Правила дыхания при чтении

Дыхание при чтении — как правильно дышать во время скорочтения

Дыхание играет при чтении не маловажную роль. Неправильное дыхание влияет на скорость чтения. Правильному дыханию можно научиться с помощью специальных техник и упражнений.

Дыхание при чтении должно соответствовать эмоциональному настрою текста. Известно, что чем медленнее дыхание, тем более сосредоточен читатель, а чем чаще дыхание — тем он более тороплив. Поэтому управляя частотой сокращения легких вы можете привести себя в возбуждение или привести в спокойное состояние.

Приведу пример как нужно дышать из эзотерики:

Вопрос: Если читаю молитвы вслух, то сбиваюсь в дыхании, все звучит спутано, некрасиво, и с молитвенного настроя сбивает, не молишься уже. а дышишь.

Ответ: Молитва ко Господу должна быть безрассудно отчаянной — как будто, заблудившись в сумрачном лесу, во всю глотку кричите на все четыре стороны ПОМОГИТЕ ! Вы же тогда не задумываетесь как дышать?

Еще обязательно, чтобы ваше молитвенное прошение исходило от СЛОВА — нужно четко понимать и чувствовать ее детальное содержание, не бубнить ее формально, как магическое заклинание .

А правильность молитвенного настроя проверяйте так — молитва должна негромко исходить как бы глубоким грудным стонущим вздохом от сокрушенного сердца. И, как учат Святые Отцы, если почувствуете при этом теплоту в груди и подступающие слезы, знайте — вас посетил Ангел.

Скорочтение описание личного опыта

Пишет Вам один из тех людей, которые недовольны своим чтением и, конечно, скоростью восприятия и обработки информации. Я уже не раз пробовал освоить метод скорочтения но все время терпел неудачу, но сейчас немного другая ситуация, и моя последняя попытка дает уже довольно неплохие плоды. Желание попробовать еще освоить методику чтения появилось после того, как я прошел курсы английского языка и почувствовал, что у меня улучшились память, психология(хотя по специальности я инженер-физик, только что окончивший политехнический институт); но также это стремление связано с заманчивым предложением улучшить некоторые качества моего мозга. И если Вам не составит труда ответить на несколько вопросов, возникших в процессе месячного обучения, я буду очень Вам признателен.

1. Действительно ли проговаривание должно подавляться полностью или что-то остается? (К примеру, в процессе чтения я ощущаю какое-то слабое сопровождение, проговариванием это назвать нельзя — это что-то вроде шума, но иногда проскакивают отдельные слова или звуки начальных букв слов.)

2. Количество фиксаций при чтении зависит от усвоения матерела в тексте — да или нет?

Как дышать при чтении? Так, чтобы дыхание не мешало чтению.

Упражнение на расширение угла зрения на основе таблицы Шульте

Кликните мышкой по всем цифрам последовательно (0,1,2,3 . ),(а,б,в,г),(a,b,c,d,e)

Расширение угла зрения при помощи специальных таблиц — это одно из упражнений для достижения эффекта скорочтения. Некоторые методики скорочтения используют для этих целей табицы Шульте. Таблицы Шульте были разработаны для тренировки и тестирования уровня внимания у тренирующихся. Скорочтение – это эффективное скоростное чтение без снижения восприятия текста. Суть метода в том, чтобы отказаться от артикуляции, то есть внутреннего проговора прочитанных слов. Не спешите отказываться от метода. Вы либо смотрели текст очень быстро, либо не смогли выхватить ключевые слова в тексте. Особенность метода заключается в том, что при постоянной тренировке, со временем вы перестанете читать слово, а будете воспринимать его целиком, как картинку. Это отличный способ регулярно пополнять свой словарный запас.

Другие статьи с сайта «Больше, чем скорочтение»

Разделы:Скорочтение — как читать быстрее | Java тренинги — тренинги для мобильных устройств | Проговаривание слов и увеличение скорости чтения | Угол зрения — возможность научиться читать зиг-загом | Концентрация внимания — отключение посторонних шумов Медикаментозные усилители — как повысить концентрирующую способность мозга | Запоминание — как читать, запоминать и не забывать | Тест скорочтения — проверить скорость | Курс скорочтения — Выжимки из теории. Самое необходимое из того, что необходимо тренировать | Статьи на тему самосовершенствования | Книги и программы для скачивания | Иностранный язык — тренировка иностранных языков | Развитие памяти | Набор текстов десятью пальцами | Медикаментозное улучшение мозгов | About

magicspeedreading.com

Советы логопеда. Тренинги по постановке правильного дыхания при чтении текста

Мне, логопеду, часто приходится работать по исправлению произношения звуков, слов.

Неправильное произношение их в речи лишает её выразительности. Основные ошибки, которые допускают дети, неправильное дыхание.

Начинающему логопеду необходимо знать хотя бы основные моменты процесса дыхания и образования звуков речи.

Основной орган дыхания — л е г к и е. Кроме того, в процессе дыхания участвуют дыхательные пути, которые соединяют легкие с наружным воздухом, грудная клетка (точнее, межреберные мышцы), грудобрюшная преграда (диафрагма) и косые мышцы живота (брюшной пресс).

Сокращение диафрагмы содействует заполнению воздухом главным образом нижней (наиболее емкой) части легких. Работа межреберных мышц в основном расширяет их среднюю и нижнюю часть. Участие в процессе вдоха мышц живота обеспечивает поступление части взятого при вдохе воздуха в верхнюю часть легких.

В спокойном состоянии естественный, не управляемый нами процесс дыхания состоит из трех ритмически повторяющихся моментов: вдоха, выдоха и паузы (покоя, отдыха мышц).

Поскольку речь и чтение происходят на выдохе, его организация имеет решающее значение в постановке дыхания и голоса речевого и певческого.

Прежде всего, необходимо следить, чтобы во время чтения в легких всегда был некоторый запас воздуха, достаточный для создания струи выдоха, способной вызвать вибрацию голосовых связок. Полный выдох, израсходование всего запаса воздуха вредно отражается на легких. Кроме того, слабая струя выдоха непроизвольно компенсируется опасным для связок излишним их напряжением, а возникающая при этом естественная потребность во вдохе может создавать не предусмотренные читающим перерывы в чтении, нарушающие его плавность.

Не менее вреден и излишек воздуха в легких. Если при вдохе в легкие набрано максимально возможное количество воздуха (очень распространенная ошибка), то удержать его трудно, особенно если мышцы еще недостаточно натренированы. Кроме того, излишек воздуха может привести к такому раздуванию альвеол (легочных пузырьков), которое может вызвать их перерастяжение и потерю эластичности. При излишне полном вдохе воздух стремится сразу же вырваться наружу и, чтобы его удержать, опять-таки непроизвольно включаются голосовые связки, в них возникает излишнее и очень вредное перенапряжение, нередко приводящее к неточному, фальшивому звучанию голоса, к образованию на связках так называемых мозолей (узелков), а иногда и к потере голоса.

Суть постановки дыхания заключается не в умении набирать возможно больший запас воздуха при вдохе, а в умении нормальный, оптимальный запас его расходовать рационально. Это значит, что мышцы, участвующие в дыхании, не должны сразу после вдоха пассивно расслабляться. Их расслабление должно подчиняться нашей воле и по мере надобности происходить постепенно. В результате длительной и регулярной тренировки все эти процессы переходят в автоматические, происходят сами собой, не требуя специального внимания. В начале работы над дыханием управление выдохом должно быть основным объектом внимания занимающегося.Кстати сказать, правильно организованный тренаж заметно увеличивает и объем дыхания (объем легких), но главное – он увеличивает “длину” дыхания – возможность произнесения большого отрезка речи без необходимости пополнения запаса воздуха в легких.

Постановка дыхания – процесс сложный, требующий длительного времени и руководства специалиста.

Основные требования к тренировке дыхания:

  • При переходе от беззвучного выдоха к выдоху “озвученному” использовать средние, наиболее привычные ноты голоса.
  • При максимуме внимания к работе органов дыхания не допускать механически – бессмысленного чтения текстов.
  • Последовательность работы по постановке дыхания:

  • Упражнения на выработку умения управлять выдохом (тренировка равномерного выдоха).
  • Упражнения для тренировки мышц, участвующих в дыхании.
  • Упражнения на удлинение выдоха:
  • а) выдох на звуке (ф, ш, с, р), счет про себя;
    б) выдох на повторении слога (ма, мо, му; да, до, ду);
    в) выдох на повторении слова, близкого к использованному в предыдущих упражнениях слогу (мама, дуда и т.п.)
    г) выдох на счете вслух;
    д) упражнения на произнесение в два приема (с добором воздуха на паузе) двучленных пословиц и поговорок;
    е) упражнения на чтение одной, двух, трех и четырех стихотворных строк на одном выдохе;
    ж) упражнения на чтение нескольких стихотворных строк разной величины на одном выдохе;
    з) упражнения на чтение небольшого (3-4 строки) абзаца прозаического текста на одном выдохе;
    и) упражнения на чтение одной, двух, трех и т.д. стихотворных строк с большим количеством слогов (типа гекзаметра) на одном выдохе.

    Упражнения 1 и 2 вырабатывают умение управлять работой мышц, участвующих в дыхании, а их дальнейшее укрепление и собственно тренировка достигаются в ходе выполнения системы упражнений 3.

    Практические задания к теме “ Дыхание”

    Тренинг № 1. Проверив, полностью ли свободно и покойно вы себя чувствуете, сделайте активный, плотный выдох на п – ф – ф – ф … Следите за равномерностью и управляемостью выдоха: не выпускайте воздух, не давайте ему выходить, а пропускайте, процеживайте его через активные, упругие губы. Стремитесь к тому. Чтобы сила выдоха была постоянной, для чего важно не выдохнуть большую часть запаса воздуха из легких в самом начале, т.е. не дать мышцам сразу же расслабиться.

    Не тратьте на выдох весь запас воздуха, не выдувайте его через силу. Как только почувствуете, что для продолжения выдоха нужно прилагать дополнительные усилия, прекращайте его.

    Не торопитесь сделать новый вдох, подождите, пока захочется вдохнуть. Вдохнув (только через нос!), на секунду задержите дыхание, замрите в этом положении, затем снова упруго, плотно выдохните на п – ф –ф –ф …

    Тренинг № 2. Выдохните на п – ф – ф. Сделайте вдох на счет от одного до пяти таким образом, чтобы на счет 1 – 3 набрать воздух с помощью диафрагмы, на счет 4 добрать воздух с помощью расширения ребер, а на счет 5 подтянуть косые мышцы живота (принять положение “ смирно” — подтянуть живот).

    После секундной фиксирующей задержки – выдох на п – ф .

    Не стремитесь вдохнуть много воздуха, следите за тем, чтобы вдох был равномерным, плавным, без толчков. Толчкообразно происходит только сокращение косых мышц живота (на счет 5), но в это время вдох уже закончен. Толчок этот нужен лишь для того, чтобы воздух попал в верхушки легких и проветривал их.

    а) выдох на п – ф; б) пауза; в) вдох на счете – 1,2,3 – диафрагма, 4 – межреберные мышцы, 5 – косые мышцы живота; г) задержка; д) выдох на п – ф.

    Если вам не подчиняется диафрагма, надо потренировать ее отдельно. Спокойно лежа на спине, положите одну руку на границу между грудной клеткой и брюшной полостью и свободно подышите в этом положении. С помощью руки вы ощутите некоторый подъем, выпячивание живота при вдохе, вызываемое сокращением диафрагмы. Постарайтесь запомнить это ощущение для включения диафрагмы в работу и в положении сидя или стоя.

    При неподчинении или слабой работе межреберных мышц их тоже следует потренировать отдельно. Для этого (в положении стоя) прижмите руки к нижним ребрам ладонями вперед, большими пальцами назад (руки в боки). Почувствуйте ладонями расширение грудной клетки при вдохе и, запомнив это ощущение, используйте его в упражнении для включения в работу межреберных мышц.

    Во всех этих упражнениях, а также и в обычном, повседневном дыхании стремитесь к тому, чтобы выдох был примерно вдвое длительнее вдоха.

    Тренинг № 3. После того как на предыдущих упражнениях добьетесь подчинения вашей воле мышц, участвующих в дыхании, упражнение из № 2 можно варьировать по той же схеме следующим образом:

    а) выдох на п – ф;
    б) пауза;
    в) вдох на счете – 1,2,3 – диафрагма, 4 – межреберные мышцы, 5 – косые мышцы живота;
    г) задержка на счете – 6 , 7. д) выдох на звуке ф, или с, или ш, или р, или м.

    Варьировать вдох и задержку нет необходимости. Если иметь в виду конечную цель всех этих упражнений — процесс речи, — то надо вспомнить, что во время речи вдох обычно минимален по длительности, а задержка вообще мгновенна. Поэтому данное упражнение во всех его вариантах нужно нам лишь для овладения мышцами, для выработки навыка подчинять их работу нашей воле.

    Тренинг № 4. Добившись активной и продуктивной работы мышц, можно перейти к освоению вдоха, достаточно глубокого, но короткого.

    Глубина вдоха является непроизвольным следствием полноценного выдоха. Для того чтобы вдох сделать коротким, необходимо все мышцы, которые мы тренировали до сих пор раздельно, приучить работать одновременно.

    Поэтому схема последующих упражнений будет выглядеть так:

    а) выдох на п – ф;
    б) пауза; в) вдох (короткий, на счет “раз”);
    г) задержка (тоже короткая, на счет “ два”);
    д) выдох на произнесении слогов ма, мо, му; да, до, ду и т. п.

    Для самопроверки надо положить одну руку на диафрагму, а другую на нижние ребра и следить за тем, чтобы все мышцы активно работали. Поскольку сокращение косых мышц живота “перекрывает” внешне заметные последствия работы диафрагмы, то при вдохе с помощью руки, лежащей на диафрагме, вместо выпячивания ощущается лишь толчок и некоторое втягивание живота как следствие сокращения мышц брюшного пресса.

    Последующие варианты данного упражнения – выдох на повторении слов мама, дуда, дома, мода и т. п. После этого можно перейти к выдоху на счете вслух.

    Считать нужно достаточно громко, отчетливо произнося звуки и следя за тем, чтобы в короткие паузы между произнесением слов счета не происходило ни выдохов, ни вдохов.

    Тренинг № 5. Чтение пословиц и поговорок с расчленением их на две части.

    После выхода на п-ф и паузы сделайте короткий вдох и прочитайте первую часть пословицы или поговорки; после этого снова короткий вдох и чтение второй части. Если в легких остался значительный запас воздуха, сделайте вывод на п-ф и после паузы, вдоха и задержки на “раз” прочитайте пословицу в одном выдохе целиком. Если после чтения второй части пословицы потребности в выдохе не ощущается, сразу делай короткий вдох и после задержки читайте пословицу целиком.

    Тренинг №6. Чтение пословиц и поговорок на одном выдохе.

    После выхода на п-ф, паузы, вдоха и задержки на “раз” читайте пословицу целиком. Затем снова вдох, задержка и чтение пословицы (той же или следующей, если чтение предыдущей не вызывает никаких трудностей). В случае затруднений читайте сначала по частям, а потом целиком.

    За край родной иди бесстрашно в бой.
    Нет друга – ищи, а нашел – береги.
    Книга для ума – теплый дождь (дощ) для всходов.
    Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

    Рощи да леса – всему краю краса.
    Дружба и братство – дороже богатства.
    Где охота и труд, там поля цветут.

    Тренинг №7. Чтение предложения на одном выдохе.

    Выполняется аналогично предыдущему заданию. В случае затруднения на середине предложения можно также делать добор дыхания; в доборе воздуха участвует только диафрагма.

    Да здравствует солнце, да скроется тьма! (Пушкин.)

    И песня, и стих – это бомба и знамя. (Маяковский.)

    Дети разных народов, мы мечтою о мире живем. (Ошанин.)

    Тренинг №8. Чтение стихотворной строки на одном выдохе.

    После обычного выдоха на п – ф, паузы, короткого вдоха и задержки на “раз” читайте строку стихотворения, делайте добор дыхания и читайте следующую строку. После каждых четырех строк делайте полноценный вдох. Если после четвертой строки в легких остался излишек воздуха, сначала сбросьте его на п – ф, а потом делайте вдох межреберными мышцами и диафрагмой одновременно.

    После построчного чтения прочитайте выразительно стихотворение целиком.

    Задремали звезды золотые,
    Задрожало зеркало затона,
    Брезжит свет на заводи речные
    И румянит сетку небосклона.
    Улыбнулись сонные березки,
    Растрепали шелковые косы.

    Шелестят зеленые серёжки,
    И горят серебряные росы.
    У плетня заросшая крапива
    Обрядилась ярким перламутром
    И, качаясь, шепчет шаловливо:
    “С добрым утром!” (Есенин)

    Тренинг №9. Чтение прозаического текста по предложениям. Выполняется аналогично предыдущему заданию, только на одном выдохе читается предложение, а после добора воздуха – следующее. После чтения всего отрывка (и удаления излишка воздуха из легких на п – ф) сделайте полноценный вдох. Самые большие предложения в тексте отрывка сначала прочитайте по частям (пауза для добора дыхания отмечена вертикальной чертой, а затем целиком.

    В деревнях всюду появились большие стаи грачей. Зиму грачи провели на юге. Они очень спешили на родину / и в хорошую погоду делали перелеты по сотне километров в день. В пути их настигла сильная метель. Десятки, сотни слабых птиц выбились из сил и погибли в пути.

    Первыми долетели самые сильные. Теперь они отдыхают. Они важно расхаживают по дорогам / и усердно ковыряют крепкими носами землю. (Бианки. Грачи открыли весну.)

    Сначала прочитайте текст про себя, а потом вслух. Предложения, состоящие из двух частей, разделенных тире, читайте сначала по частям, а затем целиком. Прочитав по предложениям, читайте выразительно всю сказку.

    Вышел старик – годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик – годовик первый раз — и полетели пернатые три птицы. Повеял холод, мороз.

    Махнул старик – годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

    Махнул старик – годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали жать рожь.

    Махнул старик – годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпались частый дождь, залегли туманы.

    А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев; каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым – светло, махнет другой – станет темным – темно.

    (Даль. Сказка – загадка “Старик – годовик”.)

    Тренинг №10. Чтение двух стихотворных строк на одном выдохе. Добор воздуха делается после каждых двух строк. После каждых восьми строк – сброс излишка воздуха и обычный вдох.

    Русалка плыла по реке голубой,
    Озаряема полной луной;
    И старалась она доплеснуть до луны
    Серебристую пену волны.
    И шумя и крутясь колебала река
    Отраженные в ней облака;
    И пела русалка – и звук ее слов
    Долетела до крутых берегов.

    И пела русалка: “На дне у меня
    Играет мерцание дня;
    Там рыбок златые гуляют стада,
    Там хрустальные есть города;
    И там на подушке из ярких песков
    Под тенью густых тростников
    Спит витязь, добыча ревнивой волны,
    Спит витяь чужой стороны…”
    (Лермонтов. Русалка.)

    Чтение поочередно двух и трех стихотворных строк на одном выдохе.

    На паузе — \ — делается добор воздуха, на более длительной паузе — // — (после каждых пяти строк) делается вдох.

    Тренинг №11. Чтение возрастающего количества строк стиха на одном выдохе.

    После каждой части, отделенной паузой, сбрасывайте излишек воздуха (при его наличии) и делайте вдох.

    Вот кот,
    Который пугает и ловит синицу,
    Которая ловко ворует пшеницу,
    Которая в темном чулане хранится
    В доме,
    Который построил Джек./
    (Маршак. Дом, который построил Джек.)

    Тренинг №12. Чтение абзаца прозаического текста на одном выдохе.

    После каждого абзаца делайте вдох. При наличии излишка воздуха предварительно сбросьте его на п – ф.

    Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: “ Сломайте!”

    Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке.

    — Так – то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит.

    (Л. Толстой. Отец и сыновья.)

    Последовательное чтение одной, двух и т. д. стихотворных строк большого размера на одном выдохе.

    При чтении стихотворения после каждой строки делайте добор воздуха, а после четырех – вдох. Затем прочитайте стихотворение, делая добор воздуха в середине (после двух строк), а

    в конце – вдох. Сделав добор воздуха после первой строки, прочитайте на одном выдохе оставшиеся три, потом – вдох и прочитайте на одном выдохе все четыре строки.

    (Пушкин. На статую играющего в свайку.)

    Аналогично предыдущему упражнению прочитайте первые четыре строки стихотворения (на одном выдохе – сначала по строке, потом по две строки, затем одну и три и, наконец, все четыре). После этого таким же образом прочитайте следующие четыре строки, после чего (так же) – последние четыре строки.

    Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю
    Слугу, несущего мне утром чашку чаю,
    Вопросами: тепло ль Утихла ли метель
    Пороша есть иль нет И можно ли постель
    Покинуть для седла, иль лучше до обеда
    Возиться с старыми журналами соседа
    Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,
    И рысью по полю при первом свете дня;
    Арапники в руках, собаки вслед за нами;
    Глядим на бледный снег прилежными глазами;
    Кружимся, рыскаем и поздней уж порой,
    Двух зайцев протравив, являемся домой.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Дыхание — Техника речи

    Звучный, гибкий, красивый голос — это прежде всего правильно поставленное дыхание. Значит, дыхание нужно ставить? Да, это так.

    С одной стороны, дыхание — акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию газообмена в человеческом организме. Но, с другой стороны, дыхание процесс управляемый, когда оно непосредственно связано с произнесением речи. Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуковым) дыханием, и оно требует специальной тренировки.

    Современный человек зачастую утратил ритм естественного дыхания, которым в совершенстве владели наши предки. Их простой образ жизни на свежем воздухе, охота, рыбная ловля, земледелие, длительная ходьба, рубка леса и т.п. обеспечивали естественные упражнения для мышц, участвующих в дыхательном процессе.

    В век научно- технического прогресса, механизации, автоматизации труда и быта, человек часто не получает достаточного количества естественных упражнений для дыхательных мышц, что ведет к ослаблению функций некоторых органов, а в результате — поверхностное дыхание. Кроме того, напряженный умственный труд вынуждает ученых, научных работников, учащихся много часов подряд находиться в закрытых, душных помещениях, сидя за столом, что плохо сказывается на физическом развитии (узкие плечи, сутулость, впалая грудь), приводит к нарушению дыхательного процесса и, как следствие последнего, — к болезням верхних дыхательных путей, легких, к бронхиальной астме, атеросклерозу и т.п.

    Итак, социальные факторы вызвали биологические изменения в организме человека. Физиология не успевает приспосабливаться к изменениям окружающей среды, и поэтому мы должны искусственно помочь себе, тем более, что дыхание — одна из главных функций организма, важнейшее условие жизни. Поскольку же дыхание связано также и с голосообразованием и формированием речи, то овладение правильным дыханием необходимо для каждого преподавателя, лектора, чья работа связана с большой нагрузкой на речевой аппарат, тем более в условиях монологической речи.

    В зависимости от того, какие мышцы участвуют в дыхательном процессе, можно говорить о четырех типах дыхания.

    Верхнее дыхание , когда вдох и выдох совершаются за счет сокращения мышц, поднимающих и опускающих плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое поверхностное дыхание, при нем активно работают только верхушки легких.

    Грудное дыхание , когда процесс дыхания совершается за счет изменения поперечного объема грудной клетки вследствие сокращения межреберных мышц. При этом диафрагма — главная дыхательная мышца — малоподвижна, поэтому выдох получается недостаточно энергичным.

    Диафрагмальное дыхание , когда процесс дыхания совершается за счет изменения продольного объема грудной клетки вследствие сокращения диафрагмы (при этом наблюдается сокращение межреберных дыхательных мышц, но очень незначительное).

    Обычно мы используем все три типа дыхания, но у разных людей преобладает какой- то определенный тип. Так, женское дыхание в процессе эволюции сложилось как преимущественно грудное, а мужчины дышат преимущественно с помощью диафрагмы.

    Диафрагмально- реберное дыхание , когда вдох и выдох совершаются за счет изменения объема грудной клетки в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.

    Рассмотрим механизм диафрагмально- реберного дыхания. Вдох и выдох осуществляются за счет дыхательной мускулатуры, ибо сами легкие — орган пассивный. Правое и левое легкие имеют конусовидную форму, своей широкой частью обращены вниз и опираются на диафрагму. Бока легких примыкают к стенкам грудной клетки, которая может расширяться и сжиматься. Это изменение объема грудной клетки, а с ней и легких достигается работой дыхательных мышц: диафрагмы, межреберных, брюшных мышц, а также гладкой мускулатуры бронхов.

    Каждое легкое состоит из огромного количества крошечных пузырьков — альвеол и сети трубообразных дыхательных путей — бронхиол и бронхов. Легкие покрыты тонкой эластичной оболочкой — плеврой. Легочные пузырьки пронизаны капиллярными кровеносными сосудами, в альвеолах легких осуществляется жизненно важный процесс газообмена.

    Ребра прикреплены сзади к позвонкам позвоночного столба, а спереди — к грудине; нижние ребра более короткие, они не доходят до грудины, а последовательно прикрепляются хрящами — каждое к расположенному выше него. Такое закрепление обеспечивает их подвижность. Ребра связаны между собой межреберными мышцами, благодаря сокращению которых изменяется поперечный объем грудной клетки и происходит газообмен в средней части легких. Сокращение диафрагмы содействует заполнению воздухом главным образом нижней, наиболее емкой части легких.

    Диафрагма — сильная куполообразная эластичная мышца, которая своей выпуклой стороной обращена к грудной клетке и отделяет ее от полости живота. Эта внушительная по площади мышца при форсированном (ускоренном) дыхании или дыхательных упражнениях «опускается как совершенный нагнетательный насос, сжимая печень, селезенку, кишечник, желудок… Диафрагма опорожняет венозную систему живота и проталкивает кровь вперед к грудной клетке. Это второе венозное сердце». Таким образом, движение диафрагмы осуществляет естественный массаж всех органов живота. Во время вдоха под влиянием импульсов из центральной нервной системы диафрагма, сокращаясь, опускается, увеличивая тем самым продольный объем грудной клетки, а вследствие сокращения межреберных дыхательных мышц одновременно увеличивается поперечный объем грудной клетки, и в результате общий объем грудной клетки увеличивается, а давление в ней падает. Атмосферный воздух устремляется в легкие, расправляя их подобно кузнечным мехам. Сокращение брюшных мышц способствует удержанию диафрагмы в напряженном состоянии, при этом подтягиваются нижние стенки живота. Так происходит вдох.

    Во время выдоха, под влиянием импульсов из головного мозга диафрагма, расслабляясь, поднимается, вдаваясь в грудную полость, продольный объем которой уменьшается, а ребра опускаются, тем самым уменьшая поперечный объем грудной клетки. Таким образом общий объем грудной клетки уменьшается, давление в ней увеличивается, и избыток воздуха выходит наружу.

    В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания — вдох, выдох, пауза.

    Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, направленные на выполнение нужного дыхательного задания. Такое произвольное речевое дыхание, достигаемое только путем тренировки, постепенно становится непроизвольным и организованным.

    Напомним, что дышать надо обязательно через нос. Привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя к заболеваниям щитовидной железы, миндалин (гланд), всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носоглоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Надо обязательно дышать через нос в обыденной жизни и при выполнении дыхательных упражнений. Роль правильного носового дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека огромна. Дыхательная гимнастика успешно применяется как действенный способ лечения заболеваний верхних дыхательных путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит), бронхиальной астмы, неврозов. Здоровые люди могут использовать дыхательную гимнастику для профилактики многих заболеваний.

    Во время публичного выступления носовым дыханием мы можем пользоваться только перед началом речи или на больших паузах. На малых же паузах добор воздуха делается ртом, так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через длинный узкий носовой проход невозможно. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем — длинный звуковой выдох.

    Звуки речи образуются при выдохе. Поток выдыхаемого воздуха через трахею (дыхательное горло) попадает из легких в гортань и оттуда в ротовую полость, проходя при этом через голосовые связки, расположенные поперек гортани и разделенные между собой голосовой щелью. Голосовые мышцы под влиянием импульсов головного мозга приводят в движение голосовые связки, которые колеблют проходящий через них воздушный поток и создают звуковые колебания. Артикуляционные мышцы под действием импульсов из головного мозга сокращаются, и звуковые колебания превращаются в звуки речи.

    Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально- реберного дыхания является тренировка длинного выдоха (а вовсе не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха), тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во время речи. Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу же после вдоха. Расслабление их должно происходить постепенно, по мере надобности, подчиняясь нашей воле. Для выработки такого типа дыхания ниже будут даны учебно- тренировочные упражнения по развитию и укреплению диафрагмы, брюшных и межреберных мышц.

    technics-speech.ru

    Речевое дыхание

    В этой статье речь пойдет о том, что такое речевое дыхание, чем оно отличается от физиологического и почему необходимо уделять внимание выработке правильного речевого дыхания. Общеизвестно, что дыхание – это та сила, которая приводит в действие голосовой аппарат. Каким бы совершенным не был наш голосовой аппарат, без дыхания он будет мертв.

    Если физиологическое дыхание – это автоматизированный процесс, и мы не задумываемся над тем, как дышим, то, как только перед голосовым аппаратом ставится задача говорить, работа дыхания сразу же усложняется и процесс дыхания становится управляемым.

    ОТЛИЧИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ОТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО

    Физиологическое дыхание непроизвольно. Основная его функция – это обеспечение газообмена в организме человека. Вдох и выдох мы осуществляем при помощи носа, они короткие и равные по времени. Фаза физиологического дыхания – вдох-выдох-пауза.

    Когда мы говорим, физиологического дыхания, с его коротким вдохом и выдохом, недостаточно. Особенно, если наша речь монологична. Для этого требуется больший объем дыхания, умение его экономно расходовать и своевременно возобновлять, необходим и постоянный дыхательный запас.

    При говорении вдох носом мы делаем только в самом начале речи или на значительных паузах. В основном же добор воздуха происходит через рот. Выдох так же осуществляется преимущественно через рот. Не случайно говорю о преимуществе ротового вдоха и выдоха, поскольку чисто ротовое дыхание просто не осуществимо. Ведь носовые отверстия остаются открытыми и неизбежно пропускают через себя определенное количество воздуха.

    При речевом дыхании выдох намного длиннее вдоха. Последовательность дыхания такова – короткий вдох — пауза – длинный звуковой выдох. В этом и состоит основное отличие речевого дыхания от физиологического.

    А сейчас отключитесь на мгновение от чтения и попробуйте что-нибудь сказать на вдохе. Комфортно ли было вам? Неудобства ощущаются по одной простой причине – не умеем мы членораздельно говорить на вдохе.

    Все звуки нашей речи образуются на выдохе. И именно организация выдоха имеет важное и первостепенное значение для постановки правильного речевого дыхания. Обратите внимание, не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха, а наоборот – тренировка длинного выдоха и умения рационально расходовать запас воздуха во время говорения.

    ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

    Кстати, о вдохе. При речевом дыхании вдох должен быть быстрым, энергичным и обязательно бесшумным. Объем вдыхаемого воздуха мгновенно раздвигает нижние ребра, диафрагма, сокращаясь, опускается и передняя стенка живота слегка выдвигается вперед. Помните – «шарик – животик»?

    Далее идет небольшая пауза – задержка дыхания, которая перед моментом выдоха — произнесения звука приводит дыхательный и голосовой аппарат в активное состояние.

    А вот сейчас самое главное. Мышцы, которые участвуют в дыхательном процессе, не должны расслабляться сразу же после вдоха. В противном случае мы не получим хороший, качественный и продолжительный выдох. А ведь именно от него зависит ровность и красота нашей речи.

    Воздух из легких должен выходить без толчков, плавно. Расширенные во время вдоха нижние ребра постепенно должны принимать свое первоначальное положение. Так же плавно должен проходить и подъем диафрагмы. Все мышцы должны быть активными, но не напряженными.

    Другими словами, расслабление мышц, участвующих в дыхательном процессе, должно происходить по нашей воле. И в этом еще одно отличие речевого дыхания от физиологического.

    У людей, чья профессиональная деятельность связана с повышенной речевой активностью, дикторов, педагогов, журналистов и др., изначально произвольное и управляемое речевое дыхание, становится организованным и непроизвольным. Как правило, эти люди не задумываются о том, как они дышат в процессе публичных выступлений, а делают это автоматически правильно. При этом дыхания тратится совсем не много и его хватает на длинные фразы. Достигается это только путем тренировки и выполнения определенных упражнений на развитие и укрепление диафрагмы, межреберных и брюшных мышц.

    Если вы хотите, чтобы ваша речь была плавной и красивой, чтобы в самые ответственные минуты публичного выступления ваше дыхание служило вам надеждой и опорой, то стоит заранее позаботиться о своем речевом дыхании.

    Упражнения, которые вы найдете на нашем сайте, будут способствовать не только укреплению дыхательной мускулатуры, но и усиливать вентиляцию легких, что в конечном итоге благоприятно скажется на вашем здоровье.

    Но для того, чтобы усилить эффект от выполнения упражнений для развития речевого дыхания необходимо соблюдать правила. Их немного и думаю, что следование им не составит для вас особого труда.

    ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ

    • Выполняйте упражнения для развития дыхания только в хорошо проветриваемом помещении или на свежем воздухе.
    • Выполняйте упражнения на голодный желудок или спустя 1,5 часа после еды.
    • Выполняйте упражнения только в свободной и удобной одежде.
    • Время выполнения упражнений не должно превышать 10 – 15 мин. Без фанатизма!
    • При выполнении упражнений делайте вдох обязательно через нос.
    • Выполняйте упражнения всегда в хорошем эмоциональном состоянии.

    НЕМНОГО ПРАКТИКИ

    Начинаем работать над развитием правильного речевого дыхания с элементарного упражнения. За его простотою скрывается выработка очень нужного и важного умения – дышать правильно, активизируя работу диафрагмы. Особенно полезно это упражнение будет для женщин, ведь именно им изначально присущ верхний тип дыхания. При выполнении этого упражнения невозможно дышать верхним отделом груди, грудная клетка будет практически неподвижна, а в основном будут задействованы органы брюшной полости.

    УПРАЖНЕНИЕ 1.

    • Лягте на спину. Желательно лечь на твердую поверхность, а под голову положить небольшое полотенце.
    • Ладонь правой руки положите на область между животом и грудной клеткой, ориентировочно – это область пупка. Ладонь левой руки спокойно лежит на груди.
    • Спокойный вдох и выдох через нос. Сосредочьте свое внимание на дыхании.
    • Понаблюдайте за движением правой руки. В идеале вы должны почувствовать характерные подъемы живота на вдохе и опускания на выдохе. Это признак дыхания диафрагмой. Ладонь же левой руки остается практически неподвижной. Это признак отсутствия верхнего дыхания.
    • Продолжайте спокойно дышать. По мере выполнения упражнения дыхание становится более свободным: поднятие живота на вдохе и опускание на выдохе для вас теперь более естественно.
    • Если вдруг вы почувствовали, что во время вдохов и выдохов начинает двигаться ладонь левой руки, лежащая на груди, целенаправленно вернитесь к дыханию животом, расширяя его с каждым вдохом и опуская с каждым выдохом.
    • Время выполнения упражнения 3-5 минут.

    УПРАЖНЕНИЕ 2.

    • Продолжайте лежать в том же положении, только руки спокойно положите вдоль туловища.
    • Спокойный вдох и выдох через нос. Сосредоточьтесь на своем дыхании.
    • Обратите внимание на движения вашего живота при вдохе и при выдохе.
    • Подышите так и понаблюдайте за своим дыханием еще минуты 3-5. Регулируйте поток дыхания осознанно.
    • В завершение упражнения, потянитесь и перейдите в позицию сидя.

    Выполняйте эти упражнения хотя бы раз в день в течение недели и почувствуете, как со временем необходимость целенаправленной регуляции потока дыхания пройдет, а дыхание животом с активной работой диафрагмы станет для вас привычным.

    ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!

    КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ ПРИВЕТСТВУЮТСЯ.

    СТАТЬЯ ПОНРАВИЛАСЬ? Нажмите на кнопки и поделитесь ею с друзьями.

    sekretovnet.com

    Смотрите еще:

    • Приказ о разрешении совмещения Внутреннее совмещение должностей: оформление Обновление: 17 января 2017 г. ​ Приказ о совмещении должностей Если в компании возникает необходимость привлечь текущего сотрудника к выполнению дополнительного функционала, удачным […]
    • Приказ о рабочего времени на предприятии Образец регламента рабочего времени Регламент рабочего времени представляет собой тип документации, который используется для четкого и последовательного описания обязанностей и опций каждого сотрудника в целях предотвращения […]
    • Закон о правилах дорожного движения рк 2018 Правила дорожного движения в Казахстане Республика Казахстан – государство, с которым у России сохранились, пожалуй, наиболее близкие и дружественные отношения из всех бывших советских республик. На таком же уровне Россия […]
    • Пенсия в крыму в 2014 году ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 24 мая 2016 В связи с обращениями граждан по поводу получения пенсии в прежнем размере […]
    • Передача в залог земельного участка находящегося в аренде Что такое залог права аренды земельного участка? Залог права аренды земельного участка - это ипотека, которая предоставляет человеку, возможно, купить недвижимость, передав под залог не имущество, а арендные права. За последнее время […]
    • Что там нового про пенсии Новый закон о пенсиях 2018 года Не успели улечься страсти по обсуждению пенсионной реформы 2013-2015 гг, как на подходе новый закон о пенсиях 2018 года? Решение о повышении пенсионного возраста принято, о чем объявил Дмитрий Медведев […]
    • Повысить разрешение фотографии Форум сайта фотошоп-мастер: Хочу повысить разрешение картинки - Форум сайта фотошоп-мастер Форум сайта фотошоп-мастер >Вопросы по работе в фотошопе >Общие вопросы по работе в программе Фотошоп Хочу повысить разрешение […]
    • Приказ увольнение по сокращению штатов образец Приказ об увольнении по сокращению штата (образец) Обновление: 9 октября 2017 г. Образец приказа об увольнении по сокращению штата Трудовым законодательством установлена строгая процедура увольнения работников в связи с сокращением […]