Социология у юристов

Социология для юристов. Бельский В.Ю., Кравченко А.И., Курганов С.И.

2-е изд., перераб. и доп. — М.: 2011. — 398 с.

Во втором издании в простой и доступной форме раскрываются основные положения социологии как науки об обществе. Дается более полная характеристика предмета, методов и функций социологии, социальной структуры и социальной стратификации, социальных групп и организаций, семьи и брака, социализации и социального контроля, прикладных эмпирических исследований. Учебный материал и логика его изложения построены с учетом специфики подготовки студентов-юристов и характера их будущей профессиональной деятельности. Для студентов юридических вузов и факультетов, а также всех, кто интересуется вопросами социологии, криминологии, психологии.

Оглавление
Предисловие 3
Раздел I. Социологическое знание: происхождение и характер 5
Глава 1. Становление социологии 6
1.1. Предыстория социологии 6
1.2. Возникновение социологии 11
1.3. Развитие социологической мысли в России 18
Глава 2. Социология как наука 35
2.1. Общество как объект научного познания 35
2.2. Взаимосвязь объекта и предмета 37
2.3. Основные подходы к определению предмета социологии 41
2.4. Структура и методы социологического знания 45
2.5. Специальные социологические теории 47
2.6. Соотношение социологии с другими общественными науками 49
2.7. Функции социологии как науки 51
Раздел II. Общество и личность: формирование и деятельность 53
Глава 3. Общество 54
3.1. Общество как социальная система 55
3.2. Социальное взаимодействие 57
3.3. Типология обществ 65
3.4. Развитие общества 68
Глава 4. Культура 73
4.1. Понятие «культура» 73
4.2. Структура и содержание культуры 74
4.3. Формы и виды культуры 78
4.4. Делинквентная субкультура 80
4.5. Структура и содержание субкультуры 83
Глава 5. Личность 88
5.1. Понятие личности в социологии 88
5.2. Человек, индивид, личность 90
5.3. Ценности и оцени! 94
5.4. Деятельность и поведение 97
5.5. Поведение и потребности 102
5.6. Мотивация поведения 105
5.7. «Психологическая защита» и преступное поведение 107
Глава 6. Семья 113
6.1. Понятия «семья» и «брак» в социологии 113
6.2. Функции семьи и ее жизненный цикл 115
6.3. Исторические формы брака и типы семьи 118
6.4. Развитие семейно-брачных отношений в России 123
Раздел III. Структурные элементы общественной системы 129
Глава 7. Статусный портрет человека и его изменение 130
7.1. Научная полемика вокруг понятия «статус» 130
7.2. Статусный набор (портрет) индивида 134
7.3. Эпизодические статусы и социальное время 141
7.4. Главный и личный статусы 143
7.5. Приписываемый, достигаемый и смешанный статусы 145
7.6. Статусное поведение и статусная несовместимость 150
7.7. Динамика статусного портрета человека 159
Глава 8. Социальная роль 167
8.1. Содержание понятия «социальная роль» 167
8.2. Содержание роли 170
8.3. Формы выражения роли 177
8.4. Ролевой набор и его динамика 182
8.5. Ролевой набор в семье 184
8.6. Ролевой конфликт и ролевые дисфункции 189
8.7. Ролевое напряжение 194
8.8. Роли в жизненном цикле семьи 196
8.9. Историческая смена ролей 197
Глава 9. Социализация 200
9.1. Социобиологические предпосылки социализации 200
9.2. Фазы и содержание процесса социализации 202
9.3. Кризисные точки социализации 204
9.4. Первичная и вторичная социализация 211
9.5. Агенты и институты социализации 213
9.6. Противоречие между агентами социализации 215
9.7. Школа как институт социализации 216
9.8. Влияние класса на социализацию 220
9.9. Неравенство в доступе к образованию 222
9.10. Институт посредников 227
9.11. Роль армии в социализации 228
Глава 10. Социальный контроль и девиантное поведение 231
10.1. Содержание и функции социального контроля 231
10.2. Агенты и инструменты социального контроля 239
10.3. Трактовки отклоняющегося поведения 242
10.4. Девиантное поведение 246
10.5. Делинквентное поведение 257
10.6. Криминальное поведение 266
Глава 11. Социальные группы и общности 279
11.1. Классификация групп 279
11.2. Этнические общности 282
11.3. Публика и толпа 283
11.4. Малые группы 286
Глава 12. Социальные институты и организации 290
12.1. Процесс институционализации 290
12.2. Социальные институты: их виды и функции 293
12.3. Дисфункция институтов 297
12.4. Понятие «организация» 300
12.5. Организация и коллектив 304
12.6. Руководство и лидерство 307
12.7. Бюрократия 309
Глава 13. Социальная стратификация и социальная мобильность 313
13.1. Сущность понятия «социальная стратификация» 313
13.2. Исторические типы стратификации 318
13.3. Классовая система 322
13.4. Типология классов 324
13.5. Сословия и классы в России и СССР 326
13.6. Стратификационный профиль и профиль стратификации 335
13.7. Неравенство и бедность 338
13.8. Стратификация в среде осужденных 341
13.9. Понятие «социальная мобильность» 345
13.10. Миграционная картина современной России 349
Раздел IV. Прикладная (эмпирическая) социология 355
Глава 14. Методология и история проведения конкретно-социологического исследования 356
14.1. Программа исследования 356
14.2. Типичность, вероятность, статистика 361
14.3. Основы выборочного обследования 364
14.4. Виды эмпирического исследования 369
14.5. Метод опроса 371
14.6. Структура анкеты и виды вопросов 376
Библиографический список 393

Второе издание учебного пособия «Социология для юристов», переработанное и дополненное, — это строго структурированный и систематизированный полный курс, соответствующий новым требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по учебной дисциплине «Основы социологии».
В отличие от существующих учебников по социологии в данном пособии и дидактико-иллюстративный материал, и сама логика изложения тем курса построены с учетом специфики учебной подготовки студентов-юристов и характера их будущей профессиональной деятельности.
Существенная часть профессиональной деятельности юриста связана с социальными отношениями между людьми, с проблемами социализации, девиантного поведения и социального контроля. В связи с этим юрист довольно часто сталкивается с необходимостью проведения социологических исследований. И опытного юриста по праву можно назвать практикующим социологом.
Для юриста крайне важно как знание объективных закономерностей, действующих в обществе и в отношениях между людьми, так и понимание того, что право является слишком острым средством социального регулирования, которое следует использовать весьма осторожно. Изучение социологии поможет преодолеть синдром «юридического идеализма», при котором первой реакцией на любую возникшую социальную проблему становится намерение принять новый закон. К сожалению, подобный синдром весьма распространен в наших «коридорах власти». И одной из причин этого, на наш взгляд, является то, что система социологического образования в Российской Федерации введена совсем недавно.
Знание общих свойств и специфических особенностей разных нормативных систем, их социальной обусловленности и исторической изменчивости, вообще рассмотрение такого явления как право в более широком социально-историческом контексте позволят будущим юристам уяснить действительную роль уголовного, семейного или иного вида права в жизни современного общества, оценить возможности каждого, условия и границы применимости. Проведенный в пособии анализ различных теорий преступности, раскрывающий их генетическую связь с общими социологическими закономерностями и категориями, поможет студентам в изучении соответствующих тем по курсу криминологии.

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

www.alleng.ru

Социология для юристов, учебное пособие для ВУЗов, 2-е издание, Вельский В.Ю., Кравченко А.И., Курганов С.И., 2011

Социология для юристов, учебное пособие для ВУЗов, 2-е издание, Вельский В.Ю., Кравченко А.И., Курганов С.И., 2011.

Во втором издании в простой и доступной форме раскрываются основные положения социологии как науки об обществе. Дается более полная характеристика предмета, методов и функций социологии, социальной структуры и социальной стратификации социальных групп и организаций, семьи и брака, социализации и социального контроля, прикладных эмпирических исследований.

Учебный материал и логика его изложения построены с учетом специфики подготовки студентов-юристов и характера их будущей профессиональной деятельности. Для студентов юридических вузов и факультетов, а также всех, кто интересуется вопросами социологии, криминологии, психологии.

Становление социологии.

Мыслители с давних пор стремились открыть тайные пружины, управляющие глобальными социальными процессами и механизмами взаимодействия двух и более человек. Но как самостоятельная наука социология появилась только в середине XIX в. Правда, запоздалое возникновение можно объяснить чрезвычайной сложностью предмета изучения — человеческого общества. Ведь мы толком не знаем, когда именно оно возникло. Историки говорят — 40 тыс. лет назад, хотя человеческий род возник более 2 млн. лет назад.

Первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы. Затем наступила очень долгая, растянувшаяся на две тысячи лет историческая пауза. Наконец, в XIX в. рождается собственно наука социология, в ряду творцов которой выделяются О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм и М. Вебер. Именно они открывают научный период истории социологии.

Оглавление
Предисловие
Раздел I. Социологическое знание: происхождение и характер
Глава 1. Становление социологии
1.1. Предыстория социологии
1.2. Возникновение социологии
1.3. Развитие социологической мысли в России
Глава 2. Социология как наука
2.1. Общество как объект научного познания
2.2. Взаимосвязь объекта и предмета
2.3. Основные подходы к определению предмета социологии
2.4. Структура и методы социологического знания
2.5. Специальные социологические теории
2.6. Соотношение социологии с другими общественными науками
2.7. Функции социологии как науки
Раздел II. Общество и личность: формирование и деятельность
Глава 3. Общество
3.1. Общество как социальная система
3.2. Социальное взаимодействие
3.3. Типология обществ
3.4. Развитие общества
Глава 4. Культура
4.1. Понятие «культура»
4.2. Структура и содержание культуры
4.3. Формы и виды культуры
4.4. Делинквентная субкультура
4.5. Структура и содержание субкультуры
Глава 5. Личность
5.1. Понятие личности в социологии
5.2. Человек, индивид, личность
5.3. Ценности и оценки
5.4. Деятельность и поведение
5.5. Поведение и потребности
5.6. Мотивация поведения
5.7. «Психологическая защита» и преступное поведение
Глава 6. Семья
6.1. Понятия «семья» и «брак- в социологии
6.2. Функции семьи и ее жизненный цикл
6.3. Исторические формы брака и типы семьи
6.4. Развитие семейно-брачных отношений в России
Раздел III. Структурные элементы общественной системы
Глава 7. Статусный портрет человека и его изменение
7.1. Научная полемика вокруг понятия «статус»
7.2. Статусный набор (портрет) индивида
7.3. Эпизодические статусы и социальное время
7.4. Главный и личный статусы
7.5. Приписываемый, достигаемый и смешанный статусы
7.6. Статусное поведение и статусная несовместимость
7.7. Динамика статусного портрета человека
Глава 8. Социальная роль
8.1. Содержание понятия «социальная роль»
8.2. Содержание роли
8.3. Формы выражения роли
8.4. Ролевой набор и его динамика
8.5. Ролевой набор в семье
8.6. Ролевой конфликт и ролевые дисфункции
8.7. Ролевое напряжение
8.8. Роли в жизненном цикле семьи
8.9. Историческая смена ролей
Глава 9. Социализация
9.1. Социобиологические предпосылки «типизации»
9.2. Фазы и содержание процесса социализации
9.3. Кризисные точки социализации
9.4. Первичная и вторичная социализация
9.5. Агенты и институты социализации
9.6. Противоречие между агентами социализации
9.7. Школа как институт социализации
9.8. Влияние класса на социализацию
9.9. Неравенство в доступе к образованию
9.10. Институт посредников
9.11. Роль армии в социализации
Глава 10. Социальный контроль и девиантное поведение
10.1. Содержание и функции социального контроля
10.2. Агенты и инструменты социального контроля
10.3. Трактовки отклоняющегося поведения
10.4. Девиантное поведение
10.5. Делинквентное поведение
10.6. Криминальное поведение
Глава 11. Социальные группы и общности
11.1. Классификация групп
11.2. Этнические общности
11.3. Публика и толпа
11.4. Малые группы
Глава 12. Социальные институты и организации
12.1. Процесс институционализации
12.2. Социальные институты: их виды и функции
12.3. Дисфункция институтов
12.4. Понятие «организация»
12.5. Организация и коллектив
12.6. Руководство и лидерство
12.7. Бюрократия
Глава 13. Социальная стратификация и социальная мобильность
13.1. Сущность понятия «социальная стратификация»
13.2. Исторические типы стратификации
13.3. Классовая система
13.4. Типология классов
13.5. Сословия и классы в России и СССР
13.6. Стратификационный профиль и профиль стратификации
13.7. Неравенство и бедность
13.8. Стратификация в среде осужденных
13.9. Понятие «социальная мобильность»
13.10. Миграционная картина современной России
Раздел IV. Прикладная (эмпирическая) социология
Глава 14. Методология и история проведения конкретно-социологического исследования
14.1. Программа исследования
14.2. Типичность, вероятность, статистика
14.3. Основы выборочного обследования
14.4. Виды эмпирического исследования
14.5. Метод опроса
14.6. Структура анкеты и виды вопросов
Библиографический список

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

nashol.com

Глава 1 Становление социологии

Мыслители с давних пор стремились открыть тайные пружины, управляющие глобальными социальными процессами и механиз­мами взаимодействия двух и более человек. Но как самостоятель­ная наука социология появилась только в середине XIX в. Правда, запоздалое возникновение можно объяснить чрезвычайной сложно­стью предмета изучения — человеческого общества. Ведь мы толком не знаем, когда именно оно возникло. Историки говорят — 40 тыс. лет назад, хотя человеческий род возник более 2 млн. лет назад.

Первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы. Затем наступила очень долгая, растянув­шаяся на две тысячи лет историческая пауза. Наконец, в XIX в. рожда­ется собственно наука социология, в ряду творцов которой выделяют­ся О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм и М. Вебер. С нкх открывается науч­ный период истории социологии.

1.1. Предыстория социологии

Первых социологов античности называют социальными фи­лософами. Среди них выделяются два гиганта — Платон (ок. 429—347 до н. э.) и Аристотель (384—322 до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаи­моотношения людей, обобщали факты, строили концепции, ко­торые завершались практическими рекомендациями о том, кдк усовершенствовать общество. Поскольку в античности «общест­во» и «государство» не различали, то эти понятия употреблялись в качестве синонимов.

Платон. Первым в истории трудом по «общей социологии» считают «Государство» Платона. Он подчеркивал особую роль разделения труда и создал первую в мире теорию стратифика­ции, согласно которой любое общество делится на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов (видимо, и в древности военно-

промышленный комплекс играл не последнюю роль), охраняю­щих его от смуты и беспорядка; низший — ремесленники и кре­стьяне. Высший класс наделен огромны- _______

«ми привилегиями, но он постоянно зло­употребляет властью. Чтобы этого не про­исходило, знать необходимо лишить част­ной собственности, которая, согласно Платону, развращает нравы людей. К управлению обществом следовало допус­кать людей, достигших 50 лет, высокооб­разованных и талантливых. Они должны вести аскетичный образ жизни и не пре­даваться земным утехам. У воинов долж­ны быть общие жены, а дети — воспиты­ваться не в семье, а государством.

Наилучшей формой правления Платон считал аристократию — власть избранных. В порядке ухудшения располагаются тимо 1 кратия (власть воинов), олигархия (власть богачей) и демократия (власть народа), крайней формой которой является охлократия (власть толпы). Демократия — худшая форма правления потому, что из нее обычно вырастает тирания — наихудшая форма, при которой царят произвол и насилие. Тиран приходит к власти

как ставленник народа.

В плохом государстве над всеми стоят правители, в разумном — над всеми стоят законы. Закон призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых. На страже законов стоит правосудие. К отправлению правосудия должны быть причастны все граждане государства. ^_^_

Аристотель. У Аристотеля опорой по­рядка и государства выступал средний класс. Кроме него существуют еще два класса — богатая плутократия и лишен­ный собственности пролетариат. Государ­ство лучше всего управляется в том случае, если: 1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении; 2) эгоистические интересы богатых ограничены; 3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два

Аристотель различает два вида спра­ведливости: уравнительную и распределительную. Первая является простым, «арифметическим равенством», она действует в облас-

ти гражданско-правовых сделок (возмещение ущерба). Вторая — «геометрическим равенством», она предполагает распределение благ пропорционально вкладу в общее дело (от каждого — по способностям, каждому — по труду).

Несовершенства общества, по Аристотелю, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением лю­дей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частной собственностью может владеть каждый, она не вредит нравам людей и развивает здоровые эгоистические интересы. Человеком управляет множе­ство стремлений, но главное среди них — любовь к деньгам. При коллективной собственности все или большинство бедны и озлоблены. С другой стороны, не менее опасно для государства и чрезмерное неравенство людей, оно ведет к возмущениям и переворотам. Аристотель считает лучшим общество, в котором средний класс сильнее всех других.

С позиций защиты частной собственности, семьи и прав гражданина Аристотель критиковал предлагаемое Платоном обобществление имущества, жен и детей, поскольку оно ведет к уничтожению государства. Так же, как и Платон, Аристотель худшими формами правления считал олигархию, демократию и тиранию.

Никколо Макиавелли (1469—1527), итальянский политик и дипломат, первым из мыслителей нового времени обратился к

идеям Платона и Аристотеля и соз­дал на их основе оригинальную тео­рию общества и государства. Его главное произведение «Государь» (1513 г.) как бы продолжает основ­ную линию рассуждения платонов­ского «Государства», но акцент по­ставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Он впервые вывел государственно-политические вопросы из-под сферы влияния религии и морали. В рабо­тах Макиавелли социология и поли­тология обрели новое измерение, стали наукой о поведении людей в обществе.

Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать мотивы поведения людей и руководство-

даться в своей деятельности тремя основными принципами (за­конами):

человеческими действиями правят честолюбие и мотив вла­сти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками — страсть приобрести то, чего их

умный правитель не должен выполнять все свои обещания.

дя к ней, не обязательно их выполняю, nnaiv i.v. ^»._______

симость от подчиненных. А где зависимость, там нерешитель ность, малодушие и легкомыслие;

творить зло надо сразу, а добро — постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно произво­дить сразу и в больших дозах. Единовременная жесткость пере­носится с меньшим раздражением и считается более справедли­вой, чем растянутая во времени (хвост собаке лучше отрубать

сразу, а не по частям).

В «Государе» Макиавелли нарисовал образ идеального пра­вителя и политическую технологию удержания власти. Прообра­зом такого правителя для него был Цезарь Борджиа, чьи жестокость и коварство долгое время считались непревзойденными.

Следующий шаг в развитии социологии сделал английский философ Томас Гоббс (1588—1679). Он разработал теорию обще­ственного договора, послужившую основой учения о граждан­ском обществе. У животных нет борьбы за почести и звания, по­этому у них нет ненависти и зависти — причины мятежей и войн. У людей все это есть. Неверно думать, будто люди от рождения склонны к сотрудничеству. Ес­ли бы человек любил другого по естест­венному побуждению, то он искал бы общения со всеми в равной мере. Но ка­ждый из нас предпочитает общество тех, кто ему полезнее. Именно человече­ская природа толкает искать не друзей, а почета и выгод.

Людей побуждает создавать общество Т. Гоббс

страх. Взаимный страх удерживает людей

от безудержной погони за господством. Он объединяет людей в группы, помогая выжить в конкуренции. Но объединившись, люди преследуют вовсе не общественное благо, а стремятся даже

из этого извлечь себе выгоду либо достичь уважения и почестей. Общество стабильно, если слава и почет возданы всем. Но так не бывает. Обойденным оказывается всегда большинство, почет достается немногим, следовательно, общество со временем обя­зательно распадется. Страх смерти, инстинкт самосохранения не разъединяют, а объединяют людей, вынуждают заботиться о вза­имной безопасности. Государство — наилучший способ удовле­творить такую потребность. Поэтому причина возникновения стабильного, длительно существующего общества — взаимный страх, а не любовь и расположение.

Все люди рождаются равными и каждый имеет одинаковое с другими «право на все». Но человек — существо эгоистичное и окружают его такие же эгоисты, завистники, враги. Отсюда не­избежность в обществе войны всех против всех: человек челове­ку волк. Такая война всех против всех, или социальная борьба за выживание, является естественным состоянием рода человече­ского. Она характеризует повседневную жизнь людей в дограж-данском обществе.

Иное дело гражданское общество — высший этап развития. Оно покоится на общественном договоре и юридических зако­нах. У него три формы правления: демократия, аристократия, монархия. Только с появлением государства возникают собст­венность в истинном смысле слова и соответствующие учрежде­ния (суд, правительство, армия, полиция), защищающие ее. В результате общественного договора прекращается война всех против всех. Граждане добровольно ограничивают свою свободу, получая взамен защиту от государства.

Взгляды Т. Гоббса легли в основу представлений об общест­венном устройстве деятелей Просвещения XVIII в. — Руссо, Вольтера, Дидро, Монтескье.

В трудах просветителей Ш.Л. Монтескье «О духе законов» (1748 г.) и Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях» (1764 г.) изложены фундаментальные идеи, которые впоследствии во многом определили развитие криминологии — о факторах пре­ступности, о примате предупреждения, о роли социальных ин­ститутов и т. д. Французский философ Шарль Луи Монтескье (1689—1755) писал, что мудрый законодатель заботится не столько о наказаниях за преступления, сколько о предупрежде­нии преступлений. Основным средством предупреждения пре­ступлений он считал воспитание, которое — пусть и самое труд­ное, но зато самое верное средство. Главными субъектами вос­питания являются семья и государство.

Кроме идеи предупрежде­ния, Ш. Монтескье заложил основы «теории факторов». Он считал, что поведение людей, в том числе и преступное, опре­деляется разного рода факто­рами. К таким факторам он относил образ правления, за­конодательство, климат, каче­ство почвы, образ жизни, ре­лигию, численность населения, обычаи и т. д. Ликвидация нищеты и бесправия, повыше­ние образовательного и куль­турного уровня населения, со­циальный мир — вот главные

средства снижения и ликвидации преступности. Теория факто­ров сыграла огромную роль в становлении криминологии как науки, она была господствующей методологией на ранних эта­пах развития криминологии, да и в настоящее время она имеет

Итальянский просветитель Чезаре Беккариа (1738—1794) яв­ляется основателем классической школы уголовного права. Он сформулировал основные правовые прин­ципы (часто в афористичной форме), ко­торые не потеряли своего значения и по сей день:

Лучше предупреждать преступле­ния, чем наказывать за них.

Должна быть соразмерность между преступлениями и наказаниями. Для достижения цели наказания достаточ­но, чтобы зло наказания превышало выгоду, достигаемую преступлением.

Уверенность в неизбежности хотя бы и умеренного наказания произве­дет всегда большее впечатление, чем страх перед другим, более жестоким, но сопровождаемый надеждой на безнака­занность.

Смертная казнь не может быть полезна, потому что она по­дает людям пример жестокости.

1.2. Возникновение социологии

Возникновение в XIX в. эмпирической науки об обществе является не случайным, а имеет определенные гносеологические и социально-экономические предпосылки.

Девятнадцатый век — это век естествознания, его идеалом является опытное, «позитивное» знание. Наука не знает границ, естественно-научному методу подвластно все, в том числе мо­раль, право, общественное устройство — все то, что раньше бы­ло предметом метафизики и спекулятивных домыслов.

Стилю научного мышления XIX в. были одинаково чужды как обскурантизм средневековья, так и морализаторство просве­тителей. Говоря современным языком, лидерами естествознания в XIX в. стали физика (механика И. Ньютона) и биология (эво­люционная теория видов Ч. Дарвина). Именно эти науки опре­деляли стиль научного мышления своей эпохи. Особенности этого стиля мышления наложили зримый отпечаток на сам про­цесс формирования социологии и криминологии. Общество (и преступность) стали рассматриваться как объективное явление, ничем в принципе не отличающееся от объектов познания фи­зики и биологии. И достаточно долго опытная, позитивная наука об обществе называлась социальной физикой, а ее раз­делы по аналогии с механикой называ-I лись социальной статикой и социальной | динамикой.

Сообразуясь с научными идеалами своего времени, один из основателей со­циологического направления в кримино­логии бельгийский ученый Ламбер Адольф Жак Кетле (1796-1874) писал:

Цель моя — показать, что в мире, где многие упорно видят только беспорядоч­ный хаос, существуют всесильные и не­изменные законы.

Л.А.Ж. Кетле Законы, управляющие социальными

процессами, столь же’ точны и неизмен­ны, как законы механики, и аналогичны им (действие равно противодействию; общество, как любая система, стремится к рав­новесию и т. д.). Эти законы едины для всех эпох и народов. По­этому не случайно и главный труд А. Кетле назывался «Человек и развитие его способностей, или Опыт социальной физики».

В XIX в. европейское общество окончательно и бесповорот­но вступает на путь капиталистического развития. Два из рас­сматриваемых в этом параграфе мыслителей — О. Конт и К. Маркс — застали начальную стадию капитализма, а два дру­гих Э. Дюркгейм и М. Вебер — развитую. Между этими стадия­ми существует качественная разница. Естественно, что первые и вторые описывали совершенно разные общества, отсюда во многом проистекает и различие их взглядов.

Французский философ Огюст Конт (1798—1857), давший название науке социологии, научную деятельность начал раньше К.’Маркса. В своем творчестве он руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, надеждой на то, что с помощью науки и просвещения можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт от­вечал просто: надо создать такую же точ­ную и объективную науку об обществе, каким является естествознание. Новую науку он назвал социологией. Открытые наукой законы общества надо преподавать в школах и университетах, дабы просве­тить людей, научить их тому, как следует правильно и разумно строить свои взаи­моотношения. В этом его взгляды близки взглядам просветителей.

О. Конт во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину — выше математики, физики и

биологии, а преобразующую роль социологии в обществе (она должна произвести революцию в умах людей) считал столь же важной, как и роль религии. Социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования обще­ства, неотделимые от законов природы. Свои открытия она совершает при помощи четырех методов: наблюдение, экспе­римент, сравнение и исторический метод. Причем приме­няться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют

Конт совершил поистине революционный переворот в нау­ках об обществе, определил предмет и метод социологии. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от нерешаемых

вопросов. К ним Конт относил те, которые нельзя ни подтвер­дить, ни опровергнуть, опираясь на факты. Прежде всего к ним относятся философские суждения, оторванные от жизни.

Конт преклонялся не только перед социологией, но и перед человеческим обществом, которое она призвана описывать. Для него отдельный индивид — почти ничто. Общество состоит не из отдельных индивидов, а из социальных систем. Под общест­вом подразумевалось все человечество или какая-то его часть, связанная консенсусом (всеобщим согласием). Посредствующим звеном между индивидом и обществом выступает семья, и се­мейная связь совсем иной природы, нежели социальная. Учение Конта состояло из двух частей: социальной статики, описываю­щей законы существования, и социальной динамики, описы­вающей законы и этапы изменения общества.

О. Конт сформулировал основной закон общественного прогресса, или закон трех стадий, по которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого ума.

Первую, теологическую, или фиктивную, стадию, охватываю­щую Древность и раннее Средневековье (до 1300 г.), Конт делил на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов. При политеизме (Древняя Греция и Рим) обожествлялись природные явления. Эпоха монотеизма — эпоха христианства.

Метафизическую стадию (с 1300 по 1800 гг.) Конт рассматри­вал как переходную, для которой характерно разрушение старых верований — фундамента общественного порядка. Важнейшие события этой эпохи — Реформация, Французская революция. Им сопутствовало распространение критической философии, приведшей к упадку авторитетов. Общество, погруженное в анархию, нуждается в новой идеологии, выполняющей интегри­рующую роль. Такова, по Конту, философия позитивизма, зна­менующая наступление третьей стадии — позитивной.

Свидетельством вступления в последнюю, позитивную, эру является распространение наук, рост их общественного значе­ния, развитие промышленности, гармоничное развитие всех элементов социальной жизни.

От Конта идет идея солидаризма (развитая позднее Э. Дюркгеймом и Л. Дюги) и представление об особой роли права в сдерживании и предупреждении социальных конфликтов.

Карл Маркс (1818—1883) куда более пессимистично смотрел на возможности современного ему общества, нежели Конт. Он

воочию наблюдал «зверства первоначального накопления»: рост преступности и нищеты в городах, разорение крестьянства, ска­зочное обогащение кучки буржуев, продажу детей в рабство и т.п. Поэтому Маркс вьщвинул совершенно иной подход к пони­манию общества. Его считают автором теории социального кон­фликта. Если для Конта и Дюркгейма главное — стабилизация общества, то для Маркса — его уничтоже­ние и замена новым, более справедливым. Считается, что вся мировая социология возникла и формировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. В самом деле, Маркс выступал за револю­ционный путь изменения общества, а все другие социологи — за реформистский.

В отличие от Конта и Дюркгейма Маркс придавал негативным сторонам капитализма — эксплуатации, обнища­нию, преступности — не относительное, а абсолютное значение. Их нельзя устра­нить полностью или частично в рамках капитализма. Это такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм. Антагонизм — непримиримое противоречие основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антаго­низм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т. е. живет за его счет, присваивает неоплачиваемый труд. Рабовладение и феодализм все больше накапливают такой антагонизм, а капита­лизм доводит его до логической точки. Антагонизм нельзя раз­решить в рамках существующего строя, ибо эксплуататоры доб­ровольно не отдадут награбленное и не поменяются местами с теми, кого они эксплуатируют. Даже если два класса поменяют­ся местами, эксплуатация как явление, как социальный инсти­тут не исчезнет. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассо­вое.

Выдающийся французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858— 1917) был основоположником структурно-функционального под-Хода в социологии. В отличие от О. Конта он застал свою страну на качественно ином этапе развития. Капитализм превратился в Мировую систему, охватившую все континенты. Крупные банки, предприятия и офисы, машинная индустрия, пароходы, автомо-

били и аэропланы определяли лицо европейского общества ру­бежа XX в.

Дюркгейм предлагал опираться на социальные факты и изу­чать их научными, объективными методами. Под социальными

фактами он понимал коллективные при­вычки, традиции, обычаи, правила поведе­ния, обряды. Считать их фактами, вещами, доступными объективному изучению на­ряду с магнетизмом или гравитацией, было по тем временам революционным шагом.

Социальные факты объективны в том смысле, что индивид при появлении на свет застает их уже в готовом виде, они существуют независимо от его индивиду­ального сознания, они решающим обра­зом влияют на его поведение. С помощью этих институтов осуществляются соци­альное регулирование и социальный контроль со стороны об­щества за своими членами. Они же формируют внутреннюю целостность общества, его сплоченность, солидарность между его членами. В идеале это регулирование может быть настоль­ко мягким, что индивид его не замечает и не воспринимает как внешнее воздействие, поскольку оно совпадает с его лич­ным образом действий. Но это в идеале.

В момент общественной дезорганизации, будет ли она про­исходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период внезапных социальных преобразований, общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека Состояние общества, которое характеризуется отсутствием соци­альной сплоченности или ее резким ослаблением, Дюркгейм обо­значил термином аномия (безнормативность). Аномия свиде­тельствует, что общество перестало быть регулирующей силой по отношению к своим членам, а люди перестали верить t цен­ности общества и тем самым оказались дезориентированы, не­способны понять, «что такое хорошо, а что такое плохо». Ано­мия определяет состояние многих социальных процессов, в том числе преступности. Дюркгеймовское понятие аномии было раз­вито в работах многих социологов и криминологов.

Для Э. Дюркгейма возможность возникновения аномии так­же связана с коллизией потребностей и средств их удовлетворе-

ния. При нормальном состоянии общества существует опреде­ленное равновесие между потребностями (их границами) и сте­пенью их удовлетворения. И если биологические потребности находят ограничение в свойствах самого организма, то границы социальных потребностей могут быть только социальными. Ду­ховные потребности нуждаются в каком-нибудь регулирующем начале, играющем по отношению к ним ту же роль, какую орга­низм выполняет в сфере физических потребностей. Таким регу­лирующим началом для индивида является общество, но не вся­кое общество, а обладающее моральным авторитетом Когда же общество теряет моральную власть над своими членами, терлет способность регулирования и ограничения ненасытных потреб­ностей индивидов, наступают дезорганизация, хаос, аномия. Никто уже точно не знает, чего можно, а чего нельзя. Каждый стремится получить как можно больше, не задумываясь о по­следствиях.

С помощью понятия аномии Дюркгейм объяснил причины самоубийств. Статистика показывает, что число самоубийств в разных социальных группах неодинаково: у католиков их мень­ше, чем у протестантов, а у горожан больше, чем у сельчан. По­чему так происходит? В своей работе «Самоубийство» (1897) он пришел к выводу, что источником самоубийств и преступлений является ослабление социальной сплоченности. Дело в том, что чем выше уровень интеграции (сплоченности, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты больше разобщены и индивидуалистичны, нежели сельчане и католики.

Как видим, одни социальные факты (самоубийства) Дюрк­гейм объяснял при помощи других социальных фактов (инте­грация), не прибегая к психологическим или физическим при­чинам, например, расстройству памяти или росту человека. И это еще одно достижение французского социолога. По существу Дюркгейм дал новую методологию современной социологии.

С позиций теории аномии, например, поддается объясне­нию феномен исключительно низкого уровня преступности в современной Японии, резко контрастирующего с ростом пре­ступности в других капиталистических странах. Японское об­щество выделяется среди других современных государств имен­но своей социальной сплоченностью, философией патернализ­ма и социального партнерства, культом не индивидуализма, а коллективизма, культом семьи, почитанием старших, строгим

следованием многовековым традициям. Даже гигантские про­мышленные корпорации с их системой пожизненного найма и материальным стимулированием не по результатам труда, а по стажу работы, предстают в виде огромной семьи, где пре­выше всего ценится преданность семье и почитание ее главы. Э. Дюркгейм придавал особое значение традициям, главным воплощением которых считал стариков. Уважение к старикам — показатель прочности общественных устоев, а отсутствие такого уважения — признак аномии. В эту систему социального кон­троля включены даже местные гангстеры («якудза»). Только в Японии, наверное, мыслима ситуация, когда главари гангстер­ского синдиката обращаются с покаянным письмом к общест­венности за оскорбившие общественные чувства поступки сво­их боевиков.

Немалый вклад внес Дюркгейм в развитие социологической теории. Главным в человеческом обществе, что цементирует и сплачивает его, он считал социальную солидарность, а силой, соз­дающей общественное целое, полагал разделение т р у -д а, т.е. специализацию и распределение людей по профессиям. Солидарность покоится на коллективном сознании — совокупно­сти общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции.

Разделение труда вносит разнообразие, и чем оно больше, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символом обмена, его юридической формой выступает договор. Об­мен предполагает, что два человека берут на себя взаимные обя­зательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация. Кооперироваться, значит поделить между со­бой общее занятие. Договор покупателя с продавцом или пред­принимателя с рабочим — форма социального взаимодействия. Их отношения регламентируются правилами и законами, на ко­торых покоятся социальные институты общества. . В примитивных обществах, основанных на механической со­лидарности, личность не принадлежит себе и поглощается кол­лективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на орга­нической солидарности, оба дополняют друг друга. Чем прими­тивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделе­ния труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразия, тем выше терпимость людей друг к другу, шире

базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше по­является новых профессий.

Немецкий социолог, экономист и юрист Макс Вебер (1864— 1920) жил в одно время с Э. Дюркгеймом. Тем не менее взгляды их существенно различались. Дюркгейм и Маркс отдавали при­оритет обществу. Маркс главным для прогресса считал эконо­мические факторы, верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интелли­генцию. Согласно Веберу, только инди­вид обладает мотивами, целями, интере­сами и сознанием. Коллективное созна­ние — скорее метафора, нежели точное понятие. «Класс», «государство», «обще­ство» — собирательные понятия. Мы го­ворим «о капиталисте», «предпринимате­ле», «рабочем» или «короле» как о сред-нетипичном представителе данного слоя. Но предпринимателя или рабочего «во­обще» не существует. Это абстракция,

придуманная учеными для того, чтобы одним именем обозна­чать целые совокупности фактов, людей, явлений. Иначе их можно назвать «идеальными типами».

Говоря о методах исследования, Вебер подчеркивал, что уповать только на социальную статистику неправильно. Это первый и далеко не последний шаг ученого. Второй и более главный шаг — поиск мотивов, которые могут раскрыть содер­жательную связь явлений. Статистика и изучение мотивов, ко­торое игнорировали Конт, Маркс и Дюркгейм, — взаимодопол­нительные части социологического исследования. Таково ядро научного метода.

Но как выяснить мотивы? Ведь мы их не видим. Ученому надо мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему он поступил так, а не иначе, что им ру­ководило, какие цели он преследовал. Наблюдая цепочку ре­альных действий, например забастовку, социолог должен скон­струировать правдоподобное объяснение на основе внутренних мотивов ее участников. Мотивы других людей раскрываются благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей поступают одинаково. Так Вебер подошел к теории со-

циального действия, выделив четыре его типа: целерациональ-ное; ценностно-рациональное; традиционное; аффективное. Два последних не входят в предмет социологии, так как человек выполняет их либо автоматически, сообразуясь с традициями, либо бессознательно, подчиняясь чувствам (аффектам). Только два первых он относил к социологии и называл их рациональ­ными (осознанными).

Занимался М. Вебер и проблемами социологии права, стре мясь выявить специфику правового по сравнению с моральным В работе «Хозяйство и общество» (1922) он сформулировал по­нятие «правовой персонал». Это специальные представители общества (руководитель, полицейский, судья), которые уполно­мочены им следить за соблюдением норм и применять санк­ции к их нарушителям. Уже само наличие правового персонала придает юридический характер нормам, соблюдение которых он призван обеспечивать. И если в патриархальных обществах правовой персонал выполнял множество функций (вождь, ша ман), то в современном обществе он узкоспециализирован. По Веберу, развитие права идет в направлении его рационализа­ции, которая включает возрастающую специализацию и бюро­кратизацию персонала.

Творческое наследие Вебера обширно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направле­ний социологии: бюрократии, религии, города и труда. А гипо­теза Вебера о происхождении капитализма из протестантской этики (кальвинизма) до сих пор является предметом научных дискуссий.

М. Вебер и Э. Дюркгейм не только создали самую развитую теорию общества в тот исторический период, но и заложили ме­тодологический фундамент современной социологии, что было сделать еще труднее.

Итак, мы совершили небольшое путешествие в историю социологии и остановились у самого порога ее современного этапа.

Какие формы государственного правления Платон считал луч­шими, а какие худшими?

Чем различаются взгляды Платона и Аристотеля на частную собственность?

Чем, по Аристотелю, отличается уравнительная справедливость от распределительной?

Какими законами (принципами), по Н. Макиавелли, должен руко­водствоваться в своей деятельности правитель государства? Что, по Т. Гоббсу, толкает людей к объединению в общество? Какие криминологические идеи были высказаны в трудах Ш. Монтескье и Ч. Беккариа?

Каковы представления О. Конта о роли социологии в жизни об­щества?

В чем сущность закона трех стадий О. Конта? Какова, по К. Марксу, роль социальных конфликтов в развитии общества? Что такое аномия?

В чем различие между механической и органической солидарно­стью?

Какова, по Э. Дюркгейму, роль разделения труда в обществе? Какова типология социальных действий по М. Веберу? Что понимал М. Вебер под правовым персоналом?

Платон Аристотель Н. Макиавелли Т. Гоббс

О. Конт К. Маркс Э. Дюркгейм М. Вебер

studfiles.net

Смотрите еще:

  • Понятие и признаки преступления рк Для Казахстана Отчеты по практике Предмет: Уголовное право Тип: Курсовая работа Объем: 29 стр. Понятие и признаки преступления РК Содержание Введение 3 Глава 1. Общая характеристика преступления 5 1.1 Понятие преступления 5 1.2 […]
  • Приказ 129 Приказ Министерства экономического развития РФ от 23 марта 2017 г. № 129 “Об утверждении порядка и способов предоставления физическим и юридическим лицам сведений, включенных в перечень пространственных сведений, требований к формату […]
  • Закон 15-фз от 230213 Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ"Об охране здоровья граждан от […]
  • Шжэсм-2к правила эксплуатации Практическая работа (часть 3) 2 часа. Устройство, принцип действия, правила эксплуатации и техники безопасности шкафа жарочного электрического секционного модулированного ШЖСМ – 2К Устройство, принцип действия, правила эксплуатации и […]
  • Очаково матвеевское опека Очаково матвеевское опека ИНФОРМАЦИЯ для граждан, желающих усыновить (удочерить), установить опеку, стать приемным родителем несовершеннолетнего ребенка Если Вы приняли решение усыновить (удочерить), установить опеку, стать приемным […]
  • Количество нотариусов в округе Количество нотариусов в округе В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного […]
  • Уставом службы на судах Устав службы на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ, ФЛАГИ И ВЫМПЕЛЫ ГЛАВА 3. ЭКИПАЖ СУДНА ГЛАВА 4. КАПИТАН ГЛАВА 5. ОБЩЕСУДОВАЯ СЛУЖБА ГЛАВА 6. […]
  • Приказ 495 дсп 2018 год мвд рф Организационно-правовые основы деятельности органов предварительного следствия межмуниципальных органов МВД России на районном уровне Категория: Правоохранительные органы Накопилось много работ? Продайте свои работы Разместите […]