Индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетнего

Индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних находящихся в социально-опасном положении как инструмент социализации и адаптации в рамках проекта ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Федоричева Валентина Владимировна, социальный педагог, «Новоуральская СКОШ № 59», Новоуральск

Согласно проекта ФГОС для обучающихся с ОВЗ «В соответствии с отечественной традицией, развивающейся в контексте становления ценностей современного мира, целью образования детей с ограниченными возможностями здоровья в наиболее общем смысле является введение в культуру ребёнка, по разным причинам в настоящее время выпадающего из общеобразовательного пространства». Одной из причин «выпадения ребенка с ОВЗ из образовательного пространства» является его нахождение в социально опасном положении.

С целью профилактики «выпадения ребенка из образовательного пространства» проект ФГОС для детей с ОВЗ рекомендует придать «специфичность содержанию образования, с использованием соответствующих средств, методов, приемов, обеспечением системного психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ».

Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений в образовательном учреждении осуществляется на основании 120 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ».

Таким образом, педагоги и специалисты школы:

  1. оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении (в ред. Федерального закона от 30.06.2007 N 120-ФЗ);
  2. выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования (в ред. Федеральных законов от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ);
  3. выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
  4. обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ);
  5. осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Деятельность по реабилитации и адаптации несовершеннолетних с ОВЗ, находящихся в социально-опасном положении и семей, находящихся в социально-опасном положении состоит из следующих этапов:

Предварительный этап. Выявление несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально-опасном положении. Осуществляется в рамках компетенции образовательного учреждения, используя методы: беседы с ребенком, с родителями, родственниками, наблюдение за несовершеннолетним, обследование жилищно-бытовых условий и условий воспитания.

I этап. Определение круга проблем и рисков.

В школе работает Совет профилактики в постоянный состав которого входят следующие специалисты: зам.директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, школьный врач — педиатр. На заседания приглашаются инспектор ПДН ММУ МВД, классные руководители, учителя-предметники.

На Совете профилактики выделяются проблемы данной семьи и несовершеннолетнего, которые можем разрешить в образовательном учреждении в рамках своей компетенции, фиксируются риски и определяются специалисты, которые будут работать над решениями уже возникших проблем и профилактированием рисков.

Также обращаем внимание на проблемы, выходящие за рамки компетенции специалистов школы, но которые помогут разрешить субъекты профилактики НГО.

Проблемы, семьи чаще всего выявляемые:

  • гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность; заброшенность ребенка при полном отсутствии внимания со стороны родителей, что может стать первопричиной его педагогической запущенности;
  • низкая педагогическая грамотность родителей;
  • уклонение от воспитания и содержания своих детей;
  • алкоголизация родителей.

Проблемы несовершеннолетнего правового характера:

  • незнание подростком своих прав и обязанностей;
  • совершение антиобщественных действий и правонарушений несовершеннолетним;
  • неформальное бесконтрольное общение подростка со сверстниками (может привести к употреблению алкоголя и наркотических средств);
  • психологические проблемы несовершеннолетнего:
    • недостаточность волевой регуляции;
    • неадекватная самооценка;
    • агрессивность;
    • инфантилизм;
    • повышенная тревожность.

II этап: составление программы реабилитации и адаптации.

Исходя из выявленных проблем, рисков, гендерных, возрастных особенностей несовершеннолетнего составляем программу реабилитации и адаптации несовершеннолетнего находящегося в социально-опасном положении, т.е. комплекс социально-медицинских, социально-экономических, социально-педагогических, юридических мер направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, дефекта, социального отклонения.

Планируемый результат работы по индивидуальной программе реабилитации и адаптации несовершеннолетнего с ОВЗ, находящегося в социально-опасном положении и его семьи это скорегированные дезадаптивные формы поведения и успешная социализация.

Индивидуальная программа реабилитации и адаптации состоит из следующих разделов:

  1. Диагностический, который позволит более подробно, детально изучить особенности семьи и ребенка могут войти следующие методики:….
  2. Работа с семьей направлена на осознание со стороны родителей неправильного поведения, на формирование интереса к стилю жизни, в соответствии с принятыми общественными нормами (здоровый образ жизни, семейные ценности) через такие формы работы как привлечение к участию семьи в социально-значимых мероприятиях; круглые столы, лекции, беседы с законным представителями «О вреде алкоголизма»; «Об обязанностях родителей по воспитанию и содержанию своих детей», «О влиянии семьи на воспитание детей».
  3. Мероприятия реабилитации и адаптации несовершеннолетнего направлены на:
    1. Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства.
    2. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных житейских ситуациях. Практическое освоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности, накопление опыта продуктивного взаимодействия с другими людьми.
    3. Развитие стремления к достижениям в учёбе, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем. Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни. Такие формы работы как психологические коррекционные занятия, беседы на нравственные темы; организация занятий в кружках дополнительного образования; организация досуга в рамках внеурочной деятельности способствуют успешной социализации.
  4. Организация совместной деятельности несовершеннолетнего и его родителей с целью объединения семьи.
  5. Деятельность по организации межведомственного взаимодействия способствует решению проблем семьи и ребенка, которые педагоги и специалисты школы, к сожалению, не могут решить: это алкоголизм законных представителей, отсутствие постоянного дохода в семье.

III этап посвящен реализации программы реабилитации и адаптации.

На IV этапе осуществляется мониторинг планируемых результатов.

V этап. По результатам мониторинга в конце учебного года составляется отчет об эффективности индивидуальной программы, в котором отражается динамика коррекции. Принимается решение: продолжить работу по индивидуальной программе или ее можно завершить в связи с успешной реабилитацией несовершеннолетнего и его семьи.

При специально созданных условиях «обучающийся с ОВЗ овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества».

Рабочая программа (6 класс) на тему:
Индивидуальная программа реабилитации несовершеннолетнего

План работы с несовершеннолетним «Группы риска»

Предварительный просмотр:

Заместитель директора Директор ГБОУ

по воспитательной работе «Чистопольская кадетская

___________В.А. Баранова школа-интернат имени героя Советского Союза Кузьмина С.Е.»

Индивидуальная программа реабилитации

ГБОУ «Чистопольская кадетская школа – интернат имени героя Советского Союза Кузьмина С.Е.»

Воспитатель кадетского класса

Дмитрий Александрович Гурьянов

Чистополь 2014 г.

Индивидуальная программа реабилитации

несовершеннолетнего Аглямова Владислава Сергеевича

Аглямов Владислав Сергеевич, 2003 года рождения, проживающего по адресу пгт Аксубаево, улица Пролетарская дом 112, прибыл в 2014 году ГБОУ «Чистопольскую кадетскую школу-интернат» 5а класс, ранее состоящий в подразделении по делам несовершеннолетних (мелкое хищение, март 2014 год).

Цель моей работы: социальная защита несовершеннолетнего, его развитие, воспитание и образование.

Выявление интересов и потребностей несовершеннолетнего, трудностей и проблем, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде.

Своевременное оказание помощи и поддержки несовершеннолетнему и его родителям (лицам их заменяющим).

Организация мероприятий, направленных на профилактику асоциального поведения и правонарушений, охране жизни и здоровья.

Координация взаимодействия с межведомственными службами.

Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и со-

держание детей является одним из главнейших факторов появления категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Семейное неблагополучие является многомерной характеристикой функционирования семьи. Существуют следующие основные виды депривации, свидетельствующие о семейном неблагополучии:

• трудное материальное положение, бедность;

• потеря членами семьи связи с рынком труда;

• конфликтная ситуация в семье;

• безответственное родительство, жестокое обращение с детьми;

• алкоголизм, наркомания и т.д.

Работа общественного воспитателя многоаспектная. Для того чтобы определить успешность этой сложной и разнообразной работы, необходимо четко и грамотно распределить свое рабочее время в течении дня, недели, месяца и года.

Для успешного результата в процессе реализации программы необходимо более тесное сотрудничество с межведомственными службами.

Взаимодействие.

Методическая разработка по теме:
Индивидуальная программа реабилитации трудного подростка

Данная методическая разработка предназначена для социальных педагогов и классных руководителей для организации работы с подростками группы «риска»

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа реабилитации

на 20____ – 20__ уч. год

Ф.И.О. ученика, дата рождения

Фактор риска: административные правонарушения, низкая успеваемость и посещаемость учебных занятий.

Цель: отсутствие рецидива правонарушений, осознание своего проступка, формирование устойчивой мотивации к учению, воспитание и развитие навыков здорового образа жизни.

Контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий. Профилактические беседы соц. педагога, классного руководителя, инспектора ПДН. Совместные рейды с инспекторами ПДН по проверке нахождения подростка в вечернее время. Контрольное обследование ЖБУ. Выявление круга общения.

Контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий. Профилактические беседы соц. педагога, классного руководителя, инспектора ПДН. Совместные рейды с инспекторами ПДН, по проверке нахождения подростка в вечернее время.

Посещение на дому.

Контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий. Профилактические беседы соц. педагога, классного руководителя, инспектора ПДН. Совместные рейды с инспекторами ПДН по проверке нахождения подростка в вечернее время.

Контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий. Профилактические беседы соц. педагога, классного руководителя, инспектора ПДН. Совместные рейды с инспекторами ПДН по проверке нахождения подростка в вечернее время. Посещение на дому.

Контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий. Профилактические беседы соц. педагога, классного руководителя, инспектора ПДН. Совместные рейды с инспекторами ПДН по проверке нахождения подростка в вечернее время..

Контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий. Профилактические беседы соц. педагога, классного руководителя, инспектора ПДН. Совместные рейды с инспекторами ПДН по проверке нахождения подростка в вечернее время.

Контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий. Профилактические беседы соц. педагога, классного руководителя, инспектора ПДН. Совместные рейды с инспекторами ПДН по проверке нахождения подростка в вечернее время. Посещение на дому.

Контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий. Профилактические беседы соц. педагога, классного руководителя, инспектора ПДН. Совместные рейды с инспекторами ПДН по проверке нахождения подростка в вечернее время.

Контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий. Профилактические беседы соц. педагога, классного руководителя, инспектора ПДН. Совместные рейды с инспекторами ПДН по проверке нахождения подростка в вечернее время. Контрольное обследование ЖБУ.

Организация досуговой деятельности

Ознакомление с работой кружков «ЦО№2», выбор кружка по интересу. Месячник:

«Внимание, дети!», Анкетирование «Подросток группы «Риска» в социуме»

Привлечение к трудовой деятельности в школе.(эколог. месячник), проф. подготовка. Участие в проведении «Осенний марафон».

Анкетирование: «Изучение уровня информированности и отношения подростков к алкоголю и наркотическим веществам»

Участие в проведении новогодних мероприятий.

Привлечение к участию в Зимней спартакиаде.

Участие в проведении конкурсной программы «День Святого Валентина», «Защитника Отечества»

Участие в экологической декаде: День земли, «Марш парков»

Месячник правовых знаний и профилактики наркомании, употребления алкоголя и табакокурения «Молодежь за ЗОЖ»

Организация и участие трудового лагеря.

Работа с родителями

Посещение на дому с целью контрольного обследования условий жизни и воспитания.

Консультирование по вопросам обучения и воспитания.

Беседы с мамой, братом

Консультирование по вопросам обучения и воспитания.

Проведение мероприятия ко Дню матери. Родительское собрание «Профилактика правонарушений среди подростков»

Консультирование по вопросам обучения и воспитания. Посещения на дому.

Консультирование по вопросам обучения и воспитания.

Родительское собрание «Профилактика правонарушений среди подростков. Правовые основы семейного воспитания»

Консультирование по вопросам обучения и воспитания. Посещения на дому.

«Круглый стол» на тему: «Влияние семьи на психологическое здоровье ребенка»

Консультирование по вопросам обучения и воспитания.

Собрание отцов «Роль отца в воспитании детей».

Беседы с мамой Консультирование по вопросам обучения и воспитания.

Консультирование по вопросам обучения и воспитания. Беседы с .

Родительское собрание «Итоговая аттестация. Куда пойти учиться!»

Беседы с мамой Консультирование по вопросам обучения и воспитания.

Встречи с инспекторами ПДН и беседы на правовую тематику:

«Уголовная и административная ответственность за совершенные правонарушения и преступления»;

Встречи с инспекторами ПДН и беседы на правовую тематику «Закон и ответственность»Участие в месячнике правовых знаний и профилактике наркомании.

Встречи с инспекторами ПДН и беседы на правовую тематику«Административные правонарушения и закон» Цикл занятий «Правовая защита подростка».

Встречи с инспекторами ПДН и беседы на правовую тематику. Участие в проведении

викторины «Правовой аспект».

Встречи с инспекторами ПДН и беседы на правовую тематику.

соблюдение прав ребенка.

Встречи с инспекторами ПДН и беседы на правовую тематику.

Месячник «Полиция и дети».

Встречи с инспекторами ПДН и беседы на правовую тематику

« О вреде алкогольных продуктов и их действие на организм подростка»

Встречи с инспекторами ПДН и беседы на правовую тематику.

социально- правовое консультирование.

Встречи с инспекторами ПДН и беседы на правовую тематику.

Социально- психологическая служба

«Диагностика развития личности ребенка. Выявление отрицательных установок в поведении, развитии»

Тестирование: «Диагностика познавательных и творческих интересов, потребностей, склонностей подростка».

Тренинг «Мир глазами агрессивного человека»

Творческая мастерская по теме: «Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении»

Тренинг «Мир глазами агрессивного человека»

Индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, состоящего на внутришкольном учете/ находящегося в трудной жизненной ситуации, и семьи

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тальменская СОШ №6»

Индивидуальная программа реабилитации и адаптации

несовершеннолетнего, состоящего на внутришкольном учете/находящегося в социально опасном положении, и его семьи

об организации и порядке ведения внутришкольного

и межведомственного учета обучающихся и семей

1.1. Нормативно-правовая база настоящей Инструкции:

Конвенция о правах ребенка.

Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ ;

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»;

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

Закон Алтайского края от 15.12.2002 № 86-ЗС «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае»;

Закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;

Приказ Министерства образования и науки от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений»;

Приказ Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 01.02.2006 № 112 «Об утверждении примерного положения о классном руководителе в общеобразовательных учреждениях Алтайского края»;

Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края 18.10.2012 г. № 4 «Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению и реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении » ;

Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края от 22.05.2009 № 2 «Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждений уголовно-исполнительной системы в работе с несовершеннолетними, освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, осужденными условно, к обязательным, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также обвиняемыми в совершении преступлений».

Методические рекомендации комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края по вопросу определения основных критериев отнесения семей к категории «семья, находящаяся в социально опасном положении»;

Методические указания по разработке межведомственных индивидуальных программ реабилитации семьи и несовершеннолетнего / Под общей редакцией Т.В. Антроповой, Ю.А. Ковалевой – Барнаул: Главалтайсоцзащита, 2014, 78 с.

1.2. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – настоящий Федеральный Закон в соответствующем падеже) организации, осуществляющие образовательную деятельность:

1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;

4) обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

1.3. В Инструкции применяются следующие понятия:

несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении , – лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия (на основании постановления муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – « КДНиЗП»);

семья, находящаяся в социально опасном положении , – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (на основании постановления муниципальной КДНиЗП);

несовершеннолетний, нуждающийся в особом внимании общеобразовательной организации , — обучающийся, в отношении которого Советом профилактики общеобразовательной организации принято решение о постановке на внутришкольный учет и проведении индивидуальной профилактической работы в целях предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации; СЕМЬЯ.

антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении и (или) нуждающихся в особом внимания общеобразовательной организации, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении и (или) нуждающимися в особом внимании общеобразовательной организации;

учетная карта несовершеннолетнего, нуждающегося в особом внимании общеобразовательной организации и (или) находящегося в социально опасном полож ении, его семьи – документ, в котором отражаются предоставленные органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведения, необходимые для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении и (или) нуждающегося в особом внимании общеобразовательной организации, его семьи;

межведомственный учет несовершеннолетних и семей единый учет несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, в отношении которых проводится профилактическая и реабилитационная работа органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних во взаимодействии;

внутришкольный учет обучающихся и семей – система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая общеобразовательной организацией в отношении:

1) обучающихся, нуждающихся в особом внимании общеобразовательной организации (с отклонениями в поведении либо имеющих проблемы в обучении – нуждающихся в социально-психологической и педагогической помощи);

2) обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении;

Индивидуальные профилактические мероприятия направлены:

на предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся;

на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений и преступлений обучающихся;

на оказание социально-педагогической помощи и поддержки и психологического сопровождения обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении и (или) нуждающихся в особом внимании общеобразовательной организации ;

межведомственная индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей (далее – «МИПР») – форма ведения документации, содержащая сведения о несовершеннолетнем и его семье; перечень социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых и других мероприятий по реабилитации несовершеннолетнего и его семьи, определяющих общую для всех субъектов профилактики стратегию и тактику работы с конкретным несовершеннолетним и конкретной семьей, находящимися в социально опасном положении.

индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете, и их семей (далее – «ИПР») – локальный акт, содержащий сведения о несовершеннолетнем и его семье; перечень социально-психологических, социально-педагогических мероприятий, иных мероприятий по реабилитации несовершеннолетнего и его семьи согласно основаниям для постановки на внутришкольный учет в части компетенции общеобразовательной организации.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ КОНСТРУКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ С РЕБЁНКОМ

Принимайте ребёнка таким, какой он есть.

Не приказывайте по прихоти или в раздражении.

При принятии решений опирайтесь на мнение других и ребёнка.

Собственное поведение – решающий фактор воспитания.

Поддерживайте атмосферу открытости и доверия.

Не допускайте излишеств в подарках и стимулировании детей.

Воздействуйте на ребёнка собственным примером.

Используйте совместную работу для преодоления трудностей.

Не устанавливайте чрезмерно жёстких правил, привязывающих ребёнка к дому.

КАК ОБЩАТЬСЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ!

ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИТЕ!

Беседу с подростком необходимо начинать с дружеского тона.

При первой встрече с ребёнком постарайтесь его не критиковать.

В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.

Лучшим словом, располагающим ребёнка к общению, является его имя.

Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.

Инициативу в общении держите в своих руках.

Умейте посмотреть на вещи глазами подростка.

В общении с подростком старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ И ИХ СЕМЬЯМИ

Инструктивно-методические указания

Введение

Всемерная поддержка семьи, защита прав и интересов несовершеннолетних – одно из важнейших направлений государственной социальной политики. Политика государства, в особенности, когда она направлена на такой достаточно автономный социальный институт, каким является семья, должна быть исключительно деликатной и гибкой. Тем не менее, в ситуациях, когда в семье возникает угроза для нормального воспитания и развития детей, государственные органы и службы должны осуществлять предусмотренную законом деятельность, направленную на восстановление нормального функционирования семьи, на обеспечение защиты тех членов семьи, которые в силу возраста или состояния здоровья не способны сами отстаивать свои интересы. Профилактика семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних позволяет предотвратить возникновение таких тяжелых, кризисных ситуаций, как социальное сиротство детей, вовлечение их в пьянство, наркоманию, преступную деятельность.

Правовые основания для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями закреплены в Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. 120-ФЗ

Принципы организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями

Принципы – это основополагающие, исходные начала, которые применительно к эффективной организации и осуществлению индивидуальной профилактической деятельности определяют ее цели и задачи, содержание и порядок, а также характер взаимодействия субъектов этой деятельности. Разработка системы принципов очень важна, поскольку в значительной мере обуславливает успешность соответствующей деятельности.

В качестве первого и важнейшего принципа следует выделить принцип гуманного отношения к семье и детям. Сейчас семья, дети не воспринимаются общественным сознанием как исключительная, приоритетная ценность. Зачастую они приносятся в жертву, и не так уж важно – водке и наркотикам или успеху в бизнесе. Социальное сиротство, насилие в отношении детей и даже убийства новорожденных стали обыденным явлением, не способным шокировать общественность. По этой причине важнейшим направлением социальной политики должно стать воспитание населения, в первую очередь молодежи, формирование в общественном сознании ценность семьи. Для этого существует, но недостаточно используется, мощнейший арсенал средств: специальные образовательные программы в учебных заведениях, фильмы и телевизионные передачи, социальная реклама, широкое обсуждение проблем в периодической печати и многое другое. Вопросы индивидуальной профилактической работы с семьями группы риска должны находиться в фокусе общественного внимания.

Принцип приоритетной защиты прав и интересов ребенка можно также отнести к числу важнейших принципов организации социальной работы с семьями. Факты нарушения прав детей стало явлением широко распространенным. Как в действующем законодательстве, так и в практике его применения не отражена особая значимость защиты прав и интересов несовершеннолетних. Так, насилие в семье, применяемое по отношению к детям, практически оказывается ненаказуемым, кроме разве что отдельных случаев, когда ребенку причиняются тяжкие увечья, и это обстоятельство уже не удается скрыть. Нередки случаи нарушения жилищных прав несовершеннолетних. Жилищные права несовершеннолетних нарушаются нередко при продаже родителями квартир, хотя органы опеки обязаны контролировать их соблюдение. Практика социальной работы позволяет выделить два типа отношения семей к социальной поддержке как крайние варианты, между которыми возможны промежуточные. С одной стороны, есть семьи, которые обращаются за помощью, активно сотрудничают с социальными учреждениями, проявляют большую настойчивость для получения поддержки. С другой стороны, есть семьи, которые отказываются от предлагаемой помощи, от контактов с сотрудниками центров социальной помощи семье и детям. В последнем случае часто нарушаются интересы детей, законными представителями которых выступают родители. В практике работы центров встречались случаи, когда такое поведение родителей было обусловлено желанием скрыть неблагополучие в семье, свои ошибки и безответственность в воспитании детей. В то же время активность родителей в получении социальной поддержки не всегда диктуется заботой о детях, особенно если есть стремление получить помощь непременно в денежном эквиваленте и ограничить этим сотрудничество с социальными службами.

Принцип индивидуального подхода к организации и проведению работы с семьей предполагает учет особенностей конкретной семьи, сложившихся межличностных отношений между ее членами. В семьях возникают самые разные проблемы, приводящие к семейному неблагополучию. Проявление семейного неблагополучия обнаруживается в невозможности выполнения семьей той или иной ее функции. Все функции семьи теснейшим образом связаны, и препятствия в реализации любой из них почти неизбежно влекут целую цепь нарушений нормальной жизнедеятельности семьи как единого социального организма. В силу сложности любой семейной проблемы объектом социально-профилактической работы всегда должна быть семья в целом, а не только «носитель симптома» или лицо, обратившееся за помощью. Так, в семьях, где один из членов семьи злоупотребляет алкоголем, формируются отношения так называемой «созависимости», в которые включены все другие члены семьи, и для реализации которых существуют привычные способы поведения. Социальная реабилитация такой семьи предполагает использование разных форм работы, направленных на изменение поведения всех членов семьи. Таким образом, адресатом социально-профилактической работы является семья в целом.

В связи с названным выше принципом индивидуального подхода к работе с несовершеннолетними и их семьями находится принцип, определяющий упреждающий, профилактический характер работы. С точки зрения выбора средств воздействия этот принцип может быть сформулирован как принцип приоритета воспитательных и правоохранительных мер по отношению к мерами карательными.

Что касается самих несовершеннолетних, то применение к ним наказания обычно не только неэффективно, но и несправедливо – возникает ситуация, когда «дети расплачиваются за грехи отцов». Ведь по существу, наказывая, мы пытаемся заставить подростка отказаться от свойственных ему деструктивных форм поведения. При этом очевидно, что усвоенные им способы поведения есть результат его негативного жизненного опыта, тех условий социализации, в которых он оказался в силу сложившихся жизненных обстоятельств. Возникшие деформации личности и характера можно исправить только в процессе трудной и долгой воспитательной работы.

Именно в процессе воспитания ребенку или подростку можно предложить другие способы поведения, добиться их усвоения через обнаружение на собственном опыте их очевидных конструктивных преимуществ. В настоящее время разработаны специальные методики проведения тренинговых занятий с несовершеннолетними, направленные на снижение их агрессивности, повышение социальной компетентности и профилактику употребления алкоголя и наркотиков.

Весьма перспективной формой социально-профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе и с теми, кто уже совершал правонарушения, является включение их в систематические групповые тренинги для формирования необходимых навыков поведения в обществе, позитивных личностных качеств и устойчивой положительной самооценки. Очевидно, что применение к подростку наказания в виде лишения свободы, а также освобождение его от наказания утрачивают смысл как средство воздействия, если период отбывания наказания не заполнен содержательно. Это означает, что в течение всего срока наказания должен быть обеспечен не только контроль за несовершеннолетним, устройство его на учебу или на работу, но и реализация специально разработанной для данного несовершеннолетнего индивидуальной программы реабилитации и адаптации. Такая программа должна включать комплекс специальных мер педагогического воздействия: беседы, тренинги, участие в культурных и спортивных мероприятиях и т.д. Условием ее эффективности является, следование еще одному важному принципу: смещению акцента с активности воспитателя на организацию активности ребенка. Решение проблемы реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в значительной степени определяется необходимостью формирования у них новых, социально одобряемых способов поведения, позитивных социальных установок, системы ценностей и смысловых структур. Активность педагога направлена на создание условий для развертывания собственной активности ребенка, в которой и происходит преобразование его личности. Девиантное поведение несовершеннолетних обычно является вынужденным, способом выживания в социальной среде, поэтому надо создать условия, когда психологически выигрышным станет социальное одобряемое поведение. В число принципов организации социальной работы с семьями должен быть включен принцип информационной обеспеченности в работе с семьей. Семья обладает определенной автономностью, достаточно высокой степенью «закрытости». Чтобы составить представление о положении дел в семье, необходимо получить определенную информацию, а это бывает нелегко. Даже сведения о реальных доходах семьи, базирующееся на справках о заработках и пенсиях, нередко бывают весьма далеким от действительности. В письме первого заместителя министра по труду и социальному развитию РФ от 13 февраля 2002г., направленном в органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, прямо указывается, что «в целях предупреждения беспризорности необходимо создать в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации банк данных на региональном и муниципальном уровне о детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семьях, находящихся в социально опасном положении».

1. Компетенция органа управления образованием в разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении

Органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают профилактические мероприятия психолого-педагогическими мерами, направленными на социальную адаптацию, психосоциальную коррекцию поведения и личности несовершеннолетнего, оказавшегося в социально опасном положении. Психолого-педагогические мероприятия призваны также обеспечить восстановление нормального функционирования педагогически несостоятельных семей путем формирования у детей и родителей навыков конструктивного поведения, позитивного разрешения конфликтов. В качестве своей основной задачи органы управления образованием обеспечивают получение несовершеннолетним образования в образовательных учреждениях с учетом соответствия предлагаемых образовательных программ индивидуальным особенностям несовершеннолетнего.

1. При обнаружении фактов, свидетельствующих о том, что несовершеннолетний или его семья находятся в социально опасном положении, работники образовательных учреждений обязаны незамедлительно поставить в известность секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав для принятия безотлагательных мер помощи несовершеннолетнему.

2. При разработке профилактических мер психолого-педагогического характера для индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении, и их семей специалисты образовательных учреждений по поручению руководителя органа управления образованием составляют социально-педагогический паспорт семьи и характеристику несовершеннолетнего с учетом данных психологической диагностики.

3. На основании диагностических данных, с учетом характеристики несовершеннолетнего и характеристики его семьи образовательное учреждение по поручению органа управления образованием планирует мероприятия консультационного, развивающего и реабилитационного характера.

4. В индивидуальную программу реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, оказавшегося в социально опасном положении, могут быть включены психолого-педагогические мероприятия как для самого несовершеннолетнего, так и для других членов его семьи, если это необходимо для исправления ситуации в семье.

5. В индивидуальной программе реабилитации и адаптации несовершеннолетнего должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним образования с учетом его индивидуальных особенностей, склонностей, уровня психического развития.

2. Компетенция подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел в разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении

Подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее — ПДН УВД) отводится ведущая роль в обеспечении защиты жизни и здоровья несовершеннолетних от насильственных посягательств со стороны других лиц, а также в предупреждении всех форм семейного насилия в отношении детей. Кроме того, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел осуществляют меры по отысканию и установлению статуса родителей, оставивших своих детей без попечения, восстановлению документов несовершеннолетних, предупреждению вовлечения несовершеннолетних в пьянство, наркоманию, попрошайничество, проституцию, в противоправную и иную антиобщественную деятельность.

1. При обнаружении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, сотрудники ПДН УВД обязаны незамедлительно поставить в известность секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав для принятия безотлагательных мер помощи несовершеннолетнему.

2. При осуществлении безотлагательных мер помощи несовершеннолетнему сотрудники полиции обеспечивают доступ представителям комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства, органов социальной защиты населения в жилые помещения для защиты прав и интересов проживающих в них несовершеннолетних граждан, для пресечения случаев семейного насилия в отношении детей и подростков.

3. При разработке индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, руководство ПДН УВД обязано предусмотреть совокупность мер, направленных на защиту прав и интересов, безопасности несовершеннолетнего.

4. Сотрудниками ПДН УВД должны быть приняты меры по проверке статуса родителей (гражданства, места проживания, судимости, состоянии на учете в КНД, ККНД).

5. В случае, если социально опасное-положение несовершеннолетнего возникло по вине родителей или лиц, их заменяющих, должен быть решен вопрос о постановке их на учет в ПДН УВД, а при наличии предусмотренных законом оснований – вопрос о привлечении родителей к ответственности, вплоть до уголовной.

6. Сотрудники ПДН УВД проводят профилактические беседы с несовершеннолетними и их родителями, состоящими на учете в КДН, посещают такие семьи по месту жительства и осуществляют другие меры профилактики в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, или семьи, находящейся в социально опасном положении.

3. Компетенция органа социальной защиты населения в разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении

Органы и учреждения социальной защиты населения обеспечивают профилактические мероприятия прежде всего путем организации социального обслуживания несовершеннолетних и семей, оказавшихся в социально опасном положении. Реабилитационные услуги предоставляются несовершеннолетним и их семьям в соответствии с действующим законодательством.

1. При обнаружении несовершеннолетнего в социально-опасном положении работники учреждений социальной защиты населения обязаны незамедлительно поставить в известность секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав для принятия безотлагательных мер помощи несовершеннолетнему.

2. Социальное обслуживание несовершеннолетнего и его семьи, находящихся в социально-опасном положении, может осуществляться на дому, а также в условиях стационарного и полустационарного обслуживания.

3. В отношении несовершеннолетних, оказавшихся в социально-опасном положении вследствие утраты родительского попечения (родители отсутствуют, находятся в местах лишения свободы, в лечебных учреждениях и т.д.) должен быть незамедлительно решен вопрос о передаче ребенка в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

4. В отношении несовершеннолетнего и его семьи должны быть определены и закреплены в индивидуальной программе реабилитации и адаптации меры социальной поддержки.

5. Услуги, предоставляемые несовершеннолетнему или семье, находящимся в социально опасном положении, должны предоставляться согласно индивидуальной программе реабилитации и адаптации и в соответствии с установленными государственными стандартами.

4. Компетенция органа опеки и попечительства в разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении

Органы опеки и попечительства решают вопросы устройства несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении вследствие утраты родительского попечения. Формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, предусмотрены законом. Но выбор оптимального варианта для конкретного ребенка предполагает необходимость учета всех обстоятельств его жизни, а также наличия или отсутствия братьев и сестер, и, конечно же, личностных особенностей. Оптимальным является, устройство в замещающую семью.

1. Получив информацию о несовершеннолетнем, оставшимся без попечения родителей, специалисты органа опеки и попечительства устанавливают возможность передачи ребенка в семью родственников, в качестве безотлагательной меры помощи, с последующим оформлением опекунства.

2. Если такой возможности нет, то должны быть предусмотрены меры по устройству ребенка в замещающую семью. Эти меры должны быть включены в соответствующий раздел индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, оказавшегося в социально опасном положении.

3. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за воспитанием и развитием несовершеннолетнего, помещенного в замещающую семью. Соответствующие меры должны быть включены в индивидуальную программу реабилитации и адаптации несовершеннолетнего.

5. Компетенция органа по делам молодежи в разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении

Органы по делам молодежи обеспечивают профилактические мероприятия в отношении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, путем организации его досуга, включения в детские и юношеские коллективы позитивной социальной ориентации, помощи в трудоустройстве.

1. Специалисты органа по делам молодежи при разработке профилактических мер для индивидуальной реабилитационной программы несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, выясняют вопросы, касающиеся его обычного досуга, характеристики детско-подростковой группы, в которую он входит, в том числе используя данные, имеющиеся у специалистов подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и участковых сотрудников полиции.

2. Специалисты органа по делам молодежи разрабатывают предложения по организации досуга несовершеннолетнего с учетом его возраста, его интересов, а также задач позитивной социализации в условиях детско-подросткового коллектива.

3. В индивидуальной программе реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, должны быть предусмотрены формы организации его летнего отдыха. Эти меры планируются с учетом рекомендаций органа управления здравоохранением и органа управления образованием.

4. При планировании мер по организации летнего отдыха несовершеннолетнего следует учитывать, что дети и подростки, находящиеся в социально опасном положении, в первоочередном порядке направляются в летние лагеря, летние выездные школы и другие учреждения для летнего отдыха несовершеннолетних. При этом предпочтение отдается профильным лагерям, в том числе с коррекционной воспитательной программой.

Формы индивидуальной профилактической работы с семьями в

социально-опасном положении

  1. Выявление неблагополучных семей, детей – подворовый обход, работа с населением, с другими заинтересованными ведомствами.
  2. Определение фактов неблагополучия – беседы, сбор информации о семье, ребенке.
  3. Составление социальной характеристики семьи, ребенка – определение социального статуса семьи, социальных связей.
  4. Определение наиболее острых нужд семьи – психологических, материальных, социальных.
  5. Составление индивидуальной программы реабилитации семьи, ребенка.
  6. Собственно индивидуальная профилактическая работа с семьей, ребенком:

— работа по оздоровлению, отдыху и летнему трудоустройству детей,

— привлечение необходимых специалистов (медицинские, юридические, психологические услуги) для работы с семьей, ребенком,

— вовлечение детей и подростков в досуговую деятельность,

— вовлечение семьи, детей в общественно-полезную трудовую деятельность,

-работа с окружением ребенка (оздоровление социальной обстановки),

— работа по профориентации, обучению ребенка, родителей,

— консультации семье и детям по различным вопросам,

— содействие в организации материальной поддержки,

— организация «родительских школ»,

-работа с педагогическим коллективом по изменению отношения к семье, ребенку,

— проведение социологических опросов, исследований.

  1. Регулярное подведение итогов работы, анализ результатов, рассмотрение необходимых изменения в подходе.

«Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа» Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

1. безнадзорные или беспризорные

2. занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством

3. содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах и других учреждениях системы социальной защиты населения

4. употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества,

5. употребляющие алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе:

6. совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания:

7. вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа

8. совершившие административное правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность

9. освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия

10. совершившие общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством

11. обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу

12. условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденных вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием

13. получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора

14. освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы

15. вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа

16. осужденные за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия:

17. осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Основными критериями при определении семей этой категории являются:

неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);

отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и т.д.);

отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни);

вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);

жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку);

отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);

семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

Чаще всего социально опасное положение является предельным случаем трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Как преодолеть агрессивность у детей.

1. Снять мышечное и эмоциональное напряжение:

— дать возможность подвигаться, лучше предложить подвижную игру с правилами, но без состязания;

— предложить рисование кляксами, пальцами;

— изобразить агрессивное животное, громко порычать несколько раз;

сделать релаксационные упражнения.

2. Демонстрировать ребенку собственное спокойное поведение и адекватные реакции на окружающее:

— не повышать голоса в присутствии ребенка, не оскорблять его и окружающих;

— сочувствовать, сопереживать страданиям других людей и животных;

— учить понимать эмоциональное состояние окружающих;

— не вызывать часто чувство вины;

— избегать просмотра фильмов со сценами насилия и жестокости;

— давать возможность высказывать собственное мнение;

— наполнять жизнь интересными событиями и делами, вызывающими состояния несовместимые с чувством агрессии;

— развивать чувство юмора.

3. Играйте с ребенком в игры по правилам, развивающие самоконтроль,самоорганизацию, умение рефлексировать и планировать свои действия:

— в проблемные и конфликтные ситуации ( проигрывать проблемные ситуации в приюте, в школе);

— спортивные игры; шашки и шахматы;

— сюжетно-ролевые игры, где ребенок берет на себя ответственные роли: учителя , спасателя, разведчика, исследователя или соответствующего героя сказки, фильма.

4. Следите за эмоциональным состоянием ребенка:

— помните, что страхи часто являются причиной агрессии;

— упреки, вызывают обиду и враждебность;

— проявляйте внимание к делам и отношениям ребенка, поощряйте любые успехи и достижения, почаще общайтесь с ним;

— проявляйте свою любовь к ребенку в поступках, которые научат его любви, доброте и сочувствию;

— ребенок должен постоянно ощущать вашу поддержку и заботу.

Смотрите еще:

  • Учебное пособие пекарь Кулинарные книги по выпечке хлеба Источник Хлеб – основной и незаменимый продукт питания человека. Он является источником углеводов, но так же содержит белки 5-9%, витамины группы В, минеральные соли 1 -2,5 % и органические […]
  • Таблицы в правилах войны Наиболее выгодные юниты Подавляющие большинство игроков не вкладывают денежные средства в игру. Или вкладывают их минимально. Часть активных продает чертежи и ресурсы. Но это относительно не большой приток кристаллов в игру (на […]
  • Увольнение из полиции по статье Увольнение из МВД по отрицательным мотивам Служба в ОВД выдвигает к сотрудникам ряд требований, в том числе личностного характера, которые связаны со спецификой осуществляемой деятельности. На них лежит большая ответственность по […]
  • Приказ на проведение электронного аукциона образец Приказ о проведении электронного аукциона Больше образцов и бланков в Системе Госзаказ Система Госзаказ Важные события в сфере закупок: Практический семинар "Контрактная система 2019"26 - 27 ноября Практический семинар "Закупки […]
  • Как писать заявления на ущерб Как написать исковое заявление по ДТП Если вам необходимо обращаться в суд, чтобы получить необходимую сумму для возмещения ущерба после ДТП, стоит изучить правила написания искового заявления. Рассмотрим, на что стоит обратить […]
  • Коллекторы oventrop multidis sf Коллектор Oventrop Multidis SF 6 выходов 1405556 гребенка Овентроп Каталог / Каталог / Коллекторы Oventrop / Коллекторы для радиаторов с кранами Oventrop / Коллектор Овентроп 6 контуров с вентилями (кранами) для […]
  • Оформить загранпаспорт без очереди Можно ли получить загранпаспорт без очереди? И другие актуальные вопросы. Все пропало? Вылет через неделю? При получении загранпаспорта многие клиенты, обращающиеся в нашу компанию, часто задают вопросы, касающиеся самостоятельного […]
  • Налоговый калькулятор патент 2014 ФНС России запустила налоговый калькулятор для расчета стоимости патента На официальном сайте ФНС России теперь можно онлайн рассчитать стоимость патента. Запущен соответствующий электронный сервис. Об этом сообщает пресс-служба […]