Уставом службы на судах

Содержание статьи:

Устав
службы на судах
внутреннего водного транспорта
Российской Федерации

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ, ФЛАГИ И ВЫМПЕЛЫ
ГЛАВА 3. ЭКИПАЖ СУДНА
ГЛАВА 4. КАПИТАН
ГЛАВА 5. ОБЩЕСУДОВАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 6. СУДОМЕХАНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 7. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ СУДОВЫХ ЭКИПАЖЕЙ, РАБОТАЮЩИХ ПО МЕТОДУ СОВМЕЩЕНИЯ
ДОЛЖНОСТЕЙ (ПРОФЕССИИ)
ГЛАВА 8. СЛУЖБА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ И ЭКИПАЖА
ГЛАВА 9. СЛУЖБА НА СУДАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ФЛОТА
ГЛАВА 10. СЛУЖБА НА НЕСАМОХОДНЫХ СУДАХ
ГЛАВА 11. ВАХТЕННАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 12. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИВУЧЕСТИ СУДНА
ГЛАВА 13. ПОВСЕДНЕВНАЯ СЛУЖБА И РАСПОРЯДОК ЖИЗНИ ЭКИПАЖА СУДНА

Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Устав службы на судах внутреннего водного транспорта (далее Устав) определяет основные положения организации службы, права и обязанности членов экипажей судов.

Действие настоящего Устава распространяется на все экипажи судов внутреннего водного транспорта, находящиеся эксплуатации, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы судовладельца.

Под судами внутреннего водного транспорта в настоящем Уставе понимаются суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания, находящиеся под техническим надзором органов технического надзора и классификации судов, плавающие под Государственным Флагом Российской Федерации (кроме судов рыбопромыслового и военно-морского флота).

Требования настоящего Устава обязательны для членов экипажей судов и лиц, пребывающих на судне (постоянно или временно) и выполняющих служебные обязанности и работы на судне. Нарушение требований Устава влечет за собой дисциплинарную или иную установленную законом ответственность.

Все члены экипажа судна назначаются на должности при условии:

-наличия соответствующего диплома либо квалификационного свидетельства (удостоверения);
-подтверждения своих профессиональных знаний в установленном порядке;
-заключения медицинской комиссии.

К занятию командных должностей допускаются лица не моложе 18 лет.

Все лица судового экипажа назначаются на судно с согласия капитана.

В настоящем Уставе определение “Капитан” распространяется на лиц, осуществляющих руководство судном, именуемых в зависимости от типа или назначения судна: «Командир», «Шкипер», «Сменный капитан», «Старший электромеханик (на плавучем кране)».

Труд экипажа организуется капитаном судна в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Положением о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава, Кодексом внутреннего водного транспорта и настоящим Уставом.

Все судовые технические средства, системы, устройства, оборудование, предметы снабжения и имущество, а также судовые помещения в целях обеспечения их надежной работы, технического обслуживания, сохранности и содержания в надлежащем порядке распределяются в заведование определенным членам экипажа.
Эти лица, а также лица, пользующиеся техническими средствами бытового назначения, отвечают за их правильную эксплуатацию и сохранность.

Должностные обязанности членов экипажа, не вошедшие в настоящий Устав, определяются должностными инструкциями судовладельца или капитаном судна с учетом требований настоящего Устава.

Государственный флаг, флаги и вымпелы

Государственный Флаг определяет под юрисдикцией какого государства находится судно. Государственный Флаг Российской Федерации поднимается на судне после получения Свидетельства о праве плавания судна под Государственным Флагом Российской Федерации.

Государственный Флаг поднимается во время хода и стоянки судна ежедневно в 8 часов и спускается с заходом солнца. При плавании судна в водах, расположенных за полярным кругом, при продолжительном дне Государственный флаг должен быть поднят с 8 до 20 часов.

При следовании и стоянке в территориальных и внутренних водах иностранного государства на носовой (сигнальной) мачте одновременно с Государственным Флагом Российской Федерации поднимается и несется Государственный Флаг данного государства.

Примечание: На несамоходных судах, эксплуатируемых без судовой команды, Государственный флаг Российской Федерации не поднимается.

Государственный флаг поднимается на судне во время хода на гафеле или кормовом флагштоке, во время стоянки – на кормовом Флагштоке.

Буксирным судам на ходу и на стоянке разрешается нести Государственный флаг на гафеле.

При плавании по внутренним водным путям может подниматься вымпел судовладельца на носовой (сигнальной) мачте, при отсутствии носовой мачты вымпел поднимается на носовом флагштоке.

Подъем и спуск Государственного флага, вымпела, других флагов производится по распоряжению вахтенного помощника капитана.

При нахождении на судне в качестве официальных лиц Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, иных лиц, представляющих Президента Российской Федерации или Правительство Российской Федерации кроме Государственного флага, поднимаемого на гафеле или кормовом флагштоке, на носовой сигнальной мачте, с согласия указанных лиц, поднимается Государственный флаг Российской Федерации.

При нахождении на борту судна официального лица высшей власти иностранного государства при стоянке судна в российском порту на носовой (сигнальной) мачте поднимается Государственный флаг данного государства.

В особо торжественные и праздничные дни, а также в дни национального праздника страны порта стоянки судна (по согласованию с консулом) судно может расцвечиваться флагами Международного свода сигналов.

В траурные дни Государственный флаг Российской Федерации держится приспущенным до половины мачты или кормового флагштока.

Экипаж судна

Экипаж состоит из лиц командного состава, судовой команды, а на пассажирских судах также и персонала, обслуживающего пассажиров.

К командному составу относятся: капитан (командир), помощники капитана (командира), судовые механики, электромеханики и радиоспециалисты. Судовая команда состоит из лиц, которые не относятся к командному составу судна и персоналу, обслуживающему пассажиров.

Штат, форма и режим организации труда экипажа судна устанавливаются приказом судовладельца с учетом требований Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания.

Общие обязанности членов экипажа

Каждый член экипажа обязан:
соблюдать требования международных, национальных и местных правил, действующих нормативных документов;
четко и добросовестно выполнять приказы и распоряжения судовладельца и капитана судна;
знать устройство и особенности судна, быть готовым к оказанию помощи другим судам и людям;
знать и четко выполнять свои обязанности по судовым расписаниям;
знать, четко и умело исполнять свои обязанности по борьбе за живучесть судна, знать расположение и уметь пользоваться судовыми техническими средствами борьбы за живучесть, аварийно-спасательным и противопожарным имуществом и инвентарем, индивидуальными и коллективными спасательными средствами;
знать и выполнять правила технической эксплуатации корпуса, судовых машин, устройств, систем, установок и механизмов, техники безопасности, пожарной безопасности, санитарных правил и правил охраны окружающей среды;
при обнаружении опасности, грозящей судну, людям, грузу, а также угрозы окружающей среде немедленно докладывать вахтенному помощнику капитана, принимая одновременно все возможные меры по их устранению;
выполнять объявленные капитаном авральные и аварийные работы. К аварийным работам по усмотрению капитана могут привлекаться все лица, находящиеся на борту судна;
обеспечивать нормальную деятельность судна и порядок на нем.

Членам экипажа запрещается производить работы, связанные с временным выводом из строя судовой техники, без разрешения вахтенного помощника капитана (вахтенного механика).

На экипаж самоходного судна, работающего с несамоходными судами, эксплуатируемыми без судового экипажа, возлагаются дополнительные обязанности, предусмотренные Положением по эксплуатации таких судов.

Лица, связанные по характеру своей работы на судне с хранением, подготовкой к употреблению, раздачей или продажей продуктов питания, обязаны своевременно проходить установленный медицинский осмотр.

Взаимное обращение членов экипажа при исполнении служебных обязанностей должно быть официальным. Отдавший распоряжение должен убедиться, что оно правильно понято. Получивший распоряжение обязан после выполнения его, равно как и при невозможности выполнения его, доложить об этом лицу, отдавшему распоряжение.

При увольнении (отпуске) членов экипажа на берег на борту судна должна оставаться часть экипажа, способная обеспечить безопасность судна и выполнение необходимых работ. При стоянке судна на рейде разрешается увольнение не более 1/3 экипажа, а при стоянке у причала не более 2/3 экипажа.
В день отхода судна весь экипаж должен быть на судне ко времени, назначенному капитаном.

Общие обязанности лиц командного состава

На лиц командного состава судна возлагается руководство работой подчиненного персонала и личное участие в управлении судном и его эксплуатации.

Каждое лицо командного состава обязано:

обеспечивать безопасность плавания судна, подготовку подчиненных членов экипажа судна и готовность средств своего заведования к борьбе за живучесть судна;
обеспечивать исправное состояние и надежную работу технических средств своего заведования, планировать и организовывать проведение ремонтных работ, контролировать сроки и качество их выполнения;
руководить подчиненными и организовывать их труд, проводить необходимые инструктажи и обеспечивать выполнение правил технической эксплуатации судовых механизмов, устройств и систем, техники безопасности, пожарной безопасности, санитарных правил и требований охраны окружающей среды;
требовать от подчиненных неуклонного соблюдения трудовой дисциплины, знания и выполнения настоящего Устава, правил, приказов, положений и инструкций, действующих на водном транспорте;
знакомить вновь назначенных на судно лиц с его устройством и особенностями эксплуатации, размещением и назначением аварийно-спасательного и противопожарного имущества, обязанностями по судовым расписаниям, с правилами обслуживания заведования, внутреннего распорядка и другими служебными обязанностями;
при перемещении по должности членов экипажа лицо командного состава, в подчинение которого поступают вновь назначенные, обязано ознакомить их с обязанностями по тревогам и другими судовыми расписаниями, с правилами обслуживания заведования, техники безопасности и другими служебными обязанностями;
готовить технические средства своего заведования к выходу судна в рейс и докладывать об их готовности по подчиненности в установленные сроки, а также информировать подчиненных об особенностях предстоящего рейса;
владеть приемами оказания первой медицинской помощи.

Вновь назначенное на судно лицо командного состава принимает в установленном порядке оборудование, технические средства, инвентарь, материалы и документацию по своему заведованию с оформлением акта и докладом капитану.

Лица командного состава несут ходовые и стояночные вахты согласно установленному на судне в соответствии с требованиями настоящего Устава расписанию.

Общие положения

Капитан возглавляет экипаж судна, является его руководителем на основе единоначалия и подчиняется непосредственно судовладельцу.

При передаче судна по договору аренды с экипажем члены экипажа являются работниками арендодателя, капитан подчиняется его распоряжениям, относящимся к управлению и технической эксплуатации судна, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации судна.

Все указания относительно деятельности судна адресуются капитану, который отвечает за их выполнение.

Капитан осуществляет защиту законных интересов и прав членов экипажа и лиц, находящихся на судне.

Капитан является представителем судовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания.

По поручению судовладельца или арендодателя он заключает сделки, связанные с агентированием судна, взятием лоцманов, буксиров, приобретением продовольствия, топлива, снабжения судна, и другие сделки, касающиеся эксплуатации судна.

Капитан является представителем грузовладельцев в отношении сделок, вызываемых нуждами груза, если иное не предусмотрено в договорах перевозки.

Права капитана

Капитан имеет право:

производить распределение обязанностей между членами экипажа по выполнению судовых работ и заведованиям;
требовать от судовладельца замены членов экипажа при установлении несоответствия их занимаемой должности;
в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена судового экипажа и направить его в распоряжение органа, принявшего на работу;
объявлять авральные и аварийные работы, требующие участия всего экипажа или значительной части его; никто из находящихся на борту лиц не вправе отказаться от участия в них или заканчивать их ранее установленного срока;
изолировать до прихода в первый российский порт лицо, действия которого угрожают безопасности судна или находящимся на нем людей и имущества;
в случае явной опасности для судна, людей и груза, оказании помощи другому судну или людям устанавливать повышенный, против норм, режим работы главной силовой установки или других технических средств, принимая на себя ответственность за последствия. Об отданных распоряжениях делается запись в судовом журнале;
не выходить в рейс или приостановить его, если укомплектованность экипажа, техническое состояние судна или его технических средств не обеспечивают безопасность плавания, а также при сложившихся неблагоприятных условиях плавания или чрезмерной усталости экипажа. Об этих обстоятельствах надлежит сообщить судовладельцу с отражением факта в судовом журнале;
отказаться от приема на борт судна отдельных грузов, если их погрузка и перевозка противоречат правилам перевозки грузов или создают угрозу безопасности судна, людей, груза;
капитан имеет право применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на лиц экипажа судна в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Капитан издает приказы по судну. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами;
отстранять лоцмана от проводки в случаях сомнений в правильности рекомендаций или неправильных его действий и осуществлять в дальнейшем проводку самостоятельно в районах необязательной лоцманской проводки или потребовать замены лоцмана, если такая проводка является обязательной;
удостоверять во время плавания завещания лиц, находящихся на борту судна;
выбирать тот путь следования, который он сочтет безопасным с учетом ограничений, установленных органами технического надзора и классификации, а также состоянием судна и пути;
в случае болезни временно передать командование судном старшему помощнику капитана, о чем немедленно докладывает судовладельцу. В судовой журнал записывается дата, время передачи командования и место нахождения судна.

Если, по мнению капитана судну грозит неминуемая гибель, капитан, после принятия всех мер по спасанию пассажиров, разрешает экипажу оставить судно. Капитан оставляет судно последним, приняв все зависящие от него меры по спасению судового, машинного журналов, журнала судовой радиостанции и радиожурнала ГМССБ (если ведется), судовой печати, документов и ценностей.

В случае гибели судна, куда бы ни был доставлен экипаж, капитан сохраняет все права и обязанности в отношении всех спасенных лиц, находившихся на судне до его гибели. Если в результате спасения экипаж доставлен в иностранный порт, капитан должен принять все возможные меры к скорейшей его доставке в место базирования судна.

Обязанности капитана

Капитан судна обязан обеспечивать:

надлежащее управление судном и руководство судовождением, безопасность плавания, поддержание порядка на судне, охрану окружающей среды, предотвращение причинения всякого вреда судну и находящимся на нем людям и грузу, выполнение производственных задач;
соблюдение на судне законов Российской Федерации международных и национальных правил, других нормативных и правовых актов законодательства о водном транспорте;
организацию и контроль подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, а также к действиям по спасению людей;
соблюдение правил перевозки пассажиров, грузов, багажа и должного уровня обслуживания пассажиров;
соблюдение требований положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавсостава, охрану труда на судне;
выполнение требований правил по предотвращению загрязнения окружающей среды;
своевременное предъявление судна к осмотрам и освидетельствованиям органам надзора;
выполнение утвержденных графиков и расписаний движения судна.

Капитан судна обязан:

в случае транспортного происшествия с судном, повреждения судном других судов или сооружений, порчи или утраты груза, багажа, несчастных случаев с людьми, а также в других подобных случаях, в результате которых могут быть предъявлены претензии судовладельцу, сообщить соответствующим органам, судовладельцу о случившемся, принять меры по ликвидации последствий и причин происшествия, обеспечить своевременное оформление документов в установленном порядке, а также в соответствии с указаниями судовладельца;
в случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или населенном пункте.
В случае обнаружения на судне во время пребывания в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, незамедлительно информировать об этом компетентные органы;
в случае нападения на судно с целью совершения противоправных деяний действовать в порядке, установленном Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Федеральными органами исполнительной власти в области государственной безопасности и в области внутренних дел;
составить акт о каждом случае рождения или смерти на судне при участии двух свидетелей и медицинского работника (если он имеется на судне) и сделать запись в судовом журнале;
уведомить судовладельца о случае смерти на судне и принять меры к сохранению тела умершего, которое передать родственникам или администрации ближайшего порта;
обеспечить составление описи и сохранность на судне имущества умершего до передачи этого имущества, согласно описи, родственникам умершего или администрации ближайшего порта;
в случае исчезновения члена экипажа или пассажира при обстоятельствах, допускающих возможность его гибели, сделать запись в судовом журнале, составить соответствующий акт, а также опись оставшегося имущества пропавшего и передать акт и имущество администрации ближайшего порта;
если член экипажа нуждается в неотложной помощи, которая не может быть оказана в плавании, зайти в ближайший порт, известить об этом судовладельца, портовые власти, а в случае захода в иностранный порт — также консула Российской Федерации и агента судовладельца (если он имеется в порт захода);
оказать помощь людям на воде, которым угрожает гибель, при условии, что это безопасно для судна, экипажа и пассажиров;
в случаях военной опасности принять все возможные меры к недопущению захвата судна, находящихся на нем людей, документов, груза и другого имущества;
не реже одного раза в месяц проводить с участием старшего помощника капитана, старшего механика осмотр судна, судовой техники и предметов снабжения с записью результатов осмотра в судовом журнале;
осуществлять контроль за правильным ведением судового журнала, журнала судовой радиосвязи и радиожурнала ГМССБ (если положено его ведение)

Обязанности капитана при приемке и сдаче судна

Прием (сдача) судна производится только по указанию судовладельца и осуществляется капитаном лично. При отсутствии сдающего капитана прием судна вновь назначенным капитаном производить в присутствии комиссии, назначенной судовладельцем.

При приеме (сдаче) судна капитан обязан:

принять (сдать) все судовые документы — по описи, денежные суммы и ценные бумаги — по кассовой книге и судовую печать;
принять (сдать) состояние судна по корпусу, техническим средствам, устройствам, предметам снабжения, неснижаемым запасам и имуществу;
принять (сдать) имеющийся на судне груз и документы на него;
получить от сдающего капитана необходимую информацию о конструктивных особенностях судна, его эксплуатационных и маневренных качествах, имевших место аварийных случаях и их последствиях;
ознакомиться с экипажем судна, а в навигационный период проверить действия экипажа по борьбе за живучесть судна, другим судовым расписаниям и тревогам с записью в судовом журнале.

По результатам приемки (сдачи) судна составить акт по установленной форме, первый экземпляр которого направить судовладельцу.

Прием (сдача) и вступление назначенного капитана в командование судном фиксируется в судовом журнале с указанием времени за подписью сдающего и принимающего капитанов. О вступлении капитана в командование объявляется приказом по судну.

Обязанности капитана при вводе судна в эксплуатацию и выводе его из эксплуатации

Ввод судна в эксплуатацию (вывод из эксплуатации) объявляется приказом (распоряжением) судовладельца и оформляется актом установленной формы.

Перед вводом судна в эксплуатацию капитан должен:

проверить соответствие состояния судна установленным техническим требованиям и соответствующим правилам;
обеспечить эксплуатационную готовность судна к безопасному плаванию, укомплектование экипажем и всеми видами снабжения;
при приеме судна от завода-строителя организовать изучение и прием судовыми специалистами корпуса, механизмов, устройств, систем, других технических средств, а также имущества и документации в соответствии со спецификацией.

При выводе судна из эксплуатации или постановке на ремонт капитан должен:

обеспечить своевременное составление необходимой документации для производства ремонтных работ;
принять меры к надлежащей охране судна и его безопасной стоянке; передать судно на ответственное хранение в пункте отстоя в порядке, определенном судовладельцем;
при постановке судна в док (на слип), выводе судна из дока (спуске со слипа) лично находиться на судне;
после постановки в док (на слип) совместно со старшим помощником капитана, старшим механиком произвести наружный осмотр корпуса, забортных отверстий, движительно-рулевого комплекса. После окончания ремонтных работ провести повторный осмотр. Результаты осмотра оформить установленным порядком и занести в судовой журнал.

Обязанности капитана при подготовке судна к рейсу

При подготовке судна к рейсу капитан должен:

проверить обеспечение технической и навигационной готовности судна, укомплектование всеми видами снабжения для предстоящего рейса;
проверить срок действия судовых документов с учетом длительности предстоящего рейса;
проверить наличие нужных для рейса навигационных карт, пособий для плавания, а также предварительную прокладку пути судна (если она требуется);
поставить перед командным составом конкретные задачи по подготовке судна к рейсу, ознакомить с особенностями предстоящего рейса, получить информацию и проработать с судоводителями путевые и навигационно-гидрометеорологические условия рейса;
перед погрузкой проверить грузовой план и утвердить его;
перед отправлением судна в рейс принять от старшего помощника капитана, старшего механика и лица, ответственного за радиосвязь, доклад о готовности судна, наличии на борту членов экипажа и отсутствие посторонних лиц.

Обязанности капитана в период плавания

42.В период плавания капитан обязан:

обеспечить надлежащую организацию и несение ходовых вахт;
следить за всеми изменениями обстоятельств и условий плавания, принятием должных мер предосторожности, осуществлять контроль за своевременным получением навигационной (путевой), гидрометеорологической, других видов информации и прогнозов погоды в соответствии с действующими правилами;
изучать специальную лоцию района плавания и требовать этого от помощников капитана;
немедленно прибыть на мостик по вызову вахтенного помощника, известить по прибытию голосом и, если есть необходимость, объявить о вступлении в управление судном с записью в судовом журнале;
соблюдать установленный органом технического надзора, район плавания для судна;
при плавании в районе обязательной лоцманской проводки взять лоцмана, обеспечив ему безопасный прием (сход) на борт судна. При прохождении районов, где лоцманская проводка не является обязательной, капитан может взять лоцмана, если найдет это необходимым;
принять все меры к спасанию человека, упавшего за борт; район поиска может быть покинуть только после убеждения, что дальнейший поиск не принесет результатов;
при столкновении с другим судном запросить, не требуется ли помощь, и при необходимости оказать ее, без опасности для своего судна, экипажа и пассажиров, взаимно согласовав свои действия;
при оказании помощи терпящему бедствие судну принять все меры для спасения людей, после чего предложить капитану судна, терпящему бедствие, подписать договор о спасании и приступить к работам по спасанию судна, груза и имущества.
В случае невозможности подписания договора по сложившимся в настоящее время обстоятельствам получить по радио или голосом согласие капитана судна, терпящего бедствие, на подписание договора при первой возможности, сделав об этом запись в судовом журнале;
если судну грозит бедствие или создается угроза закрытия судового хода и оно нуждается в помощи, принять все возможные меры к тому, чтобы получить помощь от другого судна;
при подходе судна району с ледовыми, штормовыми и другими опасными условиями плавания принять надлежащие меры по обеспечению безопасности плавания в соответствии с наставлениями, инструкциями и другими нормативными документами;
если капитан освобожден от несения регулярной вахты, то при входе в порт и выходе из него, следовании в узкости и других особо сложных условиях плавания, он должен находиться на мостике и руководить судовождением.

Обязанности капитана во время стоянки судна в порту

При стоянке судна в порту капитан обязан:
при подходе к порту подготовить судно, судовую и грузовую документацию для предъявления портовым властям; принять меры к тому, чтобы никто из находящихся на судне лиц, прибывающих из иностранного порта, не имел общения с берегом до получения соответствующего разрешения санитарных, таможенных, пограничных и портовых властей;
по прибытию судна в иностранный порт известить об этом консула Российской Федерации или лицо им уполномоченное и сообщить сведения о судне и обстоятельствах плавания;
убедиться в безопасной стоянке судна, организовать вахту, ее состав и продолжительность в зависимости от условий стоянки и обеспечения безопасности людей, судна, груза;
покидая судно, оставить старшему или вахтенному помощнику капитана устное или письменное распоряжение относительно судовых работ, деятельности и безопасности судна, а также о месте своего пребывания на берегу;
оставлять судно только на старшего помощника капитана или сменного помощника капитана.

Капитан портового, технического и служебно-вспомогательного флота отлучается с судов согласно порядку установленному по согласованию с портовыми властями судовладельцем.

Сменный помощник капитана в отсутствии капитана пользуется его правами и выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Уставом, кроме положений, касающихся обязанностей капитана по приему (сдаче) судна. При одновременном нахождении на судне капитана и сменного помощника капитана последний выполняет обязанности лица, которое он замешает, и пользуется его правами.

www.randewy.ru

Глава 1. Организация службы на судне (п.п. 5 — 27)

Глава 1
Организация службы на судне

5. В целях обеспечения использования судна по назначению на нем комплектуется экипаж, члены которого обладают необходимой квалификацией, а численность обеспечивает выполнение свойственных задач в полном объеме.

Численность экипажа судна с перечнем должностей по каждой специальности устанавливается штатом (штатным перечнем) для каждого проекта судна в зависимости от его предназначения (специализации).

6. Экипаж судна возглавляется капитаном и состоит из командного и рядового состава. К командному составу судна относятся: капитан, помощники капитана, начальники служб, начальник радиостанции, механики, электромеханики, инженеры различных специальностей (в соответствии со штатом (штатным перечнем) судна) и врачи.

К рядовому составу относятся остальные члены экипажа.

7. К работе на судах Военно-Морского Флота допускаются граждане Российской Федерации, имеющие:

диплом или квалификационное свидетельство, подтверждающие право занятия должности на судне;

заключение медицинской комиссии о годности по состоянию здоровья для работы на судах.

8. Все члены экипажа назначаются на судно приказом должностного лица, обладающего правом приема на работу и увольнения лиц гражданского персонала. Никто из членов экипажа судна не может быть принят на работу без согласия капитана*(4).

Порядок приема на работу членов экипажа судна, порядок и основания их увольнения, особенности регулирования труда лиц гражданского персонала на судах, а также дополнительные основания для прекращения (продления) трудового договора (контракта) определяются Уставом о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота*(5), Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

9. Срок приема и сдачи дел для капитана устанавливается должностными лицами органов военного управления с учетом положений Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации*(6).

Срок приема и сдачи дел для командного состава судна устанавливается капитаном.

10. В зависимости от выполняемых функциональных обязанностей командный и рядовой состав судна приказом капитана распределяется по службам и командам:

эксплуатационная служба обеспечивает безопасное судовождение и управление судном, снабжение судна материальными средствами (исключая топливо, смазочные масла и воду), а также выполнение перегрузочных и других работ, связанных с его эксплуатацией;

электромеханическая служба обеспечивает содержание, эксплуатацию и техническое обслуживание средств движения судна и средств борьбы за его живучесть, снабжение судна топливом, смазочными маслами и водой, а также выполнение профилактических, наладочных и ремонтных работ, связанных с его эксплуатацией;

радиотехническая служба обеспечивает судно связью и техническую готовность аппаратуры связи и радиотехнического оборудования судна;

медицинская служба обеспечивает охрану здоровья экипажа, оказание медицинской помощи членам экипажа и пассажирам;

боцманская команда обеспечивает обслуживание корпуса, корпусных конструкций, палубных механизмов, устройств и систем судна, а также поддержание в постоянной готовности к использованию судовых катеров, шлюпок и спасательных средств;

машинная команда обеспечивает обслуживание главных и вспомогательных двигателей, котлов, электрооборудования и средств борьбы за живучесть судна, а также выполнение профилактических, наладочных и ремонтных работ, связанных с их эксплуатацией;

команда обслуживания обеспечивает бытовое обслуживание экипажа.

На специальных судах дополнительно могут быть организованы службы: радиационной безопасности, химическая, поисково-спасательная, подводно-технических работ, а также судовые команды (партии) водолазов, пожарных, вычислительной техники, специальных измерений и другие структурные подразделения в зависимости от предназначения судна и численности экипажа.

11. На судах с численностью экипажа менее 10 человек службы (команды) не создаются, а должностные обязанности, предусмотренные настоящим Уставом, совмещаются членами экипажа с учетом их специальности и опыта работы.

12. Для выполнения срочных работ, требующих немедленного устранения повреждений судна, оказания помощи другому судну или спасения людей, терпящих бедствие в море, а также для подготовки судна к предотвращению грозящей ему опасности все члены экипажа распределяются по судовым постам и специальным группам (партиям), развертываемым по сигналу судовой тревоги.

13. Судовая тревога объявляется капитаном или вахтенным (сменным) помощником капитана самостоятельно или по приказанию капитана для вызова всех членов экипажа на судовые посты и рабочие места в целях:

ликвидации аварийной ситуации, возникшей на судне (пожара, взрыва, посадки на мель, штормового или ледового повреждения, повреждения (водотечности) корпуса, поломки главных двигателей или других повреждений, в результате которых судно стало немореходным);

заблаговременной подготовки судна к предотвращению грозящей ему опасности (подходу к опасному для плавания району, приближению шторма, опасным волнам цунами и т.п.);

отработки действий экипажа на судовых постах и рабочих местах по борьбе за живучесть судна, проверки готовности к действию технических средств, обеспечивающих его безопасность, а также подготовленности экипажа к их использованию (учебная тревога).

14. Судовая тревога объявляется сигналом — непрерывным звонком громкого боя в течение 25-30 секунд. При пожаре во время стоянки судна у причала сигнал звонком дополнительно сопровождается частыми ударами в судовой колокол. Сигнал звонком дублируется голосом по судовой трансляционной сети с указанием причин тревоги (пожар, пробоина) и места пожара (пробоины). При отсутствии или неисправности звонковой сигнализации сигнал подается паровым свистком, тифоном или сиреной.

При проведении судовых учений после сигнала тревоги передается слово «учебная».

15. Распределение экипажа по судовым постам и специальным группам (партиям) устанавливается расписанием по судовой тревоге. В расписании по судовой тревоге определяются обязанности (действия) членов экипажа после подачи сигнала тревоги, включая:

управление судном, в том числе с использованием запасных (аварийных) средств и систем управления;

наблюдение за горизонтом, воздухом и водой, использование аварийных средств радиосвязи и специальных средств, установленных на судне;

герметизацию корпуса, борьбу с поступлением забортной воды, борьбу с пожаром;

оказание первой медицинской помощи и санитарную обработку раненых и пораженных членов экипажа и пассажиров;

подготовку к спуску на воду судовых катеров, спасательных шлюпок (плотов), проверку их снабжения и готовности к использованию аварийных средств радиосвязи и сигнализации;

действия экипажа при оставлении судна и угрозе его гибели (эвакуацию раненых и пораженных, спасение карт данного похода, судовых документов и ценностей).

16. Расписание по судовой тревоге должно вывешиваться на видном месте в общедоступных помещениях судна. Выписки из расписания по судовой тревоге должны вывешиваться у спального места каждого члена экипажа с указанием судового поста или рабочего места, на которое он должен прибыть, и обязанностей, выполняемых по сигналу тревоги.

17. Для выполнения работ повышенной опасности, требующих усиления вахты и одновременного нахождения экипажа или его большей части на судовых постах, члены экипажа — специалисты, обслуживающие механизмы, устройства и системы судна, распределяются по отдельным судовым постам и рабочим местам, развертываемым для выполнения этих работ.

Указанное распределение экипажа устанавливается авральными расписаниями, вводимыми в действие по решению капитана сигналом «слушайте все» (три коротких звука ревуном или звонком) и командой (голосом) с ходового мостика с указанием цели вызова экипажа на судовые посты и рабочие места.

18. В авральных расписаниях определяются обязанности (действия) членов экипажа:

при плавании в районах интенсивного судоходства (каналах, проливах), приближении к берегу или к району, опасному для плавания (лёд, обломки судов), в штормовую погоду, если есть опасность повреждения судна и в других сложных условиях;

при входе судна в базу (порт) и выходе из нее, постановке на якорь (швартовы), постановке в док или выходе из него;

при оказании помощи кораблю или летательному аппарату, терпящему бедствие в море;

при буксировке аварийного корабля или судна, имеющего на борту боеприпасы, взрывчатые вещества или иные опасные грузы;

при приёмке (передаче) боеприпасов и других опасных грузов, в том числе на ходу, одновременно нескольким кораблям;

при постановке (выборке) плавучих средств навигационного (рейдового) оборудования, придонных устройств и подводных кабелей связи;

при других работах, выполняемых членами экипажа сверх установленной продолжительности рабочего времени (вахты).

Конкретный перечень авральных расписаний для каждого судна устанавливается руководителем (командиром) вышестоящего органа военного управления по представлению капитана.

19. Для обеспечения повседневной деятельности судна, его безопасности и поддержания готовности технических средств к использованию на каждом судне должно быть составлено расписание по заведованиям.

В расписание по заведованиям вносятся все технические средства (механизмы, устройства, системы) судна, предметы оборудования и снабжения, индивидуальные и коллективные спасательные средства, запасные части, инструменты и принадлежности, техническая документация, а также помещения судна с указанием членов экипажа, ответственных за их содержание.

20. С учетом типа, назначения и особенностей судна по усмотрению капитана могут составляться другие расписания, определяющие обязанности членов экипажа при несении ходовой навигационной (машинной) вахты, радиовахты, погрузке (выгрузке) крупногабаритных воинских грузов или выполнении иных систематически повторяющихся работ. Перечень указанных расписаний для каждого судна утверждает руководитель (командир) вышестоящего органа военного управления.

21. Все расписания вносятся в книгу судовых расписаний. Фамилии, имена и отчества членов экипажа вписываются в книгу карандашом.

В книгу судовых расписаний должны быть внесены:

схема организации судна;

схема расположения командных пунктов и судовых постов;

схема расположения и нумерация пожарных рожков, огнетушителей и судовых постов, укомплектованных спасательными средствами;

схема расположения аварийных средств связи;

схема технического и зрительного наблюдения за надводной обстановкой;

перечень непроницаемых дверей, люков, горловин и вентиляционных закрытий, определяющий их положение по судовой тревоге, с их маркировкой.

К книге судовых расписаний должен быть приложен сборник должностных инструкций экипажа судна, подписанный капитаном и утвержденный руководителем (командиром) вышестоящего органа военного управления.

На судах с численностью экипажа менее 10 человек книги судовых расписаний не ведутся, а обязанности членов экипажа по судовой тревоге вывешиваются на видном месте в общедоступных помещениях.

22. По мере отработки организации выполнения задач по обеспечению сил флота и накопления опыта, а также в связи с конструктивными или штатными изменениями капитан обязан вносить необходимые корректуры в судовые расписания и представлять их на утверждение руководителю (командиру) вышестоящего органа военного управления.

Общие обязанности членов экипажа судна

23. Общие обязанности членов экипажа судна заключаются в соблюдении и выполнении ими правил и норм, установленных судовыми расписаниями и должностными обязанностями, а также требований, установленных настоящим Уставом и трудовым договором (контрактом).

24. Командный состав судна обязан:

организовывать труд подчиненных в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и трудовым договором (контрактом), требовать неукоснительного соблюдения трудовой дисциплины;

организовывать подготовку подчиненных к самостоятельному несению ходовых (стояночных) вахт, их обучение и тренировки при обслуживании новых технических средств, устройств и систем, установленных на судне;

организовывать подготовку подчиненных к выполнению обязанностей по судовой тревоге, борьбе за живучесть судна и обслуживанию технических средств;

непосредственно руководить работой подчиненных по выполнению обязанностей на судовых постах при несении вахт и обслуживании технических средств, знать их деловые и моральные качества;

проводить инструктаж подчиненных по безопасности труда, проверку знаний и приобретенных навыков выполнения работ с оформлением допуска к этим работам в установленном порядке;

организовывать эксплуатацию и содержание технических средств заведования в соответствии с установленными правилами и инструкциями завода-изготовителя;

предъявлять в установленные сроки к освидетельствованию и проверкам технические средства (механизмы, устройства и системы) судна, контрольно-измерительные приборы и инструменты, для которых эти проверки установлены заводом-изготовителем;

организовывать в рамках своей компетентности снабжение судна имуществом и запасными частями, их учет, хранение и рациональное расходование;

составлять и предъявлять в установленном порядке ремонтные ведомости (материалы для ремонтных ведомостей) по заведованию, контролировать ход и качество ремонта, проводимого специалистами судоремонтного предприятия;

информировать своих подчиненных о задачах, обстановке и особенностях каждого выхода судна в море, инструктировать вновь поступивших в подчинение лиц о порядке действий по судовой тревоге, при оставлении судна и нахождении на спасательных средствах;

своевременно вносить необходимые записи в журналы, формуляры и другие эксплуатационные документы, ведущиеся на судне;

следить за поддержанием чистоты и порядка в помещениях и на рабочих местах, за соблюдением в них противопожарных и санитарных правил.

Лица командного состава должны организовывать свою работу во взаимодействии со специалистами вышестоящих органов военного управления и профсоюзными организациями, используя их влияние для успешного выполнения поставленных задач.

25. Каждый член экипажа обязан:

знать и четко выполнять свои должностные обязанности, обязанности по судовым расписаниям и эксплуатационным инструкциям;

уметь ориентироваться в любом помещении судна, найти вход, выход, средства внутрисудовой связи, переносные аварийно-спасательные средства, уметь включить и отключить вентиляцию, основное и аварийное освещение;

знать основные принципы тушения пожаров, расположение противопожарного оборудования, имущества и инвентаря, уметь пользоваться ими для тушения пожара;

знать маркировку и назначение дверей, люков, горловин, уметь задраивать и отдраивать непроницаемые, вентиляционные и другие закрытия для герметизации (разгерметизации) аварийных помещений (отсеков);

знать расположение индивидуальных и коллективных спасательных средств, уметь пользоваться ими, владеть приемами оказания первой медицинской помощи для выживания в экстремальных условиях на воде;

выполнять правила эксплуатации технических средств, находящихся в заведовании, соблюдать установленные требования безопасности (охраны труда) и предотвращения загрязнения морской среды;

поддерживать уровень квалификации по занимаемой должности, своевременно проходить в установленном порядке проверку знаний и практических навыков, относящихся к его трудовой деятельности;

покидать судно только с разрешения капитана, а при его отсутствии — старшего (вахтенного) помощника капитана;

соблюдать правила ношения форменной одежды.

26. Члены экипажа, виновные в порче (поломке) механизмов, устройств или систем судна, несут материальную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

27. Обязанности членов экипажа, должности которых в настоящем Уставе не указаны, определяются должностными инструкциями, утверждаемыми руководителем (командиром) вышестоящего органа военного управления.

Обязанности, выполнение которых предусмотрено специалистами, отсутствующими в штате судна, по решению капитана могут распределяться между другими членами экипажа.

base.garant.ru

Смотрите еще:

  • Закон по коммуникациям Закон 49 Об административной ответственности за правонарушения в области содержания и сохранности подземных инженерных коммуникаций и сооружений Закон г. Москвы от 14 июля 2004 г. № 49 "Об административной ответственности за […]
  • Вакансия юриста хабаровск Юриспруденция - Работа в Хабаровске - Свежие Вакансии Специалист кредитно-финансового кооператива Юрист -главный специалист Квалификационные требования: высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее двух […]
  • Понятие и признаки пособия Понятие и признаки пособия Понятие и классификация пособий по ПСО Понятие и классификация пособий по ПСО Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам в установленных законом случаях в целях возмещения им утраченного […]
  • Пенсия выплаты за апрель 2018 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 29 марта 2018 Выплата и доставка пенсий отделениями почтовой связи будет произведена в апреле […]
  • Викторина о правилах безопасности Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д. Новости о детях ВИКТОРИНА […]
  • Законы ману называются так в честь Законы ману называются так в честь Законы Ману — древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый также "закон ариев" или "кодекс чести ариев". Манавадхармашастра — […]
  • Приказ мвд рф 403 с изменениями 2018 Юридическая библиотека для полицейских Законодательные и нормативные правовые акты — свободно, доступно Приказ МВД 685 от 30 08 2017 Приказ МВД России от 30.08.2017 N 685 «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел […]
  • Шжэсм-2к правила эксплуатации Практическая работа (часть 3) 2 часа. Устройство, принцип действия, правила эксплуатации и техники безопасности шкафа жарочного электрического секционного модулированного ШЖСМ – 2К Устройство, принцип действия, правила эксплуатации и […]