Санитарные правила студенты

Содержание статьи:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
(ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ ВОПРОСЫ)

Методические указания разработаны Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР (Белостоцкая Н.А.), отделом гигиены подростка и студента ЦНИЛ при кафедре гигиены детей и подростков I Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени медицинского института им. И.М. Сеченова (доктор медицинских наук, профессор Э.Э. Саркисянц, канд. мед. наук Доскин В.А., Миннибаев Т.Ш.) и отделом гигиены детей и подростков Московского ордена Трудового Красного Знамени НИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана (канд. мед. наук Пономаренко И.И.).

Настоящие Методические указания предназначены для медицинских работников вузов и врачей санитарно-эпидемиологических станций.

В решениях XXVI съезда КПСС и постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР указывается на необходимость разработки мероприятий, направленных на дальнейшее повышение качества подготовки и совершенствование системы охраны и укрепления здоровья учащихся вузов.

На современном этапе развития высшей школы в связи с модернизацией и интенсификацией учебного процесса, строительством новых вузовских комплексов важное значение приобретает осуществление широких гигиенических мероприятий по рационализации учебного режима и отдыха студентов, совершенствованию физического воспитания учащихся вузов.

Решение этих вопросов потребовало специальных исследований, направленных на изучение режима труда и отдыха, питания, физического воспитания студенчества.

Методические указания явились итогом комплексных гигиенических, клинико-физиологических и психолого-педагогических исследований, которые проводились на базе 12 московских вузов, а также в ряде высших учебных заведений других городов страны.

Из всех этих работ в области университетской гигиены следует особо выделить динамические наблюдения за состоянием здоровья 800 студентов трех факультетов I Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени медицинского института им. И.М. Сеченова, которые проводились в течение всех 5 — 6 лет обучения учащихся в институте. Одновременно с изучением состояния здоровья проведены широкие физиолого-гигиенические, биоритмологические и психолого-педагогические исследования, направленные на разработку практических рекомендаций по оптимизации ритма труда и отдыха студентов, двигательной деятельности, а также режима питания учащихся. Такой комплексный подход к изучению студенческой популяции был проведен в СССР впервые. Результаты этих исследований позволили регламентировать с современных гигиенических позиций все виды деятельности учащихся вузов.

II. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНЫХ

ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ

Специфика вузов заключается в существенном разнообразии форм обучения, основными из которых являются: лекции, практические и лабораторные занятия, коллоквиумы, курсовые проекты (работы), производственная практика и др.

Лекция — это основная форма обучения в высшем учебном заведении. Характер труда на лекциях отличается высокой плотностью (95 — 98% от всей продолжительности занятий), активной умственной деятельностью, значительным статическим напряжением позных и мелких мышц кисти.

На практических занятиях и коллоквиумах помимо названных факторов имеет место высокое нервно-эмоциональное напряжение.

Сдача зачетов и экзаменов характеризуется, как правило, стрессовыми ситуациями, что обуславливает наибольшую степень нервно-эмоционального напряжения студентов.

В процессе обучения в институте студенты могут подвергаться воздействию ряда неблагоприятных факторов окружающей среды.

Во время лекций и практических занятий в аудиториях общего пользования такими факторами могут быть: недостаточная освещенность рабочих мест, неудовлетворительный микроклимат; неправильная рабочая поза, обусловленная неудовлетворительной организацией рабочего места и характером работы; шум, возникающий из-за неисправности вентиляционных и технических установок; напряженный характер работы, связанный с большой информационной нагрузкой на зрительный и слуховой анализаторы, и др.

В производственных мастерских и специализированных лабораториях к перечисленным выше факторам внешней среды могут добавляться еще и другие, обусловленные спецификой учебно-технологических процессов: большая плотность расстановки оборудования, повышенная опасность при обучении и работе на электроустановках, вибростендах, грузоподъемных механизмах, с газами, с сосудами под давлением, с химическими реактивами, ионизирующим и электромагнитным излучением и т.д.

При контроле за санитарно-гигиеническими условиями обучения студентов следует учитывать следующее:

1. Оборудование аудиторий, учебных кабинетов, лабораторий должно осуществляться с учетом их специфики (Приложение 1, пункты 2, 13, 14, 16).

2. Состав, площади учебно-производственных помещений специального назначения, их оборудование следует устанавливать по нормативам технического проектирования предприятий соответствующих отраслей промышленности (Приложение 1, пункты 2, 3, 5, 6, 7, 12, 13, 14, 16).

3. Требования к естественному и искусственному освещению помещений вузов должны соответствовать главе СНиП II-4-79 (Приложение 1, пункт 19).

4. Воздушно-тепловой режим учебных и учебно-производственных помещений вуза необходимо соблюдать в пределах требований СНиП II-68-78, СНиП II-33-75, ГОСТ 2.1.005-76 (Приложение 1, пункты 2, 7, 8).

5. Содержание вредных веществ в воздухе учебно-производственных помещений вуза контролировать по ГОСТ 12.1-007-76 (Приложение 1, пункт 8).

6. Акустический режим помещений соблюдать в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.003-76 и СНиП II-12-77 (Приложение 1, пункты 10, 11).

Помимо многообразных факторов внешней среды, необходимо учитывать режимные моменты обучения.

Ведущим неблагоприятным фактором в организации режима обучения является перегрузка учебными занятиями, достигающими нередко 74 — 80 час. в неделю, что, в свою очередь, приводит к нарушениям режима учебы, сна, питания и режима дня в целом.

Важный элемент планирования учебы составляет рациональное расписание занятий. С гигиенических позиций нежелательными факторами его организации являются: практика обучения в течение семестра по двум вариантам расписания, составляемого на «четную» и «нечетную» недели месяца; разное время начала учебных занятий в отдельные дни недели; наличие «окон» — свободных от учебы часов в середине учебного дня, если их использование предоставлено самим студентам, и др. Все это нарушает выработку стабильного динамического стереотипа и снижает умственную работоспособность студентов.

Сюда же следует отнести отсутствие регламентированного обеденного перерыва в середине учебного дня.

Неудовлетворительной формой построения расписания является организация лекционных дней и дней только с практическими занятиями.

Физическая культура и спорт, являющиеся важным составным элементом обучения и воспитания студентов, в ряде вузов на старших курсах отсутствуют и часто строятся без должного учета длительности, плотности, степени тяжести, типов физических нагрузок, объема двигательной активности, физической тренированности и индивидуальных особенностей студентов.

III. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

1. Учебный процесс должен планироваться и осуществляться в соответствии с типовыми учебными планами специальности, учебными программами, а также с учетом приказов, инструктивных и методических документов Минздрава СССР и Минвуза СССР по вопросам совершенствования высшего образования (Приложение 1, пункты 1, 15, 16, 20, 23, 24).

2. Аудиторную и внеаудиторную учебную нагрузку студентов следует планировать и обеспечивать на первом курсе в объеме не более 57 час. в неделю, на последующих курсах — не более 60 час.

3. Дневная суммарная академическая нагрузка студентов должна составлять 10 часов — 6 часов аудиторных занятий и 4 часа самостоятельных занятий во внеаудиторное время.

4. Основным документом, регламентирующим режим обучения в вузе, является расписание занятий. При составлении расписания учебных занятий необходимо учитывать аудиторный фонд, число учебных групп, трудоемкость учебных дисциплин, суточный ритм физиологических функций организма. Наиболее интенсивные занятия должны приходиться на периоды естественного подъема работоспособности — с 9 до 13 и с 16 до 20 часов.

5. Занятия по наиболее трудным предметам следует планировать на вторник, среду и четверг. В эти дни в недельном цикле наиболее высокая работоспособность.

6. Расписание учебных занятий необходимо составлять таким образом, чтобы обеспечить постепенное нарастание учебной нагрузки, оптимальный ритм и режим труда. Это должно достигаться мерным чередованием «трудных» и «легких» предметов, лекций и практических занятий на протяжении 3 пар учебных часов. В учебное расписание не следует включать подряд две лекции или 6 часов практических занятий. Целесообразно такое сочетание лекционных (Л) и практических (П) занятий:

I вариант Л-П-П оптимальное

II вариант П-Л-П оптимальное

III вариант П-П-Л допустимое

7. Учебный день каждой группы студентов следует начинать ежедневно в строго определенный час. Оптимальным началом учебного дня является 8.30 — 9 часов. Начало занятий в разное время нарушает привычный динамический стереотип и снижает работоспособность студентов.

8. Окончание аудиторных занятий следует планировать не позднее 16 часов. При более позднем окончании аудиторных занятий (17 — 18 часов) внеаудиторные учебные занятия начинаются без предшествующего восстановительного отдыха при низких уровнях работоспособности.

9. В целях профилактики утомления между 1 — 2 парой учебных часов в вузе должен устраиваться перерыв в 15 — 20 минут, между 2 и 3 парой часов — 30 — 60 мин. (обеденный перерыв) . Продолжительность перерывов внутри каждой пары учебных часов — не менее 10 минут. При более коротких перерывах между занятиями не происходит достаточного восстановления работоспособности.

В вузах с размещением учебных корпусов в разных районах города перерывы между парами занятий соответственно удлиняются.

Отдых студентов в перерывах между занятиями должен проводиться в рекреационных помещениях, если позволяют возможности и погодные условия — на свежем воздухе.

10. В режиме учебных занятий необходимо использование производственной гимнастики (вводная и физкультурная паузы):

а) производственную гимнастику могут проводить физорги групп и потоков под методическим руководством кафедры физвоспитания вуза. Для этого могут использоваться «Методические рекомендации в помощь общественному инспектору по производственной гимнастике». Л., 1978;

б) вводную гимнастику (5 — 10 мин.) следует проводить непосредственно перед началом учебы;

в) физкультурные паузы (2 — 3 мин.) целесообразно устраивать во время малых перерывов между парами часов одного занятия, заменяя пассивный отдых на активный;

г) для повышения эмоциональности занятий рекомендуется производить их под музыку.

11. В расписании занятий не должно быть «окон» — перерывов, нарушающих привычную последовательность, систематичность в работе и снижающих работоспособность студентов.

12. Для увеличения доли самостоятельной работы и активизации учебно-исследовательской работы студентов в сетке расписания целесообразно выделить день самостоятельных занятий, при обязательном осуществлении контроля за эффективностью его использования. Исходя из физиологической кривой недельной динамики работоспособности студентов, такой день следует предусматривать в среду или в четверг.

13. Наиболее целесообразным является составление единого расписания учебных занятий на весь семестр.

Допускается: менять расписание через полсеместра, распределив часть предметов на первую половину семестра, другую часть предметов — на вторую половину, сохранив изучение основных предметов на протяжении всего полугодия. Это позволит несколько сократить количество изучаемых дисциплин на протяжении полсеместра, исключить частую (еженедельную) смену предметов.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОГО ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ

1. Продолжительность отдыха после аудиторных занятий должна составлять 1,5 — 2 часа.

При планировании внеаудиторных занятий учебная часть и кафедры должны исходить из реальной трудоемкости конкретных дисциплин, а также возможности плодотворной самоподготовки на протяжении одного дня не более чем по 2 — 3 учебным предметам.

2. Во время самостоятельных занятий через каждые 1 — 1,5 часа рекомендуется устраивать перерывы, минимальная длительность которых должна быть ограничена 5 минутами, а максимальная — 15 минутами. Изменение длительности этих перерывов в ту или другую сторону приводит к ухудшению работоспособности студентов. Между подготовкой разных предметов следует устраивать 15 минутные перерывы.

3. На кафедрах и в общежитиях необходимо выделять комнаты для самостоятельных вечерних занятий студентов, что особенно важно для лиц с вечерним оптимумом работоспособности, которых насчитывается около 40% от всех обучающихся в вузе студентов.

4. Двигательный режим студентов должен составлять 10 — 14 часов активной мышечной деятельности в неделю. Суточная активность студентов должна составлять не менее 16000 шагов в день. Она должна достигаться путем систематических занятий спортом во внеучебное время и активным проведением досуга на свежем воздухе.

5. В недельном бюджете времени на культурно-просветительные потребности рекомендуется отводить около 8 часов.

6. Время, отводимое для ночного сна, должно составлять 7 — 8 часов, при этом отход ко сну рекомендуется не позднее 24 часов, а подъем не ранее 7 часов.

7. Продолжительность так называемого свободного времени студентов в учебные дни недели должна составлять около 2 — 3 часов в день, в дни отдыха — не менее 5 — 7 часов.

V. РЕЖИМ ДНЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

1. В период подготовки к экзаменам для сокращения времени на включение в работу целесообразно рабочие периоды делать более длительными, разделяя весь день примерно на три части — с утра до обеда, с обеда до ужина и с ужина до отхода ко сну. Каждый рабочий период дня должен заканчиваться отдыхом в виде прогулки, неутомительного физического труда.

2. Через каждые 1 — 1,5 часа следует устраивать перерывы, длительность которых должна варьировать от 5 до 15 минут (в зависимости от степени усталости).

3. Во время подготовки к экзаменам следует поддерживать активный двигательный режим. Спортивные занятия в этот период должны быть средней интенсивности (30-минутные спортивные игры, силовые упражнения и т.п.).

4. В вузах целесообразно широко внедрять тестовые формы экзаменов, которые позволяют уменьшить вероятность возникновения невротических и вегетососудистых расстройств, особенно у лиц, предрасположенных к этим заболеваниям.

5. В целях минимизации стрессовых нагрузок при традиционных формах проведения экзаменов следует рекомендовать:

— исключение ситуаций с временным дефицитом;

— максимальное исключение фактора неожиданности в содержании и форме экзамена;

— моделирование ситуаций, подготавливающих студентов к деятельности в напряженных условиях.

6. Расписание экзаменов должно быть составлено таким образом, чтобы время ожидания вызова студента в экзаменационный зал не превышало 20 — 30 минут.

VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

В соответствии с принятыми в СССР нормативами Института питания к организации питания студентов предъявляются следующие требования:

1. Ориентировочная суточная калорийность пищи должна составлять для юношей 3000 — 3300 ккал, для девушек 2600 — 2900 ккал.

2. Для районов страны с жарким климатом следует придерживаться нижней границы нормы суточной калорийности.

3. Для расчета индивидуальной потребности в питании, связанной с дополнительными физическими нагрузками помимо учебной программы вуза, а также с большим нервным напряжением в отдельные периоды обучения и др., требуются соответствующие коррективы в количественном и качественном отношении (Приложение 1, пункт 25).

4. Питание должно быть сбалансировано по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ. Соотношение между основными пищевыми веществами должно составлять 1:1:4.

5. Количество белков, жиров и углеводов в суточном рационе студентов-мужчин должно составлять 113, 106, 451 г, для женщин — 96, 90, 383 г соответственно. При этом 60% белков и жиров должны быть животного происхождения.

6. Студенты должны обеспечиваться витаминами в соответствии с нормами потребности для III группы интенсивности труда (табл. 1).

СУТОЧНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ВИТАМИНОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

(В МИЛЛИГРАММАХ)

¦ Витамины ¦ Мужчины ¦ Женщины ¦

¦ Витамин A ¦ 1,5 (5000 МЕ) ¦ 1,5 (5000 МЕ) ¦

¦ Витамин E ¦ 26 ¦ 22 ¦

¦ Витамин B1 ¦ 2,3 ¦ 2,0 ¦

¦ Витамин B2 ¦ 2,6 ¦ 2,2 ¦

¦ Никацин (PP) ¦ 21 ¦ 18 ¦

¦ Витамин B6 ¦ 2,6 ¦ 2,2 ¦

¦ Фолоцин (фолиевая кислота) ¦ 0,33 ¦ 0,28 ¦

¦ Холин ¦ 660 ¦ 560 ¦

¦ Инозит ¦ 1200 ¦ 980 ¦

¦ Витамин C ¦ 66 ¦ 56 ¦

¦ Витамин P ¦ 33 ¦ 28 ¦

¦ Витамин B12 (мкг) ¦ 6 ¦ 5 ¦

7. Рекомендуется планировать питание студентов исходя из 3 — 4-разового приема пищи в сутки. В случае короткого обеденного перерыва распределение суточной калорийности рациона (в процентах) должно быть: завтрак — 35%, обед — 25%, ужин — 40%, а при одночасовом обеденном перерыве соответственно 30, 45, 25%.

8. Учитывая пропускную способность студенческих столовых и буфетов, обеденный перерыв можно предусматривать по скользящему графику, сохраняя при этом постоянство времени приема пищи для одних и тех же студентов во все дни недели в течение года.

9. Для обеспечения утреннего и вечернего приемов пищи в общежитиях столовые и буфеты должны работать с 7 до 8 часов 30 минут и с 17 до 21 часа.

10. Администрация вузов в планах социально-экономического развития учебного заведения должна предусматривать расширение сети общественного питания с увеличением посадочных мест и введением новых прогрессивных форм обслуживания.

VII. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

В составлении этого раздела приняли участие сотрудники кафедры физического воспитания I Московского медицинского института им. И.М. Сеченова (Б.Т. Романов, В.В. Пономарева, В.В. Чунин, Р.Л. Капелиович).

1. Кафедра физического воспитания должна планировать и обеспечивать занятия физической культурой (обязательные и факультативные) в объеме не менее 4 часов в неделю для студентов всех курсов обучения, с обязательным включением их в учебное расписание.

2. Занятия физической культурой можно проводить в любые дни недели.

3. В течение дня занятия физической культурой следует проводить в конце учебных занятий. Допустима организация занятий физической культурой в середине учебного дня.

При отсутствии возможности организовать физическое воспитание для всех курсов в конце учебного дня, лучший вариант должен быть предоставлен для студентов младших курсов.

4. Следует добиваться, чтобы каждый студент занимался физической культурой, помимо обязательной программы вуза, во внеучебное время не менее 5 — 7 час. в неделю.

5. Медицинское обследование студентов, обеспечение физического воспитания, врачебно-педагогические требования, санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями занятий физической культурой и спортом осуществлять в соответствии с санитарными правилами и нормативными положениями (Приложение 1, пункты 17, 18, 21, 22).

6. В зависимости от состояния здоровья, функционального состояния организма и физической работоспособности студенты для учебных занятий физическим воспитанием зачисляются в соответствующую медицинскую группу (основная, подготовительная, специальная, лечебная) (табл. 2).

Санитарные правила студенты

Настоящие Правила определяют основные санитарные требования к проектируемым, строящимся, реконструируемым и существующим общежитиям независимо от их ведомственной принадлежности.

2. Нормативные ссылки

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании с изменениями и дополнениями, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.98 N 680.

СанПиН 42-121-4719-88 «Санитарные правила устройства, оборудования и содержания общежитий для рабочих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ».

СНиП 2.08.01-89* «Жилые здания».

МГСН 3.01-96 «Жилые здания».

МГСН 2.06-99 «Естественное, искусственное и совмещенное освещение».

МГСН 2.05-99 «Инсоляция и солнцезащита».

ГН 2.1.6.695-98 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».

СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий» (таблица 9).

СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» (таблица 3).

«Санитарные правила и нормы защиты населения г. Москвы от электромагнитных полей передающих радиотехнических объектов» N 6-96 от 04.07.96 (таблица 1).

Нормативы Москвы по эксплуатации жилищного фонда. Работы по уборке лестничных клеток жилых домов и обслуживанию мусоропроводов — ЖНМ-96-01/7 (приложение 8).

3. Общие требования

3.1. Ответственность за выполнение настоящих Правил возлагается на администрацию общежития, а также предприятия, учреждения или организации, в ведении которых находится общежитие.

3.2. Контроль за выполнением санитарных правил в общежитиях, принадлежащих предприятиям, организациям и учреждениям министерств и ведомств, имеющих в своем составе ведомственную санитарную службу, возлагается на органы и учреждения этой службы.

3.3. Ввод в эксплуатацию общежитий, законченных строительством, реконструированных, а также заселение общежитий после проведенного капитального ремонта допускается только с разрешения санитарно-эпидемиологической службы. Любая перепланировка, изменение площадей подлежат обязательному согласованию с санитарно-эпидемиологической службой.

3.4. Размещение в общежитиях каких-либо сторонних организаций, сдача этажей или отдельных помещений в аренду без разрешения санитарно-эпидемиологической службы не разрешаются. При решении вопроса о сдаче помещений в аренду отдавать предпочтение мини-прачечным и службам быта.

3.5. Заселение и прописка проживающих в общежитии производится с учетом санитарной нормы площади на одного проживающего в общежитии (в том числе на детей в семейных общежитиях) с обязательным оформлением санитарного паспорта на общежитие.

3.6. Вселяемые в общежитие лица должны пройти предварительный медицинский осмотр и иметь справку органов здравоохранения о возможности проживания в общежитии по состоянию здоровья.

3.7. Заключения о возможности перевода общежитий в жилой фонд могут выдаваться санэпидслужбой только для общежитий квартирной планировки при условии заселения каждой квартиры одной семьей.

4. Требования к участку и территории общежития

4.1. Выбор земельного участка для размещения общежития должен проводиться при участии территориальной санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с проектом планировки жилого квартала и генеральным планом застройки населенного пункта. При необходимости на земельном участке должны быть проведены инженерно-технические и другие мероприятия, обеспечивающие рациональное размещение здания общежития.

4.2. Размер земельного участка должен рассчитываться с учетом количества проживающих в общежитии при условии обеспечения всеми элементами благоустройства по нормам для жилых зданий.

4.3. Территория общежития должна быть благоустроена, озеленена, оборудована инженерно-техническими приспособлениями для полива зеленых насаждений, проездов и тротуаров с удалением талых и ливневых вод, иметь электрическое освещение. Проезды и пешеходные дорожки должны иметь твердое покрытие.

4.4. Функциональное зонирование территории общежития должно обеспечить соблюдение гигиенических нормативов физических факторов (шум, инсоляция, электромагнитные поля, метеофакторы и т.д.) и химических веществ.

4.5. На территории должны быть выделены и оборудованы площадки для отдыха, занятий спортом и хозяйственно-бытовой деятельности. При общежитиях для семейной молодежи должны быть выделены и оборудованы изолированные детские игровые площадки.

4.6. Территория общежитий должна содержаться в соответствии с санитарными правилами содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, систематически убираться, поливаться водой с целью предотвращения пылеобразования, а при необходимости должна вестись борьба с гололедом.

4.7. Для установки мусоросборников должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая удобный подъездной путь для автотранспорта. Расстояние от мусоросборников до здания общежития, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м. Тип и количество мусоросборников устанавливаются в зависимости от способа удаления мусора и бытовых отходов по согласованию с санэпидслужбой. При наличии в здании общежития мусорокамеры, обеспечивающей установку в ней необходимого количества мусоросборников, устройство специальной площадки для мусоросборников необязательно.

4.8. Мусоросборные камеры должны быть обеспечены удобными подъездами для транспорта и средствами малой механизации, должны иметь подводку горячей и холодной воды с трапом в полу, присоединяемым к системе канализации, с соответствующим уклоном к отверстию трапов. Стены камеры должны быть облицованы керамической плиткой, потолок окрашен масляной краской. Мусоросборная камера и ствол мусоропровода должны быть обеспечены естественной вытяжной вентиляцией, осуществляемой через ствол мусоропровода.

5. Требования к архитектурно-планировочным

и конструктивным решениям зданий и помещений

5.1. Для строительства общежитий должны применяться типовые или индивидуальные проекты, разработанные в соответствии с МГСН 3.01-96 и действующим СНиПом «Жилые здания».

5.2. Все вновь проектируемые, строящиеся и реконструируемые общежития должны иметь холодное и горячее водоснабжение, канализацию, центральное отопление, мусоропровод, лифт и другие необходимые инженерные коммуникации. Лифтом оборудуются здания более пяти этажей, мусоропроводом — более трех этажей.

5.3. Не допускается переоборудование под общежития и заселение помещений, расположенных в подвальных и цокольных этажах, а также помещений, не имеющих достаточного естественного освещения, центрального отопления, водоснабжения.

5.4. В общежитиях должны быть предусмотрены и выделены жилые комнаты, помещения культурно-бытового назначения и подсобные помещения.

5.5. Жилые комнаты в общежитиях должны быть сгруппированы, но не более 10 жилых комнат в блоке при коридорной системе и не более 3 комнат при квартирной системе. Каждый блок должен иметь кухню и санитарный узел, а также душевые, которые могут быть общими для нескольких блоков.

5.6. Не допускается размещение санузлов, умывальников, душевых над жилыми комнатами и непосредственно примыкающими к ним, мусорокамер — под жилыми помещениями, а также примыкание мусоропроводов и электрощитовых к жилым комнатам. Не допускается крепление санитарно-технических приборов непосредственно к стенам, ограждающим жилые комнаты.

5.7. Жилые комнаты общежитий следует предусматривать на 2-3 человека, площадь определяется из расчета не менее 6,0 кв. м на одного человека. Высота жилых помещений должна быть не менее 2,5 м. Ширина жилых комнат должна быть не менее 2,2 м.

5.8. Жилые комнаты должны быть непроходными, с выходом в коридор непосредственно или через переднюю. Двери жилых комнат должны открываться вовнутрь и иметь уплотняющие прокладки в притворах.

5.9. Жилые комнаты должны иметь встроенные шкафы для хранения домашней одежды, белья, обуви. Количество отделений в шкафах должно быть равно количеству спальных мест в комнате.

5.10. Вспомогательные и санитарно-бытовые помещения в многоэтажных общежитиях, в частности туалеты, умывальные (раздельные для мужчин и женщин), постирочные, гладильные, комнаты для сушки белья, общие кухни, комнаты для хранения уборочного инвентаря, должны быть предусмотрены на каждом этаже.

5.11. Помещения медицинского пункта, изолятора, буфета следует размещать на 1-м этаже. Помещения для культурно-массовых предприятий, бытового обслуживания и административные целесообразно размещать на 1-м и 2-м этажах с максимальной изоляцией от жилых помещений. Комнаты для занятий студентов следует размещать обособленно от помещений, являющихся источниками шума. Комнаты для спортивных занятий следует размещать на 1-м или в цокольном этажах. В цокольных этажах разрешается размещение общих постирочных, душевых, кладовых для хранения хозяйственного инвентаря и грязного белья, помещений для сушки одежды и обуви, технических и других подсобных помещений.

5.12. Постирочная должна быть отделена от коридоров шлюзом, ограждающие конструкции постирочных должны быть водо- и паронепроницаемыми. В общежитиях на 200 человек и более следует предусматривать прачечные самообслуживания, сблокированные с помещениями для сушки и глаженья белья и одежды.

5.13. В общежитиях-комплексах на 1500 и более мест целесообразно предусматривать общие помещения для учебных занятий, культурно-массовых и спортивных мероприятий, бытового обслуживания и общественного питания (столовая, буфет с подсобными помещениями), которые выносятся в изолированный блок или отдельное здание, соединенное с основным зданием общежития теплым переходом (галереей). В общежитиях-комплексах следует предусматривать медпункт. Площадь палаты изолятора определяется из расчета 7 кв. м на одну койку. В каждой палате должно быть не более 2 коек, отдельный санитарный узел с унитазом, умывальником и душем. Одноместные палаты предусматриваются из расчета 9 кв. м на одну койку. Медицинский изолятор должен иметь отдельный вход из коридора со шлюзом и выход наружу с тамбуром.

5.14. В общежитиях для семейной молодежи должны предусматриваться однокомнатные секции с жилой площадью не менее 12 кв. м, с кухней не менее 5,0 кв. м, передней и санузлом, оборудованным ванной, унитазом и умывальником. В вестибюле должна быть дополнительная площадь для колясочной.

6. Требования к оборудованию и оснащению помещений

6.1. Каждая жилая комната должна быть обеспечена твердым и мягким инвентарем в соответствии с Типовыми нормами оборудования общежитий мебелью, постельными принадлежностями и другим инвентарем.

6.2. Покрытия столов, тумбочек, спинок кроватей, полок и другой мебели должны быть гладкими, легкодоступными для влажной уборки и дезинфекции.

6.3. Кухни должны быть оборудованы плитами, мойками, столами, шкафами. Оборудование устанавливается из расчета 1 конфорка газовой плиты на 5 человек, 1 конфорка электрической плиты на 3 человека; 1 мойка и 1 стол на 8 человек.

6.4. В постирочных должна быть подводка холодной и горячей воды, соответствующее для стирки оборудование должно быть легкодоступным для применения чистящих и дезинфицирующих средств.

6.5. Комнаты для сушки белья и одежды должны быть оборудованы устройствами для сушки одежды, стеллажами и вешалками.

6.6. Комнаты для чистки и глаженья одежды должны быть оборудованы раковинами-мойками, столами для глаженья, утюгами и электрическими розетками.

6.7. Для хранения чистого и грязного белья должны быть выделены отдельные помещения, размещение которых должно исключать пересечение потоков движения чистого и грязного белья. Кладовые для хранения белья оборудуются полками с гигиеническим покрытием, доступным для влажной уборки и дезинфекции, а также стеллажами, столами для подборки и сортировки белья. В грязной бельевой обязательна подводка горячей и холодной воды. Должны быть предусмотрены шкафчики для раздельного хранения личной и специальной одежды кастелянш.

6.8. Камеры хранения личных вещей, кладовые хозяйственного и другого инвентаря оборудуются стеллажами или полками.

6.9. Помещения для занятий оснащаются столами, стульями и другим оборудованием, необходимым для домашних занятий.

6.10. Столовые, буфеты, помещения для культурно-массовой работы, помещения для занятий спортом, помещения бытового обслуживания, медпункт, изолятор и другие оборудуются в соответствии с нормативами для этих помещений.

6.11. Общежития следует оснащать системами и средствами механизации процессов уборки помещений, мытья окон, стен, стирки белья и др., максимально облегчающими трудоемкие работы, а также обеспечивать необходимым набором уборочного инвентаря, промаркированного в соответствии с назначением.

6.12. Все санитарно-техническое, технологическое, медицинское и другое оборудование, приборы, мебель и инвентарь должны соответствовать действующим нормативно-техническим документам и эксплуатироваться с соблюдением их требований. Вышедшие из строя оборудование, мебель, инвентарь подлежат срочному ремонту или замене. Не допускается загромождение жилых и вспомогательных помещений, а также коридоров и холлов списанным, неиспользуемым или неисправным оборудованием мебелью и инвентарем.

7. Требования к внутренней отделке помещений

7.1. Материалы, используемые для внутренней отделки помещений общежитий, должны иметь гигиеническое заключение органов Госсанэпиднадзора РФ (разрешены для применения органами здравоохранения).

7.2. В кладовых чистого и грязного белья, а также в помещениях с влажным режимом стены должны быть облицованы глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами; полы покрыты линолеумом, пластиком или керамической плиткой.

7.3. Поверхности стен, перегородок, отделочных материалов, столярных изделий (дверей, окон) и покрытий должны быть гладкими, легко очищаемыми, доступными для текущей уборки. Дефекты в отделке помещений (разбитая облицовочная плитка, нарушение целости линолеума и других покрытий, столярных изделий и т.д.) должны устраняться безотлагательно.

8. Требования к отоплению, вентиляции

и внутренней среде помещений

8.1. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха должны обеспечивать благоприятные микроклиматические условия среды, нормативный состав и качество воздуха в помещениях общежития.

8.2. Система отопления должна обеспечивать равномерный прогрев воздуха в течение всего отопительного периода.

8.3. В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, конвекторы, навесные панели (для водяного централизованного отопления) и другие приборы в зависимости от принятой системы отопления.

8.4. Нагревательные приборы должны располагаться преимущественно под световыми проемами, быть легкодоступными для уборки. При водяном отоплении средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80 град. С.

8.5. Естественная вентиляция помещений жилой секции осуществляется через форточки, фрамуги, специальные створки, вентиляционные каналы и другие приспособления. Вытяжные отверстия каналов, оборудованные декоративными решетками, устраиваются на кухнях и в санузлах.

8.6. Приточно-вытяжной механической вентиляцией оборудуются помещения душевых, постирочной, сушки и глаженья белья, медицинского изолятора.

8.7. Входные тамбуры в общежитиях должны быть оборудованы тепловыми завесами, задействованными в отопительный период.

8.8. Воздухозаборная шахта должна быть расположена вдали от возможных источников загрязнения воздуха.

8.9. Вентиляционные камеры должны размещаться в изолированных помещениях технических этажей. Вентиляторы должны устанавливаться с учетом шумо- и виброзащитных требований.

8.10. Профилактический осмотр, ремонт и испытания систем отопления и вентиляции должны проводиться не реже 1 раза в год с оформлением акта.

8.11. Работа систем отопления и вентиляции должна обеспечивать оптимальный тепловой и воздушный режим в рабочей и обслуживаемой зонах, жилых и подсобных помещениях общежития: температура воздуха +20. 22 град. С при влажности 30-45% и скорости движения воздуха 0,1-0,15 м/сек. в отопительный период года и +22. 25 град. С при скорости движения воздуха не более 0,25 м/сек. и влажности 30-60% в теплый период года.

8.12. Концентрации вредных примесей в воздухе помещений общежития не должны превышать Предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест ГН 2.1.6.695-98 (с ориентацией на среднесуточные концентрации).

8.13. В жилых помещениях общежития уровни вибрации от внутренних и внешних источников должны соответствовать требованиям СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий» (табл. 9). Корректированный уровень виброускорения не должен превышать 72 дБV.

8.14. Уровень шума в жилых комнатах общежития не должен превышать в дневное время 45 дБА, в ночное время 35 дБА; на территории, прилегающей к зданию общежития, уровень звука не должен превышать в дневное время 60 дБА, в ночное время 50 дБА согласно СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» (табл. 3).

8.15. Уровни электрических и электромагнитных полей не должны превышать допустимых уровней, установленных Санитарными правилами и нормами защиты населения г. Москвы от электромагнитных полей передающих радиотехнических объектов (таблица 1) N 6-96 от 04.07.96.

9. Требования к освещению и инсоляции помещений

9.1. Все жилые, подсобные помещения общежитий, а также общие коридоры и холлы должны иметь естественное освещение.

9.2. Освещение должно соответствовать назначению помещений, быть достаточным, регулируемым и безопасным, не оказывать слепящего действия, а также неблагоприятного влияния на человека и внутреннюю среду помещения.

9.3. Естественное освещение следует принимать согласно требованиям МГСН 2.06-99 «Естественное, искусственное и совмещенное освещение». Нормируемые коэффициенты естественного освещения (КЕО) в жилых комнатах общежития:

— при естественном освещении — не менее 0,5%;

— при совмещенном освещении — не менее 0,3%.

9.4. Ширина простенков между световым проемом и поперечной стеной в жилых комнатах не должна превышать 1,4 м, за исключением случаев размещения окон в двух наружных стенах угловой комнаты. Глубина жилых комнат при одностороннем освещении должна быть не более 6 м и не превышать двойной ширины (глубина эркера при этом не учитывается).

9.5. Длина общих коридоров, освещаемых только с торцов, не должна превышать при освещении с одного торца 20 метров, при освещении с двух торцов — 40 метров. При большей длине коридоров должно быть предусмотрено дополнительное естественное освещение через холлы. Расстояние между холлами не должно превышать 20 м, а между холлами и оконными проемами в торцах коридора 30 м.

9.6. Во избежание затенения жилых комнат деревья с широкой кроной должны сажаться не ближе 10 м от здания.

9.7. Ориентация окон жилых помещений должна обеспечивать режим инсоляции в соответствии с МГСН 2.05-99 «Инсоляция и солнцезащита» не менее чем в 60% комнат на уровне 2 часов, кроме комнат, ориентированных на сектор горизонта с азимутом 235-285 град., где допускается снижение до 1 ч 30 мин.

9.8. Общее искусственное освещение должно быть предусмотрено во всех без исключения помещениях. В жилых комнатах, кухнях, отдельных помещениях культурно-бытового назначения должно быть предусмотрено также и местное освещение отдельных функциональных зон.

9.9. Для освещения жилых помещений могут быть использованы как лампы накаливания, так и люминесцентные лампы. Освещенность рабочих поверхностей должна быть не менее 100/150 лк.

9.10. Для обеспечения местного освещения во всех помещениях должны быть установлены штепсельные розетки в необходимом количестве.

9.11. Конструкции светильников общего и местного освещения должны обеспечивать защиту глаз от слепящей яркости и безопасность при использовании.

9.12. Осмотр и очистку осветительных установок общего освещения в основных помещениях следует производить не реже 1 раза в месяц; светильников общего освещения лестниц, вестибюлей, холлов, подъездов, подсобных помещений — 1 раз в 3 месяца. Чистка светильников должна совмещаться с заменой вышедших из строя элементов светильников.

10. Санитарно-гигиенические требования

по содержанию помещений

10.1. Все помещения, оборудование и мебель в общежитии должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений должна проводиться ежедневно маркированным инвентарем. Паркетные полы натираются мастикой не реже 2 раз в месяц. Полы и сантехприборы в туалетах, умывальнях следует мыть горячей водой с применением моющих и дезинфицирующих средств, приготовленных и хранящихся в соответствии с инструкциями по их использованию, имеющих разрешение к применению органов Госсанэпиднадзора. Уборку душевых следует проводить после каждого использования в конце дня.

10.2. Генеральная уборка всех помещений (обметание стен и потолков, мытье полов, панелей, окон и дверей, оборудования, мебели, очистка от пыли и грязи отопительных приборов, светильников и т.д.) должна проводиться 1 раз в месяц.

10.3. Оконные стекла должны очищаться и тщательно мыться по мере загрязнения, но не реже 1 раза в квартал.

10.4. В помещениях общежития должны быть установлены урны для мусора и других бытовых отходов с соответствующей маркировкой. На кухнях устанавливаются плотно закрывающиеся и легко очищающиеся емкости для пищевых отходов, которые должны освобождаться ежедневно по мере наполнения.

10.5. Уборка и удаление мусора из мусороприемных камер должны проводиться ежедневно. Очистка и дезинфекция всех элементов ствола мусоропровода, дезинфекция мусоросборников — не реже одного раза в месяц.

10.6. Мягкий инвентарь (матрасы, подушки, одеяла) должен быть закреплен за проживающими и подвергаться дезинфекции ежегодно, а также при выдаче ранее использованного инвентаря вновь вселяемым лицам.

10.7. Смена постельного белья должна производиться по мере загрязнения, но не реже 1 раза в 7 дней.

10.8. Ежегодно до начала зимнего сезона все помещения общежитий должны быть отремонтированы и утеплены.

10.9. Администрация общежития обязана обеспечить ежедневный обход всех помещений общежития с целью выявления недостатков по их эксплуатации и санитарному содержанию и принимать своевременные меры по их устранению. В случае выявления больных администрация должна немедленно отправлять их в медицинский изолятор с одновременным вызовом врача.

10.10. Администрация общежития обязана заключать договоры на проведение профилактической обработки помещений против насекомых и грызунов только с организациями, имеющими лицензию на право проведения данных работ.

10.11. В случае использования в общежитии люминесцентных ламп для искусственного освещения администрация обязана заключать договор на утилизацию ламп, вышедших из строя, с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.

10.12. Администрация общежития должна заключать договор на вывоз твердых бытовых отходов с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.

10.13. Обслуживающий персонал общежития должен быть обеспечен спецодеждой и соблюдать правила личной гигиены.

10.14. Администрация должна обеспечить гигиеническое обучение и аттестацию персонала общежития, а также оформление личных медицинских книжек установленного образца. Лица, не прошедшие обучение, к работе не допускаются.

10.15. В каждом общежитии должен быть санитарный журнал (прошнурованный, пронумерованный и скрепленный печатью территориального центра госсанэпиднадзора) или папка с пронумерованными актами санитарных обследований.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: хвойные балансы по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Смотрите еще:

  • Нотариус а бибирево Первая юридическая консультация метро Бибирево (рядом с метро) телефоны: (8-925) 589-76-92, (8-495) 589-76-92, (8-499) 205-23-10 НАШИ КОНТАКТЫ Адрес: ул. Пришвина, дом 12, корпус 2 Телефон: (8-925) 589-76-92, (8-495) 589-76-92, […]
  • Вахта для женщин с проживанием и питанием Работа вахтой в Москве с проживанием Разнорабочий - 80 000 руб ООО " Промо склад" - график работы по 9, 12 часов - вахта с проживанием - вахта разнорабочим от прямого работодателя Требования к кандидату - работа на складе - возможно […]
  • Правила торговли хлебом Правила торговли хлебом Документ : Розничная торговля хлебобулочными изделиями от "а" до "я" Розничная торговляхлебобулочными изделиямиот "а" до "я" Порядок приемки, хранения и реализации хлебобулочных изделий регламентируется […]
  • Приказ 462 минобрнауки от 14062013 Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 “Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией” В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 […]
  • Консультация юриста 2 Продажа 1/2 доли в квартире Здравствуйте. Я являюсь собственником 1/2 доли в квартире, посылала по почте уведомление второму собственнику квартиры о намерении продать 1/2 долю но собственник отказывается получать на почте ценное […]
  • Анна петровна адвокат Адвокат Надточиева Анна Петровна в Николаеве Задача моей адвокатской деятельности - предоставление профессиональной правовой помощи любой сложности, как гражданам, так и юридическим лицам. Я помогу Вам в кратчайшие сроки решить Ваши […]
  • Генетическая экспертиза где Федеральное государственное бюджетное учреждение Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздрава России Молекулярно-генетическая идентификация и установление родства Нормативные документы Виды экспертной […]
  • Мера воздействия применяемая к нарушителям установленных правил норм Мера воздействия применяемая к нарушителям установленных правил норм ТЕСТ «Человек и закон» Вариант 1 Часть А: Выбери один правильный ответ из предложенных вариантов: А1. Совокупность норм и правил, отражающих представления о должном […]