Типы котлов на судне

Классификация судовых котлов

Судовые паровые котлы могут быть подразделены:
по признаку обтекания горячими газами котельных труб — на огнетрубные, водотрубные и комбинированные; по назначению — на главные и вспомогательные; по принципу циркуляции воды — на прямоточные с естественной циркуляцией, с принудительной циркуляцией;
по принципу тяги и воздушного дутья — с естественной тягой, с искусственным дутьем, с искусственной тягой, с уравновешенной тягой, с высоким наддувом;
по виду и способу сжигания топлива — угольного отопления с ручной или механической загрузкой угля в топку, пылеугольного отопления, мазутного отопления, углемазутного отопления и др.,
по параметрам пара — низкого давления (до 150 кн/м 2 ), среднего давления (от 160 до 280 кн/м 3 ), повышенного давления (от 290 до 600 кн/м 2 ), высокого давления (от 610 до 1000 кн/м 2 и выше).

Огнетрубными называются такие котлы, в которых горячие газы движутся внутри дымогарных труб и камер, омываемых водой и пароводяной смесью снаружи. Они принадлежат к котлам с естественной циркуляцией и отличаются наиболее простой конструкцией.

Недостатком огнетрубных котлов является их тяжеловесность, жесткость конструкции и малая экономичность. Поэтому в настоящее время эти котлы на морских судах не применяют, не строят, и их можно встретить только на небольших речных и озерных судах старой постройки.

Водотрубные котлы относятся также к котлам с естественной циркуляцией. В отличие от огнетрубных котлов вода и пароводяная смесь движутся в них по определенному контуру внутри водогрейных труб, а пламя и горячие газы омывают трубы снаружи. В зависимости от расположения водогрейных труб различают котлы двух основных типов: с малонаклонными трубами — горизонтально-водотрубные (секционные); с крутонаклонными трубами — вертикально-водотрубные. Наиболее распространены на судах вертикально-водотрубные котлы, разновидности которых в зависимости от их конструкции показаны на рис. 18.


Рис. 18. Вертикально-водотрубные котлы. а — двухпроточные неэкранированные котлы:
1 — симметричный с внутренним пароперегревателем; 2 — асимметричный с внутренним пароперегревателем; 3 — симметричный с внешним пароперегревателем.

б — однопроточные экранированные котлы:
1 — с внутренним пароперегревателем; 2 — с наружным пароперегревателем; 3-е наружным пароперегревателем и экономайзером.

Комбинированными называются такие котлы, в которых горячие газы частично омывают изнутри топку и внутреннюю поверхность дымогарных труб (как у огнетрубного котла) и частично — наружную поверхность водогрейных труб, расположенных в огневых камерах.

Главные котлы служат для обеспечения паром главной судовой энергетической установки, а также паровых вспомогательных механизмов и нужд самого котла. В качестве главных судовых котлов применяют в основном водотрубные котлы. Вспомогательные котлы на ходу судна вырабатывают пар для санитарно-бытовых нужд, а во время стоянки обеспечивают паром вспомогательные механизмы. В качестве вспомогательных котлов применяют вертикально-цилиндрические огнетрубные и водотрубные; комбинированные; однопроточные водотрубные экранированные шатрового типа, а также утилизационные котлы с дымогарными трубами, устанавливаемые на теплоходах и работающие за счет тепла выпускных газов ДВС.

Наряду с котлами, имеющими естественную циркуляцию воды и пароводяной смеси, применяют прямоточные котлы и котлы с принудительной циркуляцией. В прямоточных котлах движение воды и пароводяной смеси происходит принудительно от насоса, но круговращение воды отсутствует. В котлах с принудительной циркуляцией перемещение воды и пароводяной смеси в испарительных элементах и круговращение воды создаются искусственно при помощи циркуляционного насоса.

Искусственное дутье воздуха в топку котла и искусственная тяга горячих газов в дымовую трубу осуществляются при помощи вдувных и вытяжных вентиляторов (дымососов), паровых сопел и сифонов, установленных в котельном отделении. Воздух при дутье может нагнетаться как в закрытое котельное отделение, так и непосредственно под кожух котла.

Особое место занимают котлы с высоким наддувом, у которых топка находится под высоким давлением 300—500 кн/м 2 (3—5 кгс/см 2 ), создаваемым воздушным компрессором. Приводом компрессора служит газовая труба, работающая на охлажденных котельных газах.

www.stroitelstvo-new.ru

Типы котлов на судне

Глава 5 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ПАРОВЫХ КОТЛОВ


5.1. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ И УТИЛИЗАЦИОННЫЕ ПАРОВЫЕ КОТЛЫ

5.1.1. Типы паровых котлов на судне

Вспомогательные и утилизационные котлы устанавливают на всех транспортных и добывающих судах. Их размеры, количество и параметры пара зависят от назначения судна и типа СЭУ. Производительность утилизационных котлов, достигнутая на ходовых режимах, является достаточной для многих типов судов флота рыбной промышленности.

За последние годы нашли применение комбинированные системы получения пара, предусматривающие совместную работу вспомогательных и утилизационных котлов на одну паровую магистраль. В табл. 5.1 и 5.2 приведены основные теплотехнические параметры вспомогательных и утилизационных котлов, работающих на жидком топливе.

Котлы водотрубные вспомогательные автоматизированные (КВВА). Это двухколлекторные однопроточные котлы нормализованного ряда с паропроизводительностью (1 . 12) -103 кг/ч и рабочим давлением пара 0,5 . 2,8 МПа. Температура пара при наличии пароперегревателя достигает 345 °С.

Котлы агрегатированные, водотрубные (КАВ). Это полностью автоматизированные агрегаты, рассчитанные на эксплуатацию без постоянной вахты. Их паропроизводительность составляет (1,6 . 6,3) * 103 кг/ч при давлении пара 0,7 МПа и (10. 16) • 103 кг/ч при давлении пара 1,57 МПа.

Котлы водотрубные автоматизированные (КВА). Используются на судах с малым расходом пара, выпускаются нескольких типоразмеров паропроизводительностью от 500 до 1000 кг/ч, компактны по конструкции и представляют собой полностью автоматизированный агрегат при без-вахтенном обслуживании (рис. 5.1).

Огнетрубно-водотрубные котлы типа VX (рис. 5.2). Имеют высокую степень автоматизации, обеспечивающую безвахтенное обслуживание. Верхний корпус котла свободно укреплен на водогрейных трубах, что практически исключает возникновение повреждений и течи в сварных соединениях с трубными досками при термическом удлинении труб. КПД котлов типа VX из-за отсутствия хвостовых поверхностей нагрева не превышает 82 %. Основным преимуществом их является простота устройства и высокая надежность в работе.

Двухконтурные котлы. На промысловых судах с рыбомучными установками, где возможно загрязнение конденсата граксой, а также на портовых буксирах и танкерах целесообразно применение двухконтурных котлов (рис. 5.3). Первый контур такого котла представляет собой обычный водотрубный 2- или 3-коллектор-ный котел с замкнутой системой естественной циркуляции чистой дистиллированной воды. Поверхность нагрева первого контура со стороны воды не подвержена каким-либо загрязнениям. Практически исключена необходимость продувки контура, поэтому пополнение его водой не требуется.

Насыщенный пар, выработанный I——i

первым контуром, по трубам 5 поступает в петлевой испаритель 4, размещенный в пароводяном коллекторе 3, и отдает свою теплоту воде второго контура; превратившись в конденсат, стекает по трубам 7 в водяной коллектор 10. Питательная вода подается в пароводяной коллектор 3, испаряется и превращается во вторичный пар, который поступает к потребителям. Давление в пароводяном коллекторе 6 первого контура в 2-3 раза выше, чем в коллекторе 3 второго контура. За счет этого разность температур первичного (греющего) и вторичного (рабочего) пара составляет примерно 50 °С. Образующиеся во втором контуре шлам и накипные отложения удаляются продувкой. По мере загрязнения наружных поверхностей испаритель 4 вынимают для очистки.

Особенностью двухконтурного котла является его высокая надежность даже при резком ухудшении качества питательной воды, нарушении режима питания или упуске воды из второго контура. Двухконтурные котлы, оборудованные пароперегревателями и воздухоподогревателями, имеют сравнительно высокий КПД (82 . 84 %). Па-ропроизводительность их достигает 14 ООО кг/ч.

Утилизационные котлы. Наибольшее распространение на дизельных судах нашли водотрубные утилизационные котлы с принудительной циркуляцией типа КУП отечественной постройки и типа Ла Монт зарубежной. Котлы имеют только парообразующую поверхность нагрева. Выпускаются паропроизводительностью 175 . 3000 кг/ч и имеют площадь поверхности нагрева 15 . 300 м2. Утилизационные котлы могут быть оборудованы паросборником. При отсутствии последнего роль паросборника выполняет пароводяной коллектор вспомогательного котла (рис. 5.4). В соответствии со схемой, представленной на рис. 5.4, установлен утилизационный котел LA 704-0ЦПНР) на БМРТ типа „Иван Бочков” проекта В-408,в качестве вспомогательного используется котел типа VX 740В-15.

Циркуляционный насос 6 забирает воду из вспомогательного котла 2 и нагнетает ее в змеевики утилизационного котла 1. Пароводяная смесь из утилизационного котла поступает в пароводяной коллектор вспомогательного котла. Питательная вода подается во вспомогательный котел питательным насосом 5 из теплого ящика 3 через водомер 4.

Испарительная часть утилизационного котла (рис. 5.5) состоит из двух соединенных между собой отдельных частей. Каждая часть разделена на две секции. В секциях нижней части установлено по три двойных спиральных змеевика, выполненных из стальной трубы. В верхней части установлено пять змеевиков, из которых два — в верхней секции и три — в нижней. Змеевики своими концами приварены к коллекторам циркуляционной воды и пароводяной смеси. Со стороны коллектора циркуляционной воды на входе в змеевики установлены сажесдуватели, работающие на сжатом воздухе.

В утилизационных котлах с глубокой утилизацией теплоты используется несколько парообразующих поверхностей нагрева. Так, в котлах КУП 700/10 танкеров типа „Великий Октябрь” применена схема, изображенная на рис. 5.6, где по ходу газов сначала размещается пароперегреватель 7, затем испарительные змеевики 6 и 10 и в конце — змеевики экономайзера 5. Насос 2 подает питательную воду из теплового ящика 8 в паросборник 3, откуда циркуляционный насос 1 направляет ее в экономайзер 5. Далее по перепускным трубам вода поступает в первую секцию испарительной части 6, затем во вторую 10 и далее в паросборник 3. Насыщенный пар из паросборника направляется к паропотребителям по трубе 4, а основная часть его идет в пароперегреватель 7, откуда по трубопроводу 9 перегретый пар поступает к турбогенератору. Степень утилизации тепла в котлах с обычной утилизацией достигает 30 . 35 %, с глубокой утилизацией — в 1,4 . 1,6 раза выше.

sinref.ru

Типы котлов на судне

Судовые паровые котлы

Основные разновидности котлов

По типу омывания поверхности нагрева газами труб или иных элементов судовые котлы подразделяются на две основные группы: газотрубные и водотрубные . В газотрубном котле горячие газы как основной теплоноситель движутся внутри труб, а вода окружает их снаружи, в водотрубном котле — наоборот: вода и пароводяная смесь находятся внутри труб, а горячие газы омывают их снаружи. При наличии двух групп котлов всегда имеется промежуточная группа, обладающая свойствами газотрубных, и водотрубных котлов (см, рис. 1).

Рис. 1. Схема котельной установки с комбинированным отоплением.

На современных судах в качестве главных применяются только водотрубные котлы. Вспомогательные котлы на теплоходах и газотурбоходах могут быть газотрубными и водотрубными (или газоводотрубными). У газоводотрубных котлов имеются элементы поверхности нагрева, скомпонованные по газотрубному и водотрубному принципам. Газотрубные и газоводотрубные котлы чаще встречаются на судах зарубежной постройки. В последние годы преимущественное распространение стали получать водотрубные котлы.

Вертикальный газотрубный котел (рис. 2, а), В цилиндрическом корпусе 3 котла размещены топочная 4 и дымовая 1 камеры, соединенные прямыми трубами 6. Топливо и воздух в топку подаются от топливно-форсуночного агрегата (на рис. 2, а не показан) через патрубок 5, а продукты сгорания отводятся через патрубок 2 в дымоход.

Рис. 2. Газотрубный (а) и водотрубный (б) котлы.

Водотрубный котел (рис. 2, б). Котел состоит из верхнего парового 2 и нижнего водяного 9 коллекторов, соединенных трубами 12. Пучок труб 4, расположенных на боковой стенке, называется боковым экраном . Трубы5 второго ряда экрана, загороженные трубами первого ряда, и трубы 7, расположенные вне топки или в специальных выгородках, называются опускными . У некоторых котлов опускными называют также трубы 11, наиболее отдаленные от топки. Все остальные трубы подъемные .

В зависимости от расположения различные поверхности нагрева котла получают неодинаковое количество теплоты, что в значительной степени обусловливает характер теплообмена. На рис. 2, б схематично показаны также экономайзер 1, воздухоподогреватель 14, обшивка котла 13, форсунка котла 6, кирпичная кладка 3, под 8, пароперегреватель 10.

Знакомясь с классификацией различных типов рассмотренных котлов, можно отметить основные достоинства и недостатки водотрубных и газотрубных котлов.

Водотрубные котлы имеют значительно большую паропроизводительность при меньших массовых показателях, чем газотрубные. Вспомогательные, особенно газотрубные котлы обычно ограничены давлением до 1,8 МПа и температурой 300 — 320 °С.

В зависимости от конструкции котла и эксплуатационных условий минимальное время на подъем пара до рабочего давления составляет 1,5 — 3,0 ч для водотрубных котлов и 4 — 24 ч для газотрубных. Все это объясняется меньшим количеством воды в водотрубном котле, хорошей ее циркуляцией, эластичностью труб, соединяющих коллекторы котла.

Сравнивая дополнительно взаимные достоинства и недостатки газотрубных и водотрубных котлов, можно также отметить: в водотрубном котле воды меньше его часовой паропроизводительности, поэтому изменение уровня воды от наивысшего до наинизшего допустимых может произойти очень быстро. Во избежание аварийных ситуаций и четкого поддержания уровня приходится применять более сложные автоматические системы регулирования и питания котла, связанные с автоматическим регулированием горения топлива. Необходимо использовать и сложную систему автоматического регулирования давления пара. На газотрубные котлы относительно мало влияет качество питательной воды. У более теплонапряженных водотрубных котлов при отложениях накипи на поверхности нагрева может создаться опасность перегрева металла труб и их разрыва. Газотрубный котел имеет сравнительно небольшую паропроизводительность, но зато более высокую степень сухости пара вследствие невысокой интенсивности парообразования. Газотрубный котел имеет меньшую чувствительность к колебаниям нагрузки, что объясняется его большой аккумулирующей способностью.

При всех достоинствах водотрубных утилизационных котлов с многократной принудительной циркуляцией они обладают меньшей надежностью из-за необходимости установки циркуляционных насосов, работающих в сравнительно тяжелых условиях перекачки горячей воды и пароводяной смеси.

Упрощенные схемы вспомогательных котлов, наиболее распространенных на морских судах, показаны на рис. 3.

Секционный горизонтальный котел (рис. 3, а). У водотрубных котлов секционного типа классификационным признаком, относящим их к горизонтальному или вертикальному типу, служит наклон труб. У горизонтальных котлов наклон труб менее 30°, а у вертикальных более 30° (обычно 45 — 90°). Котлы имеют горизонтальный паровой коллектор 3 и прямые парообразующие трубы 6, объединенные камерами 1 и 5 в секции. Каждая секция соединяется с паровым коллектором короткими патрубками 4 и пароотводящей трубой 2.

Секционные котлы были широко распространены в недавнем прошлом как главные; в настоящее время они используются в качестве вспомогательных на отдельных серийных дизельных танкерах.

Рис. 3. Схемы основных конструктивных разновидностей водотрубных котлов с естественной циркуляцией.

Трехколлекторный двухпроточный котел (рис. 3, б). У этого котла 2 паровой коллектор 1 соединяется с двумя водяными коллекторами 4 и 7 пучками труб. Газы, образующиеся в топке 6 при работе форсунок 5, проходят между трубами. Внутри пучков парообразующих труб может располагаться пароперегреватель 3. Когда у каждого хода газа обогреваемые элементы разные, если пароперегреватель установлен на одной стороне движения газа, то котел будет ассиметричный, а когда по обе стороны хода газа стоят два одинаковых элемента, то котел будет симметричным. В настоящее время трехколлекторные котлы могут встретиться как главные и вспомогательные лишь на старых судах. Котлы такого типа часто называют котлами шатрового или треугольного типов. У котлов треугольного типа коллекторы и парообразующие трубы могут располагаться вертикально и горизонтально.

Трехколлекторный однопроточный котел (рис. 3, в). Котел конструктивно похож на серийные главные котлы отечественных паротурбинных установок Ленинградского производственного объединения «Кировский завод». Котел однопроточный, с естественной циркуляцией, имеет четыре коллектора — паровой 1, два водяных 5, б и один пароперегревателя 7. Газы, образующиеся в топке 3 при работе форсунок 4, проходят между трубами 2. Пароперегреватель 7 вырабатывает пар с температурой 470 °С при давлении в котле 4,4 МПа. Агрегат оборудован четырьмя паромеханическими форсунками 4, размещенными на переднем фронте котла. Это наиболее распространенный главный паровой котел серийных агрегатов для судов типов «Ленинский комсомол», «Пекин», «София».

Двухколлекторный, однопроточный по газу котел с естественной циркуляцией (рис. 3, г). Наиболее распространенный на морских судах вспомогательный двухколлекторный, с односторонним ходом газа и естественной циркуляцией котел преимущественно отечественного производства. Котел состоит из двух коллекторов 1 и 3, соединенных изогнутыми подъемными парообразующими трубами 4, экранными трубами 2, опускными трубами и трубами второго и третьего рядов экрана.

Котел шахтного типа (рис. 3, д). Это сравнительно новый тип главных котлов с развитой радиационной поверхностью нагрева в топке. Отличительной особенностью котлов следует отметить потолочное расположение форсунок 1 и установку двух пароперегревателей: основного 3 и промежуточного 2. Такие котлы устанавливаются на крупнотоннажных судах с мощными пароэнергетическими установками.

Горизонтальный газотрубный котел (рис. 4, а). Это газотрубный котел одной из старейших конструкций, именуемый ранее оборотным котлом шотландского типа, или оборотным котлом. Конструкция просуществовала на флоте более 80 лет благодаря надежности, неприхотливости к питательной воде, большой аккумулирующей способности, прочности и простоте. Котел горизонтальный, цилиндрической формы, хорошо крепится на судовом фундаменте. Котел имеет цилиндрический корпус 3, топку (жаровую трубу) 6, огневую камеру 5, горизонтальные прямые трубы 4, дымовую коробку 2 и выпускной дымоход 1. Топка оборудована ротационной форсункой. Для внутреннего осмотра, вальцовки и очистки труб предусмотрены лазы и горловины. Существенными недостатками котла являются невысокое давление пара, неорганизованная циркуляции воды, жесткость конструкции, большая металлоемкость и высокая трудоемкость изготовления и ремонта.

Рис. 4. Схемы газотрубных котлов.

Вертикальный газотрубный котел с вертикальными трубами (рис. 4; б). Это котел обычного типа широко распространенный на судах зарубежной и отечественной постройки. Котел имеет цилиндрический корпус 1 и вертикальные прямые трубы 4, соединенные с дымовой камерой 2. Паровое пространство расположено выше зеркала испарения 3. Котел имеет автоматизированный топливно-форсуночный агрегат с безвахтенным обслуживанием. С аналогичной конструкцией котла можно встретиться на танкерах типа «Сплит» (см. рис. 5.15).

Вертикальный газотрубный котел с горизонтальными трубами (рис. 4, в). Котел имеет цилиндрический вертикальный корпус 1, прямые горизонтальные трубы 3 камеры для прохода газа, выпускной дымоход 2. Котел работает от топливно-форсуночного агрегата 4 с безвахтенным обслуживанием. Для поворота газа в камерах предусмотрены съемные щитки, одновременно упрощающие и очистку котла.

www.trans-service.org

Судовые котлы;

На судах—теплоходах устанавливаются водотрубные и огнетрубные вспомогательные паровые котлы, а также утилизационные и водогрейные котлы. На современных судах могут быть установлены стояночные и утилизационные термомасляные котлы.

7.3.1. Неисправности, при которых запрещается вводить в работу паровой котел.

1. Неисправный предохранительный клапан, водоуказательный прибор или манометр.

2. Отсутствие двух исправных питательных средств.

3. Неисправные системы и клапана продувания, сажеобдувки, подачи топлива и воздуха.

4. Неисправные аварийные дистанционные приводы предохранительных, стопорных и быстрозапорных клапанов.

5. Незаделанные трещины в ответственных частях котла.

6. Неисправные АПС и защита котла.

7. С числом заглушенных труб и их провисанием, превышающим нормы, установленные Классификационным обществом, с обрывами труб и связей.

8. Течь в трубных решетках.

9. Разрушение обмуровки топки и защищенных частей пароводяных и водных коллекторов.

10. Выпучины на плоских стенках огневых частей, местные выпучины жаровых труб более двух толщин листа, деформация жаровых труб.

11. Местные или общие коррозионные разъедания барабанов, листов, утончение труб.

12. Неисправные конденсаторы, фильтры питательной воды, деаэраторы, дозировочные устройства для ввода химических реагентов в котел и маслоотделители.

7.3.2. Подготовка парового котла к работе.

1. Современные паровые котлы имеют системы автоматического управления, АПС и защиты. Поэтому при подготовке к работе котла, находящегося в эксплуатации, необходимо проверить систему автоматического управления и включить ее.

2. Система автоматического управления состоит из следующих компонентов:

· Система автоматического управления процессом горения.

· Система автоматического управления процессом питания котла.

· Система аварийно—предупредительной сигнализации.

· Система автоматической защиты.

3. АПС котельной установки обычно подает следующие сигналы:

· Низкий уровень воды в котле.

· Низкий уровень воды в теплом ящике.

· Остановка питательного насоса котла.

· Низкая температура топлива.

· Низкое давление топлива.

· Высокая соленость воды в теплом ящике.

4. Защита котла прекращает работу котла в следующих случаях:

· Очень низкий уровень воды в котле.

· Давление пара достигло установленного значения.

· Произошел обрыв факела.

· Остановилась воздуходувка форсунки.

5. При подготовке котла к работе после его чистки необходимо выполнить следующие операции:

· Произвести наружный осмотр котла, топочного устройства, арматуры, аварийных приводов арматуры котла с палубы, манометров, механизмов и систем, обслуживающих котел. Убедиться в открытии воздушного клапана на котле..

· Заполнить котел водой, отвечающей по качеству требованиям заводской инструкции.

· Температура воды при заполнении не должна отличаться от температуры металла более чем на 30° С и во всех случаях должна быть не ниже 5° С.

· Котел заполняется водой до уровня, указанного в заводской инструкции.

· После заполнения котла водой необходимо убедиться в отсутствии течи через неплотности.

При пуске котла необходимо выполнить следующие операции:

1. До розжига форсунки необходимо осмотреть топку на предмет отсутствия в ней несгоревшего топлива. Скопления топлива в топке не должно быть. Для удаления взрывоопасной смеси паров топлива топку необходимо провентилировать в течение времени, указанного в заводской инструкции, но не менее 3 минут.

2. Включить систему автоматического управления котлом, которая и произведет розжиг форсунки котла. Если после двух попыток факел в топке не вспыхнет, необходимо прекратить попытки розжига форсунки, выяснить и устранить причину, а затем, провентилировав топку, снова попытаться разжечь форсунку.

3. С момента розжига форсунки должен быть установлен контроль за уровнем воды в котле.

4. Продолжительность подъема давления пара должна быть согласно заводской инструкции.

5. При появлении пара в котле (при появлении непрерывной струи пара из воздушного клапана) необходимо:

— закрыть воздушный клапан;

— продуть манометровую трубку и включить котловой манометр;

— прогреть водоуказательные приборы котла;

6. При давлении пара в котле (не более 5 кг/см 2 ) необходимо проверить обжатие крышек лазов и горловин без применения рычагов и ударов.

7. После подъема давления пара до рабочего необходимо тщательно осмотреть котел и проверить в действии водоуказательные приборы, клапаны верхнего и нижнего продувания, питательные насосы, теплый ящик. При удовлетворительных результатах осмотра и проверок подъем давления пара в котле считается законченным.

7.3.4. Обслуживание котла во время работы.

1. При работе котла должен быть постоянный контроль за:

· Уровнем воды в котле.

· Соблюдением водного режима и водоконтроля.

· Исправным состоянием котла, обслуживающего его оборудования, систем автоматики и КИП.

2. При наблюдении за работой систем автоматического управления котла необходимо периодически проверять правильность их работы. Порядок этих проверок, их периодичность указываются в заводской инструкции. При эксплуатации системы автоматического управления котла возможны отказы ее элементов, которые приводят к ненормальностям в работе котла.

3. Наиболее характерные отказы:

· Автоматика питания не реагирует на изменение уровня воды в котле.

· Уровень воды поддерживается не в заданных пределах.

· Питательный насос не включается.

· Срабатывает защита по низкому уровню при исправных насосах и датчиках.

· Не подается топливо к форсунке.

· Не зажигается форсунка.

4. Во время работы котла необходимо систематически производить осмотры:

· Котла и его арматуры.

· Видимых поверхностей нагрева.

· Трубопроводов в пределах котла.

5. Контролировать показания КИП. Давление пара в котле должно контролироваться не менее чем двумя манометрами.

6. Для предупреждения упуска воды необходимо содержать в постоянной исправности питательную систему котла и водоуказательные приборы. Не реже одного раза за вахту производить продувку водоуказательных приборов.

7. Работа котла с неисправными водоуказательными приборами запрещена.

8. При вскипании воды в котле необходимо немедленно снизить нагрузку котла, прикрыть стопорный клапан до прекращения вскипания воды и продуть котел верхним и нижним продуванием. Затем, в зависимости от результатов анализа котловой воды, котел необходимо продуть дополнительно или вывести его из действия до полной смены воды.

9. Необходимо систематически контролировать теплый ящик на отсутствие в нем нефтепродуктов, которые могут попасть в теплый ящик вместе с конденсатом из топливо- и маслоподогревателей, из систем подогрева тяжелого топлива в танках и цистернах, из систем подогрева смазочного масла в цистернах. При попадании нефтепродуктов в котел его необходимо вывести из действия для очистки. В случае невозможности вывода котла из действия необходимо снизить нагрузку котла и проводить усиленные верхние продувания до тех пор, когда появится возможность вывести котел из действия для очистки.

10. Контроль за процессом горения должен осуществляться систематически, путем наблюдения за факелом и дымом, выходящим из дымовой трубы. Наиболее характерные признаки при визуальном контроле следующие:

· Черный дым и пламя темно-красного цвета—причинами могут быть недостаток воздуха, плохой распыл топлива, низкая температура и низкое давление топлива перед форсункой.

· Дым светло-серого цвета, а пламя оранжево-красное—это нормальное соотношение топлива и воздуха.

· Дым белый или с желтоватым оттенком, пламя ярко-белое—это чрезмерный избыток воздуха.

· Факел не должен ударять в обмуровку топки и поверхности нагрева.

· Работа котла с повреждениями обмуровки топки свыше 40% ее толщины не допускается. Это опасно для котла и обслуживающего персонала.

· Если по какой-либо причине произошел перегрев частей котла, необходимо немедленно прекратить горение и питание котла, вывести котел из действия и дать ему медленно остыть.

7.3.5. Меры безопасности при упуске воды.

Упуск воды может быть следствием недостаточного контроля вахты за работой котла, неисправности системы автоматического управления питанием, системы АПС и защиты котла, разрыва трубок котла.

Признаками упуска воды в котле являются:

· Отсутствие уровня воды в водоуказательных приборах и на табло световой индикации уровня воды в котле на пульте ЦПУ; срабатывание световой и звуковой аварийно-предупредительной сигнализации о низком уровне воды в котле.

· Свист сухого пара при открывании нижних пробных кранов.

· Покраснение и побеление от перегрева отдельных труб поверхностей нагрева.

· Заметные провисания групп или отдельных труб.

При упуске воды из котла необходимо немедленно выполнить следующие операции:

· На котлах, имеющих автоматическую систему управления котлом, выключить эту систему и тогда автоматически прекратится горение и питание котла.

· На котлах, не имеющих системы автоматического управления котлом, вручную прекратить горение и питание котла, дополнительно закрыв клапана подачи топлива на топочное устройство котла и питательные клапана. Это нужно делать не раздумывая, не тратя времени ни на что другое, потому что котел имеет серьезную неисправность—не срабатывает защита по очень низкому уровню воды в котле и сколько времени котел работает без подпитки водой и его состояние пока не известно.

· После прекращения горения и питания котла можно убедиться в том, что тревога не была ложной. Для этого нужно продуть водоуказательные приборы и возможно после этого в них появится нормальный уровень воды. Если же этого не произойдет, то необходимо выполнить следующие операции:

· Закрыть стопорный клапан.

· Принять меры к недопущению местного и общего охлаждения котла.

· Вахтенному механику доложить о случившемся старшему механику.

· Старший механик вместе с вахтенным механиком или механиком, в чьем заведовании находится котел, должны тщательно осмотреть котел. Возможно, после этого будет необходимо стравить пар и, при отсутствии видимых повреждений, произвести гидравлическое испытание котла на рабочее давление. Если при этом течей и деформации не будет обнаружено, то котел можно эксплуатировать дальше.

13. Питание котла категорически запрещается, если уровень воды в нем упал ниже пробного клапана в огнетрубных котлах или ниже нижней кромки прорези водоуказательного прибора в водотрубных котлах.

7.3.6. Докотловая обработка питательной воды.

1. Докотловая обработка питательной воды производится для очистки ее от нефтепродуктов и механических примесей , для удаления кислорода (деаэрация), солей и накипи.

1. Нефтепродукты удаляются из воды путем фильтрации ее через фильтры, установленные в теплом ящике и на напорной магистрали. В качестве фильтрующих материалов в теплом ящике применяются пенополиуретан (поролон), древесная стружка, манила, сезаль, махровая ткань, кокс, активированный уголь. Периодичность замены фильтрующих материалов зависит от режима работы питательной системы и содержания нефтепродуктов в воде. При эксплуатации фильтров, устанавливаемых на напорной магистрали питательной воды, смену фильтрующих материалов следует производить по мере повышения давления перед фильтром до установленного предела.

2. Докотловая обработка питательной воды производится и с помощью химических препаратов, выпускаемых различными фирмами. Химическую обработку воды осуществляют по инструкциям, разработанным фирмами для каждого препарата, Правильность дозировки препаратов и эффективность их действия периодически контролируют с помощью судовых экспресс—лабораторий. В качестве такого препарата применяется CONDENSATE CONTROL, выпускаемый фирмой NALFLEET. Он нейтрализует кислоту в системах конденсата и питательной воды, предотвращая коррозию элементов системы. Вводится в теплый ящик или цистерну возврата конденсата.

2. Удаление кислорода из питательной воды применяется в котельных установках с рабочим давлением пара более 2 МПа. Содержание кислорода в питательной воде открытых систем питания составляет 4,5—10,0 мг/л. Растворимость кислорода зависит от температуры воды. С повышением температуры растворимость кислорода падает. В кипящей воде растворимость кислорода равна нулю. Поэтому для максимально возможного удаления кислорода из питательной воды в открытых системах питания необходимо поддерживать температуру воды в теплом ящике не ниже 55—65° С. Это обеспечивает содержание кислорода в питательной воде не более 5,0 мг/л. Для удаления кислорода из питательной воды может также применяться химический препарат OXYTREAT 79600. Лучше всего добавлять его непрерывным впрыскиванием в теплый ящик. Может применться для защиты котлов в режиме хранения. Также для удаления кислорода используются следующие химические препараты: гидразин—гидрат N2H2H2O, гидразин сернокислый N2H2H2SO4 и сульфит натрия кристаллический Na2SO4/

Внутрикотловая обработка воды.

Целью внутрикотловой обработки воды является обеспечение таких качественных показателей воды, которые препятствуют накипеобразованию и коррозии в котлах.

Основные режимы внутрикотловой обработки воды—это фосфатно—щелочной и фосфатно—нитратный.

Фосфатно-щелочной режимприменяется в котлах с давлением пара до 2 Мпа. При этом режиме необходимо поддерживать в котловой воде определенное соотношение между щелочностью и общим солесодержанием, получившим название относительной щелочности. Относительная щелочность котловой воды должна быть не менее чем в 5 раз выше ее щелочного числа. Практически, это значит, что в паровых котлах, работающих при давлении пара до 4 Мпа, содержание хлоридов в котловой воде должно превышать значение щелочного числа не менее чем в 3 раза.

Фосфатно-нитратный режим применяется в водотрубных котлах с давлением пара до 6МПа, работающих на питательной воде улучшенного качества.

Химические препараты, применяемые для внутрикотловой обработки воды.

В состав химических препаратов зарубежных фирм для фосфатно—нитратной и фосфатно—щелочной внутрикотловой обработки воды входят следующие химические препараты: а) Известный механикам тринатрийфосфат (Na3PO412H2O). Предназначен для поддержания содержания фосфатов и щелочей в котловой воде паровых котлов низкого и среднего давления с целью предотвращения образования накипи и коррозии металла. Дозировку контролируют по показателю концентации фосфатов в котловой воде. б) Селитра калиевая техническая (KNO3) или селитра натриевая (NaNO3). Предназначена для предотвращения межкристаллитной коррозии металла в паровых котлах низкого и среднего давления. Дозировку контролируют по показателю концентрации нитратов в котловой воде.

Кроме этих известных препаратов применяются еще следующие химические препараты, выпускаемые различными фирмами для обработки котловой воды.

Фирма «UNITOR»:

—COMBITREAT—обеспечивает фосфатный режим, препятствует образованию накипи.

—HARDNESS CONTROL—поддерживает оптимальное значение фосфатного уровня, препятствует образованию накипи.

—ALKALINITY CINTROL—применяется для обеспечения рекомендованных щелочных условий в котловой воде, содействует свертыванию нефтяного загрязнения котловой воды.

—BOILER COAGULANT—для предотвращения накипи и свертывания небольшого количества нефти, попавшей в котельную воду.

Фирма «DREW AMEROID»:

—AMEROID AGK—100—предотвращает коррозию и образование накипи.

—AMEROID GC—также предотвращает коррозию и образование накипи.

—LIQUID COAGULANT—предотвращает отложения на поверхностях нагрева нефти, попадающей в котел с питательной водой.

Фирма «DREW AMEROID MARINE»:

—SAFASIO—сульфаминовая кислота для удаления отложений накипи и ржавчины в паровых котлах, испарителях и теплообменных аппаратах.

—AMEROID HDI 777—применяется для предварительной очистки внутренних поверхностей паровых котлов от маслянистых загрязнений перед их очисткой от накипи и коррозии с помощью кислоты.

Метод применения и дозировка каждого препарата указывается в фирменных инструкциях.

Остановка и охлаждение котла.

1. Остановка и охлаждение котла должны производиться в соответствии с указаниями заводской инструкции по эксплуатации.

2. В случае отсутствия таких указаний необходимо выполнить следующее:

· Произвести, по возможности, обдувку всех поверхностей нагрева.

· Снять нагрузку. Вывести из действия систему автоматического управления, защиты и сигнализации.

· Произвести верхнее и нижнее продувание с последующей подпиткой.

· Если не предполагается спуск воды, довести показатели качества котловой воды до норм, указанных в инструкции по эксплуатации.

· Охлаждение котла производить медленно. Продолжительность и порядок охлаждения, а также удаление воды из котла производить согласно указаниям инструкции по эксплуатации. Запрещается для ускорения охлаждения котла подпитывать котел холодной водой с последующей продувкой, открывать топочные дверцы, регистры и т.п.

· После спуска воды из котла необходимо убедиться в том, что все клапаны парового и водяного пространства котла плотно закрыты.

· Перед вскрытием лазов необходимо убедиться в отсутствии давления в котле по манометру и по воздушному клапану.

Характерные неисправности паровых котлов, их причины и способы устранения.

1. Давление пара в котле падает или растет, одновременно понижается уровень воды в водоуказательных приборах, возможен хлопок в топке, выход пара из дымовой трубы.

Причинами этого могут быть:

· Лопнула испарительная или дымогарная труба в котле.

· Неисправен предохранительный клапан.

· Неисправны автоматические регуляторы.

2. Уровень воды в водоуказательных приборах повышается или понижается.

Причины и способы устранения.

· Водоуказательный прибор показывает неправильный уровень—продуть водоуказательный прибор.

· Ненормально работает регулятор питания—перейти на ручное управление питанием.

· Ненормально работает питательный насос—перейти на второй насос.

3. Уровень воды в водоуказательном приборе резко колеблется.

Причины и способы устранения.

· Солесодержание или щелочность котловой воды слишком велики—снизить нагрузку котла, продуть котел, довести показатели солесодержания или щелочности до нормы.

· «Вскипание» воды—снизить уровень воды в котле.

· В котел попали нефтепродукты—явление подобно «вскипанию» и те же действия.

4. Уровень воды в водоуказательном приборе не колеблется или отличается от уровня в другом приборе и медленно восстанавливается после продувания.

Причины и способы устранения.

· Засорены каналы в водоуказательном приборе или неправильно установлены прокладки—заменить прибор запасным.

· Засорены каналы к водоуказательному прибору—снять прибор, очистить каналы досекущих клапанов.

5. Распыливание топлива неудовлетворительное.

· Причины и способы устранения.

· Низкая температура и низкое давление топлив.

· Топливные каналы форсунки засорились.

· Плохое перемешивание топлива с воздухом из-за неправильной установки воздухонаправляющих устройств.

· Форсунки или диффузор неправильно установлены вдоль оси фурмы.

· Подтекает топливо в форсунке.

6. Пульсация и хлопки факела, вибрация фронта котла.

· В топливе много воды.

· Причины, указанные в предыдущем пункте.

· Колебания давления топлива из-за неисправности топливного насоса.

7. Шипение и затухание факела.

· В топливе повышенное содержание механических примесей.

8. Появление рваного пламени с искрами.

· Чрезмерный перегрев топлива.

9. Мощный хлопок с выбросом топочных газов из топки.

· Причина и способы действия.

· Взрыв газов в топке—прекратить горение, провентилировать топку в течение 5 минут, осмотреть котел и газоходы; только после этого можно зажечь форсунку.

10.Перегрев обшивки котла.

* Причины и способы устранения.

* Догорание топлива в газоходах—произвести сажеобдувку и при выводе котла из действия произвести наружную чистку поверхностей нагрева котла.

* Обмуровка топки разрушилась, изоляция прогорела—устранить дефекты обмуровки топки и изоляции.

Эксплуатация утилизационных и водогрейных котлов.

1. На режимах малых нагрузок ГД производить отвод выпускных газов через байпас мимо котла.

2. После включения утиль-котла в работу проверить средства автоматизации и КИП.

3. Включение циркуляционных насосов утиль-котла в работу производится после пуска двигателя.

4. Систематически следить за работой водяных затворов утиль-котла.

5. Очистку утиль-котла от сажи, гудрона и накипи можно производить во время работы двигателя путем осушения котла и его прокаливания выпускными газами в течение 1—2 часов при открытом воздушном клапане, но делать это можно только в строгом соответствии с указаниями заводской инструкции.

6. При длительной остановке ГД и плюсовой температуре в машинном отделении утиль-котел и сепаратор пара держать полностью заполненными водой.

7. Запрещается ввод в действие утиль-котла при неисправном устройстве для предотвращения попадания воды в ГД.

1. Перед вводом водогрейного котла в работу после ремонта его или трубопроводов систему водяного отопления необходимо промыть до полного осветления воды.

2. При вводе в работу водогрейного котла закрытой системы водяного отопления необходимо проверить систему автоматики и защиты, а также действие предохранительного клапана.

3. Качество воды для подпитки должно удовлетворять требованиям заводской инструкции.

4. Изменение температуры воды на выходе из котла должно производиться постепенно и равномерно (со скоростью не более 30° С в течение часа).

5. Во время работы водогрейного котла необходимо следить за уровнем воды в расширительном баке и за исправностью устройства для выпуска воздуха из системы водяного отопления.

Термомасляные стояночные и утилизационные котлы.

В термомасляных котлах в качестве теплоносителя используется масла и котельная установка с термомасляными стояночным и утилизационным котлами работает следующим образом.

1. Змеевики в обоих котлах, во всех потребителях тепла, все трубы масляной системы постоянно заполнены маслом, что обеспечивается расширительной цистерной. Расширительная цистерна находится в фальш—трубе, выше утиль—котла. Уровень масла в ней контролируется визуально и датчиками максимального и минимального уровня. В случае утечки масла из системы расширительная цистерна пополняется насосом, который запускают и останавливают датчики уровня в расширительной цистерне.

2. При работе стояночного и утилизационного котла масло в системе циркулирует с помощью одного из циркуляционных насосов. Второй насос автоматически запускается при остановке первого, сигнал на запуск насос получает от датчиков расхода. Насос поддерживает давление масла в системе в пределах 9,6—10 бар.

3. Стояночный насос запускается и останавливается автоматически. Сигнал на запуск и остановку котла дают датчики температуры масла, Запускается котел при температуре масла 170° С, останавливается при температуре 180° С, предельная максимальная температура в эксплуатации 250° С. Значения температуры запуска и остановки котла можно оперативно регулировать.

4. На стоянке форсунка котла работает приблизительно 50% стояночного времени зимой и приблизительно 30% летом. Топливо перед топливным насосом топочного устройства греется постоянно до температуры, задаваемой заводской инструкцией.

5. На ходу утиль-котел работает постоянно, стояночный котел не работает. На малых нагрузках ГД, при недостатке тепла, стояночный котел может быть запущен. Температура масла при работе утиль-котла регулируется автоматическим клапаном подачи масла на теплообменный аппарат, работающий от системы охлаждения ГД. Количество охлаждающей воды на теплообменный аппарат также автоматически регулируется в зависимости от температуры масла.

6. Расход масла при подключении и отключении потребителей тепла автоматически регулируется байпасирующим клапаном с электроприводом. Сигнал на клапан поступает от датчиков расхода.

Контроль на вахте стояночного и утиль-котла.

Во время вахты необходимо контролировать на термомасляном стояночном котле:

1. Работу циркуляционного насоса.

2. Уровень масла в расширительной цистерне.

3. Давление и температуру масла в системе.

4. Отсутствие утечек масла.

5. Работу топочного устройства котла.

6. Уровень топлива в расходной цистерне топлива.

7. Отсутствие утечек топлива, температуру его нагрева.

8. Работу систем автоматики, АПС и защиты.

При работеутилизационного котланеобходимо контролировать то же самое, что и при работе стояночного котла, за исключением позиций, связанных с работой топочного устройства котла.

Защиты термомасляного стояночного и утилизационного котла.

1. Утечки масла при разрушении змеевиков. Сигнал подается датчиком уровня емкостного типа.

2. Уменьшение скорости движения масла в системе. Сигнал подается датчиком расхода.

3. Уменьшение или увеличение уровня масла в расширительной цистерне.

4. Остановка стояночного котла при достижении температуры масла установленного значения. Сигнал от датчика температуры масла.

5. Сброс масла из утиль-котла на маслоохладитель при достижении температуры масла установленного значения. Сигнал—отдатчика температуры масла.

6. Сброс масла из расширительной цистерне при пожаре (аварийный сброс). Сигнал—от системы пожарной сигнализации.

7. Защита топочного устройства обычная—по обрыву факела, по низкому давлению топлива, по открытию дверцы топочного устройства.

studopedia.su

Смотрите еще:

  • Земельный налог ставка крым Земельный налог в Крыму: сколько будут платить крымчане? Земельный вопрос Сегодня, по сведениям Росреестра, земельными участками владеют 150 тысяч крымчан. А наделов насчитывается 185 тысяч. – Базой для земельного налога будет […]
  • Таблица налогов в разных странах Таблица налогов в разных странах Составитель: Ольга Шкуренко Художник: Вера Жегалина Обложение по бразильской системе За последний год средние мировые налоговые ставки не претерпели значительных изменений. Страной с самой […]
  • Статье 2822 ук рф Правовые проблемы борьбы с религиозным экстремизмом Религиозно-мотивированные преступления экстремистской направленности в зависимости от способов выражения экстремизма в диспозициях норм уголовного закона могут быть […]
  • Штраф за распитие напитков несовершеннолетними Что может грозить заведению за распитие алкоголя несовершеннолетними в его стенах? Интересует ситуация продажи алкоголя в заведении. Если за столом сидит компания из 4 человек и 3 несовершеннолетних,1 […]
  • Пенсии подводников Правильность начисления пенсии Более 1000 военнослужащих и членов их семей получили ответы от военного юриста медиа группы Mil.Press. Если ваш вопрос связан с денежным довольствием, пенсионным обеспечением, жилищной проблемой или […]
  • Госпошлина спор о детях Государственная пошлина, уплачиваемая при подаче исковых заявлений по семейным спорам Государственная пошлина, подлежащая уплате при подаче искового заявления, а также встречного искового заявления по семейным спорам, рассматриваемым […]
  • Втб реестр акционеров Контакты и обратная связь Центральный офис: Полное наименование: Акционерное общество ВТБ Регистратор Сокращённое наименование: АО ВТБ Регистратор Юридический адрес: 127015, г. Москва, ул. Правды, д. 23 Фактический адрес: 127015, г. […]
  • Теребков аВ нотариус Теребков Алексей Владимирович Теребков Алексей Владимирович занимается нотариальной деятельностью с 2005-го года и числится в Московской городской нотариальной палате. Нотариус имеет статус действующего: есть Приказ о наделении […]