ныне положении с налогообложением товаров, ввозимых с территории стран СНГ и в еще большей степени стран ;участниц таможенного союза, основной задачей реформирования акцизного налогообложение акцизов должна служить, во-первых, унификация ставок таможенного тарифа, ставок акцизов на подакцизные товары, во-вторых, совершенствование контроля за происхождением товаров.

Первый принцип; унификация ставок; позволит избежать такого способа занижения налоговых обязательств, как выбор страны с наименьшим законодательно установленным совокупным налоговым бременем для импорта подакцизных товаров, с целью ее дальнейшего ввоза на территорию России. В большей степени, подобное решение зависит от политической воли руководства стран ;участниц таможенного союза. В качестве же промежуточного варианта, может быть использован такой способ, как взимание налогового платежа с товаров, ввозимых из дальнего зарубежья, по максимальным ставкам, применяемым в одной из стран Таможенного Союза с дальнейшим возмещением разницы между уплаченным налогом и налоговым обязательством, которое должно было быть уплачено в стране назначения, в момент использования подакцизного товара в производстве, выпуску в свободное обращение или достижения специальных территорий (таможенных или налоговых складов) в стране назначения. При этом должна быть налажена взаимосвязь между налоговыми и таможенными органами стран ;участниц Таможенного Союза.

Контроль за происхождением товаров необходим для устранения таких негативных моментов, возникающих при налогообложении товаров, как перепродажа товаров, фактически произведенных за пределами стран ;участниц Таможенного Союза. В данном случае возможно установление строгих правил определения степени переработки подакцизных товаров, при которой данный товар может считаться произведенным на территории страны ;участницы Таможенного Союза.

Ставки акцизов. В условиях слабой налоговой дисциплины и стремлении налогоплательщиков занизить налоговые обязательства, легальными и нелегальными путями, приоритетным направлением реформирования налоговой системы должно являться установление наиболее простых принципов налогообложения, позволяющих в максимальной степени ограничить возможности уклонения от налогообложения. В частности, это предусматривает переход, где это возможно, от расчета суммы налога в процентах от налогооблагаемой базы, то есть адвалорной ставки, к расчету суммы налога в зависимости от объема произведенного товара на основе специфической ставки. Наиболее показательным, в данном случае, являются акцизы, где установление четких правил расчета налога может в значительной степени снизить потери бюджета от занижения налоговой базы налогоплательщиками.

Что касается установления автоматической индексации специфических ставок акцизов, то подобная норма должна содержаться в Налоговом Кодексе, а базой для индексации должен служить официально публикуемый показатель, основанный на статистике Госкомстата или другого государственного органа.

Налоговое событие, момент возникновения налогового обязательства (дата реализации) и срок уплаты налога. Налоговым событием, событием, которое служит основанием для возникновения обязательств по акцизу, является производство подакцизного товара или его ввоз на таможенную территорию России. Моментом возникновения обязательства (датой реализации), событие, при наступлении которого у налогового органа появляется право требовать расчета и исполнения обязательств по акцизу, должен являться момент выпуска товара с территории таможенного склада, территории на которой подакцизный товар был произведен или момент обнаружение недостачи, кроме последовавшей в результате форс-мажорных обстоятельств.

Для автомобилей датой возникновения обязательства по налогу должен служить момент его постановки на учет.

Налоговым событием по акцизу для некоторых видов минерального сырья является момент извлечения из недр. Моментом возникновения обязательства по данного рода подакцизным товарам (датой реализации) является их отгрузка для транспортировки.

Налогоплательщик уплачивает в налоговый орган начисленную сумму налога, по истечение определенного периода с момента возникновения обязательства по акцизу (даты реализации), кроме табачных изделий, маркируемых акцизными марками, по которым обязательство было исполнено в полной мере путем приобретения акцизных марок.

Способы уплаты акциза. По нашему мнению, следует в значительной степени увеличить использование гарантий аккредитованных банков и страховых компаний для обеспечения своевременности и полноты уплаты налога. Использование акцизных марок следует ограничить некоторыми видами табачной продукции и алкогольной продукцией.

Для товаров, к которым неприменима система акцизных марок, а также для алкогольной продукции и табачных изделий, к которым неприменима маркировка с помощью акцизных марок, может быть признано целесообразным ввести авансовый вмененный платеж, равный обязательству по акцизу на объем складированного на территории производства подакцизного товара или на объем фактически импортированного товара, независимо от того, будет ли он в дальнейшем экспортирован с территории РФ, использован в качестве сырья, в том числе давальческого, для производства других товаров на территории РФ или потреблен на территории РФ. В качестве альтернативы подобному методу может быть использованы гарантии аккредитованных банков или страховых компаний по уплате причитающихся сумм акцизов.

Каждый вид подакцизного товара, для которого является приемлемым приобретение акцизных марок в качестве платежа по акцизам, должен иметь свой вид акцизной марки с указанием наименования продукта или категории, к которой продукт отнесен для целей налогообложения. В дальнейшем может быть также рассмотрен вопрос о дифференциации акцизных марок по регионам. В этом случае продажа подакцизных товаров, акцизы с которых уплачиваются с помощью акцизных марок, будет ограничена регионом, чья марка наклеивается на изделие. Данный порядок позволит контролировать перемещение товаров по территории страны, а также обеспечит поступление акцизов, в части, направляемой в территориальный бюджет, в бюджет того региона, на территории которого осуществляется розничная реализация.

Кредитование (вычеты) уплаченного акциза. При использовании в производстве подакцизного товара другого подакцизного товара необходимо применять систему зачета уплаченного акциза по входящим материалам и сырью, в том числе давальческому, по которым акциз уплачен его собственниками, в счет обязательств по акцизу на производимый подакцизный товар. В то же время, по нашему мнению, является целесообразным, исключить возможность зачета отрицательных разниц по налоговым обязательствам по акцизам в счет задолженности по другим налогам, ввиду того, что некоторые предприятия могут намеренно создавать подобную задолженность.

Акцизное налогообложение некоторых товаров.

Табачные изделия. Для налогообложения табачных изделий должны быть установлены фиксированные специфические платежи с единицы веса или с определенного количества.

Что касается способа уплаты налога, то использование акцизных марок при налогообложении табачной продукции, оставаясь средством авансового платежа по налогу, должно иметь важное значение, с точки зрения гарантирования полноты уплаты акциза по каждой конкретной единице товара, а в будущем возможно и инструментом, с помощью которого производится распределение собранных акцизов по регионам реализации. Другим видом обеспечения уплаты акциза может служить гарантии аккредитованных банков или страховых компаний. В последнем случае, предприятиям, производящем табачную продукцию, маркируемую акцизными марками, будет предоставлена возможность отсрочки по уплате полного обязательства по налогу, то есть стоимости акцизной марки на единицу продукции, как это в настоящий момент применяется в случае с импортными товарами.

Алкогольная продукция и этиловый спирт. Сумма акциза, взимаемого с алкогольной продукции должна зависеть от содержания в готовом продукте чистого спирта (кроме вермутов, различных видов вин и пива). Предлагаемая в проекте Налогового Кодекса система ставок на алкогольную продукцию, содержащую этиловый спирт является отражением подобного подхода.

По нашему мнению, существует метод, позволяющий оптимизировать данную систему. Он заключается в введении единой ставки акциза на 1 литр стопроцентного этилового спирта, независимо от его объемной доли в готовой продукции. Это, по нашему мнению, серьезно упростит администрирование налога, поможет избежать такой формы занижения налогового обязательства, как снижение содержания этилового спирта на пограничных значениях существующей шкалы объемной доли содержания этилового спирта (например, для продукции, содержащей 25% и более долю содержания этилового спирта установлена ставка налога в размере 55 рублей за литр стопроцентного этилового спирта в конечном продукте, а для содержащей менее 25%; 44 рубля, таким образом, снижая объемную долю содержания этилового спирта на 1 п.п. сумма налога на литр продукта снижается более, чем на 3 рубля)

Производство алкогольной продукции в России имеет специфическую особенность: зачастую предприятия, производящие спирт, производящие из спирта водку и разливающие водку по бутылкам являются различными юридическими лицами, связанными друг с другом лишь коммерческими отношениями. В этой связи введение единой ставки на литр стопроцентного этилового спирта позволит избежать необходимости вычитать на всех последующих стадиях производства алкогольной продукции, использующих данный спирт, сумму уплаченного акциза. Данная мера, также позволит увеличить эффективность физического контроля за правильностью уплаты акциза, так как требует надзора лишь за производством и импортом этилового спирта и правильностью уплаты акциза с них.

Применение акцизных марок в этой связи позволит контролировать правильность уплаты акциза. Предприятия, производящие алкогольную продукцию из собственного сырья, будут уплачивать налог в полном объеме при приобретении марок. Налоговым событием в этом случае будет служить производство конечного продукта, содержащего этиловый спирт. Предприятия, использующие спирт, произведенный другими предприятиями, с которого ранее был уплачен акциз будут иметь право получить налоговый кредит (зачет) при приобретении акцизных марок на готовую продукцию в размере уплаченного налога. В случае, если со спирта, использованного при производстве алкогольной продукции, акциз ранее по какой-то причине не уплачивался или производитель не может доказать факт уплаты; акциз с готовой продукции уплачивается в полном объеме, путем приобретения акцизных марок.

Важную роль, при этом, должна играть дифференциация вида акцизных марок в зависимости от вида алкогольной продукции. По нашему мнению, оптимальным подходом будет применение различных акцизных марок для следующих категорий алкогольной продукции: алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 35% (по фиксированной ставке за литр этилового спирта), алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 10%, кроме вин и вермутов (по фиксированной ставке за литр этилового спирта); вермуты и вина (по фиксированной ставке за литр продукции); шампанское (по фиксированной ставке за литр продукции); натуральные вина и алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта менее 10% (по фиксированной ставке за литр продукции).

Кредитование акциза, уплаченного за спирт произведенный из непищевого сырья, при производстве неподакцизных товаров, может привести к фальсификациям (представлению пищевого спирта в качестве непищевого) или переработки с целью использования спирта для производства алкогольной продукции без уплаты акциза. В связи с этим кредитование акциза должно производиться лишь в случае денатурирования спирта (добавления денатуратов, приводящих к невозможности использования спирта в качестве пищевого), в соответствие с порядком устанавливаемым правительством. Также, должен быть установлен список производств, в которых может использоваться непищевой спирт с целью получения возмещения по акцизам ранее уплаченным по нему.

Для прочих видов алкогольной продукции (вина, пива, шампанского, вермутов), следует определить строгий список конечных продуктов, облагаемых акцизом и применять методику уплаты акциза с помощью акцизных марок, как в случае с некоторыми видами табачной продукции. Важным моментом, в данной связи является введение дифференцированной акцизной марки для каждого вида (группы) конечной алкогольной продукции.

Акцизы на горюче смазочные материалы. В состав горюче-смазочных материалов, облагаемых акцизами должны входить: автомобильный бензин, дизельное топливо, а также масла для двигателей. Взимание акциза должно, по нашему мнению, производиться у производителей изделий, ввиду того, что этот способ является наиболее эффективным, с фискальной точки зрения. Возможно применение дифференциации налога на автомобильный бензин по октановому числу, в частности, существующая на данный момент система, при которой бензин с октановым числом менее 80 облагается по более низкой ставке. Ставка должна быть специфической на тонну ГСМ.

Автомобили. В настоящее время адвалорные ставки применяются для трех видов подакцизных товаров: автомобилей с объемом двигателя свыше 2500 см куб., ювелирных изделий и природного газа.

Среди всех товаров, являющимися подакцизными в настоящее время и включенными в проект Налогового Кодекса, дифференциация ставок акциза имеет наибольшее значение при налогообложении автомобилей. В данной связи существует несколько основных моментов требующих разрешения. Первая проблема связана с тем, что в настоящее время применяется адвалорная ставка акциза на автомобили с объемом двигателя свыше 2500 куб. см., и в случае занижения налоговой стоимости автомобиля происходят прямые потери бюджета. Во-вторых, владельцы автотранспорта в настоящее время являются плательщиками налогов, формирующих доходную базу дорожных фондов; налога с владельцев автотранспорта (по специфическим ставкам дифференцированным в зависимости от лошадиных сил автомобиля) и налога на приобретение автотранспорта (по ставке 20%). Согласно Налоговому Кодексу вместо налога с владельцев автотранспорта вводится транспортный налог, ставка которого дифференцируется в зависимости от объема двигателя.

По нашему мнению, целесообразным является введение специфической автоматически индексируемой ставки акциза, дифференцируемой в зависимости от объема двигателя, по шкале аналогичной транспортному налогу. При этом взимание акциза должно производиться в момент регистрации транспортного средства. Также следует ввести нулевую ставку налога для автомобилей с мощностью двигателя ниже определенного уровня (например, 75 л.с.), и прогрессирующую ставку для нескольких ступеней налоговой базы, изменяющихся в зависимости от мощности двигателя. Все это позволит, во-первых, существенно сократить уход от налогообложения, во-вторых, сократит расходы на администрирование налога, и, в-третьих, обеспечит большую прогрессивность налога.

Прочие подакцизные товары. Адвалорная ставка акциза к природному газу, учитывая тот факт, что он относится к товарам, на которые установлены регулируемые государством цены, фактически является специфической ставкой, что может быть установлено на законодательном уровне.

Адвалорная же ставка по отношению к ювелирным изделиям, может быть заменена на специфическую, дифференцируемую в зависимости от драгоценности металлов и камней, использованных при их изготовлении.

eurowine.com.ua

Смотрите еще:

  • Вакансии в кемерово юрист Вакансии h Юристы, коллекторы, приставы в Кемерово и соседних городах Кемерово Юрист — от 15 000 р. Обязанности: ведение исполнительного производства,контроль за своевременным применением принудительных мер судебным приставом- […]
  • Как получить ходатайство Как написать ходатайство для получения квоты на РВП? Необходимо написать ходатайство от главы факультета в УФМС с целью выделения квоты на РВП иностранной студентке. Как оформить и есть ли шаблон для данного вида ходатайства? 18 […]
  • Консультация юриста в ханты-мансийске Консультация юриста в ханты-мансийске Ханты-Мансийск: услуги практикующих юристов (телефоны и адреса) Подробности Категория: Услуги частнопрактикующих юристов юрист услуги контакты КУЛЕБАКИН […]
  • Отзывы о независимой экспертизе после дтп Независимая экспертиза после ДТП Перейти на новый Общий форум Автор: Byrik [Москва] (---.telmos.ru) Дата: давно Господа, подскажите пожалуйста, стоит ли делать независимую экспертизу после ДТП (я - пострадавший), или положиться на […]
  • Расчет пенсии в мо рф Калькулятор военной пенсии с 1 января 2018 года по новой выслуге лет Расчет пенсии военнослужащих отличается от расчета пенсии обычных работников. Но благодаря калькулятору, приведенному ниже, вы сможете без проблем рассчитать свои […]
  • Общая теория собственности черкасов Черкасов Г.И. Общая теория собственности Скачивание файла Введите число с картинки: Поделись с друзьями! Комментарии Смотрите также Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности Капелюшников Р.И. Экономическая теория […]
  • Заявление от анны седых Обращения граждан Вы имеете право обратиться в судебный участок с запросом (предложение, заявление, жалоба), который будет зарегистрирован и рассмотрен в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской […]
  • Заявление о продлении срока принятия наследства Исковое заявление о восстановлении срока для принятия наследства В семейном (гражданском) законодательстве определен срок, в течение которого наследники должны формально или фактически вступить в наследство. Этот срок составляет […]