Организация эндоскопической службы приказы

Организация эндоскопической службы приказы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ от 31 мая 1996 г. N 222
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СЛУЖБЫ ЭНДОСКОПИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Развитие эндоскопической техники в последние десятилетия, основанное на применении волоконной оптики, позволило значительно расширить использование малоинвазивных инструментальных методов исследования в медицинской практике. В настоящее время эндоскопия получила достаточно широкое распространение как в диагностике, так и в лечении различных заболеваний. В лечебной практике появилось новое направление — хирургическая эндоскопия, позволяющая добиваться при сохранении лечебного результата выраженного экономического эффекта за счет значительного сокращения сроков госпитализации и затрат на лечение больных.

Преимущества эндоскопических методов обеспечивают быстрое развитие этой службы в Российской Федерации. За последние 5 лет количество отделений и кабинетов эндоскопии в лечебно-профилактических учреждениях увеличилось в 1,7 раза, а оснащенность их эндоскопической техникой — 2,5 раза. С 1991 по 1995 год число врачей — эндоскопистов возросло в 1,4 раза; 35% специалистов имеют квалификационные категории (1991 г. — 20%). Постоянно расширяется объем выполненных исследований и лечебных процедур. По сравнению с 1991 годом число их увеличилось соответственно в 1,5 и 2 раза. В 1995 году было выполнено 142,7 тыс. операций с использованием эндоскопической техники. В ряде территорий страны создана круглосуточная служба неотложной эндоскопической помощи, что позволяет значительно улучшить показатели по экстренной хирургии, травматологии и гинекологии. Разработаны и активно внедряются компьютерные программы для оценки результатов эндоскопических исследований.

Вместе с тем, в организации деятельности службы эндоскопии имеются серьезные недостатки и нерешенные проблемы. Подразделения эндоскопии имеют лишь 38,5 процентов больниц сельских районов, 21,7 процентов диспансеров (в т.ч. 8 процентов — противотуберкулезных), 3,6 процентов амбулаторно-поликлинических учреждений. В учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, работает всего 17 процентов от общего числа специалистов в области эндоскопии. В штатной структуре врачей — эндоскопистов высок удельный вес совместителей из числа врачей других специальностей. Возможности эндоскопии используются недостаточно из-за нечеткой организации работы существующих подразделений, медленного внедрения в практику новых форм управления и организации труда медицинского персонала, распыления специалистов, занятых в эндоскопии, между другими специализированными службами, отсутствия высокоэффективных эндоскопических диагностических и лечебных программ, алгоритмов. В ряде случаев дорогостоящее эндоскопическое оборудование используется крайне нерационально из-за слабой подготовленности специалистов, особенно по хирургической эндоскопии, отсутствия должной преемственности в работе с врачами других специальностей. Нагрузка на один эндоскоп с волоконной оптикой в 2 раза ниже нормативной. Определенные трудности в организации службы обусловлены отсутствием необходимой нормативной базы, рекомендаций по оптимизации структуры и штатного расписания, номенклатуры исследований в подразделениях эндоскопии различной мощности. Качество эндоскопической аппаратуры, производимой отечественными предприятиями, не в полной мере отвечает современным техническим требованиям.

В целях совершенствования организации службы эндоскопии и повышения эффективности ее работы, быстрейшего внедрения новых диагностических и лечебных методов, в том числе хирургической эндоскопии, а также улучшения подготовки кадров и технического оснащения подразделений современной эндоскопической аппаратурой утверждаю:

1. Положение о главном внештатном специалисте по эндоскопии Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (Приложение 1).

2. Положение об отделе, отделении, кабинете эндоскопии (Приложение 2).

3. Положение о заведующем отделом, отделением, кабинетом эндоскопии (Приложение 3).

4. Положение о враче — эндоскописте отдела, отделения, кабинета эндоскопии (Приложение 4).

5. Положение о старшей медицинской сестре отдела, отделения эндоскопии (Приложение 5).

6. Положение о медицинской сестре отдела, отделения, кабинета эндоскопии (Приложение 6).

7. Расчетные нормы времени на эндоскопические исследования, лечебно-диагностические процедуры, операции (Приложение 7).

8. Инструкцию по применению расчетных норм времени на эндоскопические исследования (Приложение 8).

9. Инструкцию по разработке расчетных норм времени при внедрении новой аппаратуры или новых видов исследований и лечения (Приложение 9).

10. Квалификационную характеристику врача — эндоскописта (Приложение 10).

11. Рекомендуемый примерный перечень минимального объема эндоскопических исследований для лечебно-профилактических учреждений (Приложение 11).

12. Методику расчета цен на эндоскопические исследования (Приложение 12).

13. Журнал регистрации исследований, выполняемых в отделе, отделении, кабинете эндоскопии — форма N 157/у-96 (Приложение 13).

14. Инструкцию по заполнению Журнала регистрации исследований, выполняемых в отделе, отделении, кабинете эндоскопии — форма N 157/у-96 (Приложение 14).

15. Дополнение к перечню форм первичной медицинской документации (Приложение 15).

16. Рекомендации по обработке аппаратов и инструментов, использующихся в отделах, отделениях, кабинетах эндоскопии (Приложение 16).

1. Министрам здравоохранения республик в составе Российской Федерации, руководителям органов и учреждений здравоохранения краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт — Петербурга:

1.1. В течение 1996 года разработать и осуществить необходимые мероприятия по формированию единой службы эндоскопии в территории, включающей диагностическую, лечебную и хирургическую эндоскопию, с учетом профиля лечебно-профилактических учреждений и местных условий.
1.2. При планировании сети подразделений эндоскопии обратить особое внимание на организацию их в учреждениях первичного звена, в том числе сельского здравоохранения.
1.3. Назначить главных внештатных специалистов по эндоскопии и организовать работу в соответствии с Положением, утвержденным настоящим Приказом.
1.4. Привлекать к организационно-методической и консультативной работе по эндоскопии кафедры научно — исследовательских институтов, учебных вузов и образовательных учреждений последипломной подготовки.
1.5. Организовать работу отделов, отделений, кабинетов эндоскопии в соответствии с настоящим Приказом.
1.6. Устанавливать численность персонала отделов, отделений и кабинетов эндоскопии в соответствии с объемом работы на основе расчетных норм времени на эндоскопические исследования.
1.7. Принять необходимые меры к максимальному использованию эндоскопической аппаратуры с волоконной оптикой, обеспечив нагрузку на аппарат не менее 700 исследований в год.
1.8. Обеспечить регулярную подготовку врачей лечебной сети по актуальным вопросам эндоскопии.

2. Управлению организации медицинской помощи населению (А.А. Карпеев) оказать организационно-методическую помощь органам здравоохранения по организации и функционированию службы эндоскопии в территориях Российской Федерации.

3. Управлению учебных заведений (Володин Н.Н.) дополнить учебные программы подготовки специалистов по эндоскопии в образовательных учреждениях последипломной подготовки с учетом внедрения в практику современной аппаратуры и новых методов исследования.

4. Управлению научных учреждений (Нифантьев О.Е.) продолжить работу по созданию новой эндоскопической аппаратуры, соответствующей современным техническим требованиям.

5. Ректорам институтов усовершенствования врачей обеспечить в полном объеме заявки учреждений здравоохранения на подготовку врачей — эндоскопистов в соответствии с утвержденными типовыми программами.

6. Считать утратившими силу для учреждений системы Минздравмедпрома России Приказ Минздрава СССР N 1164 от 10 декабря 1976 года «Об организации эндоскопических отделений (кабинетов) в лечебно-профилактических учреждениях», приложения N 8, 9 к Приказу Минздрава СССР N 590 от 25 апреля 1986 г. «О мерах по дальнейшему улучшению профилактики, ранней диагностики и лечения злокачественных новообразований» и Приказ Минздрава СССР N 134 от 23 февраля 1988 г. «Об утверждении расчетных норм времени на эндоскопические исследования и лечебно-диагностические процедуры».

7. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя министра Деменкова А.Н.

Министр здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации А.Д.ЦАРЕГОРОДЦЕВ

Приказ Минздрава России от 06.12.2017 N 974н «Об утверждении Правил проведения эндоскопических исследований» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.04.2018 N 50766)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 6 декабря 2017 г. N 974н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

ПРОВЕДЕНИЯ ЭНДОСКОПИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165; 2014, N 30, ст. 4257; N 49, ст. 6927; 2015, N 10, ст. 1425; N 29, ст. 4397; 2016, N 1, ст. 9; N 15, ст. 2055; N 18, ст. 2488; N 27, ст. 4219; 2017, N 31, ст. 4791) приказываю:

1. Утвердить Правила проведения эндоскопических исследований согласно приложению.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2018 года.

к приказу Министерства здравоохранения

от 6 декабря 2017 г. N 974н

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЭНДОСКОПИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения эндоскопических исследований в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность на основании лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по эндоскопии (далее — медицинская организация).

2. Эндоскопические исследования проводятся с целью:

своевременного выявления социально значимых и наиболее распространенных заболеваний внутренних органов;

выявления скрытых форм заболеваний.

3. Эндоскопические исследования включают в себя следующие виды исследований:

эндоскопическая ультрасонография (эндосонография);

4. Эндоскопические исследования проводятся при наличии медицинских показаний при оказании:

первичной медико-санитарной помощи;

специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;

паллиативной медицинской помощи;

медицинской помощи при санаторно-курортном лечении.

5. Эндоскопические исследования проводятся при оказании медицинской помощи в следующих условиях:

вне медицинской организации (в том числе выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи);

амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

6. Эндоскопические исследования проводятся при оказании медицинской помощи в экстренной, неотложной и плановой формах.

7. Эндоскопические исследования при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи проводятся в соответствии с приложениями N 9 — 11 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи «1».

«1» Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 августа 2013 г., регистрационный N 29422) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 января 2016 г. N 33н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2016 г., регистрационный N 41353) и от 5 мая 2016 г. N 283н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2016 г., регистрационный N 42283).

8. Организация деятельности медицинских организаций, проводящих эндоскопические исследования в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи и медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, осуществляется в соответствии с приложениями N 1 — 6 к настоящим Правилам.

9. Эндоскопические исследования проводятся по направлению лечащего врача либо фельдшера, акушерки в случае возложения на них отдельных функций лечащего врача «2» с учетом права пациента на выбор медицинской организации «3».

«2» Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 марта 2012 г. N 252н «Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 апреля 2012 г., регистрационный N 23971).

«3» Статья 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 27, ст. 3477).

10. Эндоскопические исследования проводятся врачом-эндоскопистом.

11. Для проведения эндоскопических исследований в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи и медицинской помощи при санаторно-курортном лечении:

при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях лечащий врач (фельдшер, акушерка) оформляет направление на эндоскопическое исследование на бумажном носителе, которое заполняется разборчиво от руки или в печатном виде, заверяется личной подписью и печатью лечащего врача (фельдшера, акушерки), и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи лечащего врача (фельдшера, акушерки) (далее — Направление);

при оказании медицинской помощи в условиях дневного стационара, стационарных условиях лечащий врач (фельдшер, акушерка) делает запись в листе назначений и их выполнения, содержащемся в медицинской карте стационарного больного (далее — лист назначений), о виде необходимого эндоскопического исследования или, в случае направления в другую медицинскую организацию, оформляет Направление;

при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении лечащий врач делает запись в листе назначений, содержащемся в медицинской карте пациента, о виде необходимого эндоскопического исследования или, в случае направления в другую медицинскую организацию, оформляет Направление.

12. Направление для проведения эндоскопического исследования в медицинской организации, в которой оно выдано, содержит:

наименование медицинской организации в соответствии с уставом медицинской организации, направляющей пациента на эндоскопическое исследование, адрес ее местонахождения;

фамилию, имя, отчество (при наличии) пациента, дату его рождения;

номер медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях «4», или медицинской карты стационарного больного;

«4» Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2015 г., регистрационный N 36160).

диагноз основного заболевания, код диагноза в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем;

дополнительные клинические сведения (основные симптомы, результаты проведенных лабораторных, инструментальных и иных видов исследований, описание медицинских вмешательств (манипуляций, операций) (при необходимости);

вид необходимого эндоскопического исследования;

фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность лечащего врача (фельдшера, акушерки).

13. Направление в другую медицинскую организацию, помимо сведений, указанных в пункте 12 настоящего Порядка, содержит:

наименование медицинской организации, в которую направляется пациент для проведения эндоскопического исследования;

контактный телефон (при наличии), адрес электронной почты (при наличии) лечащего врача (фельдшера, акушерки).

14. Эндоскопическое исследование проводится в медицинской организации на основании записи в листе назначений или Направления.

15. По результатам эндоскопического исследования в день его проведения составляется протокол эндоскопического исследования (далее — Протокол).

Протокол оформляется на бумажном носителе, заполняется разборчиво от руки или в печатном виде, заверяется личной подписью врача-эндоскописта, проводившего эндоскопическое исследование, и (или) с согласия пациента или его законного представителя оформляется в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи врача-эндоскописта, проводившего эндоскопическое исследование.

16. Протокол по результатам эндоскопического исследования, которое проводилось в медицинской организации, направившей пациента на эндоскопическое исследование, содержит:

наименование медицинской организации в соответствии с уставом медицинской организации, в которой проводилось эндоскопическое исследование, адрес ее местонахождения;

дату и время эндоскопического исследования;

фамилию, имя, отчество (при наличии) пациента, дату его рождения;

характер выявленных изменений исследуемого органа (ткани);

информацию о патологических процессах (заболеваниях, достоверно выявляемых при эндоскопическом исследовании), которые могут обуславливать обнаруженные изменения исследуемого органа (ткани);

заключение по результатам эндоскопического исследования;

фамилию, имя, отчество (при наличии) врача-эндоскописта, проводившего эндоскопическое исследование, контактный телефон (при наличии), адрес электронной почты (при наличии).

17. Протокол по результатам эндоскопического исследования, которое проводилось в медицинской организации по Направлению из другой медицинской организации, помимо сведений, указанных в пункте 16 настоящего Порядка, содержит наименование медицинской организации, выдавшей Направление.

18. К Протоколу прилагаются эндоскопические изображения (в том числе цифровые фотографии, видеофильмы на электронном носителе), полученные при проведении эндоскопического исследования.

19. При проведении эндоскопического исследования в рамках оказания медицинской помощи в экстренной форме Протокол составляется непосредственно после проведения эндоскопического исследования и немедленно передается лечащему врачу (фельдшеру, акушерке).

20. В диагностически сложных случаях врач-эндоскопист в целях вынесения заключения по результатам эндоскопического исследования может привлекать для проведения консультаций других врачей-специалистов медицинской организации, проводящей эндоскопическое исследование, либо врачей-специалистов, направивших пациента, а также врачей иных медицинских организаций, в том числе с применением телемедицинских технологий.

При проведении консультаций (за исключением случаев применения телемедицинских технологий) Протокол также подписывается врачом-специалистом, осуществлявшим консультирование.

Организация и проведение консультаций с применением телемедицинских технологий осуществляется в соответствии с порядком организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий «5».

«5» Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 января 2018 г., регистрационный N 49577).

21. Протокол оформляется в двух экземплярах, один из которых вносится в медицинскую документацию пациента, оформленную в медицинской организации, проводившей эндоскопическое исследование, а второй выдается пациенту либо его законному представителю.

22. В случае если Направление выдано для проведения эндоскопического исследования в другой медицинской организации в форме электронного документа, то в медицинскую организацию, направившую пациента на эндоскопическое исследование, направляется копия Протокола, оформленная в форме электронного документа.

23. Копия Протокола по запросу пациента либо его законного представителя, направленному в том числе в электронной форме, выдается указанному лицу медицинской организацией, проводившей эндоскопическое исследование.

к Правилам проведения

от 6 декабря 2017 г. N 974н

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭНДОСКОПИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

1. Настоящие Правила определяют правила организации деятельности эндоскопического кабинета (далее — Кабинет).

2. Кабинет создается в качестве структурного подразделения медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (далее — медицинская организация), или в качестве структурного подразделения эндоскопического отделения медицинской организации.

3. В Кабинете выполняются эндоскопические исследования в соответствии с технологическими возможностями установленного оборудования.

4. Руководство деятельностью Кабинета осуществляет врач-эндоскопист, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем медицинской организации, в структуре которой он создан.

На должность врача-эндоскописта Кабинета назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» «1» по специальности «эндоскопия».

«1» Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 328н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2017 г., регистрационный N 47273).

5. На должность медицинской сестры Кабинета назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием «2» по специальности «сестринское дело».

«2» Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. N 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2016 г., регистрационный N 41337).

6. Штатную численность Кабинета устанавливает руководитель медицинской организации, в структуре которой он создан, исходя из объема лечебно-диагностической работы, численности обслуживаемого населения и рекомендуемых штатных нормативов в соответствии с приложением N 2 к Правилам проведения эндоскопических исследований, утвержденным настоящим приказом.

7. Кабинет оснащается оборудованием в соответствии с приложением N 3 к Правилам проведения эндоскопических исследований, утвержденным настоящим приказом.

8. Основными функциями Кабинета являются:

проведение эндоскопических исследований с целью диагностики заболеваний;

выявление скрытых форм заболеваний посредством проведения эндоскопических исследований;

проведение эндоскопических исследований своевременного выявления социально значимых и наиболее распространенных заболеваний внутренних органов;

участие в организации и проведении диспансеризации прикрепленного населения;

организация и проведение консультаций с применением телемедицинских технологий;

обеспечение взаимосвязи и преемственности в работе с другими лечебно-диагностическими подразделениями медицинской организации при проведении эндоскопических исследований;

методическая работа с врачами лечебно-диагностических подразделений медицинской организации по вопросам правильности и обоснованности выдачи направлений на эндоскопические исследования;

выявление и анализ причин расхождения заключений по результатам эндоскопических исследований с результатами других диагностических исследований, клиническим и патолого-анатомическим диагнозом;

предоставление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения «3».

«3» Часть 1 статьи 91 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2017, N 31, ст. 4791).

9. В Кабинете рекомендуется предусматривать:

раздельные эндоскопические манипуляционные (в зависимости от видов проводимых вмешательств) для проведения:

— исследований верхних отделов желудочно-кишечного тракта,

— исследований нижних отделов желудочно-кишечного тракта;

10. Кабинет для обеспечения своей деятельности использует возможности всех лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации, в составе которой он создан.

к Правилам проведения

от 6 декабря 2017 г. N 974н

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ ЭНДОСКОПИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

Организация эндоскопического отделения

Организационно-штатная структура эндоскопического отделения регламентируется приложением № 2 приказа МЗ МЗМП РФ № 222 от 31.05.1996 г.

В преамбуле приказа № 222 от 31.05.1996 г. «О совершенствовании службы эндоскопии и учреждениях здравоохранения РФ», чётко сформулированы преимущества эндоскопии, её роль в клинической медицине.

В приложении №2 этого приказа все организационные моменты приведены коротко. Так, в п.7 указано, что «оснащение отдела, отделения, кабинета осуществляется в соответствии с уровнем и профилем лечебно-профилактического учреждения», а в п.8 – «штаты медицинского и технического персонала устанавливаются в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами, выполняемым или планируемым объёмом работы и, в зависимости от местных условий, на основе расчётных норм времени на проведение различных исследований». Фразу «в зависимости от местных условий» можно трактовать достаточно широко, как в пользу эндоскопии, так и против неё.

В отменённых приложениях №№ 8 и 9 приказа МЗ СССР № 590 от 1986 г «О мерах по дальнейшему улучшению профилактики, ранней диагностики и лечения злокачественных новообразований» подробно были освещены вопросы оснащения и состава эндоскопического отделения и определено соотношение ставок среднего и младшего персонала по отношению к ставке врача-эндоскописта. Также устанавливались штатные нормативы медицинского персонала эндоскопического отделения (кабинета) лечебно-профилактического учреждения и регламентированы временные рамки всех эндоскопических исследований, как в минутах, так и в условных единицах.

Все последующие приказы, отменив действие приложений №№ 8 и 9 приказа № 590, создали определённую неразбериху в организации эндоскопической службы, позволив организаторам здравоохранения вольно трактовать количество ставок персонала эндоскопических служб, особенно в количестве ставок среднего и младшего персонала. Это касается, прежде всего, приказа № 134 МЗ СССР от 23.02.1988 г. «Об утверждении расчётных норм времени на эндоскопические исследования и лечебно-диагностические процедуры», а также, действующего в настоящее время – приказа № 222 МЗ МЗМП РФ от 31.05.96 г. «О совершенствовании службы эндоскопии в учреждениях здравоохранения Российской Федерации».

Приказ №222 от 31 мая 1996 г. о совершенствовании службы эндоскопии в РФ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

от 31 мая 1996 г. №222

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СЛУЖБЫ ЭНДОСКОПИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Приказа Минздрава РФ от 16.06.1997 №184)

Развитие эндоскопической техники в последние десятилетия, основанное на применении волоконной оптики, позволило значительно расширить использование малоинвазивных инструментальных методов исследования в медицинской практике.

В настоящее время эндоскопия получила достаточно широкое распространение как в диагностике, так и в лечении различных заболеваний. В лечебной практике появилось новое направление — хирургическая эндоскопия, позволяющая добиваться при сохранении лечебного результата выраженного экономического эффекта за счет значительного сокращения сроков госпитализации и затрат на лечение больных.

Преимущества эндоскопических методов обеспечивают быстрое развитие этой службы в Российской Федерации.

За последние 5 лет количество отделений и кабинетов эндоскопии в лечебно-профилактических учреждениях увеличилось в 1,7 раза, а оснащенность их эндоскопической техникой — 2,5 раза.

С 1991 по 1995 год число врачей — эндоскопистов возросло в 1,4 раза; 35% специалистов имеют квалификационные категории (1991 г. — 20%).

Постоянно расширяется объем выполненных исследований и лечебных процедур. По сравнению с 1991 годом число их увеличилось соответственно в 1,5 и 2 раза. В 1995 году было выполнено 142,7 тыс. операций с использованием эндоскопической техники.

В ряде территорий страны создана круглосуточная служба неотложной эндоскопической помощи, что позволяет значительно улучшить показатели по экстренной хирургии, травматологии и гинекологии. Разработаны и активно внедряются компьютерные программы для оценки результатов эндоскопических исследований.

Вместе с тем, в организации деятельности службы эндоскопии имеются серьезные недостатки и нерешенные проблемы.

Подразделения эндоскопии имеют лишь 38,5 процентов больниц сельских районов, 21,7 процентов диспансеров (в т.ч. 8 процентов — противотуберкулезных), 3,6 процентов амбулаторно-поликлинических учреждений.

В учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, работает всего 17 процентов от общего числа специалистов в области эндоскопии.

В штатной структуре врачей-эндоскопистов высок удельный вес совместителей из числа врачей других специальностей.

Возможности эндоскопии используются недостаточно из-за нечеткой организации работы существующих подразделений, медленного внедрения в практику новых форм управления и организации труда медицинского персонала, распыления специалистов, занятых в эндоскопии, между другими специализированными службами, отсутствия высокоэффективных эндоскопических диагностических и лечебных программ, алгоритмов.

В ряде случаев дорогостоящее эндоскопическое оборудование используется крайне нерационально из-за слабой подготовленности специалистов, особенно по хирургической эндоскопии, отсутствия должной преемственности в работе с врачами других специальностей. Нагрузка на один эндоскоп с волоконной оптикой в 2 раза ниже нормативной.

Определенные трудности в организации службы обусловлены отсутствием необходимой нормативной базы, рекомендаций по оптимизации структуры и штатного расписания, номенклатуры исследований в подразделениях эндоскопии различной мощности.

Качество эндоскопической аппаратуры, производимой отечественными предприятиями, не в полной мере отвечает современным техническим требованиям.

В целях совершенствования организации службы эндоскопии и повышения эффективности ее работы, быстрейшего внедрения новых диагностических и лечебных методов, в том числе хирургической эндоскопии, а также улучшения подготовки кадров и технического оснащения подразделений современной эндоскопической аппаратурой утверждаю:

Положение о главном внештатном специалисте по эндоскопии Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (Приложение 1).

Положение об отделе, отделении, кабинете эндоскопии (Приложение 2).

Положение о заведующем отделом, отделением, кабинетом эндоскопии (Приложение 3).

Положение о враче-эндоскописте отдела, отделения, кабинета эндоскопии (Приложение 4).

Положение о старшей медицинской сестре отдела, отделения эндоскопии (Приложение 5).

Положение о медицинской сестре отдела, отделения, кабинета эндоскопии (Приложение 6).

Расчетные нормы времени на эндоскопические исследования, лечебно-диагностические процедуры, операции (Приложение 7).

Инструкцию по применению расчетных норм времени на эндоскопические исследования (Приложение 8).

Инструкцию по разработке расчетных норм времени при внедрении новой аппаратуры или новых видов исследований и лечения (Приложение 9).

Квалификационную характеристику врача-эндоскописта (Приложение 10).

Рекомендуемый примерный перечень минимального объема эндоскопических исследований для лечебно-профилактических учреждений (Приложение 11).

Методику расчета цен на эндоскопические исследования (Приложение 12).

Журнал регистрации исследований, выполняемых в отделе, отделении, кабинете эндоскопии — форма N 157/у-96 (Приложение 13).

Инструкцию по заполнению Журнала регистрации исследований, выполняемых в отделе, отделении, кабинете эндоскопии — форма N 157/у-96 (Приложение 14).

Дополнение к перечню форм первичной медицинской документации (Приложение 15).

Рекомендации по обработке аппаратов и инструментов, использующихся в отделах, отделениях, кабинетах эндоскопии (Приложение 16).

1. Министрам здравоохранения республик в составе Российской Федерации, руководителям органов и учреждений здравоохранения краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга:

1.1. В течение 1996 года разработать и осуществить необходимые мероприятия по формированию единой службы эндоскопии в территории, включающей диагностическую, лечебную и хирургическую эндоскопию, с учетом профиля лечебно-профилактических учреждений и местных условий.

1.2. При планировании сети подразделений эндоскопии обратить особое внимание на организацию их в учреждениях первичного звена, в том числе сельского здравоохранения.

1.3. Назначить главных внештатных специалистов по эндоскопии и организовать работу в соответствии с Положением, утвержденным настоящим Приказом.

1.4. Привлекать к организационно-методической и консультативной работе по эндоскопии кафедры научно-исследовательских институтов, учебных вузов и образовательных учреждений последипломной подготовки.

1.5. Организовать работу отделов, отделений, кабинетов эндоскопии в соответствии с настоящим Приказом.

1.6. Устанавливать численность персонала отделов, отделений и кабинетов эндоскопии в соответствии с объемом работы на основе расчетных норм времени на эндоскопические исследования.

1.7. Принять необходимые меры к максимальному использованию эндоскопической аппаратуры с волоконной оптикой, обеспечив нагрузку на аппарат не менее 700 исследований в год.

1.8. Обеспечить регулярную подготовку врачей лечебной сети по актуальным вопросам эндоскопии.

2. Управлению организации медицинской помощи населению (А.А. Карпеев) оказать организационно-методическую помощь органам здравоохранения по организации и функционированию службы эндоскопии в территориях Российской Федерации.

3. Управлению учебных заведений (Володин Н.Н.) дополнить учебные программы подготовки специалистов по эндоскопии в образовательных учреждениях последипломной подготовки с учетом внедрения в практику современной аппаратуры и новых методов исследования.

4. Управлению научных учреждений (Нифантьев О.Е.) продолжить работу по созданию новой эндоскопической аппаратуры, соответствующей современным техническим требованиям.

5. Ректорам институтов усовершенствования врачей обеспечить в полном объеме заявки учреждений здравоохранения на подготовку врачей-эндоскопистов в соответствии с утвержденными типовыми программами.

6. Считать утратившими силу для учреждений системы Минздравмедпрома России Приказ Минздрава СССР N 1164 от 10 декабря 1976 года «Об организации эндоскопических отделений (кабинетов) в лечебно-профилактических учреждениях», приложения N 8, 9 к Приказу Минздрава СССР N 590 от 25 апреля 1986 г. «О мерах по дальнейшему улучшению профилактики, ранней диагностики и лечения злокачественных новообразований» и Приказ Минздрава СССР N 134 от 23 февраля 1988 г. «Об утверждении расчетных норм времени на эндоскопические исследования и лечебно-диагностические процедуры».

7. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя министра Деменкова А.Н.

Министр здравоохранения и

Приложение 1 к Приказу Минздравмедпрома РФот 31 мая 1996 г. N 222

ПОЛОЖЕНИЕО ГЛАВНОМ ВНЕШТАТНОМ СПЕЦИАЛИСТЕ ПО ЭНДОСКОПИИМИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯЗДРАВООХРАНЕНИЕМ СУБЪЕКТОВРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общие положения

1.1. Главным внештатным специалистом по эндоскопии назначается врач-эндоскопист, имеющий высшую или первую квалификационную категорию или ученую степень и обладающий организаторскими способностями.

1.2. Главный внештатный специалист организует свою работу на основе контракта с органом управления здравоохранением.

1.3. Главный внештатный специалист работает по плану, утверждаемому руководством соответствующего органа управления здравоохранением, ежегодно отчитывается о его выполнении.

1.4. Главный внештатный специалист подчиняется руководству соответствующего органа управления здравоохранением.

1.5. Главный внештатный специалист по эндоскопии в своей работе руководствуется настоящим Положением, приказами и указаниями соответствующих органов управления здравоохранением, действующим законодательством.

1.6. Назначение и освобождение главного внештатного специалиста осуществляется в установленном порядке и в соответствии с условиями контракта.

2. Основными задачами главного внештатного специалиста по эндоскопии являются разработка и проведение мероприятий, направленных на улучшение организации и повышение эффективности диагностической, лечебной и хирургической эндоскопии в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях, внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений новых методов исследований и лечения, организационных форм и методов работы, алгоритмов диагностики и лечения, рациональное и эффективное использование материальных и кадровых ресурсов здравоохранения.

3. Главный внештатный специалист в соответствии с возложенными на него задачами обязан:

3.1. Принимать участие в разработке комплексных планов по развитию и совершенствованию курируемой службы.

3.2. Анализировать состояние и качество службы в территории, принимать необходимые решения по оказанию практической помощи.

3.3. Принимать участие в подготовке нормативно-распорядительных документов, предложений в вышестоящие органы управления здравоохранением и другие инстанции по развитию и совершенствованию курируемой службы, а также в подготовке и проведении научно-практических конференций, семинаров, симпозиумов, занятий в школах передового опыта.

3.4. Обеспечивать тесное взаимодействие с другими диагностическими службами и клиническими подразделениями с целью расширения возможностей и повышения уровня лечебно-диагностического процесса.

3.5. Содействовать внедрению в работу лечебно-профилактических учреждений достижений науки и практики в области диагностики и лечения, эффективных организационных форм и методов работы, передового опыта, научной организации труда.

3.6. Определять потребность в современной аппаратуре и расходных материалах, принимать участие в распределении средств местного бюджета, выделяемых на приобретение медицинской аппаратуры и оборудования.

3.7. Принимать участие в экспертной оценке предложений по производству медицинской техники и инструментов, поступающих от предприятий и организаций с различными формами собственности.

3.8. Участвовать в проведении аттестации врачей и средних медицинских работников, занимающихся эндоскопией, в работе по сертификации деятельности медицинского персонала, разработке медико-экономических стандартов и тарифов цен.

3.9. Принимать участие в разработке перспективных планов по повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала, занимающихся эндоскопией.

3.10. Осуществлять взаимодействие с профильной ассоциацией специалистов по актуальным проблемам совершенствования службы.

4. Главный внештатный специалист имеет право:

4.1. Запрашивать и получать всю необходимую информацию для изучения работы лечебно-профилактических учреждений по специальности.

4.2. Координировать деятельность главных специалистов по эндоскопии подведомственных органов управления здравоохранением.

4.3. Давать рекомендации руководителям органов управления здравоохранением по развитию и совершенствованию службы.

5. Главный внештатный специалист в целях повышения качества медицинской помощи населению по своей специальности в установленном порядке организует совещания специалистов подведомственных органов и учреждений здравоохранения с привлечением научной и медицинской общественности для обсуждения научных и организационно-методических вопросов.

Приложение 2 к Приказу Минздравмедпрома РФот 31 мая 1996 г. N 222

ПОЛОЖЕНИЕОБ ОТДЕЛЕ, ОТДЕЛЕНИИ, КАБИНЕТЕ ЭНДОСКОПИИ

Отдел, отделение, кабинет эндоскопии является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения.

Руководство отделом, отделением, кабинетом эндоскопии осуществляет заведующий, назначаемый и увольняемый в установленном порядке руководителем учреждения здравоохранения.

Деятельность отдела, отделения, кабинета эндоскопии регламентируется соответствующими нормативными документами и настоящим Положением.

Основными задачами отдела, отделения, кабинета эндоскопии являются:

  • наиболее полное удовлетворение потребности населения во всех основных видах лечебной и диагностической эндоскопии, предусмотренных специализацией и перечнем методов и методик, рекомендуемых для лечебно-профилактических учреждений различного уровня;
  • использование в практике новых, современных, наиболее информативных способов диагностики и лечения, рациональное расширение перечня методов исследований;
  • рациональное и эффективное использование дорогостоящей медицинской аппаратуры.

В соответствии с указанными задачами отдел, отделение, кабинет эндоскопии осуществляет:

  • освоение и внедрение в практику своей работы методов лечебной и диагностической эндоскопии, соответствующих профилю и уровню лечебно-профилактического учреждения, новых приборов и аппаратов, прогрессивной технологии исследований
  • проведение эндоскопических исследований и выдачу по их результатам врачебных заключений.

Отдел, отделение, кабинет эндоскопии размещается в специально оборудованных помещениях, полностью отвечающих требованиям правил по устройству, эксплуатации и технике безопасности.

Оснащение отдела, отделения, кабинета эндоскопии осуществляется в соответствии с уровнем и профилем лечебно-профилактического учреждения.

Штаты медицинского и технического персонала устанавливаются в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами, выполняемым или планируемым объемом работ и в зависимости от местных условий на основе расчетных норм времени на эндоскопические исследования.

Нагрузка специалистов определяется задачами отдела, отделения, кабинета эндоскопии, положением об их функциональных обязанностях, а также расчетными нормами времени на проведение различных исследований.

В отделе, отделении, кабинете эндоскопии ведется вся необходимая учетно-отчетная документация по утвержденным формам и архив медицинских документов с соблюдением установленных нормативными документами сроками хранения.

ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАВЕДУЮЩЕМ ОТДЕЛОМ / ОТДЕЛЕНИЕМ / КАБИНЕТОМ ЭНДОСКОПИИ

1. На должность заведующего отделом назначается квалифицированный врач-эндоскопист, имеющий опыт работы по специальности не менее 3 лет, обладающий организаторскими способностями.

2. Назначение и увольнение заведующего отделом производится главным врачом лечебно-профилактического учреждения в установленном порядке.

3. Заведующий отделом подчиняется непосредственно главному врачу учреждения или его заместителю по лечебным вопросам.

4. В своей работе заведующий отделом руководствуется положениями о лечебно-профилактическом учреждении, отделе, отделении, кабинете эндоскопии, настоящим Положением, должностными инструкциями, приказами и другими действующими нормативными документами.

5. В соответствии с задачами отдела, отделения, кабинета эндоскопии заведующий осуществляет:

организацию деятельности подразделения, руководство и контроль за работой его персонала;

консультативную помощь врачам-эндоскопистам;

разбор сложных случаев и ошибок в диагностике;

освоение и внедрение новых современных методов эндоскопии и технических средств;

мероприятия по координации и преемственности в работе между подразделениями лечебно-профилактического учреждения;

содействие систематическому повышению квалификации персонала;

контроль за ведением медицинской документации и архива;

контроль за сохранностью и рациональным использованием оборудования и аппаратуры, технически грамотной их эксплуатацией;

оформление и представление в установленном порядке заявок на приобретение новой аппаратуры, расходных материалов;

разработку мероприятий по обеспечению точности и достоверности проводимых исследований, предусматривающих своевременное и грамотное техническое обслуживание изделий медицинской техники и регулярный метрологический контроль средств измерений, используемых в подразделении;

систематический анализ качественных и количественных показателей деятельности, подготовку и представление в установленные сроки отчетов о работе и разработку на их основе мероприятий по совершенствованию деятельности подразделения.

6. Заведующий отделом обязан:

обеспечить точное и своевременное выполнение персоналом служебных обязанностей, правил внутреннего распорядка;

своевременно доводить до сотрудников приказы и распоряжения администрации, а также инструктивно-методические и другие документы;

контролировать соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности;

повышать свою квалификацию в установленном порядке.

7. Заведующий отделом имеет право:

принимать непосредственное участие в подборе кадров для отделения;

проводить расстановку кадров в подразделении и распределять обязанности между сотрудниками;

отдавать распоряжения и указания сотрудникам в соответствии с уровнем их компетенции, квалификации и характером возложенных на них функций;

участвовать в совещаниях, конференциях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с работой подразделения;

представлять подчиненных ему сотрудников к поощрению или к наложению взыскания;

вносить предложения администрации учреждения по вопросам улучшения работы подразделения, условий и оплаты труда.

8. Распоряжения заведующего являются обязательными для всего персонала подразделения.

9. Заведующий отделом, отделением, кабинетом эндоскопии несет полную ответственность за уровень организации и качество работы подразделения.

Приложение 4 к Приказу Минздравмедпрома РФ от 31 мая 1996 г. N 222

ПОЛОЖЕНИЕ О ВРАЧЕ-ЭНДОСКОПИСТЕ ОТДЕЛА / ОТДЕЛЕНИЯ / КАБИНЕТА ЭНДОСКОПИИ

1. На должность врача-эндоскописта назначается специалист с высшим медицинским образованием, получивший специальность «лечебное дело» или «педиатрия», освоивший программу подготовки по эндоскопии в соответствии с квалификационными требованиями и получивший сертификат специалиста.

2. Подготовка врача-эндоскописта осуществляется на базе институтов и факультетов усовершенствования врачей из числа специалистов по лечебному делу и педиатрии.

3. В своей работе врач-эндоскопист руководствуется положением о лечебно-профилактическом учреждении, отделе, отделении, кабинете эндоскопии, настоящим Положением, должностными инструкциями, приказами и другими действующими нормативными документами.

4. Врач-эндоскопист непосредственно подчиняется заведующему подразделением, а в его отсутствие — руководителю лечебно-профилактического учреждения.

5. Распоряжения врача-эндоскописта являются обязательными для среднего и младшего медицинского персонала подразделения эндоскопии.

6. В соответствии с задачами отдела, отделения, кабинета эндоскопии врач осуществляет:

выполнение исследований и выдачу по их результатам своих заключений;

участие в разборе сложных случаев и ошибок в диагностике и лечении, выявлении и анализе причин расхождения заключения по методам эндоскопии с результатами других диагностических методов;

освоение и внедрение диагностических и лечебных методов и аппаратуры;

качественное ведение медицинской учетно-отчетной документации, архива, анализ качественных и количественных показателей работы;

контроль за работой среднего и младшего медицинского персонала в пределах своей компетенции;

контроль за сохранностью и рациональным использованием оборудования и аппаратуры, технически грамотной их эксплуатацией;

участие в повышении квалификации среднего и младшего медицинского персонала.

7. Врач-эндоскопист обязан:

обеспечить точное и своевременное выполнение своих служебных обязанностей, правил внутреннего трудового распорядка;

контролировать соблюдение средним и младшим медперсоналом правил санитарии, хозяйственно-технического состояния подразделения;

представлять заведующему подразделением эндоскопии, а при его отсутствии — главному врачу отчеты о работе;

соблюдать правила охраны труда и пожарной безопасности.

8. Врач-эндоскопист имеет право:

вносить предложения администрации по вопросам улучшения деятельности подразделения, организации и условий труда;

участвовать в совещаниях, конференциях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с работой подразделения эндоскопии;

повышать свою квалификацию в установленном порядке.

9. Назначение и увольнение врача-эндоскописта производится главным врачом учреждения в установленном порядке.

Приложение 5 к Приказу Минздравмедпрома РФ от 31 мая 1996 г. N 222

ПОЛОЖЕНИЕ О СТАРШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ ОТДЕЛА, ОТДЕЛЕНИЯ ЭНДОСКОПИИ

1. На должность старшей медицинской сестры отдела, отделения эндоскопии назначается квалифицированная медицинская сестра со средним медицинским образованием, прошедшая специальную подготовку по эндоскопии и обладающая организаторскими способностями.

2. В своей работе старшая медицинская сестра отдела, отделения руководствуется положениями о лечебно-профилактическом учреждении, отделе, отделении эндоскопии, настоящим Положением, должностными инструкциями, приказами и распоряжениями заведующего отделом, отделением.

3. Старшая медицинская сестра непосредственно подчиняется заведующему отделом, отделением эндоскопии.

4. В подчинении старшей медицинской сестры находятся средний и младший медицинский персонал отдела, отделения.

5. Основными задачами старшей медицинской сестры отдела, отделения эндоскопии являются:

рациональная расстановка и организация труда среднего и младшего медицинского персонала;

контроль за работой среднего и младшего медицинского персонала отдела, отделения, за соблюдением вышеназванным персоналом правил внутреннего распорядка, санитарного и противоэпидемического режима, состоянием и сохранностью аппаратуры и оборудования;

своевременное оформление заявок на медикаменты, расходные материалы, ремонт аппаратуры и т.д.;

ведение необходимой учетно-отчетной документации отдела, отделения;

осуществление мероприятий по повышению квалификации среднего медицинского персонала отдела, отделения;

соблюдение правил охраны труда, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка.

6. Старшая медицинская сестра отдела, отделения эндоскопии обязана:

повышать свою квалификацию в установленном порядке;

информировать заведующего отделом, отделением о состоянии дел в отделе, отделении и работе среднего и младшего медицинского персонала.

7. Старшая медицинская сестра отдела, отделения эндоскопии имеет право:

отдавать распоряжения и указания среднему и младшему медицинскому персоналу отдела, отделения в пределах их должностных обязанностей и контролировать их выполнение;

вносить предложения заведующему отделом, отделением по улучшению организации и условий труда среднего и младшего медицинского персонала отдела, отделения;

принимать участие в совещаниях, проводимых в отделе, отделении при рассмотрении вопросов, относящихся к ее компетенции.

8. Распоряжение старшей медицинской сестры является обязательным для исполнения средним и младшим персоналом отдела, отделения.

9. Старшая медицинская сестра отдела, отделения эндоскопии несет ответственность за своевременное и качественное выполнение задач и обязанностей, предусмотренных настоящим Положением.

10. Назначение и увольнение старшей медицинской сестры отдела, отделения производится главным врачом учреждения в установленном порядке.

Приложение 6 к Приказу Минздравмедпрома РФ от 31 мая 1996 г. N 222

ПОЛОЖЕНИЕ О МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ ОТДЕЛА / ОТДЕЛЕНИЯ / КАБИНЕТА ЭНДОСКОПИИ

1. На должность медицинской сестры назначается медицинский работник, имеющий среднее медицинское образование и прошедший специальную подготовку по эндоскопии.

2. В своей работе медицинская сестра руководствуется положением об отделе, отделении, кабинете эндоскопии, настоящим Положением и должностными инструкциями.

3. Медицинская сестра работает под непосредственным руководством врача-эндоскописта и старшей медицинской сестры отделения.

4. Медицинская сестра осуществляет:

вызов пациентов на обследование, подготовку их и участие в диагностических, лечебных и хирургических вмешательствах в рамках выполнения отведенных ей технологических операций;

регистрацию пациентов и исследований в учетной документации по установленной форме;

регулирование потока посетителей, очередности исследований и предварительной записи на исследования;

общую подготовительную работу по обеспечению функционирования диагностической и вспомогательной аппаратуры, текущего контроля за ее работой, своевременной регистрации неисправностей, создания необходимых условий труда в диагностических и лечебных кабинетах и на своем рабочем месте;

контроль за сохранностью, расходованием необходимых материалов (медикаментов, перевязочных средств, инструментария и т.д.) и своевременное их пополнение;

повседневные мероприятия по поддержанию надлежащего санитарного состояния помещений отдела, отделения, кабинета и своего рабочего места, а также по соблюдению требований гигиены и санитарно-противоэпидемического режима;

качественное ведение медицинской документации.

5. Медицинская сестра обязана:

повышать свою квалификацию;

выполнять правила охраны труда, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка.

6. Медицинская сестра имеет право:

вносить предложения старшей медицинской сестре или врачу отделения, кабинета по вопросам организации работы подразделения и условий своего труда;

принимать участие в совещаниях, проводимых в подразделении по вопросам, относящимся к ее компетенции.

7. Медицинская сестра несет ответственность за своевременное и качественное выполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящим Положением и правилами внутреннего трудового распорядка.

8. Назначение и увольнение медицинской сестры производится главным врачом учреждения в установленном порядке.

Приложение 7 к Приказу Минздравмедпрома РФ от 31 мая 1996 г. N 222

РАСЧЕТНЫЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ НА ЭНДОСКОПИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ, ОПЕРАЦИИ

│ N │ Наименование │ Время на 1 исследование, процедуру, │

│ │ исследования │ операцию (мин.) │

│ │ │взрослым │ детям │ взрослым │ детям │

│ 1.│Эзофагоскопия │ 30 │ 40 │ 60 │ 70 │

│ 2.│Эзофагогастроскопия │ 45 │ 50 │ 60 │ 70 │

│ │скопия │ 55 │ 60 │ 70 │ 80 │

│ │скопия при ретроград-│ │ │ │ │

│ │тографии │ 90 │ 90 │ 120 │ 120 │

│ 5.│Еюноскопия │ 80 │ 90 │ 120 │ 120 │

│ 6.│Холедохоскопия │ 60 │ — │ 90 │ — │

│ 7.│Фистулохоледохоскопия│ 90 │ — │ 120 │ — │

│ 8.│Ректоскопия │ 25 │ 30 │ 40 │ 50 │

│ 9.│Ректосигмоидоскопия │ 60 │ 60 │ 90 │ 90 │

│ │скопия │ 100 │ 120 │ 150 │ 150 │

│ │скопия │ 40 │ 45 │ 45 │ 50 │

│12.│Трахеобронхоскопия │ 60 │ 65 │ 80 │ 85 │

│13.│Торакоскопия │ 90 │ 90 │ 120 │ 120 │

│14.│Медиастиноскопия │ 90 │ 90 │ 120 │ 120 │

│15.│Лапароскопия │ 90 │ 90 │ 120 │ 120 │

│16.│Фистулоскопия │ 60 │ 70 │ 90 │ 90 │

│17.│Цистоскопия │ 30 │ 30 │ 60 │ 60 │

│18.│Гистероскопия │ 40 │ 40 │ 50 │ 50 │

│19.│Вентрикулоскопия │ 50 │ 50 │ 80 │ 80 │

│20.│Нефроскопия │ 100 │ 100 │ 120 │ 120 │

│21.│Артроскопия │ 60 │ 70 │ 90 │ 100 │

│22.│Артериоскопия │ 60 │ 60 │ 90 │ 90 │

│ 1.│На органах брюшной │ │ │ │ │

│ │полости (исключая ге-│ │ │ │ │

│ │цию желудка, гастро- │ │ │ │ │

│ │эктомию) │ — │ — │ 210 │ 210 │

│ │зекция желудка, гас- │ │ │ │ │

│ │троэктомия │ — │ — │ 360 │ 360 │

│ 3.│На органах грудной │ │ │ │ │

│ │полости │ — │ — │ 360 │ 360 │

│ 4.│На органах малого та-│ │ │ │ │

│ │за │ — │ — │ 210 │ 210 │

│ │транства │ — │ — │ 210 │ 210 │

│ 6.│Средостения │ — │ — │ 210 │ 210 │

│ 7.│Черепа │ — │ — │ 210 │ 210 │

1. Расчетные нормы времени на эндоскопические операции предназначены для врачей-эндоскопистов, выполняющих данные хирургические вмешательства.

2. Расчетные нормы времени на эндоскопическую операцию увеличиваются на соответствующее количество врачей-эндоскопистов, ее выполняющих.

Приложение 8 к Приказу Минздравмедпрома РФ от 31 мая 1996 г. N 222

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ РАСЧЕТНЫХ НОРМ ВРЕМЕНИ НА ЭНДОСКОПИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Расчетные нормы времени на эндоскопические исследования определяются с учетом необходимого соотношения между оптимальной производительностью труда медперсонала и высоким качеством и полнотой диагностических и лечебных эндоскопических исследований.

Настоящая Инструкция предназначена для заведующих отделениями и врачей отделений эндоскопии для использования ее в целях рационального применения расчетных норм времени, утвержденных настоящим Приказом Минздравмедпрома России.

Основное назначение расчетных норм времени на эндоскопические исследования заключается в их использовании при:

решении вопросов совершенствования организации деятельности отделов, отделений, кабинетов эндоскопии;

планировании и организации труда медицинского персонала этих подразделений;

анализе трудозатрат медперсонала;

формировании штатных нормативов медперсонала соответствующих лечебно-профилактических учреждений.

1. Использование расчетных норм времени на эндоскопические исследования для планирования и организации труда медицинского персонала отделов, отделений, кабинетов эндоскопии

Удельный вес работы медперсонала по непосредственному проведению эндоскопических исследований (основная и вспомогательная деятельность, работа с документацией) составляет у врачей и медсестер 85% рабочего времени. Это время и включено в расчетные нормы времени. Время на другую необходимую работу и личное необходимое время в нормах не учтено.

У врачей — это совместное обсуждение с лечащими врачами клинических и инструментальных данных, участие во врачебных конференциях, разборах, обходах, обучение и контроль за работой персонала, освоение методик и новой техники, работа с архивом и документацией, административно-хозяйственная работа.

У медсестер — это подготовительная работа в начале рабочего дня, уход за аппаратурой, получение необходимых материалов и медикаментов, выдача заключений, приведение рабочего места в порядок после смены.

Время на проведение эндоскопических исследований, процедур или операций по экстренным показаниям, а также время переходов (переездов) для их проведения вне отдела, отделения, кабинета эндоскопии учитывается по фактическим затратам.

Для заведующих отделами, отделениями, кабинетами эндоскопии может быть установлен дифференцированный объем работы по непосредственному выполнению исследований, операций в зависимости от местных условий — профиля учреждения, фактического или планируемого годового объема работы подразделения, численности медицинского персонала и др.

При определении расчетных норм нагрузки врачей и среднего медицинского персонала рекомендуется руководствоваться методикой нормирования труда медперсонала (М., 1987, утвержденной Минздравом СССР). При этом соотношение вышеуказанных затрат рабочего времени принято за основу.

Для учета работы персонала отделов, отделений, кабинетов эндоскопии возможности сопоставления его загруженности и т.д., расчетные нормы времени и определяемые нормы нагрузки врачей и среднего медицинского персонала приводятся к общей единице измерения — условным единицам. За одну условную единицу принимается 10 минут рабочего времени. Таким образом, сменная норма нагрузки определяется исходя из продолжительности рабочей смены, установленной для персонала.

В соответствии с разъяснением Министерства труда Российской Федерации от 29.12.92 N 5, утвержденного Постановлением от 29.12.92 N 65, перенос выходных дней, совпадающих с праздничными днями, осуществляется на предприятиях, в учреждениях и организациях, применяющих различные режимы труда и отдыха, при которых работа в праздничные дни не производится.

Норма рабочего времени на определенные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, в субботу и воскресенье, исходя из следующей продолжительности ежедневной работы (смены):

при 40-часовой рабочей неделе — 8 часов, в предпраздничные дни — 7 часов;

при продолжительности рабочей недели менее 40 часов — количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на пять дней, накануне праздничных дней в этом случае сокращение рабочего времени не производится (статья 47 КЗОТ Российской Федерации).

На основе анализа проделанной работы отдельного сотрудника и подразделения в целом принимаются управленческие решения, направленные на совершенствование труда персонала, внедрение более эффективных методов исследования, позволяющих повысить качество и информативность выполняемых исследований, чтобы наиболее полно удовлетворить потребность в этом виде диагностики.

2. Использование расчетных норм времени на эндоскопические исследования для учета и анализа деятельности отдела, отделения, кабинета эндоскопии

Вопросы использования, рациональной расстановки и формирования численности медицинского персонала решаются на основе объективно сложившегося или планируемого объема работы подразделения с использованием рекомендуемых нормативов по труду.

Фактический или планируемый годовой объем деятельности по проведению эндоскопических исследований, выраженный в условных единицах, определяется по формуле:

Т = t1 x n1 + t2 x n2 + . + ti x ni, (1)

где: Т — фактический или планируемый годовой объем деятельности по проведению эндоскопических исследований, выраженный в условных единицах; t1, t2, ti — время в условных единицах в соответствии с утвержденными расчетными нормами времени на исследование (основное и дополнительное); n1, n2, ni — фактическое или планируемое число исследований в течение года по отдельным диагностическим методикам.

Сопоставление фактического годового объема деятельности с плановым позволяет осуществлять интегральную оценку деятельности подразделения, получить представление о производительности труда его персонала и эффективности деятельности подразделения в целом.

Выполнение исследований в течение года в большем объеме может быть достигнуто за счет интенсификации труда медперсонала или путем увеличения количества времени, используемого на основную деятельность, за счет значительного уменьшения доли других необходимых видов труда. Если это не является результатом использования средств автоматизации исследований и расчета физиологических параметров, приемов более рациональной организации труда врачей и медицинских сестер, то такая интенсификация труда неизбежно приводит к снижению качества, информативности и достоверности заключений. Невыполнение плана по объему деятельности может быть результатом неправильного планирования, следствием дефектов в организации труда и в руководстве подразделением. Поэтому как невыполнение плана, так и чрезмерное его перевыполнение должны одинаково тщательно анализироваться и заведующим кабинетом (отделением), и руководством лечебно-профилактического учреждения с целью выявления их причин и принятия соответствующих мер. Допустимыми можно считать отклонения фактического объема деятельности от годового планируемого в рамках +20% . -10%.

Наряду с общими показателями выполненной работы традиционно анализируется структура проведенных исследований и количество исследований по отдельным эндоскопическим методам для оценки сбалансированности и адекватности структуры, достаточности количества исследований реально существующей потребности в них.

Средние затраты времени на одно исследование определяются:

где: С — средние затраты времени на одно исследование; Ф — общие фактические затраты времени (на основные и дополнительные диагностические манипуляции) суммарно на все выполненные исследования по определенной диагностической или лечебной методике (в усл. ед.); П — число выполненных исследований по этой же диагностической методике.

Соответствие средних затрат времени на исследование расчетным нормам времени (в %) по определенному методу определяется по формуле:

Допустимо, наряду с изложенным, применение других традиционных и нетрадиционных способов анализа с расчетом и использованием других показателей.

Руководителям учреждений, главным специалистам необходимо также осуществлять контроль за рациональным использованием кадров медицинского персонала и при определении штатной численности ориентироваться на результаты годового или многолетнего анализа фактического или планируемого объема деятельности отделения.

Приложение 9 к Приказу Минздравмедпрома РФ от 31 мая 1996 г. N 222

ИНСТРУКЦИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ РАСЧЕТНЫХ НОРМ ВРЕМЕНИ ПРИ ВНЕДРЕНИИ НОВОЙ АППАРАТУРЫ ИЛИ НОВЫХ ВИДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЛЕЧЕНИЯ

При внедрении новых методов диагностики и технических средств их реализации, в основе которых лежат иные методология и технология исследований, новое содержание труда медперсонала, отсутствие утвержденных Минздравмедпромом России расчетных норм времени, они могут разрабатываться на месте и согласовываться с комитетом профсоюза в тех учреждениях, где внедряются новые методики.

Разработка новых расчетных норм включает в себя проведение хронометражных замеров фактических затрат времени на отдельные элементы труда, обработку этих данных (по методике, излагаемой ниже), расчет затрат времени на исследование в целом.

До проведения хронометража составляется перечень технологических операций (основных и дополнительных) по каждому методу. В этих целях рекомендуется использовать методологию, примененную при составлении универсального перечня элементов труда по технологическим операциям. При этом возможно использовать и сам «Перечень. «, адаптируя каждую технологическую операцию к технологии конкретного нового метода диагностики или лечения.

Хронометраж осуществляется с использованием листов хронометражных замеров, в которых последовательно излагаются наименования технологических операций и время их проведения.

Обработка результатов хронометражных замеров включает расчет средних затрат времени, определение фактического и экспертного коэффициента повторяемости по каждой технологической операции и расчетного времени на выполнение изучаемого исследования.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ ТРУДА ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ОПЕРАЦИЯМ, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАСЧЕТНЫХ НОРМ ВРЕМЕНИ

Смотрите еще:

  • При выезде с севера пенсия сохраняется Поменяется ли размер северной пенсии при переезде в другой регион? Поменяется ли размер пенсии человека, который проработал на крайнем севере более 20 лет, и оформил её там же, при переезде в другой регион, в частности республика […]
  • Детское пособие в 2018 году в белоруссии Пенсии и детские пособия вырастут в Беларуси с 1 августа МИНСК, 25 июл — Sputnik. Вместе с бюджетом прожиточного минимума в Беларуси с 1 августа увеличатся минимальные трудовые и социальные пенсии, сообщили в Министерстве труда и […]
  • Пособие для расчетов электрических цепей Учебно-методическое пособие по теме: Расчет электрических цепей постоянного тока Материал представляет собой практическую работу для дисциплины "Основы электротехники" по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой […]
  • Закон о ветеране труда в хмао Официальный сайт органов местного самоуправления города Нижневартовска Местное самоуправление Муниципальные услуги Торговая площадка Интернет-приемная В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» […]
  • Правоведение учебное пособие для вузов Правоведение. Бошно С.В. М.: Право и закон, 200 2 . — 416 с. Учебник подготовлен в соответствии с программой курса "Правоведение" для неюридических вузов, соответствующей Государственному образовательному стандарту высшего […]
  • Приказ о наградах министерства обороны "О наградах Министерства обороны Российской Федерации" Приказ, Министр обороны Российской Федерации, "О наградах Министерства обороны Российской Федерации", от 27.3.1995 г., № 123 Приказ Министра обороны Российской Федерации «О […]
  • Сообщества юристов Сообщество юристов Понятие "сообщества юристов" имеет нормативное и ненормативное значения. В первом значении о судейском сообществе говорится в ст. 29 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской. Федерации" […]
  • Паспорт 14 лет документы штраф Назначат ли штраф для родителя, если просрочено получение паспорта в 14 лет? Добрый день! Грозит ли штраф родителю за 2-х дневную просрочку подачи документов на получения паспорта ребенком, по достижении им 14 лет, по ст. 19.15.2 […]