Основа государственной пенсии

Правовые основы пенсионного обеспечения

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регламентируется целым рядом законодательных актов. К числу законодательных актов, регулирующих отношения в сфере пенсионного обеспечения, относятся:

Конституция Российской Федерации;

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Налоговый кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»;

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Конституция РФ является основным законом Российской Федерации. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь, в том числе развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты.

Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Правовое регулирование отношений данного закона направлено на создание правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих компенсацию заработка гражданам, которую они получают до установления им трудовой пенсии.

Действие Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» распространяется на те категории граждан, в отношении которых действует законодательство об обязательном пенсионном страховании, и к ним относятся: физические лица – граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам. Закон устанавливает в отношении перечисленных категорий граждан организационные основы и принципы учета этих граждан, а основной целью индивидуального (персонифицированного) учета является создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами каждого застрахованного лица.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается:

федеральным государственным служащим;

участникам Великой Отечественной войны;

гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

Закон устанавливает четыре вида пенсий:

пенсия за выслугу лет;

пенсия по старости;

пенсия по инвалидности;

Статья 1 Федерального закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия. К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ и объединенных Вооруженных силах Содружества Независимых Государств:

лица, которые проходили военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов;

лица, которые проходили военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;

лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР;

лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР;

лица, проходившие службу в государственной противопожарной службе;

лица, проходившие службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

лица, проходившие службу в органах уголовно-исполнительной системы;

Члены семей перечисленных категорий лиц имеют право на получение пенсии в порядке, установленном законом.

Федеральный закон «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» устанавливает порядок пенсионного обеспечения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ и выезжающих за пределы Российской Федерации.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии. Закон предусматривает три разновидности трудовой пенсии:

трудовая пенсия по старости;

трудовая пенсия по инвалидности;

трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на выплату трудовой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Условиями для назначения трудовой пенсии по инвалидности являются:

определенное медицинскими показаниями ограничение способности к трудовой деятельности III, II или I степени.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца.

Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» дополняет пенсионное законодательство в части обеспечения трудоспособных граждан России в период их временной нетрудоспособности. К страховым случаям в соответствии с Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» относятся:

необходимость получения медицинской помощи;

трудовое увечье и профессиональное заболевание;

смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» регламентирует создание негосударственных пенсионных фондов и регулирует их деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» регулирует отношения по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии.

Налоговый кодекс РФ в ст. 213.1 устанавливает особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. В гл. 24 НК РФ содержатся положения, регламентирующие налогообложение в сфере обязательного пенсионного страхования.

Трудовой кодекс РФ устанавливает порядок исчисления стажа работы, необходимого для определения страхового стажа, который дает право на трудовую пенсию.

4.1 Общая характеристика системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Пенсионная система — это совокупность создаваемых государством правовых, экономических, организационных институтов и норм, предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Действующая в РФ пенсионная система предполагает наличие большого числа различного вида пенсий, которые можно классифицировать по различным основаниям.

Структуру новой пенсионной системы составляют следующие ее элементы: —

государственное пенсионное обеспечение; —

государственное пенсионное страхование; —

профессиональные пенсионные системы; —

дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение.

Государственное пенсионное страхование направлено на

формирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий, пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца за счет обязательных страховых взносов.

Государственное пенсионное обеспечение направлено на начисление базовой части трудовых пенсий, выплачиваемых по Закону о трудовых пенсиях, и пенсий за выслугу лет, по старости, инвалидности и социальных пенсий, выплачиваемых по Закону о пенсионном обеспечении, и финансируется из федерального бюджета за счет перечисляемых работодателями сумм единого социального налога.

Дополнительное пенсионное обеспечение и страхование обеспечит гражданам дополнительные пенсии за счет накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц в государственной и негосударственной системе пенсионного страхования в дополнение к двум первым частям.

Профессиональные пенсионные системы обеспечат предоставление лицам, имевшим более высокие доходы, пенсий в размерах, соответствующих уровню их заработной платы.

В зависимости от того, кто устанавливает пенсии, все пенсии можно подразделить на два вида: государственные и негосударственные.

В свою очередь государственная система пенсионного обеспечения состоит из двух составляющих ее частей: государственное пенсионное обеспечение и государственное пенсионное страхование.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летноиспытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Государственное пенсионное страхование — организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ установлены ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Данный Закон устанавливает, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, а именно Пенсионным фондом РФ, который является государственным учреждением.

Обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования.

Государственные пенсии также можно классифицировать по различным основаниям: 1.

По источнику финансирования все государственные пенсии можно разделить на два вида:

а) пенсии, выплачиваемые за счет средств Пенсионного фонда РФ;

б) пенсии, выплачиваемые за счет ассигнований из бюджетов различных уровней. 2.

По отношению к труду и иной общественно полезной деятельности государственные пенсии делятся на два вида:

а) пенсии заработанные трудом — трудовые;

б) пенсии социальные, т.е. такие, которые назначаются вне связи с трудом.

В свою очередь, трудовые пенсии делятся на три вида: —

пенсия по старости, —

пенсия по инвалидности, —

пенсия по случаю потери кормильца. 3.

По кругу лиц, имеющих право на получение пенсии, можно назвать следующие виды государственных пенсий: пенсии лицам, работавшим на основании трудового договора; государственным служащим; судьям; инвалидам; лицам, проходившим военную службу; лицам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; детям-сиротам и др. 4.

По нормативным актам, на основании которых назначаются пенсии, государственные пенсии делятся на: —

пенсии, назначаемые на основании ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001г. N 166-ФЗ; —

пенсии, назначаемые на основании ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ; —

пенсии, назначаемые на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 №4468-1; —

пенсии, назначаемые на основании иных законов

В ч. 3 ст. 39 Конституции РФ предусмотрено, что «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». В развитие этой конституционной нормы сейчас у нас в стране есть негосударственные пенсии, которые могут устанавливаться различными юридическими и физическими лицами (негосударственные пенсионные фонды, отдельные работодатели, частная благотворительность).

Действующая пенсионная система предусматривает не только многочисленные виды пенсий, но и иные выплаты, которые по своей сути также являются пенсиями, но носят иное название. Например, судьи имеют право получать пожизненное содержание; граждане, осуществлявшие трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ, и граждане, имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ, могут получать дополнительное пожизненное материальное обеспечение. 4.2

Рубрикатор

Теоретические основы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Глава 1. Теоретические основы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Государственное пенсионное обеспечение в Российской федерации

Трудовая пенсия по инвалидности — пенсия, которая устанавливается в связи с нарушением здоровья человека (стойкое расстройство функций организма), которое привело к длительной или постоянной, полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или к существенным затруднениям в трудовой жизни. Условия и нормы пенсионного обеспечения по инвалидности зависят от характера трудовых отношений, причины наступления инвалидности, степени потери трудоспособности и др. В зависимости от потери трудоспособности выделяются 3 группы инвалидности :

1. вследствие трудового увечья или профессионального заболевания назначается независимо от продолжительности общего трудового стажа. Также независимо от продолжительности стажа устанавливается П. по и. гражданам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания в возрасте до 20 лет. В остальных случаях для назначения.

2. от общего заболевания необходим определенный трудовой стаж.

3. вследствие общего заболевания, трудового увечья или профессионального заболевания исчисляются по единым нормам:

инвалидам I и II групп — 75% заработка;

инвалидам III группы — 30% заработка.

Пенсия за выслугу лет — государственные ежемесячные выплаты, устанавливаемые в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. (Раздел V Закона РФ «»О государственных пенсиях в Российской Федерации»»). Согласно закону, предусмотрены условия, определяющие право на пенсию категории граждан, занятых: на подземных и открытых горных работах (ст.78); работой на судах флота рыбной промышленности, морского и речного флота (ст.781); работой в профессиональных аварийно-спасательных службах (ст.782); работой в гражданской авиации (ст.79); педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (ст.80); лечебной и иной работой по охране здоровья населения (ст.81); творческой работой на сцене в театрах и других театрально-зрелищных предприятиях и коллективах (ст.82). Как правило, право на пенсию за выслугу лет возникает независимо от возраста, лишь при наличии длительного специального трудового стажа (выслуги лет). Исключение составляют некоторые работники гражданской авиации: пенсия в связи с работой по управлению воздушным движением и в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов устанавливается мужчинам — по достижении 55 лет, а женщинам — по достижении 50 лет. Право на пенсию связано у них с наличием относительно небольшой выслуги лет и одновременно с наличием 20-25-летнего общего трудового стажа. Продолжительность требуемой выслуги лет для назначения пенсии различается в зависимости от характера работы и может составлять 15, 20,25 и 30 лет. При этом в некоторых случаях женщины приобретают право на пенсию при меньшей выслуге лет, чем мужчины (флот, гражданская авиация), в других случаях требования выслуги лет для мужчин и женщин одинаковы (педагогическая деятельность, работа по охране здоровья населения, творческая работа на сцене). Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия, а в необходимых случаях также и правила исчисления выслуги и назначения пенсий утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ. Законодатель не предусматривает возможности суммирования работ с различными условиями труда при определении права на пенсию за выслугу лет. Для назначения пенсии за выслугу лет не требуется оставление работы по специальности. Однако выплачивается эта пенсия, как правило, при условии оставления работы (службы), с учетом которой она установлена. При выполнении другой работы пенсия выплачивается в полной сумме независимо от размера получаемого заработка. Пенсионным законом было предусмотрено одно исключение из этого правила. Работникам, занятым на подземных работах и открытых горных работах, пенсия за выслугу лет выплачивается в полной сумме независимо от характера работы, т.е. и в случае продолжения работы, с учетом которой такая пенсия установлена. В 1996 г. такие же правила были установлены для лиц, имеющих право на пенсию в связи с педагогической деятельностью и в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности. По общему правилу, пенсия за выслугу лет устанавливается при выслуге, равной требуемой для назначения пенсии, в размере 55% заработка; за каждый полный год выслуги сверх требуемой она увеличивается на 1%, но не превышает 75% заработка. Работникам, занятым на подземных и открытых горных работах, пенсия устанавливается в размере 75% заработка. Особые правила исчисления пенсии установлены для некоторых работников гражданской авиации. Минимальный и максимальный размеры пенсии за выслугу лет определяются так же, как и пенсии по старости. Максимум пенсии для летного состава гражданской авиации установлен на уровне 3,5 минимальных размеров пенсии. Надбавки к пенсии за выслугу лет не начисляются, за исключением надбавки участникам Великой Отечественной войны, не получающим одновременно с пенсией за выслугу лет пенсии по инвалидности. Пенсии за выслугу лет предусмотрены также Законом РФ от 12 февраля 1993 г. «»О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей»». Пенсия за выслугу лет по этому закону назначается лицам, имеющим на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних лет 20 лет и более. Лицам, уволенным со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, пенсия за выслугу лет назначается, если
они имеют общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и если они достигли на день увольнения 45 лет (ст.13). В соответствии с Законом от 12 февраля 1993 г. назначаются пенсии за выслугу лет сотрудникам налоговой полиции (см. ст.17 Закона от 24 июня 1993 г. «»О федеральных органах налоговой полиции»»), а также прокурорам и следователям, работникам научных и образовательных учреждений прокуратуры РФ, имеющим классные чины (п.4 ст.44 Федерального закона «»О прокуратуре Российской Федерации»» в редакции от 17 ноября 1995 г.).Согласно ст. 19 Закона от 31 июля 1995 г. «»Об основах государственной службы Российской Федерации»» государственный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет, назначаемой в соответствии с федеральным законом.

Право на пенсию в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» имеют:

— граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению ;

— иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, — на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации .

Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:

-гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости.

— участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости.

— родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности); или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия; или пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

— вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и трудовая пенсия по старости (инвалидности); или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца); или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

— гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и трудовая пенсия по старости;

— членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных статьей 7.1 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 17.1 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Пенсии, предусмотренные Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливаются и выплачиваются независимо от получения в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» накопительной части трудовой пенсии.

Граждане из числа космонавтов при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Граждане из числа работников летно-испытательного состава имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.2 указанного Федерального закона.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

  • федеральные государственные гражданские служащие;
  • военнослужащие;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • граждане из числа космонавтов;
  • граждане из числа работников летно-испытательного состава
  • нетрудоспособные граждане

Назначение, перерасчет, индексация, выплата и доставка пенсии

Начисление и выплата трудовой пенсии

В этом разделе мы попытаемся ответить на вопрос «как начисляется пенсия» и подробнее изучить новые правила начисления пенсии. С 1 января 2007 года непрерывный трудовой стаж для начисления пенсии значения не имеет, всё будет зависеть только от периодов, в течение которых делались отчисления в Пенсионный Фонд. Нужно отметить, что порядок начисления и выплата пенсий в Москве не отличается от выплаты пенсий в других городах России.

Выплата пенсий происходит через Сбербанк.

Порядок начисления пенсий

Начисления страховой пенсии

С января 2002 года работодатель вносит в пенсионный фонд не более 14% от вашей зарплаты ежемесячно. Вносит из своих сбережений, поэтому не стоит путать с 13%, которые вы платите государству.

Не стоит волноваться о том, что деньги, внесенные работодателем до 2002 г., сгорят. К пенсионному капиталу добавляется «денежное выражение пенсионных прав застрахованных лиц», т.е. берётся в расчёт заработок за 2000—2001 гг. и трудовой стаж на 1 января 2002 года и по формуле, высчитывается сумма денег, которую необходимо добавить к вашему пенсионному капиталу.

Порядок начисления накопительной части пенсии

Накопительная часть трудовой пенсии начисляется примерно так же, как и страховая. Пенсионные накопления делятся на время дожития, т.е. на количество лет, которые мы предположительно должны прожить после выхода на пенсию, сегодня- это14 лет, а с 2013года- 19.

Отличие страховой пенсии от накопительной:

Страховая и накопительная часть пенсии рассчитываются одинаково, но накопительную часть пенсии вы вправе отдать компании, которая вложит их «с умом», и через какое-то время вы получите «достойную прибавку к пенсии».

Перерасчет пенсии. Порядок перерасчета и документы

На основании п.3 ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (№173- ФЗ от 17.12.2001) гражданин имеет право произвести перерасчёт пенсии через 12 месяцев после назначения ему страховой части трудовой пенсии, либо по истечении 12 месяцев с момента последнего перерасчёта. В этом случае, продолжительность трудовой деятельности не имеет значения, это может как 8 месяцев, так и 1 день.

Для того, чтобы провести перерасчёт пенсии работающим пенсионерам необходимо обратиться с заявлением в ПФР. В заявлении необходимо указать Ф.И.О. и номер страхового свидетельства. Дополнительные документы для перерасчёта пенсии не требуются.

Заявление на перерасчёт пенсии можно подать, обратившись непосредственно в районное управление ПФР, послать заявление на перерасчёт по почте или передать через своего законного представителя. Если вы отправляете бланк перерасчёта пенсии по почте, то днём его подачи считается дата на почтовом штемпеле.

Необходимо отметить, что в случае корректировки сумм страховых взносов, при перерасчёте трудовой пенсии, размер страховой части может остаться прежним, а также измениться в сторону уменьшения .

В отличие от перерасчёта пенсии работающим пенсионерам, корректировка страховой части пенсии производиться без подачи заявления. Корректировка происходит в случае расхождения сведений о страховых взносах, которые были внесены работодателем с теми, которые учитывались при установлении размера страховой части трудовой пенсии и данными индивидуального (персонифицированного) счёта гражданина.

Назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ с 1 июля 2012 года абзац первый пункта 1 после слов «по заявлению гражданина,» будет дополнен словами «поданному в том числе в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации,».

1. Назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина, за исключением социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет, а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (подпункт 2 пункта 6 статьи 19.

Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Указанным гражданам соответствующая социальная пенсия устанавливается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 дней со дня назначения гражданину соответствующей социальной пенсии извещает его о назначении ему социальной пенсии по инвалидности или социальной пенсии по старости.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ с 1 июля 2012 года абзац второй пункта 1 после слов «может осуществляться» будет дополнен словами «в том числе в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации,».

Обращение за назначением пенсии, перерасчетом ее размера и переводом с одного вида пенсии на другой может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, перерасчет ее размера или перевод с одного вида пенсии на другой без ограничения каким-либо сроком .

(п. 1 в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

2. Перерасчет размера пенсии может производиться в связи с изменением группы инвалидности, причины инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, а также в связи с изменением условий назначения социальной пенсии. Перерасчет размера пенсий за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих может производиться с применением положений статей 14 и 21 настоящего Федерального закона в случае последующего после назначения пенсии за выслугу лет увеличения продолжительности стажа государственной гражданской службы, с учетом которого определяется размер пенсии за выслугу лет, и (или) замещения должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев с более высоким должностным окладом.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2009 N 187-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

В других случаях производится перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Порядок индексации пенсий

Пенсии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, индексируются в следующем порядке: -пенсии федеральных государственных гражданских служащих — при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных гражданских служащих с учетом положений, предусмотренных статьями 14 и 21 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

(в ред. Федеральных законов от 08.05.2004 N 34-ФЗ, от 18.07.2009 N 187-ФЗ)

-пенсии военнослужащих и членов их семей (за исключением пенсий военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и членов их семей) — в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)

-социальные пенсии — ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста цен на товары и услуги за прошедший год. В случае, если за данный период темпы роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации;

превышают темпы роста цен на товары и услуги, с 1 июля производится дополнительная индексация указанных социальных пенсий на разницу между годовым индексом роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации и годовым индексом роста цен на товары и услуги. Коэффициенты индексации социальных пенсий определяются Правительством Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

-пенсии военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и пенсии членов их семей, пенсии участников Великой Отечественной войны, пенсии граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», пенсии граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и пенсии членов их семей, пенсии граждан из числа работников летно-испытательного состава — при индексации размера социальных пенсий;

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

-пенсии граждан из числа космонавтов и членов их семей — в случае повышения денежного довольствия (заработка), получаемого в соответствии с Положением о материальном обеспечении космонавтов в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации, исходя из размера повышенного денежного довольствия (заработка) с даты, с которой произошло повышение указанного денежного довольствия (заработка). В случае, если повышение денежного довольствия (заработка) в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря) не производилось, пенсии граждан из числа космонавтов и членов их семей пересчитываются с1 января следующего года в размере, равном суммарному размеру индексации (изменению) размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, произведенной (произведенному) в прошедшем году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

В 2010 году средняя трудовая пенсия по старости в России превысила 8000 руб. В этом году пенсии увеличились в среднем в 1,5 раза. С учетом проведенных и запланированных мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения ожидается, что на конец 2010 года средний размер трудовой пенсии составит свыше 7,8 тыс. рублей, при этом среднегодовой размер трудовой пенсии по отношению к прогнозной величине прожиточного минимума пенсионера составит 172,8 %. Это означает, что в этом году, как и в прошлом, будет обеспечен как номинальный, так и реальный рост пенсий.

Ответственность за невыплату государственных пенсий

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или

иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.»).

Расчет государственной пенсии

5. Правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.

Правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации

Возможные альтернативы развития государственного пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации

Глава 2. Анализ пенсионного обеспечения граждан РФ на примере Негосударственного пенсионного фонда «Лукойл-Гарант»

НПФ (негосударственный пенсионный фонд) — организация некоммерческого типа, имеющая по федеральному законодательству право только на деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Под пенсионным обеспечением в этом смысле понимается негосударственное (иначе — дополнительное) пенсионное обеспечение (сокращенно — НПО или ДПО).

Под пенсионным страхованием понимается работа НПФ с накопительной частью государственной трудовой пенсии граждан (обязательное пенсионное страхование — ОПС, а также добровольное — ДПС в рамках системы софинансирования пенсий) и с льготными пенсиями, связанными с вредными условиями труда (профессиональное пенсионное страхование).

2.1. Краткая характеристика Негосударственного пенсионного фонда «Сбербанк»

НПФ Сбербанка образовался 17 марта 1995 году в период развития сегмента негосударственного пенсионного страхования. За свою 19-летнюю историю он ни разу не опустился ниже 8-го места в ТОПе отечественных НПФ. Инициатором создания фонда является Собрание Сбербанка РФ.

НПФ Сбербанка по организационно-правовой форме представляет собой некоммерческую социальную организацию открытого типа. Единственным учредителем является ОАО «Сбербанк России».

Высшим органом управления НПФ является Совет некоммерческой организации. Именно он осуществляет руководство деятельностью фонда, определяет стратегические инвестиционные направления, утверждает документацию и т.д. В него входят: представители ОАО «Сбербанк России» и Президент НПФ. На сегодняшний день обязанности последнего возложены на Морозову Галину Владимировну.

2.2. Анализ финансово-экономической деятельности Негосударственного пенсионного фонда «Сбербанк»

За 2013 год активы фонда увеличились почти в 2 раза. Их объем составил более 80 млрд. рублей. Уровень доверия клиентов к негосударственной организации непрерывно растет, о чем свидетельствуют данные об увеличении пенсионных накоплений на 78%.

На 1 января 2014 года количество клиентов фонда достигает почти 2 миллионов человек. Средний счет (сумма на пенсионном счете одного участника) по программе обязательного пенсионного страхования составляет 54 тысячи рублей. По данному показателю фонд занимает почетное 2 место.

Клиентский выбор распределен следующим образом: 95% участников отдают предпочтение накопительным и корпоративным программам, 5% — созданию негосударственной пенсии.

За прошедший год за выплатой пенсионных накоплений обратилось более 8 тысяч человек. Общий объем выплат перевалил за 160 миллионов рублей. Это на 24% больше, чем в 2012 году.

НПФ Сбербанк получил наивысшие рейтинги надежности от Национального экспертного агентства. Ранее он стал лауреатом отечественной премии «Финансовая элита России».

Фонд придерживается сбалансированной инвестиционной политики, основанной на достижении оптимального соотношения между риском и доходностью.

В качестве предпочитаемых объектов вложения выступают акции и облигации. НПФ инвестирует в ценные бумаги тех компаний, которые характеризуются устойчивым ростом и высокими показателями рентабельности собственного капитала.Выбор акций производится на основе анализа финансовых моделей, изучения отчетности предприятия и макроэкономических показателей, а также с помощью личных встреч с руководством АО.

При вложении средств в облигации НПФ строго придерживается следующей схемы:

  • 40% — вложение в ценные бумаги с высокой доходностью;
  • 40% — вложение в ценные бумаги хозяйствующих субъектов, у которых повышается инвестиционный рейтинг;
  • 20% — инвестиции в облигации компаний, активно участвующих в торговой деятельности.

Итак, количество застрахованных лиц НПФ растет из года в год (Таблица 1) За прошедший период средняя доходность по пенсионным программам составила 7,025%. Это выше, чем прибыльность банковских депозитов. Высокие рейтинговые показатели лишь свидетельствуют о надежной инвестиционной деятельности.

Показатели деятельности по годам

Показатели по годам201420132012201120102009Количество вкладчиков Фонда9234993882968909987710210389793Количество участников Фонда301389288113278971263729188831172154Количество участников Фонда, получающих в Фонде негосударственную пенсию12491133011305612703125023593Информация о количестве застрахованных лиц, осуществляющих формирование пенсионных накоплений в Фонде1059296106191267198242038718783466576Размер пенсионных резервов Фонда, тыс. руб.1024720878606175513399359820123911571694188Размер пенсионных накоплений Фонда, тыс. руб.7424708372518101407565202197637566871011995975

Смотрите еще:

  • Очаково матвеевское опека Очаково матвеевское опека ИНФОРМАЦИЯ для граждан, желающих усыновить (удочерить), установить опеку, стать приемным родителем несовершеннолетнего ребенка Если Вы приняли решение усыновить (удочерить), установить опеку, стать приемным […]
  • Мвд приказ 288 от 12041999 Приказ МВД РФ от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ от 12 апреля 1999 г. N 288"О мерах по реализации […]
  • Профессии с горячим стажем список Полный список профессий, позволяющих оформить досрочную пенсию Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста на основании статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых […]
  • Приказ 568 мвд 2005 г Приказ МВД РФ от 15 июля 2005 г. N 568 "О порядке проведения органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям […]
  • Зеленоградский прокурор ИНФОРМАЦИЯ О ПРИЕМЕ ГРАЖДАН Мероприятия 1 августа Мероприятия 2 августа Мероприятия 3 августа Мероприятия 4 августа Мероприятия 5 августа Мероприятия 6 августа Мероприятия 7 августа Мероприятия 8 августа Мероприятия 9 […]
  • Подготовка проекта к экспертизе Правила проведения экспертизы промышленной безопасности ПБ 03-246-98 Утверждены Постановлением Госгортехнадзора России от 6 ноября 1998 г. N 64 Зарегистрированы Минюстом России 08.12.98 N 1656, Госгортехнадзором России N ПБ […]
  • Как выиграть моральный ущерб Компенсация морального вреда: тенденции российской судебной практики Компенсация морального вреда – один из способов защиты гражданином его нарушенных прав (абз. 11 ст. 12 ГК РФ). Размер компенсации определяет суд. Для этого он […]
  • Расчет пенсии по старости 2012 год Трудовая пенсия по старости: особенности назначения и начисления Условия назначения трудовой пенсии по старости Обязательное соблюдение двух условий 1. Достижение общеустановленного пенсионного возраста Законодательством […]