Закон о окружающей среде рб

Официальные документы

Немаловажное значение в обеспечении конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду имеет постоянное и своевременное совершенствование природоохранного законодательства. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды как государственным органом, реализующим государственную политику в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, проводится активная нормотворческая работа, направленная на правовое регулирование общественных отношений по охране и использованию компонентов природной среды, обеспечению экологической безопасности государства.

Принятие в 1992 году Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» послужило началом формирования в республике самостоятельной отрасли законодательства – законодательства об охране окружающей среды. В 2002 году этот Закон был кардинально пересмотрен и изложен в новой редакции.

В настоящее время действуют более 15 законодательных актов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды, в частности Водный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о недрах, Законы Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха», «Об обращении с отходами», «О гидрометеорологической деятельности», «О растительном мире», «Об охране озонового слоя», указы Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде», от 24 июня 2008 г. № 349 «О критериях отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности».

Кроме того, Республика Беларусь является участницей около 20 международных конвенций в области охраны окружающей среды. В этой области за последнее десятилетие ею заключено более 40 международных договоров как двухсторонних, так и многосторонних.

Правовые предписания законодательных актов в сфере охраны окружающей среды реализуются через постановления Правительства и постановления республиканских органов государственного управления, прежде всего, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

www.minpriroda.gov.by

Закон РБ Об охране окружающей среды

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ГЛАВА 3
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЭКОЛОГОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ РЕШЕНИЙ, ОТЧЕТОВ ОБ ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДОКЛАДОВ ПО СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ

ГЛАВА 5
НОРМИРОВАНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, ТЕХНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ

ГЛАВА 6
ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ГЛАВА 7
ОХРАНА ОЗОНОВОГО СЛОЯ. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КЛИМАТ

ГЛАВА 8
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

ГЛАВА 9
ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ И ОБЪЕКТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСОБОЙ ИЛИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОХРАНЕ, НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕТЬ, БИОСФЕРНЫЕ РЕЗЕРВАТЫ

ГЛАВА 10
ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

ГЛАВА 11
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ГЛАВА 12
УЧЕТ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ДАННЫХ О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ВОЗДЕЙСТВИЯХ НА НЕЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ГЛАВА 13
ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ГЛАВА 14
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ГЛАВА 15
КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГЛАВА 16
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ГЛАВА 17
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

kodeksy-by.com

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 26 ноября 1992 года №1982-XII

Об охране окружающей среды

(В редакции Законов Республики Беларусь от 29.01.1993 г. №2143-XII, 17.07.2002 г. №126-З, 29.10.2004 г. №319-З, 19.07.2005 г. №42-З, 31.12.2005 г. №80-З, 29.06.2006 г. №137-З, 20.07.2006 г. №162-З, 07.05.2007 г. №212-З, 13.06.2007 г. №238-З, 21.12.2007 г. №298-З, 08.07.2008 г. №367-З, 10.11.2008 г. №444-З, 02.07.2009 г. №32-З, 31.12.2009 г. №114-З, 06.05.2010 г. №127-З, 31.12.2010 г. №228-З, 17.05.2011 г. №260-З, 22.12.2011 г. №326-З, 22.01.2013 г. №18-З, 16.06.2014 г. №161-З, 24.12.2015 г. №333-З, 18.07.2016 г. №399-З, 17.07.2017 г. №51-З)

Охрана окружающей среды является неотъемлемым условием обеспечения экологической безопасности, устойчивого экономического и социального развития общества.

Настоящий Закон устанавливает правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов и направлен на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду.

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе, и их определения

В настоящем Законе используются следующие основные понятия и их определения:

антропогенный объект – объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

биосферный резерват – часть территории Республики Беларусь, включающая отдельные особо охраняемые природные территории (их части) и (или) природные территории, подлежащие специальной охране (их части), а также иные территории, на которых целенаправленно стимулируется рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов путем применения элементов экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования при осуществлении природоохранных мероприятий, отдельных видов хозяйственной и иной деятельности;

биотоп – природный объект (участок территории или акватории) с однородными экологическими условиями, являющийся местом обитания сообщества тех или иных видов диких животных и произрастания дикорастущих растений;

благоприятная окружающая среда – окружающая среда, качество которой обеспечивает экологическую безопасность, устойчивое функционирование естественных экологических систем, иных природных и природно-антропогенных объектов;

воздействие на окружающую среду – любое прямое или косвенное воздействие на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к изменению окружающей среды;

вред, причиненный окружающей среде, – имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды или отдельных компонентов природной среды, природных или природно-антропогенных объектов, выразившееся в их загрязнении, деградации, истощении, повреждении, уничтожении, незаконном изъятии и (или) ином ухудшении их состояния, в результате вредного воздействия на окружающую среду, связанного с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства Республики Беларусь;

вредное воздействие на окружающую среду – любое прямое либо косвенное воздействие на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным изменениям окружающей среды;

государственный кадастр природных ресурсов – систематизированный свод данных о количественных и качественных характеристиках природных ресурсов, их экономической оценке и использовании;

естественная экологическая система – объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (объекты растительного и животного мира) и неживые ее компоненты взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;

загрязнение окружающей среды – поступление в компоненты природной среды, нахождение и (или) возникновение в них в результате вредного воздействия на окружающую среду вещества, физических факторов (энергия, шум, излучение и иные факторы), микроорганизмов, свойства, местоположение или количество которых приводят к отрицательным изменениям физических, химических, биологических и иных показателей состояния окружающей среды, в том числе к превышению нормативов в области охраны окружающей среды;

загрязняющее вещество – вещество или смесь веществ, поступление которых в окружающую среду вызывает ее загрязнение;

качество окружающей среды – состояние окружающей среды, характеризующееся физическими, химическими, биологическими и (или) иными показателями или их совокупностью;

компоненты природной среды – земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (экологический контроль) – система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды;

Красная книга Республики Беларусь – список редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории Республики Беларусь видов, в том числе подвидов, разновидностей (далее – виды) диких животных и дикорастущих растений;

мониторинг окружающей среды – система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

наилучшие доступные технические методы – технологические процессы, методы, порядок организации производства продукции и энергии, выполнения работ или оказания услуг, проектирования, строительства и эксплуатации сооружений и оборудования, обеспечивающие уменьшение и (или) предотвращение поступления загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов производства по сравнению с применяемыми и являющиеся наиболее эффективными для обеспечения нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при условии экономической целесообразности и технической возможности их применения;

национальная экологическая сеть – система функционально взаимосвязанных особо охраняемых природных территорий и природных территорий, подлежащих специальной охране, предназначенных для сохранения естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия, а также обеспечения непрерывности среды обитания объектов животного мира;

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду – нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ – нормативы, которые установлены для юридических лиц и граждан, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных и мобильных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

нормативы допустимых физических воздействий – нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов – нормативы, установленные в соответствии с показателями предельно допустимого содержания микроорганизмов в окружающей среде, несоблюдение которых приводит к причинению экологического вреда;

нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ – нормативы, установленные в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических и иных веществ в окружающей среде, несоблюдение которых приводит к причинению экологического вреда;

нормативы предельно допустимых физических воздействий – нормативы, установленные в соответствии с показателями предельно допустимого воздействия на окружающую среду тепла, шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий, несоблюдение которых приводит к причинению экологического вреда;

обладатель экологической информации – государственный орган, другая государственная организация, иное юридическое лицо, их должностные лица, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность, в результате которой формируется экологическая информация;

общественные обсуждения проектов экологически значимых решений, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке — комплекс обязательных мероприятий, обеспечивающих информирование граждан и юридических лиц о проектах экологически значимых решений, отчетах об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладах по стратегической экологической оценке, а также возможность выражения участниками общественных обсуждений их отношения к указанным проектам, отчетам, докладам в целях учета общественных интересов и соблюдения прав граждан и юридических лиц;

окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) – деятельность государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов и их воспроизводство, предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ликвидацию ее последствий;

оценка воздействия на окружающую среду — определение при разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации возможного воздействия на окружающую среду при реализации проектных решений, предполагаемых изменений окружающей среды, прогнозирование ее состояния в будущем в целях принятия решения о возможности или невозможности реализации проектных решений, а также определение необходимых мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

предоставление экологической информации – действия обладателей экологической информации, направленные на ее передачу государственным органам, иным юридическим лицам и гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, в силу обязанностей, возложенных на обладателей такой информации законодательством Республики Беларусь, или на основании договора о предоставлении специализированной экологической информации;

природная среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

природно-антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

природные ресурсы – компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

природный комплекс – функционально и естественно связанные между собой природные объекты, объединенные географическими и иными соответствующими признаками;

природный ландшафт – природный объект, состоящий из взаимодействующих компонентов природной среды, сформированных в единых природно-климатических условиях;

природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт, биотоп и составляющие их компоненты природной среды, сохранившие свои природные свойства;

природопользование – хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду;

причинение вреда окружающей среде – вредное воздействие на окружающую среду, связанное с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства Республики Беларусь, в том числе путем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод в водные объекты с превышением установленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ по одному или более загрязняющему веществу или в отсутствие таких нормативов, если их установление требуется законодательством Республики Беларусь, незаконного изъятия дикорастущих растений и (или) их частей, диких животных, других природных ресурсов;

распространение экологической информации – действия обладателей экологической информации, направленные на ее доведение до сведения государственных органов, других государственных организаций, иных юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, путем ее размещения в печатных изданиях, других средствах массовой информации, на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет или иными общедоступными способами;

рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов – пользование природными ресурсами таким образом и такими темпами, которые не приводят в долгосрочной перспективе к их истощению и тем самым позволяют сохранить их способность удовлетворять экономические, эстетические и иные потребности нынешнего и будущих поколений;

специализированная экологическая информация – экологическая информация, для предоставления которой требуется предварительная подготовка, включая сбор, обработку и анализ данной информации, в связи с тем, что ее подготовка не предусмотрена законодательством Республики Беларусь и она не содержится в государственном фонде данных о состоянии окружающей среды и воздействиях на нее;

стратегическая экологическая оценка — определение при разработке проектов стратегий, программ, градостроительных проектов возможных воздействий на окружающую среду (в том числе трансграничных) и изменений окружающей среды, которые могут наступить при реализации указанных стратегий, программ, градостроительных проектов с учетом внесения в них изменений и (или) дополнений;

такса для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, – условная единица денежной оценки размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде;

технологический норматив – норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, мобильных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции;

требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования, требования экологической безопасности) – предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды, нормативами в области охраны окружающей среды;

экологическая безопасность – состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от возможного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

экологическая информация – документированная информация, содержащая сведения о состоянии окружающей среды, воздействиях на нее и мерах по ее охране, а также о воздействиях окружающей среды на человека, состав которой определяется настоящим Законом, иными законодательными актами Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь;

экологическая информация общего назначения – экологическая информация, предназначенная для общего пользования в силу исполнения обладателями экологической информации обязанностей, возложенных на них законодательством Республики Беларусь, и распространяемая либо безвозмездно предоставляемая в соответствии с настоящим Законом;

экологически значимые решения – принимаемые государственными органами решения, указанные в части первой статьи 152 настоящего Закона, реализация которых оказывает воздействие на окружающую среду и (или) связана с использованием природных ресурсов;

экологически опасная деятельность – строительство, эксплуатация, демонтаж или снос объектов, иная деятельность, которые создают или могут создать ситуацию, характеризующуюся устойчивым отрицательным изменением окружающей среды и представляющую угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства;

экологический аудит – независимая комплексная документированная проверка соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований, в том числе нормативов и технических нормативных правовых актов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по снижению (предотвращению) вредного воздействия такой деятельности на окружающую среду;

экологический вред – вред, причиненный окружающей среде, а также вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, в результате вредного воздействия на окружающую среду;

экологический риск – вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для окружающей среды и вызванного вредным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 24.12.2015 г. №333-З, 18.07.2016 г. №399-З, 17.07.2017 г. №51-З)

Статья 2. Законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды

Законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов законодательства Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях, о гидрометеорологической деятельности, об охране озонового слоя, об обращении с отходами, а также в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду и иных актов законодательства Республики Беларусь, содержащих нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Правовой режим природных ресурсов и других компонентов природной среды регулируется законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель, об охране и использовании вод, об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, об охране и использовании недр, об охране и использовании животного мира, об охране и использовании растительного мира и иным законодательством Республики Беларусь.

При подготовке проектов актов законодательства Республики Беларусь не должно допускаться включение в них положений, реализация которых может повлечь усиление вредного воздействия на окружающую среду.

(Статья 2 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.07.2016 г. №399-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Основные задачи законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды

Основными задачами законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды являются:

обеспечение благоприятной окружающей среды;

регулирование отношений в области охраны природных ресурсов, их использования и воспроизводства;

предотвращение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;

улучшение качества окружающей среды;

обеспечение рационального (устойчивого) использования природных ресурсов.

Статья 4. Основные принципы охраны окружающей среды

Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и граждан, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдения права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;

обеспечения благоприятных условий для жизни и здоровья граждан;

научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства в целях обеспечения благоприятной окружающей среды;

охраны, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и их воспроизводства как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

предупредительного характера мер по охране окружающей среды и предотвращению вреда окружающей среде;

государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования;

платности специального природопользования и возмещения вреда, причиненного окружающей среде;

экономического стимулирования рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;

независимости контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;

(В абзац десятый статьи 4 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.01.2013 г. №18-З)

учета природных и социально-экономических особенностей территорий, в том числе режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий, природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов, при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритета сохранения естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов, биотопов и природных комплексов;

(В абзац двенадцатый статьи 4 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.01.2013 г. №18-З)

допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны окружающей среды;

обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан;

сохранения биологического разнообразия;

обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к юридическим лицам и гражданам, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность или планирующим ее;

презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования наилучших доступных технических методов и технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, с учетом экономических и социальных факторов;

запрещения хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды;

гласности в работе государственных органов, общественных объединений по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения граждан полной, достоверной и своевременной экологической информацией;

недопущения совмещения функций государственного регулирования, управления и контроля в области охраны окружающей среды и функций природопользования;

(В двадцать первый статьи 4 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.01.2013 г. №18-З)

ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды;

обеспечения пропаганды знаний в области охраны окружающей среды и природопользования и формирования экологической культуры;

международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.12.2011 г. №326-З)

Статья 5. Объекты отношений в области охраны окружающей среды

Объектами отношений в области охраны окружающей среды являются земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, околоземное космическое пространство, леса, растительный и животный мир в его видовом разнообразии, особо охраняемые природные территории и природные территории, подлежащие специальной охране, национальная экологическая сеть, биосферные резерваты, типичные и редкие природные ландшафты и биотопы, климат, естественные экологические системы, иные природные объекты, а также право природопользования.

(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.01.2013 г. №18-З)

base.spinform.ru

§ 4. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И МЕСТО В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Наличие большого объема нормативных правовых актов эколого-правового содержания подводит к мысли о необходимости создания единого акта, устанавливающего общие принципы и подходы в регулировании экологических отношений.

не окружающей среды» [36] .

Для признания за Законом «Об охране окружающей среды» характера головного закона важно видеть, что он своим правовым воздействием охватывает весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу окружающей среды. В этом законе как институты экологического права закрепляются все возможные правовые формы, в которых осуществляется взаимодействие общества с окружающей средой, и механизмы, посредством которых осуществляется охрана окружающей среды.

В условиях формирования системы эколого-правового регулирования признание того или иного механизма охраны окружающей среды только на уровне нормы головного закона достаточно для последующего развития правового института. По такому сценарию получили нормативно-правовое закрепление институты мониторинга окружающей среды, экологической экспертизы, учета в области охраны окружающей среды, экологического контроля, экологического аудита и др.

Главной целью Закона «Об охране окружающей среды» является отражение общего уровня правового воздействия на сферу, определяемую как «отношения в области окружающей среды».

Закон «Об охране окружающей среды» призван выполнять следующие задачи:

• определять круг общественных отношений, признаваемых обществом экологическими;

• устанавливать общие принципы экологического законодательства;

zzzz устанавливать нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду;

• устанавливать эколого-правовые институты и механизмы охраны окружающей среды;

• устанавливать требования, предъявляемые к хозяйственной деятельности с целью охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

• наделять граждан правами и обязанностями с целью обеспечения их экологического благополучия, в том числе правом на благоприятную окружающую среду, а также гарантиями соблюдения данных прав.

В силу круга регулируемых данным законом отношений он является актом, консолидирующим систему экологического законодательства. Однако в настоящее время Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды» в редакции от 17 июля 2002 г. не выполняет такой объединяющей роли, поскольку Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» устанавливает большую юридическую силу кодекса «по отношению к другим законам». Это положение лишает Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» его особого статуса, поскольку в системе экологического законодательства присутствуют четыре природоресурсных кодифицированных акта. Системное противоречие между ролью Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» как нормативного правового акта, который определяет в наиболее общем виде круг общественных отношений, регулируемых экологическим правом, и устанавливает общие принципы и механизмы обеспечения экологической безопасности, и местом, которое он занимает в иерархии источников права согласно Закону Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», не позволяющим рассматривать его в качестве головного закона в отрасли, предполагается разрешить принятием Экологического кодекса [37] . Работа над Экологическим кодексом рассматривается как одно из перспективных стратегических направлений экологической политики, предусмотренных Концепцией совершенствования законодательства Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2005 г. № 1460 утверждена Концепция проекта Экологического кодекса Республики Беларусь.

lawbook.online

Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»: месго и роль в системе экологического законодательства

Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды» в редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. с изменениями и дополнениями (далее — Закон) устанавливает правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов и направлен на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Основная задача Закона состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов. B качестве основных критериев охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности выступают установленные в Законе нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

Закон наделяет граждан правами и обязанностями с целью обеспечения их экологического благополучия, в том числе правом на благоприятную окружающую среду, а также гарантиями соблюдения данных прав.

C целью обеспечения охраны окружающей среды Закон устанавливает правовые механизмы, при помощи которых достигается качественное состояние окружающей среды, и эколого-правовые институты, включая и те из них, которые являются институтами также и иных правовых отраслей.

Существует правовая проблема определения места Закона в системе экологического законодательства. B силу того, что в системе экологического законодательства есть ряд кодифицированных законодательных актов (напр., Кодекс о земле, Водный, Лесной кодексы), Закон имеет меньшую юридическую силу по отношению к ним. Для устранения имеющегося противоречия принято решение о разработке Экологического кодекса Республики Беларусь.

lawbook.online

Смотрите еще:

  • Закон 319 от Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ"О внесении изменений в Федеральный закон "О […]
  • Дети сироты и верховный суд Дети сироты и верховный суд Н-на О.Ю. обратилась в суд к Муниципальному образованию «Алданский район» с иском о восстановлении в очереди в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, указывая, что в возрасте 15 лет она стала […]
  • Что такое стаж в отрасли Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 31 октября 2002 г. № 45 Об утверждении Инструкции об особенностях исчисления стажа работы по специальности (в […]
  • Свод правил для нижнего МЧС России СП 7.13130.2013 Свод правил отопление, вентиляция и кондиционирование требования пожарной безопасности Утвержден и введен в действие по делам гражданской обороны, и ликвидации последствий от 21 февраля 2013 г. N 116 СВОД […]
  • Нормативный страховой стаж это Страховой стаж в обязательном пенсионном страховании Российской Федерации "Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2008, N 5 Страховой стаж в обязательном пенсионном страховании Российской Федерации Закон о трудовых пенсиях […]
  • Ст 111 ук рф субъекты Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека: понятие, состав и виды Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека - это предусмотренное ст. 111 УК умышленное действие или бездействие виновного, опасное для жизни […]
  • Приказ мвд рф no 1025 ПРИКАЗ МВД РФ от 31.12.2009 N 1025 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ХРАНЕНИЯ ВЕЩЕЙ, ЯВИВШИХСЯ ОРУДИЯМИ СОВЕРШЕНИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТАМИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, И ДОКУМЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ ЗНАЧЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПО ДЕЛУ ОБЕ […]
  • Как получить гражданство в абхазии гражданину рф Абхазия и Россия – особенности приобретения гражданства Абхазия – удивительная страна с богатой культурой, интересной историей и прекрасными традициями. Россия и РА всегда находились в тесных взаимоотношениях. До 2008 года Российская […]