Учебно-методическое пособие по обществознанию

Учебно-методическое пособие по теме:
Учебно — методический комплекс учителя истории и обществознания

Предварительный просмотр:

Учебно-методический комплекс учителя истории и обществознания

(полное наименование,автор (авторский коллектив),издательство, год издания

Перечень учебной и методической литературы

(полное наименование, автор (авторский коллектив),издательство,

пособия для учащихся: рабочие тетради, атласы

История Древнего мира. Т.П.Андреевская

1.Тесты по истории Древнего мира

2.Проектирование учебного курса Т.П. Андреевская,2013 г.

3.Научно – методический журнал «Всё для учителя» история, 2015 г.

Атлас, контурная карта «История Древнего мира»

1.Агибалова Е.В., Донской Г.М.. История Средних веков. / М.: «Просвещение», 2016 г.

2.Н.М.Арсентьев, ДаниловА.А и др.под ред.А.В.Торкунова. История России

В 2 ч./ М., «Про-свещение», 2016 г.

История средних веков. Поурочные рекомендации. Пособие для учителя.

ИСТОРИЯ РОССИИ. ХРЕСТОМАТИЯ 6—10 классы. В 2-х частях. Электронная форма

Атлас, контурная карта

Под. ред. Л.Н.Боголюбова 2016 г.

1.Комплекс уроков по обществознанию (электронная версия)

2.Обществознание понятия и термины.Справочник.М.Ю. Брант.М.:Экзамен,2013 г.

Рабочая тетрадь. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В

Кравченко А.И.2012 г.

Е.А. Певцова Методическое пособие к учебнику А. И. Кравченко «Обществознание» 7 класс; Москва: «Русское слово»2013

Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию учебнику А.И. Кравченко, Е.И. Певцовой «Обществознание» 7 класс. — Москва «Русское слово»

1.Поурочные разработки по обществознанию.Л.Н.Боголюбов.М.;Просвещение 2013 г.

2.Обществознание в таблицах и схемах.10-11 кл.П.А.Баранов.М.:АСТ,2011 г.

Тетрадь-тренажер.О.А.Котова,Т.Е.Лискова.М.:Просвещение 2015 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение ………………………………………………………….

Я убеждена, что общественные науки существуют не для того, чтобы их изучать в подростковом возрасте, а для того чтобы учёные-обществоведы, используя научные знания о социуме, ввод.

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин».

ОТЧЕТ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯЗА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОДГБОУ СОШ № 591города Москвы.

ОТЧЕТ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯЗА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОДГБОУ СОШ № 591города Москвы.

Методическая тема: « Особенности преподавания истории и обществознания в условиях развития общества и модернизации системы образования» Цели работы КГ:Ø повышение качественной по.

Цель: Создание условий для развития профессиональных компетенций учителей истории и обществознания, повышения качества педагогической деятельности.Задачи: 1. Нормативно-правовое обеспечение .

nsportal.ru

Уроки обществознания в 11 классе. Методическое пособие по курсу «Человек и общество». Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю.

2-е изд., испр. — М.: 2000. — 288 с.

Учебно-методическое пособие — первое по курсу обществознания 11 класса — содержит материалы к изучению всех ключевых проблем и тем. Подготовлено с учетом потребностей и запросов преподавания, особенностей предмета, современных требований к организации учебного процесса. В пособии, наряду с традиционными формами и приемами учебной деятельности, содержатся рекомендации по использованию творческих и проблемных заданий, обучению приемам полемики, привлечению средств условно-графической наглядности. Представлено примерное тематическое планирование курса.

Формат: pdf / zip

Скачать / Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРОВ 3
ВВЕДЕНИЕ б
Общество и общественные отношения 6
Понятие «общество». Взаимосвязь общества и природы. . 7
Основные сферы общественной жизни 8
Общественный прогресс и его критерии 10
ТЕМА 1 14
Мыслители прошлого об обществе и человеке . . 14
Мыслители древности об обществе и его развитии 14
Мифологическая картина мира 15
Основные идеи древнеиндийской философии 16
Древнекитайская философская мысль 17
Древнегреческие мыслители 19
Развитие обществознания в новое время 25
Экономическое учение А. Смита 30
Марксистское учение об обществе 34
Развитие обществознания в XX в 38
ТЕМА 2 55
Цивилизации прошлого 55
Что такое цивилизация 57
Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории . 63
Переход от первобытности к древности.
Особенности древних цивилизаций 69
Древние цивилизации Европы 74
Европейская цивилизация средневековья 82
Переход к индустриальной цивилизации 93
Цивилизация России 100
ТЕМА З . 105
Современный этап цивилизационного развития и наше общество 105
Единство и многообразие современного мира . . 106
Глобальные проблемы современности 114
Социальные перспективы развития человечества .118
ТЕМА 4 122
Экономическое развитие современной цивилизации 122
Экономика и производство 124
Отношения собственности 130
Формы собственности 131
Типы экономических систем 134
Рыночная экономическая система 136
Экономика современной России. 144
ТЕМА 5 157
Цивилизация и социальное развитие 157
Социальная стратификация и модели социальной структуры общества 159
Социальная мобильность 162
Семья в современном мире 165
Нации и межнациональные отношения 166
Тенденции развития социальных отношений в России 169
ТЕМА 6 180
Современная цивилизация и политическая жизнь . . 180
Политическая сфера жизни общества 182
Политическая система общества 187
Политические институты 196
Политический режим. Демократия 210
Демократические преобразования в Российской Федерации 217
Политический статус личности 220
ТЕМА 7 227
Духовные ценности современной цивилизации . 227
Культура как явление общественной жизни . . . 228
Наука 234
Образование 241
Религии в современном мире 246
Духовный мир личности 251
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 255
Программа курса «Человек и общество». 10 —11 классы. (Фрагмент) 255
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 263
Тематическое планирование курса «Человек и общество». 11 класс 263

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

www.alleng.ru

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ СПО

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И науки Самарской области

государственное Бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«САМАРСКИЙ ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

«общий гуманитарный и социально-экономический цикл»

основной профессиональной образовательной программы

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

2. Образовательный маршрут

3. Содержание дисциплины

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

6. Информационное обеспечение дисциплины

Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее УМКД) «Обществознание» создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

УМКД включает теоретический блок, перечень семинарских занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, вопросы для дискуссии, семинарских занятий, круглого стола, перечень точек рубежного контроля, задания для социологического исследования.

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего перечня рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.

Основные понятия курса приведены в глоссарии.

Для получения зачёта по дисциплине «Обществознание» необходимо наличие положительных оценок по всем точкам рубежного контроля. В случае Вашего отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.

В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая дискуссии, семинарские занятия, круглый стол, презентации, сочинение-эссе, социологическое исследование.

Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля) составлено на основе вопросов самоконтроля, приведённых по каждой теме.

По итогам изучения дисциплины проводится дифференцированный зачёт.

Зачет выставляется на основании оценок за точки рубежного контроля.

В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен знать/понимать:

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

особенности социально-гуманитарного познания;

В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен уметь:

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

совершенствования собственной познавательной деятельности;

критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие комп етенции (ОК):

Код Наименование результата обучения

ОК-1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК-2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать

их эффективность и качество.

ОК-3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК-4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК-5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК-6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК-7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК-8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК-9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК-10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Общие компетенции (ОК)

Результат, который Вы должны получить после изучения дисциплины

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Видеть объективную картину мира.

Быть политически грамотным и политкорректным.

Понимать роль государства и его политики (законодательства) в духовной, социальной и политической сферах.

Понимать значение своей профессии в формировании гармоничного, экономически процветающего и политически стабильного государства.

Качественно выполнять свои профессиональные функции.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Понимать ценностно-мотивационную основу своей профессиональной деятельности

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.

Создавать проекты решений различных политических и социальных проблем.

Определять методы и формы выполнения самостоятельных творческих заданий.

Планировать ресурсы, свою деятельность, определять качество необходимых ресурсов.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Выбирать самостоятельно структуру для систематизации информации, находить в источниках выводы и аргументы, выделять признаки в соответствии с заданными критериями.

Формулировать проблему, анализируя модельную ситуацию.

Уметь пользоваться различными источниками информации, сопоставлять и анализировать их, выявлять закономерности, делать прогнозы и выводы.

Систематизировать и организовывать информацию для выполнения профессиональных задач.

ОК-5 Использовать инфор-

ные технологии в профес-

Моделировать цепочку последствий различных процессов и явлений, делать прогнозы и выводы. Использовать информационно-коммуникацион

ные технологии для создания электронных презентаций, проектов, прогнозирования последствий различных модельных ситуаций, явлений и процессов.

ОК 6. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности

Уметь строить взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопомощи.

Понимать психологические особенности собеседника.

ОК 7. Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий. Устанавливать психологический контакт с окружающими.

Вести дискуссии, аргументировано высказывать собственную точку зрения, слушать и анализировать мнения оппонентов.

Проявлять социальную толерантность.

• Проявлять уважение к окружающим.

• Учитывать и понимать психологические особенности собеседника и проявлять терпимость к его мнению.

ОК-8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК-8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Создавать коллективные проекты решения различных социальных, политических проблем.

ОК-10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

OK 11. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.

Определять необходимые ресурсы для освоения квалификации.

Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, то Вы всегда можете прийти на дополнительные занятия к преподавателю, которые проводятся согласно графику. Время проведения консультаций Вы сможете узнать у преподавателя, а также познакомившись с графиком их проведения, размещённом на двери кабинета преподавателя.

Образовательный маршрут по дисциплине

Формы отчетности, обязательные для сдачи

Точки рубежного контроля

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, вопросы для подготовки к экзамену, список основной и дополнительной литературы, тесты и глоссарий.

Предназначен для студентов специальностей….. (по отраслям)».

Учебная программа дисциплины «Обществознание» разработана для студентов специальностей 080501.51 «Менеджмент (по отраслям)».

Фундаментом курса «Обществознание» являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база дисциплины «Обществознание», многоаспектность изучения ее предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания. Курс «Обществознание» акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:

развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;

овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

В результате изучения обществознания ученик должен

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

особенности социально-гуманитарного познания;

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

совершенствования собственной познавательной деятельности;

критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

предвидения возможных последствий определенных социальных действий.

Обучение по программе курса организуется в форме лекционных и семинарских занятий, а также в виде самостоятельной работы студентов.

Результаты освоения дисциплины

Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися общими (ОК) компетенциями:

Код Наименование результата обучения

ОК-1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК-2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать

их эффективность и качество.

ОК-3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК-4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК-5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК-6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК-7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК-8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК-9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК-10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

infourok.ru

ВПР. 6 кл.: Обществознание: Учебно-методическое пособие. 15 трениров. вариа

Мнения и отзывы:

Здесь еще никто ничего не написал!

Вы можете быть первым:

Чернышева О.А. (Все книги автора)

Серия: ОГЭ. По новой демоверсии 2016 года

Издательство: Легион Автодата; 2016 г.; 288 стр.

Издательство: Легион; 2016 г.; 224 стр.

Издательство: Легион Автодата; 2016 г.; 112 стр.

Издательство: Легион Автодата; 2015 г.; 560 стр.

Всероссийская проверочная работа (Все книги серии)

Серия: Всероссийская проверочная работа. Практикум

Издательство: Экзамен; 2017 г.; 48 стр.

Серия: Всероссийская проверочная работа

Издательство: Экзамен; 2017 г.; 72 стр.

Серия: Всероссийская проверочная работа. Практикум

Издательство: Экзамен; 2018 г.; 80 стр.

Серия: Всероссийская проверочная работа. Типовые задания

Издательство: Экзамен; 2017 г.; 269 стр.

15 августа открытие магазина в Красноярске! В ТЦ Зеленый (ул. Мужества, 10)

Только три дня скидка 20%!

Что будет если соединить мрачную и холодную атмосферу скандинавских триллеров с классическим английским детективом? Издательство АСТ и редакция «Жанры» представляют «Темные воды» – захватывающий детективный триллер от Роберта Брындзы, автора бестселлеров «Девушка во льду» и «Ночной Охотник».

Новое поступление калькуляторов Casio – революция цвета!

www.prodalit.ru

Учебно-методическое пособие по истории “Подготовка к олимпиадам”

Учебно-методическое пособие по истории предназначено для студентов и преподавателей средних профессиональных учебных заведений.

Данное пособие содержит советы и рекомендации для подготовки к любому виду исторических состязаний, проводящихся в колледже, городе, округе.

Пояснительная записка

В Древней Греции “олимпиадой” называли промежуток в четыре года между двумя Олимпийскими играми. В XX в. это слово приобрело еще одно значение — соревнование, смотр, конкурс, причем не только спортивных достижений, но и интеллектуальных.

Олимпиада по истории выявляет ваши знания о той или иной эпохе, исторических деятелях, важнейших исторических событиях и процессах. Большое внимание на олимпиадах уделяется анализу письменных источников, умению решать проблемные вопросы, публичным выступлениям. Так как объем необходимой информации выходит за пределы школьного учебника, то участие в олимпиаде — это хороший шанс расширить свои познания. Задания, над которыми придется работать, помогут развить навыки творческой и научной деятельности.

Олимпиады проходят на разных уровнях — в колледже, районном, городском, республиканском. Их цель — поддержать интерес к предмету, выявить способных студентов. В последнее время олимпиады все чаще организуются высшими учебными заведениями. Участие в такой олимпиаде даст возможность поступить в этот институт или университет, так как результаты учитываются при зачислении. Олимпиада любого уровня может проходить в несколько этапов.

  • I тур — заочный. Вы должны выполнить исследовательскую работу, написать реферат или эссе. Задание может носить и необычный характер: например, подготовить экскурсию по музею (реальному или воображаемому) или написать комментарии к историческому роману.
  • II тур — очный. Те, кто прошел первый отборочный тур, приглашаются для выполнения письменной работы. Она также может иметь разные формы: исторические задачи, эссе на заданную тему, тесты, анализ исторического источника и т. д.
  • III тур также является очным. Его задача — выявить абсолютного лидера. Он может быть проведен в форме диспута, ролевой игры, защиты письменной работы.

ПОДГОТОВКА К 1 ТУРУ ОЛИМПИАДЫ

Общие рекомендации

На этом этапе олимпиады вы должны представить письменную работу. Темы и жанр работы объявляются организаторами заранее. В этой главе будут рассмотрены три основных жанра письменных работ по истории: реферат, эссе, исследование.

Реферат. Согласно словарю иностранных слов, “реферат” — это изложение сущности какого-либо вопроса, а “реферирование” —изложение содержания чего-либо (книги, статьи). Поэтому, когда вас просят написать реферат, — это значит, что вы должны прочитать определенное количество книг по заданной теме и изложить ее суть*

Эссе. Литературоведческий словарь характеризует эссе как жанр, в котором автор анализирует избранную проблему, не заботясь о систематичности изложения и аргументированности выводов. Таким образом, эссе — это очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями.

Исследование. В отличие от реферата исследование предполагает не только самостоятельный анализ исторических источников и самостоятельное формулирование выводов, но часто и самостоятельную постановку проблемы. Обычно бывает так, что изучение источников предшествует постановке проблемы: внимательная и кропотливая работа с историческими документами может натолкнуть на проблему, которую раньше никто не замечал. В отличие от эссе научное исследование предполагает, что все выводы аргументированы.

Каждый из этих видов работ имеет свои особенности, которые будут раскрыты ниже. Но у них есть и нечто общее. Чтобы их написать, вы должны уметь:

  • формулировать тему и проблему (если она не была объявлена заранее);
  • отбирать научную литературу;
  • конспектировать изучаемый материал;
  • анализировать исторические факты и отбирать их в соответствии с темой;
  • сравнивать разные точки зрения;
  • формулировать собственное мнение;
  • грамотно излагать свои мысли соответственно нормам русского языка.

Как подготовить реферат

Прежде чем приступить к работе над рефератом, внимательно изучите критерии его оценки. Это поможет избежать многих ошибок уже на этапе подготовки.

Критерии оценки реферата Требования к оформлению

1. Титульный лист, на котором указываются название темы, имя автора и научного руководителя, название образовательного учреждения (школы, гимназии, колледжа и т.д.).

2. Оглавление с указанием всех разделов и страниц, на которых они находятся.

3. Собственно текст (основное содержание), разбитый на главы.

4. Список литературы.

5. Приложения (схемы, иллюстрации, таблицы, карты и т. д.), если они есть. Требования к основному содержанию

1. В реферате обязательно должно быть Введение, в котором вы

  • четко формулируете проблему;
  • объясняете важность темы в изучении истории в целом;
  • даете краткую характеристику источников информации по теме и кратко излагаете позиции исследователей по этой теме (особенно в случае спорных, проблемных вопросов). Важно не просто изложить точки зрения, а сопоставить позиции авторов, выявить противостоящие точки зрения.

2. Формулировка проблем, подбор и изложение фактов, последовательность их изложения должны соответствовать логике темы (см.: “Примерные планы рефератов”). Все главы должны быть логически связаны между собой.

3. На все цитаты, статистические данные (если они не являются итогом самостоятельной работы) обязательно должны быть оформлены ссылки.

4. В реферате обязательно должно быть Заключение, в котором, кроме общих итогов и выводов, присутствует и личное мнение автора реферата по данной проблеме. Выводы должны быть сформулированы четко. Рекомендуется использовать такие вводные фразы, как “Рассмотренный материал позволяет сделать вывод, что. ”, “В результате анализа фактов выяснилось, что. ” и т.п. Желательно

указать, какие проблемы оказались не решены или, наоборот, появились в процессе работы: это даст возможность обозначить пути дальнейшего развития темы, покажет, что вы — перспективный автор и исследователь.

5. Реферат должен соответствовать нормам русского языка. Если вы цитируете какого-либо автора, то должны приводить цитату дословно, с соблюдением авторской орфографии.

  • Информация для тех, кто решил не писать реферат самостоятельно

Самый простой путь — зайти в Интернет или купить “Сборник лучших рефератов” и “скачать” готовый текст. Мы вам этого не советуем.

Несколько слов о вреде Интернета и “сборников рефератов” Рефераты не всегда пишутся добросовестными авторами, поэтому вы рискуете нарваться на неприятности:

  • автор переписал без каких-либо изменений труд известного ученого, приписав себе все его мысли. “Скачав” такой реферат, вы становитесь соучастником плагиата. Кстати, любой серьезный проверяющий легко вас разоблачит: стиль речи ученого-академика и школьника сильно отличаются; кроме того, проверяющие могут знать эти работы не хуже вас. Нужно ли вам обвинение в недобросовестности?
  • автор не проверил данные, поэтому в реферате много ошибок. Вы хотите отвечать за чужие ошибки?
  • часто авторы используют крайне спорные, одиозные источники информации, ненаучные методы доказательств. Если вы действительно согласны с тем, что египетские пирамиды — это замаскированный космический корабль, который вот-вот взлетит, то, может, вам отправиться на конкурс писателей-фантастов? Кроме того, реферат дается по теме олимпиады, и, работая над его написанием, вы автоматически готовитесь к последующим турам. Если для вас олимпиада — шаг на пути к дальнейшей профессии, вам надо научиться делать все самому. Помните: вы ничуть не глупее авторов рефератов!

Инструкция для тех, кто решил работать самостоятельно.

Итак, вы выбрали (или вам дали) тему реферата.

1. Подберите необходимую литературу. Для этого вам надо пойти в библиотеку, поработать с каталогом книг, проконсультироваться с учителем и библиотекарем.

2. Внимательно изучите всё подобранные материалы. Вам придется просмотреть их не один раз.

3. При первом чтении определите круг проблем, которые будут освещены в вашем реферате.

4. Когда вы определите проблемы и составите план будущего реферата, прочтите материалы еще раз, делая выписки по теме. Если вы собираетесь использовать фрагменты книги в работе, то, выписывая цитату, данные статистики и т. п., не забудьте указать страницу. Лучше всего делать выписки на отдельных карточках, которые потом можно хранить в любом удобном порядке (по главам реферата, по фамилиям авторов).

5. Когда намечены проблемы, составлен план, сделаны выписки, приступайте к созданию основного текста.

6. Готовый текст рекомендуется дать прочитать нескольким посторонним лицам. Взгляд “со стороны” позволит выявить ошибки, проверить логичность построений и четкость выводов.

Несколько слов в пользу Интернета

Безусловно, информационные ресурсы Интернета безграничны. Вы можете воспользоваться сайтами крупных библиотек и музеев для поиска нужного материала. Многие тематические сайты содержат исторические документы, статьи, выдержки из трудов известных ученых, репродукции произведений искусства, карты и т. п. На форумах таких сайтов вы сможете познакомиться с разными точками зрения на интересующую вас проблему.

Примерные планы рефератов

Каждой исторической теме соответствует свой набор ключевых вопросов, изложенных в определенной последовательности. Ниже приводятся примерные планы наиболее часто встречающихся тем рефератов.

Как рассказать об особенностях экономики страны

1. Особенности географического положения страны и как оно влияет на развитие хозяйства в целом. Какие есть возможности для развития экономики.

2. Развитие промышленности (ремесла): районы и их специализация; типы промышленных предприятий; объем выпускаемой продукции; технические достижения; причины прогресса (отставания); реформы в области промышленности; наиболее видные предприниматели.

3. Развитие сельского хозяйства (специализация регионов; развитие орудий труда и сельскохозяйственной техники; формы собственности на землю и типы хозяйств); сельские промыслы.

4. Развитие торговли (основные торговые центры; торговые пути; внешняя торговля).

5. Финансовое положение страны (состояние денежной системы; банки).

6. Какой политики в области экономики придерживается правительство (формы собственности; поощряет реформы или препятствует им; поддерживает отечественных предпринимателей или отдает преимущества иностранным и т. д.)? \ Место страны в мировом производстве.

Как рассказать о социальном развитии страны

1. Краткая характеристика общего уровня развития страны (уровень развития экономики и форм собственности; социально-политическое устройство).

2. Группы населения (сословия, классы, касты и т. п.). Их права и обязанности по отношению к друг другу и государству.

3. Этнический состав государства.

4. Религиозные группы.

5. Межэтнические и межрелигиозные отношения.

6. Государственная политика по отношению к разным группам населения.

7. Результаты этой политики.

Как рассказать о политическом развитии страны

1. Политическое устройство (тип власти; глава государства и его полномочия; характеристика законодательных, исполнительных и судебных органов власти).

2. Административно-территориальное деление страны.

3. Органы местного управления и самоуправления.

4. Армия (порядок комплектования рядового и офицерского состава; система управления и финансирования).

5. Основные политические партии и движения. Их программы.

6. Меры, принимаемые правительством для изменения политического устройства; последствия этих мер.

Как рассказать о внешней политике

1. Геополитическое положение страны и проблемы, связанные с ним.

2. Организация внешнеполитических ведомств.

3. Основные направления внешней политики государства:

  • влияние политических группировок на внешнюю политику;
  • мирные договоры;
  • военные конфликты;
  • участие страны в международных организациях.

4. Итоги внешнеполитического курса.

Как рассказать о военных событиях

1. Причины и повод войны. Цели сторон.

2. Готовность сторон к войне. Состояние армий.

3. Этапы войны и их общая характеристика.

4. Ход событий (по этапам):

  • планы сторон на начало войны/этапа;
  • особенности тактики и стратегии;
  • основные сражения;
  • итоги этапа.

5. Подписание мирного договора.

6. Итоги войны (военные и политические).

7. Историческое значение войны.

Как рассказать о культурном развитии страны

1. На каком этапе исторического развития находится государство (общество).

2. Морально-нравственные нормы. Роль и место религии.

3. Правовое положение личности.

4. Система образования.

5. Развитие искусства.

7. Общественные идеи.

8. Политика государства в области культуры.

Как рассказать о памятнике архитектуры

1. Автор, название, назначение и местонахождение памятника. Исторические условия его создания (характеристика эпохи).

2. Предыстория создания памятника.

3. Характеристика памятника:

  • место в ландшафте;
  • особенности планировки;
  • особенности внутреннего и внешнего убранства, архитектурный стиль.

4. Мнение современников и искусствоведов о памятнике.

5. Историческая судьба памятника.

Как рассказать о произведении искусства

1. Автор. Время создания. Исторические условия создания.

2. Содержание (сюжет произведения, кто и что изображено; передний план, задний план, центр композиции).

3. Какими средствами выразительности пользуется мастер: объемность, пропорции, перспектива, цвет, свет.

4. Цель и идея произведения: что хотел сказать мастер, выбирая вышеперечисленные средства выразительности.

5. Место произведения в творчестве автора.

6. Соответствие произведения специфике искусства данной страны или эпохе; направлению и стилю в искусстве этого периода.

7. Мнение современников, потомков; историческая ценность произведения.

Как рассказать о политических идеях

1. Историческая обстановка, способствующая появлению идей, ее влияние на их формирование.

2. Главный представитель данного идейного течения. Его социальная принадлежность (группа, класс).

3. Основные направления критики действительности.

4. Какие изменения предлагали представители данного идейного течения? Каким видели будущее государство?

5. Предлагаемые методы достижения цели. Насколько они были адекватны исторической обстановке?

6. Реакция правительства и общества на это идейное течение.

7. Значение данного идейного течения в истории.

Как рассказать об общественных (политических, социальных, национальных) движениях

1. Краткая характеристика социально-экономического развития страны.

2. Представления о правах человека. Группы населения, ущемленные в правах.

3. Определите цели и требования (экономические и политические) этих групп.

4. Характеристика методов борьбы за достижение своих целей.

5. Степень организованности движения. Лидеры движения

6. Итоги и последствия движения.

7. Историческое значение.

Как рассказать о революции

1. Предпосылки революции:

  • социально-экономический уровень развития страны накануне революции: условия жизни и положение разных социальных групп; роль каждой группы в развитии страны;
  • причины обострения противоречий между группами, причины недовольства и требования недовольных;
  • нарастание политического кризиса, меры, принимаемые правительством.

2. Ход революции:

  • повод, время, место начала выступления, требования восставших, реакция власти;
  • задачи и характер революции;
  • основные участники, движущие силы революции;
  • лидеры революции; их цели и методы их деятельности;
  • основные события революции.

3. Итоги, значение, особенности данной революции. Международная реакция на революцию.

Как рассказать о политическом / государственном деятеле

1. Социальное происхождение. Условия, в которых формировались характер, взгляды. Влияние среды или обстоятельств жизни на формирование личности.

2. Начало политической карьеры.

3. Интересы какой социальной группы или класса политический деятель выражал? В чем заключались особенности, исторические цели данной группы?

4. Личные качества. Насколько они подходили для достижения поставленной цели?

5. Средства и способы, которые он использовал для достижения политических целей. Насколько они соответствовали требованиям времени?

6. Каких результатов добился? Причины успеха (неудач).

7. Роль в истории. Влияние его деятельности на дальнейший ход событий. Тема реферата может быть сформулирована в виде проблемы, например: “П. А. Столыпин: консерватор или либерал?”, “Бородинское сражение: победа или поражение?”, “Народовольцы и проблема политического терроризма”. В подобных случаях вам надо рассмотреть все точки зрения, привести все аргументы и сделать самостоятельный вывод.

Совет. Основой любого научного текста является логическая пара “тезис — аргумент”, т. е. вы формулируете идею и приводите аргументы в ее защиту. Один аргумент — это всего лишь отдельный пример, иллюстрация. Выводы только тогда признаются обоснованными, когда вы приводите несколько аргументов. Постарайтесь использовать в качестве аргументов конкретные факты, а не авторитетное мнение (особенно оценочного характера).

Как подготовить эссе

Историческое эссе — жанр, который стали использовать на олимпиадах не так давно. Тема исторического эссе может быть сформулирована в виде проблемы, вопроса или понятия (например: “Война”, “Цивилизация”, “Герои и героизм”, “Диктатура: за и против” и т. п.). В отличие от реферата эссе не имеет четкого плана, внутренняя структура текста произвольна. Это не научная работа, поэтому не требуется обоснование каждого положения или вывода, а перечисление доказательств может предшествовать формулировке проблемы. Эссе более субъективно, эмоционально: в этом жанре часто используются парадоксы и неожиданные литературные приемы. Оценивание эссе — достаточно сложная работа, так как часто мнение и восприятие автора не совпадают с мнением и восприятием проверяющего.

Критерии оценки эссе

1. Автор должен привести наиболее яркие, выразительные факты для подтверждения своего мнения; аргументы должны соответствовать проблеме.

2. Многословие не является показателем качества, поэтому мысли должны быть изложены четко, с соблюдением норм русского языка.

3. Литературная сторона не должна превалировать над исторической тематикой.

Как организовать работу над эссе

1. Если тема сформулирована в виде понятия (например: “Революция”, “Деспотизм”, “Свобода”), посмотрите его значение в разных словарях. Политический, философский, толковый словари наверняка дадут дополняющие друг друга определения, что поможет вам начать работу.

2. Продумайте, какие периоды, события, деятели истории могут послужить достойными иллюстрациями (или выразителями) этих понятий.

3. Обратитесь к словарю (сборнику) афоризмов: здесь вы найдете высказывания известных личностей по ключевым философским проблемам. Как правило, цитаты в таких словарях подбираются по ключевым словам.

5. Посмотрите эссе известных писателей, обратите внимание на структуру текста. Попробуйте написать короткое размышление в таком же стиле.

6. Когда собран материал, продумана структура — приступайте к написанию основного текста.

7. Эссе в отличие от реферата в большей степени выражает эмоции и точку зрения автора. Поэтому вводите такие обороты, как “по моему мнению”, “я считаю”, “я одобряю” и т. п.

Как подготовить исследовательскую работу

Исследовательской считается работа, в которой автор формулирует гипотезы и делает выводы на основе изучения исторических источников (письменных, вещественных, аудио-, видеоматериалов и т. д.). По сути дела это — самостоятельный научный поиск. Работы пишутся, как правило, на местном материале и посвящены истории края, семьи. Иногда исследование является результатом работы в составе экспедиции (этнографической или археологической). Как правило, такие темы берут студенты, увлеченные историей, посещающие кружки или факультативы. На подготовку исследовательской работы отводится значительно больше времени, чем на реферат или эссе. Тема объявляется за полгода, год. ¦ Критерии оценки исследовательской работы

Требования к оформлению

1. Титульный лист.

2. Оглавление с указанием всех разделов и страниц, на которых они находятся.

3. Собственно текст (основное содержание), разбитый на главы.

4. Список опубликованных исторических источников и литературы.

5. Обязательное оформление ссылок на источники и литературу в тексте, особенно если приводятся цитата или статистические данные.

6. Наличие приложений (схемы, иллюстрации, таблицы, карты и т. д.). Требования к основному содержанию

1. В исследовательской работе обязательно должно быть Введение, в котором вы:

  • четко формулируете проблему;
  • объясняете важность и новизну темы;
  • даете краткую характеристику источников информации по теме и кратко излагаете позиции других исследователей по этой теме (особенно в случае спорных, проблемных вопросов). Важно не просто изложить точки зрения, а сопоставить позиции авторов, выявить противостоящие точки зрения;
  • объясняете структуру работы, т.е. последовательность расположения материала.

2. Формулировка проблем, подбор и изложение фактов, последовательность их изложения должны соответствовать логике развития темы. Все главы должны быть логически связаны между собой.

3. На все цитаты, статистические данные (если они не являются итогом самостоятельной работы) обязательно должны быть оформлены ссылки,

4. В исследовательской работе обязательно должно быть Заключение, в котором подводятся итоги работы, еще раз (кратко) формулируются выводы. Желательно указать, какие проблемы остались не решенными или, наоборот, появились в процессе работы: это даст возможность обозначить пути дальнейшего развития темы.

5. Соответствие нормам русского языка.

Этапы исследовательской работы

1. Если тема заранее конкретно не задана, то вам придется придумать ее самостоятельно. Чтобы определить свои интересы, задайте себе два вопроса: “Что я хочу узнать?” и “Как я это смогу сделать?” Ответы на них подскажут вам дальнейший путь работы.

2. Сформулируйте название исследования. Оно не должно быть расплывчатым. Название работы должно быть четко сформулировано, отражать проблематику и содержание работы, суть темы.

Пример:

3. Поработайте с литературой, изучите историю вопроса: когда, кто, как проводил аналогичные исследования и к каким выводам пришел, насколько тема изучена, какие в ней есть нерешенные проблемы. Это надо сделать обязательно, иначе вы “изобретете велосипед”, а ваша работа проиграет в новизне. Кроме того, внимательное изучение литературы поможет вам уточнить тему и название работы.

4. Определите круг исторических источников (документов, вещей), которые станут объектом вашего исследования.

5. В процессе работы с литературой и источниками записывайте свои идеи, результаты исследований и т. д. Такие краткие записи лучше всего делать на отдельных листах или карточках: их легче будет распределить потом по главам работы.

6. Составьте план текста и приступайте к его написанию. Сначала создайте основной текст. Когда он будет готов, пишите Введение и Заключение. Здесь действуют те же правила, что и при написании реферата. Безусловно, вам придется переделывать текст не один раз, так что внимательно относитесь к срокам работы! В итоге ваша работа должна иметь следующую структуру:

  • Введение
  • Глава I. Историография (т.е. история изучения вопроса)
  • Глава П. Характеристика источников
  • Главы Ш-IV. Изложение результатов исследования. Количество глав зависит от вас, каждая глава может иметь свое название
  • Заключение. Вы подводите итоги работы, делаете выводы, рассуждаете о том, что удалось сделать. Если в процессе работы какие-то вопросы остались невыясненными, вы можете поразмышлять над причинами этого и сформулировать цели дальнейшей работы.

Мы привели здесь самый общий подход к проведению исследования. Последовательность работы, структура текста во многом определяются темой и характером исторических источников.

Как оформить ссылки и список литературы

Оформление ссылок

Ссылка — это точное указание на источник информации. Ссылки обязательны, если вы даете в своей работе цитаты, т. е. дословные выдержки из работ других авторов. В ссылке вы должны указать имя автора, название произведения, место издания, название издательства, год выпуска, страницу, где расположен цитируемый вами текст. Сведения, которые входят в ссылку, называются областями описания. Ссылки могут быть подстрочными или затекстовыми. Подстрочные ссылки располагаются внизу, на той же странице, где дана цитата. Они удобны тем, что читающий может сразу ознакомиться с источниками информации или примечаниями. Затекстовые ссылки и примечания располагаются в конце работы, что помогает разгрузить основной текст. Вы можете выбрать один из вариантов и придерживаться его на протяжении всей работы. Но независимо от того, где вы помещаете ссылку, она должна быть оформлена по определенным правилам.

1. Если местом издания книги являются Москва или Санкт-Петербург (Ленинград), то используются только заглавные буквы: М., СПб., Л. Названия прочих мест издания даются полностью.

Обратите внимание на знаки препинания, которые отделяют одну область описания от другой!

2. Если цитата взята из монографии, то ссылка оформляется так:

Автор. Название произведения. Место издания: издательство, год издания. Номер страницы.

Примеры:

Анисимов Е. В., Каменский А Б. Россия в XVIII — первой половине XIX в. М.: МИРОС, 1994. С. 39.

Хотев Я. Я. Книга в России в середине XVIII в. Л.: Наука, 1989. С. 42.

3. Если вы цитируете статью из сборника или журнала, то ссылка оформляется так: Автор. Название работы / Название сборника. Место издания: издательство, год издания. Номер страницы.

Белявский Б. С. Золушка на троне России / На российском престоле. М.: Интерпракс, 1993. С. 7.

Автор. Название работы // Название журнала. Год издания. Номер журнала. Номер страницы.

Пример:

Черникова Т. В. Государево “слово и дело” во времена Анны Иоанновны // История СССР. 1989. № 5. С. 155-156.

4. Если цитируемое вами произведение находится в составе многотомного издания, то надо указать номер тома. Тогда ссылка выглядит так:

Автор. Название произведения. Номер тома или части. Место издания: издательство, год издания. Номер страницы.

Примеры:

Ключевский В. О. Курс русской истории. Т. 4. М.: Мысль, 1989. С. 25.

Юхт А. И. Финансы / Очерки русской культуры. Ч. 2. М., 1987. С. 118.

5. Если в работе используются неопубликованные материалы, то в ссылке необходимо указать архив, где находятся данные документы:

Название архива. Номер фонда. Номер дела. Номер листа.

Пример:

РГАДА. Ф. 23. Д. 15. Л. 10.

Составление списка литературы

Наличие ссылок не избавляет вас от составления библиографии, т.е. списка литературы. В него входят все использованные вами источники информации, а не только те, из которых непосредственно были взяты цитаты. В целом структура описания каждого издания такая же, но добавляется еще несколько областей описания: тип издания и название издательства. Источники информации в таком списке распределяются по группам, а внутри группы — по алфавиту.

Список используемой литературы

1. Хрестоматия по истории России: в 4 т. Т. 1. С древнейших времен до XVII в. / Сост. И. В. Бабич и др. М.: Мирос, 1994. С. 224

2. Хрестоматия по истории СССР. Т.1. С. 394.

3. Хрестоматия по истории России: в 4 т. Т. 2. С.192

4. Памятники новой русской истории. Т. 2. СПб., 1872. С. 210.

5. Хрестоматия по истории России: Учебное пособие. М., 2004. С. 207.

6. История: прил. к газете «Первое сентября». 1993. № 7–-8. С. 4–5.

7. Родина. 1992. № 6–7. С. 124.

8. Андреев И. Л. Россия в XVII–XVIII вв.: Экспериментальное учебное пособие. М.: Открытый мир, 1997. С. 83.

9. История России с древнейших времен до конца XVIII в.: Дидактические материалы. М.: Дрофа, 2000. С. 253.

10. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г. / Сост. А. Г. Кузьмин и др. М.: Владос, 2004. С. 636.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Смотрите еще:

  • Закон о выборах совета федерации рф Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 229-ФЗ"О порядке […]
  • Приказ мо рф 900 от 30122014 Приказ Министра обороны РФ от 19 апреля 2012 г. N 900 "Об утверждении Положения о межведомственном координационном совете по реализации федеральной целевой программы "Обеспечение безопасности полетов воздушных судов государственной […]
  • Приказ 36 ан от 2018 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 февраля 2015 г. N 36ан "Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ Министерства […]
  • Заявление на развод по октябрьскому району Обращения граждан за 2013 год Вы имеете право обратиться в судебный участок с запросом (предложение, заявление, жалоба), который будет зарегистрирован и рассмотрен в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской […]
  • Закон нижегородской области об ограничении пребывания детей Закон Нижегородской области от 9 марта 2010 г. N 23-З "Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области" (с изменениями и дополнениями) Закон Нижегородской области от 9 марта 2010 г. N 23-З […]
  • Адвокат денис уфа Адвокат денис уфа Председатель комиссии Молодежной общественной палаты при Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан по государственному строительству, правопорядку и судебным вопросам. Принят в состав Молодежной […]
  • Областной закон 346-зс Областной закон Ростовской области от 16 декабря 2009 г. N 346-ЗС "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию" (с изменениями и […]
  • Приказ фмс рф no 339 Приказ Федеральной миграционной службы (ФМС России) от 30 ноября 2012 г. N 391 г. Москва "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене […]