Дебаты правила что такое

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ДЕБАТОВ

Правила проведения дебатов

Дебаты — интеллектуальная игра для студентов, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, пытаясь убедить жюри в своей правоте. Образовательный смысл дебатов состоит в том, что принимающие в них участие учащиеся приобретают важнейшие способности:

— обосновывать позицию, используя достоверную аргументацию, — анализировать полученную информацию и концентрироваться на сути проблемы, — устанавливать логические связи между явлениями, — различать факты и точки зрения, выявлять ошибки, фальсификации и стереотипы.

Как играть в дебаты?

Суть дебатов — убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Хотя суть проста, стратегии и техника, с помощью которой достигается желаемый результат, могут быть сложными.

Основными элементами дебатов являются:

Тема.В дебатах тема формулируется в виде утверждения (например, “Переговоры с террористами недопустимы”).Утверждающая сторона.В дебатах спикеры утверждающей стороны пытаются убедить судей в правильности своих позиций.Отрицающая сторона.Спикеры отрицающей стороны хотят доказать судье, что позиция утверждающей стороны неверна или что интерпретация темы и аргументация своей позиции спикерами утверждающей стороны имеет недостатки.Аргументы.– С помощью аргументации вы сможете убедить судью, что ваша позиция по поводу темы — наилучшая. То есть, вы дадите судье повод поверить, что ваша позиция правильная. Аргументы могут быть либо слабыми, либо сильными. Вы захотите представить наиболее сильные, убедительные аргументы, и убедить судью, что они — лучшие. Судьи настроены весьма скептично. Они захотят увидеть, что вы продумывали аргументы, принимая во внимание обе точки зрения на конкретную тему, и что ваши аргументы могут выдержать атаку оппонентов.Поддержка и доказательства.Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства (цитаты, факты, статистические данные), подтверждающие их позицию. В дебатах свидетельства добываются путем исследования. В основном это мнения экспертов.Вопросы.Раунд вопросов используется для разъяснения позиции, так и выявления потенциальных ошибок у противника. Полученная в ходе раунда вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров.Решение судей.После того как судьи выслушают аргументы обеих сторон по поводу темы, они заполняют протоколы, в которых фиксируют решения о том, какой команде отдано предпочтение по результатам дебатов (аргументы и способ доказательства которой были более убедительными). Тема задает дебатам определенные рамки. Но, поскольку тема может содержать множество проблем для обсуждения, необходимо ее ограничить. Участники дебатов проводят эти дополнительные ограничения путем определения основных понятий темы. С помощью точных определений вы показываете другой команде поле для аргументации, а судье — четкую линию вашей аргументацииУтверждающая сторона выступает первой.

Сбор и обработка информации по теме дебатов.

При подготовке к дебатам важно уделить особое внимание сбору и организации информации по теме. Речи, производящие наибольшее впечатление, возникают в результате полноты знания. Необходим большой запас сведений, из которого можно отобрать самое нужное. Поэтому информационный поиск является очень важным этапом работы над темой. Для сбора информации используйте библиотеки, компьютерную сеть, мнения специалистов, опросы общественного мнения и т.д. В качестве исследователя изучайте информацию, ищите данные, относящиеся к теме дебатов в разнообразных источниках, классифицируйте, анализируйте и затем организуйте все доказательства в логическую и четкую форму.

Построение сюжета доказательства

по теме дебатов.

В период подготовки к дебатам и утверждающая, и отрицающая стороны должны ответить на следующие вопросы, чтобы яснее обосновать свою позицию в отношении темы:

— почему мы соглашаемся с темой? — какие сильные доводы мы можем привести в поддержку (отрицание) темы? — какие основные проблемы содержит тема, и какие примеры можно привести? — какие вопросы возникают в связи с этой темой? — каковы могут быть опровергающие аргументы?

Отвечая на эти вопросы, команды начинают продвигаться в сторону создания четкого и стратегически выверенного сюжета доказательств. Термин “сюжет доказательств” означает блок доказательств утверждения/ отрицания,

Сюжет доказательств выстраивается по следующему алгоритму: — приветствие слушателей; — представление команды и самого себя; — выдвижение критерия; — аргументация; — заключение; — благодарность за внимание.

Как создать аргумент?

Успех в дебатах в значительной степени зависит от аргументов, которые приводятся в поддержку выдвинутого тезиса (темы спора). Для создания аргумента тезис выдвигается, тезис объясняется, тезис доказывается и резюмируется (делается заключение). Данная логическая цепочка (структура аргумента) может быть представлена следующим образом: тезис (основная мысль)-раскрытие, объяснение данной идеи- доказательство (обоснование и рассуждение на основе фактов): определений, цитат, аксиом, законов науки, мнений авторитетных личностей, примеров из окружающей жизни, статистических данных, которые в дебатах носят название — поддержки аргументов. Представленная структура аргумента должна помочь начинающим спикерам организовать их речи. Для структуры очень важны ясность и обоснованность при представлении идей, это и заставляет участников дебатов объяснять и обосновывать свое утверждение (тезис).

В процессе доказательства всегда следует помнить правила о том, что аргументы должны быть: а) достоверными суждениями; б) доказаны самостоятельно, независимо от тезиса; в) достаточными дня тезиса. При несоблюдении этих правил возникают логические ошибки.

При подготовке выступления необходимо отбирать факты не отрывочно и произвольно, а тщательно подбирая их из различных источников, причем этих фактов должно быть больше, чем необходимо для выступления, для того чтобы выбрать из них наиболее значительные, относящиеся к предмету спора. Вы также должны показать связь между вашими свидетельствами и тезисом. Оппоненты будут всегда требовать демонстрации этой связи. Подобная связь носит название “рассуждение”.Если вам не удастся представить цепочку рассуждений, то доказательство не срабатывает.

Отрицающая команда в ходе раунда дебатов должна показать несостоятельность позиции утверждения. Для этого отрицающая сторона будет выявлять все слабые стороны утверждающего блока, доказывать неубедительность критериев, аргументов, их доказательств и поддержки и, используя собственные аргументы, покажет, что утверждение темы неверно. Прежде всего, опишем функцию отрицающей стороны, которую можно назвать “опровержением”. Для удобства опровержения утверждающей позиции ее можно представить как пирамиду или домик, который нужно разрушить.

Тема (определения). Критерий. Аргументы. Доказательства и поддержки. Первый уровень “атаки”: опровержение определений темы.Аргументы, используемые для атаки определений, данных утверждающей стороной, часто называют “тематическими”, так как, по сути, они определяют правильность или неправильность интерпретации темы утверждающей командой. Следует запомнить: для отрицающей стороны уровень атаки на определения не является жестким требованием. Оно предусматривается лишь в случае, если вы убеждены в некорректности представленных определений темы.

Второй уровень “атаки”: опровержение критерия.У отрицающей стороны есть выбор. Во-первых, она может принять критерий, но оспаривать соответствие ему аргументов утверждающей стороны. Во-вторых, она может не согласиться с критерием и предложить свой критерий. Отрицающая сторона не обязана отвергать критерий, предложенный утверждающей стороной. Она может использовать его для опровержения утверждающей позиции и построения своей собственной стратегии. Следует заметить, что критерий утверждающей стороны формулируется с целью обеспечения собственного преимущества. Поэтому часто просто необходимо его опровергнуть. Для этого нужно определить его слабые стороны, которые могут быть следующими: — критерий не помогает раскрыть тему; — критерий нечетко сформулирован; — выдвижение критерия необоснованно; — критерий не является оптимальной целью. Например, если дебаты посвящены эффективности деятельности ООН, утверждающая сторона может в качестве критерия выдвинуть цель: “предотвращение национальных конфликтов”. Отрицающая сторона может ответить, что окончание международных конфликтов не является оптимальной целью, и в качестве собственного критерия предложить “улучшение сотрудничества и взаимодействия”.Отвергая критерий оппонентов, вы должны, помимо обоснования собственной позиции выдвинуть и обосновать собственный критерий.Третий уровень “атаки”: опровержение аргументов.Отрицающая сторона относится к аргументам утверждающей стороны строго в том порядке, в каком они были представлены. Цель отрицающей стороны состоит в “подрыве” этих аргументов, что должно привести к тому, что утверждающая сторона не сможет четко доказать свою позицию.Четвертый уровень “атаки”: доказательства и поддержка.Отрицающая сторона выступает с критикой доказательств и поддержки аргументов утверждающей стороны. Отрицающая сторона должна задавать вопросы следующего типа: “Дает ли утверждающая сторона исчерпывающие объяснения своих утверждений?”, “Доказательны ли приводимые примеры?”, “Можно ли верить цитируемым источникам?”. В ответах на эти вопросы отрицающая сторона может обнаружить для себя, что: — аргументы не подтверждены убедительным доказательством; — аргументы или доказательства могут быть опровергнуты более убедительно. В дебатах есть еще одно понятие, которое является ключевым для ведения спора –опровержение. Это прямой конфликт идей, концепций, принципов, фактов и мнений, которые и составляют суть дебатов. Столкновение позиций команд обеспечивает опровержение аргументов оппонента. Для опровержения необходимо вычленить аргумент оппонента, понять основание аргумента и опровергнуть его.

Способность правильно формулировать вопросы и умело отвечать на них во многом определяет эффективность дебатов. Умение формулировать точные, а главное продуктивные, полезные вопросы — одно из важнейших умений участников дебатов. Верно поставленный вопрос дает возможность: -уточнить точку зрения оппонента; -получить от оппонента дополнительные сведения; — лучше понять его отношение к обсуждаемой проблеме; — снизить значение аргументов оппонента; — обнаружить пробелы в логической цепочке рассуждений оппонента, то есть в стратегии противоположной команды; — подготовить опровержение своей команды, то есть наметить стратегическую линию опровержения.В то же время аргументированный и точный ответ:— укрепляет собственную позицию участника дебатов; -усиливает аргументацию выдвинутого тезиса; — не позволяет нанести серьезный урон стратегии своей команды.Цель любого вопроса — получение новой информации в виде ответа.

Решение о победе какой-либо из сторон выносит третья, независимая, сторона — судьи. Роль судьи в дебатах одна из самых трудных, потому что судье во время игры необходимо: -забыть все, что он знает об этой теме и своих взглядах на нее, чтобы с максимальной объективностью выбрать наиболее убедительную аргументацию одной из команд; — с предельным вниманием выслушивать речи спикеров, вести рабочие записи, фиксируя все ключевые моменты выступлений и раундов вопросов; — заполнять судейский протокол; — принимать решение о том, какой команде отдать предпочтение и почему; — следовать принципам: честность, справедливость, беспристрастность. Критерии оценки выступления команды: Аргументы Отношение к теме Разнообразие глубина Доказательность Полнота ответов на вопросы Фактические ошибки Логика построения речи Соблюдение регламента Культура речи Корректность Во время игры судьи заполняют протоколы: СУДЕЙСКИЙ ПРОТОКОЛ Дата______________________Место____________________

studfiles.net

Деловая игра для подростков «Дебаты»

В игре принимают участие две команды по 8-10 человек. Предварительно обе команды знакомятся с правилами игры, договариваются о теме дебатов (она должна быть актуальной и интересной подросткам). Сообща команды выбирают или разрабатывают тезис, который будет лежать в основе спора. Смысл спора заключается в маленькой частице отрицания «не», которая и провоцирует команды на поиск аргументов и контраргументов. При этом команды готовят материалы для обеих позиций, так как вопрос об игровой роли решается только в день встречи путем жеребьевки.

Во время встречи одна из команд представляет систему доказательств (кейс) в защиту выдвинутого тезиса и пытается убедить участников и Совет справедливых в правильности своей позиции — это команда «Утверждение» («У»). Вторая команда критикует позицию оппонентов и стремится обосновать аргументами свою позицию — антитезис. Соответственно, эта команда — «Отрицание» («О»). Окончательное решение принимает Совет справедливых, в который помимо организаторов акции входят приглашенные специалисты по теме дебатов, а также по одному представителю от играющих команд.

Игровые роли: в каждой команде выбирается по три спикера и по одному представителю направляется в состав Совета справедливых. Обязательно нужен протоколист, который бы на доске или листе ватмана фиксировал основные тезисы спикеров. Ведет игру один или двое ведущих, их подготовка имеет большое значение. Спикеры выступают по очереди, каждый из них ведет только свою часть спора, командам выделяется время для вопросов в определенное время. Судейство в дебатах имеет важное значение, поэтому критерии оценок должны быть очень четкими.

Педагогические возможности. Дебаты берут свое начало из древней Греции, где они были важным элементом демократии. Сейчас дебаты используют для получения знаний и умений, необходимых для активной жизни в современном демократическом обществе.

Игра «Дебаты» помогает подросткам развить умения критически мыслить, рассуждать, продуктивно организовывать процесс дискуссии. «Дебаты» формируют готовность противостоять «информационному зомбированию» и умение самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. Игра позволяет тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения, слышать и правильно воспринимать другого человека, помогает достичь понимания того, что другая позиция тоже имеет право на существование. Как командная, игра учит взаимодействию, работе в команде, развивает умение делиться с участниками команды своими идеями и соображениями, помогать и поддерживать друг друга.

Отличительными признаками дебатов являются: соблюдение строгого временного лимита, четкие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки.

Игра требует серьезной информационной подготовки, поэтому состоит из нескольких этапов:

Сбор победителей первого этапа акции «Хочу управлять государством», поздравление, знакомство с идеей того, как будет проходить второй этап, советы, как лучше к нему подготовиться, объяснение правил игры «Дебаты», формирование команд.

Встреча команд: обсуждение и выбор темы-тезиса. Тема должна соответствовать следующим условиям: четкость в формулировке, отсутствие разночтения, перспективность для обсуждения, значимость для участников и зрителей. Кроме того, тезис должен звучать так, чтобы простым прибавлением частицы «не» из него могло получиться противоположное утверждение.

Самостоятельная работа команд: формирование кейса — системы аспектов, аргументов, поддержек, которые пригодятся команде для доказательства правильности и обоснованности своей позиции. Поиск и отбор необходимой информации, посещение консультационных пунктов. Подготовка демонстрационных материалов (таблиц, карт, схем).

Представление найденных материалов, обсуждение, распределение ролей на игру.

Подведение итогов игры, выступление Совета справедливых. Поощрение игроков и формирование сборной команды для участия в третьем этапе акции «Хочу управлять государством».

Дело готовится и проводится в течение нескольких дней: точный срок зависит от информационных возможностей лагеря, насыщенности смены другими делами. Важно, чтобы участники, с одной стороны, не перегорели, с другой — не чувствовали себя неподготовленными.

Участниками игры становятся ребята, давшие достаточное количество правильных ответов на первом этапе акции «Хочу управлять государством». Способ формирования команд — жеребьевка. Чтобы команды получились равносильными, можно провести небольшую викторину, где ребята лучше узнают друг друга, увидят возможности каждого. В состав команды могут входить 8-10 человек.

Организацию игры берет на себя творческая (инициативная) группа детского лагеря, созданная для подготовки и проведения дел акции «Хочу управлять государством». Ребята вместе с педагогом-руководителем дорабатывают идею игры, составляют план подготовки и проведения дела, распределяют между собой обязанности, намечают дату и время проведения дела, согласуют их с советом лагеря.

На сборе-старте организаторы проводят небольшую игру-викторину для знакомства участников и проявления ими своих знаний и умений. Затем рассказывают, почему они выбрали именно игру «Дебаты», объясняют ее правила и особенности. Чтобы команды получились равносильными, можно провести жеребьевку, причем отдельно среди мальчиков и среди девочек, среди старших и младших.

После того как команды сформировались, можно приступить к обсуждению и выбору темы-тезиса. Тема должна быть четкой по формулировке, перспективной для обсуждения, актуальной для участников и зрителей. Кроме того, тезис должен звучать так, чтобы простым прибавлением частицы «не» из него могло получиться противоположное утверждение.

Например, тезис «Дети стали хуже». Ищем, куда лучше вставить частицу «не», чтобы получилась интересная для обсуждения тема: «Не дети стали хуже», «Дети не стали хуже», «Дети стали не хуже». Выбираем подходящий вариант.

Во время самостоятельной работы команды занимаются формированием кейса. Участники команд сначала обговаривают общую идею, обсуждают, как лучше представить выбранный тезис и его антипод, какими фактами, статистикой и цитатами можно его доказать. Вспоминают, что и где они видели и слышали, какую информацию можно включить, каким материалом можно воспользоваться, где его можно найти. Затем формируются три рабочие группы: первая готовит материал, определяет, как лучше объяснить тему дебатов, какой аспект из этой темы лучше вынести на обсуждение, подбирает необходимые ключевых понятия. Например, в теме «Дети стали хуже» надо найти ответы на вопросы: о каких детях будем говорить (возраст, социальное положение, если «хуже», то в чем — здоровье, умственные и творческие способности).

Вторая группа ищет аргументы для подтверждения своей позиции, т.е., если дети стали хуже, то в чем, чем мы можем это подтвердить.

Третья группа подбирает варианты контраргументов, которые могут выдвинуть соперники, и ищет на них ответы. Идет сбор информации, подыскивается необходимый реквизит.

Начинают свою работу консультационные пункты. В них могут работать как члены творческой группы, так и привлеченные ими «знатоки» — люди, хорошо разбирающиеся в тех или иных вопросах (ребята — представители регионов, взрослые).

После самостоятельной работы команды собираются на своем рабочем месте, группы отчитываются, что удалось сделать, начинают разработку своего выступления. Можно использовать таблицы, графики, мультимедийный проектор. Выбираются спикеры и представитель команды в Совет справедливых (жюри).

Наступает время дебатов. Ведущий приветствует собравшихся, говорит о важности той работы, которую провели команды, оглашает порядок выступления, договаривается о регламенте, представляет Совет справедливых. Начинает игру спикер команды «Утверждение». После обозначения позиций команды первыми спикерами никакие изменения и дополнения другими спикерами уже привнесены быть не могут!

Ниже в таблице приведено содержание всего процесса игры.

Представляет участников своей команды, обозначает, как они понимают тему («Мы считаем, что.) и те аспекты, которые предлагают вынести на обсуждение (Нам кажется, что сегодня следует обсудить.).

Предлагает ввести в игру ключевые понятия (Когда мы говорим., то это значит., мы имеем в виду.).

Называет три важнейших аргумента в защиту своего тезиса (протоколист их фиксирует).

Представляет участников своей команды, обозначает, как они понимают тему («Мы не согласны с позицией наших оппонентов, и считаем, что.), предлагает свои аспекты, которые хочет вынести на обсуждение (Нам кажется, что сегодня следует обсудить.).

Соглашается с ключевыми понятиями команды оппонентов или предлагает ввести новые.

Называет три важнейших аргумента в защиту своего тезиса (протоколист их фиксирует).

Уточняет ключевые понятия, названные каждой командой. Приводит команды к договоренности.

Уточняет основной аспект разговора: «Итак, на наших дебатах сегодня речь пойдет о.»

Дает развернутую аргументацию всех трех тезисов, названных первым спикером своей команды.

Дает развернутую аргументацию всех трех тезисов, названных первым спикером своей команды.

Предлагает раунд вопросов, которые задают вторым спикерам игроки противоположной команды. Вопросы должны быть вежливыми по форме, начинаться со слов «Правильно ли я вас понял.», «Как вы думаете.», «Не кажется ли вам, что.». Ответ на вопрос должен быть обоснованным.

Опровергает доводы и аргументы команды соперников.

Завершает свою речь повтором позиции своей команды: «Таким образом, что бы ни говорили наши соперники, мы считаем.»

Опровергает доводы и аргументы команды соперников.

Завершает свою речь повтором позиции своей команды: «Таким образом, что бы ни говорили наши соперники, мы считаем.»

Предлагает участникам команд выступить с новыми аргументами в защиту своего тезиса, если они у них есть. Каждый игрок имеет право высказать не более одного аргумента. Аргументы должны быть сформулированы в одно предложение.

Делает резюме выступления своей команды и называет те аргументы своих спикеров, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции своей команды.

Делает резюме выступления своей команды и называет те аргументы своих спикеров, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции своей команды.

Делает резюме выступлений обеих команд. Выделяет ключевые проблемы обсуждения, обращает внимание на те моменты, которые стали камнем преткновения.

Подводит итоги. Выделяет ключевые проблемы обсуждения, сравнивает аргументацию команд, отмечает сильные и слабые места выступлений обеих команд, объективность приведенных аргументов и поддержек.

Награждает как отдельных спикеров, так и команду-победительницу.

Затем члены творческой группы проводят коллективное обсуждение игры: спрашивают участников, понравилась ли им игра, что нового они узнали, где и как можно применять данную форму игры, чему она учит, помогает, способствует.

После этого каждому участнику выдается по одному значку, который он должен вручить тому человеку из своей группы, который, по его мнению, внес наибольший вклад в работу команды. Ребята, получившие наибольшее количество значков, становятся участниками третьего этапа акции.

summercamp.ru

Блог об организации конференций и нетворкинговых событий

Формат дебатов для вашего события

Исследовать эту тему я начала, когда мне понадобилось составить регламент к сессии образовательного форума, которую решили провести в формате дебатов. Простая панельная дискуссия показалась недостаточно подходящим форматом для живой темы, в которой есть два противоположных подхода, но оба они при разных условиях могут быть правильными. Тем более что в общей программе было несколько сессий в формате панелей.

Задача непростая: вопреки классике формата дебатов, организаторам форума хотелось не убедить аудиторию в одной из точек зрения, а показать преимущества и подводные камни каждого подхода. Чтоб разобраться, подходит ли для такой задачи формат дебатов, я взялась за изучение его основ.

Что такое дебаты и какие у формата есть особенности

Дебаты — чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Эта разновидность публичной дискуссии направлена на то, чтобы участники дебатов убедили в своей правоте третью сторону, а не друг друга.

Дебаты (англ. debate, debating) — это формальный метод ведения спора, при котором стороны взаимодействуют друг с другом, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону (зрителей, судей и т. д.).

Грубо говоря, формат заключается в следующем:

Есть структура, аудитория, тема, два мнения. Их защищают две команды спикеров. Задача спикеров — убедить в своем мнении аудиторию.

Дебаты как форма ведения спора отличаются от просто логической аргументации и от спора о фактах. В первой происходит проверка аргументов на предмет последовательности с точки зрения аксиом, а во втором — что произошло или не произошло.

В дебатах важно не только владение фактами, но и глубокая проработка темы, структура и эмоциональность выступления. Фото: ang-st via Compfight cc

В дебатах же часто побеждает сторона, которая презентует не только факты и логику, но и более качественное cодержание и/или структуру рассмотрения проблемы.

Дебаты — очень динамичный вид дискуссии.

Важно, что парламентские дебаты задумывались именно как публичный формат, первоочередной целью всегда было заинтересовать аудиторию. Поэтому одним из принципов является максимальная доступность содержания речей для аудитории.

В этом дебаты сильно отличаются от форматов панельных дискуссий на конгрессах и тематических экспертных сессий, где подразумевается, что публика глубоко погружена в тему и ориентируется в ней не хуже спикеров.

Публичность и доступность аргументов дебатёров для аудитории — одна из ключевых особенностей формата дебатов. Фото: HUJI Election Debate by The Israel Project via Flickr, cc

Для меня большим открытием стало то, что дебаты — это не просто спор, а формат дискуссии с особым духом и философией. Так, например для дебатов британского формата прописано шесть ключевых философских принципов:

  1. Внимание к импровизации
  2. Особенная информативность
  3. Подготовка
  4. Ограничения
  5. Специфичность средств убеждения
  6. Публичный характер

А австрийский философ Карл Поппер, именем которого назван один из форматов учебных дебатов, писал, что для прогресса современного общества чрезвычайно важно развитие у свободного человека критического (недогматического) мышления, то есть совместного процесса диалога и открытого обсуждения тех или иных проблем. Отсюда — развивающая задача дебатов.

Глубоко продуманный и четко регламентированный по части содержания, формат дебатов гораздо более гибкий в плане оформления.

Специального оформления пространства у дебатов вроде бы нет. В отличие, например, от классических конференций, где традиционные элементы маркировки пространства — бейджи, а самый привычный способ организации сцены — экран, на котором демонстрируют слайды во время доклада. Или от анти-конференций, где те же бейджки намеренно исключены. Или от круглых столов и бизнес-завтраков, где рассадка участников имеет первостепенное значение.

Поэтому в плане атрибутики формат можно считать гибким — каждый организатор может сам оформить пространство, как ему вздумается. Хотя согласитесь, слыша слово «дебаты», мы часто представляем спикеров за трибунами, стоящими друг напротив друга.

Трибуны с микрофонами — пожалуй, единственный общий атрибут оформления в дебатах. Фото: Debate 10.4.12 by Southern Arkansas University via Flickr, cc

Какие бывают форматы дебатов

Форматы дебатов остаются похожими концептуально, но отличаются в деталях регламента. Например, в одном из форматов могут отсутствовать перекрестные вопросы (специальные периоды времени, когда спикер одной команды задает вопросы спикеру другой команды), в программе может выделяться или, наоборот, исключаться время для подготовки между речами.

На сайте Дем клуба (клуба дебатов, организованного при Новосибирском государственном университете) есть страничка-сборник всех наиболее популярных форматов дебатов:

  1. Парламентские дебаты (Американский формат)
  2. Парламентские дебаты (Британский формат)
  3. Политические дебаты
  4. Программа дебатов Карла Поппера
  5. Модель Организации Объединенных Наций
  6. Дебаты Линкольна-Дугласа
  7. Менеджер-формат
  8. Открытые дебаты
  9. Научные дебаты
  10. Юридические дебаты
  11. Русский формат
  12. Президентский формат

Один только этот список наглядно демонстрирует, насколько в мире развит формат дебатов!

На сайте есть не только перечень, но и материалы по правилам каждой разновидности. Например, есть переведенное на русский язык очень подробное руководство по Американскому Парламентскому дебатному формату.

Вообще, найти в интернете правила и регламенты формата парламентских дебатов несложно. Очень подробная и интересная статья о британском формате парламентских дебатов также есть в Википедии. Там же — целый документ с регламентом формата.

Роль и регламент выступлений спикера в дебатах всегда четко определены. Фото: Gage Skidmore via Compfight cc

Как понять, подходит ли формат дебатов для вашего события

Дебаты могут использоваться как самостоятельный формат или дополнение к другому формату образовательного события: конференции, форума, митапа. Если вы решили взять его на вооружение, ответьте для себя на следующие вопросы:

  • Тема для обсуждения четко сформулирована?
  • По теме может быть, как минимум, два популярных противоположных мнения?
  • У меня есть спикеры, способные аргументированно представить каждую из точек зрения?
  • Эти спикеры могут доходчиво для аудитории объяснить свои аргументы?
  • Сессия в формате дебатов носит образовательно-развлекательный характер?
  • У меня есть модератор, знакомый с правилами дебатов?
  • Есть ли в программе события минимум час, который я могу выделить на дебаты?

Если на все вопросы вы ответили «да», то формат дебатов может хорошо вписаться в программу вашего мероприятия. Организуя сессию в виде дебатов, обратите особое внимание на следующие аспекты.

Роль модератора

Модератор нужен для того, чтоб вести сессию (представлять спикеров, передавать им слово) и следить за соблюдением правил и регламента (тайм-кипинг). Он же может выполнять роль нейтральной стороны, которая резюмирует выступления и подводит итоги всей сессии. Модератор НЕ должен быть человеком, которого спикеры пытаются убедить — он должен оставаться нейтральным и непредвзятым.

Роль аудитории, возможность наличия судей-экспертов

А вот как раз аудитория — это та третья сторона, которую убеждают в своей точке зрения спикеры. Также можно выбрать специальную группу судей или экспертов, роль которых — проголосовать в конце сессии за ту команду, которая была более убедительной.

Развлекательная составляющая

Классический формат дебатов — спортивный. Соревнующиеся команды готовятся, тренируются, участвуют в турнирах, побеждают или проигрывают. Но если вы используете дебаты как элемент программы образовательного или нетворкингового мероприятия, то они могут играть несколько иную роль.

Как динамичный и зачастую зрелищный формат, дебаты могут быть использованы с упором на развлекательную функцию. В таком случае ваша задача — подобрать наиболее харизматичных, эмоциональных, но разных спикеров, чтобы их противостояние стало этаким шоу-баттлом. В развлекательном типе дебатов хорошо, когда финальное решение принимает сама аудитория. Это может быть голосование любого типа — открытое, закрытое, электронное, даже по громкости аплодисментов.

Классический формат дебатов — соревновательный, в нем всегда есть победитель. Фото: The GREAT Debate 2015, New Delhi by British High Commission, New Delhi via Flickr, cc

Образовательная составляющая

Если же перед вашим событием стоят информационно-просветительские задачи, то более важным становится образовательный аспект дебатов. Обратите особое внимание на подбор экспертов-спикеров, их подготовку, стркутурированность их выступлений. Специальную роль могут сыграть модератор или судьи — добавьте возможность вопросов от них или из зала.

В таком виде дебаты становятся способом показать одну и ту же тему с двух совершенно разных сторон и разобрать эти две стороны максимально подробно. Для таких дебатов может быть хорош открытый конец — не выбирайте и не объявляйте победителя. Предложите слушателям сделать выводы самостоятельно, поделиться друг с другом впечатлениями за кофе-брейком или написать твит с хэштэгом вашего события.

Визуально оформленный регламент

Если для вашей аудитории формат дебатов в новинку, не забудьте вывесить и объявить регламент. Распечатанный для модератора и спикеров, выведенный на экран или распечатанный для слушателей — он должен быть прозрачным и понятным для всех, и модератор должен за ним тщательно следить.

Если вдруг спор начнет выходить за рамки регламента, модератор должен закруглить дискуссию и предложить продолжить обсуждение в кулуарах. Именно из-за этой особенности сессии в форме дебатов во время конференций и форумов хорошо встают прямо перед обедом, кофе-брейком или каким-либо другим перерывом.

После дебатов в программе события должен быть перерыв, где аудитория может обсудить то, что увидела на сцене. Фото: Green Alliance via Compfight cc

Количество спикеров

Для развлекательной и образовательной цели дебаты совсем не обязательно должны быть командными. Вы можете подобрать и по одному спикеру для презентации каждой точки зрения, а перекрестные вопросы организовать не только между ними, но и с участием судей или зрителей из зала.

Командный формат можно использовать для большей зрелищности, но он требует и большей подготовки спикеров. Иногда на деловых событиях в качестве команд выступают представители из двух компаний-конкурентов или, например, команда поставщиков против команды клиентов.

Вы также можете сформировать команды дебатеров прямо на месте в начале сессии, пригласив желающих высказаться из зала. Такой вариант хорошо заходит, если ваша аудитория склонна к импровизации и когда выдвинутая тема достаточно хорошо знакома большинству участников события.

Если вы решили использовать командный вариант, то вам скорее всего подойдет регламент формата Карла Поппера.

Самый простой тип командных дебатов — формат Карла Поппера

Его еще иногда называют “Дебаты программы Карла Поппера”. Это формат образовательных дебатов, считающийся простейшим и оптимальным для начинающих дебатеров.

Этот тип предназначен для развития навыка работы в команде, чтобы студенты работали вместе и над подготовкой к дебатам, и на самих дебатах. У каждого члена команды есть свои обязанности.

Пример регламента формата Карла Поппера:

В каждом раунде дебатов команды — Утверждение и Отрицание, одна из которых поддерживает заявленную тему, а другая, соответственно, её отрицает. У1, У2, У3 – соответственно первый, второй и третий спикеры утверждающей команды, О1, О2, О3 – отрицающей. После каждой речи, кроме двух последних (аналитических), спикерам задаются вопросы от противоположной команды (раунд перекрёстных вопросов, или раунд перекрёстного допроса).

1. У1 — 6 минут — представление команды, актуальность темы, определение основных понятий, выдвижение критерия (игра, однако, может вестись и по аспектам) — основной ценности команды, — и краткое заявление с минимумом поддержек всех аргументов команды. О3 — 3 минуты — перекрёстный допрос У1.

2. О1 — 6 минут — представление команды, выражение позиции команды по заявленным определениям (согласие), принятие/отклонение критерия или аспектов, атака на аргументы Утверждения, подведение итога раунда перекрёстных вопросов, а также краткое раскрытие всех аргументов Отрицания. У3 — 3 минуты — перекрёстный допрос О1.

3. У2 — 5 минут — восстановление линии Утверждения, подведение итога раунда перекрёстных вопросов, атака аргументов Отрицания и полное раскрытие своего кейса. О1 — 3 минуты — перекрёстный допрос У2.

4. О2 — 5 минут — подведение итога раунда перекрёстных вопросов, восстановление линии Отрицания, атака кейса Утверждения и полное раскрытие своего кейса. У1 — 3 минуты — перекрёстный допрос О2.

5. У3 — 5 минут — анализ игры: выявление точек столкновения и соприкосновения мнений, акцентирование узловых моментов дебатов, объяснение, почему аргументы Утверждения убедительнее. После речи к спикеру не задаются вопросы.

6. О3 — 5 минут — последнее слово Отрицания, аналогично: анализ игры.

У каждой команды есть время на подготовку (тайм-аут) общей суммой 8 минут, но существует правило, по которому нельзя брать больше 2 минут за раунд. Минимально обычно можно взять 15-30 секунд и продлевать, чтобы не осталось лишнего, неистраченного времени.

Где почитать о формате дебатов

В сети много информации на русском, которая легко гуглится. Иногда она попадается даже там, где совсем не ожидаешь: например, очень приятный на вид и полный информации русскоязычный сайт есть у эстонского общества дебатов.

Международная образовательная ассоциация дебатов (IDEA), которая официально действует в Бельгии, Великобритании, Кыргызстане, Македонии, Мексике, Нидерландах и США, публикует подробные статьи и целые книги о том, что такое дебаты, как они возникли, какую роль играют в обществе. Также там публикуют последние новости из мира дебатов, собирают уникальную «Дебатобазу” кейсов и аргументов, регулярно обновляют календарь дебатных событий и базу контактов участников мероприятий в формате дебатов.

И, конечно же, различные студенческие клубы дебатов действуют в сотнях университетов мира: Оксфорд, Принстон, Гарвард, Сорбонна, в России – МГУ, ВШЭ, СПбГУ, НГУ и др. На их сайтах и в официальных группах в соцсетях также есть большое количество информации и неравнодушные участники сообщества.

А вы когда-либо участвовали в дебатах? Поделитесь опытом и впечатлениями в комментариях.

  • Поделись мнением в один клик! Было полезно?
  • ДаНет

Навигация по записям

Формат дебатов для вашего события : 2 комментария

Аня, привет!
Спасибо за пост! Отличный, информативный!
Я участвовала в дебатах, пока училась публично выступать в Риторской школе. Это была серия дебатов по британскому типу. Очень мне нравится этот формат. Что тренирует: кратко и доходчиво рассказать свою точку зрения на тему, правильно слушать оппонента, понимать его и корректно аргументировать, эмоциональное усиливать своей речь, работать в паре/команде (в зависимости от количества участников на одной стороне). И еще момент: в дебатах, на мой взгляд, наконец-то начинаешь видеть свой собственный стиль выступления.

  1. Аня Автор записи Ноябрь 15, 2015 в 9:04 пп

Привет, Марина! Спасибо за комментарий. В обучающую силу дебатов я могу охотно поверить, ведь ее для этого и создавали. А у тебя был опыт выступления в формате дебатов, когда с каждой стороны только по одному участнику? Или все же обязательно должна быть пара или команда?

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Меня зовут Аня Дворникова, я изучаю теорию и практику создания и организации уникальных событий, делюсь опытом и приглашаю всех неравнодушных к активному общению.

uxevent.com

Смотрите еще:

  • Правила обработки рук медперсонала Правила обработки рук медперсонала Памятка обработка рук медицинского персонала Гигиена рук медицинского персонала включает гигиеническую обработку рук и обработку рук хирургов (а также других специалистов, участвующих в проведении […]
  • Патент в уставном капитале Патент в уставном капитале По материалам статьи 1 начальника юридического отдела ЗАО «Патентный поверенный», аспиранта РГИИС Е.Б.Александрова В качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества участники могут внести […]
  • Решение о выдаче патента на полезную модель Подробнее о полезных моделях в России Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, полезная модель, так же как и изобретение – это результат интеллектуальной деятельности человека в любой сфере технологии. К […]
  • Заявление для постановки машины на учет в гаи Как зарегистрировать автомобиль через Госуслуги Портал государственных услуг делает жизнь автовладельцев удобнее: у пользователей есть возможность получить или заменить водительское удостоверение, оплатить штрафы ГИБДД, […]
  • Приказ о принятии на практику студента Как принять учащегося на практику? По состоянию на: 20.08.2010Журнал: Всё для кадровикаГод: 2010Автор: Шматов Юрий Викторович Тема: Документы кадровой службы, Обязательные и дополнительные условия, Оформление приема на работу, […]
  • Единый налог это википедия Единый налог на вменённый доход Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) — налог, вводится в действие законами муниципальных районов, городских округов, городов Федерального значения, применяется наряду с общей системой налогообложения […]
  • Кто правит в исландии Все об Исландии. Общая информация по Исландии для туристов Исландия (исл. Island) — островное государство, расположенное в северной части Атлантического океана. Территория государства состоит из острова Исландия и небольших […]
  • Правило множественного числа в английском Образование множественного числа существительных Основным способом образования множественного числа имён существительных является прибавление окончания -s или -es к форме существительного в единственном числе. Имена существительные, […]