Земельный налог ставка крым

Земельный налог в Крыму: сколько будут платить крымчане?

Земельный вопрос

Сегодня, по сведениям Росреестра, земельными участками владеют 150 тысяч крымчан. А наделов насчитывается 185 тысяч.

– Базой для земельного налога будет являться нормативная цена земли. Кадастровая оценка на землю в Крыму по плану будет вводиться с 1 января 2019 года. То есть по кадастровой оценке граждане будут получать уведомления только в 2020 году, – отметил главный налоговик Крыма.

По его словам, нормативная цена земли невелика и условно за 6-10 соток земли налог составит около 300 рублей. В разных регионах размер налога будет немного отличаться. Но для тех, у кого в собственности гектар земли и больше, «эти цифры будут на порядок выше».

Платить налог на землю необходимо будет в тот же срок, что и транспортный – до 1 декабря текущего года.

– Граждане получат единое налоговое уведомление не позднее 1 ноября. Сейчас уже проводится работа, я думаю, это июль – сентябрь, когда будет рассылаться единое налоговое уведомление (в нём будет прописан земельный и транспортный налог. – Ред.), – отметил Роман Наздрачёв.

По предварительным данным, после сбора земельного налога дополнительные поступления в бюджет составят около 50 миллионов рублей.

Новым в части земельного налога стало также применение льгот. Ими могут воспользоваться Герои Советского Союза, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, ветераны и инвалиды ВОВ, ветераны и инвалиды боевых действий, чернобыльцы, пенсионеры…

Когда в Крыму начнут начислять земельный налог по кадастровой стоимости (это произойдёт с 2020 года), его размер для некоторых может существенно увеличиться. Если собственник земельного участка будет не согласен с кадастровой оценкой земли, у него есть право обратиться в суд, который назначит экспертизу.

Дальнейшая замена ККТ

Следующее нововведение, о котором напомнили в налоговики, – внедрение контрольно-кассовой техники (ККТ). Как помним, первый этап замены ККТ завершён 1 июля прошлого года. Смысл в том, что новая кассовая техника в режиме онлайн отправляет в единую базу данных информацию обо всех покупках. У работников налоговой службы есть данные, когда и что купил человек, а также продукцию какого производителя. Кстати, за полгода после внедрения новой ККТ на территории России выручка от продаж увеличились на 60%. То есть много наличных денег прячется в тени.

Следующий этап касается организаций и индивидуальных предпринимателей, которые в прошлом году имели законное право не менять кассовую технику. В этом году они обязаны её сменить. Затронет это тех, кто имеет наёмных работников, ведёт торговлю и предоставляет услуги в сфере общественного питания.

Из зоны будут исключать

Рассказал Роман Наздрачёв и о свободной экономической зоне. Анализ деятельности её участников выявил злоупотребления по использованию налоговых преференций. Решено ужесточить контроль.

– Порядка 400 участников свободной экономической зоны попадут под наш тотальный контроль. То есть будут отменяться льготы, будут осуществляться действия, направленные на исключения из свободной экономической зоны, и через суд будет возмещаться ущерб, причинённый государству, – подчеркнул Роман Наздрачёв. – То есть эта категория налогоплательщиков, которая не вкладывала ни копейки, но пользовалась льготами. Мы будем пресекать их деятельность совместно с правоохранительными органами, с Советом министром и депутатским корпусом.

По его данным, сегодня участниками СЭЗ являются более 1200 инвесторов – все они активно пользуются существенными льготами по уплате страховых взносов, налогов на прибыль и имущество. За всё время работы СЭЗ её участники получили более 7 млрд рублей налоговых преференций.

О применении пониженных ставок земельного налога

Сразу скажем, что обратиться к данной теме нас побудило Письмо ФНС России от 26.01.2018 № БС-4-21/[email protected] В этом письме Федеральная налоговая служба направила нижестоящим налоговым органам для изучения копии судебных постановлений по делу № А41-90821/2016 (включая Определение ВС РФ от 15.01.2018 № 305‑КГ17-20424) и перечислила обстоятельства, свидетельствующие об использовании участков в предпринимательской деятельности и, соответственно, о необоснованности применения льготной ставки налога.

Рассмотрим, какие это обстоятельства и есть ли у налогоплательщиков (организаций и ИП) шансы доказать право уплачивать налог исходя из пониженных ставок.

Подробнее о содержании Письма № БС-4-21/[email protected]

Тема письма – размер налоговой ставки в отношении земельных участков, предназначенных для дачного строительства, принадлежащих индивидуальным предпринимателям. Сославшись на обстоятельства дела № А41-90821/2016 и учитывая, что судьи (в том числе на уровне Верховного суда) признали доначисления обоснованными, ФНС сообщила, что о неправомерности применения льготной ставки земельного налога (0,3 % вместо 1,5 %) могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

  • большое количество земельных участков принадлежит одному лицу, зарегистрированному в качестве ИП, основным видом деятельности которого является продажа недвижимости;
  • имеются признаки коммерческого землепользования (для извлечения прибыли), в том числе создание на соответствующей территории инфраструктуры (построены дороги, подведено электричество для дальнейшей застройки и т. п.), наличие фактов дальнейшей реализации участков, то есть их использования налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

Иными словами, ФНС призвала налоговые органы на местах выявлять перечисленные обстоятельства, производить доначисления и отстаивать свою точку зрения в судебных инстанциях, обращая внимание арбитров на позицию, выраженную в Определении ВС РФ от 15.01.2018 № 305‑КГ17-20424.

Подробнее о деле № А41-90821/2016.

В проверяемом периоде ИП на праве собственности принадлежали 137 земельных участков с категорией «земли сельскохозяйственного назначения» и видом разрешенного использования «для дачного строительства».

Инспекция начислила недоимку, пени и штраф.

Три судебные инстанции единодушно встали на сторону налогового органа, отметив следующее:

  • исходя из системного толкования пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, п. 2 ст. 7, ст. 77, 78 и 81 ЗК РФ, ст. 1 Закона от 15.04.1998 № 66‑ФЗ допускается использование льготного налогообложения по ставке 0,3 % тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан либо непосредственно физическим лицам;
  • по смыслу действующего налогового законодательства пониженные ставки земельного налога установлены для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли;
  • основным видом деятельности ИП является покупка и продажа земельных участков;
  • на территории построены дороги, подведено электричество для дальнейшей застройки;
  • участки реализовывались физическим лицам, в аренду не предоставлялись.

Таким образом, если земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для дачного строительства», используются в коммерческих целях, то применение ставки земельного налога 0,3 % неправомерно. При этом статус правообладателя (юридическое лицо или ИП) не имеет значения. Иными словами, используя участки в предпринимательской деятельности, льготную ставку не вправе применять как коммерческие организации, так и ИП.

Отказывая в передаче дела для пересмотра, судья ВС РФ отметил: подход судов согласуется с позицией, изложенной Судебной коллегией в Определении ВС РФ от 18.05.2015 № 305‑КГ14-9101 по делу № А41-63325/13.

Подробнее о правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

Определение ВС РФ от 18.05.2015 № 305‑КГ14-9101 по делу № А41-63325/13 касается налогоплательщика-организации, в собственности которой было 354 земельных участка, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для дачного хозяйства» (144 участка) и «для дачного строительства» (210 участков).

В данном случае, признавая решение инспекции незаконным, суды исходили из того, что земельные участки классифицируются по правовому режиму, который не зависит от статуса собственника земли, а устанавливается на основании сведений о целевом назначении и виде разрешенного использования, содержащихся в государственном кадастре недвижимости. В связи с этим, по мнению судов, пониженная ставка земельного налога:

  • подлежит применению в отношении земельных участков с соответствующим правовым режимом;
  • может использоваться как некоммерческими, так и коммерческими организациями при условии использования этих земельных участков по целевому назначению.

Установив, что организация на спорных участках ведет строительство дачного комплекса, то есть, по мнению судов, земельные участки используются обществом по целевому назначению, суды пришли к выводу о правомерности применения пониженной ставки налога.

Однако Верховный суд признал мнение судов ошибочным и разъяснил, что по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, в то время как организация осуществляет на этих участках строительство дачного комплекса для последующей реализации юридическим и физическим лицам земельных участков, объединенных в этот комплекс, в целях извлечения прибыли.

Земельный налог: ставка для юридических лиц. Обратите внимание:

Позиция Коллегии ВС РФ взята налоговиками на вооружение, поскольку она была направлена инспекторам для использования в работе Письмом ФНС России от 24.12.2015 № СА-4-7/[email protected] (см. п. 25 письма).

Появление данной правовой позиции означало, что попытки коммерческих организаций доказать в суде обоснованность использования льготной ставки земельного налога обречены на неудачу. И этот вывод был многократно подтвержден впоследствии (определения ВС РФ от 06.12.2017 № 305‑КГ17-17796 по делу № А40- 230150/2016, от 04.12.2017 № 305‑КГ17-17315 по делу № А41-64401/2016, от 05.09.2017 № 305‑КГ17-12101 по делу № А41-68338/2016).

Вместе с тем некоторые ИП считали, что эта позиция к ним не применима, поскольку они являются физическими, а не юридическими лицами и условие об использовании земли в целях удовлетворения личных потребностей не является определяющим. Январское определение ВС РФ, упомянутое в январском же письме ФНС, свидетельствует о том, что данная правовая позиция распространяется и на предпринимателей.

Как налоговики собирают доказательства?

Напомним, ФНС в Письме № БС-4-21/[email protected] назвала два обстоятельства, свидетельствующие о необоснованности применения пониженной ставки налога. Во-первых, наличие в собственности ИП большого количества земельных участков. Во-вторых, наличие признаков коммерческого землепользования (в том числе создание инфраструктуры для дальнейшей застройки) и фактов дальнейшей реализации участков.

Рассмотрим пару судебных актов, чтобы понять, какие доказательства приводят контролеры, чтобы убедить судей в обоснованности доначислений.

Постановление АС ВВО от 15.02.2018 № Ф01-6676/2017 по делу № А28-12335/2016

Предпринимателю на праве собственности принадлежали 157 земельных участков категорий:

  • «земли сельскохозяйственного назначения» с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного использования», «для сельскохозяйственного производства»;
  • «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства», «огороды», «для индивидуального жилищного строительства», «строительство жилого дома».

В отношении спорных земельных участков предприниматель при исчислении земельного налога применил пониженную ставку в размере 0,3 %.

Арбитры обосновали свое решение так. Из абзаца 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ следует, что для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 %, необходимо соблюдение одновременно двух условий:

  • отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах);
  • использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

В случае если земельный участок признан уполномоченным органом не используемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной в отношении прочих земель и не превышающей 1,5 %, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.

Исчерпывающий перечень признаков неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369.

На основании информации, представленной администрациями сельских поселений, установлено, что спорные земельные участки:

  • не вспахивались, не использовались под сенокос, под пастбища для выпаса сельскохозяйственных животных, не засеивались сельскохозяйственными культурами;
  • заросли сорными растениями, кустарником и деревьями;
  • на землях населенных пунктов с видами разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и «строительство жилого дома» строительство не ведется.

Из договоров, первичных документов, оборотов по расчетным счетам предпринимателя установлено, что в проверяемом периоде отсутствовали операции по закупке удобрений, ядохимикатов, сельскохозяйственной техники, скота, стройматериалов, реализации сельскохозяйственной продукции, оплате услуг сторонним организациям за организацию и проведение сельскохозяйственных работ.

Арбитры приняли во внимание и такие обстоятельства:

  • общая площадь земельных участков составляет более 2 тыс. га, ИП провел их межевание с целью дальнейшей перепродажи, часть участков продана;
  • согласно постановлениям по делам об административных правонарушениях ИП неоднократно привлекался к ответственности за невыполнение обязанностей по рекультивации земель и других обязательных мероприятий по их улучшению и охране почв;
  • покупатели земельных участков, приобретенных у налогоплательщика, подтвердили, что на момент покупки земельные участки представляли собой пустое поле без насаждений и построек, заборов и ограждений, электричества, газа, воды, дорог и прочих коммуникаций.

Указанные обстоятельства позволили судьям сделать вывод о том, что земельные участки не используются для сельскохозяйственного производства, возведения жилых домов, ведения личного подсобного хозяйства, что свидетельствует об отсутствии у коммерсанта права применять льготную налоговую ставку в размере 0,3 %.

Важно, что арбитры отклонили ссылку ИП на п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, согласно которому неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной п. 1 ст. 394 НК РФ. Судьи указали:

  • в рассматриваемом случае установлено, что у предпринимателя не было намерений использовать по назначению земельные участки с видами разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и «строительство жилого дома»;
  • коммерсант осуществлял реализацию участков в целях извлечения прибыли.

Постановление АС ПО от 24.10.2017 № Ф06-25127/2017 по делу № А65-706/2017.

Этот случай интересен тем, что налогоплательщик (организация) пытался создать видимость использования земельных участков для сельскохозяйственного производства. В материалы дела был представлен договор подряда, в соответствии с условиями которого налогоплательщик поручил ООО выполнить работы по однократной поверхностной обработке спорного земельного участка площадью более 4,7 га путем дискования в период с 5 по 30 октября 2015 года.

Налоговый орган выяснил, что среднесписочная численность работников ООО за 2015 и 2016 годы составляет 0 человек и у него нет в собственности соответствующей специальной техники.

Налогоплательщик возражал:

  • имеется договор аренды сельскохозяйственной техники и акт приема-передачи, из которых следует, что ООО получило во временное пользование трактор с дискатором без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации;
  • есть письмо ООО о том, что в целях экономии все работы по договору были выполнены силами директора, в связи с чем дополнительная рабочая сила не привлекалась, вся площадь земельного участка была обработана в 2015 году.

Инспекция не сдавалась:

  • ООО заключило договор на обработку почвы не только с налогоплательщиком, но и еще с тремя лицами. При этом сроки выполнения работ во всех четырех договорах идентичны – октябрь 2015 года;
  • суммарная площадь земельных участков и сроки выполнения работ по всем четырем договорам свидетельствуют о том, что выполнить работы одному лишь руководителю ООО (при отсутствии иных работников) было невозможно;
  • руководитель ООО не имеет удостоверения тракториста-машиниста;
  • привлечение ООО сторонних работников опровергается письмом данной организации;
  • выполнение работ подтверждено только договором и актом сдачи-приема, отсутствуют счет-фактура и платежные документы.

Суд не принял во внимание представленную налогоплательщиком фотографию земельного участка, отметив, что она не позволяет каким‑либо образом идентифицировать изображенный на фотографии земельный участок.

Судьи учли:

  • информацию, отраженную в акте обследования земельного участка, которое было проведено органом муниципального земельного контроля и показало, что земля не используется для сельскохозяйственного производства;
  • сведения из ЕГРЮЛ о видах деятельности налогоплательщика: деятельность по аренде и управлению собственным или арендованным недвижимым имуществом.

Вердикт суда:

  • налогоплательщик является коммерческой организацией, созданной не в целях ведения сельскохозяйственного производства, а для оказания иных услуг;
  • налогоплательщик не осуществляет выпуск сельскохозяйственной продукции, не несет обычные для сельхозпроизводителей риски, не использовал в проверяемый период спорный земельный участок по его целевому назначению;
  • у налогоплательщика не возникло права применения пониженной налоговой ставки в размере 0,3 %. Иное понимание норм закона может привести к нарушению публичных интересов, поскольку по одной и той же налоговой ставке будут облагаться как возделываемые земли сельскохозяйственного назначения, так и заброшенные земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения.

Отметим, что налогоплательщику не удалось добиться передачи дела для пересмотра. Приняв такое решение, судья ВС РФ в Определении от 14.02.2018 № 306‑КГ17-22570 отметил:

  • налогоплательщик не доказал ведение сельскохозяйственной деятельности на спорном земельном участке;
  • совокупность установленных обстоятельств дает основания полагать, что общество является коммерческой организацией, созданной не в целях ведения сельскохозяйственного производства, а для оказания иных услуг.

Пониженные ставки земельного налога установлены:

  • для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли сельскохозяйственного назначения в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли;
  • для коммерческих организаций и физических лиц, использующих земли в целях ведения сельскохозяйственного производства.

Указывая на необоснованность применения льготной ставки налога, инспекторы в качестве доказательств ссылаются на следующее:

  • в собственности налогоплательщика находится большое количество земельных участков;
  • на спорных землях создаются объекты инженерной инфраструктуры в целях дальнейшего строительства объектов недвижимости;
  • выявлены факты реализации земельных участков.

Налоговые органы представляют в суды акты осмотров земельных участков, протоколы допросов покупателей земли и даже постановления по делам об административных правонарушениях.

Об установлении земельного налога на территории Ярковского сельского поселения на 2017 год

проект

РЕСПУБЛИКА КРЫМ

ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН

ЯРКОВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ

ЯРКОВСКИЙ СЕЛЬСКИЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

от 2016года с. Яркое №

Об установлении земельного налога на территории Ярковского сельского поселения на 2017 год

В соответствии с главой 31 «Земельный налог» Налогового Кодекса Российской Федерации, п.8 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», ст.11 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым»,131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Ярковского сельского поселения

ЯРКОВСКИЙ СЕЛЬСКИЙ СОВЕТ РЕШИЛ:

1. В соответствии со статьей 387 главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации настоящим решением устанавливается и вводится в действие на территории Ярковского сельского поселения земельный налог (далее — налог), обязательный к уплате на территории Ярковского сельского поселения, определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, а также основания для их использования налогоплательщиками.

Иные положения, относящиеся к налогу, определяются главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

2. Налоговым периодом признается календарный год.

3. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

4. В соответствии с главой 31 ст.394 Налогового кодекса Российской Федерации установить и утвердить ставки земельного налога в следующих размерах:

0,3% от нормативной цены в отношении земельных участков:

* отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

* занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса ) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

* приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, в том числе находящихся в составе одноименных объединений;

* ограниченных в обороте, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

* в отношении земельных участков предназначенных для размещения объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, кинематографии и искусства.

1,5 % от нормативной цены в отношении прочих земельных участков.

5. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей.

5.1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по месту нахождения земельного участка в порядке и сроки, установленные настоящим Решением.

5.2. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансовых платежей по налогу самостоятельно.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, производят уплату авансовых платежей по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода налогоплательщиками, являющимися организациями, уплачивается не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

5.3. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, производят уплату налога не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

6. Налоговые льготы. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации от уплаты налога освобождаются граждане, указанные в главе 31, ст. 395 и ст.391 п.5. Налогового кодекса Российской Федерации. Также от уплаты земельного налога освобождаются органы местного самоуправления на земли, предоставленные для обеспечения их деятельности.

Граждане, имеющие право на льготу, представляют в налоговый орган заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право на льготы.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, имеющие право на льготы, представляют необходимые документы в налоговые органы одновременно с подачей декларации.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы по месту регистрации земельного участка в срок до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

7. Заключительные положения.

7.1. Обнародовать настоящее решение на официальном сайте администрации Ярковского сельского поселения (http//: яркое-адм.рф.), на информационном стенде в здании сельского совета по адресу: с. Яркое, ул. Ленина, 10.

7.2. Настоящее решение вступает в силу с 1 января 2017 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

7.3. Признать утратившим силу решение Ярковского сельского совета № 1/16-1 от 30 ноября 2015 года «О введении в действие земельного налога, установлении ставок, сроках уплаты и льготах в Ярковском сельском поселении в 2016 году » с 1 января 2017 года.

Земельный налог в Крыму: налоговая база (Емельянова Е.В.)

Дата размещения статьи: 29.04.2016

Если на территории материковой части РФ насущными являются споры о кадастровой стоимости земельного участка, то в Крыму налогоплательщиков волнует порядок расчета нормативной цены, которая в силу переходных положений выступает как налоговая база. В кадастре необходимых сведений нет, поэтому рассчитывать нормативную цену приходится самостоятельно. Однако формулировки в региональных правовых актах дают простор для разнообразных толкований. В статье рассмотрим, какие варианты расчета нормативной цены земли есть у организаций, владеющих земельными участками в Крыму.

Налоговая база по земельному налогу: общие правила

Согласно п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Налогоплательщикам — физическим лицам налоговую базу определяют налоговые органы на основании сведений, которые им представляются органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 названной статьи).
В настоящее время в государственный кадастр недвижимости переданы сведения далеко не о всех земельных участках на территории Крыма. Поэтому многие физические лица (в том числе ИП) вряд ли получат налоговое уведомление об уплате земельного налога вовремя (п. 3 ст. 396 НК РФ). В дальнейшем, когда налоговые органы будут обладать необходимыми сведениями, они выставят налоговые уведомления за прошедшие периоды (максимум — за последние три года) (п. 4 ст. 397 НК РФ).
По тем же причинам налоговики не имеют данных, нужных для постановки налогоплательщиков на учет по месту нахождения земельного участка (если земля располагается на территории налогового органа не по месту нахождения организации). Чиновники призывают организации самостоятельно обратиться в инспекцию для постановки на учет и представить заверенные копии документов о праве на землю (см. Письмо ФНС России от 16.06.2015 N БС-4-11/[email protected]).
Независимо от всех описанных обстоятельств организации должны сами исчислять налоговую базу. Как следует действовать? На этот счет есть специальные переходные положения.
Согласно п. 8 ст. 391 НК РФ до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов РФ, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и Севастополя. То есть налоговая база за 2015 г. определяется на основе нормативной цены земли, установленной органами власти на 1 января 2015 г., налоговая база за 2016 г. — на основе цены, специально утвержденной по состоянию на 1 января 2016 г. В настоящее время отсутствуют правовые акты об определении нормативной цены земельных участков по состоянию на 1 января 2015 и 2016 гг. Для разрешения этой проблемы есть еще одно специальное переходное положение. В силу ст. 7 Закона N 379-ФЗ нормативные правовые акты Республики Крым и Севастополя об утверждении нормативной цены земли, принятые и опубликованные до 31 декабря 2014 г., применяются для определения базы по земельному налогу за налоговый период 2015 г.
———————————
Федеральный закон от 29.11.2014 N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Закон гласит. Акты об утверждении нормативной цены земли, принятые и опубликованные до 31 декабря 2014 г., применяются для целей определения налоговой базы только за 2015 г.

Согласно ст. 11 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (в ред. Закона Республики Крым от 01.12.2015 N 175-ЗРК/2015) нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до 1 апреля 2014 г., до 1 января года, следующего за годом утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, считается нормативной ценой земли и является основой для определения нормативной цены земли в отношении таких земельных участков. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Советом министров Республики Крым.
Данный орган власти принял Постановление от 12.11.2014 N 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» (далее — Постановление N 450), в которое уже не единожды вносились поправки. О том, что при определении налоговой базы следует руководствоваться именно этим документом, даже если в отношении отдельных участков установлена кадастровая стоимость, ФНС сообщила в Письме от 26.11.2015 N 03-05-06-02/68670.
Обратите внимание, что применять для целей налогообложения принципы из названного нормативного акта (принят и опубликован до 31 декабря 2014 г.) можно в 2015 г. в силу прямого указания Закона. Однако приведенное выше положение из ст. 7 Закона N 379-ФЗ не регулирует порядок расчета базы по земельному налогу за налоговый период 2016 и последующих годов. Изменения, внесенные в Постановление N 450 в 2015 и 2016 гг., нельзя считать установлением нормативной цены земли на 1 января 2016 и последующих годов. Безусловно, эти обстоятельства не должны стать причиной снятия с землевладельцев налоговых обязательств и в настоящее время (в 2016 г.) все же нужно продолжать рассчитывать налог по правилам, бывшим актуальными в 2015 г. Но иметь в виду сказанное необходимо. Чтобы все было законно, требуется внесение дополнений в федеральное законодательство либо утверждение нормативной цены земли на 1 января 2016 и последующих годов. Надеемся, соответствующие поправки будут приняты вовремя либо контролеры выскажут свое мнение в официальных разъяснениях.

Нормативная цена: как рассчитать?

Итак, каким же образом надо было рассчитывать нормативную цену земельного участка в 2015 г. и как это делать в 2016 г.? Откроем Постановление N 450 в редакции, актуальной на 10 марта 2016 г., — какие положения оно содержит?
Во-первых, Совет министров Республики Крым определил, что нормативная цена земельных участков, установленная по состоянию на 2014 г., пересчитывается в рубли с 1 ноября 2014 г. с коэффициентом 3,8 (если цена была установлена до 1 января 2014 г., то она дополнительно корректируется на коэффициенты инфляции, приведенные в Приложении 4 к Постановлению N 450).
Во-вторых, утверждена нормативная цена 1 кв. м земель населенных пунктов и земель, расположенных за границами населенных пунктов Республики Крым (Приложения 1 и 2).
В-третьих, принято положение о порядке определения нормативной цены земельного участка (Приложение 3), в котором сформулированы следующие правила:
— нормативная цена земельного участка используется для целей налогообложения;
— если для земельного участка установлено более одного вида разрешенного использования, то при определении нормативной цены используется наибольший показатель нормативной цены 1 кв. м для соответствующего вида разрешенного использования на данном земельном участке;
— при отсутствии документов, в которых была установлена нормативная денежная оценка земельного участка, нормативная цена земельного участка определяется на основании нормативной цены 1 кв. м земель путем умножения данного показателя на площадь участка;
— нормативная цена земельных участков определяется органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по месту расположения соответствующих земельных участков, соответствующие сведения передаются в орган региональной власти для внесения в государственный кадастр недвижимости (норма введена Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.02.2016 N 66).
Итак, нормативный акт утверждает нормативную цену 1 кв. м земель и одновременно определяет, что по формуле (произведение нормативной цены 1 кв. м на площадь участка) рассчитывается нормативная цена земельного участка только в конкретной ситуации, а именно — при отсутствии документов, в которых была установлена нормативная денежная оценка земельного участка.
А если такие документы у организации есть? На этот счет в первоначальной редакции Постановления N 450 (точнее, в Приложении 3) было специальное правило (п. 2.4): при наличии документов, в которых была определена нормативная денежная оценка земельного участка, сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственный кадастр недвижимости Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с учетом коэффициента пересчета в рубли 3,8. Впоследствии данный пункт был удален, а в п. 2.3, логически связанном с ним (как, впрочем, и во всем документе), кадастровая стоимость заменена на нормативную цену земли.
Таким образом, в настоящее время нельзя сказать с уверенностью, как именно нужно рассчитывать базу по земельному налогу организациям, имеющим документы, утвержденные ранее 1 апреля 2014 г., в которых определена нормативная денежная оценка земельного участка. У этих организаций есть два варианта:
— умножить нормативную денежную оценку участка (в гривнах) на коэффициент 3,8 (коэффициент перевода гривен в рубли);
— умножить нормативную цену 1 кв. м земель (из Приложений 1 или 2 к Постановлению N 450) на площадь участка.
Здесь уместно вспомнить основные положения законодательства о налогах и сборах (ст. 3 НК РФ):
— при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
— все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Недостатки правового регулирования не должны ставить налогоплательщиков в невыгодное положение, тем более при отсутствии официальных разъяснений.

О применении коэффициентов инфляции к нормативной цене земельного участка

Независимо от того, каким способом организация определит нормативную цену земельного участка, цена будет зафиксирована по состоянию на 2014 г. У налогоплательщиков в течение 2015 г. возникал вопрос, нужно ли умножать полученный результат на коэффициент инфляции (1,055 — соответствует индексу инфляции, предусмотренному законом о бюджете РФ). Каким образом этот вопрос был урегулирован в Постановлении N 450?

Смотрите еще:

  • Госпошлина на апелляционную жалобу имущественного характера Размер госпошлины при подаче апелляционной жалобы по гражданскому делу Каков размер госпошлины при подачи апелляции на решение районного суда? Дело по ст. 1174 о возмещении необходимых расходов на предсмертное лечение. Ответы юристов […]
  • Госпошлина при подачи апелляционной жалобы 2018 Какова госпошлина за подачу апелляции по гражданскому делу? Истец выиграл иск по гражданскому делу. Я-ответчик. Хочу подать в суд апелляцию. Нужно ли для этого оплачивать гос.пошлину? Если да - то рассчитывать от какой суммы? От […]
  • Типы котлов на судне Классификация судовых котлов Судовые паровые котлы могут быть подразделены: по признаку обтекания горячими газами котельных труб — на огнетрубные, водотрубные и комбинированные; по назначению — на главные и вспомогательные; по […]
  • Чп налоги пенсионный фонд Отчисления ИП в пенсионный фонд за 2017, 2018 год (ПФ, ФФОМС) С 2018 года взносы ИП в пенсионный фонд и ФФОМС отвязаны от МРОТ. Государство устанавливает фиксированные суммы (вплоть до 2020 года). Какими будут платежи: В 2018 году — […]
  • 555 л с налог Сообщества › DRIVE2 Москва › Блог › Снижен транспортный налог вдвое для машин до 150 л.с. Депутаты Госдумы на заседании во вторник приняли поправки в статьи 342 и 361 второй части Налогового кодекса РФ, предполагающие индексацию […]
  • Налог на прибыль убыток в отчетном периоде Убыток в налоговом учете Скорректированы правила налогового учета убытков: ограничение срока переноса убытков 10 годами отменено, при этом в отчетные (налоговые) периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года база по налогу за […]
  • Планируемые налоги на 2018 год Повышение налогов в 2018 году Содержание В статье подборка по увеличению(повышению) налогов на 2018 год. Описаны основные налоги и налоговые изменения в 2018 году. Зарплатные налоги и МРОТ Минимальные оклады в коммерческих […]
  • Правило нанесения номеров на лодку ГОСТ номера на лодку 2017 г Часто спрашивают, какие размеры номера на лодку или катер должны быть по новому ГОСТу в 2017 году? Какого цвета номера должны быть по новому ГОСТу? Надо сказать, что такого понятия, как «ГОСТ» в отношении […]