Совершенствование гражданства

Конституционно-правовое регулирование института гражданства в Российской Федерации. Общая хара

Главная > Реферат >Государство и право

НОУ ВПО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

Конституционно-правовое регулирование института

гражданства в Российской Федерации.

Студент Ярошенко К. А.

Руководитель кандидат юридических наук Колотилин А. В.

Глава 1. Общие положения о гражданстве Российской Федерации. 6

1.1 Понятия и основные признаки гражданства Российской Федерации. 6

1.2. Принципы гражданства Российской Федерации. 10

Глава 2. Основания приобретения гражданства России. 14

2.1. Приобретение Российского Гражданства в общем порядке. 14

2.2. Особенности приобретения Российского гражданства в упрощённом порядке. 16

2.3 Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации. 20

2.4. Выводы по результатам исследования оснований приобретения гражданства России и рекомендации по совершенствованию законодательства РФ в области гражданства. 22

Глава 3. Основания прекращения гражданства Российской Федерации. 25

3.1. Порядок и условия добровольного выхода из гражданства Российской Федерации. 25

3.2 Иные основания прекращения гражданства Российской Федерации. 26

3.3 Основания для недопущения выхода из гражданства Российской Федерации. 27

3.4. Выводы по результатам исследования оснований прекращения гражданства России и рекомендации по совершенствованию законодательства РФ в области гражданства. 28

Список использованных источников 32

Приложение 1. 34

Объектом исследования настоящей работы является социально-правовой институт гражданства в Российской Федерации.

Предмет исследования настоящей работы частично совпадает с определением её темы – конституционно-правовые аспекты, связанные приобретением и прекращением Российского гражданства.

Цель работы — исследование конституционно-правовых аспектов института гражданства, формулировка рекомендаций по совершенствованию законодательства в этой области.

В настоящей работе поставлены следующие задачи:

изучить понятия и основные признаки гражданства Российской Федерации;

исследовать основные принципы гражданства Российской Федерации;

проанализировать основания приобретения гражданства Российской Федерации;

рассмотреть основания и порядок прекращения гражданства Российской Федерации;

сформулировать выводы по результатам исследования и предложить рекомендации по совершенствованию законодательства РФ в области гражданства.

Актуальность выбранной темы объясняется тем фактом, что после распада СССР миллионы граждан, проживающие за пределами Российской Федерации и считающие себя гражданами России, фактически утеряли гражданство РФ. По данным Российской Федеральной Службы Государственной Статистики видно, что с 2004 года снова растёт число иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию на ПМЖ, особенно из стран бывшего СССР. 1

Сложность и актуальность вопросов регулирования гражданства Российской Федерации в современных условиях косвенно подтверждается количеством редакций федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ: от 11.11.2003 N 151-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 03.01.2006 N 5-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 01.12.2007 N 296-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ, от 01.10.2008 N 163-ФЗ, от 30.12.2008 N 301-ФЗ, от 28.06.2009 N 127-ФЗ.

Глава 1. Общие положения о гражданстве Российской Федерации.


1.1 Понятия и основные признаки гражданства Российской Федерации.

Конституционно-правовой институт гражданства РФ состоит из норм Конституции России, Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», ряда других федеральных законов и нормативных правовых актов по вопросам гражданства. В статье 6 Конституции России устанавливаются основные принципы гражданства: единство, равенство, недопустимость лишения гражданства или права изменить его. Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» регулируются основные вопросы, связанные с отношениями гражданства в России. Для однозначного понимания и применения настоящего Федерального закона совершенно необходимо сформулировать основные термины и понятия, использованные в нём. Этому посвящена целиком Статья 3 настоящего закона, в которой вводятся следующие определения:

1) Гражданство Российской Федерации это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

В этом определении выделены главные признаки гражданства:

— устойчивость связи. Временное пребывание на территории России (командировки, туристические поездки и т.д.) не являются признаком гражданства. Эта связь длительная (как правило, от рождения до смерти человека) и стабильная (ее нельзя прекратить в одностороннем и упрощенном порядке);

— правовая связь. В этом признаке необходимо выделить два момента. Во-первых, это правовая, а не фактическая связь человека с государством. В России проживают, в том числе постоянно, разные люди: граждане России; иностранные граждане; лица без гражданства; беженцы, имеющие статус политических беженцев; лица, не имеющие никаких документов, доказывающих их принадлежность к любой из этих категорий. Все вместе они составляют население страны. Для гражданства же требуется правовое оформление органами государства посредством осуществления официальной юридической процедуры с выдачей соответствующих документов, например свидетельства о рождении, паспорта гражданина России. Во-вторых, гражданство это только правовая, а не политическая связь. В советское время гражданство понималось как политико-правовая связь лица с государством. Этим определением подчеркивалось, что человек является членом единого советского общества, интересы которого выражает государство. И если гражданин совершает поступки, не соответствующие интересам государства, то государство вправе оценить эти действия с точки зрения соответствия «высокому званию гражданина советской страны». Критерии оценки не были закреплены в правовых актах, государственные органы определяли поведение граждан с политической точки зрения достоин или не достоин звания гражданина. Ряд граждан СССР были лишены этого статуса только по политическим основаниям.

Российская модель взаимоотношения личности и государства основана на равноправии сторон в этой двусторонней связи каждая из сторон имеет равные права в рамках тех возможностей и полномочий, которые установлены Конституцией России и законодательством. В связи с этим человек имеет право на различные действия, но в любом случае государство не вправе лишать человека гражданства, освобождаться от него как от недостойного члена общества.

2) иное гражданство — гражданство (подданство) иностранного государства;

3) двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;

4) иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;

5) лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства;

6) ребенок — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

7) проживание — проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами;

8) территория Российской Федерации — территория Российской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации или территория РСФСР в пределах административной границы РСФСР на день наступления обстоятельств, связанных с приобретением или прекращением гражданства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

9) общий порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации — порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

10) упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации — порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

11) изменение гражданства — приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации;

12) вид на жительство — документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.»

1.2. Принципы гражданства Российской Федерации.

В статье 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» закреплены принципы и правила, регулирующие вопросы гражданства. Термин «правила» в данном случае означает наиболее общие регулятивные установки, по правовой природе сопоставимые с принципами. К основным регулятивным началам законодательства о гражданстве следует отнести:

1) принцип равноправия, который означает, что правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (например, недопустимо устанавливать правила, требующие изменения веры для приобретения гражданства в упрощенном порядке);

2) принцип единого гражданства означает, что в условиях федеративного государства, где в качестве субъектов признаются государства (республики), каждый гражданин обладает единым гражданством Российской Федерации независимо от того, на территории какого субъекта он проживает. Согласно части 2 ст. 6 Конституции России каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией России. В Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» не предусмотрена норма о существовании гражданства республик;

3) принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения означает, что статус гражданина Российской Федерации не зависит от оснований получения гражданства (по рождению, в результате приобретения или выбора гражданства);

4) принцип сохранения гражданства России лицами, проживающими за ее пределами. В этом принципе отражено конституционное право на свободный выбор места своего проживания, в том числе на право свободно выезжать за пределы страны и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ч. 2 ст. 27 Конституции России);

5) принцип запрета на лишение гражданства или права на его изменение. В этом принципе наиболее ярко отразилась демократическая направленность законодательства о гражданстве России.

Впервые запрет на лишение гражданства был закреплен в Законе Российской Федерации от 28 ноября 1991 г.№1948-1 «О гражданстве Российской Федерации»;

6) принцип запрета на высылку за пределы Российской Федерации или выдачу иностранному государству. В этом принципе отражается идея повышенной степени защиты граждан своим государством.

Согласно части 1 ст. 61 Конституции России гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству (например, в случае совершения преступления на территории другого государства для привлечения к уголовной ответственности).

works.doklad.ru

Россия занялась упрощением получения гражданства РФ жителями Приднестровья

Сенатор Косачев заверил, что Москва занимается этим вопросом, получив соответствующее поручение президента Российской Федерации

Москва. 14 февраля. INTERFAX.RU — Россия занимается вопросом совершенствования процедуры упрощенного получения гражданства РФ для жителей непризнанной Приднестровской Молдавской республики и в ближайшее время рассчитывает продвинуться в этом направлении, заявил глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.

«Одна из тем, как понимаю, весьма актуальных для Приднестровской Молдавской республики — это возможность упрощенного получения гражданства. Понимаем, что для людей очень важно создавать условия, чтобы этот процесс был в минимальной степени забюрократизирован, чтобы он был удобен для тех людей, которые принимают для себя соответствующие решения. Мы на эту тему очень серьезно сейчас работаем, имеем поручение президента Российской Федерации», — сказал Косачев на встрече с председателем Верховного Совета Приднестровья Александром Щербой в Москве во вторник.

«Надеемся, что уже в ближайшее время здесь пройдем серьезно вперед», — отметил сенатор.

В свою очередь Щерба сообщил, что на территории Приднестровья проживает 213 тыс. граждан РФ. Однако общее количество жителей республики — больше полумиллиона, а «это означает, что перед нами стоят еще достаточно большие задачи», сказал он.

Комментируя возможность урегулирования ситуации в Приднестровье, Косачев выразил надежду на ускорение этого процесса при новом президенте Молдавии.

«Во всяком случае, определенную почву для оптимизма дает первая за долгое время встреча двух президентов (Молдавии и Приднестровья — ИФ) в Бендерах. Насколько я понимаю, были достигнуты определенные договоренности», — пояснил сенатор.

www.interfax.ru

Российское гражданство: состояние и перспективы правового регулирования текст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.02 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ

И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА. k

§1 Понятие и содержание гражданства.

§2. Исторические предпосылки становления и развития института гражданства Российской Федерации.

ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА

§ 1. Понятие и система принципов гражданства Российской

§2. Характеристика принципов российского гражданства и перспективы развития их системы.

ГЛАВА III. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

АСПЕКТЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА

§1. Конституционно-правовые основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

§2. Состояние и перспективы развития системы государственных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Десять лет, прошедшие с момента провозглашения России суверенным государством, характеризовались бурным развитием правовой системы независимого демократического государства. За это время удалось обновить основной массив законодательных актов, привести их в соответствие с конституционными принципами. Достигнут значительный прогресс в становлении общественного правосознания, основанного на признании прав и свобод человека приоритетными в системе отношений «человек — общество — государство».

Однако некоторые законодательные акты, оформившие новую российскую государственность, введены в действие до принятия Конституции Российской Федерации и потому их положения не всегда соответствуют ей, а внесение в них поправок не решает проблемы. Кроме того, десятилетняя практика российской государственности выявила просчеты и изъяны в правовом регулировании отдельных сфер общественных отношений и настоятельно потребовала его корректировки. К таким сферам, по нашему мнению, относится и сфера отношений, связанных с вопросами регулирования российского гражданства.

Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, тем, что ныне действующее законодательство о российском гражданстве, сыграв свою положительную роль, требует приведения его в соответствие с качественно изменившимися по сравнению с началом 90-х годов социально-политическими реалиями как внутри страны, так и в международных отношениях.

Действующий закон «О гражданстве Российской Федерации» (далее — Закон о гражданстве) от 28 ноября 1991 г. разрабатывался в переходный период становления новой российской государственности, и в нем не учтены особенности последующего развития России и ее правовой системы, а также характер взаимоотношений с независимыми государствами, населенными гражданами бывшего единого государства.

Поэтому ряд положений Закона также не согласуются с Основным законом. В частности, ст. 62 Конституции Российской Федерации гласит, что «гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации», однако действующий Закон (ст. 3) данный вопрос фактически не регулирует.

Анализ правоприменительной практики показывает необходимость более четкой структуризации Закона о гражданстве, исключения изживших себя либо не применяемых на практике статей, уточнения порядка производства по вопросам гражданства и полномочий органов, ведающих делами о гражданстве.

Представляется, что действующее законодательство о гражданстве страдает излишним либерализмом, что очевидно при его сравнительном анализе с зарубежным законодательством и международно-правовыми нормами. В большей степени это касается условий приема в российское гражданство, оснований для отказа в его приобретении и трактовки множественного (двойного) гражданства. В современных условиях это обстоятельство нарушает баланс интересов государства и личности. При этом следует учитывать, что большинство принятых в бывших союзных республиках законов о гражданстве предусматривают более жесткие условия приобретения гражданства и отрицают возможность двойного гражданства. Предпринятые российской стороной инициативы по сближению законодательств о гражданстве существенных результатов не принесли.

Отсутствие правовых оснований не позволяет препятствовать приему в гражданство Российской Федерации лиц с серьезным криминальным прошлым, членов преступных группировок, лиц, занимающихся незаконной коммерческой деятельностью, а в отдельных случаях и связанных со спецслужбами иностранных государств.

Актуальность темы исследования предопределена принятием Советом Европы в 1997 г. Европейской конвенции о гражданстве. По ряду вопросов Конвенция устанавливает правила иные, нежели предусмотрены российским законодательством, однако не наносит ущерба положениям нашего национального законодательства. Этот факт требует глубокой научной разработки основ приведения российского законодательства о гражданстве в соответствие с европейскими стандартами.

Цели и задачи диссертационного исследования. Цели данного исследования заключаются в проведении комплексного анализа юридической природы и содержания российского гражданства, определении тенденций и направлений развития этого института на основе изучения исторического опыта, современных нормативно-правовых актов, обобщения и систематизации теоретических конструкций, эмпирического материала, а также в рассмотрении роли и места органов внутренних дел в системе государственных органов, ведающих делами о гражданстве, обосновании ряда теоретических выводов, предложений и рекомендаций.

Указанными целями обусловлены постановка и решение следующих задач: исследовать понятие гражданства, его основные особенности и значение; рассмотреть принципы гражданства и их влияние на содержание этого института; проанализировать многоаспектный характер института гражданства; систему правовых отношений, возникающих по поводу гражданства в диалектическом развитии, по мере вхождения Российской Федерации в мировое сообщество; изучить состояние правового регулирования института гражданства и правоприменительную практику органов внутренних дел по его обеспечению; разработать конкретные предложения по совершенствованию законодательства о гражданстве Российской Федерации.

Методологические основы и методика исследования. Исследование избранной темы базируется на положениях общей теории права. Методологическую базу диссертационного исследования представляют положения общенаучного диалектического метода познания. Кроме того, использованы частнонауч-ные и специальные методы: исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, системно-структурный, формально-логический, а также анализ документов.

Теоретическую основу диссертации составляют труды отечественных ученых по теории права, конституционного, международного, административного права, науки управления и иным научным дисциплинам, относящимся к теме исследования. В частности, эти вопросы рассматривались в трудах С.А. Авакья-на, М.В.Баглая, Ю.Р. Боярса, В Я. Бойцова, И.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, Д.А. Гайдукова, Ю.В. Герасименко, Д.Е. Горовцова, Д.Л. Златопольского, В.А. Карташкина, Е.И. Козловой, А.П. Коренева, О.Е. Кутафина, А.И. Лепеш-кина, Г.В. Мальцева, О.О. Миронова, СИ. Русиновой, Ю.П. Соловья, В.В.Черникова, С.В. Черниченко, B.C. Шевцова, Б.С. Эбзеева и других ученых.

Правовыми источниками работы являются: Конституция Российской Федерации; Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации»; Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»; Постановления Конституционного Суда Российской Федерации; Международно-правовые акты по вопросам гражданства; Указы Президента; постановления Правительства; другие нормативные правовые акты.

Научная новизна работы определяется тем, что диссертация представляет собой монографическое исследование, в котором автором осуществлена комплексная критическая разработка института гражданства Российской Федерации в новых социально-политических условиях. Проведен последовательный анализ понятия гражданства, установлена его философско-правовая сущность, что позволило выработать самостоятельную и достаточно оригинальную систему оценки действующего законодательства о гражданстве и определить основные направления его обновления. Значительной новизной отличаются авторские предложения по совершенствованию действующего российского законодательства о гражданстве.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Гражданство — многоаспектное политико-правовое явление, понятие и содержание которого могут быть сформулированы как с философско-правовых позиций, так и в соответствии с прикладными целями и задачами. Закон может и должен содержать определение понятия гражданства, в котором отражены лишь юридически значимые внешние признаки гражданства и, с этой точки зрения, определение гражданства в действующем законе не требует пересмотра.

2. Система правовых принципов гражданства должна соответствовать общепризнанным международно-правовым стандартам и при этом обеспечивать сбалансированность интересов личности, общества и государства.

3. Правовое регулирование вопросов гражданства отражает господствующую на определенном этапе государственно-правового развития политико-правовую идеологию, о чем свидетельствуют основные историко-правовые этапы развития гражданства в России.

4. Конституционно-правовое регулирование приобретения и утраты гражданства в Российской Федерации должно быть приведено в соответствие с качественно изменившимися социально-политическими реалиями и способствовать защите как прав и свобод отдельных лиц, так и общегосударственных интересов.

5. Требуют законодательного уточнения и дополнения процедуры разрешения вопросов о гражданстве и функции органов, которые наделяются соответствующими полномочиями.

6. Анализ практики деятельности Паспортно-визовой службы Министерства внутренних дел по реализации законодательства о гражданстве позволил сделать вывод о необходимости ее правового и организационного совершенствования.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение диссертационного исследования заключается в том, что на основе анализа института гражданства автором сформулированы предложения, направленные на совершенствование законодательства о гражданстве Российской Федерации и деятельности органов внутренних дел по его обеспечению. Эти предложения могут быть использованы при разработке нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы гражданства, учтены в нормативных актах МВД России, регулирующих деятельность органов внутренних дел по обеспечению законодательства о гражданстве.

Основные положения, выработанные в ходе диссертационного исследования, можно применить для углубленного изучения курсов конституционного права и административного права России.

Апробация результатов исследования.

Теоретические положения и выводы нашли свое отражение в 4 научных публикациях. Основные положения и выводы диссертации докладывались на научно-практических конференциях и докладах на заседании кафедры конституционного и международного права Омской академии МВД России. Результаты исследования внедрены в учебный процесс Омской академии МВД России и в практическую деятельность паспортно-визовых подразделений УВД Омской области.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ

В результате проведенного исследования представляется возможным высказать некоторые соображения, а также сформулировать ряд выводов, которые могут быть в той или иной мере использованы для дальнейшего углубленного изучения и теоретического осмысления института российского гражданства, а также совершенствования его правового регулирования.

1. Гражданство — многоаспектное политико-правовое явление, понятие и содержание которого могут быть сформулированы как с философско-правовых позиций, так и в соответствии с прикладными целями и задачами. Закон может и должен содержать определение понятия гражданства, которое может отражать лишь юридически значимые внешние признаки гражданства и, с этой точки зрения, определение гражданства в действующем законе не требует пересмотра.

2. Исследование историко-правового развития российского гражданства позволяет сделать два обобщения: а) правовое регулирование вопросов гражданства отражает господствующую на определенном этапе государственно-правового развития политико-правовую идеологию, о чем свидетельствуют основные историко-правовые этапы развития гражданства в России; б) институт гражданства (подданства) является важнейшим инструментом государства по формированию социальной и политической структуры общества с учетом политических, экономических, региональных и демографических интересов.

3. Система принципов российского гражданства отражает не только демократическую, правовую и социальную сущность современной российской государственности, но и господствующую государственно-правовую идеологию, основные направления экономической, миграционной и демографической политики государства на том или ином историческом этапе развития. Поэтому справедливо было бы при систематизации принципов гражданства исходить из двух правил. Во-первых, делить их на две группы: общие и специальные, подразумевая под общими неизменяемую часть основных начал гражданства, коррелирующих с принципами правового демократического государства, под специальными — предопределяемые конкретными социально-политическими условиями развития государства, диктующими необходимость решения ряда исторически преходящих задач по обеспечению сбалансированности интересов личности, общества и государства. Во-вторых, необходимо включать в систему принципов лишь те положения, которые отличаются свойствами исходных, непоколебимых начал регулирования вопросов гражданства.

В связи с этим система принципов российского гражданства, по нашему мнению, включает в себя:

В качестве общих принципов, в соответствии с международными актами:

— право на гражданство;

— сохранение гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за пределами Российской Федерации;

— защита и покровительство со стороны государства лиц, находящихся за пределами Российской Федерации;

— недопустимость выдачи гражданина Российской Федерации другому государству;

— сохранение гражданства Российской Федерации при заключении или расторжении брака;

— приоритета норм международного права, международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством.

В качестве специальных принципов:

— возможность иметь гражданство другого государства (двойное гражданство).

4. Действующий Закон о гражданстве разрабатывался в переходный период становления новой российской государственности, в связи с чем в нем не предусмотрена специфика последующего развития России и ее правовой системы ряд его положений устарели и не соответствуют задачам общества. Конституция была принята позднее Закона о гражданстве, следовательно, некоторые положения Закона и Конституции не согласуются между собой. В Закон о гражданстве неоднократно вносились изменения и дополнения, но таким путем должным образом не были приведены в соответствие нормы закона и реальные правоотношения в вопросах гражданства. Эти обстоятельства требуют совершенствования института российского гражданства, а именно — принятия нового закона, адекватного изменившимся общественным отношениям.

5. В этой связи в новом Законе о гражданстве основания приобретения гражданства Российской Федерации могут быть, по-нашему мнению, изложены в следующей редакции: а) по признанию; б) по рождению; в) в порядке регистрации; г) в порядке восстановления; д) в порядке приема; е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории в соответствии с международными договорами Российской Федерации; ж) в соответствии с международным договором; з) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом;

6. Положения Закона, регулирующие гражданство детей и недееспособных лиц, находящихся под опекой или попечительством, предлагается изложить в следующей редакции:

-Дети и недееспособные лица, над которыми установлена опека или попечительство гражданина Российской Федерации, приобретают гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке — по заявлению опекуна или попечителя.

— Дети и недееспособные лица, находящиеся на полном государственном попечении в воспитательных и лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях Российской Федерации, приобретают гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке — по заявлению администрации этих учреждений.

— Дети и недееспособные лица, над которыми установлена опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданства Российской Федерации, могут одновременно приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению опекуна или попечителя.

— Гражданство Российской Федерации сохраняется у детей и недееспособных лиц, над которыми установлена опека или попечительство иностранного гражданина».

7. Статью закона, регулирующую порядок восстановления в гражданстве Российской Федерации, предлагается изложить в следующей редакции:

— Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее состоявшие в гражданстве Российской Федерации и утратившие его без их свободного волеизъявления, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в упрощенном порядке.

— Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее состоявшие в гражданстве Российской Федерации и на которых не распространяется действие части первой настоящей статьи, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в общем порядке».

При этом исключается требование, касающееся срока проживания на территории Российской Федерации.

8. В новом законе о гражданстве должен быть сохранен упрощенный порядок приобретения гражданства Российской Федерации в отношении: а) лиц, у которых родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации; б) лиц, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

9. Представляется необходимым расширить перечень оснований отклонения заявлений о приобретении российского гражданства и изложить их в следующей редакции: «отклоняются заявления о приобретении гражданства Российской Федерации лиц, которые: а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации; б) в течение пяти лет, предшествовавших обращению с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, выдворялись из Российской Федерации в соответствии с федеральным законом; в) умышленно представили фальшивые документы или сообщили заведомо ложные сведения; в) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации; д) имеют судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми законодательством Российской Федерации; е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации, а также компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми законодательством Российской Федерации (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу); ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (до истечения срока наказания)».

10. Упрощенный порядок выхода из российского гражданства должен быть применен только в отношении лиц, проживающих на территории иностранного государства, в отношении всех других категорий граждан применяется общий порядок.

11. Заложенное в президентском проекте Закона о гражданстве основание отказа в прекращении гражданства Российской Федерации в связи с отсутствием иного гражданства или гарантий его приобретения представляется неправомерным, так как установленное законом право на гражданство включает в себя не только право на его приобретение, но и возможность свободного выхода. В основе данного права лежит свободное волеизъявление лица, позволяющее ему участвовать в регулировании широкого спектра общественных отношений на паритетных началах с государством. Перспектива же иного порядка ведет к ограничению волевого начала у одного из субъектов правоотношений — гражданина и, в конечном счете, — к усеченной возможности реализации самого права.

12. В законодательстве о гражданстве Российской Федерации должны быть названы государственные органы, полномочные оценивать обстоятельства, предусмотренные пп. «в», «г» ч.З ст. 19 Закона, а именно — наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; наличие заслуг перед народами, объединенными в Российскую Федерацию, в возрождении Российской Федерации, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей.

13. Редакция президентского законопроекта в части, касающейся отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации, представляется логически более последовательной и продуманной в сравнении с редакцией ныне действующего закона. Это проявляется в выделении в законопроекте отдельной главы «Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации», содержащей во-первых, основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации, а именно — решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании умышленно представленных заявителем фальшивых документов или заведомо ложных сведений, и во-вторых, порядок отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации и ее последствия. Новеллой президентского законопроекта, заслуживающей одобрения, является положение, в соответствии с которым решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае его отмены считается недействительным со дня его принятия, а не с момента вынесения решения, как закреплено в действующем законе.

14. Полагаем, что наиболее продуманной и логически обоснованной в части, регулирующей перечень полномочных органов, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, является редакция законопроекта, предложенного Президентом РФ. Поэтому статья нового закона «полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации» должна быть изложена в следующей редакции: «к органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, относятся:

— Президент Российской Федерации;

— Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и органы внутренних дел субъектов Российской Федерации, наделенные соответствующими полномочиями;

— Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за рубежом».

15. Существенная роль по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации принадлежит паспортно-визовым подразделениям органов внутренних дел. Анализ деятельности паспортно-визовой службы в плане решения вопросов гражданства свидетельствует о необходимости ее правового, организационного и технического совершенствования.

16. Возложить на Паспортно-визовую службу весь объем контрольных функций по комплексному регулированию миграционных процессов.

17. Действующая Инструкция об организации работы органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденная Приказом МВД России от 30 июня 1994 г. № 330, не отражает вовсе либо отражает не в полной мере круг вопросов по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации в части, касающейся: особенностей порядка приема документов по приобретению российского гражданства в связи с введением нового порядка документирования;

— применения международных договоров по вопросам гражданства;

— гражданства Российской Федерации детей при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из родителей;

— гражданства детей и недееспособных лиц, находящихся под опекой или попечительством;

— порядка принятия и рассмотрения повторных заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации;

— процедуры обжалования действий должностных лиц органов внутренних дел, нарушающих порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации, порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации.

Поэтому в свете изменившихся реалий современного этапа развития государства требуется принятие новой ведомственной инструкции, регулирующей деятельность органов внутренних дел по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ

1. Официальные документы, правовые акты

2. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

3. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Права человека: Сборник международных договоров. М., 1989.

4. Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1958. — № 28.

5. Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г.// Действующее международное право / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой. -Т. 1. М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1996.

6. Конвенция о сокращении случаев многогражданства и о военной обязанности в случаях многогражданства от 6 мая 1963 г. Страсбург // Права человека: Сборник документов. М.: Международные отношения, 1989.

7. Конвенция о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г. // Действующее международное право / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой. Т. 1. — М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1996.

8. Об урегулировании вопросов двойного гражданства. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 7 сентября 1995 г. // Дипломатический вестник. 1995 — № 10.

9. Об урегулировании вопросов двойного гражданства. Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном от 23 декабря 1993г. // Дипломатический вестник . 1994. — № 1-2.

10. Федеральный закон от 24.05.1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 22. — Ст.2670.

11. Федеральный закон от 16 июня 1995 г. «О международных договорах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 29. — Ст.2757.

12. Указ Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 г. № 2007 «О некоторых вопросах реализации Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994,- № 27.- Ст. 2854.

13. Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. -№11- Ст. 1301.

14. Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 1998 г. № 449 «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам гражданства» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 17. Ст.1919.

15. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Инфра. М- Норма, 1997.-208 с.

16. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. М.: Юрид.лит., 2000.

17. Декрет ВЦИК от 23 (10) ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» // СУ РСФСР. 1917. — № 3. — Ст. 31.

18. Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 г. «О приобретении прав российского гражданства» // СУ РСФСР. 1918. — № 31. — Ст. 409:

19. Декрет СНК РСФСР от 22 августа 1921 г. «О принятии иностранцев в российское гражданство» // СУ РСФСР. 1921. — № 62 — Ст.437.

20. Декрет СНК РСФСР от 28 октября 1921г. «О лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей»//СУ РСФСР. -1921 .-№ 72.-Ст. 578.

21. Закон о гражданстве СССР от 19 августа 1938 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1938. -№11.

22. Закон СССР «О гражданстве СССР» от 1.12. 1978 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1978. — № 49. — Ст. 816.

23. Закон СССР от 23 мая 1990 г. «О гражданстве СССР» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990,- № 23. -Ст. 435.

24. Положение о союзном гражданстве. Утв. ЦИК СССР от 29 октября 1924г. // СЗ СССР. 1924. — № 23. — Ст. 202.

25. Постановление ЦИК и СНК СССР от 21 марта 1924 г. «Об усыновлении иностранными гражданами детей граждан СССР» // СЗ СССР. — 1928. -№ 19. — Ст. 162.

26. Постановление ЦИК и СНК СССР от 23 ноября 1930 г. «Об упрощенном порядке приема в гражданство Союза ССР и выхода из него» // СЗ СССР. -1930.-№58.-Ст. 614.

27. Положение о гражданстве Союза ССР, принятое ЦИК и СНК СССР от 22 апреля 1931 г.//СЗ СССР. 1931. -№ 24. — Ст. 196.

28. Свод законов Российской империи. — Кн. 2. — Т. 9. — СПб., 1913.

29. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О выходе из гражданства СССР лиц, переселяющихся из СССР в Израиль» от 17.02.1967г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1967. — № 8.

30. Закон Латвийской Республики от 21 июня 1994 г. «О гражданстве Латвийской Республики». Рига, 1996.

31. Закон Литовской Республики от 5 декабря 1991 г. «О гражданстве Литовской Республики». Вильнюс, 1996.

32. Закон Эстонской Республики от 19 января 1995 г. «О гражданстве Эстонской Республики». Таллин, 1996.

33. Конституции зарубежных государств. М., 1996.

34. Досье на Проект Федерального закона № 81195-3 «О гражданстве Российской Федерации» (внесен Президентом РФ 13.04.2001 г.): http: // www / garant. 2001. — 24 апр.

35. Досье на Проект Федерального закона № 652224 3 «О гражданстве Российской Федерации (внесен депутатами Государственной Думы 2.03.2001 г.): http: // www / garant. — 2001. — 24 апр.

36. Книги, монографии, учебная литература

37. Абашидзе А.Х. Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву. М.: Права человека: Фонд Абашидзе, 1996.

38. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI в.: (Состояние и перспективы федеративного устройства). М.: Славянский диалог, 1996.

39. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. М.: Российский юридический издательский дом, 1994.

40. Алексеев С.С. Теория права. М.: Бек, 1994.

41. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М.: Зерцало, 1997.

42. Антология мировой философии: В 4 т. М., 1970.

43. Аргенин А.Н. Российская государственность и проблемы федерализма. -М., 1997.

44. Арзамасов Ю.Г. Нормотворческая деятельность МВД России в механизме реализации прав человека и гражданина. Монография. М., 2000.

45. Асимметричность Федерации / Под ред. А.Захарова. М., 1997.

46. Бабурин С.Н. Территория государства: (Правовые и геополитические проблемы). М, 1997.

47. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Ин-фраМ- Норма, 1998.

48. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М.: Инфра. М-Кодекс, 1996.

49. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. -М.: Норма-Инфра-М, 2000.

50. Бахрах Д.Н., Соловей Ю.П., Чемакин И. М. и др. Административное право России: (Часть особенная): Учебник. Екатеринбург: Диамант, 1997.

51. Беер Я., Ковач И., Самел Л. Государственное право Венгерской Народной Республики. М.,1963.

52. Белая книга Росси: (Наблюдения и предложения в области прав человека). Франкфурт — на- Майне: Международное общество прав человека, 1994.

53. Белых А.Н., Лягушкин И.В., Панов П.В. и др. Защита прав и гражданских свобод в России: (Философские, политические и мировоззренческие проблемы): Курс лекций. М.: Юридический институт МВД России, 2000.

54. Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина: (Мировой опыт). М., 1996.

55. Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: (Трудный путь к свободе). Ростов н / Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1996.

56. Бояре Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М.: Международные отношения, 1986.

57. Бояре Ю.Р. Гражданство в международном и внутреннем праве. Рига,1981.

58. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950.

59. Валентей С.Д. Федерализм: (Российская история и российская реальность). М., 1998.

60. Вилков Г.Е. Законодательство СССР и международные соглашения по вопросам гражданства. М.: Международные отношения, 1964.

61. Витрук Н.В. Конституционный статус личности в СССР. М.,1980.

62. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.

63. Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.

64. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.

65. Гайдуков Д. Гражданство СССР. М., 1949.

66. Галенская JI.H. Правовое положение иностранцев в СССР. М.: Международные отношения, 1982.

67. Герасименко Ю.В. Конституционно-правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации и роль органов внутренних дел в его обеспечении. Омск: Юридический институт МВД России, 1996.

68. Гессен В.М. Подданство, его установление и прекращение. СПб.,1909.

69. Глотов С.А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека. Саратов: Изд-во Саратовской гос. академии права, 1999.

70. Гранат H.JL, Колесникова О.М., Тимофеев М.С. Толкование норм права в правоприменительной деятельности органов внутренних дел. М., 1991.

71. Губанов А.В., Зубов И.Н. Полицейское право. Ч. 1: Полиция государств дальнего зарубежья и международное полицейское сотрудничество. -Омск: Академия МВД России, 2000.

72. Денисов А.И., Кириченко М.Г. Советское государственное право. М.,1957.

73. Дмитриев Ю.А., Корсик К.А. Правовое положение иностранцев в РФ. -М.: Манускрипт, 1997.

74. Есаян А. А. Некоторые вопросы советского гражданства: (Вопросы населения в практике Советской Армении). Ереван, 1966.

75. Жученко А.А. Соотношение конституций республик в составе Российской Федерации с Конституцией России: (Проблемы теории и практики). М., 2001.93.3латопольский Д.Л. Государственное устройство СССР. М.,1960.

76. Иоффе О С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961.

77. История в Энциклопедии Дидро и Д, Аламбера / Под общ. Ред. А.Д. Люблинской. Л., 1978.

78. Лазарев В. В., Левченко И. П. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел. М., 1989.

79. Лазарев Л.В. Иностранные граждане: (Правовое положение). М.: Российское право, 1992.

80. Лейбо Ю.И., Толстопятенко Г.П., Экштайн К.А. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина» / Под ред. К. А. Экштайна. М.: Эком, 2000.

81. Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. М., 1961.1. Т. 1.

82. Личность и власть (Конституционные вопросы): Межвуз. сб. науч. работ. Ростов н / Д: РВШ МВД РФ, 1995.

83. Лукашева Е.И. Социалистическое право и личность. М.,1987

84. Малышева Н. И., Хлестова И. О. Правовое положение российских граждан за границей. 1994.

85. Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности. М.,1969.

86. Мамонтов А.Г. Гражданство Российской Федерации: Лекция. -М.,1998.

87. Матузов Н.И. Субъективные права граждан СССР. Саратов, 1966.

88. Матузов Н.И. Теория государства и права. Саратов, 1995.

89. Махненко А.Х. Основные институты государственного права европейских стран народной демократии. М.,1964.

90. Метелев С.Е. Криминальная миграция: (Характеристика и предупреждение). Омск: Юридический институт МВД России, 1997.

91. Механизмы защиты прав человека в России: Доклад Коллегии адвокатов по правам человека в России. М.: Права человека, 1996.

92. Милицейское законодательство России: Сботник нормативных правовых актов / Сост. В.В.Черников. М.: Юрайт, 2000.

93. Миронов О.О., Горовцов Д.Е. Гражданин России: Историко-правовой очерк / Институт гуманитарных исследований. М., 1997.

94. Михайловская И.Б., Кузьминский Е.Ф., Мазаев Ю Н. Права человека и социально-политические процессы в посткоммунистической России: Проект группы по правам человека. М., 1997.

95. Мицкевич А.В. Субъекты советского права. М., 1962.

96. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996.

97. Мордовец А.С., Магомедов А.А., Силантьева JI.B., Чипчиков А.А. Права человека и деятельность органов внутренних дел. Саратов: СВШ МВД РФ, 1994.

98. Нерсесянц B.C. Права человека в истории политической и правовой мысли (от древности до Декларации 1789 г.): Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989.

99. Орзих М.В. Личность и право. М., 1975.

100. Основы государства и права: Учебное пособие. Ростов, 1995.

101. Пессенко В.Н. Общественные связи и отношения. Изд-во Ростовского ун-та, 1978.

102. Права человека в современном мире. Международно-правовой, социологический и философский аспекты. Всероссийская студенческая научная конференция «К 50-летию принятия Всеобщей декларации прав человека»: Тез. докл. Казань: УНИПРЕСС, 1999.

103. Права человека и межнациональные отношения: Сборник статей. -М.: ИГПАН, 1994.

104. Права человека: (Время трудных решений). Сборник статей / Под ред. Е.А.Лукашевой. М., 1991.

105. Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Издательство Норма, 2001.

106. Право и политика современной России / Под ред. Г.М.Мальцева, Е.А. Лукашевой и др.- М., 1996.

107. Правовые проблемы трудоустройства и приобретения гражданства вынужденных мигрантов на территории РФ. Материалы 5 семинара правозащитного центра «Мемориал» по программе «Миграция и право» / Составитель И.А. Золотаревская и др.). М.: УРАО, 1999.

108. Пробелы в российской Конституции и возможности ее совершенствования / Под ред. А.А.Белкина, Г.А. Гаджиева и др. М., 1998.

109. Проблемы становления институтов гражданства в постсоветских государствах: Моск. центр Карнеги. М., 1998.

110. Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997.

111. Сальников В.П. Правовая культура сотрудников внутренних дел. -Л.: Изд-во ВПУ МВД СССР, 1988.

112. Сальников В.П. Уважение к праву в деятельности органов внутренних дел. Л. Изд-во ВПУ МВД СССР, 1987.

113. Сафронов В.М. Советское государство и основы правового положения его граждан. М., 1973.

114. Синкевич А.И. Организация деятельности ОВД по реализации законодательства о гражданстве в РФ: Лекция. Домодедово: Всероссийский институт повышения квалификации работников ОВД России. 2000.

115. Словарь иностранных слов. М., 1955.

116. Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции. Омск, 1994.

117. Соловей Ю.П., Черников В В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». М.: Проспект, 2000.

118. Стрекозов В.Г., Казанчеев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. М., 1997.

119. Турубинер А. Гражданство // Энциклопедия государства и права. -М., 1925-1926. -Т.1.

120. Тутинас Е.В. Право личности и межнациональные конфликты: Монография. Ростов н / Д.: РЮИ МВД России, 2000.

121. Уемов А.И. Вещи, свойства и отношения. М., 1963.

122. Утченко C.JI. Политические учения Древнего Рима. М., 1973.

123. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. -Саратов. 1974.

124. Фарберов Н.П. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1974.

125. Харитонов С.А. Преступность среди иностранцев. Омск, 1999.

126. Черниченко С.В. Международно-правовые вопросы гражданства. -М., 1968.

127. Чхиквадзе В.М. Советское государство и личность. М.: Юрид. лит-ра, 1976.

128. Шафир М.А. Гражданином быть обязан. М.: Московский рабочий,1972.

129. Шафир М.А. Единство прав и обязанностей граждан СССР. М.,1979.

130. Шевцов B.C. Гражданство в Советском союзном государстве. -М.,1969.

131. Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государственного права. -М.,1974.

132. Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. Москва-Черкесск, 1992.

133. Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976.1. Научные статьи

134. Александрова З.К. К вопросу о понятии гражданства // Вопросы правового регулирования в социалистическом обществе,- Свердловск, 1974.

135. Андриченко J1.B., Белоусова Е В. Беженцы и вынужденные переселенцы: правовые проблемы российского законодательства // Гос-во и право. -1995,-№5.

136. Анисимов J1.H., Колосов Ю.М. Эмиграция и гражданство // Сов. гос-во и право. 1988. — № 5.

137. Бачило И.Л. Структура российского законодательства нуждается в совершенствовании // Журнал российского права. 1997. — № 3.

138. Баяки В. Общее и особенное в правовом регулировании гражданства в европейских соц. Странах // Сов. гос-во и право. 1976. — № 11.

139. Блищенко И., Мартыненко Е., Абашидзе Н. Под покровительством России // Человек и закон. 1993. — № 10.

140. Блищенко И.Н., Абашидзе А.Х., Мартыненко И.В. Проблемы государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников // Гос-во и право. 1994. — № 2.

141. Бондарь Н.С. Права человека в условиях формирования новой государственности России // Личность и власть. Саратов, 1995.

142. Валентей С. Российские реформы и российский федерализм // Федерализм. 1996. — № 1.

143. Васильев В.И. Гражданство после распада СССР // Народный депутат. 1992,-№ 18.

144. Клеандров М.М. Права человека и механизм защиты их в СНГ // Вестник Межпарламентской ассамблеи. 1995. — № 1.

145. Ковалев С.А. Права человека в современной России // Человек. -Вып. 1.-М., 1995.192. . Кожохин Б.И. Принцип государственного суверенитета в конституционном статусе субъектов РФ // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Вып. 3. 1995. -№20.

146. Кривцов В.Я., Лузинович А.В. Участие паспортно-визовых аппаратов в решении правоохранительных задач // Вестник МВД Российской Федерации. 1994. -№ 6.

147. Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А. Новое политическое мышление и права человека // Вопросы философии. 1990. — № 6.

148. Кузьменко Л.Б. Развитие правового регулирования статуса личности в новом законе о гражданстве СССР/ / Вестн. Моск. ун-та. Cep.ll, Право. -1986,-№4.

149. Кутафин О. Е. Считать гражданином России. Российская газета.1996.-25 июня.

150. Кутафин О.Е. Двойное гражданство не «двойное дно» // Российские вести. — 1996. — 15 ноября.

151. Ледях И. Комментарий Закона «О гражданстве РСФСР» // Советская юстиция. 1992. — № 6.

152. Литвинова Г.И., Михалева Н.А. Правовая защита беженцев и вынужденных переселенцев в России // Гос-во и право. -1992. № 4.

153. Лукашева Е., Ледях И. Наша главная задача // Человек и закон. -1994. -№3.

154. Лунев И. С гражданством Российской Федерации можно не спешить // Иностранец. № 3.

155. Любарский К. Одно или два гражданства // Российский бюллетень по правам человека. Вып. 3. — М., 1994.

156. Маковский A.M. Модельные акты и кодексы в системе правового обеспечения интеграции // Вестник межпарламентской ассамблеи. 1996,- № 3.

157. Микитаев А.К. Проблемы гражданства русских и русскоязычного населения в Латвии и Эстонии // Российский бюллетень по правам человека. -Вып. 3. -М.: 1994.

158. Михалева Н.А. Конституционные реформы в республиках субъектах РФ // Гос-во и право. — 1995. — № 4.

159. Морозова Л.А. Межнациональные отношения и будущее России: конфликты и потенциал гражданского согласия // Государство и право. 1992. -№5.

160. Мухаметшин Ф.Х. Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа // Гос-во и право. 1994. — № 8 — 9.

161. Никитин Е. Статус беженцев и вынужденных переселенцев // Российская юстиция. 1996. — № 9.

162. Патюлин В.А. Субъективные права граждан. Основные черты, стадии, гарантии реализации // Сов. гос-во и право. -1971.- № 6.

163. Петров Ю.А. Соотношение понятий гражданства, правоспособности, правового положения граждан // Вестн. ЛГУ. Серия: Экономика, философия, право! Л.: 1974. -№ 5

164. Печенев В. Распад СССР и судьбы русского зарубежья // Этнопо-лис. 1993. -№ 3.

165. Полянский В.В. Принципы советского гражданства // Сов. гос-во и право. 1980. -№ 5.

166. Романов С.В. О теоретических основах правового регулирования статуса иностранцев в Российской Федерации // Московский журнал международного права. 1996. — № 2.

167. Рощин Ю. Учим управлять миграционными процессами // Миграция в России. 2000. — № 3.

168. Рубанов А.А. Международно-правовые вопросы законодательного регулирования отношений советского гражданства // Советский ежегодник международного права. 1978.

169. Рубанов А.А. Основные коллизионные вопросы советского законодательства о гражданстве // Сов. гос-во и право. 1979 — № 7.

170. Русинова Е.И. Закон о гражданстве СССР // Правоведение. 1980.1.

171. Савелий Н.Ф., Шарипов М.А. Актуальные вопросы совершенствования информационного обеспечения деятельности служб виз и регистрации // Экспресс-информация. М., 1991. — № 5.

172. Салишева Н., Ковешников Е. Новый закон о гражданстве СССР // Соц. законность. 1979. — № 3.

173. Сапрыкин Ф.И. Русскоязычное население в странах СНГ // Московский журнал международного права. 1994. — № 3.

174. Скрипилев Е. А. Права личности в России до октября 1917 г. // Права человека: (Время трудных решений). М., 1991.

175. Смирнова Е.С. Регулирование вопросов гражданства стран Содружества Независимых Государств в свете европейского опыта // Гос-во и право. -2001,-№6.

176. Тихомиров Ю.А. Согласованность и коллизии норм // Московский журнал международного права. 1996. — № 2.

177. Тишков В.А. Двойное гражданство это политическая импровизация // Диалог. — 1995. — № 3.

178. Тишков В.А. Русские вне России, мифы и политика // Российский монитор. 1995. — Вып. 5.

179. Тункин Г.И. Закон о гражданстве СССР // Сов. гос-во и право. -1979. -№ 7.

180. Фролов Т.Н. Конституционные реформы в странах содружества // Гос-во и право. 1994. — № 4.

181. Хаммар Т. Гражданство, нация и двойное гражданство // Российский бюллетень по правам человека. Вып. 3. — М., 1994.

182. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Гос-во и право. 1995. — №8-9.

183. Шарапов А. Гражданство не дар, а исконное право // Российская газета. -1992. 16 октября.

184. Эбзеев Б.С. Гражданство и права: некоторые методологические вопросы // Актуальные проблемы гражданства: Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. М., 1995.

185. Эбзеев Б.С., Карапетян JI.M. Российский федерализм, равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов // Гос-во и право. 1995. — № 3.

186. Авторефераты и диссертации

187. Алжеев И. А. Защита конституционных прав граждан Российской Федерации (теория и практика): Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1993.

188. Альтман М. М. Институт гражданства в советском социалистическом государственном праве: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Ереван, 1955.

189. Анисимов П.В. Соблюдение прав человека как элемент правовой культуры сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 1993.

190. Анохин Ю. В. Обеспечение безопасности, прав и свобод личности в правоприменительной деятельности органов внутренних дел (на материалах предварительного расследования): Дис. канд. юрид. наук. М., 1999.

191. Баяки В. Социалистическое гражданство. Актуальные теоретические и практические проблемы: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 1977.

192. Бородин В.В. Воспитание правовой культуры у молодых сотрудников милиции: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Киев, 1989.

193. Брянцев О.Г. Гражданство Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М.,1996.

194. Власенко И.Б. Институт гражданства и формы его государственного регулирования: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1996.

195. Какимжанов М.Т. Соблюдение прав и свобод в деятельности милиции: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1995.

196. Кардашева И.Б. Правовые и организационные основы деятельности паспортно-визовой службы органов внутренних дел Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1996.

197. Косаков С. Гражданство в Советской Федерации: (конституционные вопросы): Автореф. дис. канд. юрид. наук. Алма-Ата, 1980.

198. Мещеряков А.В. Развитие теории советского гражданства: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1985.

199. Пастухова Н.Б. Союз России и Белоруссии, этапы, особенности, перспективы: (Конституционно- правовой аспект): Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2000.

200. Радул В.В. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2001.

201. Цуканов А.И. Социальное обслуживание граждан органами внутренних дел: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М.,1993.

202. Яхина Э Х. Гражданство Российской Федерации, проблемы теории и практики: Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 1997.

lawtheses.com

Смотрите еще:

  • Как получить ходатайство Как написать ходатайство для получения квоты на РВП? Необходимо написать ходатайство от главы факультета в УФМС с целью выделения квоты на РВП иностранной студентке. Как оформить и есть ли шаблон для данного вида ходатайства? 18 […]
  • Приказ увольнение по сокращению штатов образец Приказ об увольнении по сокращению штата (образец) Обновление: 9 октября 2017 г. Образец приказа об увольнении по сокращению штата Трудовым законодательством установлена строгая процедура увольнения работников в связи с сокращением […]
  • Законы регламентирующие военную службу Какие документы регламентируют службу по призыву и как солдат может отстоять свои права? Военнослужащие находятся под защитой государства, которое осуществляет их правовую и социальную защиту, охрану жизни и здоровья, а также […]
  • Приказ 462 минобрнауки от 14062013 Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 “Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией” В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 […]
  • Выдача судебного приказа госпошлина Госпошлина в суд. Калькулятор госпошлины 2018 Нужна госпошлина в суд? Калькулятор госпошлины 2018 года: Ваш браузер не поддерживает плавающие фреймы! Размер государственной пошлины: 1. Подача искового заявления Имущественного […]
  • Пособие для расчетов электрических цепей Учебно-методическое пособие по теме: Расчет электрических цепей постоянного тока Материал представляет собой практическую работу для дисциплины "Основы электротехники" по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой […]
  • Закону золотого сечения Закону золотого сечения Золотое сечение это универсальное проявление структурной гармонии. Оно встречается в природе, науке, искусстве – во всем, с чем может соприкоснуться человек. Однажды познакомившись с золотым правилом, […]
  • Мера воздействия применяемая к нарушителям установленных правил норм Мера воздействия применяемая к нарушителям установленных правил норм ТЕСТ «Человек и закон» Вариант 1 Часть А: Выбери один правильный ответ из предложенных вариантов: А1. Совокупность норм и правил, отражающих представления о должном […]