Налоги и пошлины в россии

Налоги и сборы на автомобиль и другой дорожный транспорт

Владение средством передвижения упрощает жизнь, но одновременно способствует возникновению новых обязательств.

Содержание автомобиля стоит денег и дело не только в расходах на постоянно дорожающее топливо, но и в других дополнительных затратах, связанных с самим правом собственности и любыми действиями с этим автомобилем.

Какие виды налогов на автомобиль существуют в РФ?

Итак, теперь мы узнаем, какой налог на личный автомобиль (машину, авто) существует на самом деле, обязательно ли всем нужно выплачивать его на территории России и когда это нужно делать.

Автовладельцам необходимо уплачивать всего один вид фискальных обязательств – транспортный налог на автомобиль. Только один налог, но распространяется он на всех собственников транспортных средств – вне зависимости от их статуса.

За такой налог на автомобиль обязаны производить уплату и физические, и юридические лица, а также предприниматели, которые приравнены к категории частных налогоплательщиков. Рассчитывается он с учетом конкретных параметров самого транспортного средства, а не его владельца.

Связана со сменой собственника автомобиля и обязанность уплачивать налог на доход, полученный от продажи машины.

К тому же, право на освобождение от такого налога обладают автовладельцы, расстающиеся со своей машиной по заниженной стоимости – если они фактически не получили доход, а продали свое имущество по цене ниже покупной его стоимости.

Именно по этой причине столь редко необходимо уплачивать подоходный налог на машину или другое транспортное средство при сделке купли – продажи, так как эти условия не соблюдаются и у плательщика не возникает обязанности нести фискальную повинность.

Какие еще сборы осуществляет государство с автовладельцев?

Помимо необходимости платить за право владения своим автомобилем, за любые действия с ним также придется платить.

В перечень таких издержек могут быть включены таможенные пошлины и пошлины за госуслуги.

Услуги, оказание которых придется оплачивать, включают регистрационные действия с ТС, изменения в его документах, выдачу номерных знаков или дубликатов документов, а также предоставление водительского удостоверения на право управления авто и т.д.

Ответственность за нарушение порядка налогообложения

При неуплате пошлины автовладелец не сможет совершить с транспортным средством желаемые действия – попросту машину не пропустят через границу или не поставят на учет в ГИБДД.

Поэтому, если вам нужна та или иная услуга от соответствующих инстанций, заплатить придется. А вот с транспортным налогом сложнее – плательщик может уклониться от его уплаты в бюджет, но за такое нарушение пострадает сам.

Ответственность за такое правонарушение может быть как административной – в виде штрафа и пени, так и уголовной – до наказания в форме лишения свободы.

При намерении избежать налоговой нагрузки можно поплатиться существенными расходами и испорченной репутацией.

3. Налоги и пошлины.

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный, безвозвратный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме от­чуждения денежных средств в различные уровни бюджетной системы.

Сбор определяется как обязатель­ный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами ме­стного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (ли­цензий).

К пошлинам относятся сборы, которые государство берет с тех, кому приходится обращаться к органам власти или госучре­ждениям за определенными услугами гражданско-правового ха­рактера, не имеющими промышленного элемента; при этом раз­мер сбора устанавливается государственной властью без участия заинтересованных сторон.

Совокупность взимаемых налоговых платежей, форм, методов и принципов их построения называется налоговой системой. Характеристика налога осуществляется по следующим критериям: субъект и носитель налога, объект налога, налоговая база, налоговое бремя, ставка налога, процедура его исчисления, наличие налоговых льгот и их субъектов.

Субъект налога — лицо, которое в соответствии с действующим налоговым законодательством, обязано платить налог. Однако при наличии определенных условий можно переложить частично или полностью выплату налога на другое лицо. Степень переноса тяжести налогов (как косвенных, так и прямых) зависит от возможности включения их в цены готовой продукции, услуг, ресурсов, от эластичности спроса и предложения последних Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы..

Носитель налога — лицо, которое фактически уплачивает налог.

Объект налога — доход или имущество, с которого начисляется налог. Он распадается на две части: налогооблагаемую и необлагаемую налогом.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Налоговая база — налогооблагаемая часть объекта налога (сумма, с которой исчисляются налоги). Она определяется разностью между величиной объекта налога и налоговыми льготами.

К налоговым льготам относятся:

— понижение налоговых ставок;

— сдвиг во времени вперед налоговых платежей (налоговый кредит);

— необлагаемый минимум объекта налога;

— освобождение от уплаты налога;

— вычет из налоговой базы (уменьшение величины налоговой базы);

— изъятие из обложения определенных частей объекта налога.

Налоговое бремя — общая величина суммы налога в абсолютном исчислении (налоговое обязательство).

Налоговая ставка — величина налога на единицу обложения, выражаемая в твердой квоте (абсолютной сумме) в процентной квоте по специальной шкале, зависящей от вида налогообложения: пропорциональной, прогрессивной и регрессивной (относительное исчисление). Различают следующие виды налоговых ставок: средние и предельные.

Средняя налоговая ставка — общая сумма выплачиваемого налога, деленная на общий размер части объекта, облагаемой налогом (отношение налогового бремени к налогооблагаемой базе).

Предельная налоговая ставка — отношение прироста суммы выплачиваемого налога к приросту части объекта, облагаемой налогом (отношение изменения в налоговом бремени к изменению в налогооблагаемой базе).

Динамика средней налоговой ставки следует за динамикой предельной ставки. Чем выше (ниже) предельная налоговая ставка, тем выше (ниже) средняя ставка.

Существуют различные критерии классификации налогов:

С точки зрения объекта налогообложения: прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются с дохода и имущества. Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товаров или включенные в тариф.

-налог на доходы физических лиц;

— налог на прибыль предприятий;

— социальные налоги (отчисления на социальное страхование);

— налог на имущество физических лиц;

— налог на имущество предприятий;

— налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др.

Прямые налоги носят адресный характер, они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

— налог на добавленную стоимость;

— акцизы, таможенные пошлины, сборы.

С точки зрения целевого использования налоговых поступлений: общие и специальные. Общие налоги не имеют строго целевого использования. Они поступают в бюджет для финансирования общегосударственных мероприятий. Спецналоги имеют строго целевое назначение (например, для формирования дорожного фонда, воспроизводства лесного фонда, поддержки важнейших отраслей н/х).

С точки зрения уровня поступлений налоговых платежей в бюджетную систему: федеральные и местные налоги.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы

С точки зрения изменения налоговых ставок: прогрессивные, пропорциональные, регрессивные. Прогрессивный налог — налог, ставка которого увеличивается в относительных величинах по мере увеличения объекта налогообложения. Пропорциональный налог — налог, ставка которого не зависит от величины объекта налогообложения. Регрессивный налог — налог, ставка которого снижается по мере увеличения объекта налогообложения.

Вместе с тем следует отметить, что степень прогрессивности налогообложения определяется не только шкалой колебания налоговых ставок, но и фактическим расширением налогового бремени. Например, налог на добавленную стоимость является пропорциональным. Тяжесть выплаты этого налога несут на себе конечные потребители, оплачивая его в цене товаров. Однако эта тяжесть выплаты различна для лиц с высоким и низким уровнем дохода. Поскольку тяжесть налогового бремени выше у лиц с низким уровнем дохода (они выплачивают большую долю своего дохода на приобретение товаров первой необходимости), постольку налог на добавленную стоимость является регрессивным.

Таким образом, прогрессивность налогообложения должна оцениваться не только с точки зрения субъекта, но и носителя налога.

Под процедурой исчисления налога понимается последовательность применения соответствующих правил (расчетов) с учетом времени и места, в результате которой определяется величина налоговой суммы и урегулируется налоговое обязательство.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

В рыночной системе хозяйствования к числу основных источников бюджетных централизованных налоговых поступлений можно отнести: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизы, пошлины, социальные налоги, поимущественные налоги.

Налог на доходы физических лиц — прямой налог на доходы отдельных лиц и семей.

Налог на прибыль предприятий — прямые фиксированные в процентах налоговые отчисления из валовой прибыли предприятия.

Налог на добавленную стоимость — косвенный налог на разницу между стоимостью проданных предприятием товаров и услуг и стоимостью их факторов производства, купленных предприятием со стороны.

Акциз — косвенный налог на некоторые продукты массового потребления в виде повышения розничных цен.

Таможенная пошлина — плата, взимаемая таможней при провозе грузов через границу согласно установленному таможенному тарифу.

К социальным налогам относят взносы предприятий на социальное обеспечение.

Поимущественные налоги включают в себя налоги на имущество физических и юридических лиц, дарение и наследство.

Налоги могут взиматься несколькими способами:

1. После получения дохода налогоплательщиком на основе заполнения декларации.

2. В процессе получения им дохода, исходя из признаков, позволяющих установить размеры налоговой базы.

3. До получения дохода в форме налоговых авансовых платежей с последующим их окончательным урегулированием.

В налоговой практике стремятся соблюдать следующие экономические принципы налогообложения:

1. Издержки взимания налогов должны быть как можно более низкими.

2. Уровень налогообложения не должен отрицательно влиять на хозяйственную мотивацию налогоплательщика.

3. Налогоплательщик должен заранее знать размер налоговых отчислений и условия их выплаты. Способ уплаты налога должен быть удобным для налогоплательщика.

4. Налогообложение не должно носить двойного характера.

Двойное налогообложение — ситуация, при которой один и тот же доход подлежит обложению двумя налогами, например, на федеральном и региональном уровне. Ситуация двойного налогообложения может возникнуть при налогообложении доходов акционеров (вначале облагается прибыль акционерного общества, затем дивиденды акционеров), зарубежной деятельности отечественного предприятия (налогообложение одних и тех же доходов за рубежом и внутри страны).

5. Обязательность и своевременность уплаты налогов должны быть более выгодными, чем нарушение налоговой дисциплины. На это должны быть направлены соответствующим образом система наказания и общественное мнение в стране.

6. Справедливость по вертикали и горизонтали. Справедливость по горизонтали означает, что налогоплательщики, получившие одинаковый доход при прочих равных условиях должны выплачивать одинаковые налоговые суммы. Справедливость по вертикали означает, что налогоплательщики, получившие неодинаковый доход при прочих равных условиях должны выплачивать неодинаковые налоговые суммы.

Налоги выполняют следующие функции в экономической системе:

Фискальная функция налогов заключается в том, что взимание их составляет основную часть бюджетных доходов, из которых финансируются государственные расходы.

Социальная функция налогов в экономической системе заключается в устранении чрезмерных различий в уровне доходов различных групп населения, создании условий для социальной защищенности самых бедных социальных слоев. Помимо налогов для реализации этих функций существует система государственных трансфертных платежей.

Уровень реализации налогами социальной функции обусловлен степенью прогрессивности налогообложения доходов населения, налоговыми льготами, дифференциацией ставок косвенных налогов на потребительские блага.

Регулирующая функция налогов заключается в их прямом и косвенном (через превращение налоговых поступлений в бюджетные расходы) воздействии на уровень производимого ВНП. При помощи соответственно сконструированных налоговых систем и бюджетных расходов правительство может влиять на структурные изменения в экономике, формировать уровень накопления и темп экономического роста, регулировать уровень и направления потребления, уровень занятости и т.п.

Российское законодательство выделяет три вида пошлин:

Государственная пошлина взимается за совершение ряда услуг в пользу плательщика (принятие исковых заявлений и других до­кументов судебными органами, совершение нотариальных дейст­вий, регистрация актов гражданского состояния, выдача ряда доку­ментов, предоставление особого права (например, права на охоту)).

Регистрационная пошлина взимается с юридических и физиче­ских лиц, например при обращении лица с заявкой о выдаче па­тентов на изобретение и т. д.

Таможенная пошлина взимается с юридических и физических лиц при осуществлении экспортно-импортных операций, а также при транзите товаров.

Таможенная пошлина выполняет три основные функции: а) фискальную, т. е. функцию пополнения доходной части государ­ственного бюджета (относится как к импортным, так и к экспортным пошлинам); б) протекционистскую (защитную), призванную защищать местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции (характерна для импортных пошлин); в) балансиро­вочную, вводимую для предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (присуща экспортным пошлинам).

Таможенные пошлины классифицируются по различным признакам, в частности:

¨ по направлению движения продукции: импортные; экспортные; транзитные (облагаются товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны);

¨ по способу взимания: адвалорные (исчисляются в процентах к таможенной стоимости товаров); специфические (исчисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара); комби­нированные (сочетают оба вида таможенного налогообложения);

¨ по характеру происхождения: автономные (являются макси­мальными по размеру и применяются к товарам, которые проис­ходят из стран и их союзов, не пользующихся в данной стране режимом наибольшего благоприятствования); конвенциальные (применяются к товарам, происходящим из стран и их союзов, пользующихся в данном государстве режимом наибольшего бла­гоприятствования в торговле; их размеры устанавливаются в соот­ветствии с международными договорами и являются минимальными);

¨ по цели применения: антидемпинговые; специаль­ные; компенсационные; преференциальные.

Антидемпинговые таможенные пошлины, призваны не допус­тить на национальный рынок товары, продаваемые экспортерами по заведомо низким ценам.

Специальные пошлины применяются в качестве за­щитной меры для отечественных производителей от иностранных конкурирующих товаров либо как ответная мера на дискримина­ционные действия со стороны других стран.

Компенсационные пошлины вводятся в случае установления факта запрещенного международным законодательством получе­ния экспортером прямой государственной субсидии в целях по­вышения его конкурентоспособности.

Преференциальные таможенные пошлины отличаются пониженным размером ставок и применяются в отношении товаров, про­исходящих из государств, заключивших договоры о взаимном снижении размеров таможенных пошлин на определенные това­ры, образующих таможенный союз или зону свободной торговли, обращающихся в приграничной торговле, происходящих из раз­вивающихся государств, пользующихся Всеобщей системой пре­ференций в соответствии с нормами международной торговли.

Пол­ностью освобождаются от пошлины перемещение ряда товаров и услуг, в том числе:

• транспортные средства для международных перевозок пасса­жиров и грузов;

• предметы материально-технического снабжения, вывозимые для обеспечения деятельности российских судов, ведущих мор­ской промысел, а также ввозимая продукция их промысла;

• товары, ввозимые или вывозимые для официального или лич­ного пользования представителями иностранных государств — фи­зическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений;

• валюта и ценные бумаги (положение не распространяется на ввоз или вывоз, осуществляемый в нумизматических целях);

• товары, подлежащие обращению в собственность государства;

• товары, представляющие собой гуманитарную помощь;

•товары, предназначенные для оказания технического содействия;

• товары, перемещаемые под таможенным контролем в режи­ме транзита и предназначенные для третьих стран;

• товары, перемещаемые через таможенную границу физиче­скими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности.

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Единая ставка таможенных пошлин, налогов установлена Правительством РФ в размере 30% таможенной стоимости товаров, но не менее 4 евро за 1 килограмм.

Единая ставка таможенных пошлин, налогов применяется независимо от вида ввозимого товара.

При уплате таможенного платежа по единой ставке таможенных пошлин, налогов иные виды таможенных платежей не взимаются, за исключением уплаты таможенного сбора за таможенное оформление товаров.

Сбор за таможенное оформление товаров подлежит уплате в размере 250 рублей.

Таможенный платеж по единой ставке таможенных пошлин, налогов подлежит уплате в случаях ввоза физическими лицами товаров на таможенную территорию РФ (в сопровождаемом и несопровождаемом багаже) стоимостью свыше 65 тысяч рублей и/или весом, превышающим 35 килограммов, но не более 650 тысяч рублей и 200 килограммов соответственно.

Налоговой базой для уплаты такого платежа служит стоимость товаров, превышающая 65 тысяч рублей и/или вес товаров, превышающий 35 килограммов.

Исчисление конкретной суммы платежа производится с учетом соответствующего превышения.

Например, если имеет место превышение стоимости (свыше 65 тысяч рублей, но не более 650 тысяч рублей), то применению подлежит только стоимостная составляющая единой ставки таможенных пошлин, налогов (30%).

В случае превышения весовых ограничений свободного ввоза товаров (свыше 35 килограммов, но не более 200 килограммов), платеж рассчитывается с использованием специфической составляющей единой ставки таможенных пошлин, налогов (4 евро за 1 килограмм).

При одновременном превышении стоимости и веса, ввозимых физическим лицом товаров (но в пределах ограничений, установленных для ввоза товаров с использованием единой ставки таможенных пошлин, налогов) — применяется комбинированный подход.

При комбинированном подходе искомая сумма платежа определяется путем сравнения двух показателей, исчисленных по стоимостной и специфической составляющим ставки, а уплате подлежит наибольшая из полученных сумм.

Таможенные пошлины, налоги на товары, перемещаемые физическими лицами в сопровождаемом багаже, уплачивают эти физические лица на основании таможенного приходного ордера.

При уплате таможенного платежа по единой ставке таможенных пошлин, налогов должны соблюдаться иные условия ввоза товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей (цели ввоза, частота ввоза, соблюдение количественных ограничений для отдельных видов товаров).

Таможенная стоимость товаров заявляется физическим лицом, перемещающим товары, при их декларировании.

Для подтверждения заявленной стоимости физическим лицом могут предъявляться чеки, счета и иные документы, подтверждающие приобретение декларируемых товаров и их стоимость.

В таможенную стоимость не включаются расходы на доставку товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ (при ввозе).

При отсутствии документов и сведений, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, заявленной физическим лицом, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость товаров на основании данных, указываемых в каталогах иностранных организаций, осуществляющих продажу товаров, либо на основе иной ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа в отношении подобных товаров.

При использовании указанной ценовой информации таможенный орган производит корректировку таможенной стоимости в зависимости от качества товаров, их репутации на рынке, страны происхождения, времени изготовления и других факторов, влияющих на цену.

Таможенное декларирование товаров, ввозимых в РФ с уплатой таможенного платежа по единой ставке таможенных пошлин, налогов осуществляется в письменной форме.

Декларирование товаров, перемещаемых физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, производится ими при следовании через Государственную границу РФ.

Местами таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами в сопровождаемом багаже, при пересечении государственной границы РФ железнодорожным, автомобильным или водным транспортом в международном пассажирском сообщении являются, как правило, конструктивно выделенные и обособленные помещения, используемые для перевозки пассажиров (купе, каюта).

При декларировании товаров, перемещаемых физическими лицами в сопровождаемом багаже, декларант (в зависимости от обстоятельств и целей перемещения товаров) представляет одновременно с пассажирской таможенной декларацией для подтверждения заявленных в ней сведений:

    — документ, удостоверяющий личность (в том числе несовершеннолетнего лица);
    — документ, подтверждающий усыновление, опекунство, попечительство несовершеннолетнего лица;
    — документы, подтверждающие факт приобретения и стоимость декларируемых товаров;
    — транспортные (перевозочные) документы;
    — документы, подтверждающие право на предусмотренные законодательством РФ льготы по уплате таможенных пошлин, налогов, в том числе подтверждающие:
    а) временный ввоз (вывоз) товаров физическим лицом;
    б) признание в установленном порядке физического лица беженцем, вынужденным переселенцем либо переселяющимся на постоянное место жительства;
    — документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных законодательством РФ;
    — другие документы и сведения, представление которых в соответствии с законодательством РФ необходимо при перемещении через таможенную границу РФ товаров физическим лицом для личного пользования, в том числе подтверждающие предназначение товаров.

В отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу в несопровождаемом багаже, таможенная декларация должна быть подана не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия, например, в таможенном органе, в регионе деятельности которого физическое лицо постоянно проживает или временно пребывает.

Сведения о наличии несопровождаемого багажа указываются физическим лицом в соответствующей графе пассажирской таможенной декларации при следовании через Государственную границу РФ.

Декларирование товаров, перемещаемых физическим лицом в несопровождаемом багаже, производится им путем подачи в таможенный орган заявления.

Одновременно с подачей заявления физическим лицом представляются следующие документы:

    — пассажирская таможенная декларация (возвращенная физическому лицу при его следовании через таможенную границу);
    — документ, удостоверяющий личность (в том числе несовершеннолетнего лица);
    — документ, подтверждающий усыновление, опекунство, попечительство несовершеннолетнего лица;
    — документы, подтверждающие факт приобретения и стоимость декларируемых товаров;
    — транспортные (перевозочные) документы;
    — документы, подтверждающие право на предусмотренные законодательством РФ льготы по уплате таможенных пошлин, налогов, в том числе подтверждающие:
    а) временный ввоз (вывоз) товаров физическим лицом;
    б) признание в установленном порядке физического лица беженцем, вынужденным переселенцем либо переселяющимся на постоянное место жительства;
    — документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных законодательством РФ;
    — другие документы и сведения, представление которых в соответствии с законодательством РФ необходимо при перемещении через таможенную границу РФ товаров физическим лицом для личного пользования, в том числе подтверждающие предназначение товаров.

Льготы предусмотрены для следующих категорий лиц.

1. Лица, признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами вправе ввозить товары без учета стоимости, веса и количеств пересечения таможенной границы РФ.
Освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов предусмотрены с условием, что ввозимые товары являются бывшими в употреблении и приобретены до въезда в РФ. Иные условия свободного ввоза товаров подлежат соблюдению в полном объеме.

2. Физические лица — участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637, и члены их семей, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в РФ, вправе ввозить товары, приобретенные ими до въезда на территорию РФ, при въезде на территорию РФ с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства в РФ с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов в течение срока действия Государственной программы.
Данные таможенные льготы предоставляются однократно при предъявлении свидетельства участника Государственной программы.

3. Лица, постоянно проживающие в РФ, в случаях временного непрерывного пребывания в иностранных государствах свыше 6 месяцев (независимо от страны или стран пребывания и целей пребывания) вправе ввозить товары без учета весовых ограничений. Таким образом, при ввозе товаров, стоимость которых превышает 65 тысяч рублей, но не более 650 тысяч рублей, уплата таможенного платежа будет производиться только с учетом стоимостной составляющей единой ставки таможенных пошлин, налогов (30%). Вес товаров в этом случае не учитывается. Иные условия свободного ввоза товаров подлежат соблюдению в полном объеме.

Физические лица — получатели международных почтовых отправлений (МПО) уплачивают платеж по единой ставке таможенных пошлин, налогов, в случаях, когда таможенная стоимость МПО превышает 10 тысяч рублей.

Таможенный платеж уплачивается по единой ставке в размере 30% таможенной стоимости товаров, превышающей 10 тысяч рублей.

Суммы таможенных платежей перечисляются на счет таможенного органа, начислившего платежи, по поступившему вместе с МПО из места международного почтового обмена бланку почтового перевода либо уплачиваются организации связи (месту международного почтового обмена), с последующим перечислением на счет таможенного органа.

Выдача физическим лицам МПО производится только после уплаты таможенных платежей.

ОСНОВНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ

В результате освоения материала главы 3 студент должен:

знать

o основные понятия, термины и определения, связанные с взиманием таможенных пошлин в Российской Федерации;

уметь

o применять понятийный аппарат в профессиональной деятельности;

владеть

o методами определения таможенной стоимости и расчета таможенных пошлин в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

В первых вариантах НК РФ таможенные пошлины и таможенные сборы входили в систему федеральных налогов. В последующем таможенные пошлины были выведены из НК РФ без достаточных к тому, на наш взгляд, оснований. Но как бы то ни было, по своей социально-экономической сути таможенные пошлины, безусловно, относятся к налогам. Более того, таможенные пошлины — один из старейших видов налогов. Именно поэтому мы считаем необходимым посвятить им отдельную главу.

Таможенные пошлины являются действенным рычагом экономической и финансовой политики государства. Через таможенные пошлины осуществляется регулирование внешнеэкономической деятельности государства, проводится в жизнь протекционистская политика, направленная на защиту интересов национальных товаропроизводителей, повышение их конкурентоспособности. Они же могут быть и инструментом свободы торговли.

Первоначально таможенник был сборщиком торговых и привратных пошлин внутри страны. Привратные пошлины, т.е. пошлины, взимаемые у ворот города при ввозе или вывозе товаров, существовали еще в Древнеримской империи на рубеже старой и новой эры. Таможенные пошлины упорядочил император Август Октавиан. Во время его правления таможенные пошлины были введены во всех провинциях Рима и уплачивались с ввозимых или вывозимых на продажу товаров. Величина таможенных пошлин была дифференцированной, но в среднем ставка составляла 5% от цены товаров.

При первых русских князьях взимались пошлина «мыт» за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз товаров через реку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» пошлина — за право устраивать торги и рынки и некоторые другие. Система пошлин была узаконена в «Русской Правде» князя Ярослава Мудрого.

С XIII в. на Руси входит в обиход название «таможник» для главного сборщика торговых пошлин. Предположительно этот термин происходит от монгольского слова «тамга» — деньги. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником.

Сохранились многие решения первого русского царя Ивана Грозного, касающиеся таможенных сборов. Например, в таможенной грамоте, данной в 1563 г. в село Весьегонское, велено с людей своего уезда брать пошлину с рубля по полторы деньги; с иногородних купцов: московских, тверских, новгородских и псковских — с рубля по четыре деньги. Если же приедет рязанец или казанец или какой-нибудь иноземец, то с рубля — по семи денег. Напомним, что одна деньга равнялась половине копейки.

В 1571 г. Новгороду дана была таможенная грамота о сборе пошлин на Торговой стороне в государевой опричнине. В грамоте предупреждается: без весу меду, икры и соли не продавать. Нарушителю грозит крупный штраф. Брать все пошлины следует с товаров царских, митрополичьих, наместничьих, боярских, с сельчан и со всех без исключения. Таможенникам поручалось смотреть, чтобы торговые люди и иноземцы не вывозили в Литву и к немцам денег, серебра и золота.

Таможенные пошлины всегда были объектом высочайшего внимания руководителей государства. Так, 28 июня 1762 г. в результате государственного переворота Екатерина II стала самодержавной императрицей России. И уже через месяц, а именно 31 июля того же года появился Указ о том, что сбор таможенных пошлин, находившихся на откупе у купца Шемякина, изымается из его ведения.

С развитием промышленного производства все в большей степени таможенные пошлины стали устанавливать и взимать не столько с фискальной целью, сколько прежде всего с целью проведения в жизнь протекционистских мер. Данный способ широко использовали Англия, США, Япония, Германия, другие промышленно развитые страны. В начале XIX в., например, английское правительство и английские законы регулировали колониальную торговлю, морские перевозки, устанавливали запреты на экспорт оборудования и т.д.

Итак, по мере ликвидации внутренних «перегородок» таможенные пошлины начали выполнять свои основные функции инструмента государственной торговой политики и регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком.

Основные цели таможенных пошлин можно сформулировать следующим образом: рационализация товарной структуры ввоза товаров, поддержание соответствующего соотношения ввоза и вывоза товаров, пропорций валютных доходов и расходов, создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров, защита национальной экономики от неблагоприятных воздействий внешнего рынка.

В настоящее время стоит еще одна важнейшая задача — обеспечить условия для скорейшей и эффективной интеграции России в мировую экономику, особенно при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО).

В решении этой проблемы основное место принадлежит внешней торговле, регулируемой государством. Регулирование производится как экономическими мерами (таможенные пошлины и сборы), так и внеэкономическими методами. Остановимся сначала на последних.

Внеэкономические методы, или меры нетарифного регулирования внешней торговли — это ограничения на ввоз и вывоз товаров вплоть до полного запрещения. Например, на территорию России запрещается ввоз товаров, не соответствующих стандартам, установленным законодательством РФ, не имеющих сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных законодательством РФ, или признанных опасными отходами. Запрещается вывоз изделий, представляющих художественные, исторические, научные, культурные ценности.

Ограничением является установление особых требований к ввозу или вывозу отдельных видов товаров. Сюда относятся такие методы, как лицензирование и квотирование. Лицензирование вводится по некоторым видам товаров. А может вводиться для какой-либо страны или группы стран. Квотирование — это количественное ограничение экспорта и импорта лицензируемых товаров (установление квот).

Экономические методы — это таможенно-тарифное регулирование внешней торговли. Таможенный тариф — свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ.

Первый единый таможенный тариф России был разработан и утвержден в царствование Петра I в конце ноября 1724 г. Он облегчил вывоз за границу товаров отечественных мануфактур и затруднил ввоз идентичных иностранных товаров на территорию страны.

К таможенным платежам относятся:

o ввозные таможенные пошлины;

o вывозные таможенные пошлины;

o налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

o акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

o таможенные сборы.

О налоге на добавленную стоимость и акцизах говорится в гл. 4 данного учебника. Таможенные сборы — это сборы за таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение товаров.

Здесь мы рассмотрим собственно таможенные пошлины.

Ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ, являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через границу. Они служат инструментом оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности.

В России применяются следующие виды ставок таможенных пошлин;

o адвалорные, т.е. начисленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

o специфические, начисляемые в определенном размере за единицу облагаемых товаров;

o комбинированные, в которых сочетаются первые два вида таможенного обложения.

Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров по решению Правительства РФ могут применяться сезонные пошлины. По сроку действия они не должны превышать шести месяцев в течение календарного года.

Для зашиты экономических интересов страны по отношению к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные.

Специальные пошлины служат защитными средствами, если товары ввозятся в страну в количествах и на условиях, угрожающих нанести ущерб отечественным производителям аналогичных товаров. Они могут также применяться в качестве ответных мер на дискриминационные действия со стороны других государств.

Антидемпинговые пошлины вводятся в случае ввоза товаров по цене ниже, чем их обычная стоимость в стране вывоза, в случае, если это угрожает материальным ущербом отечественным производителям или может приостановить расширение производства подобных отечественных товаров. Демпинговые цены нередко применяются для завоевания зарубежного рынка, не защищенного соответствующими торговыми соглашениями.

Компенсационные пошлины применяются при ввозе товаров, для производства которых прямо или косвенно использовались субсидии.

В начале 1990-х гг. в период применения правительством Ельцина — Гайдара так называемой шоковой терапии для скорейшего перехода нашей экономики от административных к рыночным методам управления была проведена либерализация внешнеэкономической деятельности. Снятие государственных регулирующих ограничений в области внешней торговли в сочетании со свободным обменом валюты нанесло серьезный ущерб экономике России. Отголоски тех лет серьезно сказались во время современного экономического кризиса 2008-2011 гг. Их негативные последствия ощущаются до сих нор.

Регулирующее действие таможенных пошлин так же, как и налогов, имеет весьма большое значение.

Но вернемся к практическим вопросам. Таможенная стоимость товара, перемещаемого через границу, декларируется его владельцем. Контроль за правильностью определения стоимости осуществляется таможенным органом, производящим оформление товара. При этом соблюдается полная конфиденциальность информации, поскольку она содержит коммерческую тайну.

Заявляемая в декларации таможенная стоимость товара должна основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Владелец товара обязан по требованию таможенного органа предоставить все необходимые ему сведения.

Таможенный орган вправе принимать решения о правильности заявленной таможенной стоимости товара. При отсутствии данных, подтверждающих правильность ее определения, или при наличии оснований полагать, что сведения не являются достоверными и достаточными, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара. В последнем случае по письменному запросу декларанта он обязан в трехмесячный срок представить письменное разъяснение причин, по которым заявленная таможенная стоимость не может быть принята в качестве базы для начисления пошлины.

Определение таможенной стоимости ввозимых товаров является непростым делом. Обычно используются следующие методы.

Метод по цене сделки с ввозимыми товарами можно назвать основным. Кроме него применяются методы определения стоимости по цене сделки с идентичными товарами, по цене сделки с однородными товарами, методы вычитания стоимости, сложения стоимости, резервный метод.

При методе по цене сделки с ввозимыми товарами таможенной стоимостью является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы. В цену сделки включаются следующие компоненты:

o расходы по доставке товара до аэропорта, порта, станции или иного места ввоза на территорию России;

o расходы, понесенные покупателем, такие, как комиссионные и брокерские вознаграждения, стоимость контейнеров и другой многооборотной тары, упаковки;

o соответствующая часть стоимости следующих товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз оцениваемых товаров: сырья, материалов и комплектующих изделий; инструментов, штампов, форм, использованных при изготовлении данных товаров; инженерных проработок, опытно-конструкторских работ, эскизов и чертежей, выполненных вне территории России и непосредственно необходимых для производства указанных товаров; лицензионных и иных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров.

Помимо этого учитывается величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории Российской Федерации.

Еще раз подчеркнем, что это основной метод. Но в ряде случаев он не может применяться. Что же это за исключения? Например, если существуют ограничения в отношении прав покупателя на товар. Далее, продажа и цена сделки могут зависеть от соблюдения условий, влияние которых невозможно учесть. Или участники купли-продажи являются взаимозависимыми лицами, что может воздействовать на цену сделки. Наконец, данные таможенной декларации не подтверждены документально или не являются количественно определенными и достоверными. В этих случаях применяется метод по пене сделки с идентичными товарами.

Согласно методу по цене сделки с идентичными товарами в качестве основы определения таможенной стоимости берется цена сделки с идентичными товарами. Под идентичностью товаров понимаются одинаковые физические характеристики, качество и репутация на рынке, та же страна и тот же производитель.

Понятно, что использовать этот метод возможно далеко не всегда. И приходится применять метод по цене сделки с однородными товарами. Согласно этому методу в качестве основы определения таможенной стоимости берется цена сделки с однородными товарами. Под однородными понимаются изделия, которые имеют сходные характеристики и состоят из схожих элементов. Они близки функционально и могут быть взаимозаменяемыми в коммерческом отношении.

При методе вычитания стоимости за основу определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы изделия, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории России не позднее 90 дней с даты ввоза.

Из цены единицы товара вычитаются:

o расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей ввозимых товаров того же класса и вида;

o сумма таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в России в связи с ввозом или продажей товаров;

o обычные расходы на транспортировку, страхование, погрузочно-разгрузочные работы.

Метод на основе сложения стоимости предусматривает расчет таможенной стоимости товара путем сложения трех составляющих: стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем; общих затрат, характерных для продажи в Россию из страны вывоза товаров того же вида (сюда входит транспортировка, погрузочно-разгрузочные работы, страхование до места пересечения границы и иные неизбежные затраты); прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки подобных товаров.

Бывают случаи, когда таможенная стоимость товара не поддастся определению перечисленными пятью методами. Тогда применяется резервный метод. Оценка товаров производится с учетом мировой практики.

При применении резервного метода таможенный орган предоставляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию, которая и ложится в основу расчетов.

При уплате таможенных пошлин, как и любых внутренних налогов, применяются определенные льготы. Они не носят индивидуального характера и определяются Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».

Обычно от уплаты таможенной пошлины освобождаются:

o транспортные средства для международных перевозок пассажиров и грузов;

o предметы материально-технического снабжения, вывозимые для обеспечения деятельности российских судов, ведущих морской промысел, а также вывозимая продукция их промысла;

o товары, ввозимые или вывозимые для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений;

o валюта и ценные бумаги. Данное положение не распространяется на нумизматические цели;

o товары, подлежащие обращению в собственность государства;

o товары, представляющие собой гуманитарную помощь;

o товары, предназначенные для оказания технического содействия;

o товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита и предназначенные для третьих стран;

o товары, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности.

Законом о таможенном тарифе допускается установление преференций в виде освобождения от пошлин, снижения ставок пошлин или установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. Такие меры применяются к государствам, образующим вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз, как, например, Таможенный союз России, Казахстана и Беларуси. Применяются преференции и к товарам из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ.

При осуществлении торговой политики РФ допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины или, в исключительных случаях, освобождения от пошлины.

Контроль за уплатой таможенных пошлин осуществляют таможенные органы на основе Таможенного кодекса Таможенного союза.

Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также объекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Роль таможенных органов возрастает и существенно усложняется с вступлением России в ВТО. Стране предстоит нелегкая работа по использованию экономических преимуществ членства в этой организации и сглаживанию негативных последствий.

Предполагается, что за счет снижения импортных тарифов многие товары должны подешеветь. Средний тариф на товары снизится с 10% в 2011 г. до 7,8%. Снизятся пошлины на сельскохозяйственные товары, товары обрабатывающей промышленности, косметические изделия, медицинское оборудование, электротехнику, электронику, компьютеры, одежду, обувь и др.

Став членом ВТО, Россия сможет лучше защищать своих производителей на внешних рынках. Это особенно важно для металлургов, нефтяников, производителей химических удобрений. Серьезные проблемы, скорее всего, предстоит преодолевать предприятиям легкой и пищевой промышленности, фармацевтическому комплексу.

Есть еще одно соображение. Когда мы говорим о снижении цен, то стоит помнить, что в рыночной экономике цены определяются не только себестоимостью, куда входят и тарифы. Во многом уровень цен определяется спросом и предложением, особенно при отсутствии серьезной конкуренции. Вспомним эффект одновременного снижения НДС на 2% и отмены налога с продаж (5%). Никакого снижения розничных цен при этом не произошло.

Дело в том, что свободная конкуренция в России неразвита вследствие неразвитости внутреннего рынка. Это означает, что при вступлении в ВТО нам предстоит решать немало сложных экономических проблем. А позитивные факторы отнюдь не будут срабатывать автоматически.

Смотрите еще:

  • Выдача судебного приказа госпошлина Госпошлина в суд. Калькулятор госпошлины 2018 Нужна госпошлина в суд? Калькулятор госпошлины 2018 года: Ваш браузер не поддерживает плавающие фреймы! Размер государственной пошлины: 1. Подача искового заявления Имущественного […]
  • Новая таблица штрафов 1 июня Таблица штрафов ГИБДД в PDF-формате для распечатки на одном листе с двух сторон Представляем новую таблицу штрафов ГИБДД в PDF и PNG формате для распечатки на одном листе с двух сторон. Мы сделали максимально удобный и компактный […]
  • 10 правил толстого Простые правила жизни Льва Толстого. Лев Толстой (9 сентября 1828 – 20 ноября 1910 гг.) в 18-летнем возрасте сформулировал для себя свой жизненный манифест. Принципы жизни Льва Толстого были направлены на обуздание самолюбия и […]
  • Кто имеет право на получение военной ипотеки Материальная помощь государства: кому положена военная ипотека на жилье, кто имеет на нее право и как стать участником программы? Предоставление военной ипотеки регламентируется ФЗ № 117 . Согласно этому нормативному акту […]
  • Форма приказа о неиспользованном отпуске Когда нужно составлять приказ на компенсацию за неиспользованный отпуск — образец и важные моменты замены Любому сотруднику полагается отпуск после того, как он отработает в организации определенное время. В некоторых случаях […]
  • Прокурор херсонской области Прокурор херсонской области Авторизація на порталі Прокурор Херсонської області державний радник юстиції 3 класу Тригубенко Віталій Миколайович Народився 19 вересня 1981 року в селищі Кегичівка Харківської області. Після закінчення […]
  • Прием на работу юриста вопросы Какие вопросы задают и что спрашивают у юриста, его помощника или юрисконсульта на собеседовании при приеме на работу? Деятельность любой организации невозможна без юридического сопровождения. Грамотный юрист помогает решить […]
  • Права арендодателя по закону Права и обязанности арендодателя и арендатора Каковы права арендодателя? Арендодатель (собственник квартиры) имеет право: — заключить договор аренды, перезаключить его по истечении установленного срока на прежних или других […]