Презентация на тему искусство спора

Содержание статьи:

Презентация по русскому языку по теме:
Презентация «Правило ведения спора»

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Правило ведения спора» «В споре выигрывает не тот, кто прав, а тот, кто умеет спорить». «Истина рождается в споре». «Самое трудное в споре — не столько защищать свою точку зрения, сколько иметь о ней четкое представление». «В спорах, как на войне, слабая сторона разжигает костры и устраивает сильный шум, чтобы противник решил, будто она сильней, чем есть на самом деле».

Спор – это словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. В «Словаре русского литературного языка» зафиксировано следующее значение слова спор: Спор — словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. Что же такое спор.

Можно ли спорить так, чтобы не тратить на этот процесс собственные нервы? Чтобы выходить из спора победителем и никого не обидеть? Можно, просто нужно знать несколько правил убедительной дискуссии. Стоит ли тратить нервы .

Правила ведения спора :)) Прежде всего, нужно посмотреть на своего оппонента объективно. Зачастую мы считаем, что человек не прав, только потому, что он нам не симпатичен. А слова приятных людей мы даже пытаемся оправдать и объяснить. Правило № 1. Возлюби оппонента своего.

Правило № 2. Сначала похвали того, кого хочешь «растерзать». Правила ведения спора :)) Чтобы собеседник настроился на цивилизованную дискуссию, необходимо выразить уважение к его мнению. Признай его точку зрения, согласись с каким-нибудь высказыванием, а затем переходи к своему.

Правила ведения спора :)) Правило № 3. Не торопись сказать: «Ты не прав». Не следует сразу заявлять, что оппонент не прав. Это обижает, получается будто человека с ходу называют дураком. Кому это понравится?

Правила ведения спора :)) Правило № 4. Прикинься шлангом на несколько минут. Иногда очень помогает сделать вид, что не совсем понимаешь, что именно хочет сказать твой собеседник. Возможно, он сам не очень понимает своей позиции, и просто глупо уперся. Пусть еще поразмыслит, сформулирует мысль лучше.

Правила ведения спора :)) Правило № 5. Не переходи на личности. Придержи рвущиеся с языка слова: «Только у ненормального может быть такое мнение». Замени их на: «У меня другая точка зрения». Тем самым и докажешь лишний раз, кто умнее.

Правила ведения спора :)) Правило № 6. Не мни себя пупом Земли и не позволяй этого другим. Если один из спорщиков смотрит на другого свысока, ничего хорошего из дискуссии не выйдет. Заинтересован в успешном разрешении спорной ситуации? Будь доброжелательным и спокойным. Если же твой оппонент ведет себя слишком категорично и о твоей точке зрения отзывается презрительно, лучший способ поставить его на место – найти такие весомые аргументы, чтобы ему нечего было возразить.

Правила ведения спора :)) Правило № 7. Гни свою линию, логично выстраивая аргументы. Берись доказывать свою точку зрения только после того, как выскажется собеседник. Доказательства должны быть расположены в определенной последовательности. Начинать нужно с важных, весомых аргументов, затем можно переходить к деталям, подтверждающим твою правоту.

Правила ведения спора :)) Правило № 8. Не подавай свои мысли, как истину. Критикуя чье-либо высказывание, сделай акцент на том, что твоя точка зрения – это частное мнение.

Правила ведения спора :)) Правило № 9. Проигрывая, радуйся. Если твоему собеседнику удалось переубедить тебя, не нужно расстраиваться. Сумей признать, что оказался не прав. В конце концов, если бы наше мировоззрение никогда не менялось, то мы бы не развивались.

Речевое поведение спорящих Особенность речевого поведения — мимика, поза, движение, жест. Экспрессивные движения, которые прекрасно воспринимаются оппонентами. Индивидуальные особенности спорящих. Национальные обычаи и культурные традиции народа.

Это интересно. Как спорить с ребенком: Во время разговора не подавлять ребенка, это приводит к испугу, нервным тикам и расстройству сна; Желательно, чтобы ваши глаза находились примерно на одном уровне; Голос не должен заглушать голос ребенка; Контролировать жестикуляцию ; Не переходить на крик; Вести конструктивный диалог ; Следить за эмоциями ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Фауст» Гёте — одно из выдающихся художественныхпроизведений, которые, доставляя высокое эстетическое наслаждение, одновременно открывают много важного о жизни.

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча .

Данная презентация подробно рассказывает о том, как научиться правильно составлять спор.

Сценарий урока «Совершенствование ведения, передач мяча в движении на скорость и бросков после ведения».

Задачи: 1. Обучение технике ведения мяча в различной стойке баскетболиста.2. Обучение технике ведения мяча с изменением направления. 3. Развитие скоростных способностей.

Задачи урока: совершенствовать координационные способности, воспитывать морально-волевые качества, способность самостоятельно принимать решения в сложных игровых ситуациях, формировать адекватное пове.

Закрепление и совершенствование изученного материала.

nsportal.ru

Презентация искусство спора

Вежливый, культурный человек во время спора не обидит, а тем более не оскорбит

Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.

– Что же такое спор? Дискуссия? А ссора? (Спор – словесное обсуждение какого-либо вопроса, где каждый отстаивает свое мнение; дискуссия – то же, что и спор. Ссора – состояние взаимной вражды, перепалка, перебранка).

Автор детской книги «Слепые и слон» Лилиан Квигли пересказывает древнюю индийскую притчу о шестерых слепых, которые приходят во дворец раджи и там впервые в жизни встречаются со слоном. Каждый из них ощупывает животное руками и рассказывает о своих впечатлениях:

– Действительно, споры часто превращаются в ссоры, а иногда даже в драки, несмотря на то, что люди пытаются говорить друг другу правду. По этому поводу существует еще меткое замечание:

– Каждый из нас хотя бы раз в своей жизни был участником спора. Значит, каждый может высказать свое мнение по этому поводу.

Искусство спора

Все, что так вдохновенно доказывал Мелок, чему он отдал себя без остатка.

Не оскорбляйте своего противника, какие бы мысли он не отстаивал. (7-й слайд).

– На что больше похож их разговор: на спор или на ссору? Умеют ли они спорить?

– Проблема только в том, что не всегда возможно и не всегда необходимо уклониться от спора. Что же делать, если спор неизбежен? Обратите внимание на фотографии (5-й слайд). Что бросается в глаза? (Как некрасиво выглядят ссорящиеся люди.)

– Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой – ждёт его на улице. Но вы забыли договориться о том, что надо купить, а выход – на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать бесполезны: вы все равно друг друга не услышите.

– А сейчас представим ситуацию, с которой часто сталкиваемся дома: родителей возмущает то, что вы целый день сидите у компьютера, в очередной раз вам предстоит разговор с родителями: Компьютеры – это благо или зло 21 века? Одна группа: мамы и папы, вторая – дети. За 3 минуты подготовьте аргументы, а самые смелые проговорят их всем.

Полемика носит боевой, решительный характер:

Цель дискуссии заключается в стремлении добиться истины путем сопоставления различных мнений.

Дискуссия – это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. В переводе с латинского языка «дискуссия» означает исследование, рассмотрение, разбор. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

5) уважительное отношение к оппоненту, стремление понять взгляды и убеждения противника, вникнуть в суть его позиции. Это необходимые условия продуктивности публичного спора, плодотворного обсуждения проблем;

В русском языке имеется несколько слов, обозначающих столкновение противоположных или просто разных убеждений — дискуссия, полемика, спор, дебаты.

Искусство спора (стр

Во многих ситуациях спор выявляет разнообразие точек зрения, дает новую конструктивную информацию, помогает в поисках альтернативного варианта. Спор дает возможность выразить свои мысли, сравнить их с мыслями других и тем самым удовлетворить потребности в уважении и самоутверждении.

6) умение сохранить выдержку и самообладание в споре. Психологи установили, что при попытке навязать оппоненту мнение, расхожее с его собственным, последний воспринимает его как ложное, неприемлемое. Поэтому иногда полезно согласиться с противником, и прежде, чем сказать «нет», произнести «да»;

На сегодняшний день остается главной проблемой то, что споры часто оставляют тягостное впечатление и у слушателей, и у самих участников, превращаясь в простую перебранку. Просто большинство из нас не умеют спорить. Тогда полезно этому поучиться, а для начала постараться понять, что подразумевается под спорами. Для написания данной работы была использована литература таких известных авторов как А.А. Ивин, К.Г. Павлова, С.И. Поварнин, Дейл Карнеги и другие.

Мы много и часто спорим: с родными дома, с коллегами на работе, с продавцами в магазине. По телевизору нам показывают споры в Государственной думе, дискуссии между представителями разных политических партий. Заказчики спорят с подрядчиками, истцы с ответчиками, адвокаты с прокурорами.

Список использованных источников и литературы

Искусство вести спор называется эристикой. История эристики (от греч. Eristika, подразумевается eristikē technē — искусство спорить)уходит своими корнями в Древнюю Грецию.

Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение.

Бредемайер К. Провоцирующая риторика? Меткий ответ! Новейший философский словарь. 2 Библиография 1. Уловки в споре.

Доводы, используемые в споре, могут быть корректными и некорректными. Первые могут содержать элементы хитрости, но в них нет прямого обмана и тем более вероломства или принуждения силой. Вторые ничем не ограничены и простираются от умышленно неясного изложения и намеренного запутывания до угрозы наказания или применения грубой физической силы. Нужно изучать, конечно, и те и другие приемы: Корректные — чтобы знать, как можно, пользуясь допустимыми средствами, отстоять свою точку зрения. Некорректные — чтобы предвидеть, что можно ожидать от неразборчивого в средствах противника и уметь вывести его на чистую воду. Спор — это борьба, поэтому в споре приложимы общие методы успешной борьбы.Во всякой борьбе очень ценной является инициатива.

В тех случаях, когда предмет спора не вполне определен, можно не занимать с самого начала жесткую позицию, не спешить твердо и недвусмысленно изложить ее. Иначе в переменчивых обстоятельствах спора трудно будет ее модифицировать и тем более от чего-то отказаться. Принято считать, что нет ничего недозволенного и в таком приеме, как взять слово в самом конце спора, зная все аргументы выступавших и лишая их возможности развернутого ответа. Однако вряд ли этот прием демократичен: он доступен далеко не для каждого участвующего в споре.

Подобный подход не имеет отношения к доказательности, однако позволяет повлиять на мнение аудитории относительно личности оппонента и его доводов. Рассмотренные нами структурные и психологические уловки могут увести дискуссию из конструктивного русла. Более грамотными и, вместе с тем, более сложными являются так называемые логические уловки, задачей которых является умышленное или неосознанное нарушение логических требований к составлению доказательства и выстраивания аргументации, приводимой в защиту тезиса.

Наиболее часто встречается такая логическая уловка, как ложное основание. По определению О.А. Баевой, ложное основание это «большая посылка дедуктивного умозаключения — правдоподобное суждение, верное для некоторых случаев. Оппонент преподносит его как аксиому, например: „А так как изменить человеческую натуру невозможно, то“ или „Как известно, старый конь борозды не портит, поэтому“». Не менее часто встречается такой прием как предвосхищение основания, суть которого сводится к прогнозированию аргументации оппонента и использовании предполагаемых аргументов против него же. Помещенные в иронический контекст аргументы оппонента выглядят абсурдно, поскольку предугадавший их оратор имеет возможность расставить собственные эмоциональные акценты.

При ее использовании один из участников дискуссии, после прослушивания доводов другой стороны, предлагает в ответ совершенно несоответствующее высказанному резюме, вытекающее из доводов оппонента. Рассмотренные нами уловки применяются не отдельно друг от друга, но в комплексе.

Использование в споре нечестных, или некорректных, приемов не способно, конечно, скомпрометировать саму идею спора как интересного и важного средства достижения взаимопонимания между людьми, углубления знания о мире. Эристика как изучение спора и обучение искусству его ведения и правомерна, и полезна, но только при условии, что целью спора считается установление истины и добра, и не просто победа любой ценой. Эристика не является отдельной наукой или разделом какой-то науки. Она представляет собой разновидность «практического искусства», подобного обучению ходьбе или музыке.

В споре нужно стремиться к выяснению истины и добра — это одно из наиболее важных, если не самое важное требование к спору. В споре нужно проявлять гибкость. Не следует допускать крупных промахов в стратегии и тактике спора. Не следует бояться признавать в ходе спора свои ошибки. • Корректные и некорректные споры Спор представляет собой столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления другой стороны.

Слушателю как бы остается упрекать себя за незнание того, что давно всем известно. Целый ряд некорректных приемов — их обычно называют психологическими — как раз и ориентируется на то, чтобы вывести оппонента в споре из психического равновесия, расстроить работу его мысли и воображения. Самая грубая и обычная уловка — раздражить противника и вывести его из себя.

Не только в парламентах, академиях, судах, школах, университетах и церквах. Убеждающая речь звучит и на рынке, и в транспорте, и дома, и на садовых скамейках. Убеждающая речь присутствует в коротких записках в письмах, в газетной и журнальной публицистике. Она широко используется в художественной литературе, причём не только в авторской речи, но и, что особенно важно, в диалогах персонажей. Одним из элементов этого искусства и является искусство спора. В своей контрольной работе я ставлю целью изучение спора, его сущности как искусства.

Презентация искусство спора

Спор имеет место только при наличии несовместимых представлений об одном и том же объекте, явлении и т.д. Спор предполагает, далее, определенную общность исходных позиций сторон, некоторый единый для них базис. Успешное ведение спора требует определенного знания логики. Спор требует известного знания тех вещей, о которых идет речь.

Искусство вести спор (эристика), условия, наличие которых делает разговор спором. Логико-психологические основы спора, доказательство и опровержение. Искусство спора зародилось ещё в Древние времена. Всем известны споры философов Древней Греции: Платона и Аристотеля. А как же без спора? Ведь для того чтобы высказывание, пусть даже и великого Коперника, было признано истиной, надо испытать его прочность в жарком. Читать реферат online по теме ‘Искусство спора’. Раздел: Философия, 104, Загружено: 6:00:58.

Учащиеся выбирают тему для дискуссии, где есть предмет спора, и готовятся к дискуссии на заданную тему.

Не утверждай того, в чем сам не разобрался.

Форма проведения: интегрированный урок (логика, риторика, русский язык, литература).

В качестве примера «аналитики» приводят текст упражнения об адвокате Ф.Н. Плевако, рассказывают об использованных им приёмах в речи на суде, которые позволили добиться оправдательного приговора в, казалось бы, безнадёжной ситуации.

Конспект урока на тему Искусство ведения спора

Оборудование: учебно-научная и справочная литература, роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», раздаточный материал, мультимедийная установка.

Помочь учащимся осознать богатство, точность, выразительность русской речи;

Вы можете победить в споре, но вместе с тем потерять друга.

Четвертая группа («аналитики») выполняет задание, отвечая на вопрос: какие приёмы помогают оратору добиться преследуемой цели?

Первая группа («логики») работает с учебно-научным текстом «Развитие логического мышления». Задание – кратко сформулировать законы логического мышления, объяснить, как они используются во время дискуссии.

Способствовать формированию коммуникативно-речевой компетенции учащихся;

Тип урока : урок формирования и совершенствования новых знаний.

Формы организации работы детей: коллективная, групповая.

o-v-m.ru

Презентация к уроку по русскому языку (10 класс) на тему:
Презентация «Культура ведения спора»

Данная презентация подробно рассказывает о том, как научиться правильно составлять спор.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Культура ведения публичного спора

Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит. но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа – ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего. спорь не из желания победы; но ты можешь быть ему полезным. Спорь даже с глупцом; ни славы, ни выгоды ты не добудешь, но отчего иногда не позабавиться? И.С. Тургенев

Спор Всякое столкновение мнений, при котором каждая из сторон отстаивает свою правоту

Виды споров по цели Из-за истины Из-за убеждения Для победы Ради спора

Виды споров по количеству участников Спор-монолог Спор-диалог Спор-полилог

Виды споров по форме проведения Устные Письменные

Дискуссионная речь Речь, возникающая во время спора, когда сталкиваются противоположные или разнообразные мнения и ставятся определенные цели – выяснить истину, убедить (переубедить) оппонента и др.

Виды дискуссионно-речевой коммуникации ДЕБАТЫ – острое обсуждение какого-либо общественно или политически важного вопроса, обмен мнениями. ДИСПУТ – организованное коллективное обсуждение важной проблемы (нравственной, политической, литературной и др.) с наличием разнообразных точек зрения. ПОЛЕМИКА – острый спор, который предполагает однозначное решение того или иного вопроса.

Виды дискуссионно-речевой коммуникации ДИСКУССИЯ – корректное по форме публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса с целью достижения взаимоприемлемого решения.

Признаки дискуссии Дискуссионная тема с наличием противоположных точек зрения. Ведущий. Публицистический или научный стиль речи. Аргументация в речи спорящих с целью доказательства своей точки зрения.

Для активного и плодотворного участия в дискуссии необходимо: быть компетентным в обсуждаемом вопросе; уметь работать с информацией на разных носителях, чтобы оперативно дополнить свои знания недостающей информацией; иметь навыки общения в группах, участия в полилоге; быть толерантным к чужому мнению, не навязывая собственного мнения, стараясь понять позицию партнеров; уметь принимать совместные, коллективные решения.

Классификация дискуссионных занятий структурированные дискуссии дискуссии с элементами игрового моделирования проектные дискуссии командные дискуссии («дебаты») групповые дискуссии («круглый стол») парные дискуссии («вертушка»)

Структурированная (регламентированная) дискуссия Малые группы изучают какую-либо проблему (вопрос). Состав группы: ведущий – организует обсуждение проблемы, привлекая членов группы. аналитик – задает вопросы участникам в ходе обсуждения, подвергая сомнению высказываемые взгляды и идеи. протоколист – фиксирует все то, что относится к проблеме, он же представляет позицию группы в заключительной части урока. наблюдатель – дает оценку участия каждого члена группы.

Этапы проведения структурированной дискуссии Ориентировка (введение в тему). Постановка макропроблемы. Проблемная ситуация. Разбивка на микропроблемы. Определение проблемных задач. Рекомендации по организации самостоятельной деятельности учащихся по отбору материала. Предварительное обсуждение одной из микропроблем во всех группах сотрудничества. Коллективное обсуждение: открытые вопросы, проблемные ситуации.

Этапы проведения структурированной дискуссии Этап самостоятельной работы в группах по отбору и осмыслению материала по проблеме. Подготовка сравнительного анализа и выводов по обсуждаемой проблеме с использованием различных информационных источников. Представление промежуточных результатов обсуждения в малых группах перед всем коллективом и обсуждение результатов. Общая дискуссия. Подведение итогов.

Дискуссия с элементами игрового моделирования Смысл этого занятия, в отличие от предыдущего, заключается в том, чтобы взглянуть на поставленную проблему не просто с позиций современного человека, а под углом зрения представителей определенного социального лагеря (так, в дискуссии «Стоит ли уезжать из России?» участвуют писатели, эмигрировавшие из СССР в 60-80 гг. XX века, и те, кто в советское время остался в стране).

Проектная дискуссия Она основана на методе подготовки и защиты проекта по определенной теме.

Структура доказательства Тезис – основное положение, которое доказывается в споре. Аргументы – доводы, положения, при помощи которых обосновывается тезис.

Типы аргументов Факты (статистические, научные, из жизни, из литературы) Ссылки на авторитеты (пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения) Ссылки за заведомо истинные суждения (аксиомы, законы, правила)

Способы доказательства Прямое – тезис обосновывается аргументами. Тезис: данное растение – кактус. Факт: все кактусы – зеленые растения. Следовательно, и данное растение содержит хлорофилл.

Способы доказательства Косвенное Метод «от противного» Метод исключения Приведение к абсурду

Косвенное доказательство Метод «от противного» — чтобы доказать тезис, следует опровергнуть антитезис. Тезис: слово «борьба» по происхождению старославянское . Антитезис: слово «борьба» не является общеславянским . Опровержение антитезиса: если бы слово не было общеславянским, оно бы не употреблялось во всех славянских языках. Но слово «борьба» зафиксировано в украинском, белорусском, болгарском и других славянских языках. Следовательно, правилен тезис.

Косвенное доказательство Метод исключения – истинность тезиса доказывается с помощью выявления ложности всех возможных альтернатив, кроме одной – тезиса. Преступление совершили либо А , либо В , либо С . Доказано, что ни А , ни В на совершали его, так как у них есть алиби. Следовательно, преступление совершил С (у которого нет алиби).

Косвенное доказательство Приведение к абсурду – если допустить, что верен антитезис, получается абсурд. — Стало быть, по-вашему, убеждений нет? — Нет, и не существует. — Это ваше убеждение? — Да. — Как же вы говорите, что их нет? Вот вам одно на первый случай.

Правила ведения спора Определите предмет обсуждения и не теряйте его в процессе спора. Четко определите свою позицию и будьте убеждены в том, что утверждаете. Продумайте доказательство и аргументацию своей позиции, ответы на возможные возражения оппонентов. Готовясь к обсуждению, уточните значение терминов. Обращайте внимание на тактику оппонента. Соразмеряйте свои способности с его силами. Умейте слушать, относитесь с уважением к доводам спорящего, не оскорбляйте его резкими словами. Владейте невербальным языком общения. Психологически будьте готовы к различным нападкам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В споре выигрывает не тот, кто прав, а тот, кто умеет спорить».

«Фауст» Гёте — одно из выдающихся художественныхпроизведений, которые, доставляя высокое эстетическое наслаждение, одновременно открывают много важного о жизни.

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча .

Сценарий урока «Совершенствование ведения, передач мяча в движении на скорость и бросков после ведения».

Задачи: 1. Обучение технике ведения мяча в различной стойке баскетболиста.2. Обучение технике ведения мяча с изменением направления. 3. Развитие скоростных способностей.

Задачи урока: совершенствовать координационные способности, воспитывать морально-волевые качества, способность самостоятельно принимать решения в сложных игровых ситуациях, формировать адекватное пове.

Закрепление и совершенствование изученного материала.

nsportal.ru

«Искусство ведения спора» «Искусство ведения спора» Табакова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователем76413s013.edusite.ru

Похожие презентации

Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: ««Искусство ведения спора» «Искусство ведения спора» Табакова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 «Искусство ведения спора» «Искусство ведения спора» Табакова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МОУ Полянская основная общеобразовательная школа, 2007 год

2 Творческое название « Истина рождается в споре » Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами. Г.Л.Лессинг

3 Основополагающий вопрос: В чём истина спора?

4 Проблемный вопрос: Умеем ли мы спорить ?

5 Контекст проекта Типология: практико-ориентированный Классы: 9 Предметы: русский язык, этика, элективный курс элективный курс Длительность: среднесрочный (12 учебных часов) (12 учебных часов)

6 Цели проекта Образовательные : способствовать овладению учащимися необходимыми знаниями и практическими умениями ведения спора и дискуссии в различных ситуациях общения. способствовать овладению учащимися необходимыми знаниями и практическими умениями ведения спора и дискуссии в различных ситуациях общения. Развивающие : способствовать формированию информационной культуры. способствовать формированию информационной культуры. Воспитательные : способствовать формированию коммуникативной культуры; способствовать формированию коммуникативной культуры; содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности. содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности.

7 Аннотация проекта Проект рассчитан на учащихся 9 класса Проект рассчитан на учащихся 9 класса Актуальность проекта обусловлена тем, что в обществе возникла необходимость в людях, способных предъявить и отстоять свою точку зрения. Актуальность проекта обусловлена тем, что в обществе возникла необходимость в людях, способных предъявить и отстоять свою точку зрения. Данный проект рассчитан на 12 часов (из расчёта 2 часа в неделю) в рамках элективного курса «» по программе Данный проект рассчитан на 12 часов (из расчёта 2 часа в неделю) в рамках элективного курса «» по программе Итоговым завершением проекта является проведение итогового занятия (полемики, дискуссии или дебатов на заданную тему) Итоговым завершением проекта является проведение итогового занятия (полемики, дискуссии или дебатов на заданную тему)

8 Частные вопросы Темы исследований Формы отчётности Как возник спор? Из истории искусства спора Виды и разновидности спора Презентация ПрезентацияПрезентация Методический материал Методический материал Методический материал Методический материал Как научиться правильно вести спор? Правила ведения спора Культура поведения во время спора Методический материал Методический материал Буклет Методический материал Методический материал Как организовать дискуссию? Организация дискуссии на заданную тему Проведение дискуссии на заданную тему

9 Этапы проекта название этапа срокиученикпедагог 1.Подготовительный 0,5 часа Формулирование основополагающего и проблемного вопросов Создание проблемной ситуации 2. Проектировочный 1 час Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки. Координация работы 3. Практический 9 часов Сбор материалов. Создание презентаций и публикаций. Работа над веб-сайтом. Координация работы 4. Контрольно – коррекционный коррекционный 0,5 часа Самооценка. Координация работы 5. Заключительный 1 час Представление (презентация) проекта. Координация работы. Создание портфолио проекта.

10 Состав УМК Визитка проектаВизитка проектаВизитка проектаВизитка проекта Веб-сайтВеб-сайтВеб-сайт Методические материалыМетодические материалыМетодические материалыМетодические материалы Методические материалыМетодические материалыМетодические материалыМетодические материалы Методические материалыМетодические материалыМетодические материалыМетодические материалы БуклетБуклетБуклет Презентация « От Ромула до наших дней (из истории искусства спора)»Презентация « От Ромула до наших дней (из истории искусства спора)»Презентация « От Ромула до наших дней (из истории искусства спора)»Презентация « От Ромула до наших дней (из истории искусства спора)» Информационные ресурсыИнформационные ресурсы

11 Информационные ресурсы Введенская Л.А. Павлова Л.Г. Культура и искусство речи, -Современная риторика. -Ростов -на-Дону,1995 годВведенская Л.А. Павлова Л.Г. Культура и искусство речи, -Современная риторика. -Ростов -на-Дону,1995 год Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. — М: Просвещение, 1986г.Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. — М: Просвещение, 1986г. Павлова Л. Г. Спор. Дискуссия. Полемика. — М: Просвещение 1991г.Павлова Л. Г. Спор. Дискуссия. Полемика. — М: Просвещение 1991г. Поварнин С. И. Спор. О теории и практике спора.// «Вопросы философии» г. 3.Поварнин С. И. Спор. О теории и практике спора.// «Вопросы философии» г. 3. //Практика административной работы в школе г. 5//Практика административной работы в школе г. 5 Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения, — М: Просвещение, 1989 г.Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения, — М: Просвещение, 1989 г.

www.myshared.ru

ИСКУССТВО ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Содержание………………………………………………2 2.Ввведение………………………………………………. 3 3.Понятие дискуссии………………………………………5 4.Подготовка дискуссии…………………………………. 7 5.Правила ведения дискуссии…………………………. 8 6.Приемы дискуссии……………………………………….9 7.Заключение……………………………………………….14 8.Использованная литература…………………………. 15

В нашей жизни мы нередко сталкиваемся со спорами и, наверно, каждый подозревает, что их как-то можно избежать либо смягчить, либо довести спорящего с вами до «истощения» и таким образом добиться «выигрыша» в споре. Как говорится, каждому свое. Но спор имеет разновидности и в каждой из них свои правила. Где-то разрешается использовать корректные приемы ведения спора, где-то некорректные, а где-то и те, и другие. Итак, 4 разновидности спора:

Дискуссия – спор,направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы ведения спора.

Полемика – спор, направленный на победу над противоположной стороной и использующий только корректные приемы.

Эклектика – спор,имеющий своей целью достижение истины, но использующий для этого и некорректные приемы.

Софистика – спор,имеющий своей целью достижение победы над противоположной стороной с использованием как корректных, так и некорректных приемов[3, стр.304].

В наше время споры (диспуты, дискуссии) по форме проходят иначе, а по сути, своему содержанию они во много раз острее. Вспомним международный форум в Москве, проходивший в 1987 г. Под девизом «За безъядерный мир. За выживание человечества», на котором шла речь не о каких-то частных вопросах, а о проблеме, волнующей все человечество, — о его выживании, о сохранении цивилизации[2, стр.5].

Дальше я буду рассматривать лишь один вид спора – дискуссию. Интересна она тем, что дискуссия относительно мягкая. Здесь ищут именно истину, и побеждает тот, кто доказал ее корректными приемами.

ПОНЯТИЕ ДИСКУССИЯ.

Доказывая свое мнение и опровергая

другие, если они ошибочны, будь

как и в словах, так и в выражениях.

Дискуссия – одна из важнейших форм коммуникации, метод решения спорных проблем и своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. И если даже участники дискуссии не приходят в итоге к согласию, они определенно достигают лучшего взаимопонимания. Польза дискуссии еще и в том,что она снижает элемент субъективности. Убеждениям отдельного человека или группы людей она сообщает общую поддержку и тем самым определенную обоснованность. Непосредственная задача дискуссиидостижение определенной степени согласия ее участников относительно дискутируемого тезиса. Используемые в дискуссии

средства должны быть корректными и, как правило, признаваться всеми, кто принимает в ней участие. Употребление средств другого рода ведет обычно к обрыву дискуссии[3, стр.304].

ПОДГОТОВКА ДИСКУССИИ.

Правила ведения дискуссии можно показать на примере проведения диспута. Диспут (рассуждать, спорить) — специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какомулибо вопросу (проблеме)[4,стр.62]. Перед началом диспута необходимо выбрать тему, она должна звучать остро и проблематично. Н-р: «Вопрос самому себе: «Что сегодня полезного я дал людям?»; «Только ли ты один имеешь право распоряжаться собой?»[1,стр.194].Далее подготовить 3-4 вопроса, но таких, чтобы на них нельзя было дать однозначных ответов. Н-р вопросы для темы «Только ли ты один имеешь право распоряжаться собой?»:

Иметь право распоряжаться собой – что значит?

Как это жить по чужим распоряжениям?

Если не ты один распоряжаешься собой, то кто еще может и почему?

На подготовку диспута может потребоваться 1-2 месяца. Мнения учащихся выявляются путем анкетирования, их ответы

изучаются и обобщаются[2,стр.202].

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ

Прежде ДИСКУССИИ чем спорить, продумай главное, что ты хочешь доказать.

Если ты пришел на диспут, обязательно выступи и докажи свою точку зрения.

Говори просто и ясно, логично и последовательно.

Говори только то, что тебя волнует, в чем убежден, не утверждай того, в чем не разобрался сам.

Спорь по-честному: не искажай мыслей того, с чьим мнением ты не согласен.

Не повторяй того, что до тебя уже было сказано.

Не размахивай руками, не повышай тона, лучшее доказательство-точные факты, твердая логика.

Уважай того, кто с тобой спорит[1, стр.195].

Руководитель не должен мешать выступающим. Никаких «верно», «неправильно» не должно быть. В заключении надо подчеркнуть коллективные находки и выводы.

ПРИЕМЫ В ДИСКУССИИ

Существуют различные виды диалога: спор, полемика, дискуссия, диспут,беседа,дебат,свара,прения и др.Искусство ведения спора называют эристикой , так же называется и раздел логики, изучающий приемы спора. Спор – это не только столкновение противоположных мнений, но и борьба характеров[2,стр.204]. Приемы, используемые в споре, разделяются на допустимые и недопустимые.

1.Инициатива. С самого начала захватить инициативу: предложить формулировку спорного вопроса, место проведения спора и т.д. Следует помнить: нападениелучшая защита!

2.Бремя доказывания. Захватив инициативу, следует повести дело так, чтобы доказывать свой тезис пришлось вашему противнику.

3.Концентрация. Нужно определить наиболее слабый пункт в обороне противника и сконцентрировать все внимание и силы именно на нем.

4. Отложенный ответ. Если вдруг оппонент привел сильный довод, на который вы не можете ответить, попробуйте отложить ответ. Поговорите о др. аргументах оппонента. Быть может, через некоторое время вам в голову придет достойный ответ на аргумент противника.

5. Следует развивать в себе способность помнить весь спор. Чтобы не превращать дискуссию в беспорядочную болтовню, полезно хотя бы в общих чертах удерживать в памяти спорный вопрос, из-за которого она началась.

6.Последнее слово. Логик С.И.Поварнин этот прием назвал жалким: брать последнее слово в конце дискуссии[5,стр.32].

studfiles.net

Смотрите еще:

  • Как получить ходатайство Как написать ходатайство для получения квоты на РВП? Необходимо написать ходатайство от главы факультета в УФМС с целью выделения квоты на РВП иностранной студентке. Как оформить и есть ли шаблон для данного вида ходатайства? 18 […]
  • Выдача судебного приказа госпошлина Госпошлина в суд. Калькулятор госпошлины 2018 Нужна госпошлина в суд? Калькулятор госпошлины 2018 года: Ваш браузер не поддерживает плавающие фреймы! Размер государственной пошлины: 1. Подача искового заявления Имущественного […]
  • Заявление от анны седых Обращения граждан Вы имеете право обратиться в судебный участок с запросом (предложение, заявление, жалоба), который будет зарегистрирован и рассмотрен в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской […]
  • Прокурор гурай Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Контактная информация 628012, Россия, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова 1а, Старший помощник прокурора округа по рассмотрению обращений и приёму граждан : Поликарпова Наталья […]
  • Закон о транспортный налог 2014 Закон о транспортный налог 2014 от 22 ноября 2007 года N 689 О транспортном налоге в Камчатском крае Принят ПостановлениемСовета народных депутатовКамчатской области08 ноября 2007 года N 2493 Принят ДумойКорякского автономного […]
  • Дети налог на недвижимость Дети налог на недвижимость Моя дочь (ей 15 лет) унаследовала долю в квартире ее умершего отца. Я все оформила. И вот в прошлом году мне пришло уведомление об уплате налога (и за мою, и за квартиру дочери). Грозились оштрафовать. Я […]
  • Приказ 462 минобрнауки от 14062013 Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 “Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией” В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 […]
  • Закону золотого сечения Закону золотого сечения Золотое сечение это универсальное проявление структурной гармонии. Оно встречается в природе, науке, искусстве – во всем, с чем может соприкоснуться человек. Однажды познакомившись с золотым правилом, […]