Законы о пчеловодстве рф

Законы о пчеловодстве рф

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПЧЕЛОВОДСТВЕ

Принят Государственной Думой 20 ноября 1998 года
Одобрен Советом Федерации 2 декабря 1998 года

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
пчеловодство — разведение, содержание медоносных пчел, их использование для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений, получения продуктов пчеловодства;
пчеловод — гражданин, занимающийся пчеловодством;
пчелиная семья — сообщество медоносных пчел, состоящее из рабочих пчел, трутней и пчелиной матки, живущих в улье или гнезде;
улей — сооружение для содержания пчелиной семьи;
пасека — размешенные в определенном месте ульи с пчелиными семьями и необходимым имуществом для занятия пчеловодством;
стационарная пасека — пасека, размещенная на постоянном месте в течение года;
кочевая пасека — пасека, разметаемая у источников медосбора или массивов сельскохозяйственных энтомофильных растений;
пчелиный рой — новая пчелиная семья, сформировавшаяся в основной пчелиной семье и самостоятельно вылетевшая из нее при естественном роении;
продукты пчеловодства — продукты, произведенные медоносными пчелами (мед, воск и другие), а также сами медоносные пчелы;
вощина — листы из воска после специальной обработки для отстройки пчелиных сотов;
порода медоносных пчел — группа пчелиных семей, сформировавшаяся под влиянием естественного отбора в определенных климатических условиях к обладающая комплексом признаков, устойчиво передающихся от поколения к поколению;
популяция медоносных пчел — совокупность пчелиных семей в пределах породы медоносных пчел, сформировавшаяся на определенной территории и обладающая общим генофондом;
энтомофильные растения — растения, опыляемые насекомыми;
источники медосбора — растения, которые образуют нектар и пыльцу, служат для медоносных пчел источниками естественного корма и обеспечивают медосбор.

Статья 2. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности в области пчеловодства, а также охраны медоносных пчел.

Статья 3. Правовое регулирование в области пчеловодства

Правовое регулирование в области пчеловодства осуществляется настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

www.obnogka.ru

Новый закон РФ о меде, пчеловодстве и содержании пасек

Свежий и долгожданный закон о пасеках, меде и пчеловодстве 2016 года призван упорядочить и регламентировать ведение пчеловодческих отраслей и их организацию. В нем описаны все полномочия местных федеральных органов власти, перечисляются все породы пчел разрешенных для выращивания и разведения, создан четкий порядок организации пчеловодства, перечислены все требования к пчеловодам. В новом законодательстве закреплены основные важнейшие принципы за такими родами деятельности, как содержание пасеки, пчеловодство, содержание пчелиного роя, улья и так далее.

Видео: Пчеловодство в Карелии — Разработка нового закона

Основные положения

Какие принципы обосновывает новый Федеральный медовый закон?

  1. Аргументированное научное обобщение природоохранных, экономических и общественных интересов в целях сохранения натурального природного генофонда пчел, разумного применения и эксплуатирования, размножение и восстановление пчелиных семей;
  2. Гарантирование физическим лицам беспрепятственно проводить пчеловодство в согласование с действующим Федеральным законом о пасеках и пчеловодстве и меде в РФ, прочими законами и лимитированными нормативными законными актами;
  3. Содействие и помощь людей, коллективных объединений, обществ, юридических лиц, ООО, корпораций, товариществ, ассоциаций в решении задач, нацеленных сформировать становление и подъем роста формирования пчеловодства;
  4. Государственная помощь для становления пчеловодных хозяйств, обеспечение, поддержка и пособничество становления и роста;
  5. Необходимая ответственность физических лиц, которые занимаются разведением пчел и производством меда для извлечения выгоды.

Основные положения

Какие разработки и чего стоит от него ожидать?

  1. Следует отметить, что по новым правилам должен быть создан исполнительный орган власти полномочия, и корректировка работы которого, будет курироваться правительством РФ.
  2. Создана программа финансирования пчеловодческих хозяйств, под которую попадают различные мероприятия и критерии по санитарной профилактике и излечению медоносных пчел. Эта программа разработана с целью отслеживания качества и особенности производимых в пчеловодческих хозяйствах продуктов.
  3. Разработана система поощрений, которая будет применяться на ежегодном конкурсном соревновании регионов. В будущем планируется проводить такие конкурсы на федеральном уровне.
  4. Новый действующий закон о выращивании роя и пчеловодстве РФ позволяет четко сформулировать сделку купли-продажи продуктов пчеловодства.
  5. Регулярный мониторинг позволяет:
  6. Оценить работу проектов экономического развития, регулировать ее стимулирование, определить точное число хозяев пасек,
  7. Следить за объемом выработанной и реализованной медовой продукции.
  8. Эффективно исследовать рынок и ценообразования.
  9. Для развития регионального командования, согласно закону о культивировании пчел и пчеловодстве (РК) и федерального проекта помощи будут закладываться средства, и проводиться мероприятия по выдаче субсидий, компенсаций и кредитов, предоставляться льготы.
  10. Разрабатывается техника обучения экспертов-пчеловодов и повышения их профессиональных навыков и умений.
  11. Определена обязательная регистрация пасеки по месту ее нахождения.
  12. Приведенный обязательный перечень ветеринарно санитарного нахождения пасеки. Создан специальный документ – паспорт, в котором будет содержаться ветеринарная информация.
  13. Пчелиное хозяйство должно обязательно иметь специальную идентификационную табличку с контактными данными и присвоенным уникальным регистрационным номером.
  14. Каждый улей будет промаркирован порядковым номером.
  15. Пасечник обязан пройти оценку состояния хозяйства. Для этого нужно приглашать ветеринара, который проведет проверку и сделает отметку в паспорте.

Правила ведения пчеловодства

Какие основные нюансы по разведению?

  1. Занятие разведением пчел возможно на земельной зоне и площадях общего использования в согласии с законом.
  2. На особо охраняемых зонах и местностях с учетом законов РФ и РК.
  3. На территории юридических, физических и ИП.
  4. Производить работу пасеки можно только при наличии паспорта.
  5. Самоуправляемый орган имеет право ограничивать количество пчелиных семей.
  6. Породы пчел должны быть включены в реестр разрешенных к выращиванию, культивированию и содержанию.
  7. Правила федерального уровня устанавливаются правительством РФ.
  8. Правила регионального (РК), местного уровня могут учреждаться и вводиться с учетом природоохранных, климатизационных, и территориальных свойств, а также в зависимости от критериев местности.
  9. Пасеки должны быть размещены на безопасных местах.
  10. Должны соблюдаться все специфики транспортировки роев.
  11. Разведением пчел можно заниматься только в условиях непосредственной природной среды их обитания.
  12. К пасечникам будут применяться обязательные квалификационные требования.

Размещение ульев

Какие ограничения для пасек в частном секторе? Новый Федеральный пчеловодческий закон 2016 о пчеловодстве содержит ряд предписаний и ограничений для хозяйств, размещенных в населенных пунктах и его границах. В соответствии с этим законом размещать ульи представляется возможным на частном участке, если соседние участки отделены 2‑х метровой стеной или заграждением, но на самом деле такой барьер не является препятствием для пчел.

Видео: Закон о пчеловодстве

Саморегулируемое учреждение пчеловодов

Какие организации могут стать пчеловодческим товариществом и, что для этого нужно?

  1. Такой организацией утверждается некоммерческое учреждение, основанное для регулировки и надзором работы хозяйств и их участников, выдерживание и исполнение ими условий и законов РФ о содержании пасек и пчеловодстве;
  2. Введение учреждения в общий список самоуправляемых систем.
  3. Для того чтобы включить созданный орган в единый госреестр необходимо исполнение следующих условий:
  • в ее составе должно быть не меньше чем 300 физических и юридических лиц, занимающихся разведением пчел;
  • должен иметься аппарат управления смотрящего комитета, конструкционный, структурирующий орган, присутствие норм, правил и стандартов, одобренных в соответствии с требованиями и условиями;
  • она должна иметь официальный интернет-сайт и лабораторию, которая обязана быть аккредитована;
  • иметь минимум двух специалистов в области ветеринарии;
  • должны присутствовать как минимум три лица имеющие ветеринарное, пчеловодное, биологическое образование.
  1. Организация РК сама должна принимать нужные меры, при возникновении конфликтов соблюдая интересы самоуправляемого учреждения, владельцев пасек и ее участников в соответствии с законами РФ.
  2. Ее закрытие и ликвидация будет осуществляться в соответствии с законом РФ о некоммерческих учреждениях.
  3. Реорганизация некоммерческого учреждения неосуществима.

Функции некоммерческого аппарата управления пчеловодов – пасечников

  1. Подготовка, производство, одобрение, принятие стандартов и законов о разведении пчел;
  2. Создание и формирование карт перемещения;
  3. Управление и введение ценными бумагами и документами пасеки, предоставление правительственным и Федеральным органам данных и отчетов для прогнозирования количества роев на территории РФ;
  4. Создание и подготовка законов и критериев, формирование и установка объема членских вкладов и системы их вложения;
  5. Понимание и заинтересованность в собственных участниках и их отношениях с правительственными организациями;
  6. Набор и отчисление участников согласно причинам, введенным действующими законами и внутренними бумагами организации пчеловодов-пасечников;
  7. Надзор за работой всех участников;
  8. Соблюдения условий Федерального медового закона и других нормативов в сфере содержания пасек и разведения пчел;
  9. Ведение регистрационного списка участников и обеспечение доступа сведений содержащихся в этом списке всем участникам;
  10. Формирование информативного, методичного, адвокатского инструмента для собственных членов;
  11. Выполнение, других определенных законодательством функций.

Государственная поддержка

Какие методы будет использовать государство для развития?

  1. Государство обязуется содействовать в развитии пчеловодства.
  2. Предоставляются льготные налоги государства на пчеловодство, выдача кредитов на выгодных условиях, выдача субсидии, помощь в повышении квалификации пчеловодов.
  3. Участвовать в закупках продукции пчеловодства, а также производить действия в научно-исследовательской области, содействовать в становлении и формировании.

Видео: Закон о пчеловодстве в РФ

Паспорт пасеки

Этот документ выдается Федеральным органом исполнительной власти и должен содержать:

  • всю информацию о пчеловоде;
  • число пчелиных семей;
  • информацию о территории, где располагается пасека;
  • сведения о болезнях и карантинах пчел;
  • перечисление профилактических и лекарственных обработок;
  • разъяснения о производимых продуктах и иные сведения.

Охрана пчел

  1. Все ИП, юридические лица и системы и учреждения принимают участие в охране пчел.
  2. Органами общегосударственной власти учитываются предложения и рекомендации граждан по охране и осуществляются основные условия.
  3. Воспроизведение роев должно быть научно обоснованно и использоваться рационально.
  4. Условия, размножение и питание должны охраняться.
  5. Размещать по возможности ульи на зонах и землях, засеянных растительностью, нуждающейся в опылении.
  6. Помощь беспрепятственной транспортировки роев к местам опыления и зимовки.
  7. Запрещается разорение пчелиных ульев в естественной природной среде обитания.
  8. Система охраны ульев и исследований пчелиных роев.
  9. Защита и борьба с болезнями и вредителями.
  10. Для создания более ценных племенных популяций на отдельных местностях будут создаваться племенные репродукторы.

Федеральный закон о разведении пчел и пчеловодстве создан для того, чтобы оказать реальную поддержку для хозяев пасек и многие считают его большим приобретением для сельскохозяйственной сферы даже несмотря на все его недостатки.

Экспорт пчелиной продукции

Какие справки, документы и экспертизы нужны на пчелиный мед для экспортной торговли? Новые положения о торговле медом.

Чтобы получить такое разрешение для на экспорт необходимо:

  • зарегистрироваться в единой системе Аргус;
  • обратиться в управление ветеринарии РФ, подать заявку в россельхознадзор региона (РК). В заявлении указать территорию, на которую планируется экспорт;
  • при ввозе груза необходимо предоставить ветеринарное свидетельство (документы с переводом на русский язык), при вывозе медовой продукции из РФ нужно иметь ветеринарное свидетельство на экспортируемую партию, которое на границе переоформляют на ветеринарный сертификат.

Новый Федеральный закон вышедший в 2016 году «о регламенте федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» нацелен на то, чтобы обеспечить наиболее качественный контроль по защите населения от болезней для человека, животных и растений. При экспортной торговле и отправке меда в другие страны нужным условием является обследование предприятия на соответствие ветеринарным требованиям.

Последнее время большой популярностью среди пчеловодов пользуется страна Китай. Это объясняется тем, что уровень и качество продукции, реализуемой в этой стране очень низкий, и поэтому российские производители пользуется популярностью среди китайских предпринимателей. Новые любопытные законы о пасеках и пчеловодстве позволяют сделать это проще и быстрее. Для осуществления продажи и медом, а так же экспорта в другие страны пасечнику рекомендуется:

  • изучить рынок этой страны;
  • понимать принципы ценообразования;
  • поиска новых покупателей;
  • оформить куплю-продажу;
  • составить договор с бизнесменами ознакомиться с положениями страхования и доставки груза, правилами таможенного оформления меда на Российской границе;
  • знать правила таможенной очистки.

Необходимые документы

Какие документы нужны при экспорте медового товара:

  • таможенную декларацию (может быть оформлена в электронном виде);
  • получить в региональном (РК) роспотребнадзоре сертификат для экспорта меда;
  • оплатить госпошлину размеры, которой определяются постановлением Правительства РФ;
  • рекомендуется изучить таможенное законодательство страны, маркетинговый рынок и логистические нюансы.

Продажа меда российские рынки

Какие документы, экспертизы и проверки нужны для торговли на рынках России медом

Многие российские пасечники поставляют свою продукцию в другие регионы страны (РК). Для поставки меда предпринимателям необходимо сформировать пакет документов:

  • оформить договор поставки;
  • составить счет-фактуру;
  • сформировать накладные;
  • иметь все нужные ветеринарные свидетельства;
  • справку от местной администрации о наличии пасеки;
  • паспорт с ветеринарными отметками о состоянии пасеки.

Экспертиза ветеринарного и санитарного надзора

Ключевым источником меда является цветочный нектар. Мед — это поразительный дар природы, который содержит витамины группы Б, Н, К, C, включает в себя органические кислоты, такие как лимонная, молочная, яблочная, диоксибутановая (винная) кислота. Содержит глюкозу (виноградный сахар) и фруктозу (моносахарид), а также активные биологические вещества, которые ускоряют обменные процессы и улучшают качество жизни. Состав медовой продукции сложен, разнообразен и зависит от собранного нектара растений, климата и классификационной породы пчел.

Требования для принятия медовой продукции и проведения экспертизы:

  • у владельца пасеки должен быть паспорт (ветеринарный документ);
  • мед должен предоставляться в таре из допущенных госкомсанэпиднадзором России материалов (алюминиевой чаше, стеклянной баночке, эмалированной посуде, деревянной (не дуб) кадке, емкости из нержавеющей стали), а также в чистой емкости. Если это сотовый мед, то они должны быть на 2/3 быть запакованы;
  • мед должен быть желтого (от светлого до темного, коричневого или белого (белесого) цвета.
  • в биолаборатории санэкспертизы, берут анализ из каждого лотка;
  • в случае если медовая продукция реализуется на открытом базаре берутся пробы из каждой единицы;
  • сотовый мед проверяется методом взятия проб из каждой рамки 5×5 сантиметров;
  • медовая проба должна составлять 500 гр. для того, чтобы иметь возможность разделить его на две части одна из которых отправляется в лабораторию, а вторая хранится в качестве ревизовки;
  • если мед расфасован по большим флягам, то для пробы отбирают из каждой упаковки;
  • емкости для санитарных исследований должны быть снабжены стеклянными пробками, которые плотно завинчиваются.

Порядок проведения

Санитарной экспертизой выявляются следующие характеристики:

  • массовая (%) доля воды (химсостав);
  • формулировка качества, сроков годности и выявление фальсификатов (наличие оксиметилфурфурола);
  • диастазнаая (ферментивная) активность, которая зависит от силы пчелиной семьи;
  • все органолептические данные (вкус, запах, цвет, состав);
  • выявление и формулировка цветочной пыльцы (распознавание зерен перги);
  • совокупной кислотности (реакция на щелочь);
  • групповую долю редуцирующего сахара (совокупная часть сахарозы);
  • присутствие механических примесей (внешний осмотр и микроскопия);
  • содержание радиоактивных (могут содержаться из-за повышенного калия) и вредоносных веществ.

В 2016 году ужесточились требования и условия, предъявляемые качественным особенностям продаваемых на российских рынках товаров и товара для экспорта продукция должна четко соблюдать и соответствовать все требованиям ГОСТ. В документе (сертификате качества меда) для продажи должны быть указаны:

  • название организации, фирмы, компании;
  • адрес (юридический) организации, Ф. И. О. (для физических лиц);
  • происхождение (агроботаническое) продукции;
  • полное наименование продовольствия;
  • дата, место где был собран мед;
  • номер поставляемой партии меда;
  • число мест экспортируемой партии;
  • масса с упаковкой и без упаковки;
  • дата выдачи документов – сертификата, накладной, ветеринарного сертификата, пасечного паспорта, индикаторы этого стандарта меда;
  • полные данные результатов анализа, энергетическая ценность;
  • товарный знак (если имеется);
  • срок и условия хранения медовой продукции;
  • информация о сертификации;

Если результаты испытаний оказались плохими и неудовлетворяющими хотя бы по одному из критериев, то над той же партией медовой продукции проводят повторные экспертизы.

moremeda.ru

Законы о пчеловодстве рф

Всероссийская сельскохозяйственная перепись, проведенная в 2006 г., показала, что из 3 727 800 пчелиных семей, учтенных по стране, 180 тыс. находилось в сельскохозяйственных организациях, в том числе в крупных и средних предприятиях — 153,6 тыс., в малых — 16,7 тыс. В крестьянских (фермерских) хозяйствах было 48,2 тыс. пчелиных семей, в некоммерческих объединениях граждан — 29,8 тыс., у индивидуальных предпринимателей — 8,7 тыс. Основное число семей находилось в личных подсобных хозяйствах — 3 461 тыс. Из приведенных данных видно, что пчеловодством занимаются в различных формах хозяйствования.

17 декабря 1998 г. Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин, отклоняя подготовленный Государственной Думой РФ и одобренный Советом Федерации проект федерального закона о пчеловодстве, указал, что нормы гражданского и иных отраслей права, содержащиеся в федеральных законах, могут применяться в области пчеловодства. Регулирование соответствующих отношений отдельным федеральным законом представляется излишним, а некоторые отношения должны быть урегулированы правовыми актами более низкого уровня.

Дать в журнальной статье полный перечень всех федеральных законов, которые можно применять в пчеловодстве, невозможно. Поэтому хочется кратко остановиться на законах, только регулирующих правовые отношения в той форме хозяйствования, что наиболее часто применяется в пчеловодстве.

При занятии хозяйственной деятельностью возникают гражданские отношения. Их участниками могут быть гражданин (физическое лицо) и юридическое лицо. Общим законом, регулирующим гражданские отношения, является Гражданский кодекс (ГК) РФ. В нем содержатся правовые нормы, к которым наиболее часто обращаются лица, занимающиеся или желающие заняться пчеловодством.

В соответствии с гражданским законодательством гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, который осуществляет деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23 ГК РФ).

Юридическим лицом признается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом. Юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс и (или) смету (статья 48 ГК РФ). Юридическое лицо подлежит государственной регистрации и считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (статья 51 ГК РФ).

В ГК РФ (принят в 1994 г. с многочисленными изменениями и дополнениями) содержатся статьи о защите права собственности. Так, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (статья 301); собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статья 304); лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения реального ущерба и упущенной выгоды (статья 15 и 1064).

Кроме ГК РФ существуют федеральные законы, конкретизирующие правовые отношения в той или иной хозяйственной деятельности. Например, правовые отношения, возникающие с ведением личного подсобного хозяйства, регулируются Федеральным законом от 7 июля 2003 г. №112–ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии с законом земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, зарегистрированным по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Земельные участки могут быть предоставлены и гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях при наличии свободных земельных участков. Личное подсобное хозяйство можно вести с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Кроме приусадебного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства может быть предоставлен и полевой земельный участок за пределами границ населенного пункта.

Закон не предусматривает государственную регистрацию личного подсобного хозяйства, но в органах местного самоуправления ведется их учет, что может способствовать разрешению споров в пользу пчеловода. Например, в 2008 г. в Рязанской области в суде рассматривалось гражданское дело по иску пчеловодов к агрофирме о возмещении ущерба, причиненного отравлением пчел. Ответчик не признал иск и одним из мотивов назвал отсутствие у истцов санитарных паспортов на пасеки. Доказательством принадлежности пасек истцам суд признал выписки из нехозяйственной книги органа местного самоуправления, в которой были учтены семьи пчел истцов.

Закон предоставил гражданам право содержать в личном подсобном хозяйстве пчел, причем число семей не ограниченно.

Государство заинтересовано в развитии личных подсобных хозяйств. В них производят значительное количество различной сельскохозяйственной продукции и абсолютное количество меда. В законе перечислены направления, по которым личным подсобным хозяйствам может оказываться государственная и иная поддержка. Это оборудование подъездных путей, обеспечение средствами связи, водо- и энергоснабжение и др. Государство может оказывать содействие в создании сбытовых (торговых), перерабатывающих и других сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их кооперативам могут быть предоставлены государственные финансовые и материально-технические ресурсы на возвратной основе. В этих хозяйствах ежегодно бесплатно должны проводить ветеринарный осмотр пчелиных семей, организовывать ветеринарное обслуживание для борьбы с заразными болезнями.

На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством РФ для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В законе предусмотрено, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий должны: разрабатывать и осуществлять меры по развитию личных подсобных хозяйств, в рамках соответствующих программ определять форму, размеры и порядок поддержки этих хозяйств, обслуживающих кооперативов и других организаций.

Земельные отношения регулируются Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. № 136–ФЗ (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями). Регулирование правовых отношений, связанных с возникновением права на землю, изложено в статьях 25–39.

Среди других форм хозяйствования в сфере сельскохозяйственного производства значительное место занимают крестьянские (фермерские) хозяйства. Правовые отношения по их созданию и деятельности регулируются Федеральным законом от 11 июня 2003 г. №74–ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (с последующими изменениями и дополнениями). В этом законе записано, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления должны: содействовать созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывать поддержку данным хозяйствам, обеспечивать доступ к финансовым и иным ресурсам. Фермерским хозяйствам следует оказывать поддержку и в соответствии с законодательством о малом предпринимательстве.

В последнее время большое внимание уделяют развитию малого и среднего предпринимательства. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209–ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) к субъектам малого и среднего предпринимательства относит внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, отвечающие определенным условиям. Исходя из этих условий, можно утверждать, что абсолютное большинство индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Названый закон регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В законе перечислены меры, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами по поддержке малого и среднего предпринимательства: специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий; упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности; упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности; льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество; меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора); меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и др. (статья 7).

Как отмечалось, около 30 тыс. пчелиных семей были учтены по некоммерческим организациям граждан. Это садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения, деятельность которых регулируется Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. № 66–ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (с последующими изменениями и дополнениями). С учетом информации, поступающей в редакцию от пчеловодов, наиболее сложным для них остается право размещать семьи пчел на своих участках. Для решения данной проблемы надо помнить, что учредительным документом любого некоммерческого объединения является устав. Поэтому право на содержание пчел на своем участке должно быть записано в уставе.

Кроме перечисленных федеральных законов, имеющих отношение к пчеловодству, в настоящее время во многих субъектах РФ приняты собственные законы о пчеловодстве. Ознакомление пчеловодов с ними будет способствовать решению возникающих вопросов. Кроме того, действуют подзаконные правовые акты, регулирующие отношения в пчеловодстве.

В ряде федеральных законов содержатся правовые нормы, предоставляющие пчеловодам некоторые льготы. Например, в соответствии с Лесным кодексом РФ от 4 декабря 2006 г. № 200–ФЗ (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями) леса можно использовать для ведения пчеловодства. На лесных участках можно размещать ульи и пасеки, возводить изгороди, навесы и другие временные постройки. Гражданам лесные участки в целях пчеловодства для собственных нужд предоставляются безвозмездно на основании срочных договоров аренды (статья 38).

Льготы предоставляет пчеловодам и Налоговый кодекс РФ от 5 августа 2000 г. №117–ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). Не облагаются налогом: доходы от продажи продукции пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде, полученные в личных подсобных хозяйствах [эти доходы освобождаются от налогообложения при условии предоставления налогоплательщиком документа, выданного соответствующим органом местного самоуправления, правлением садового, садово-огородного товарищества, подтверждающего, что продаваемая продукция произведена налогоплательщиком на принадлежащем ему или членам его семьи земельном участке, используемом для ве­дения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества (статья 217, пункт 13)]; доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации в течение пяти лет, считая с года регистрации этого хозяйства [данная норма права применяется к доходам тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, в отношении которых такая норма ранее не применялась (статья 217, пункт 14)]; доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от осуществления ими тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также при налогообложении которых применяется упрощенная система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей — единый сельскохозяйственный налог (статья 217, пункт 24); суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам, кредитам на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций [эта норма применяется до 1 января 2012 г. (статья 217, пункт 40)] и другие доходы.

Существенную льготу получили малые и средние предприятия по Федеральному закону от 7 марта 2011 г. № 23–ФЗ «О внесении изменений в Часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки». Действие указанного закона распространяется на правовые отношения, возникшие с 1 января 2011 г. Суть закона в том, что теперь доходы, полученные в виде субсидий, малые и средние предприятия будут учитывать в течение одного-двух налоговых периодов пропорционально расходам. Если по истечении данного периода объем полученных средств превысит объем расходов из этих средств, то налогом на прибыль будет облагаться только разница, то есть оставшаяся сумма неизрасходованных средств. До принятия названного закона предприятия малого и среднего предпринимательства налог на прибыль — субсидии могли не уплачивать в течение двух лет при условии, что полученные субсидии были израсходованы в течение года с даты их получения. Как видим, период расходования субсидий увеличен до двух лет.

Значительное количество законов, подзаконных актов, регулирующих отношения в пчеловодстве, затрудняет пользование ими, поэтому возникает необходимость принятия федерального закона о пчеловодстве. В качестве первого шага было бы полезно издать сборник нормативно-правовых актов о пчеловодстве. Инициатива, конечно, должна исходить от Министерства сельского хозяйства РФ и общественных организаций пчеловодов.

Н.АCТАФЬЕВ,
почетный работник Прокуратуры РФ,
старший советник юстиции

beejournal.ru

Смотрите еще:

  • 255 статья федерального закона 255 статья федерального закона ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.06 N 255-ФЗ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОСОБИЯМИ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ,ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ ГРАЖДАН, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ Принят Государственной […]
  • Возмещение вреда причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды § 3. Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды Компенсация ущерба населению, вызванного стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, регулируется специальным […]
  • 145-145 уголовный процессуальный кодекс Комментарий к СТ 145 УПК РФ Статья 145 УПК РФ. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении Комментарий к статье 145 УПК РФ: 1. Органы уголовного преследования принимают решения в пределах своей […]
  • Безопасность военной службы приказ Безопасность военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации. Её значение в повседневной деятельности войск ВОПРОСЫ: 1. Основные понятий и определения безопасности военной службы. 2. Создание безопасных условий службы в […]
  • Приказ госкомсвязи 187 Dkrs-Sochi.ru Юридические вопросы Приказ госкомсвязи россии 187 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРИКАЗ от 19 октября 1998 г. N 187 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПЕРВИЧНЫХ СЕТЕЙ […]
  • Приказ мо 492 1998 года Приказ Министра обороны РФ от 20 января 2009 г. N 16 "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 492" Приказ Министра обороны РФ от 20 января 2009 г. N 16"О внесении изменений в приказ […]
  • Куда подать исковое заявление о разводе ЮрФинансКонсалтинг Брачные взаимоотношения в России регулируются Семейным кодексом РФ (СК РФ), ФЗ «Об актах гражданского состояния», Гражданско-процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ) и другими действующими нормативными документами. В […]
  • 2 ул марьиной рощи нотариус О НОТАРИУСЕ Самоходкина Ирина Ивановна - нотариус Москвы В 1995 году нотариус Самоходкина И. И. окончила Московскую Государственную Юридическую Академию по специальности «юриспруденция».С 1991 по 1993 год работала консультантом в […]